Научная статья на тему 'Въездной и внутренний туризм в РФ как приоритеты государственной политики'

Въездной и внутренний туризм в РФ как приоритеты государственной политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1809
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТСКИЙ СПРОС / ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА / TOURISM / GOVERNMENT POLICY / TOURISM POTENTIAL / TOURISM DEMAND / TOURISM POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Назина Н. А.

В статье рассматриваются проблемы развития въездного и внутреннего туризма, характеризуются основные задачи эффективного антикризисного регулирования отраслью, обозначаются важнейшие приоритеты государственной политики в области развития туризма в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Назина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In-bound and Domestic Tourism in Russian Federation as Government Policy Priorities

The author analyzes the challenges in developing the in-bound and domestic tourism, describes the principal tasks of efficient recession-proof management of the industry and sets major priorities of the government policy in developing tourism in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Въездной и внутренний туризм в РФ как приоритеты государственной политики»

Въездной и внутренний туризм в РФ как приоритеты государственной политики

Назина Н.А.,

Директор департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы развития въездного и внутреннего туризма, характеризуются основные задачи эффективного антикризисного регулирования отраслью, обозначаются важнейшие приоритеты государственной политики в области развития туризма в РФ.

Ключевые слова: туризм, государственная политика, туристский потенциал, туристский спрос, туристская политика.

The author analyzes the challenges in developing the in-bound and domestic tourism, describes the principal tasks of efficient recession-proof management of the industry and sets major priorities of the government policy in developing tourism in the Russian Federation.

Key words: Tourism, Government Policy, Tourism Potential, Tourism Demand, Tourism Policy.

За последние годы внимание органов государственной власти к вопросам развития туризма неизменно растет. Вопросы развития курортно — рекреационного комплекса Российской Федерации рассматривались в 2004 г. в г. Геленджик на заседании президиума Госсовета РФ, по результатам которого было принято решение о разработке мер, направленных на поддержку въездного и внутреннего туризма. Туристской тематике было посвящено проходившее 3 апреля 2008 г. заседание Правительства РФ, на котором была рассмотрена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Этим же вопросам было посвящено специальное совещание, проходившее 1 августа 2008 г. в г. Углич Ярославской области под представительством Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, отметившего, что богатейшее культурно-историческое наследие страны является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма. По мнению Президента, именно в туризме заложена одна из так называемых точек роста для многих

российских регионов [1].

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. Богатое историко-культурное наследие и уникальные природные ресурсы являются факторами, формирующими привлекательность России как перспективной туристской державы. Кроме того, наша страна играет огромную роль в обеспечении глобальной экологической устойчивости, основной потенциал которой сосредоточен в пяти крупнейших странах мира: России, Бразилии, Австралии, Канаде и США.

Именно эти страны обладают наиболее весомым природным потенциалом, а, следовательно, их концептуальный взгляд на пути его развития в значительной степени определяет устойчивость мировой экосистемы, формирует основу экологического равновесия всей планеты.

В расчете на душу населения природноресурсный потенциал России в 2 — 2,5 раза превышает ресурсный потенциал США, в 6 раз — Германии, в 18 — 22 раза — Японии. Вклад России в сохранение устойчивости мировой экосистемы в 2 раза превышает вклад таких стран, как США и Канада, в 1,5 раза — Бразилии и Австралии [2].

Ландшафтно-климатическое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма - пляжный, культурно— познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, а также широкий спектр санаторно-курортного и оздоровительного видов отдыха. Наличие уникальных туристских ресурсов обусловливает высокий потенциал для формирования активного спроса на внутренние туристские услуги.

Однако, несмотря на позитивные сдвиги, туристский потенциал РФ используется слабо. Так по оценкам UNWTO, потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до

40 млн. иностранных туристов в год. Вместе с тем в настоящее время на ее долю приходится всего 7-8% от общемирового числа туристских прибытий. Например, огромный туристский потенциал Камчатского края используется лишь на 16%.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) совместно с Международной ассоциацией авиаперевозок (1АТА), Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Всемирной туристической организацией ООН (UNWTO) опубликовал рейтинг конкурентоспособности стран мира в сфере путешествий и туризма, в котором Россия занимает 64 позицию из 130 [3]. Согласно данным WTTC, по объемам услуг туристского сектора в абсолютных показателях РФ занимает 22-место в мире, а в относительных 156-е, что доказывает тот факт, что Россия пока не относится к категории туристскоёмких стран. По отчетным данным WTTC, в 2007 г. число занятых в российском туризме граждан составило 3913 тыс. чел., или 5,7% от общего уровня занятости в стране, что указывает на существующие резервы в обеспечении занятости экономически активного населения страны.

