Научная статья на тему 'Видовые особенности интраорганного строения артериального русла мышц плечевого пояса у птиц'

Видовые особенности интраорганного строения артериального русла мышц плечевого пояса у птиц Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРТЕРИАЛЬНЫЕ СОСУДЫ / МЫШЦЫ / ПТИЦЫ / ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС / ARTERIAL VESSELS / MUSCLES / THE BELT SHOULDER / BIRD

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Хонин Геннадий Алексеевич, Фоменко Людмила Владимировна

Описано интраорганное ветвление артериальных сосудов в мышцах плечевого пояса курицы, гуся и утки домашней. Установлены морфологические закономерности в зависимости от типа строения мышц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Хонин Геннадий Алексеевич, Фоменко Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Appearance of features of intraorganic structure of the arterial inflow of pectoral arch in some avian species

Intraorganic brunching of the arterial vessels in brachial muscles in hens, geese and domestic ducks is described. Morphological determinations dependent on muscular structure are stated.

Текст научной работы на тему «Видовые особенности интраорганного строения артериального русла мышц плечевого пояса у птиц»

УДК 619:636.5

Г. А. ХОНИН Л. В. ФОМЕНКО

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ВИДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТРАОРГАННОГО СТРОЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО РУСЛА МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА У ПТИЦ_

Описано интраорганное ветвление артериальных сосудов в мышцах плечевого пояса курицы, гуся и утки домашней. Установлены морфологические закономерности в зависимости от типа строения мышц.

Ключевые слова: артериальные сосуды, мышцы, птицы, плечевой пояс.

Известно, что сосудистое русло органов и тканей, обслуживая их метаболические функции, входит в состав сердечно-сосудистой системы, имея ряд приспособительных, в том числе и морфологических механизмов для регуляции процессов гемодинамики.

Несмотря на значительные достижения современной морфологии, до сих пор остается нерешенным ряд проблем, касающихся внутриорганного разветвления сосудов в области мышц плечевого пояса птиц. В руководствах и пособиях по анатомии птиц в отечественной [1, 2] и зарубежной [3 — 6] литературе уделяется внимание только сравнительно крупным магистральным сосудам переднего отдела туловища и крыла, причем детального описания интраорган-ного артериального кровоснабжения мышц нет. В ряде специальных работ [7 — 9] артериальное русло птиц исследовалось без достаточной связи с их строением, функцией и развитием органов плечевого пояса и грудной стенки птиц. Отсутствуют сведения о закономерностях вступления артерий в мышцы, и их дальнейшее внутримышечное разветвление. Все эти данные носят фрагментарный характер и требуют значительного расширения и обобщения.

Для изучения сосудов, участвующих в васкуляри-зации мышц плечевого пояса и органов грудной клетки птиц, был использован метод обычного и тонкого препарирования, изготовление коррозионных препаратов. Всего изучено 13 трупов птиц из отрядов, относящихся к различным таксономическим группам, приспособленным к различным условиям обитания и характеризующимся отличительными особенностями в осуществлении функции полета: курообраз-ные (курица, цесарка) и гусеобразные (гусь и утка домашние).

Вся кровеносная система птиц подразделяется на магистральные (основные) сосуды, дополнительные и окольные (коллатеральные), обеспечивающие резервные функции кровообращения.

Плоскостные структуры (динамические мышцы, оболочки трахеи, пищевода, перикарда, кожа) испытывают равномерную нагрузку, характеризуются сетевидным распределением капилляров.

Так, в ромбовидную и трапециевидную мышцы, которые относятся к динамическому типу строения, артериальные сосуды вступают равномерно по всей

длине мышцы с ее дорсальной стороны, вдоль длинной оси последней, находясь под прямым углом к ней, образуя в общей сложности у курообразных 5, у водоплавающих 6 артерий. Вступившие артериальные сосуды направляются в поперечном направлении по отношению к длинной оси мышцы и своими разветвлениями первого порядка ответвляются под прямыми углами и направляются вверх и вниз. Ответвляющиеся от ветвей первого порядка, в большинстве под острыми углами, ветви второго и третьего порядков следуют параллельно мышечным пучкам. Диаметр их не имеет резких колебаний. Это дает повод предполагать, что все участки данных мышц сокращаются в равной степени, а так как динамические мышцы работают с большим напряжением, давая кратковременные, быстрые сокращения, то такая форма распределения артерий обеспечивает более равномерную доставку крови по всем ее участкам. Характерно, что после вступления мышечные артериальные ветви имеют параллельное направление пучкам мышечных волокон и нередко образуют между собой анастомозы.

