DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10437 ПРИЖЕННИКОВА Алёна Николаевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ
e-mail: [email protected]
ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА:
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. В статье на основании положений действующего законодательства, материалов судебной практики анализируются основные подходы к пониманию правовой конструкции «разрешенное использование земельного участка». Законодатель связывает данное понятие с градостроительным зонированием и соблюдением требований законодательства. Такое зонирование регулируется законодательством о градостроительной деятельности и реализуется посредством принятия правил землепользования и застройки. Вместе с тем, российское законодательство и правоприменительная практика порождают ряд проблем в рассматриваемой сфере правового регулирования.
Ключевые слова: вид разрешенного использования, изменение разрешенного использования, земли сельскохозяйственного назначения, правила землепользования и застройки, земельный участок.
PRIZHENNIKOVA, Alena Nikolaevna,
PhD in Law, associate Professor, associate Professor Of the Department of legal regulation of economic activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation
TYPE OF PERMITTED USE OF LAND: REVIEW OF JUDICIAL PRACTICE
Annotation. The article analyzes the main approaches to understanding the legal structure of «permitted use of land plot» based on the provisions of current legislation, materials of judicial practice, explanations of authorities and provisions of legal doctrine. The legislator associates this concept with urban planning zoning and compliance with legal requirements. Such zoning is regulated by legislation on urban development and implemented through the adoption of land use and development rules. At the same time, Russian legislation and law enforcement practice create a number of problems in this area of legal regulation.
Key words: type of permitted use, change in permitted use, agricultural land, land use and development rules, land plot.
Объектом земельных отношений является земельный участок. В п. 1 ст. 3 ЗК РФ [3] регулируются отношения по использованию, охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Круг отношений по использованию земли гораздо более широкий, чем круг отношений по пользованию земельным участком. Так, изучая отношения по использованию земли, можно утверждать, что в него входят отношения, связанные с получением гражданами различными способами пользы от земли для удовлетворения своих материальных и иных потребностей в рамках общего пользования. В соответ-
ствии со ст. 3 Закона № 217-ФЗ [14] земельные участки общего назначения - это земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
По закону использование земельного участка возможно лишь после соблюдения определенных условий, указанных в Земельном кодеке РФ требований. В этой связи, речь идет об обра-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
зовании конкретного земельного участка и возникновения на него права как на недвижимую вещь.
Квалификация земельного участка в качестве недвижимого имущества лишь усложняет правовое регулирование отношений по использованию земельных участков, а не влечет «изъятия» имущественных отношений из сферы регулирования земельного права, поскольку, по общему правилу, использование земельных участков не существует отдельно от правообладания ими, а «владение землей само по себе не есть еще производство, оно составляет лишь необходимое его условие» [18].
При этом следует помнить, что «главной целью присвоения участка земли и главной конечной целью оборота земельных участков является их последующее использование. Поэтому разорвать этот комплекс отношений на отношения, которые регулируются нормами гражданского права или только нормами земельного права, не представляется возможным с позиций юридической логики» [19].
В юридической литературе существует мнение, что в судебной практике чаще всего встречаются две категории земельных споров, связанных с изменением разрешенного использования земельных участков: это споры землевладельцев, которые оспаривают установленный вид землепользования, и тех, кто оспаривает ненормативные акты, ограничивающие или изменяющие существующий вид разрешенного использования. Каждый из указанных видов обладает своими особенностями и требует для разрешения наличия определенной законодательной базы [16].
Анализируя практику арбитражных судов, споры, связанные с изменением вида разрешенного использования земельных участков, можно поделить на три группы:
- споры, связанные с отказом в изменении разрешенного использования земельных участков;
- споры, связанные с нарушением процедуры изменения разрешенного использования земельных участков;
- споры о признании незаконными правовых актов об изменении разрешенного использования земельных участков.
Разрешенное использование в соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ может быть следующих видов:
- основные виды разрешенного использования;
- условно разрешенные виды использования;
- вспомогательные виды разрешенного использования.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. В каждой территориальной зоне действует соответствующий правовой режим.
