f vY№ I fill 11. IM I IHK II I UlLILMIEIti I u: IЬСКНХ H1ШШ1МХ mНЕИЖ
УДК 711.42
Балакина Л.А. - кандидат архитектуры, доцент
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Архитектура обитаемого пространства: библейский ракурс
Аннотация
В настоящее время Библию с позиций экзегетики рассматривают как нетрадиционный источник сведений применительно к различным областям науки, в том числе к истории архитектуры и градостроительства. Целью статьи является попытка осмыслить сведения о библейских поселениях: помимо духовных смыслов в сакральных текстах нами обнаружены различные сведения об элементах городской среды. Все библейские поселения можно классифицировать по принципу авторства творения: Бога и человека. Места обитания Рай, стан Израиля, Новый Иерусалим, сотворённые Богом, имеют признаки геометрически правильной центричной планировочной структуры. О древних библейских городах, построенных человеком, имеются лишь контекстуальные и отрывочные сведения. Их планировочная концепция ясно не определяется, несмотря на археологические раскопки.
Ключевые слова: Библия, экзегетика, сведения о местах обитания, градостроительная интерпретация, гипотетические графические реконструкции.
Поиски подходов к изучению культурных явлений прошлого приводят к таким нетрадиционным источникам информации как Священные Писания различных религий. В наше время изучают Библию применительно к различным областям знаний: к истории, к литературе, к географии, к геологии, к археологии, к палеонтологии, к медицине и т.д. [1]. Многочисленные теологические труды религиозных и светских исследователей выявляют материализацию духовной символики в архитектурных формах (например, богословы архиепископ Сергий (Голубцов), епископ Варнава (Беляев), протоиерей А. Мень, а также писатели-богословы, религиоведы, историки, философы, культурологи, архитекторы: Н.И. Троицкий, Л.А. Успенский, М.М. Бахтин, И.М. Дьяконов, Э. Тов, Ш.М. Шукуров, Дж. Фрэзер, А. Щусев, И.А Бондаренко, АС. Щенков, Н.Л. Павлов, Л.А. Балакина и другие). Археологические раскопки свидетельствуют о достоверности многих библейских событий, и это является признанием исторической ценности Библии [2; 3].
Язык библейских текстов разнообразен: он включает и факты, и сведения в виде описаний, и контекстуальные данные, и метафоры, и не всегда даёт ясное представление о некоторых терминах, и толкование их представляет сложность применительно к выявлению дефиниций. С позиций герменевтики всякое место Писания, согласно Александрийской школы богословия, рассматривается в трёх аспектах: историческом, моральном и сакральном [4; 5]. В гносеологическом плане при прочтении текстов Библии наше понимание определилось в интерпретации библейских сведений в архитектурно-градостроительном контексте: нами отмечено, что помимо духовных смыслов и иносказаний, они содержат важную достоверную информацию о различных местах поселения человека периода библейской истории. Так нами выявлены различные отрывочные и подробнейшие описания, отражающие архитектурно-градостроительные аспекты жилой среды [6]. Аналитическое исследование этих сведений даёт основание систематизировать их по основному критерию - сотворённости: 1) Творцом и 2) человеком.
К местам обитания, созданным Господом Богом, на основании конкретных библейских описаний нами отнесены Райский сад, Стан Израильский и Новый Иерусалим. Назвать их поселениями было бы некорректно, поскольку определяющий фактор их существования - это Божье присутствие.
Согласно библейской истории первым местом обитания первого человека на земле был приготовленный Создателем Райский сад. Сведения о нём мы находим в четырёх книгах Ветхого Завета (Бытие, книги пророков Исайи, Иезекииля, Иоиля) и в трёх книгах
Нового Завета (Евангелие от Луки, Второе послание к Коринфянам, Откровение Иоанна Богослова). Территориальная принадлежность Рая к Междуречью определена некоторыми топонимическими признаками: названия рек Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат и земель Хавила, Куш и Ассирия [1, Быт. 2 (10-14)]. Однако, этого недостаточно для каких-либо утверждений. Можно предположить, что Рай в стране Едем был на территории Месопотамии, которая традиционно считается очагом древнейшей цивилизации. Интересен тот факт, что многочисленные предания различных народов также указывают на это местоположение [7].
Относительно размеров территории Рая существуют различные версии, и любая из них может быть правомерной, если она не противоречит библейскому описанию.
По мнению Иосифа Флавия, он простирался от Нила в Африке до Ганга в Индии [8]. Некоторые считают, что Рай был относительно невелик, поскольку был предназначен только для обитания Адама с Евой. Любая версия может быть правомерной, если она не противоречит библейскому описанию.
