Научная статья на тему 'Немодельные договоры в современной правовой системе России'

Немодельные договоры в современной правовой системе России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1127
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМОДЕЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ / НЕПОИМЕНОВАННЫЕ ДОГОВОРЫ / КОНСИГНАЦИЯ / CONSIGNMENT / ДИСТРИБЬЮТОРСКИЙ ДОГОВОР / DISTRIBUTION AGREEMENT / ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / PERFORMANCE OF MARKET RESEARCH / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / LEGAL NATURE / МОДЕЛЬ ПРАВООТНОШЕНИЙ / MODEL OF LEGAL RELATIONS / РАЗРЕШЕНИЕ СПОРА / DISPUTE SETTLEMENT / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / LAW ENFORCEMENT PRACTICE / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / REGULATION / NON-MODEL CONTRACTS / NON-DEFINED CONTRACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Одегнал Екатерина Александровна, Анучкина Анна Дмитриевна

В современный период интеграции экономики РФ в мировую, сопровождающийся укреплением внешнеторговых отношений, происходит реформирование отечественного законодательства, однако многие проблемы в сфере регулирования договорных отношений между хозяйствующими субъектами, в том числе с иностранным элементом, остаются нерешенными. Некоторые востребованные в предпринимательской сфере договоры вообще не урегулированы действующим законодательством и представляют собой немодельные договоры. Они заключаются на основе принципа свободы договора, а также аналогий закона и права, что создает массу проблем при возникновении споров между сторонами договорных отношений. К числу таких договоров относятся договор консигнации, дистрибьюторский договор, договор на проведение маркетингового исследования. Отсутствие надлежащего правового регулирования отношений, возникающих из немодельных договоров, не позволяет достоверно установить правовую природу указанных сделок, их направленность, а в случае возникновения спора оперативно и корректно его разрешить. Немодельные договоры должны иметь второстепенное значение. По нашему мнению, к их числу должны относится те договоры, которые можно считать непопулярными разновидностями модельных (предусмотренных законодательством) договоров или очень редко заключаемые сделки, а не самостоятельные договоры, имеющие существенное значение для современного товарооборота. Закрепление в гражданском законодательстве правовых норм о рассмотренных договорах будет способствовать унификации правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-model contracts in the modern legal system of Russia

In the current period of economic integration of the Russian Federation into the world economy accompanied by strengthening of economic relations the reform of national legislation is being carried out but many problems in the sphere of regulating contractual relations between commercial entities including those involving a foreign element remain unsettled. Some contracts demanded in business sphere are not regulated at all by the current legislation and constitute non-model contracts. They are entered into on the basis of freedom of contract as well as that of analogy of statute and law which causes problems in case of disputes between parties to a contract. Among such contracts are contracts of consignment, distribution agreements and contracts on performance of market research. The absence of adequate legal regulation of relations arising out of non-model contracts precludes from conclusively establishing the legal nature of the given transactions, their purpose and in case of a dispute from promptly and correctly settling it. Non-model contracts must have marginal significance. In our opinion, among them there should be those contracts that may be considered unpopular varieties of model contracts (provided for by legislation) and contracts which are very rarely made, but not independent contracts which are highly important for current turnover. Inclusion into the civil legislation of legal rules of contracts examined above will assist the unification of law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Немодельные договоры в современной правовой системе России»

