Е. В. Баранова
Видовые открытки Калининграда как источник для изучения городского благоустройства
На основе видовых открыток изучены особенности благоустройства городов Калининградской области в советское время. Подборки видовых открыток служат массовым источником для исследования широких социально-экономических процессов, в частности истории городского хозяйства. Они выступают носителями особой (по сравнению с нарративными источникам) информативности, поэтому представляется актуальным изучение фотодокументов советского периода и введение их в научный оборот.
Одним из элементов, определяющих город как уникальный социально-культурный объект, является динамика развития специфической городской среды. Само по себе благоустройство нельзя назвать самостоятельной функцией города, однако именно оно создает условия для развития города как единого комплекса социальных, экономических и культурных факторов.
Развитие городского хозяйства нашло отражение в видовых открытках. Они становятся прекрасным источником, отображающим реальный уровень коммунального хозяйства, хотя чаще всего только в центральной части городов.
Восстановление городов, растянувшееся вплоть до середины 1960-х гг., не способствовало созданию привлекательных туристических снимков. Лишь в 1950—1960-х гг. начала проводиться работа по организации выявления, постановки на учет исторических памятников, которые, как правило, становились объектами фотосъемки. Из-за особого положения региона здесь были запре-
щены любые фотографические и кинематографические съемки местности. Первые калининградские открытки появились лишь в середине 1950-х гг. [13, с. 65].
Одним из наиболее острых и требующих немедленного решения в послевоенное время был вопрос замощения улиц. Избранные источники позволяют увидеть состояние городских тротуаров. В большинстве случаев можно точно говорить о наличии в Калининграде оборудованных пешеходных дорожек. Чаще всего в 1950—1960-х гг. на улицах встречается асфальтовое покрытие, иногда — старая немецкая брусчатка (рис. 1).
Рис. 1. Балтийск, Гвардейский проспект, 1959 г. (слева) и Калининград, площадь Победы, 1965 г. (справа)
В 1970—1980-х гг. вся центральная часть Калининграда, а также променады приморских курортов на фотографиях заасфальтированы. По городу было проложено множество благоустроенных пешеходных дорожек (рис. 2, 3).
Рис. 2. Калининград, Дворец бракосочетания, 1988 г.
Рис. 3. Калининград. Областной театр кукол, 1988 г.
При внимательном рассмотрении на открытках иногда можно увидеть разбитые бордюры и тротуары.
В 1970—1980-е гг. немецкая брусчатка использовалась главным образом как декоративное украшение вокруг памятников и объектов культуры (рис. 4).
$
>
Рис. 4. Калининград. Знак поясного времени (слева) и Музей янтаря (справа), 1988 г.
Освещение улиц и площадей было одним из элементов благоустройства города. Только на четвертой части калининградских открыток встречаются осветительные устройства, причем на открытках 1950-1970-х гг. городских светильников почти нет.
Так как Калининград был сильно разрушен, первая очередь восстановления уличного электроосвещения города была утверждена только в июле 1947 г. В нее вошли 12 улиц Сталинградского района, по 7 — в Московском и Ленинградском районах, 4 — в Балтийском. На 1 января 1948 г. в городах области уличное освещение отсутствовало, если не считать трех улиц в Калининграде, на которых были газовые фонари [16]. Как указывалось в газете «Большевик», в 1948 г. силами работников конторы благоустройства и электриков «Калининградэнерго» приводилась в порядок система ночного освещения улиц и переулков: «Недавно 70 больших электрических лампочек зажглись на улицах Победы и Советской». До 1 ноября было намечено установить уличное освещение на улицах Александра Невского, Чапаева, Тимирязева, Шевченко, Мамина-Сибиряка, Петра Первого. «Силами коммунальных работников и трудящихся города до первого мая будут благоустроены улицы Театральная, Революции и другие» [2].
Лишь на одной из первых открыток Калининграда (с видом площади Победы) можно заметить двойные уличные фонари простой конструкции на деревянных высоких столбах (рис. 5). Это подтверждает сказанное выше.
Рис. 5. Калининград, площадь Победы, 1958 г.
В местной прессе даже в 1967 г. сообщалось:
В нашем городе неэкономно расходуют энергию, очень часто прохожие утром, идя на работу, видят на улицах зажженные электрические лампочки, когда надобности в электрическом освещении совершенно нет [10].