По некоторым контекстуальным сведениям можно судить о ландшафтном характере Райского сада. Краткое библейское описание говорит о богатстве флоры: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево» («все виды деревьев», в англ. переводе это также «all kinds of beautiful trees»). Конкретно сказано, что в середине Рая росли «дерево жизни... и дерево познания добра и зла». Разнообразие фауны прослеживается из того, что Бог приводил к Адаму «всех животных» для наречения имени [1, Быт. 2 (9-12, 19)].
Упоминаний о каких-либо постройках в Райском саду не встречается. Из этого можно заключить, что там отсутствовали жилища, поскольку не было необходимости в них. А личное присутствие Бога даёт основание предполагать, что в Раю не было и святилища [1, Быт. 3 (8)].
В контексте некоторых библейских стихов проявляются планировочные особенности Райского сада: наличие границ, неких ворот и главного пешеходного пути («.Господь Бог из сада Едемского... изгнал Адама, и поставил на востоке. херувима., чтобы охранять путь к древу жизни» [1, Быт. 3 (23, 24)]).
На основании выявленных признаков планировочной структуры Рая можно составить гипотетическое представление о нём как о первом месте обитания человека. План Райского сада, вероятно, был центричным, поскольку обозначена его середина. Возможно, это был правильный многоугольник (частный случай - квадрат или круг), что не противоречит библейскому описанию и соответствует архаичным восточным представлениям и суждениям ранних иранцев о прямоугольной конфигурации Рая [8]. Границами Райского сада могли быть или естественные преграды (горные хребты, непроходимые заросли и т.п.) или какое-либо нерукотворное ограждение. Название «парадиз», принятое во многих языках, происходит от греческого «сад, парк» и древнеиранского pairi-daeza - «отовсюду отгороженное место», что соответствует понятию цветущего огражденного сада, обособленного в окружающем пространстве. Через охраняемый вход с востока шёл путь к самому ценному объекту Райского сада -Дереву вечной жизни, занимавшему центральное положение [1, Быт. 3 (24)]. Можно предположить, что ворот могло быть как минимум шесть: кроме вышеупомянутых охраняемых ворот, это могли быть ещё и пять «водных» ворот, через которые втекала река из Едема и вытекали четыре её потока [1, Быт. 2 (10-14)]. При большой протяжённости ограждения обширной территории Рая, возможно, были ещё и другие «ворота», через которые Бог приводил к Адаму «всех животных», видимо, отовсюду [Быт. 2 (19)]. Очевидно, что главными были восточные ворота, поскольку именно они упоминаются в Библии, и именно через них пролегал путь к сакральному Дереву в центре Рая.
Райский сад, описанный в первой книге Библии как место обитания, по нашему мнению, несомненно, имеет градостроительные признаки: преднамеренность создания, специальное назначение для постоянного пребывания людей, обособленность территории, наличие ограждения, ворот, пешеходного пути, продуманное благоустройство с разнообразными видами ландшафта Авторская реконструкция гипотетической планировочной структуры Рая представлена на рис.
Стан Израильский описан в пяти книгах Ветхого Завета (Исход, Левит, Числа, Второзаконие, 1 Паралипоменон). В них встречаются различные подробные сведения об
особенностях кочевой жизни еврейского народа во время сорокалетнего пребывания в пустыне, и в том числе об основных элементах планировочной структуры стана [9].
Сначала Бог повелел пророку Моисею соорудить Скинию по образу, показанному ему на горе Синай [Исх. 38 (9-20), 40 (1)]. Затем Бог определил принципы формирования Стана Израильского. Посередине размещалась Скиния, ориентированная входом на восток [1, Чис. 3 (7, 23, 29, 35)]. А вокруг неё располагались станами двенадцать колен Израиля в строгом порядке по странам света: возле Скинии - левиты, «А с передней стороны, к востоку перед скиниею собрания должны ставить стан Моисей и Аарон.»; с востока - станы Иуды, Иссахара, Завулона, с юга - станы Рувима, Симеона, Гада, с запада - станы Ефрема, Манассии, Вениамина, с севера - станы Дана, Асира, Неффалима [1, Чис. 2 (1-32), 3 (38)]. Численность населения в Стане Израильском стала известна в результате переписи: приблизительно два с половиной миллиона человек (многие исследователи приводят такие цифры, в том числе проф. богословия А.П. Лопухин).
При таком количестве людей в стане он должен был иметь предельно компактную конфигурацию плана (круглую или многоугольную, возможно, близкую к квадрату со сторонами по странам света). Несомненно, его планировочная структура была упорядоченной, регулярной, чтобы обеспечить быструю дислокацию стана в установленном Богом порядке [1, Чис. 10 (13-28)].