Е.А. Одегнал*, А.Д. Анучкина**

Немодельные договоры в современной правовой системе России

Аннотация. В современный период интеграции экономики РФ в мировую, сопровождающийся укреплением внешнеторговых отношений, происходит реформирование отечественного законодательства, однако многие проблемы в сфере регулирования договорных отношений между хозяйствующими субъектами, в том числе с иностранным элементом, остаются нерешенными. Некоторые востребованные в предпринимательской сфере договоры вообще не урегулированы действующим законодательством и представляют собой немодельные договоры. Они заключаются на основе принципа свободы договора, а также аналогий закона и права, что создает массу проблем при возникновении споров между сторонами договорных отношений. К числу таких договоров относятся договор консигнации, дистрибьюторский договор, договор на проведение маркетингового исследования. Отсутствие надлежащего правового регулирования отношений, возникающих из немодельных договоров, не позволяет достоверно установить правовую природу указанных сделок, их направленность, а в случае возникновения спора оперативно и корректно его разрешить. Немодельные договоры должны иметь второстепенное значение. По нашему мнению, к их числу должны относится те договоры, которые можно считать непопулярными разновидностями модельных (предусмотренных законодательством) договоров или очень редко заключаемые сделки, а не самостоятельные договоры, имеющие существенное значение для современного товарооборота. Закрепление в гражданском законодательстве правовых норм о рассмотренных договорах будет способствовать унификации правоприменительной практики.

Ключевые слова: немодельные договоры, непоименованные договоры, консигнация, дистрибьюторский договор, проведение маркетингового исследования, правовая природа, модель правоотношений, разрешение спора, правоприменительная практика, регламентация.

Правовая система РФ находится в постоянном развитии. Процесс реформирования права, начавшийся в середине 80-х гг. ХХ в., стал еще более интенсивным в связи с интеграцией России в мировую экономику, из-за которой возникла необходимость унификации отечественного законодательства с зарубежным. Существенные изменения в настоящее время происходят в сфере частного права, в первую очередь, гражданского. Многие гражданско-правовые институты получают более подробную регламентацию, но, несмотря на это, некоторые важные аспекты в сфере договорных отношений остаются неурегулированными.

В науке сложилось такое понятие, как «непоименованные договоры». Непоименованным является договор, в отношении которого в законодательстве не предусмотрено никакого позитив-

ного регулирования, даже если он и упоминался в каком-либо законе или ином нормативном правовом акте1.

На наш взгляд, следует классифицировать договоры по критерию их урегулирования правовыми нормами на модельные и немодельные. В качестве модельных следует рассматривать такие договоры, которые урегулированы нормами права, главным образом, гражданского, но не только самим ГК РФ2, но и другими законами.

1 См.: Батлер Е.А. Непоименованные договоры (некоторые вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 84.

2 ГК РФ (ч. 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, в ред. от

28.06.2013 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

© Одегнал Е.А., 2014

* Одегнал Екатерина Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского юридического института (филиал), Саратовская государственная юридическая академия. [katy1905@mail.ru]

369015, Россия, г. Черкесск, ул. Космонавтов, д. 100. © Анучкина А.Д., 2014

** Анучкина Анна Дмитриевна — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, Северо-Кавказский федеральный университет (филиал в г. Пятигорске). [anna.anuchkina@mail.ru]

357500, Россия, г. Пятигорск, пр-т. 40 лет Октября, д. 56.

Соответственно, немодельными следует считать договоры, не урегулированные правовыми нормами. К их числу можно отнести как договоры, которые вообще ни в каком нормативном правовом акте не указаны, так и договоры, имеющие сходные черты с какими-либо из модельных договоров, но не до степени смешения, и не имеющие своего легального названия и правовой регламентации. Немодельными следует считать также смешанные договоры, сочетающие элементы разных модельных договоров. Таких сделок огромное количество в силу того, что ГК РФ содержит принцип свободы договора, позволяющий заключать договоры, не предусмотренные законом или иными правовыми актами и не противоречащие им3.

Немодельные договоры восполняют пробелы правового регулирования договорных отношений. Соглашением сторон определяются условия, не предусмотренные нормативными правовыми актами, или сочетание условий различных договоров, предусмотренных правовыми нормами.

