Научная статья на тему 'Учебный курс «История Древнего мира» как база для освоения учащимися основ отечественных культурно-исторических и духовно-нравственных традиций'

Учебный курс «История Древнего мира» как база для освоения учащимися основ отечественных культурно-исторических и духовно-нравственных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА / АРХЕОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / CHRISTIANITY / CULTURAL AND HISTORICAL TRADITIONS / BIBLICAL HISTORY / ANCIENT HISTORY / ARCHAEOLOGY / TEACHING / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротких С. Н.

Раскрывается потенциальная роль учебного курса «История Древнего мира» в освоении отечественной истории и культуры, берущей начало в библейской традиции. Автор обосновывает необходимость изучения библейской истории, используя результаты согласования сведений Библии и современных научных данных. Библия рассматривается в качестве важного исторического источника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ancient history course as basis for acquisition of basic cultural, historic, moral and spiritual traditions of one's country

The article reveals the potential of the Ancient History academic course in getting acquainted with national history and culture that originated in biblical tradition. The author justifies the necessity of studying biblical history, using the results of harmonization of the Bible and contemporary scientific research. The Bible is considered as an important historical source.

Текст научной работы на тему «Учебный курс «История Древнего мира» как база для освоения учащимися основ отечественных культурно-исторических и духовно-нравственных традиций»

УДК 94(3): 27: (37.091.3 + 37.014.523): 902

С. Н. Коротких

УЧЕБНЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

КАК БАЗА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ

Раскрывается потенциальная роль учебного курса «История Древнего мира» в освоении отечественной истории и культуры, берущей начало в библейской традиции. Автор обосновывает необходимость изучения библейской истории, используя результаты согласования сведений Библии и современных научных данных. Библия рассматривается в качестве важного исторического источника.

The article reveals the potential of the “Ancient History" academic course in getting acquainted with national history and culture that originated in biblical tradition. The author justifies the necessity of studying biblical history, using the results of harmonization of the Bible and contemporary scientific research. The Bible is considered as an important historical source.

Ключевые слова: христианство, культурно-исторические традиции, библейская история, история Древнего мира, археология, обучение, педагогика.

Key words: Christianity, cultural and historical traditions, Biblical history, Ancient history, archaeology, teaching, pedagogy.

Согласно документам, определяющим стратегию развития образования в России, система образования «призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России» [1], российской школе предстоит проявить свою значимость в деле «формирования российского самосознания и самоидентичности» [2]. Необходимость решения сформулированных задач нацеливает российское образование на широкое приобщение учащихся к основам культурно-исторических и духовно-нравственных традиций.

М. М. Громыко и А. В. Буганов дали глубокое научное обоснование широко обсуждаемому сегодня факту, что мировоззрением, образующим исторические феномены русской культуры, русского народа и российского государства, является православие. По итогам исследований они сделали вывод: «Православная вера — основа всех глубинных традиций народной жизни и массового сознания русских. <...> Для профессиональных историков, опирающихся на документы, важно свидетельствовать, что православие является великим достоянием народа, а не поверхностным явлением. в складе существующих для данного народа социальных, экономических и политических воззрений присутствует христианское сознание. Реальность благодатной основы сохранилась и сохраняется доныне даже тогда, когда большинство членов общности не исповедует явно веру, но, воспитанные в христианских нравственных традициях, они могут быть любовью воодушевлены

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 5. С. 97—103.

к согласному решению того или иного вопроса» [3, с. 530 — 540]. Те же выводы отражены и в российском законодательстве [4] 1 .

Необходимость широкого изучения православной традиции в российской школе диктуется также важностью преодоления однобокости сформировавшегося в советское время подхода, предполагающего изучение только лишь социально-экономических предпосылок исторических процессов, тогда как серьезную, а порой и определяющую роль играют духовно-нравственные и социально-этические предпосылки, мировоззрение и культурно-исторические традиции народов. Христианское мировоззрение, которое легло в основание русской национальной культуры, сформировалось в рамках библейской традиции и представляет собой эту традицию, которая своими корнями глубоко уходит в древнюю историю и органически с ней связана. Поэтому учебный курс «История Древнего мира» является прекрасной и естественной базой для познания учащимися основ отечественной культуры, берущих начало в библейской традиции, ярко отразившейся в библейской истории.