Согласно ч. 4 ст. 37 ГК РФ [2] правообладатели земельных участков могут выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Таким образом, если основные и вспомогательные виды разрешенного использования, предусмотренные в градостроительном регламенте, собственник земли может выбирать самостоятельно без дополнительных согласований с властями, то в отношении условно-разрешенных видов использования предусмотрен особый порядок выбора.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков [8]. Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ [11] разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Об использовании земельных участков в соответствии с любым видом разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, отмечается: «Данное положение не следует расширительно толковать как безусловное право соответствующих лиц использовать принадлежащие им объекты недвижимости исключительно по своему усмотрению в любых целях, предусмотренных в градостроительном регламенте, в любое время, изменяя его без каких-либо процедур и ограничений. Дело в том, что избранный правообладателем вид разрешенного использования земельного участка (включая вид, определенный государственными или муниципальными органами при подготовке и принятии решений о предоставлении соответствующих
земель, в том числе по итогам торгов) получает закрепление в соответствующей документации -решениях о предоставлении земельных участков, договорах о предоставлении земли на том или ином праве, свидетельствах о государственной регистрации прав на земельные участки и др. И до изменения по установленной федеральными, региональными или местными нормативными актами процедуре вида разрешенного использования земельного участка и внесения соответствующих изменений в правоустанавливающие документы на участок его использование допустимо лишь в целях, согласующихся с определенным видом разрешенного использования»[15].
До 1 января 2020 г. орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (ч. 12 ст. 34 Закона № 171-ФЗ) [11].
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона № 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Для реализации вопросов взаимодействия правообладателя земельного участка, реализующего право самостоятельного выбора видов разрешенного использования, с органами местной администрации, уполномоченными в области градостроительной деятельности и в области земельно-имущественных отношений необходимо клас-
сифицировать возможные случаи изменения видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости:
1) один вид разрешенного использования земельного участка на другой изменяется без осуществления строительства (например, в зоне сельскохозяйственного использования пахотное использование заменяется на огородное использование) либо со строительством, но не требующим получения разрешения на строительство (например, изменение огородного хозяйства на строительство дачного дома);
2) один вид разрешенного использования земельного участка на другой изменяется для целей нового строительства с получением разрешения на строительство;
3) один вид разрешенного использования объекта капитального строительства на другой изменяется для целей преобразования (перепрофилирования) такого объекта с проведением реконструкции или капитального ремонта, требующих получения разрешения на строительство;
4) один вид разрешенного использования объекта капитального строительства на другой изменяется для целей преобразования (перепрофилирования) такого объекта с проведением капитального ремонта, не требующего получения разрешения на строительство;
5) один вид разрешенного использования объекта капитального строительства на другой изменяется для целей перепрофилирования такого объекта без проведения каких-либо строительных работ [1].
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, подготовленный с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов по указанным вопросам, демонстрирует, что суды в целом правильно применяют законодательство при рассмотрении дел по спорам об изменении вида разрешенного использования земельного участка [5]. Однако на практике возникают сложности:
- при установлении круга субъектов, управо-моченных на изменение вида разрешенного использования [10]. В настоящее время, несмотря на федеральное регулирование, по-прежнему остается нерабочей норма, позволяющая собственнику земельного участка выбирать виды использования, установленные документом территориального планирования. Росреестр в подавляющем большинстве случаев отказывает в изменениях, ссылаясь на отсутствие распорядительного акта [4];
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
- при учете особенностей ситуаций, когда допустимость изменения вида разрешенного использования ограничена, и процедурных особенностей такого изменения [7]. При изменении вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки для конкретного муниципального образования. Данные правила устанавливают границы территориальной зоны, содержат градостроительный регламент. Кроме того, из них можно узнать порядок изменения вида разрешенного использования. При изменении вида использования нужно соблюдать технические регламенты. Процедура изменения вида использования (в частности, порядок, сроки, перечень документов) может быть определена в региональном административном регламенте;
- при определении последствий несоблюдения установленных процедур и последствий использования участка с нарушением предусмотренных ограничений [6].
На практике возникают случаи, когда невозможно изменить вид разрешенного использования земельного участка ввиду того, что участок находится в границах территориальной зоны населенного пункта, не предназначенной для соответствующего (требуемого) использования, если градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.