Возможно, кто-то считает, что в гражданском праве все договоры и так достаточно подробно урегулированы. При этом невольно возникает вопрос о том, зачем же в настоящее время вносятся изменения в ГК РФ. Мы полагаем, что для некоторых договоров, имеющих существенное значение для гражданско-правового оборота и предпринимательской деятельности, требуется нормативно-правовая регламентация. К их числу можно отнести известный еще в дореволюционной России, применяемый в настоящее время как внутри страны, так и в сфере международных предпринимательских отношений, договор консигнации и не менее важные договоры на проведение маркетинговых исследований и дистрибьюторские договоры.

Договор консигнации представляет собой смешанный договор, сочетающий условия договоров хранения и комиссии, поставки и комиссии, хранения и агентского договора, хранения и дистрибьюторского договора. У разных авторов свои подходы. Суть договора сводится к тому, что консигнант — владелец товара передает его на консигнационный склад консигнатору, который в течение определенного времени хранит товар и продает, за что получает вознаграждение. В зависимости от условий конкретной сделки, договор консигнации может сочетать в себе разные элементы из вышеуказанных договоров.

Широко распространенным является мнение о том, что договор консигнации является разновидностью договора комиссии, только применя-

ется он во внешнеэкономических отношениях4. Применение консигнации преимущественно во внешней торговле позволяет произвести оплату таможенных пошлин, а также налогов непосредственно в связи с фактической продажей товара5. Таким образом, стороны договора консигнации являются резидентами различных государств, однако при отсутствии законодательного регулирования данного аспекта можно говорить, что это следует из практики заключения данного договора. Поэтому, если заключить договор консигнации без иностранного элемента, это обстоятельство никак не повлияет на действительность сделки.

По нашему мнению, иностранный элемент (зарубежный партнер или перемещение товара через границу) не влияет на существо рассматриваемой сделки, поэтому договор консигнации может иметь место при заключении договора о хранении на складе и продаже товара между отечественными предпринимателями.

Председатель 4-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области К.И. Забоев, описывая особенности и разновидности договора комиссии, приводит интересный пример толкования Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ условий договора, когда в качестве договора купли-продажи Президиум ВАС расценил договор, по которому одна сторона приняла от другой товар и обязалась оплачивать его по мере реализации, но не позднее определенного срока, по истечении которого товар подлежал оплате, даже не будучи реализованным.

Однако в другом деле, по обстоятельствам которого сторонами был заключен договор, в силу которого ответчик обязался по поручению истца за вознаграждение совершить от своего имени за счет последнего сделки по продаже имущества до истечения согласованного сторонами срока, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ квалифицировал заключенный сторонами договор как договор комиссии и отказал в иске о взыскании стоимости нереализованного товара и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в результате просрочки оплаты6. Данные примеры как нельзя лучше иллюстрируют потребность внутреннего гражданского оборота в регламентации договора консигнации как вида комиссии, в рамках которого могут быть

3 См.: П. 2, п. 4 ст. 421 ГК РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, в ред. от 02.07.2013 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4 См.: Путинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2009. С. 170; Вилвока Н.Г. Договорное право в международном обороте. URL: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=1216.

5 См., например, письмо Государственной налоговой службы РФ № ЮУ-6-06/302 и Министерства финансов РФ № 04-03-08 от 30.08.1993 г. «О порядке уплаты налогов при реализации на условиях консигнации ввозимых из-за границы товаров» // СПС «Консультант Плюс»

6 См.: П. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2004 № 85.

урегулированы описанные права и обязанности сторон7.

М.А. Зинковский отмечает, что договор консигнации в большинстве случаев опосредует отношения продавца (поставщика, консигнанта) и покупателя (консигнатора, дистрибьютора) — субъектов предпринимательской деятельности, поэтому к нему применимы положения ГК РФ о договоре поставки. В этом договоре как разновидности посреднических сделок содержатся элементы договора комиссии. Как правило, он имеет признаки договора хранения (когда товар хранится на складе у третьих лиц, покупателя, дистрибьютора и т.д.). Консигнатор в ряде случаев выступает как ответственный хранитель. Договор консигнации может содержать элементы соглашения об оказании услуг (маркетинг, мониторинг рынка, услуги команды торговых представителей, транспортная экспедиция, доставка и логистика и т.д.)8. Полагаем, что позиция Зинковского в полной мере отражает многоликость договора консигнации, сложность которого усугубляется тем, что в законодательстве отсутствуют не только четкие критерии данного договора, но и таких его элементов, как проведение маркетингового исследования, оказания услуг дистрибьютора и логиста.

