Научная статья на тему 'Вхождение Турции в "Европейский концерт": европейское понимание и конфликт с исламом'

Вхождение Турции в "Европейский концерт": европейское понимание и конфликт с исламом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / КРЫМСКАЯ ВОЙНА / ХАТТ-И ХУМАЮН 1856 Г. / ИСЛАМ / ПАРИЖСКИЙ МИР 1856 Г.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Витол А.

При заключении Парижского мира 1856 г. Турция официально вошла в число стран-победительниц, которых именовали «европейским концертом». Эту привилегию она заслужила, в частности, тем, что султан Абдулмеджид опубликовал указ «хатт-и хумаюн» о равенстве всех турецких подданных (т.е. как мусульман, так и христиан). Султан обещал продолжить реформы (танзимат), которые должны были еще больше сблизить Турцию с Европой. Вхождение Турции в «концерт», кроме выгод, таило и огромные опасности, трудности «психологической ломки» для турецкого народа, имевшего сложившийся и устойчивый менталитет. На пути сближения с Западом и в поиске места ислама в новом обществе предстояло сделать еще очень много. «Нации и национализм на мусульманском Востоке», М., ИВ РАН, 2015 г., с. 164-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вхождение Турции в "Европейский концерт": европейское понимание и конфликт с исламом»

ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

А. Витол,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург) ВХОЖДЕНИЕ ТУРЦИИ В «ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ»: ЕВРОПЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ И КОНФЛИКТ С ИСЛАМОМ

Аннотация. При заключении Парижского мира 1856 г. Турция официально вошла в число стран-победительниц, которых именовали «европейским концертом». Эту привилегию она заслужила, в частности, тем, что султан Абдулмеджид опубликовал указ «хатт-и хумаюн» о равенстве всех турецких подданных (т.е. как мусульман, так и христиан). Султан обещал продолжить реформы (танзимат), которые должны были еще больше сблизить Турцию с Европой. Вхождение Турции в «концерт», кроме выгод, таило и огромные опасности, трудности «психологической ломки» для турецкого народа, имевшего сложившийся и устойчивый менталитет. На пути сближения с Западом и в поиске места ислама в новом обществе предстояло сделать еще очень много.

Ключевые слова: Турция, Крымская война, хатт-и хумаюн 1856 г., ислам, Парижский мир 1856 г.

Крымская война (она же - Восточная, Русско-турецкая, Севастопольская и т.д.)1 завершилась переговорами в Париже в 1856 г., которые внесли значительные изменения в международный статус Турции и России. О целях войны очень откровенно выразился французский император Наполеон III. В беседе с одним из русских дипломатов он сказал: «Я намерен приложить все усилия, чтобы воспрепятствовать распространению вашего влияния

и заставить вас вернуться в Азию, откуда вы и пришли... Лишить вас Финляндии, балтийских земель, Польши и Крыма не составит труда. Это станет грандиозным падением России, но вы сами его вызвали»2. Нелишне прислушаться к мнению крупнейшего швейцарского историка Я. Буркхардта, что «главным в Крымской войне было упрочение Луи Наполеона на его троне (императорском. -А. В.), и основанием для него могли быть соображения либерального, клерикального и военного порядка»3.

Известный французский историк А. Мале (один из авторов «Истории XIX века») писал о Парижском мире 1856 г., что Турция добилась того, в чем ей было отказано в 1815 г. - имелось в виду, что по окончании Наполеоновских войн ее не допустили на заседания Венского конгресса (1814-1815). Ожидания Турции, как пострадавшей от наполеоновского вторжения в Египет и от других военных кампаний, что она войдет в число стран - участников Священного союза, не оправдались. Этого не произошло по той причине, в частности, что возникли проблемы с принятием в Священный союз даже Англии, так как она была протестантской (в основном) страной. С другой стороны, Англия, Франция и Австрия «косо» смотрели на православную (т.е. «схизматическую», «неевропейскую») Россию.

Что же касается мусульманской Турции, то «Европа» не могла представить себе, что государство с такой религией может быть на равных представлено в общеевропейском «согласии». Нападение Наполеона на Египет, т. е. на Османскую империю, было для последней неожиданностью. Для Наполеона, возможно, это было отдаленным воплощением мотивов и идей «Египетского проекта» Лейбница4; возможно, сказалось его разочарование отказом принять его на службу в Турецкую армию (Наполеон пытался найти себе место не только на русской службе).

С вторжением в Египет был согласован и союз с Павлом I, планы совместного похода в Индию от Оренбурга, через Хиву и Бухару и далее. По известным причинам поход не состоялся, но, даже заняв Москву, Наполеон продолжал мечтать об Индии.