Широчайшая мышца спины (краниальная часть) динамического типа получает ветвь от каудальной края подмышечной артерии, затем дихотомически делится на две ветви, которые отдают ветви второго порядка параллельно пучкам мышечных волокон. Конечные ветви этой мышцы встречаются на дорсальной поверхности мышцы, анастомозируя с артериальными ветвями одноименной мышцы другой стороны.

В динамостатических мышцах (грудная, надкора-коидная, лопаткоплечевая задняя) вступившие артерии направляются чаще в продольном или косопро-дольном направлении относительно к длинной оси органа, ветви первого порядка ответвляются под острыми углами, имеют направление вверх, вниз и в стороны. Последующие ветви второго и третьего порядков ответвляются под острыми углами и располагаются параллельно мышечным пучкам. Таким образом, следует отметить, что в этом случае область разветвления идущих внутри артерий значительно больше по сравнению с предыдущим типом мышц. Кроме того, в грудной и надкоракоидной мышцах сосудистое русло характеризуется про-

странственнои упорядоченностью его звеньев по отношению к пучкам мышечных волокон в виде зональных комплексов древовидной формы. Можно объяснить это тем, что наибольшую функциональную нагрузку несут те участки мышц, которые имеют сильнее развитую мышечную часть брюшка, где отмечена концентрация более крупных сосудов. Кровеносное русло динамостатических мышц, имеющих большую мышечную массу, имеют пространственную ориентацию артериальных и венозных сосудов в нескольких плоскостях. Наряду с основным кровотоком в мышцах служат соотношения между артериальными и венозными руслами в виде типичных артериоловенулярных анастомозов кольцевого типа, чем создают благоприятные условия для депонирования крови в мышцах.

Грудная мышца по внутреннему строению относится к динамостатическому типу с двуперистой структурой. У гуся и утки прослеживаются две хорошо развитые сухожильные прослойки, делящие мышцу на два пространственных слоя: поверхностный и глубокий.

В кровоснабжении грудной мышцы принимают участие краниальная и каудальная грудные артерии. Эти артерии отходят от грудного ствола и вступают общими воротами в составе сосудисто-нервного пучка под острым углом в мышцу с ее дорсомедиальной поверхности средней трети мышечного брюшка. После вступления в мышечное брюшко артерии делятся по магистральному типу на краниальную и каудальную ветви, по направлению к периферии диаметр артерий постепенно уменьшается. Все эти ветви являются множественными, довольно длинными и широкими с разветвлениями древовидной формы, разделенные на отдельные участки одинаковые по своему строению и формы разветвления ветвей первого и второго порядка в соответствующих участках мышечного брюшка у гуся и утки и более продольной формы дихотомической в конечных участках — у курицы и цесарки.

Надкоракоидная мышца в краниальной и средней трети мышцы имеет сухожильную прослойку дугообразной формы, к которой подходят мышечные волокна под острым углом, формируя ее двухперис-тую структуру. В кровоснабжении надкоракоидной мышцы принимает участие грудинная артерия, которая ответвляется от грудиноключичной артерии, входит с медиальной поверхности в области проксимальной трети мышцы под острым углом. После вступления в мышечное брюшко она делится на более короткую краниальную и длинную каудальную ветви. Внутри мышцы эти артерии ветвятся по магистральному типу, отдавая ответвления древовидной формы, разделенные на отдельные участки одинаковые по своему строению. От краниальной ветви отходят 8 — 9 веточек первого порядка, разделяющиеся по магистральному типу, а каудальная разветвляется во внутреннем слое мышечного брюшка на 12—15 боковых веточек. Боковые ветви имеют пространственное расположение в плоскостях поверхностного и глубокого слоев. Границами между такими сегментами в грудной и надкоракоидной мышцах являются аркадные или кольцевые артериальные и венозные анастомозы. Каждый сегмент артериального русла обслуживает определенный микрорайон мышцы, который строго упорядочен в тканях относительно путей трансорганного кровотока. Выделение отдельных сегментов артериального русла в качестве рабочих единиц связано непосредственным образом с характером снабжаемых органов.