А.С. Шаповаленко отмечает, что договор консигнации относится к числу посреднических договоров9. Разделяем данную позицию и считаем, что существуют всевозможные комбинации из вышеуказанных договоров, суть которых сводится к консигнации, которую следует рассматривать как услугу.

Договор может носить любое название согласно принципу свободы договора10. Может быть договор поставки на условиях консигнации11.

Получается интересная ситуация, характеризующаяся наличием практики заключения немодельных договоров и развития отношений, возникающих из них, в том числе разрешений споров, а также признанием данных договоров наукой, и отсутствием их законодательного регулирования, не в полной мере восполняемым правовыми аналогиями.

Для разрешения такой непростой ситуации с определением правовой природы договора кон-

7 См.: Забоев. К.И. Комиссия // Электронный журнал Арбитражного суда Свердловской области. 2011. № 4. С. 132-133. URL: http://www.ekaterinburg.arbitr.ru/files/_4_1_0.pdf

8 См.: Зинковский М.А. Договор консигнации в торговой практике // Хозяйство и право. 2010. № 7. С. 40.

9 См.: Шаповаленко А.С. Агентский договор в системе посреднических сделок в российском гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. С. 9.

10 См.: ст. 421 ГК РФ (ч. 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, в ред. от 02.07.2013 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

11 См.: Примерная форма договора поставки на условиях

консигнации // СПС «Гарант»

сигнации, его применением на практике и разрешением возможных споров, по нашему мнению, следует в гл. 51 ГК РФ «Комиссия» включить ст. 990.1 «Договор консигнации», содержащую его особенности, по сравнению с общими положениями о договоре комиссии, подобно тому, как в ст. 501 ГК РФ определена специфика договора найма-продажи по отношению к договорам розничной купли-продажи.

Договор консигнации может содержать элементы другого немодельного договора — дистрибьюторского. Слово «дистрибьютор» стало общеупотребительным, однако его юридическое значение не определено. Дистрибьютор — это лицо или учреждение, занятое размещением на рынке сбыта товаров, производимых каким-либо предприятием, фирмой12. Дистрибьюторами называют себя лица, реализующие продукцию по системе сетевого маркетинга. Однако это некорректно, так как между физическим лицом и компанией в таком случае заключается либо договор купли-продажи с особой ценой, ниже цены розничной продажи, рекомендуемой производителем, либо договор оказания услуг по продвижению на рынке товаров без четких критериев ответственности, без сроков оказания услуги, без документального отражения условий получения прибыли от выполнения плана продаж и привлечения в компанию новых лиц, желающих осуществлять деятельность в сетевом маркетинге.

Дистрибьютором в коммерческом обороте является лицо, которое на основании дистрибьюторского договора оказывает услуги по продвижению товара иностранного производителя на отечественном рынке. В Типовом дистрибьюторском контракте Международной торговой палаты (далее — МТП)13 обозначены следующие условия договора:

- поставщик обеспечивает дистрибьютору привилегированное положение на данной территории (обычно это исключительное право на покупку товаров у данного поставщика);

- такие взаимоотношения должны существовать в течение определенного периода с целью создания условий для сотрудничества, которое носит не эпизодический, а длящийся характер;

- как правило, дистрибьютор воздерживается от размещения конкурентных товаров других производителей;

- дистрибьютор практически всегда осуществляет сбыт товаров под товарными знаками поставщика.