Отношения Турции с Францией быстро восстановились, однако нельзя сказать, что вторжение в Египет прошло бесследно. Турции пришлось подвергнуться тяжелым испытаниям в сфере, где, казалось бы, всё было спокойно. На Аравийском полуострове постепенно укрепилось новое течение ислама - ваххабизм, что-то вроде «пуританского» ислама. Ваххабизм (название получил по имени своего основателя) в значительной степени был направлен

против мусульман Турции, Кавказа и Ирана. В результате боевых действий ваххабитов дважды (1803, 1806)5 был захвачен священный город всех мусульман - Мекка; в марте-апреле 1802 г. был разорен священный город шиитов Кербела, включая мечеть Хусейна, где был захоронен внук Мухаммеда. Смелости ваххабитам придали сообщения как о вторжении Наполеона и бессилии Порты

перед ним, так и сообщения о военных действиях англичан против

6

турок .

Экспедиция Наполеона в Египет ознаменовалась его попытками разыграть «религиозную» карту. Наполеон серьезно готовился к походу в Египет. В своей книге «Египетский поход» он цитирует французского просветителя и ориенталиста Франсуа Вольнея о том, что утвердиться в Египте можно, лишь выдержав три войны: против Англии, против Порты и наиболее трудную - против мусульман7. Наполеон предпринимал много попыток «доказать» египетским мусульманам, что французы - тоже мусульмане, а сам он - Махди (Мессия) - тоже мусульманин и Султан Кебир (Великий Султан). Устраивались всякие трюки: «фестивали Пророка», демонстрация полетов воздушного шара (неудачно) и др. Наполеон заставлял египетских шейхов отправлять письма шерифу Мекки, в которых утверждалось, что французы - мусульмане. Заигрывание с исламом доходило до того, что сторонники легковесной революционной «религии разума» в количестве 500 человек во главе с генералом Мену действительно приняли ислам и остались в Египте после эвакуации французской армии в 1801 г.8

Нельзя, конечно, преувеличивать значение «промусульман-ских» маневров Наполеона, но можно вспомнить подмеченное опытным востоковедом-практиком Б. Льюисом обстоятельство: Великая французская революция 1789 г. была первым европейским движением, которое не казалось христианским и даже представлялось, по крайней мере, мусульманам, «антихристианским». По этой причине в поисках своего пути мусульмане обращались к секулярным и революционным идеям, зародившимся во Франции. Это прослеживалось во многих модернизаторских реформистских течениях исламского мира Х1Х-ХХ вв.9 В принципе вопрос о том, что могла почерпнуть из «раннего» наполеоновского опыта Османская империя, остается открытым. Но вряд ли этот опыт мог пройти бесследно мимо внимания мыслящих людей в Османской империи.

Османские султаны прикладывали отчаянные усилия для сохранения своей державы. Однако Порта несла тяжелые поражения

от собственных вассалов (Египет), от России; произошло отделение Греции, фактическое отторжение Алжира: по законам 18401846 гг. часть его земель была конфискована у местных племен и передана колонистам из Франции, Италии и Испании.

Конфликт Порты с Мухаммедом Али привел ее к союзу с постоянным противником - Россией (1833), т.е. к вынужденному сближению с христианской державой. Культурные и революционные традиции России взаимодействовали на турецкой почве с западными, т.е. в Греции на Ионических островах, на Балканах, в Дунайских княжествах и других территориях. После 1848 г. (события в Венгрии и Австрии) Россию объявили в Европе «души-тельницей свободы», в то время как Турция, в описаниях европейской прессы, превратилась в прибежище «прогрессивных» эмигрантов из Венгрии, Польши, Италии и других стран. Престиж Турции как прогрессивной державы сильно повысился со времени уничтожения «кошмара Средневековья» - янычарского корпуса. Был ликвидирован также орден бекташи - идеологическая поддержка янычар. По европейским стандартам этот орден считался рассадником фанатизма. Для султана Абдулмеджида, обязанного Европе своим правлением, было жизненно важно поддерживать впечатление от своего правления как либерального, понятного и удобного для Запада. Большое впечатление на западную публику произвел отказ выдать Австрии и России польских и венгерских эмигрантов, участников событий 1848-1849 гг. Стойкость Турции была поддержана флотами Англии и Франции, что напоминало события недалекого будущего - начало Восточной (Крымской) войны10.

