У банков есть несколько способов зарабатывать деньги, помимо прикарманивания разницы (или спреда) между процентами, которые они выплачивают по депозитам и заемным деньгам, и процентами, которые они получают от заемщиков или ценных бумаг, которыми они владеют. Они могут зарабатывать на:
- доход от ценных бумаг, которыми они торгуют;
- плата за обслуживание клиентов, такое как расчетные счета, финансовые и инвестиционные банковские услуги, обслуживание кредитов, а также создание, распространение и продажа других финансовых продуктов, таких как страхование и взаимные фонды.
Банки зарабатывают в среднем от 1 до 2 процентов своих активов (кредиты и ценные бумаги). Это обычно называют прибылью банка на активы.
Банки также играют центральную роль в проведении денежно-кредитной политики, один из важнейших инструментов правительства для достижения экономического роста без инфляции. Центральный банк контролирует денежную массу на национальном уровне, а банки содействуют движению денег на рынках, на которых они работают. На национальном уровне центральные банки могут сокращать или увеличивать денежную массу, повышая или снижая требования к банковским резервам и покупая и продавая ценные бумаги на открытом рынке с банками в качестве ключевых контрагентов в сделках. Банки могут сократить денежную массу, разместив больше депозитов в качестве резервов в центральном банке или увеличив свои запасы других форм ликвидных активов — тех, которые можно легко конвертировать в наличные, практически не влияя на их цену. Резкое увеличение банковских резервов или ликвидных активов — по любой причине — может привести к «кредитному кризису» за счет сокращения суммы денег, которую банки должны ссужать, что может привести к повышению стоимости заимствований, поскольку клиенты платят больше за более скудные банковские средства. Кредитный кризис может повредить экономическому росту. Список использованной литературы:
1. Айдарханов М. Основы экономической теории. Учебник. М.: Фолиант. 2017. 432 с.
2. Бойко Мария Азы экономики. Учебник. М.: Книга по Требованию. 2015. 472 с.
3. Борисов Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.
4. Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с.
5. Глухов В., Балашова Е. Экономика и менеджмент в инфокоммуникациях. СПб.: Питер. 2012. 272 с.
© Акыева Г, Гурбангелдиева А. 2023
УДК 33
Аллакулыева Сона
Студент факультета маркетинг Туркменский государственный институт экономики и управления
г. Ашхабад, Туркменистан
ВИДЫ БЫТОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Аннотация
В данной статье представлен краткий обзор видов экономических коммуникаций. Также
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»
ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470
№4 / 2023
описаны виды экономических отношений в торгово-промышленной сфере и их значение в экономике страны.
Ключевые слова:
хозяйственные отношения, экономика, Министерства финансы, договор, страхование, торгова.
Allakulyyeva Sona
Student of the Faculty of Marketing Turkmen State Institute of Economics and Management
Ashgabat, Turkmenistan
TYPES OF HOUSEHOLD COMMUNICATIONS Abstract
This article provides a brief overview of the types of economic communications. It also describes the types of economic relations in trade and industrial sectors and their importance in the economy of the country.
Keywords:
economic relations, economics, ministries of finance, contract, insurance, trade.
Хозяйственные отношения между предприятиями и учреждениями возникают при купле-продаже сыпучих товаров. Основанием для этого является наличие в управлении экономикой страны таких экономических категорий, как стоимость товаров, денег и цена.
Различные виды отношений, возникающих между грузоотправителями и грузополучателями при купле-продаже товаров, называются экономическими отношениями. Экономические отношения планируются и анализируются Министерством финансов и экономики Туркменистана.
При купле- продаже сыпучих товаров грузоотправителями в большинстве случаев выступают производственные предприятия, предприятия крупной оптовой торговли, а грузополучателями -торговые фирмы, предприятия продовольственной торговли, районные покупательские общества, государственные торговые предприятия и другие.
Экономические отношения между торгово-промышленными предприятиями могут быть следующих видов:
- составление договора поставки по купле -продаже товара;
- установление финансовых контактов;
- проведение контроля качества товара;
- организация торговых ярмарок;
- выполнение заказов покупателей и др.
Договор купли -продажи товаров является основной формой экономических отношений, устанавливаемых между торговыми и производственными предприятиями. Договор купли -продажи товаров является юридическим документом, и в нем полностью описаны обязанности и права грузоотправителей и грузополучателей в отношении поставки товаров. Договор купли-продажи товаров (далее договор) должен быть заключен в письменной форме и его содержание должно быть ясным.