Изучение исторической и генетической связи культур Древнего Востока и России покажет учащимся изначальную включенность отечественной культуры в мировой процесс культурного развития и раскроет древнейшие истоки русской культуры как культуры библейской. Откуда пошла Русская земля? Для наших предков, в частности для монаха Нестора (XII в.), автора «Повести временных лет», совершенно очевидным было то, что пошла Русь от праведного праотца Ноя и его потомства: «Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. <...> Был единый народ. <...> По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Иафетовы же — взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета...» [5, с. 20]. Крещение Руси восстановило разорванную язычеством связь духовных культур. Взгляд Нестора не только на родство славянства с библейским Ноем, но и на происхождение «всех язык» от единого народа отражен в школьном учебнике по истории России А. Н. Сахарова и В. И. Буганова [6, с. 15 — 17].

Практикуемые школьные и вузовские программы и учебные пособия по истории Древнего мира содержат разделы, непосредственно касающиеся библейской традиции и библейской истории. Например, «Древнейшие люди», «Жизнь первобытных людей», «Библейские сказания», «Царство Давида и Соломона», «Царство Израиля и Иуды», «Древняя Палестина», «Духовный кризис римского общества», «Возникновение христианства», «Первые христиане и их учение», «Империя и христиане», «Римская империя при Диоклетиане и Константи-

1 В комментарии к федеральному закону от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» отмечено, что православная вера «внесла вклад в создание своеобразной национальной культуры, органически входящей в мировую, в становление русской нации - основы современного российского общества» [4].

не» и др.2 Однако, несмотря на то, что данные разделы присутствуют в программах и учебниках, как правило, их изучение в школе проходит незаметно для учащихся. В течение года суммарно им уделяется 3 — 4 учебных часа, не говоря уже о том, что в предлагаемом материале отсутствует контекст связи культур. Необходимо обратить внимание на содержание данного материала как на важнейшую пропедевтическую составляющую изучения основ отечественной истории и культуры, ибо в дальнейшем без его освоения нельзя понять сущность русской истории, русской литературы, классического русского изобразительного и музыкального искусства, русского народного творчества, быта народа и т. д. Об этом свидетельствует устное народное творчество: широко распространенные вплоть до 30-х гг. XX в. духовные стихи на библейские сюжеты (например, «Плач Адама» о потерянном рае, «О Всемирном потопе», «О Лазаре и богаче», «О страстях Христовых и страданиях Богородицы», «О Страшном суде» и т. д.); русские пословицы, поговорки и крылатые выражения, большой частью выросшие из библейской истории, народные исторические предания и христианские легенды. Стоит вспомнить и стихотворение А. С. Пушкина «Пророк», в котором поэтически описан и авторски осмыслен момент призвания на служение ветхозаветного пророка Исайи (Ис. 6, 1 — 13). И таких примеров в русской литературе можно привести великое множество.

С первых же часов систематического изучения предмета «История Древнего мира» преподаватель и его ученики сталкиваются с фактом, который ярко свидетельствует о том, в каком именно культурно-историческом пространстве мы существуем. Всем известная «линия (или лента) времени» указывает на то, что точкой отсчета современной системы летосчисления является Рождество Иисуса Христа. Время с этого момента именуется новой эрой, а время до этого момента — временем до новой эры. Правильное, методически грамотное расставление акцентов при изучении данного материала может сыграть важную роль при введении учащихся в область отечественной культурной традиции, для понимания роли и значения предмета «История Древнего мира».

Кроме того, библейская история, будучи связанной с археологическими, лингвистическими, естественнонаучными сведениями и фактами, воспринимается учащимися уже не как сказочный миф, а как впечатляющая панорама ранней истории человечества, его духовного генезиса. Как правило, огромный интерес у детей вызывает рассмотрение в данном контексте, например, повествования о Всемирном потопе.