Дистрибьюторский договор — это договор, по которому одна сторона (дистрибьютор) в рам-

12 См.: Толковый словарь иноязычных слов. URL: http:// slovari.yandex.ru

13 Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный импортер-дистрибьютор. М., 1996. С. 8.

ках ведения предпринимательской деятельности обязуется в течение определенного договором времени осуществлять и организовывать продвижение и распространение товара на определенной территории. Для этого она, в частности, будет приобретать этот товар у другой стороны (поставщика), а поставщик обязуется поставлять товар дистрибьютору и обеспечивать ему привилегированное положение на данной территории. Дистрибьюторский договор может содержать обязательства сторон не конкурировать на указанной территории14.

Дистрибьюторский договор носит самостоятельный характер. В литературе встречаются высказывания, согласно которым дистрибьюторский договор отличается: а) от договора поставки — дальнейшим вмешательством продавца в дела покупателя; б) от агентского договора — деятельностью дистрибьютора в собственных интересах; в) от договора коммерческой концессии — тем, что дистрибьютор имеет интерес в извлечении прибыли не от использования исключительных прав, а от продажи определенных товаров15; г) от договора возмездного оказания услуг — тем, что услуги в рамках дистрибьюторского договора сами по себе не опла-чиваются16.

Говоря о квалификации дистрибьюторского договора в судебной практике, М.В. Мозгов отмечает, что при решении вопроса о применении к дистрибьюторскому договору тех или иных правовых норм в судебной практике встречаются две основные позиции.

1) Дистрибьюторский договор квалифицируют на основе поименованных в ГК РФ сделок. В результате к договору применяют нормы ГК РФ о поставке, агентировании, коммерческой концессии, оказании услуг. Кроме того, в рамках данного подхода можно выделить случаи, когда дистрибьюторский договор квалифицируют как смешанный и применяют к нему перечисленные нормы в соответствующей части.

2) Дистрибьюторский договор признают самостоятельной разновидностью на основании норм о свободе договора, то есть квалифицируют в качестве непоименованного в ГК РФ. В результате к такому договору применяют только общие нормы ГК РФ о договорах, обязательствах и сделках.

Оба подхода имеют свои недостатки. Первый подход содержит в себе применение различных элементов договоров, поименованных в ГК РФ, однако позиция суда может оказаться принципиально не соответствующей тому, что стороны

14 См.: Борисова А.Б. Дистрибьюторский договор // Журнал российского права. 2005. № 3. С. 56-64.

15 См.: Руденко А.В. О дистрибьюторском договоре // Юрист. 2006. № 8. С. 30-31.

16 См.: Борисова А.Б. Указ. соч.

имели в виду, заключая договор. Можно в самом тексте сделки указать, какие именно положения дистрибьюторского договора регулируются нормами ГК РФ о том или ином договоре. Проблема с применением правовых норм снимается, но возникает другая, связанная с тем, что дистрибьюторский договор подразумевает, что дистрибьютор продвигает на отечественном рынке товар иностранного производителя, поэтому связать дистрибьюторский договор с нормами отечественного гражданского законодательства можно в том случае, если рассмотрение споров по договору предполагается в Российской Федерации.

Применение второго подхода представляет собой наиболее общее абстрактное понимание договора, не отражающее его правовую сущность.

Как и в случае с вышеописанным договором консигнации, применительно к дистрибьюторскому договору можно говорить о том, что отсутствие в данном договоре иностранного элемента не повлечет его недействительность, так как не исключено, что российский производитель заключит договор с российским предпринимателем или организацией о продвижении товара на том или ином рынке.