Полученные данные показывают, что такой тип распределения сосудов, являющийся одним из путей дублирования звеньев артериального русла, в составе общей циркуляторной системы органа, очевидно, является наиболее функционирующим, благодаря чему повышается надежность его работы в целом.

Нами отмечено, что отдельные компоненты артериальных сосудов заключены в собственные пара-артериальные фиброзные влагалища, которые состоят из соединительннотканных волокон и отрогов и расположены поверх адвентиции сосудов. Они значительно толще вокруг артериальных стволов, чем вокруг венозных. С уменьшением диаметра сосудов стенки их собственных влагалищ становятся тоньше и рыхлее. В свою очередь, стенки фиброзных влагалищных компонентов сосудистых пучков соединяется посредством соединительнотканных волоконец с мышечными волокнами. Следовательно, степень выраженности собственных фиброзных влагалищ, заключающих сосудистые пучки, имеют довольно прочную связь, осуществляемую посредством соединительнотканных волоконец с образованиями, расположенными как внутри полости общего фиброзного влагалища, так и вне его. Кроме того, волоконца образуют каркас, фиксирующий сосуды и нервы по отношению стенок собственных и общих фиброзных влагалищ. На их наличие оказывают влияние как сокращение мышц, так и пульсация сосудов.

Взаиморасположение артериальных и венозных сосудов с окружающими тканями является сложным адаптационным биологическим процессом, имеющим важное значение в гемодинамике, в регуляции теплообмена и обмена веществ. Стенки артерий и вен, соединенные между собой общим футляром, прикрепляются к мышечным волокнам, что при сокращении последних способствуют активной пульсации крови и продвижение ее в нужном направлении.

Отмеченная древовидная форма архитектоника артериальных и венозных сосудов отражает, с одной стороны, адаптацию пластинчатой конструкции грудной и надкоракоидной мышц, а с другой — очевидно, приспособленность к выдавливанию крови из венул.

Мы согласны с мнением [8], что особенности конструкции, геометрия сосудистого русла и устройства стенки способны влиять на движение и распределение крови, создавая морфологические условия для тока крови. При этом важная роль принадлежит работе сердца, стенкам сосудов, самим мышцам и присасывающей функции грудной клетки.

В результате проведенных исследований нами отмечается, что, несмотря на своеобразие строения и уникальные для класса птиц типы полета, сосуды переднего отдела туловища, грудной стенки и мышц плечевого пояса сохраняют общий план строения, характерный для млекопитающих. Данные наших исследований показывают, что артериальные сосуды мышц области плечевого пояса имеют определенные закономерности в распределении их по месту вступления. Так, в динамических мышцах артерии при вступлении распределяются равномерно на поверхности органа вдоль длинной оси последнего, находясь почти под прямым углом к нему. Диаметр их не имеет резких колебаний. Это дает нам повод предполагать, что все участки данной мышцы сокращаются в равной степени, а так как динамические мышцы работают с большим напряжением, давая кратковременные быстрые сокращения, то такая форма распределения артерий обеспечивает более равномерную доставку крови по всем ее участкам. Наоборот,

в мышцах динамостатического типа артерии сначала проходят вдоль сухожильных прослоек, затем концентрируются по определенным зонам. Можно объяснить это тем, что наибольшую функциональную нагрузку несут те участки мышцы, которые имеют наиболее развитую мышечную часть брюшка, где нами отмечена концентрация наиболее крупных сосудов. Частота ответвления артериальных ветвей внутри мышцы и густота артериальной сети, которую мы наблюдали, связана со структурой мышцы, последняя, в свою очередь, определяется функцией отдельных и конечностей в целом.