Реально ли то, что в один корабль вошло такое количество живых существ, на которое предположительно указывает Библия? Имеет ли смысл вообще говорить о построении в условиях Древнего мира корабля таких размеров и такой инженерной конструкции, которые начали производить только в Новое время, используя металлы? Могло ли в действительности случиться так, что вся поверхность планеты вместе с

2 Эти разделы мы обнаруживаем в школьных учебниках «История Древнего мира» для 5-6-х классов, изданных в разные годы, и в вузовских учебниках «История Древнего Востока», начиная с издания 1941 г.

горами покрылась водами потопа? Используя эти проблемные вопросы, учитель организует работу учащихся. Впечатляют сам факт и история обнаружения и исследования деревянного судна, соответствующего всем конструктивным параметрам Ноева ковчега, находящегося на одной из вершин горы Арарат, «возраст» которого ученые датируют 5—5,5 тыс. лет [7, с. 24 — 29; 8, с. 117]. Все это позволяет организовать исследовательскую деятельность учащихся, применяя проблемно-поисковый метод и метод привлечения научных фактов на уроках истории.

Библия, предлагая версию древнейшей истории человечества, сама является ценнейшим историческим источником. Не единожды случалось так, что благодаря упоминанию о том или ином факте древней истории, изначально содержавшемся исключительно в Библии, позднее совершались великие научные открытия. Например, город Ур Халдейский был совершенно неизвестен науке вплоть до 1854 г., когда британский консул Дж. Э. Тейлор решился отыскать родину библейского Авраама и воспользовался при этом единственным источником, содержавшим сведения по данному вопросу, — Библией, а его последователь, археолог-профессионал из Филадельфии Ч. Л. Вулли посвятил делу раскопок древнейшего города двенадцать лет — с 1922 по 1934 г. [7, с. 37—39]. «Эти важные исследования пролили свет на образ жизни, обычаи и нравы богатого города Ура Халдейского, того самого города, из которого вышел Авраам» [7, с. 39]. Библия подобным же образом послужила первоисточником сведений о древних городах Передней Азии. В Британской энциклопедии указано, что «вплоть до XIX века источником сведений об Ассирии и Вавилоне служили только Ветхий Завет да работы нескольких греческих авторов» [9, с. 290]. Один из самых известных современных археологов, доктор Вильям Ф. Олбрайт писал следующее: «Непрекращающиеся открытия подтвердили достоверность бесчисленных подробностей, и тем самым было достигнуто широкое признание ценности Священного Писания как исторического источника...» [7, с. 4].

Археологическая наука рождалась в первую очередь как наука о библейских древностях. Первые археологические раскопки производились учеными на Ближнем Востоке, в Палестине. Поэтому не случайно в археологической науке существует направление, получившее наименование «библейской археологии», результаты изысканий которой существенно восполняют картину истории Древнего мира.

Участники международного конгресса по археологии 1984 г. в Иерусалиме (более тысячи двухсот известных современных археологов из шестнадцати стран) официально констатировали, что «Библия и археология согласуются друг с другом, а данные научной археологии всегда близки к сведениям Библии» [7, с. 3 — 4]. Этот известный и неоспоримый в научных кругах факт «скромно» отсутствует в школьной учебно-методической литературе, а библейские сведения в современных учебных пособиях для 5-го класса представляются учащимся в качестве мифологического и легендарного народного творчества, создавая впечатление сказочной выдумки.

Справедливости ради следует отметить, что в современных школьных учебных пособиях можно встретить признание того факта, что «до сих пор нет единого мнения о том, как появился на Земле человек» [10, с. 10], а также указание на существование библейского учения о происхождении мира и человека как одной из основных гипотез, касающихся данного вопроса [10, с. 10].