В силу того, что дистрибьюторские договоры широко распространены и перспективны, в законодательстве следует закрепить определение, предмет, существенные условия и ответственность по дистрибьюторскому договору, то есть создать его модель. Без надлежащей правовой регламентации дистрибьюторский договор затруднительно отличить от другого немодельного договора — дилерского, который применительно к товару (но не к ценным бумагам) предполагает реализацию продукции неким посредником и очень схож с договором комиссии, но с определенными ограничениями, в том числе по территории продаж и по выбору контрагентов дилером. Позиция В.М. Мозгова о необходимость введения в ГК РФ главы, посвященной дистрибьюторским договорам, на наш взгляд, объективна, и ее воплощение в правовом регулировании способно гармонизировать товарооборот, привести его к определенности и единству. При этом следует учесть, что появление в ГК РФ главы о дистрибьюторском договоре не должно нарушить логичную структуру ч. 2 ГК РФ.

Востребованным и не нашедшим прямого регулирования в гражданском законодательстве является договор на проведение маркетингового исследования.

Данная сделка относится к числу договоров, содействующих торговле, так как заказчик исследования получает важную информацию, применение которой способно увеличить его прибыль.

Б.И. Пугинский отмечает17, что в развитых странах в маркетинговой деятельности занято более 1/4 работников хозяйственной сферы, а по данным американской статистики, затраты на маркетинг составляют до 50% конечной цены многих видов товаров.

От правильного понимания существа подобной сделки зависит достижение цели самого маркетингового исследования. Данное исследование может охватывать как локальные и региональные рынки того или иного товара, так и мировой рынок в целом. Перед маркетологом стоит задача не просто изучить ситуацию на рынке, а представить заказчику практически применимую, объективную информацию. Таким образом, договор на проведение маркетингового исследования следует относить не к договору на оказание услуг, а к договору на выполнение работ. Участника товарооборота, заказавшего проведение маркетингового исследования, интересует не общеизвестная информация, а получение профессионального заключения (отчета) о состоянии рынка того или иного товара на определенной территории.

Маркетинговое исследование заключается, прежде всего, в анализе существующего и возможного спроса, а также в изучении того, насколько этот спрос уже удовлетворен и того, что необходимо сделать для увеличения спроса.

Российский рынок постсоветского периода развивался и продолжает развиваться зачастую хаотично. Не многие товаропроизводители могут позволить себе проведение маркетингового исследования. Кроме того, в России недостаточно специалистов, способных квалифицированно выполнить данную работу. Решение проблемы усложняется отсутствием законодательного регулирования этой сферы деятельности и отсутствием какого-либо контроля за ней.

Сравнивая маркетинговые исследования с оценочной деятельностью, следует отметить, что в отношении последней применяется специальный закон18. Ст. 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержит обязательные требования к договору на проведение оценки. В ней содержится перечень информации, которая должна содержаться в отчете оценщика. В ст. 11 указанного закона говорится о том, что отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. При этом нигде не говорится о том, является ли проведение оценки работой или это услуга, оказываемая оценщиком.

17 См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2011. С. 208.

18 Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 (в ред. 23.07.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3813; 2013. № 30 (Ч. I). Ст. 4082.

К сожалению, бывают случаи, когда лица, не сведущие в гражданском праве, самостоятельно составляют текст договора, некорректно сочетая в нем элементы сделок с различной правовой природой. В подобных ситуациях применительно к оценочной деятельности существуют сделки, в одной части которых оценка описывается как услуга, а в другой как работа.

Можно сказать, что при исполнении договора на проведение маркетингового исследования должен составляться достоверный отчет, кроме того, заказчик должен иметь возможность предъявления претензий по поводу качества исследования. Однако это лишь мнение, так как договору о проведении маркетингового исследования в законодательстве не уделено должного внимания.