Настоящим триумфом для Турции стала Первая Всемирная выставка в Лондоне в 1851 г. Успех турецкой экспозиции и нарядного парохода-фрегата «Фейза-Бахри» превзошел все ожидания. В одном из отзывов о выставке было сказано: «Если Турция хотела показать миру, что она еще не такая опустившаяся и бессильная, чтобы подать надежду своему русскому соседу на получение наследства, то она этого добилась» . Популярная лондонская газета «Иллюстрированные лондонские новости» восторженно писала, что прошли те времена, когда Европа дрожала от ужаса при упоминании имени Великого Турка, который был более могуществен, чем Карл V, а теперь помнят только о героях и героинях «1000 и 1 ночи». Одним словом, времена противостояния закончились, остался лишь восточный колорит, фольклор и т.д.12

Как известно, Абдулмеджид был удостоен за участие во Всемирной выставке высшей медали. Через несколько лет он стал первым мусульманином - рыцарем британского ордена Подвязки и французского ордена Почётного Легиона. Политическая подоплека этих награждений особых сомнений не вызывает.

Вхождение Турции в европейский «концерт», как правило, считают высшим и уникальным достижением дипломатии Османской империи и европейских антироссийски настроенных политиков Запада. Под статьями Парижского мира 1856 г. стоят подписи не только западных, но и российских представителей, т.е. исполнение хатт-и хумаюна 1856 г. было гарантировано как бы всеми сторонами - участниками военного конфликта. Западные державы тоже не без основания опасались, что Турция, как и в прошлом, может потерять интерес к выполнению своих обязательств перед христианскими подданными.

Нелишне напомнить, что мысль о политическом объединении европейских держав с Турцией теоретически не была совершенно новой. У многих историков в памяти сохранялось так называемое «Письмо к Магомету» («Epístola ad Mahometem»), в котором папа Пий II предлагал Мехмеду II принять крещение и стать всеобщим правителем мира.

«Скандальное» предложение Пия II отличалось жесткостью выражений и несомненной парадоксальностью: в нем явно обличались ничтожество и трусость христианских правителей. Напомним, что в числе дарований Пия II были и литературные, которыми он пользовался, чтобы любым путем призвать христианский мир к сопротивлению. Это «письмо» - даже если оно попало к султану -осталось курьезом того времени, хотя дискуссии вокруг него продолжаются до настоящего времени13.

После этого «письма» можно упомянуть о «Новом Кинее» Эмери де ла Крюсе (1590-1648), который проектировал «Всемирную ассамблею» - универсальную международную организацию, которая действовала бы на основе договора между государствами, причем все они должны были быть равны, независимо от могущества. В этой «Всемирной ассамблее» почетное второе место отводилось «турецкому императору» из тех соображений, что тот является преемником Восточной Римской империи.

Уже после поражения турок под Веной в 1683 г. английский и американский политический деятель (квакер) Уильям Пенн выдвинул идею создания «Всеобщего союза государств», в который входила бы Турция. В гипотетическом «Европейском парла-

менте» для нее было зарезервировано десять мест - больше, чем для Англии (шесть мест). Однако этот «Союз государств» предполагал все-таки антимусульманскую направленность. Если вспомнить также о «Проекте вечного мира в Европе» аббата Де Сен Пьера (опубликован в 1713 и 1724 гг.), то он предлагал усилить проповедническую деятельность в отношении сторонников ислама с той целью, чтобы его приверженцы сами смогли оценить «красоту и совершенство» христианства14.

В отличие от проектов прошлого, в 1856 г. Турция была принята в «концерт» (статья 7-я Парижского мира) без абсурдных условий отказа от ислама. Обстановка в Европе изменилась настолько, что идея навязать отказ от религии показалась бы оскорбительной и «анахронистической». Правда, требования при вступлении были, но не в религиозных рамках, а в цивилизационных. Как выразился Б. Льюис, «турки должны были овладеть новыми инструментами (если говорить о "концерте") и выучить новые европейские мелодии, разительно отличавшиеся от их собственной музыки»15. Конечно, это относилось не только собственно к музыке, но и ко всей цивилизации в целом.

Вхождение в «концерт» означало продолжение политики энергичного государственного покровительства преобразованиям в Турции. 1856 год - это оформление курса на усовершенствование своей цивилизации и приспособление к ней элементов западных достижений. Абдулмеджид в оставшиеся ему годы жизни (умер в июле 1861 г.) действительно продолжал политику, которую обещал подписавшим мир в Париже государственным деятелям. Последствия хатт-и хумаюна 1856 г. были, конечно, неоднозначными. После объявления «равенства» мусульман и христиан в османской армии обострились взаимоотношения между ними. Приподнятая атмосфера «Эпохи перемен» не позволила смягчить друзско-маронитские противоречия, и в 1860 г. Франция вынуждена была ввести значительный воинский контингент в Сирию. Напряженными регионами оставались места проживания христиан на Балканах.

