Научная статья на тему 'Виды административно-правовых разрешений'

Виды административно-правовых разрешений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1306
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды административно-правовых разрешений»

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РАЗРЕШЕНИЙ

Ю.К. ВАЛЯЕВ

В теории административного права к разрешениям, как правило, относят лицензирование и регистрацию. Так, Р.А. Журавлев утверждает, что административное разрешение как правовой институт в административном праве представляет собой систему административно-правовых норм, регулирующих отношения в области регистрационного и лицензионного производства1. Д.Н. Бахрах относит к разрешительной системе еще и паспортизацию. По мнению К.С. Бельского, разрешительную систему образуют четыре вида «разрешений», выдаваемых уполномоченными органами исполнительной власти гражданам и юридическим лицам на осуществление действий (деятельности), в отношении которых установлен общий запрет: 1) классическое «полицейское разрешение»; 2) лицензия; 3) государственная регистрация; 4) паспортизация2. Ю.А. Тихомиров в одной из своих работ предложил классификацию методов государственного регулирования, отличающихся по характеру воздействия и степени самостоятельности, предоставляемой хозяйствующим и иным субъектам. Он выделил шесть групп методов государственного регулирования, в одну из которых включил легализующие средства: а) лицензирование; б) аккредитация; в) сертификация3.

Пожалуй, лишь С.С. Алексеев к разрешениям относит специальные права, например право управления транспортными средствами4, а также упоминает регистрацию.

Иногда предлагается разграничивать понятия «разрешение» и «лицензия». Например, Ю.С. Юрьева пишет, что понятия «разрешение» и «лицензия» отождествлять недопустимо. По ее мнению, разрешение является «конгломерирующим правоприменительным актом, определяет родовую принадлежность лицензии». Она предлагает рассматривать лицензию через термин «специальное разрешение», что позволит подчеркнуть специфику лицензии, а также будет препятствовать ее отождествлению с разрешением5.

О разграничении понятий «лицензия» и «разрешение» по их содержанию пишет и Е.И. Спектор. Она, в определенной степени, верно отмечает, что в законах понятия лицензии и разрешения используются параллельно, понятие «разрешение» употребляется с пояснением в скобках «лицензия» и наоборот. Основания и требования, предъявляемые к обоим понятиям в законах, идентичны. Таким образом, заключает Е.И. Спектор, законодатель дает понять, что эти понятия, по сути, тождественны6. С другой стороны, в некоторых случаях законодатель устанавливает требование помимо лицензии получать еще и разрешение7.

Дальнейший анализ нормативной правовой материи приводит автора к выводу о том, что отличительным признаком лицензий от разрешений является то, что лицензия выдается на совершение деятельности, а разрешение — на совершение действия (разового, однократного)8.

Представленные позиции, по нашему мнению, являются надуманными. Согласиться с ними не представляется возможным. И вот почему. Во-первых, не ясно, каким образом определение лицензии как специального разрешения позволит подчеркнуть специфику лицензии и в чем состоит эта специфика. Во-вторых, если лицензия — это специальное разрешение, значит, должны быть общие разрешения. Но под общими разрешениями понимается дозволительный метод правового регулирования: «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом». В таком случае, всякое разрешение в условиях общего запрета следует называть специальным. Однако, в-третьих, определять лицензию как специальное разрешение не следует еще и потому, что термин «специальное разрешение» используется в российском праве и имеет самостоятельное значение. Так, например, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»9 предусматривает специальное разрешение на перевозку отдельных видов грузов (тяжеловесных, крупногабаритных, опасных).

Не представляется возможным согласиться с отличительным признаком, предложенным Е.И. Спектор. Ниже будут приведены примеры, когда в федеральных законах предусматривается лицензирование отдельных действий (приобретение оружия, отстрел животного и т.д.) и разрешение осуществления деятельности (многократные разрешения на перевозки опасных грузов и др.).

Вообще необходимо отметить, что в нормативных правовых актах распространена небрежность, которую следует квалифицировать как нарушение законодательной (или нормотворческой) техники, требующей бережного отношения к юридическим терминам. Путаница начинается с того, что в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» термин «лицензия» определяется следующим образом: «лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю».

