Научная статья на тему 'Ветхий Завет и дореволюционные учебники по истории Древнего Востока'

Ветхий Завет и дореволюционные учебники по истории Древнего Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / OLD TESTAMENT / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ / METHODOLOGY OF TEACHING HISTORY AT SCHOOL / "МЕТОД АССОЦИАЦИЙ" / ЗАКОН БОЖИЙ / СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ / HOLY HISTORY / METHOD OF ASSOCIATIONS / GOD'S LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камари Д.М.

В статье рассматривается актуальный вопрос о влиянии Ветхого Завета на появление первых учебников по истории Древнего Востока в школе. При этом автор ставит задачу выявить некоторые черты развития методики преподавания истории Древнего Востока в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLD TESTAMENT AND THE PREREVOLUTIONARY TEXTBOOKS OF HISTORY OF THE ANCIENT EAST

The article in question investigates the influence that the Old Testament had on the content of the first school textbooks of the history of the Ancient East. Thus the author sets the task to reveal some features of development of History teaching methodology at school as far as the Ancient East is concerned.

Текст научной работы на тему «Ветхий Завет и дореволюционные учебники по истории Древнего Востока»

ляется не только нарушением первозданного закона, но и извращением первозамысла, нарушением человеком своей собственной природы. Можно утверждать, что понятие греха служит не только причиной, но и символом смерти в учении о человеке Брянчанинова: именно грех порождает необходимость аскетической жизни для каждого человека.

Подводя итоги, следует отметить, что важнейшей характеристикой учения о человеке в философском наследии Игнатия Брянчанинова является рассмотрение человека как микротеоса - образа и подобия христианского Бога - Троицы. Будучи подобным Богу по первозамыслу, человек является смертным. Именно тема смерти становится для Брянчанинова главной в последних его работах. Утверждая, что смерть физического тела не является концом человеческого существования, Игнатий высказывает мнение о том, что конец земного пребывания человека является символом рождения в бытие вечное.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т. 3. М.: Ковчег, 2008. 448 с.

2. Святитель Лука; архиепископ Симферопольский и Крымский. Избр. творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. 767 с.

3. Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т. 7. М.: Ковчег, 2008. 720 с.

4. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Слово о законе (Номология). М.: Изд-во Братства святителя Алексия, Центр святоотеческих переводов: Феофаня, 2007. 128 с.

5. Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский. Символы и сигналы. М.: Покров, Русско-Сербское братство свв. Царя Николая и Владыки Николая, 2003. 100 с.

6. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. 631 с.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

THE OLD TESTAMENT AND THE PREREVOLUTIONARY TEXTBOOKS OF HISTORY OF THE ANCIENT EAST

Д. М. Камари

В статье рассматривается актуальный вопрос о влиянии Ветхого Завета на появление первых учебников по истории Древнего Востока в школе. При этом автор ставит задачу выявить некоторые черты развития методики преподавания истории Древнего Востока в школе.

Ключевые слова: Ветхий Завет, методика преподавания истории в школе, «метод ассоциаций», Закон Божий, Священная история.

D. M. Kamari

The article in question investigates the influence that the Old Testament had on the content of the first school textbooks of the history of the Ancient East. Thus the author sets the task to reveal some features of development of History teaching methodology at school as far as the Ancient East is concerned.

Keywords: Old Testament, methodology of teaching History at school, method of associations, the God's Law, Holy History.

Роль Ветхого Завета в преподавании истории Древнего Востока окончательно не определена. К концу XIX - началу XX в. Библия пользовалась непререкаемым авторитетом среди педагогов и методистов. Это объясняется универсальностью и исторической значимостью самого источника. Ветхий Завет объединяет в себе историю различных народов и культур, их традиции и ценности, что является необходимым при формировании целостного представления об истории Древнего Востока.

Знаменитый русский историк Н. И. Кареев в своей брошюре «Заметки о преподавании истории в средней школе» подчеркивал тот факт, что именно в средней шко-

ле «интеллигентный человек» приобретал «все те исторические знания и все то историческое понимание, которое ему необходимо иметь» [1, с. 2]. Между тем любой интеллигентный человек историю Древнего Востока ассоциировал с библейскими полулегендарными героями, египетскими пирамидами и вавилонскими башнями, тогда как на самом деле этот раздел был намного шире. Задачи расширить и создать более четкое представление об истории Древнего Востока предприняли историки П. Мельгунов, П. Виноградов, Р. Виппер, Н. Кареев и др. Им принадлежит заслуга в появлении первых учебников по истории Древнего Востока в конце XIX и начале XX вв. Эти видные историки России не раз при рассмотрении от-

правной точки истории Древнего Востока обращались к сведениям Библии, в частности, некоторые из них ставили на первый план народ «обетованной земли». Знаменитый русский педагог Н. Берте при ответе на вопрос, откуда произошли «люди и их потомки», привел историю из Книги Бытия о сотворении мира: «Но постепенно Бог создал свет, устроил землю, т. е. отделил на ней воду от суши, произвел на земле растения, поставил на небе светила и сотворил животных, а наконец, и первых людей, Адама и Еву, поселив их в прекрасном саду или раю» [2, с. 1]. Для современного ученого это объяснение показалось бы неадекватным, тогда как историки середины XIX в. вполне серьезно воспринимали вышесказанное.