Зато на улицах курортного Светлогорска почти сразу после войны появляются торшерные светильники, так как город быстро привлек к себе внимание как место отдыха; однако до середины
1960-х гг. доступ сюда, в приграничную зону, был затруднен. Торшерные светильники (декоративные столбы, на концах которых имелась вилка для двух электрических светильников и плафоны в виде белых шаров) освещали спуск к морю (рис. 6). Такое освещение помимо утилитарной выполняло и декоративную функцию.
Рис. 6. Светлогорск, спуск к морю, 1959 г.
Со временем восстановление городского хозяйства нашло отражение и в видовых открытках. В конце 1960-х гг. на улицах Калининграда повсюду стали появляться первые консольные светильники, обычно расположенные рядами, и постепенно таким освещением были оборудованы по крайней мере все центральные части городов Калининградской области. Это были как одноламповые консольные светильники, так и необычные, например круговые многоламповые (рис. 7).
Рис. 7. Калининград. Гостиница «Калининград» (слева) и эстакадный мост через реку Преголю (справа), 1988 г. В курортных городах области преобладающими остаются торшерные светильники, хотя и они в некоторых местах были заменены более экономными консольными (рис. 8).
Рис. 8. Светлогорск. Вид на набережную и пляж, 1983 г.
Одним из характерных элементов культурного пространства города, в котором продолжали жить традиции старой ландшафтной застройки, были общественные сады и парки. Будучи «широкомасштабной», советская архитектурно-градостроительная культура открытых пространств требовала, соответственно, и масштабных рекреационно-благоустроительных работ. Поэтому данная тема особо акцентировалась на протяжении всей недавней истории в процессе формирования среды социалистического города [8].
Фотодокументы позволяют определить и степень озеленения калининградских городов. До войны, в 1930-х гг., Кёнигсберг превратился в город-сад благодаря стараниям директора городских парков — дендролога и ландшафтного архитектора Э. Шнайдера. По результатам осуществления программы озеленения города, разработанной в 1928 г., к 1940 г. около 40% территории Кёнигсберга занимали зеленые насаждения и сады [14, с. 131]. Озеленение проводилось и в Кранце (Зеленоградск), Раушене (Светлогорск), а также других населенных пунктах.
Изучение фотографий городов Калининградской области в 1940—1950-е гг. показало единичность случаев, когда невозможно определенно установить наличие городского озеленения. Применительно к концу советского периода таких кадров выявлено еще меньше.
После войны, несмотря на множество проблем в коммунальном хозяйстве, было принято решение уделить внимание озеленению города. Так, в 1948 г. в газете «Большевик» сообщалось:
В ближайшее время конторой благоустройства будет разбит небольшой сквер возле Дома советов. От сквера до Театральной площади протянется несколько аллей. Уже начато устройство клумб и газонов, предназначенных для посадки цветов. На улицах города намечено посадить более 2 тыс. молодых деревьев [3, с. 3].
На первых калининградских фотографиях 1950-х гг. заметно, что город богат зелеными насаждения и городскими парками. На снимках почти нет единичных деревьев, чаще — их ряды и группы. Приморский Светлогорск на открытках почти полностью утопает в зелени, порой даже кажется неухоженным.
Но, несмотря на грандиозные планы восстановления города-сада, существовали и свои проблемы, часто связанные с мен-тальностью новых горожан. Так, специальными постановлениями на владельцев индивидуальных жилых домов было возложено озеленение и благоустройство участков, устройство тротуаров вокруг своих домов [1]. В 1950 г. контора благоустройства израсходовала крупную сумму на озеленение города. Во многих местах были разбиты скверы, сады, озеленены площади, улицы и т. д. Однако в газете «Большевик» отмечалось:
Но вся беда в том, что многие жители города не берегут зеленые насаждения, зачастую портя их. Много вреда приносит нашим скверам находящийся без присмотра скот. Большое количество декоративных деревьев на Советской улице и в сквере на Рабочей улице были уничтожены безнадзорным скотом. Недавно контора благоустройства предъявила гражданке Чумаковой и Станковой иск на сумму 2107 руб. за уничтожение их скотом декоративных деревьев [4, с. 2].