Аналитики отмечают, что 67% иностранных граждан приезжают в Россию в большинстве своем с частными целями. Второе место занимает туризм с целью бизнеса. Это объясняет растущую роль России в мировом экономическом процессе. С целью познавательного туризма в Россию въезжает лишь около 8% иностранцев (рис.1).

Рис.1. Структура прибытий иностранных граждан по целям в 2007г.

Эффективное развитие туристической сферы в Российской Федерации сдерживается следующими факторами:

• несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль;

• значительный моральный и физический износ существующей материальной базы;

• недостаточное развитие туристской инфраструктуры;

• недостаточное количество гостиниц туристского класса (две — три звезды);

• отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики;

• низкое качество оказываемых туристских услуг;

• обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране;

• отсутствие активного имиджевого позиционирования России как туристской державы;

• дефицит квалифицированных кадров.

На развитии отечественной туристской

отрасли в последнее время также сказывается влияние мирового финансового и экономического кризиса. Общая экономическая нестабильность заметно влияет на туристский спрос. Так, уже в октябре 2008 года падение спроса превысило показатели 2007 года на 1015%. На международном форуме World Travel Monitor Forum, проходившем 6 — 7 ноября 2008 года в итальянском городе Пиза, были отмечены негативные тенденции в целом на мировом рынке туристских услуг, во многом связанные с последствиями мирового финансового кризиса.

После четырех лет стабильного роста на рынке туристских услуг, продолжавшегося до мая 2008 года, уже в июне рост спроса существенно замедлился, а с сентября во многих

регионах был отмечен спад. Так, снижение темпов роста числа туристических поездок в 2008 году составило с 8,3% в первом квартале до 2,6% во втором квартале, а в августе этот показатель составил 1% (рис.2).

Изменилась динамика числа международных туристских прибытий. Согласно результатам экспертных исследований, проведенных в 2008 году в разных странах мира, последствия мирового финансового кризиса уже привели к существенному сокращению расходов на деловые поездки.

Компании корректируют свои планы с учетом кризиса, планируя большее количество однодневных поездок, не предусматривающих размещение в отелях; бронируя железнодорожные билеты вместо авиабилетов, на маршрутах, где это возможно, заменяют поездки видеоконференциями и др.

Значительные сокращения ожидают сферу тсепйуе-туров или поощрительных поездок, организуемых для своих сотрудников работодателями. Каждый двадцатый работодатель отказался от организации турпоездок для своих сотрудников.

По данным компании «РосБизнесКонсалтинг», представленным в ноябре 2008 года, 41% туристов не планируют корпоративных поездок на предстоящие полгода, организуемых обычно их компаниями - работодателями. Среди тех, кто уже совершал подобные поездки в 2008 году, эта доля снизилась до 9%. Результаты исследования РБК «Туристический бизнес в 2008 году: влияние кризиса и перспективы» подтверждаются выводами экспертов относительно сокращения расходов со стороны работодателей на организацию отдыха своих сотрудников.

Эксперты также отмечают сокращение спроса и на частные туристские поездки; до 55% граждан вынуждены отказаться от отдыха из-за недостаточности средств и отсутствия определенности. А среди тех, кто отправится в поездку, более половины намерены обойтись более дешевым вариантом отдыха. Таким образом, в ближайший период ожи-

Рис. 2. Динамика туристических поездок в 2004-2008 гг.

дается значительное снижение спроса на путешествия.

Вместе с тем, как показывает мировой опыт функционирования предприятий туристской сферы в кризисных условиях, в ряде случаев кризисная ситуация может стать своеобразным инструментом развития национальных экономик. Так, рецессия, сопровождающаяся падением курса национальных валют, повышает интерес к продуктам и услугам внутреннего туризма, так как туристско-рекреационные потребности под воздействием кризисной ситуации полностью не исчезают, а только трансформируются, т.е. переходят в другие формы.