Представляется, что принципиальных различий между терминами «лицензия» и «разрешение» быть не может, поскольку перед нами две лингвальных формы одного явления: разрешение — слово русского языка и licentia — слово латинского происхождения. Благодаря особенностям русского языка, легко воспринимающего и адаптирующего иностранные слова, мы часто используем параллельно русские слова и их иностранные аналоги. В то же время представить себе, чтобы в англоязычных странах в качестве юридических терминов использовались бы «licence» и «razreshenye», да еще бы им придавались разные значения, невозможно.

На данном этапе нашего исследования выскажем предположение о том, что лицензия представляет собой одну из форм специальных разрешений. В дальнейшем этот тезис будет уточнен.

В то же время ясно, что термин «разрешение» имеет гораздо более богатое содержание. Таким образом, в настоящем параграфе предстоит решить объемную задачу: выявить все формы разрешений и осуществить их систематизацию с целью наведения порядка в специальной терминологии института административно-правового разрешения. При этом, повторимся, мы исходим из широкого понимания разрешения как способа, обеспечивающего четыре степени свободы по Д.Н. Бахраху (от уведомительного порядка реализации права до дискреционных разрешений).

Первая, находящаяся «на слуху» форма разрешений — лицензия. Обычно, особенно в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности, под разрешительным порядком подразумевают именно лицензирование.

Второй формой следует признать собственно разрешение. Термин «разрешение» используется наряду с термином «лицензия», например, в законодательстве об обороте гражданского и служебного оружия. Так, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 04.03.2008) «Об оружии»10 в ст. 22 предусматривает выдачу органами внутренних дел разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, а в ст. 9 — выдачу органами внутренних дел лицензий на приобретение оружия. В то же время названный федеральный закон упоминает разрешения иной природы. Мы имеем в виду, в частности, разрешения, выдаваемые Минздравсоцразви-тия России к применению слезоточивых и раздражающих веществ в составе патронов к газовому оружию, механических распылителей, аэрозольных и других устройств гражданского оружия самообороны11.

Третьей формой назовем специальное разрешение, предусмотренное вышеуказанным Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Названный федеральный закон не ограничивает регулирование международных автомобильных перевозок специальными разрешениями. Кроме них предусматриваются также:

Ф собственно разрешение — документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства. Разрешение может быть разовым, многократным, специальным, многосторонним; российским или иностранным;

Ф допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок, оформляемый как удостоверение допуска российского перевозчика. В Положении о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. № 73012, понятие «допуск» характеризуется как «специальное разрешение»;

Ф выпуск с территории Российской Федерации транспортных средств, на которых совершены нарушения. Выпуск возможен только после предъявления должностному лицу органа Ространсинспекции водителями транспортных средств документов, подтверждающих оплату штрафов, если жалобы на постановление о наложении административных взысканий остались без удовлетворения. Д.А. Лукинов считает, что данный институт выполняет функцию обеспечения исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности. Действительно, выпуск применяется не только в области международных автомобильных перевозок, но и в области международной миграции (выезда российских граждан за пределы Российской Федерации) и в деятельности таможенных органов. Выпуск гражданина может быть не разрешен в целях обеспечения исполнения различного рода гражданско-правовых, административно-правовых или уголовно-правовых обязательств лиц, выезжающих за границу. При несоблюдении требований таможенных режимов может быть не разрешен выпуск товаров или транспортных средств.

Согласование — пожалуй, наиболее распространенная форма, хотя и лишенная самостоятельного значения. В области регулирования международных автомобильных перевозок согласованию подлежит перечень специальных контрольных пунктов, на которых осуществляется проверка соблюдения требований и условий осуществления международных автомобильных перевозок, маршрутов перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Данная форма разрешения широко используется в отношениях между органами исполнительной власти и между органами исполнительной власти (или органами местного самоуправления) и гражданами или организациями. В частности, Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 (ред. от 27.10.2008) «О рекламе»13 в ч. 13 ст. 19 предусматривает согласование с уполномочен-

ными органами места установки наружной рекламы. Согласованию подлежат проекты нормативных правовых актов, подготавливаемых федеральными органами исполнительной власти, их подразделениями.