Главной целью «краткой Всеобщей истории» Берте, изданной в 1860 г., было представить детям полный курс зарубежной истории в кратких и доступных для чтения рассказах [2, с. IX]. Учебник был издан, по словам Берте, «соображаясь с потребностями обучения домашнего и в низших училищах» [2, с. IX]. Первый раздел учебника, состоящий из 8 параграфов, был посвящен истории Древнего Востока. В них большое внимание было обращено на историю семитских и индоиранских народов, в своем большинстве представленную в виде полулегендарных рассказов. Характерными чертами этого учебника были простота изложения и доступность, как полагал крупный российский историк Д. И. Иловайский [3, с. 9]. Несмотря на многочисленные исторические и методические ошибки, автор уделил внимание закреплению полученных знаний. После каждого параграфа даются вопросы, направленные на репродукцию всего материала, на формирование умений работы с картой. В конце учебника помещен алфавитный указатель географических и собственных имен и хронологическое обозрение, которое ведется от «сотворения мира».

Во многом ошибки педагогов были следствием отсутствия в российском образовании дореволюционного периода ограничений в выборе собственных методик в преподавании истории в средней школе, а также жесткого контроля за изданием учебников. Появлялись авторские разработки, которые не во всем соответствовали историческим и методическим достижениям европейской науки. Археологические и эпиграфические находки никак не повлияли на изменение мнения относительно достоверности библейских рассказов.

Некоторые историки руководствовались принципом опоры на знакомое, известное при преподавании нового материала, используя за основу сюжеты Ветхого Завета как основу для обучения истории Древнего Востока [4, с. 281]. Этот метод «ассоциаций» упрощал сложности, связанные с запоминанием дат и событий. Это был продуманный способ борьбы с отрывочностью и бессвязностью истории, а значит, и попытка более четко проследить и показать причинно-следственные связи. Особенно это проявилось в учебнике П. Мельгунова, который смог передать многие события истории Древнего Востока посредством использования Пятикнижия. Создание самого учебника «Древний Восток. Первые уроки истории» свя-

зано с весьма забавной историей. В 1875 г. Практическую академию коммерческих наук посетил инспектор заведения, и поскольку ученики в средней школе не записывали за преподавателем, то он решил взяться за этот неблагодарный труд в одиночку [5, с. III]. После посещения всех уроков инспектор составил на основании записей учебник, который много раз издавался и переиздавался в последующие годы. В отличие от своих предшественников, Мельгунов попытался создать плавные переходы от истории семитов к истории других народов. В IV рассказе автор учебника привел библейскую легенду о продаже братьями Иосифа в Египет и сразу обратился к природе этой страны и к способу орошения египетской земли, создавая тем самым последовательность в изложении [5, с. 24-26]. В VII рассказе Мельгунов вновь возвращается к положению евреев в Египте и приступает к описанию отношений между финикийцами и евреями после переселения последних в Палестину. И вновь в VIII, XI, XVII рассказах автор обращается к библейским рассказам. Наконец, в конце дается краткое повторение истории народов Древнего Востока, разделенное на три расы: африканскую, семитскую и арийскую [5, с. 194-205]. Таким образом, Мельгунов создал учебник, в котором объединил историю различных народов, беря за основу библейские рассказы, тем самым создав более целостное представление об истории Древнего Востока.

Понимание истории как единого процесса со своими закономерностями заинтересовали не только Мельгунова. Во введении к своему учебнику по Всеобщей истории профессор Московского университета Павел Виноградов подчеркивал, что «если не удается провести в умы учеников сознания тесной причинной связи между историческими явлениями органического роста государства, взаимодействия между стремлениями людей и условиями, при которых эти стремления осуществляются, то можно сказать, что историческое преподавание проходит без пользы» [6, с. VI]. Осознание этого выводит историческое преподавание на более высокий уровень.

С большой досадой писал советский историк Ф. П. Ко-ровкин, что профессор Виноградов, ученый с мировым именем, продолжая линию Мельгунова, опирался на Книгу Бытия при написании своего учебника для средней школы [4, с. 282-283] и на вопрос, откуда произошли племена и расы, отвечал так: «...весь род человеческий пошел от первой семьи прародителей, потомство которой все разрасталось, расселялось и приобретало племенные отличия, хотя мы не знаем в точности, как шло расселение» [6, с. 2]. Однако работа Виноградова и сегодня читается с большим интересом и даже в некоторых моментах с необыкновенной легкостью, что объясняется литературным талантом автора.