События, о которых идет речь, иногда называют вестерниза-цией Турции. Этот процесс, естественно, связан с ее отношениями с Францией, Великобританией, Россией и другими государствами. Среди этих «других» далеко не последнее место занимала Польша. События ХУШ-Х1Х вв. способствовали сближению Турции и Польши, тем более что влиятельные круги в обеих странах считали своим главным врагом Россию. Такие настроения послужили

их сближению, хотя в прошлом они были серьезными противниками.

Полякам всегда импонировало, что Порта - по разным соображениям - никогда не признавала исчезновения Польши из-за ее разделов между Пруссией, Австрией и Россией. Как известно, по дипломатическому церемониалу во дворце Топкапы, когда султан задавал вопрос о причине отсутствия польского посланника, то получал заранее подготовленный ответ: «Он задержался по не зависящим от него обстоятельствам»16.

В августе 1841 г. в Стамбуле открылось политическое представительство польских переселенцев (Главное агентство, или Восточное агентство), которое просуществовало почти до конца XIX столетия. Одну из ведущих ролей в польско-турецком альянсе играл граф Мам (Ежи) Чарторыйский, который еще в 1842 г. основал на азиатском берегу Босфора военный лагерь, названный «Адамполем». Во время Крымской войны Чарторыйский пытался создать польско-казацкие легионы для войны против России. Имелись также планы по созданию польского (или польско-черкесского) государства на Кавказе. Как известно, поляки служили вместе с другими иностранцами в армии Шамиля: в артиллерии и мастерских по изготовлению оружия. «Почти западная» польская диаспора тоже внесла свой вклад в сближение Турции с Западом.

Завершая статью, обобщим написанное:

- предпосылки революции 1856 г. (название, конечно, условное) можно выводить из массированного вторжения Европы в Османскую империю (Египетский поход Наполеона);

- имидж Турции в Европе с 1840-х годов XIX в. был настолько благоприятен, что Наполеон III и его британские коллеги воспользовались им для мотивации ее защиты и нападения на Россию;

- османские реформаторы того времени, безусловно, выигрывали от общего «настроя на реформы», т.е. от поддержки как со стороны собственных властей, так и иностранных дипломатов, отдельных групп эмигрантов («революционеров», польской диаспоры и т.д.);

- заметного улучшения для христиан в Турции не произошло и после 1856 г. Однако дыхание «мощной оптимистически окрашенной воли», которое сопровождает революционные изменения, ощущалось;

- изменения в Османской империи были еще мало заметны, но постепенно начинают сказываться новые принципы и невозможность нового «погружения в сон».

Примечания

1 www.bibliofond.ru /view.aspx?id=562363

2 Трубецкой А. Крымская война: Неизвестная мировая война. - СПб., 2014. -С. 185.

3 Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории. - М., СПб., 2013. - С. 172.

4 «Египет - это то, что могло бы помочь нанести [по Англии] сокрушительный удар - здесь вы найдете настоящий торговый путь в Индию... Здесь вы обеспечите вечное господство Франции в Леванте» (цит. по: Роллин А. Христианство и ислам: Непростая история. - М., 2004. - С. 208.)

5 Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. - М., 1965. - С. 72.

6 Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745-1973). - М., 1982. - С. 101.

7 Наполеон Бонапарт. Египетский поход. - СПб., 2000. - С. 114.

8 Светлов Р. То, что осталось за полями рукописи (приложение к книге Наполеона «Египетский поход»). - М., 2000. - С. 355.

9 Бернард Л. Ислам и Запад. - М., 2003. - С. 288.

10 Витол А.В. Советская медаль для султана (имидж Турции на Западе в середине XIX века) // Османская империя. События и люди. - М., 2000. - С. 85.

11 Scheres H. Londoner briefe uber die Welt ausstellung. - Leipzig, 1857. - S. 174.

12 Витол А.В. Советская медаль для султана. - С. 88.

13 Кардини Ф. Европа и Ислам. История непонимания. - СПб., 2007. - С. 183184.

14 Витол А.В. Османская империя в проектах «вечного мира» (XVII-XVIII вв.) // Письменные памятники и проблемы истории и культуры народов Востока. XXIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР за 1989 год. Часть I. - M., 1991. - С. 134-135. Об этих и других проектах «вечного мира» вспомнили в XX веке, когда создавалась Лига Наций, а потом - ООН.

15 Бернард Л. Ислам и Запад. - С. 60.

16 Августин, архимандрит (Никитин). Ислам в Европе. - СПб., 2009. - С. 620.

«Нации и национализм на мусульманском Востоке», М., ИВ РАН, 2015 г., с. 164-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.