Срочные контракты могут быть краткосрочными (до одного года) или долгосрочными (несколько лет). Составление договора между грузоотправителями и грузополучателями укрепляет экономические отношения и повышает ответственность сторон. По договору стороны несут
ответственность в случае неисполнения своих обязательств. Содержание договора должно включать следующую информацию:
- наименование сторон договора, т.е. какая компания, организация, фирма и т.п. являются покупателем и продавцом. выполняет;
- предмет договора;
- краткие наименования товаров, виды контрактов, стандартные, бартерные, встречные и т.п.;
- условия и срок поставки товара;
- количество карт
- количество, пара, набор и другие виды количества;
- общая стоимость товара и контракта.
Существует разница между общей ценой товара и общей ценой контракта.Помимо общей цены товара, в общую цену контракта также входят транспортные расходы, страхование, таможенные сборы;
- условия оплаты товара;
- виды оплаты, такие как наложенный платеж, телеграф, тратто, банковская гарантия, оплата кредитной картой и т. д.
Время покупки может не совпадать с моментом оплаты;
-упаковка и маркировка товаров. Грузоотправитель гарантирует грузополучателю качество своего товара в соответствии со стандартом;
-страхование - страхование договоров здесь является добровольным. При страховании груза в качестве страхового взноса страхуется 10% от общей стоимости груза . Это приводит к увеличению стоимости доставки на 10%.
Форс-мажорные обстоятельства, такие как землетрясения, наводнения, ураганы, эпидемии, военные действия и другие обстоятельства, могут помешать исполнению договора. В таких случаях договор считается «утратившим силу».
В случае неисполнения договора в процессе торговли уплачивается штраф (полный). Его размер и сроки согласовываются сторонами при составлении договора. В международной практике обычно применяются штрафы в следующих размерах. Например, за несвоевременную доставку товара:
- при опоздании оговоренной покупки от 1 дня до 30 дней, в этом случае 0,05% от общей стоимости просроченной отгрузки за каждый день просрочки;
- 0,08% при договоренности от 30 до 60 дней;
- если договор более 60 дней, то - 0,12%.
Этот штраф начисляется за сутки и штраф вычитается из общей стоимости отправления. Общий штраф за несвоевременную доставку товара не должен превышать 8% . При отправке товара в Zaya размер штрафа 20%, товар возвращается. - порядок решения спорных вопросов; - иные условия договора.
В период рыночной экономики, когда устанавливаются договорные отношения между торговыми и производственными предприятиями, увеличивается спрос и предложение предприятий. Создана большая возможность для торговых предприятий воздействовать на производственные предприятия через договорные отношения с целью удовлетворения потребностей населения в видах и качестве товаров . Непосредственная связь между торговыми и промышленными предприятиями имеет большое значение в улучшении экономических отношений. Прямая связь торгово-производственных предприятий: - согласование видов товаров; - вопросы цены и оплаты товара;
- обеспечивает быстрое решение вопросов по упаковке товара.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»
ISSN (p) 2411-717X I ISSN (e) 2712-9470
№4 I 2023
Список использованной литературы:
1. Закон Туркменистана «О торговле», 2016 г.
2. Атаев Ч. А., Ходжаназарова С. К., Кадыров К. Х. Маркетинг, Книга I. - А.: Туркменская государственная издательская служба, 2013.
©Аллакулыева С., 2023
УДК зз
Аннаев Сердар Атамырадович
Студент факультета маркетинг Туркменский государственный институт экономики и управления
г. Ашхабад, Туркменистан
ВАЖНОСТЬ ТОРГОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ Аннотация
В этой статье говорится о важности торговых инструментов. Также приведены краткие сведения о значении и видах оборудования в торговых предприятиях и применении немеханического оборудования, используемого в магазинах и торговых залах.
Ключевые слова: техника, товар, технология, магазины, оборудование.
Annayev Serdar Atamyradovich
Student of the Faculty of Marketing Turkmen State Institute of Economics and Management
Ashgabat, Turkmenistan
IMPORTANCE OF COMMERCIAL EQUIPMENT Abstract
This article talks about the importance of trading tools. It also provides brief information on the importance and types of equipment in commercial enterprises and the use of non-mechanical equipment used in shops and trading rooms.
Keywords:
equipment, goods, technology, shops, equipment.
Науки и техники — одно из правовых условий повышения технического уровня общественного производства. Внедрение достижений науки и техники в производство ведет к развитию технологий производства и повышению производительности труда. К направлениям научно-технического развития торговых предприятий относятся:
- механизация погрузки, транспортировки и выгрузки грузов на автотранспорт;
- автоматизация упаковки товаров;