В частности, уже сегодня наблюдается рост интереса к продуктам внутреннего туризма и целому ряду российских туристских территорий. Этот фактор необходимо использовать для переориентации массовых туристских потоков с выездного на внутренний туризм.

По оценкам специалистов, внутренний туристский поток к 2012 году возрастет до 38,5 млн. человек.

Таким образом, наряду с решением вопросов системного характера перед государством встают задачи эффективного антикризисного регулирования отрасли, основанного на комплексном подходе.

Для решения этой задачи необходимо принять ряд дополнительных мер, направленных на:

• формирование и продвижение новых региональных туристских продуктов на базе перспективных туристских регионов России;

• развитие программ социального туризма, охватывающего малообеспеченные слои населения: детей, инвалидов, пенсионеров и пр.

• разработку туристских программ для молодежи и студенчества, в т.ч. развитие детско-юношеских и молодежных лагерей отдыха, спортивных лагерей и пр.

• создание условий для активного продвижения внутренних региональных турпродуктов, в т.ч. за счет широкой рекламно-информационной поддержки на общенациональных телевизионных каналах

и в центральных СМИ, а также с использованием инструментов единой медийной туристской политики, позволяющей разрабатывать рекламно-информационные материалы (каталоги, проспекты, рекламные фильмы и пр.) на основе современных мультимедийных технологий и пр.

Важную роль в решении задач обеспечения эффективного развития туристской индустрии в стране призвано сыграть созданное в 2008 году Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, приоритетными направлениями деятельности которого в сфере туризма являются:

- совершенствование законодательства и создание иных нормативных правовых актов в сфере туризма;

- создание условий для развития туристской инфраструктуры и привлечения инвестиций в сферу туризма;

- осуществление тесного взаимодействия и координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма по вопросам развития туристской сферы, в том числе в рамках реализации соглашений с регионами, организации международного сотрудничества в сфере туризма и др.;

- принятие мер, направленных на обеспечение безопасности туристов и содействие повышению качества туристских услуг;

- формирование условий для совершенствования системы подготовки профессиональных кадров;

- координация деятельности Ростуриз-ма по вопросам реализации государственной политики в сфере туризма и развития туристской отрасли.

Минспорттуризм России проводит работу, направленную на формирование современной туристской отрасли, способной обеспечить весомый вклад в экономику страны, создание условий для эффективного осуществления туристской деятельности, обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан в качественных услугах, а также становление России как одной из ведущих мировых туристических держав.

Для решения этих задач определены приоритетные направления устойчивого развития отрасли, важнейшим из которых является развитие внутреннего туристского потенциала, основу которого составляют региональные туристские ресурсы, формирующие наиболее перспективные виды туризма.

Так, например, развитие культурнопознавательного туризма дает ежегодный прирост около 15%. Из общего числа потребителей внутреннего туристского продукта около 52% заинтересованы именно в культурнопознавательном и экскурсионном туризме, что особенно показательно для Северо-Западной и Центральной частей России. Например, в Новгородской области около 70% всех туристов посещают регион именно с указанной целью, в Псковскую область более 57% туристов въезжают с целью посещения культурных и исторических памятников региона.

Важным видом туризма для россиян остается пляжный отдых, организация которого требует серьезной работы по дальнейшему повышению качества услуг на курортах Краснодарского края, оборудования пляжных территорий в соответствии с международными требованиями, обеспечению комфорта и безопасности отдыха. Большой потенциал для дальнейшего развития южных регионов заложен в возможностях использования их в межсезонье в качестве бальнеологических центров.

Необходимо активнее развивать ставшие популярными круизный и спортивный виды туризма.

Круизный туризм играет важную роль для городов, расположенных на берегах крупных судоходных рек (Волги, Оки, Енисея и пр.). Ежегодно по водным акваториям России проходит более 100 теплоходов вместимостью от 150 до 300 человек, которые совершают около 1,8 тыс. организованных круизов. Оборот от круизного туризма по рекам России в 2007 году составил более 2 млрд.руб., а доход, поступивший в бюджеты всех уровней, ежегодно составляет около 200 млн. руб.