Пропуск — Инструкцией о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России 27 мая 1996 г. (ред. от 22.01.2004)14, предусмотрен специальный пропуск, выдаваемый Госавтоинспекцией и представляющий собой форму согласования маршрута перевозки. Указанный пропуск выдается при условии предварительного получения разрешения от органа управления автомобильной дорогой.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 14.07.2008) «О государственной границе Российской Федерации»15 использует термин «пропуск» в ином значении — как акт уполномоченного пограничного органа. Согласно ст. 11 указанного закона РФ, пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного контроля (проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской

Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации) и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Перечень иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении»16 упоминает специально выданные пропуска, позволяющие находиться на улицах и в иных общественных местах в течение комендантского часа.

Свидетельство — в ст. 19 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (ред. от 02.11.2004) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»17 названо свидетельство на право вывоза культурных ценностей — является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы Российской Федерации. Данная форма разрешения часто встречается в регулировании допуска физических лиц и организаций к осуществлению отдельных видов деятельности. Например, для участия водителя в перевозке опасных грузов необходимо свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов. Одновременно данные правила предусматривают также свидетельство иного порядка — свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов18.

Налоговый кодекс РФ называет свидетельства на производство денатурированного этилового спирта, на производство неспиртосодержащей продукции, на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке, на производство спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке19.

В ст. 21 Таможенного кодекса РФ упоминаются свидетельства о включении в реестр, например свидетельство о включении в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. На разрешительный характер данных свидетельств указывает предусмотренная в названной статье возможность отзыва ранее выданных свидетельств20. В то же время такого рода свидетельства являются, по нашему мнению, вторичными разрешениями, свидетельствующими о наличии разрешения, полученного лицом при его регистрации (включении в реестр), но приобретающими самостоятельное значение как форма разрешения.

В соответствии со ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ21 на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:

Ф свидетельство о праве собственности на судно;

Ф свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

Ф свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

Ф судовое санитарное свидетельство;

Ф свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

Ф свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

Говоря о свидетельстве как о форме, нельзя не коснуться освидетельствования как вида деятельности. Результатом освидетельствования должен быть, как следует из названия, документ, именуемый свидетельством. Однако на самом деле в ряде случаев по результатам освидетельствования оформляется акт, например акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения22.

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»23 устанавливает формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, в числе которых названо утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений. Формой внешнего выражения такого утверждения является также свидетельство, однако его содержание несколько отличается.

Данный федеральный закон предусматривает и другие формы государственного регулирования, также по своему содержанию являющиеся разрешениями. Это поверка средств измерений; обязательная метрологическая экспертиза; аттестация методик (методов) измерений; аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений. Интересно, что внешней формой выражения этих актов также является свидетельство (за исключением заключения экспертизы);

Диплом наряду со свидетельством рассматривается как условие допуска лиц к осуществлению отдельных видов деятельности. Например, Положение о дипло-мировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349, предусматривает квалификационные свидетельства и дипломы, выдаваемые после прохождения квалификационных испытаний и являющиеся условиями допуска членов экипажей судов24.

Сертификат предусматривается в некоторых нормативных правовых актах как синоним разрешения. Так, Росприроднадзор выдает разрешения (сертификаты) на экспорт, импорт и реэкспорт животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. (СИТЕС)25.

Интересно, что в одном случае сертификации — подтверждения соответствия автомототранспортных средств требованиям безопасности дорожного движения — используется другой термин, имеющий значение сертификата — одобрение типа транспортного средства.

Аккредитация рассматривается в качестве самостоятельного акта уполномоченного государственного органа, которым признается возможность и правомочия выполнения аккредитованным субъектом определенных функций26. По нашему мнению, актом аккредитации признается способность выполнения каких-либо функций, выражается доверие. Необходимо отметить, что аккредитация во многих случаях наделяет негосударственного субъекта определенным властным полномочием. Например, образовательное учреждение, получившее государственную аккредитацию, вправе выдавать документы об образовании (аттестаты, дипломы) государственного образца; орган по сертификации, получивший государственную аккредитацию, вправе выдавать свидетельства об обязательной сертификации.