Часто проблемной становилась не разбивка и посадка новых насаждений, а уход за ними. Так, в 1950 г. жители жаловались на беспорядок на улицах, где с трудом можно было разобрать указатели и номера домов. В плохом состоянии находились тротуары
и мостовые [5]. Некоторые улицы Калининграда оставались не расчищенными:
.. .Не освобождены до сих пор от куч мусора и битого кирпича. На эти кучи спотыкаются работники домоуправлений, но не удосуживаются призвать жителей на очистку своих улиц. В нашем городе немало комендантов, уборщиц, большая сеть домоуправлений, контора благоустройства и т.д. Однако должной чистоты и порядка на центральных улицах, на окраинах нет. Низка требовательность к работникам, отвечающим за благоустройство города, отсутствует постоянный контроль над их работой. В стороне и работники милиции города [7, с. 3].
Очевидно, основные работы по озеленению прошли в конце 1960-х гг. Городское озеленение значительно расширилось и стало разнообразнее. В 1965 г. решением областного руководства был учрежден перечень наиболее ценных парков, расположенных на территории города и области, — их оказалось 17, в том числе в Калининграде — 3 (дендрарии экологической станции и калининградского зоопарка, парк на территории сельскохозяйственной выставки) [9, с. 48]. Отметим, что только на двух фото калининградских улиц можно видеть полное отсутствие городских насаждений, что объясняется изображением на этих снимках промышленных объектов города.
Особых успехов градостроители добились в организации новых центральных общественно-рекреационных зон города, где определяющее значение имели открытые озелененные партеры. Самый яркий пример такого решения — Центральный остров (бывший Кнайпхоф), когда-то плотно застроенный, а теперь превращенный в открытое центральное зеленое пространство города с парком скульптур (рис. 10).
Рис. 10. Калининград, Центральный остров, 1983 г.
Почти на каждой калининградской фотографии 1970— 1980-х гг. запечатлены городские скверы, парки и пруды. В городе появилось много цветников, фонтанов.
Достопримечательностями Калининграда стали созданные в немецкое время Верхний и Нижний пруды. После войны Верхний пруд был местом купания и рыбной ловли. В 1960—1970-е гг. здесь проводились празднования дня Военно-Морского флота, тренировки гребцов. В парке «Юность» находилась лодочная станция. Верхний пруд встречается на первых открытках как 1960-х, так и 1980-х гг. (рис. 11).
Рис. 11. Калининград, Верхний пруд, 1965 г.
Нижний пруд был создан в XIII в.; его изображение на советских открытках появляется только в 1980-х гг., когда территория вокруг пруда была облагорожена. В 1983 г. на месте старого моста, уничтоженного во время войны, был возведен новый на оставшихся опорах. Позднее еще один пешеходный мост был построен несколько севернее (рис. 12).
Рис. 12. Калининград, Нижний пруд, 1988 г.
Интересно, что если съемки Верхнего пруда происходили непосредственно с высоты человеческого роста, то Нижний пруд всегда фотографировался с высоты птичьего полета, чтобы наиболее ярко можно было показать инженерную реконструкцию этой части города.
Одним из аспектов развития городской инфраструктуры является транспортная сеть. В связи с преобразованием немецкой территории в советскую именно в изучаемое время сформировалась та городская среда, которая создала центр современного Калининграда. Это касается в значительной степени и сетей городского транспорта и связи.
Автобус стал первым видом общественного транспорта, восстановленным после войны. В соответствии с приказом № 77 Управления по гражданским делам 10 сентября 1946 г. начали действовать два маршрута. На этих первых маршрутах использовались довоенные немецкие автобусы, а уже в декабре 1947 г. в Калининград прибыли первые советские автобусы ЗИС-16. Пригородное сообщение обслуживали 16- и 28-местные автобусы ЗИС-8 [6].
К сожалению, на первых официальных открытках нет немецких автобусов, так как к началу 1950-х гг. они полностью были выведены из эксплуатации. Зато ЗИСы нередко встречаются на открытках 1950—1960-х гг. На расположенной ниже открытке
(рис. 13) можно увидеть один из первых в Советском Союзе венгерских «Икарусов». В городе встречались ПАЗы, которые перевозили жителей между сельской и городской местностью.
Рис. 13. Калининград, кинотеатр «Россия», 1966 г.
После войны первоочередной задачей стало восстановление трамвайной линии, и 7 ноября 1946 г., в день годовщины Октября, была пущена первая очередь: по площади Трех Маршалов, от улицы Житомирской в сторону зоопарка. Параллельно начались работы по восстановлению второй линии трамвая, идущей от областного драматического театра до Северного вокзала [11]. Примечательна, например, открытка 1958 г., на которой изображено движение трех двухвагонных трамваев.