Работы всех вышеназванных историков объединены общими недостатками, на которых нам стоит остановиться. Во-первых, по большей степени эти работы носили компилятивный характер и сопровождались множеством подробностей; во-вторых, на первый план выводили обучающие цели, а не развивающие и воспитательные;

в-третьих, события и даты беспорядочно нагромождены. Эти черты во многом объяснились использованием Библии. Впервые об этом заговорил профессор Виноградов, но впоследствии более серьезно к этой проблеме подошел его ученик Р. Ю. Виппер. Учебники последнего больше всего приблизились к современным вузовским пособиям. Но и Виппер не стал отказываться от Ветхого Завета. Объясняется это не только небывало высоким авторитетом самого источника. Учащиеся средней школы параллельно с историей Древнего Востока изучали Закон Божий, где большое место занимали библейские рассказы. Знание ветхозаветной истории позволяло преподавателям на уроках истории обращаться к материалу, уже знакомому учащимся. В нескольких учебниках Виппер приводит упоминания иудейских пророков, в частности Со-фонии [7, с. 60; 8, с. 68]. Содержание этих фрагментов касается отношения иудеев к ассирийцам.

Виппер не ставил себе цель отграничивать политическую историю от культуры, как это делали многие историки. Он считал, что эти две категории близки друг к другу. Объяснял он это тем, что для того, чтобы понять культуру того или иного народа, необходимо знакомиться с его внешней историей, и наоборот [9, с. 4]. В этом плане Ветхий Завет мог выполнять обе задачи - познакомить учащихся с культурой и внешнеполитической историей Древнего Востока. Однако Р. Ю. Виппер большое значение придавал достоверности источников и их правильной интерпретации. Зная о том, что извлечь фактический материал из Библии - непростая задача, Виппер ограничивался в ее использовании.

Итак, Ветхий Завет оказал значительное воздействие на содержание и структуру учебников по истории Древнего Востока в средней школе. Священная история лишала учащихся возможности познать фактический материал, а значит, являлась тормозящим фактором в развитии преподавания истории Древнего Востока в России. Роль библейских легенд в истории Древнего Востока была невелика, но в конечном итоге историки дореволюционного периода сводили все к Ветхому Завету. Даже беспристрастный Ка-реев использовал в качестве фактического материала некоторые фрагменты Ветхого Завета [10, с. 28].

Сложно выделить объективные причины обращения к данному источнику. Однако археологические открытия и расшифровка многочисленных глиняных табличек шли не параллельно с развитием методики преподавания

истории в школе, что привело к отставанию школы от передовых научных открытий. Тем самым заменить Ветхий Завет на другой источник оказалось невозможным без развития методики преподавания истории и без изменения отношения к самому источнику. «Главная трудность в приспособлении научных построений к педагогическим условиям», - отмечал Виппер в предисловии к своему школьному учебнику «Древний Восток и Европа» [9, с. 3].

Таким образом, с одной стороны, педагоги продолжали пользоваться Ветхим Заветом, поскольку невозможно было создать с помощью другого источника более целостное представление об истории Древнего Востока (Н. Берте, П. Мельгунов, П. Г. Виноградов), но, с другой стороны, историки чаще стали подвергать сомнению многие библейские полулегендарные факты (Р. Ю. Виппер и другие).

Как бы то ни было, учебники по истории Древнего Востока дореволюционного периода оставили свой глубокий след в развитии методики преподавания истории конца XIX - начала XX в., периода противостояния традиций и научного прогресса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кареев Н. И. Заметки о преподавании истории в средней школе. СПб., 1900.

2. Берте Н. Краткая история в простых рассказах. СПб., 1860.

3. Иловайский Д. И. Мелкие сочинения, статьи и письма. М., 1888.

4. Коровкин Ф. П. Об освещении истории Древнего Востока в учебниках для средней школы // Древний мир: сб. ст. М., 1962.

5. Мельгунов П. Г. Первые уроки истории. Древний Восток. М., 1887.

6. Виноградов П. Г. Учебник Всеобщей истории. Ч. 1. Древний мир. М., 1914.

7. Виппер Р. Ю. Учебник древней истории. М.,

1911.

8. Виппер Р. Ю, Васильев А. А. История древнего мира. История средних веков. М., 1994.

9. Виппер Р. Ю. Древняя Европа и Восток. М., 1922.

10. Кареев Н. И. Учебник древней истории. СПб.,

1912. а 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.