Квотирование рассматривается как количественное ограничение чего-либо. Е.И. Спектор приводит следующее определение: «Квотирование — количественные ограничения производства, экспорта и импорта товаров (по физическому объему или по стоимости), вводимые межгосударственными и национально-государственными органами с целью регулирования международной торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей; относится к числу традиционных мер нетарифного регулирования и осуществляется согласно установленным импортным и экспортным квотам по лицензиям, копии которых прилагаются к таможенным декларациям наряду с другими документами, необходимыми для таможенных целей»27. К сожалению, Е.И. Спектор забыла указать источник данной дефиниции. К тому же не ясно, каким образом в число «традиционных мер нетарифного регулирования» попало квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предусмотренное Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»28, или квотирование рабочих мест для трудящихся мигрантов, добыча морских биологических ресурсов, квотируемая в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (ред. от 06.12.2007) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»29. По нашему мнению, под квотированием следует понимать разрешение, предоставляемое в определенных количественных границах.

Специальное право — один из традиционных видов разрешений. Известны право управления транспортными средствами определенного вида (автомобилями и автобусами, мотоциклами, трамваями, троллейбусами, судами и маломерными судами), на эксплу-

атацию тракторов и самоходных машин, радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств30, а также право охоты. В то же время в нормативных правовых актах встречаются нетрадиционные права. Так, Постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621 (ред. от 14.07.2001, с изм. от 07.07.2003) «Об утверждении положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Фе-дерации»31 упоминает свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, удостоверения на право управления дрезиной и предусматривает возможность лишения данного права за совершение дисциплинарных проступков на срок до одного года. Положением о проведении военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 333, предусматривается выдача удостоверений на право управления боевой (специальной) машиной или другим образцом вооружения и военной техники32.

Паспорт — документ, свидетельствующий о признании за субъектом или объектом определенного статуса, что означает наличие соответствующих возможностей. Так, паспорт гражданина означает наличие у гражданина статуса гражданина Российской Федерации33, паспорт моряка — о наличии статуса гражданина Российской Федерации — работника (служащего) на флоте (транспортном или рыболовецком) и о возможности выхода за границы Российской Федерации. Паспортизация осуществляется не только в отношении граждан, но и в отношении объектов. Например, ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрен кадастровый паспорт объекта недвижимости, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости34; ст. 56 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены технические паспорта на объекты капитального строительства; ст. 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрены технические паспорта на железнодорожные пути необщего пользования; ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» предусмотрен паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности35, и т.д.

Таким образом, оказывается, что в российском административном праве присутствует множество форм разрешений. Но все ли названные формы могут быть поставлены в один ряд? Очевидно, нет. Дело в том, что, во-первых, в некоторых случаях в качестве раз-

решений называются документы, подтверждающие их наличие. Такими документами могут быть, прежде всего, свидетельства, а также удостоверения, дипломы, аттестаты, сертификаты, пропуска, лицензии. В этот ряд можно было бы вставить забытый термин времен диктатуры пролетариата — «мандат». Как правило, такие документы изготавливаются на типовых бланках и лишь свидетельствуют о сделанном уполномоченным субъектом разрешении, удостоверяют наличие субъективного права, подтверждают соответствие установленным требованиям, обязательное для участия в определенных правоотношениях. Заметим, что нормативные правовые акты, как правило, помимо собственно названных документов предусматривают возможность изготовления дублирующих их выписок из реестров, например, в дополнение к свидетельству о регистрации, изготавливаемому в единичном экземпляре, может быть выдана выписка из реестра зарегистрированных объектов, количество экземпляров которой не ограничивается. В то же время надлежащим образом изготовленная выписка в той же мере подтверждает совершенный акт разрешения и возникшее на этом основании право, что и свидетельство (а равно, лицензия, удостоверение, сертификат, аттестат и т.д.).

