Воронова Т.И.
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
Аннотация. В статье рассмотрено многообразие видов и классификаций торговых посредников. В том числе обозначена классификация торговых посредников по их роли в процессе товародвижения, по объему выполняемых функций. Описаны наиболее актуальные, по мнению автора, типы торговых посредников. Ввиду отсутствия в литературе разделения предприятий по базовым товарным группам, формирующим основу ассортимента, автором предложена к рассмотрению новая классификация посреднических предпринимательских структур оптовой торговли потребительскими товарами в зависимости от базовых категорий товаров, формирующих их ассортимент и определяющих бизнес-формат торговли.
Ключевые слова. Оптовая торговля, классификация торговых посредников, форматы торговли.
Voronova T.I.
MODERN CLASSIFICATION OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES OF WHOLESALE TRADE IN THE CONSUMER MARKET
Abstract. The article describes the types and classification of resellers. Reseller classification is described on their role in the process of physical distribution, on volume of the function performed. Describe the most relevant, according to the author, types of resellers. Due to the fact that there is no classification of enterprises in the literature by product groups, forming the basis of the assortment, the author proposed a new classification of resellers, depending on the basic categories of goods that generate their range and define business-trade format.
Keywords. Wholesale, reseller classification, trade formats.
Одним из приоритетов политики социально-экономического развития Российской Федерации является повышение качества жизни населений. Улучшение жизни населения находится в прямой зависимости от качества оказываемых услуг и качества товаров ежедневного потребления. В этой связи Правительством Российской Федерации приоритетом признано развитие сферы торговли, в частности, создание такой товаропроводящей системы, которая обеспечила бы эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая и ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) [2].
Многообразие видов и классификаций торговых посредников определено потребностями рынка, на котором эти посредники играют свою роль. Классификация торговых посредников по наиболее важным, по мнению автора, признакам приведена на рисунках 1-5. В основу классификации положена классификация предприятий торговли, приведенная в ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» [1] и в учебной литературе [3, 4]:
ГРНТИ 06.71.15 © Воронова Т.И., 2017
Татьяна Игоревна Воронова - аспирант кафедры торгового дела и товароведения Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 186-62-50. E-mail: t-voronova.spb@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 22.08.2017 г.
1) магазин-склад - универсальное оптовое или мелкооптовое торговое предприятие, с широким ассортиментом продовольственных или непродовольственных товаров. Реализация товара происходит преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры) крупными (относительно крупными) партиями;
2) центр оптовой (мелкооптовой) торговли - универсальное торговое предприятие, с широким ассортиментом продовольственных или непродовольственных товаров, в том числе под собственными торговыми марками. Отличительной особенностью такого типа оптовых (мелкооптовых) предприятий является то, что в торговом зале размещается товар в соответствующей, готовой к транспортировке, упаковке и оптовой расфасовке. Здесь же располагается образец товара с подробным описанием;
3) общетоварный склад - может быть специализированным или неспециализированным по функциям и ассортименту. Степень специализации определяется наличием зон складирования с определенными температурными и иными требованиями. Выполняет исключительно функции складирования товара клиентов;
4) торговый дом - неспециализированное оптовое торговое предприятие, с комбинированным ассортиментом товаров. В той или иной степени, торговый дом интегрирован в сферу производства и финансов. Выступает как добровольный ассоциативный союз производственных, транспортных, торговых, банковских, страховых организаций;
5) компании «eash-and-саггу» - неспециализированные предприятия мелкооптовой торговли, которые торгуют ограниченным ассортиментом наиболее ходовых товаров, продают их мелким розничным торговцам. Как правило, не занимаются доставкой. Дословный перевод - «плати и уноси». Многие магазины cash-and-carry продают товар не только магазинам, но и обычным покупателям.
По объему выполняемых функций (оказываемых клиенту услуг)
Универсальные Выполняют достаточно широкий комплекс услуг для клиентов (логистика, реклама, формирование ассортимента)
Специализированные Выполняют определенные функции или их набор (агенты, аукционы)
Рис. 1. Классификация торговых посредников по объему выполняемых функций
По типам предприятий оптовой торговли
Общетоварный склад
Торговый дом
Магазин «Кэш энд Кэрри»
Рис. 2. Классификация торговых посредников по типам
Помимо приведенной классификации, возможно выделение торговых посредников по типу выполняемых ими функций:
1) дилер представляет интересы конкретного производителя. При этом между производителем и дилером заключается договор, в котором прописаны основные обязанности по продвижению продукции. Клиентами дилера могут выступать как оптовые, так и розничные покупатели;
2) дистрибьютор действует от своего имени, обладает собственными каналами сбыта продукции, работает с такими же, как и он, посредниками. Дистрибьютор может иметь эксклюзивное право продажа товара производителя на конкретной территории;
3) брокер - это посредническое лицо между двумя заинтересованными сторонами. Брокер выступает от имени клиента и получает доход в виде комиссионного вознаграждения;
118
Воронова Т. И.