Однако начала библейской традиции, являющейся основой не только российской, но и всей европейской культуры с ее общечеловеческими ценностями, пока не находят удовлетворительного освещения в современной отечественной учебной литературе. При этом практически во всех странах Европы и США в средних и высших учебных заведениях даются представления о нескольких гипотезах происхождения мира и человека, включая библейскую.

Поскольку Библия содержит в себе богатейший материал, касающийся древней истории человечества, а библейская традиция, унаследованная народом и государством российским от Византии, сформировала особенности характера русского народа, его обычаев и культуры, легла в основание государственных и общественных традиций, научные интересы и принципы объективного подхода требуют учета и освещения этого материала. Его содержание может быть предложено (и такой опыт уже имеется [11]) в рамках особой учебной программы для 5-го класса или может быть интегрировано в основную программу учебного курса по истории Древнего мира и освоено за счет часов, предусмотренных базисным учебным планом на самостоятельное распределение образовательным учреждением.

Содержание программы должно быть разработано в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по истории и с учетом системы следующих взаимосвязанных принципов:

1. Максимально возможное соответствие программе основного курса по истории Древнего мира и углубление ее содержания в рамках Обязательного минимума по специфическим вопросам библейской истории.

2. Максимально возможная согласованность со структурой и содержанием современных школьных учебных пособий по истории Древнего мира. Все это должно дать возможность интеграции нового содержания в современное содержание школьного предмета.

3. Вместе с тем автономность программы и возможность преподавания отдельного учебного курса на ее основе.

4. Использование результатов согласования содержания Библии с научными данными (прежде всего археологическими).

5. Вариативность — в зависимости от учебной ситуации учитель ограничивается минимальным содержанием курса или использует предложенную развернутую его версию.

В связи со специфичностью тематики методическое пособие для учителей следует снабдить необходимым фактическим материалом, в содержание которого необходимо включить сведения по археологии, палеографии и другим вспомогательным историческим дисциплинам, геологии, палеонтологии, языкознанию и прочим наукам, сведения ко-

торых согласуются с содержанием Библии. Для помощи в понимании и правильной интерпретации исторических фактов и событий должна быть привлечена дополнительная научная, религиоведческая и святоотеческая литература. В настоящее время на предложенную тематику на русском языке издано достаточно много общедоступных произведений исторического, философского, естественнонаучного и религиоведческого характера.

Содержание такого методического пособия будет полезно в практической деятельности не только историкам, но и преподавателям религиоведения, литературы, мировой художественной культуры, обще-ствознания, а в некоторых его аспектах и преподавателям биологии и прочих естественнонаучных дисциплин, поскольку важной частью его материала должно стать освещение вопросов происхождения мира, жизни и человека. Естественно, что специфика материала диктует желательность подготовки учителей-историков в рамках системы повышения квалификации в соответствии с данной содержательной направленностью.

Список литературы

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Введение. Основные цели и задачи образования: постановление Правительства РФ от

4 октября 2000 г. № 757. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года. П. 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования: распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-Р. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

3. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа / Институт этнологии и антропологии РАН. М., 2000.

4. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Преамбула. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

5. Древнерусская литература. М., 1993.

6. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995.

7. Василиадис Н. Библия и археология / Свято-Троицкая Сергиева Лавра. М., 2003.

8. Снегирев Р. Библейская археология: учеб. пособие для духовных школ. М., 2007.

9. Макдауэл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1992.

10. Колпаков С. В., Селунская С. А. История древнего мира: учебник для

5 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 2002.

11. Коротких С. Отечественная история. Ч. 1: Основы отечественной культурно-исторической традиции: метод. пособие для учителей. 5 класс. Калининград, 2007.

Об авторе

С. Н. Коротких — священник, директор Негосударственного образовательного учреждения общеобразовательного типа «Православная

гимназия Смоленско-Калининградской епархии» Русской православной церкви, e-mail: [email protected].

About author

S.N. Korotkikh — clergyman, head of "Orthodox gymnasium of Smolensk and Kaliningrad eparchy" of the Russian Orthodox Church, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.