Но в отдельных случаях документы, подтверждающие разрешение, именуются «разрешениями» либо «специальными разрешениями», что лишь запутывает ситуацию. И такие документы также изготавливаются на типовых бланках официально утвержденной формы, зачастую статуированных как спецпродукция.

Во-вторых, выделяются разрешения промежуточного характера, своего рода «разрешения на получение разрешения» или «частичные разрешения». Такими разрешениями являются, по нашему мнению, согласования, совершаемые отраслевыми органами или иными уполномоченными субъектами, которые тем самым подтверждают возможность дачи разрешения только в своей части. Например, для получения разрешения на установку наружной рекламы необходимо согласовать место установки, размеры и форму конструкции с Госавтоинспекцией, архитекторами, собственниками земельных участков.

По нашему мнению, из всего множества разрешений можно выделить виды деятельности органов исполнительной власти, результатом которых является разрешение (или не разрешение) реализации прав и свобод, а также акты (документарные формы), свидетельствующие о наличии разрешения.

1 См.: Журавлев Р.А. Административное разрешение в предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2008. — С. 7.

2 См.: Бельский К..С. Полицейское право: Лекционный курс. - М., 2004. - С. 685.

3 См.: Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирова-

ние: динамика сфер и методов // Журнал российского права. - 2001. - № 5.

4 См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве.

5 См.: Юрьева Ю.С. Указ. соч. - С. 20.

6 См.: Спектор Е.И. Указ. соч. — С. 62-63.

7 См., напр.: Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 47. -Ст. 4473.

8 См.: Спектор Е.И. Указ. соч. - С. 67.

9 См.: СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3805.

10 См.: СЗ РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.

11 См., напр.: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22 октября 2008 г. № 583-н «О разрешении к применению слезоточивых и раздражающих веществ в составе патронов к газовому оружию, механических распылителей, аэрозольных и других устройств гражданского оружия самообороны» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - № 47.

12 См.: СЗ РФ. - 2001. - № 43. - Ст. 4109.

13 См.: СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

14 См.: БНА. - 1996. - № 6.

15 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 594.

16 См.: СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2277.

17 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 20. - Ст. 718.

18 См.: Приказ Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. № 73 (ред. от 14.10.1999) «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» // Российские вести. -1996. - № 15. - 25 января; № 20. - 1 февраля.

19 См.: ст. 179.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. -2000. - № 32. - Ст. 3340.

20 См.: Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2066.

21 См.: СЗ РФ. - 2001. - № 11. - Ст. 1001.

22 Часть 7 ст. 27.12 КоАП РФ; Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на

состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // СЗ РФ. - 2008. - № 27. - Ст. 3280.

23 См.: СЗ РФ. - 2008. - № 26. - Ст. 3021.

24 См.: СЗ РФ. - 2005. - № 23. - Ст. 2279.

25 См.: Приказ Росприроднадзора от 2 сентября 2004 г. № 9 (ред. от 26.02.2008) «О разрешительной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» // СПС Консультант Плюс.

26 См., напр.: Спектор Е.И. Указ. соч. - С. 47.

27 См.: Там же. - С. 41.

28 См.: СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563.

29 См.: СЗ РФ. - 2004. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5270.

30 Заметим, что право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств ни одним нормативным правовым актом, за исключением КоАП РФ, не предусмотрено. Изготовление, приобретение, ввоз в Российскую Федерацию, использование (эксплуатация) радиоэлектронных средств гражданского применения на территории Российской Федерации осуществляются на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации в соответствии с установленным порядком по заявкам юридических и физических лиц, включая иностранных, а ввоз радиоэлектронных средств иностранного производства для военного применения - на основании разрешений, выдаваемых Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ. См.: Постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 643 (ред. от 17.11.2004) «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)» // СЗ РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 861.

31 См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ». 31.08.1992. - № 9. - Ст. 608.

32 См.: СЗ РФ. - 2006. - № 23. - Ст. 2525.

33 См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

34 См.: СЗ РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4017.

35 См.: СЗ РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.