4) агенты - выделяют промышленных, сбытовых, торговых агентов. Суть их работы заключается в содействии заключению сделок в интересах клиента. Получают доход в виде вознаграждения по трудовому контакту с заказчиком;
5) консигнатор получает от клиента товар на свой склад и продает его от своего имени, но за счет клиента к определенному сроку;
6) комиссионер - продает товар комитента (владельца товара), действует на основании договора комиссии.
По роли в процессе товародвижения
Независимые Действуют от своего имени и за свой счет, приобретают право собственности на товар (оптовые торговцу, дилеры, дистрибьюторы)
Формально независимые посредники Юридически самостоятельное предприятие, но связанное с конкретным производителем через систему договоров. Является частью производственно-сбытовой цепи промышленного предприятия
Зависимые Не приобретают право собственности на товар, работают на основе трудовых соглашений, доход получают в форме комиссионного вознаграждения. Их рольсводится к коммерческому представительству, (брокеры, агенты, консигнаторы, комиссионеры)
Организаторы оптового оборота Создают условия для совершения сделок другими юридическими ЛИЦАМИ. (биржи, ярмарки, аукционы, склады гарантийного хранения, тр ансп ортно-экспедицио иные ко мп ании)
Рис. 3. Классификация торговых посредников по роли в процессе товародвижения
Рис. 4. Основные сферы деятельности торговых посредников
По торговым группам (форматам)
пмсв 1\1оп-РМСв Р1У ИОКЕСД
Рис. 5. Классификация торговых посредников по товарной специализации
В литературе [1, 3, 4] определено разделение предприятий оптовой торговли по сферам деятельности, однако не рассматриваются их группировки (классификации) по базовым товарным группам, формирующим основу ассортимента. Отсутствие такой классификации предпринимательских структур оптовой торговли на рынке потребительских товаров является серьёзным упущением, так как современные бизнес-форматы торговли строятся на основе определенного категорийного (товарного) баланса для формирования конкурентоспособного торгового предложения, отвечающего на потребительский спрос с учетом его характеристик (в первую очередь, по частоте предъявления: повседнев-
ный, периодический, эпизодический спрос). В этой связи, по мнению автора, следует предложить к рассмотрению новую классификацию посреднических предпринимательских структур оптовой торговли потребительскими товарами в зависимости от базовых товарных групп (категорий товаров), формирующих их ассортимент и определяющих бизнес-формат торговли (рисунок 5):
1) сегмент FMCG (fast moving consumer goods - можно перевести как «быстро оборачиваемые потребительские товары»). В этот сегмент включены товары повседневного спроса, регулярно используемые в личном потреблении людей. К этой группе относят продукты питания, бытовую химию, косметику и т.д.
2) non-FMCG - товары предварительного выбора, которые не используются регулярно в личном потреблении. Их потребление растянуто во времени, а срок использования длительный. К этой группе относится бытовая техника, мебель, одежда, автомобили и т.д.;
3) DIY (англ. аббревиатура от "Do It Yourself' - сделай сам) - товары для обустройства дома. На сегодняшний день под DIY-сетями понимают строительные гипермаркеты с широким ассортиментом товаров - от сухих смесей, гвоздей до сантехники, освещения и товаров для обустройства дома;
4) HORECA - товары для сферы гостеприимства (общественного питания и гостиничного хозяйства). Название «HoReCa» происходит от первых двух букв в словах Hotel, Restaurant, Cafe/Catering (отель - ресторан - кафе/кейтеринг).
Оптовая торговля может быть охарактеризована как сектор экономики, в котором степень специализации постоянно растет. В действительности, установившееся разнообразие в оптовой торговле чрезвычайно велико. Такое разнообразие предлагает покупателям и продавцам выбор различных каналов, подсказанных такими соображениями, как размер, уровень сегментирования рынка, финансовая сила, предлагаемые услуги и выбранный метод работы. Оно также обусловливает интенсивность маркетингового потока или функциональную мобильность, когда любая функция, осуществляемая на уровне оптовой торговли, может быть передана от одного типа агентства к другому.
При анализе каналов важно понимать, какие специфичные роли различные оптовики исполняют, чтобы, когда канал проектируется или корректируется, можно было выбрать подходящий тип организации. Значимой информацией в этом смысле является то, участвует ли оптовик во всех или только в нескольких маркетинговых потоках (физическое владение, собственность, стимулирование, переговоры, финансы, риск, заказ и оплата).
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ Р 51773-2009. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли.
2. Приказ Минпромторга России № 2733 от 25.12.2014 г. «Об утверждении стратегии развития торговли
в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года».
3. Голиков Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент, маркетинг, логистика, финансы, безопасность. М.: Экзамен,
2004.
4. Киселева Е.Н., Буданова О.Г. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения.
М.: Вузовский учебник, 2008.