Так, собственник земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» обратился в орган муниципального образования с заявлением о принятии решения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка. Он просил изменить «индивидуальное жилищное строительство» на условно разрешенный вид «магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м», предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки, к которой правилами землепользования и застройки сельского поселения отнесен спорный земельный участок. При этом он просил принять во внимание, что на основании постановления главы муниципального образования были проведены публичные слушания, по результатам которых комиссия по проведению публичных слушаний дала заключение о возможном изменении вида разрешенного использования земельного участка. Но орган местного самоуправления отказал. Собственник подал в суд
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
заявление о признании незаконными действия органов местного самоуправления.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Он установил, что площадь земельного участка, принадлежащего истцу, составляла 625 кв. м. В то же время градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки было предусмотрено, что для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв. м, минимальный размер земельного участка должен быть 1 000 кв. м. Апелляция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства [17].
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ [13] указан запрет на установление градостроительного регламента в отношении земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного и водного фонда и некоторых других категорий земель, в отношении которых действует принцип сохранения их целевого использования [12]. Это означает, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37) [2].
В заключение хотелось бы обратить внимание на актуальность вопроса отмены института категорий земель. Минэкономразвития России разработало законопроект [9], в котором предполагается заменить институт деления земель на категории институтом зонирования территорий. Представляется, что, отменяя категории и установления правового режима большей части земель градостроительными регламентами, понижается уровень правового регулирования земельных отношений, который в настоящее время осуществляется преимущественно федеральными законами.
Список литературы:
[1] Бандорин Л.Е. Проблемы выбора вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий // Экологическое право. - 2011. - № 3 // СПС «Кон-сультантПлюс».
[2] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».
[3] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 // СПС «Консуль-тантПлюс».
[4] О правовых позициях ВС по спорам об изменении вида разрешенного использования земли. Верховный Суд привел примеры таких споров, при рассмотрении которых у судов общей юрисдикции и арбитражных судов возникают сложности. URL. http: //www.advgazeta.ru (дата обращения: 24.05.2020).
[5] Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
[6] Обзор судебной практики ВС РФ № 3 (2019) (утв. Президиумом ВС РФ 27.11.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.06.2019 г. № Ф04-2130/2019 по делу № А45-16903/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
[8] Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540 (ред. от 04.02.2019) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 г. № 33995).
[9] Проект федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 09.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
[10] Решение № 2А-146/2016 2А-146/2016(2А-1861/2015;)~М-1719/2015 2А-1861/2015 М-1719/2015 от 21 января 2016 г. по делу № 2А-146/2016.
[11 ] Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[12] Федеральный закон от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[13] Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СПС «КонсультантПлюс».
[14] Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
[15] Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс».
[16] Цит. по: Бандорин Л.Е. Проблемы выбора вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий // Экологическое право. -2011. - № 3 // Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С.А. Боголюбова. - СПб.: Питер Пресс, 2009. - С. 487 // СПС «КонсультантПлюс».
[17] Цит. по: Тоточенко Д.А. Споры, связанные с изменением разрешенного использования земельных участков // Нотариус. - 2019. - № 6 // Григоров В.Т., Горбатенко Л.П. Правовое регулирование и проблемы изменения права разрешенного использования земельного участка // Вестник Иркутского гос. тех. ун-та. - 2014. - № 9(92). - С. 78-86 // СПС «КонсультантПлюс».
[18] Цит. по: Шестакова М. Изменение вида разрешенного использования земельного участка. Обзор практики от Верховного Суда // ЭЖ-Юрист. - 2018. - № 46 // Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
[19] Цит. по: Эйриян Г.Н. Земельный участок как объект использования // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. - 2019. - № 3 // Шкредов В.П. Социалистическая земельная собственность. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. - 152 с. // СПС «Кон-сультантПлюс».
[20] Цит. по: Эйриян Г.Н. Земельный участок как объект использования // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. - 2019. - № 3 // Крассов О.И. Современное земельное право в свете новелл гражданского законодательства // Экологическое право. - 2012. - № 5. - С. 7 - 14 // СПС «Консуль-тантПлюс».
Spisok literatury:
[1] Bandorin L.E. Problemy vybora vida raz-reshennogo ispol'zovaniya zemel'nogo uchastka iz
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
predusmotrennyh zonirovaniem territorij // Ekologich-eskoe pravo. - 2011. - № 3 // SPS «Konsul'tant-Plyus».
[2] Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Feder-acii ot 29.12.2004 g. № 190-FZ // SPS «Konsul'tant-Plyus».
[3] Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 g. № 136-FZ // SPS «Konsul'tantPIyus».
[4] O pravovyh poziciyah VS po sporam ob izmenenii vida razreshennogo ispol'zovaniya zemli. Verhovnyj Sud privel primery takih sporov, pri rass-motrenii kotoryh u sudov obshchej yurisdikcii i arbitrazhnyh sudov voznikayut slozhnosti. URL. http: //www.advgazeta.ru (data obrashcheniya: 24.05.2020).