На основании интерпретации сведений, выявленных в библейских текстах, можно составить гипотетическое представление о градостроительном образе Стана Израильского. В его структуре прослеживается чёткое функциональное зонирование. Условно можно выделить пять районов: Центральный, Восточный, Южный, Западный и Северный. Центральный «район» включал сакральный комплекс Скинии с её прямоугольным двором и площадью перед его входом в него с восточной стороны, что следует из контекста. Обширная жилая зона состояла из четырёх районов, расположенных строго по странам света, каждый из которых был разграничен как бы на три микрорайона соответственно численности населения родовых станов от 32,2 до 74,6 тыс. жителей. Шатры различной вместимости формировали застройку этого кочевого поселения («по числу душ, сколько у кого в шатре» [1, Исх. 16 (16)]). Логично предположить, что рациональные пешеходные связи жилых районов вели к главной площади, а также к выходам за пределы стана через ворота. Вероятно, были главные ворота, поскольку конкретно упоминается «вход в стан» [1, 1 Пар. 9 (19)]. Следовательно, главная планировочная и композиционная ось связывала центральную площадь с этими воротами и имела трассировку восток-запад соответственно ориентации Скинии. По периметру стана, вероятно, были посты охраны, размещённые в пределах видимости. Многократное упоминание ворот свидетельствует о наличии некого ограждения стана [1, Исх. 32 (26, 27) и др.]. За его пределами его территории находились жертвенники [1, Исх. 29 (14)], лепрозорий [1, Лев. 13 (46), Чис. 5 (2)], места для ежедневных гигиенических процедур [1, Лев. 16 (28), Вт. 23 (11-14)], возможно, и места содержания скота [1, Быт. 33 (17)]. Несомненно, эта зона была обособлена на некотором расстоянии от границ стана.
Таким образом, можно сделать вывод: Стан Израильский был поселением мобильного типа, систему организации которого предопределил Сам Бог: он имел упорядоченную центричную планировочную структуру, компактную конфигурацию плана правильной геометрической формы, ориентированной по сторонам света.
Авторская реконструкция гипотетической планировочной структуры Стана Израильского представлена на рис.
Новый Иерусалим, Иерусалим небесный - это образ аллегорический, который имеет духовный смысл: единение спасённых праведников с Господом Богом навечно в царстве Божьем. Этот Град Небесный, приготовленный Богом, описан в последней новозаветной книге Откровение Иоанна Богослова. «Он имеет. высокую стену,. двенадцать ворот. с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою. Стена его. из ясписа, а город. чистое золото. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец.
Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет... И показал мне чистую реку воды жизни. исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни» [1, Отк. 21 (12, 13, 16-18, 21, 22, 25), 22 (1, 2)]. Описание ворот Нового Иерусалима выявлено также и в книгах Ветхого Завета [1, Ис. 60 (14), Иез. 48 (31-35)], которое удивительным образом совпадает с новозаветным описанием.
Рис. Идеальные места обитания, выявленные в библейских текстах: Рай, Стан Израильский, Град Небесный Иерусалим (реконструкции Л. А. Балакиной)
Из приведенных цитат можно выявить следующие элементы городской структуры: 1) Престол Бога и Агнца, 2) городские стены из драгоценных камней с точным указанием их длины, ширины, высоты и квадратной конфигурации плана, а также ориентации по странам света, 3) двенадцать ворот из жемчуга, 4) улица, 5) река жизни, 6) древо жизни. Центральное место расположения Престола очевидно, хотя в текстах об этом прямо не сказано. Святилищем, несомненно, является Престол Божий, поскольку Иоанн пишет, что «храма. не видел в нём; ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» [1, Отк. 21 (22)]. Пешеходных путей может быть как минимум двенадцать (по числу
ворот), и трассировка их очевидна: несомненно, все они ведут к Престолу. Поскольку упоминается только одна улица, да ещё она из чистого золота, то наиболее вероятно, что именно она является главной в иерархии путей пешеходной структуры. Логично предположить, что она ведет к Престолу от восточных ворот, через которые являются главным входом в Святой Град Небесный. Такая гипотеза основывается на том, что в Раю к Древу жизни вёл путь от восточных ворот (заметим, что вход в Иерусалимский храм также был через главные восточные ворота). Исток Реки Жизни может быть также с восточной стороны Престола, что косвенно прослеживается у пророка Иезекииля: «из-под порога храма течет вода на восток» [1, Иез. 47 (1)]. Об остальном можно только делать предположения: пока мы всё «видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» и «тайное» ещё не стало «явным». Представление о Граде Божьем заведомо превышает возможности нашего воображения: «не видел того глаз, не слышало того ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» [1 Кор. 2 (9), 13 (12)]. Авторская реконструкция гипотетической планировочной структуры Небесного Иерусалима представлена на рис.
Теперь о рукотворных местах обитания человека. Во всех шестидесяти шести книгах Библии встречаются такие названия поселений как станы, деревни, сёла, города, а также контекстуальные и конкретные сведения о них. В тридцати шести книгах Ветхого Завета и в двадцати книгах Нового Завета упоминаются названия сотен городов.