Договор на проведение маркетинговых исследований не совпадает ни с одним из существующих в современном гражданском законодательстве договором, при этом следует отметить его небольшую схожесть с договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, предусмотренным § 4 гл. 37 ГК РФ. Учитывая значение данного договора для товарооборота и его потенциал, в том числе в условиях интеграции российской экономики в мировую, можно сказать, что он имеет стратегическое значение, так как обеспечение экономической безопасности и экономического суверенитета — основные задачи, стоящие перед государством. Поэтому следует в гл. 37 ГК РФ «Подряд» добавить § 4.1 «Договор на проведение маркетингового исследования» или «Договор на выполнение работ по проведению маркетингового исследования»

Немодельные договоры должны иметь второстепенное значение. По нашему мнению, к их числу должны относиться те договоры, которые можно считать невостребованными разновидностями смешанных договоров, а не самостоятельные договоры, имеющие существенное значение для современного товарооборота. Закрепление в гражданском законодательстве правовых норм о рассмотренных договорах будет способствовать унификации правоприменительной практики.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что гражданское право регулирует различные отношения, при этом основанием для возникновения большинства обязательств является договор. В современных условиях юридическая практика порой опережает законотворчество, поэтому для стабильного развития гражданско-правовых отношений очень важно, чтобы востребованные договоры получили надлежащее правовое регулирование, а заключение немодельных договоров стало бы редким исключением, а не целой сферой деятельности.

Библиография:

1. Батлер Е.А. Непоименованные договоры (некоторые вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 183 с.

2. Борисова А.Б. Дистрибьюторский договор // Журнал российского права. 2005. № 3. С. 56—64.

3. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2006. 510 с.

4. Забоев К.И. Комиссия // Электронный журнал Арбитражного суда Свердловской области. 2011. № 4. С. 132133. URL: http://www.ekaterinburg.arbitr.ru/files/_4_1_0.pdf

5. Зинковский М.А. Договор консигнации в торговой практике // Хозяйство и право. 2010. № 7. С. 40—41.

6. Мозгов М.В. Квалификация и правовое регулирование дистрибьюторских договоров: предложения по изменению законодательства // Арбитражная практика. 2009. № 10. С. 15—18.

7. Пугинский Б.И. Коммерческое право России: учеб. М., 2011. 354 с.

8. Руденко А.В. О дистрибьюторском договоре // Юрист. 2006. № 8. С. 30—31.

9. Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный импортер-дистрибьютор / МТП, ТПП, РФ. М., 1996. 144 с.

10. Шаповаленко А.С. Агентский договор в системе посреднических сделок в российском гражданском праве: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. 23 с.

References (transliteration):

1. Batler E.A. Nepoimenovannye dogovory (nekotorye voprosy teorii i praktiki): dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. 183 s.

2. Borisova A.B. Distrib'yutorskii dogovor // Zhurnal rossiiskogo prava. 2005. № 3. S. 56—64.

3. Vilkova N.G. Dogovornoe pravo v mezhdunarodnom oborote. M., 2006. 510 s.

4. Zaboev K.I. Komissiya // Elektronnyi zhurnal Arbitrazhnogo suda Sverdlovskoi oblasti. 2011. № 4. S. 132—133. URL: http://www.ekaterinburg.arbitr.ru/files/_4_1_0.pdf

5. Zinkovskii M.A. Dogovor konsignatsii v torgovoi praktike // Khozyaistvo i pravo. 2010. № 7. S. 40—41.

6. Mozgov M.V. Kvalifikatsiya i pravovoe regulirovanie distrib'yutorskikh dogovorov: predlozheniya po izmeneniyu zakonodatel'stva// Arbitrazhnaya praktika. 2009. № 10. S. 15-18.

7. Puginskii B.I. Kommercheskoe pravo Rossii: ucheb. M., 2011. 354 s.

8. Rudenko A.V. O distrib'yutorskom dogovore // Yurist. 2006. № 8. S. 30-31.

9. Tipovoi distrib'yutorskii kontrakt MTP. Monopol'nyi importer-distrib'yutor / MTP, TPP, RF. M., 1996. 144 s.

10. Shapovalenko A.S. Agentskii dogovor v sisteme posrednicheskikh sdelok v rossiiskom grazhdanskom prave: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2003. 23 s.

Материал поступил в редакцию 19 января 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.