Библиографический список

1. Вракин, В. Ф. Анатомия и гистология домашней птицы / В. Ф. Вракин, М. В. Сидорова. - М. : Колос, 1984. - С. 255-269.

2. Константинов, В. М. Сравнительная анатомия позвоночных животных / В. М. Константинов, С. П. Шаповалова. — М. : Академия, 2005. - С. 177-181.

3. Baumel, J. J. et al. Handbook of Avian Anatomy: Nomina Апа1от^а А\^шт / J. J. Baumel et al. // Second Edition. -Cambridge, Massachusetts, 1993 - P. 440-471.

4. Kolda, J. Anatomie Domacich Ptaku / J. Kolda, V. Komarek. -Praga, 1958. - Р. 232-237.

5. Nickel, R. Lehrbuch der Anatomie der Haustiere / R. Nickel, А. Schummer, Е. Seiferle. - Yerlag Paul Parey, 1997. - Bd.V. -Р. 444-453.

6. Salomon, F. V. Lehrbuch der Geflugelenanatomie / F. V. Salomon. — Gustav Ficher, Verlag, Jena, Stuttgart, 1993. — P. 271—297.

7. Акаевский, Н. И. Особенности ветвления подключичной артерии у домашних птиц / Н. И. Акаевский, А. Н. Маляв-кин // Функциональная морфология кровеносной системы животных. — Оренбург, 1972. — С. 13—14.

8. Козлов, В. И. Структурно-функциональная организация микроциркуляторного русла в скелетной мышце / В. И. Козлов, Н. Д. Васильев, Ж. Т. Искакова // Архив анат., гистол. и эмбр. - Л., 1982. - Т. LXXXII. - № 1.- С. 7-21.

9. Осинский, Л. П. Возрастные и видовые особенности строения артерий крыла домашних птиц / Л. П. Осинский // Вопросы морфологии домашних животных. - Ульяновск, 1979. - С. 53-54.

ХОНИН Геннадий Алексеевич, доктор ветеринарных наук, профессор кафедры ветеринарно-санитар-ной экспертизы, продуктов животноводства и гигиены сельскохозяйственных животных института ветеринарной медицины и биотехнологии. ФОМЕНКО Людмила Владимировна, доктор ветеринарных наук, доцент кафедры анатомии, гистологии, физиологии и патологической анатомии института ветеринарной медицины и биотехнологии. Адрес для переписки: 1:от109@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2014 г. © Г. А. Хонин, Л. В. Фоменко

УДК 619-089.578.16:636.8 О. Р. СКУБКО

В. И. САМЧУК А. А. ДАРБИНЯН О. Н. ШУШАКОВА

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ ВЫПАДЕНИЯ ВЛАГАЛИЩА ПРИ ГИПЕРПЛАЗИИ ЕГО СЛИЗИСТОЙ У СОБАК_

В статье приводится методика определения патологических признаков выпадения влагалища при гиперплазии его слизистой у собак, а также консервативные и оперативные методы лечения с обоснованием применения патогенетических блокад нервов влагалища.

Ключевые слова: парацервикальная блокада, выпадение влагалища, гиперплазия слизистой оболочки, собака, консервативное и оперативное лечение.

Выпадение влагалища у сук, как осложнение неблагополучных родов или как следствие гиперплазии стенки влагалища в результате гормональной дисфункции яичников, явление хотя и не частое, но, с точки зрения этиологии и патогенетических механизмов, довольно очевидное. Однако в клинической практике нами отмечались случаи выпадения или выворота стенки влагалища у собак, связанные не только с указанными выше этиологическими и патогенетическими закономерностями. Отличия заключались в том, что они регистрировались у собак

определенных пород. Прежде всего, это азиатская и кавказская овчарки, значительно реже мопсовид-ные собаки (мопс, французский бульдог) и, как казуистический случай, у беспородных собак, имеющих, однако, признаки фенотипического сходства с собаками малосской группы. Второе принципиальное отличие от традиционно рассматриваемых обстоятельств выпадения влагалища у этих животных заключается в том, что описанная патология отмечалась у собак в возрасте 9—10 месяцев, в период первой течки, как правило, во второй ее половине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.