Весьма актуальна для развития туризма в регионах и разработка новых видов, таких как

сельский, экологический туризм и др. Эти виды туризма дают возможность максимально полно задействовать природные ресурсы территории, не истощая их, способствовать созданию новых рабочих мест, обеспечивать рост поступлений в региональные бюджеты. Большое значение развитие указанных видов туризма имеет для малых городов РФ с населением до 10 тыс. человек, в которых отсутствует промышленное производство.

Развитие указанных направлений туристской деятельности активно поддерживается специалистами международных организаций, органами исполнительной власти на общероссийском и региональном уровнях.

Специализация регионов на производстве туристского продукта, обеспечение его эффективного формирования, продвижения и реализации будет способствовать решению ряда важнейших региональных задач, таких как создание рабочих мест, увеличение поступлений в региональные бюджеты, стимулирование развития смежных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, народных промыслов, сферы услуг и др.).

Практически любой регион России обладает ресурсами, которые могут быть в той или иной степени использованы в туристских целях при наличии определенных условий социального, экономического, политического, технического и экологического характера. Однако, ресурсный потенциал туризма в каждом регионе индивидуален ввиду различий в их количественных и качественных характеристиках. В связи с этим изучение и оценка туристских ресурсов являются необходимым условием планирования развития туризма в регионах и формирования регионального туристского продукта. От характера туристских ресурсов регионов, их ценности, количества и доступности зависит возможность отнесения туризма к числу приоритетных отраслей (отраслей специализаций) конкретного региона.

Именно в регионы необходимо перенести основную работу по решению задач, стоящих перед отраслью. Это, в первую очередь, обеспечение территорий современной системой

инженерных и транспортных коммуникаций, строительство новых и реконструкция существующих объектов туристской инфраструктуры - гостиниц и других средств размещения экономического класса, культурноразвлекательных центров и объектов показа, которые формируют основу регионального туристского продукта. Администрациям регионов и муниципальных образований необходимо создать благоприятные условия для выделения и оформления земельных участков под указанные цели, подключения их к коммунальным и энергическим сетям, разработать и обеспечить возможность использовать стимулирующие финансовые и экономические механизмы.

Решение указанных задач должно носить комплексный характер, что обуславливает необходимость разработки и реализации региональных программ и стратегий развития туризма. В данном вопросе важно обеспечить разработку новых и гармонизацию действующих региональных нормативно-правовых актов с требованиями федерального законодательства.

Наряду с развитием инфраструктуры большое значение имеет формирование новых региональных туристских брендов и продуктов, призванных создать новые образы регионов, отражающих их уникальность, повышающих их привлекательность для туристов. Данный подход в значительной степени будет спо-

Литература

1. Президент обратил внимание на внутренний туризм. Ежедневная электронная газета для профессионалов турбизнеса, №2086 от 4 августа 2008. www.ratanews.ru.

2. Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» (2001), выполненный в рамках программы «Национальная стратегия сохранения биоразнообразия и Общественный договор о сохранении живой природы России» (авторы:

собствовать успешному продвижению регионального туристского потенциала как на внутреннем, так и на международном туристских рынках.

Увеличение внутреннего и въездного туристского потока напрямую связано с качеством предоставляемых туристских услуг, уровень которого во многом зависит от квалификации сотрудников, работающих в данной сфере. Для решения данного вопроса в регионах необходимо сформировать эффективную систему профессионального образования для подготовки специалистов среднего звена и обслуживания персонала.

Туризм оказывает существенное влияние и на социально-экономическое развитие регионов. Являясь катализатором позитивных экономических процессов, динамичное развитие туристской деятельности способно приносить существенный доход в бюджеты всех уровней. По экспертным оценкам, 3-4 иностранных туриста косвенно обеспечивают 1 рабочее место в национальной экономике, а одно рабочее место, созданное в туристском секторе, ведет к появлению не менее 20 мест в сопутствующих отраслях. Вместе с тем, непродуманно организованная туристская деятельность способна нанести существенный вред территории и проживающему на ней населению, что подчеркивает важность государственного регулирования туризма как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

С.И. Бобылев, А.А. Гусев, В. Н. Данилов-Данильян, А.С. Мартынов, В.А.Тишков).

3. Travel & Tourism Competitiveness Report-2008.

4. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития России. М., 2001.

5. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М., 2003.

6. www.russiatourism.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.