[5] Obzor praktiki rassmotreniya sudami del, svyazannyh s izmeneniem vida razreshennogo ispol'zovaniya zemel'nogo uchastka (utv. Prezidiu-mom Verhovnogo Suda RF 14.11.2018) // SPS «Kon-sul'tantPlyus».
[6] Obzor sudebnoj praktiki VS RF № 3 (2019) (utv. Prezidiumom VS RF 27.11.2019) // SPS «Kon-sul'tantPlyus».
[7] Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Zapad-no-Sibirskogo okruga ot 27.06.2019 g. № F04-2130/2019 po delu № A45-16903/2018 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».
[8] Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 01.09.2014 g. № 540 (red. ot 04.02.2019) «Ob utver-zhdenii klassifikatora vidov razreshennogo ispol'zovaniya zemel'nyh uchastkov» (Zaregis-trirovano v Minyuste Rossii 08.09.2014 g. № 33995).
[9] Proekt federal'nogo zakona № 465407-6 «O vnesenii izmenenij v Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti perekhoda ot deleniya zemel' na kategorii k territorial'nomu zonirovaniyu» (red., prin-yataya GD FS RF v I chtenii 09.12.2014) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[10] Reshenie № 2A-146/2016 2A-146/2016(2A-1861/2015;)~M-1719/2015 2A-1861/2015 M-1719/2015 ot 21 yanvarya 2016 g. po delu № 2A-146/2016.
[11] Federal'nyj zakon ot 23 iyunya 2014 g. № 171-FZ «O vnesenii izmenenij v Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».
[12] Federal'nyj zakon ot 23.06.2014 g. № 171-FZ (red. ot 27.12.2019) «O vnesenii izmenenij v
Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».
[13] Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2002 g. № 101-FZ «Ob oborote zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[14] Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2004 g. № 191-FZ «O vvedenii v dejstvie Gradostroitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tant-Plyus».
[15] Federal'nyj zakon ot 29.07.2017 g. № 217-FZ «O vedenii grazhdanami sadovodstva i ogorod-nichestva dlya sobstvennyh nuzhd i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[16] Cit. po: Bandorin L.E. Problemy vybora vida razreshennogo ispol'zovaniya zemel'nogo uchastka iz predusmotrennyh zonirovaniem territorij // Ekologicheskoe pravo. - 2011. - № 3 // Kommen-tarij k Zemel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / pod red. S.A. Bogolyubova. - SPb.: Piter Press, 2009. - S. 487 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[17] Cit. po: Totochenko D.A. Spory, svyazan-nye s izmeneniem razreshennogo ispol'zovaniya zemel'nyh uchastkov // Notarius. - 2019. - № 6 // Grigorov V.T., Gorbatenko L.P. Pravovoe reg-ulirovanie i problemy izmeneniya prava razreshennogo ispol'zovaniya zemel'nogo uchastka // Vestnik Irkutskogo gos. tekh. un-ta. - 2014. - № 9(92). - S. 78-86 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[18] Cit. po: SHestakova M. Izmenenie vida razreshennogo ispol'zovaniya zemel'nogo uchastka. Obzor praktiki ot Verhovnogo Suda // EZH-Yurist. -2018. - № 46 // Obzor praktiki rassmotreniya sudami del, svyazannyh s izmeneniem vida razreshennogo ispol'zovaniya zemel'nogo uchastka (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 14.11.2018) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[19] Cit. po: Ejriyan G.N. Zemel'nyj uchastok kak ob»ekt ispol'zovaniya // Vestnik Permskogo un-ta. Yurid. nauki. - 2019. - № 3 // Shkredov V.P. Socialisticheskaya zemel'naya sobstvennost'. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1967. - 152 s. // SPS «Kon-sul'tantPlyus».
[20] Cit. po: Ejriyan G.N. Zemel'nyj uchastok kak ob»ekt ispol'zovaniya // Vestnik Permskogo un-ta. Yurid. nauki. - 2019. - № 3 // Krassov O.I. Sovremennoe zemel'noe pravo v svete novell grazh-danskogo zakonodatel'stva // Ekologicheskoe pravo. - 2012. - № 5. - S. 7 - 14 // SPS «Konsul'tantPlyus».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020