Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
УДК 347.1; 343.24
ВИДОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГАРАНТИЙ ОХРАНЫ ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ
Л.А. ПОЖАРОВА
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
Статья посвящена комплексному анализу существующих гарантий охраны достоинства личности в России. Рассмотрены законодательные, институциональные и процессуальные гарантии, которые выстроены автором схематически.
Ключевые слова: права человека, охрана, достоинство личности, Конституция, гарантии.
Основной задачей данной статьи будет рассмотрение комплекса имеющихся норм, способов, средств, процедур, а также институтов, призванных обеспечить беспрепятственную реализацию достоинства личности и приведение их в определенную систему.
В связи с необходимостью комплексного анализа процессов, влияющихна формирование современной российскойсоциально-нормативной системы и характером происходящих общественных преобразований в Российской Федерации и мировом сообществе в целом, не теряет актуальность обращение к фундаментальным правовым принципам, на которых не только должно базироваться действующее законодательство, но и дух которых должен прослеживаться в каждом действии и решении государственного органа. При этом на государство также возлагается обязанность создать все необходимые условия для обеспечения функционирования такого порядка, при котором не будет возникать даже возможности возникновения ситуации пренебрежения правами человека как со стороны самого государства, так и третьих лиц. Мы осознаем всю утопичность данного предположения, но тем не менее не оставляем надежды на стремление к созданию именно такого порядка в обществе.
В правовом демократическом государстве это возможно посредством конституционно-правового гарантирования охраны достоинства личности. Мы полагаем, что в конституционно-правовом понимании достоинство личности следует рассматривать как общепризнанный, конституционно обусловленный, нормативно конкретизированный интегральный принцип правового статуса личности, позволяющий ей находиться под охраной государства в виде законодательных, институциональных и процессуальных гарантий, а также осуществлять формализованную и неформализованную самозащиту в случае посягательства на ее права и свободы.
Сампроцесс гарантирования, как нам представляется, включает всю совокупность норм, способов, средств и процедур, обеспечивающих реализацию конституционного права на достоинство с учетом объективных социально-экономических и политических условий государства и формирующих системную устойчивую мотивационно-правовую аргументацию личности и общества.
Важнейшей законодательной гарантией охраны достоинства личности, по нашему мнению, выступает закрепленноевКонституции Российской Федерации положение о том, что достоинство личности находится под охраной государства, и ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21), а также зафиксированный конституционный запрет пыток, насилия, недопустимость другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
На наш взгляд, государству не принадлежит монополия в сфере охраны и защиты достоинства личности, что достаточно конкретно отражено в отраслевом законодательстве. Фактически это означает, что охрану и защиту своего достоинства гражданин вправе инициировать самостоятельно, если, по его мнению, данное правовое благо подвергается угрозе или нарушению.
Результатом аналитического обобщения гарантий охраны достоинства личности является их авторская видовая классификация, которая, как и любая форма систематизации, носит условный характер (см. рисунок).
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
Рис. Видовая классификация гарантий охраны достоинства личности в России
С позиции объективных условий, на наш взгляд, можно выделить:
- общие гарантии как условия конкретного государства, объективно существующие в определенный временной период, с учетом исторических реалий;
- специальные гарантии, которые ориентированы на формирование конкретных условий по применению охранительных средств защиты достоинства личности.
В свою очередь, общие гарантии мы предлагаем классифицировать по сфере действия на:
- социально-экономические, которые выражаются в проведении государственной политики в области повышения качества жизни населения. В ежегодных посланиях и докладах Президента Российской Федерации Федеральному Собранию уделяется внимание волнующим вопросам социального и экономического характера, предлагаются пути решения существующих проблем.
Собирательное понятие «прожиточный минимум» включает в себя действенный механизм обеспечения гарантий достойной оплаты труда, надлежащего уровня жилищ-
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
но-коммунального обслуживания. Государством устанавливается минимальный размер оплаты труда1, который ежегодно, как правило, изменяется.
При проведении социальной политики государство, в первую очередь, должно заботиться об уязвимых категориях граждан (пенсионеры, матери-одиночки, сироты и т.п.), принимать меры по обеспечению процесса, когда меры поддержки данных категорий граждан непосредственно достигают адресатов (принцип адресности),
- политические гарантии выражаются в обеспечении создания политически стабильной ситуации в государстве,
- социально-культурные гарантии подразумевают формирование предпосылок для достижения высокого уровня развития культуры в обществе. Данные гарантии призваны способствовать саморазвитию общества в целом и достижению им высоких ценностных ориентиров с уважительным отношением к каждому человеку как полноправной личности.
Специальные гарантии могут быть формализованными, то есть опосредованные нормами права, и неформализованными, то есть опирающиеся на иные нормы и правила.