Проблемой для Калининграда в конце 1950-х гг. стало то, что в СССР не выпускали трамвайные вагоны для узкой колеи, которая была в Кёнигсберге, и необходимость их приобретения за рубежом. Весной 1954 г. советским правительством принято решение о закупке в ГДР узкоколейных трамвайных вагонов для Калининграда и Выборга. Именно эти вагоны можно увидеть на открытке начала 1960-х гг. [12] (рис. 14).
Рис. 14. Калининград, Драматический театр, 1968 г.
В 1950-е гг. в область были завезены и отечественные автомобили. На калининградских открытках встречаются первые «волги», «победы», грузовые ЗИЛы (рис. 15). Почти на каждой открытке 1950—1960-х гг. с изображением калининградских дорог можно увидеть военные ГАЗы, которые использовались как военнослужащими, так и работниками сельского хозяйства.
Рис. 15. Калининград, проспект Ленина, 1960 г.
В 1970—1980-х гг. транспортная инфраструктура заметно развивается, что нашло свое отражение и в видовых открытках.
На фотографиях мы видим новые «Икарусы» и первые автобусы с автоматической коробкой передач производства ЛиАЗа, встречаются и ПАЗы.
Учитывая потребность в обновлении подвижного состава, трамвайное управление Калининграда в 1971 г. заказало в Чехословакии первую партию вагонов «Татра 4СУ», первые пять чешских трамваев вышли на улицы Калининграда в январе 1972 г. [12] (рис. 16, 17).
Рис. 16. Калининград, Межрейсовый дом моряков, 1981 г.
Рис. 17. Калининград, площадь Победы, 1974 г.
В ноябре 1975 г. в Калининграде появляются первые троллейбусы. В нашей коллекции всего одна фотография, на которых изображены сразу два важных для города объекта: троллейбус на открытом эстакадном мосту (рис. 18).
Рис. 18. Калининград, эстакадный мост, 1988 г.
Подводя итоги, стоит отметить, что в советское время параллельно восстановлению городов, их благоустройству, реконструкции шел процесс по созданию визуального ряда, отражающего все эти процессы. Благоустройство и фотофиксация дополняли друг друга, создавая именно такой образ города, каким он виделся в будущем; при этом иногда игнорировалась реальность, которая оставалась еще не преображенной в соответствии с решениями руководящих структур.
Список литературы
1. Большевик. 1948. № 37. C.2.
2. Большевик. 1948. № 43. С. 2.
3. Большевик. 1948. № 104. С. 3.
4. Большевик. 1950. № 18. С. 2.
5. Большевик. 1950. № 94. С. 4.
6. Большевик. 1950. № 96. С. 4.
7. Большевик. 1951. № 113. С. 3.
8. Васютин О. Калининград-Кёнигсберг: архитектура советского и постсоветского периодов (конец первой половины XX — начало XXI века). URL: http://sg39.ru/upload/iblock/cec/oleg-vasyutin.-_kaliningrad-_-kyenigsberg.-arkhitektura-sovetskogo-i-postsovetskogo-periodov.pdf (дата обращения: 01.12.2016).
9. Гришанова И. К. Естественно-историческая характеристика парков города : научно-справочный материал // Архив КОИХМ. 1994 г.
10. За доблестный труд. 1967. 5 июня. С. 2.
11. Калининградская правда. 1946. № 4. С. 3.
12. Калининградский трамвай. URL: http://www.mkpkaliningrad gortrans.ru/index.php/home/istoriya (дата обращения: 18.01.2017).
13. Кретинин Г.В. Об истоках формирования исторической памяти жителей Калининградской области (1945—1960) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 12. С. 61—66.
14.Митина Е.С. Градостроительство в Восточной Пруссии в межвоенный период // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 6. С. 129—134.
15. Послевоенное градостроительство в Калининградской области. По воспоминаниям архитектора Л. В. Черкасовой. URL: http://gako.name/mainsite/kaliningradarchives/-9/676-2013-07-15-11-09-35?start=3 (дата обращения: 18.01.2017).
Об авторе
Елена Вячеславовна Баранова — кандидат исторических наук, доцент, Институт гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград).
E-mail: EBaranova@kantiana.ru