Специальные формализованные гарантии охраны достоинства личности в Российской Федерации нами предложено классифицировать на национальные, то есть те, которые действуют непосредственно в российском государстве, и международные, то есть, это те принципы, нормы и международные договоры Российской Федерации, направленные на защиту достоинства личности, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Национальные гарантии представлены на трех уровнях реализации: федеральный, уровень субъекта федерации и муниципальный уровень.
На каждом из этих уровней реализуются следующие виды гарантий:
- формально-материальные представляют собой нормы материального права, которые направлены прямо или косвенно на охрану человеческого достоинства. Как основа основ здесь выступает на федеральном уровне Конституция Российской Федерации, затем располагаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, также можно отнести законы Российской Федерации и подзаконные акты.
Так как согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопрос о защите прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то на уровне субъекта гарантами достоинства личности могут выступать конституции (уставы) субъектов, законы субъектов Российской Федерации, а также иные подзаконные акты, содержащие нормы, касающиеся рассматриваемых правоотношений.
На уровне муниципального образования, исходя из ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, гарантией обеспечения достоинства личности выступает устав муниципального образования и акты локального значения, в которых затрагивается исследуемая область общественных отношений;
- формально-институциональные гарантии подразумевают субъектов, которые включены в процесс обеспечения охраны рассматриваемого блага.
В качестве универсального субъекта, призванного гарантировать надлежащее выполнение норм по охране конституционных прав и свобод, в том числе и касающихся достоинства личности, выступает Президент Российской Федерации (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
Например, к числу общекомпетенционных органов относятся Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания, федеральные министерства.
Специализированными органами, обладающими более узконаправленной компетенцией, являются Уполномоченный по правам человека в Российской Федерацией, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте по правам ребенка в Российской Федерацией, Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека;
^едеральный закон РФ от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ«О минимальном размере оплаты труда» (ред. от
2 декабря 2013 г.) / / Российская газета. - № 118. - 2000, 21 июня; Федеральный закон РФ от 2 декабря 2013 г. № ЗЗб-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» / / Российская газета. - № 273. - 2013, 4 декабря.
224 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ К Серия Философия. Социология. Право.
I | 2014. № 16 (187). Выпуск 29
- формально-процессуальные гарантии - это совокупность правовых средств для последовательной реализации охраны достоинства личности. Непосредственная реализация данных гарантий происходит в судебном порядке на федеральном и уровне субъекта федерации (данные гарантии закреплены в Гражданском и Уголовном процессуальных кодексах Российской Федерации), также в несудебном порядке, посредством самозащиты, использования административных методов и досудебных процедур - претензионного порядка и процедуры медиации. Также в порядке надзора деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет Прокуратура Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 № 2202-1)2. В муниципальном образовании процессуальные гарантии реализуются только в несудебном порядке.
По аналогичному каркасу можно выстроить классификацию международных гарантий, которые, мы считаем возможным разделить также на формально-материальные, формально-институциональные и формально-процессуальные с тремя уровнями реализации: универсальным, региональным и локальным.
Неформализованные гарантии представляют собой иные нормы, оказывающие влияние на формирование ценностно-ориентированного поведения личности. Считаем возможным выделить:
- нормы морали, то есть определенные нравственные ориентиры поведения личности, которые не вступают в противоречие с признаваемыми в обществе основополагающими ценностями, то есть находятся с ними в гармонии;
- нормы традиций - это определенный тип поведения, складывающийся в результате частого повторения и характерный для определенного круга лиц, имеющих определенный общий атрибутивный элемент (общность территории проживания, одинаковые культурные предпочтения и т.д.);
- нормы религии как гарантии в данном случае представляют собой признание и толерантное отношение к людям, имеющим иные религиозные убеждения.
Стремительные изменения в социальной, культурной, политической и др. сферах носят коренной характер, поскольку затрагивают устоявшиеся за значительный период времени ценности и идеалы, сложившиеся в обществе, поэтому существующие гарантии обеспечения прав и свобод человека нуждаются в постоянной корректировке.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 2 декабря 2013 г.) / / Российская газета. - № 118. - 2000, 21 июня.
2. Федеральный закон РФ от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» / / Российская газета. - № 273. - 2013, 4 декабря.
3. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» / / Российская газета. - № 229. - 1995, 25 ноября.
SPECIES CLASSIFICATION GUARANTEES THE PROTECTION OF HUMAN DIGNITY
The article is devoted to a comprehensive analysis of existing safeguards for the protection of human dignity in Russia. Considered legislative, institutional and procedural safeguards that are built by the author schematically.
The main objective of this article is the consideration of the complex of the available standards, methods, tools, procedures, and institutions designed to ensure the smooth implementation of the dignity of the person and bringing them into a system.
Key words: human rights, security, human dignity, the Constitution, the guarantee.
L.A. POZHAROVA
Belgorod State National Research University
e-mail: [email protected]
2 Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - № 229. - 1995, 25 ноября.