Первым из перечисленных поселений, как ни странно, упоминается город, построенный Каином и названный Енох по имени его сына. Кроме местоположения «в земле Нод, на восток от Едема» [1, Быт. 4 (16-17)], никаких сведений о нём нет, и неясно, какой смысл вкладывается в понятие «город», сколько там было жителей, какие были жилища. Вероятнее всего, что городом названо место осёдлого проживания людей.
Далее после описания всемирного потопа встречается упоминание о восьми городах и связано это с внуком Ноя Нимродом: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах» и Ресен, «это город великий». [1, Быт. 10 (10-12)].
Вавилон впервые упоминается в связи с градостроительной деятельностью людей, когда они задумали построить «город и башню, высотою до небес» [1, Быт. 11 (3-9)]. Затем в текстах Ветхого и Нового Завета часто встречается название этого города в связи с другими библейскими событиями. Из контекстуальных сведений следует, что он был одним из богатейших городов мира, «краса царств, гордость халдеев» [1, Ис. 13 (19)]. У пророка Иеремии имеются некоторые градостроительные сведения об этом городе: «толстые стены Вавилона до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнём» [1, Иер. 51 (58)], и действительно, пророчество сбылось: теперь от него остались только руины. Геродот так описывал стены Вавилона: высота их достигала ста метров и ширина была около пятидесяти метров, по ним проезжали шесть колесниц в ряд. Эти городские стены в виде прямоугольника со сторонами свыше тридцати километров и с сотнями медных ворот были окружены рвами с водой. В древнем Вавилоне было множество дворцов и культовых построек. В Библии лишь контекстуально прослеживаются некоторые признаки его планировочной структуры, однако, историко-археологические сведения дают нам о ней более определённое представление.
Иерихон (Эрех), древнейший город на земле, известен из текстов своими мощными укрепленными городскими стенами с жилищами в них [1, Чис. 22 (1), И. Нав. 2 (15), 6 (19)]. Археологические раскопки под руководством Гарстанга (1930-1936 гг.) показали, что эти стены были двойными, толщиной 1,82 м и 3,65 м, ив междустенном пространстве шириной 4,57 м вполне могли размещаться жилища [10]. Но этих данных слишком мало, чтобы делать какие-либо предположения о его планировочной структуре.
Ниневия (Аль-Мосул), столица древней Ассирии, был город «... великий у Бога, . на три дня ходьбы»; в нём проживало «около ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой» [1, Ион. 3 (3), 4 (11)]. Предположительно это говорится о малолетних детях, значит, его населяло около шестисот тысяч человек. Диодор Сицилийский предполагал, что площадь этого города была около ста квадратных километров. Размеры этого города, определённые археологом Лэйярдом при раскопках в 1847 г., вполне соответствуют таким данным. Археологи обнаружили также развалины
городских стен периметром около пятнадцати километров и высотой до тринадцати с половиной метров, а также дворцы Сеннахерима и Асардана, упоминаемые в Библии [1, 4 Цар. 19 (37)] [11].
Содом и Гоморра, крупные и богатые года, также известны нам из библейской истории. Градостроительная деятельность царя Соломона отмечена появлением городов Милло, Гацор, Мегиддо, Газер, Бефорон, Валааф, Фадмор [1, Быт. 14 (11), 3 Цар. 9 (15, 17, 18)].
Иерусалим - самый знаменитый из древнейших городов, и события его богатой истории прослеживаются по всем библейским повествованиям. Именно о нём встречается наибольшее количество сведений в виде подробных описаний и контекстуальных данных. Среди них присутствуют конкретные данные о таких неотъемлемых градостроительных атрибутах как городские стены, башни и ворота, крепости, храмовые и дворцовые комплексы, улицы и площади, дворы и сады и т.п., причём известны их названия и местоположение. В частности, царь Давид укрепил городские стены Иерусалима, возвёл капитальные здания и сооружения в нём, царь Соломон построил Храмовый комплекс, «кедровый дом» и другие дворцы, закончил сооружение стен города [1, 3 Цар. 6, 7]. В рамках настоящего исследования не представляется возможным привести все многочисленные сведения о постройках Иерусалима на протяжении его многовековой истории, которые присутствуют в библейских текстах и имеют историко-археологическое подтверждение. «Стена плача» (западная стена знаменитого храмового комплекса, разрушенного в 1 веке н.э.) и тоннель Езекии, ведущий в купель Силоам, обнаруженный в 1880 году, являются реальными библейскими артефактами в истории архитектуры и градостроительства. [1, 4 Цар. 20 (20), 2 Пар. 32 (30), Иоан. 9 (6, 7)].
И в новозаветных книгах встречается множество названий городов, сохранившихся доныне, например, Вифлеем, Назарет, Лахис, Иерихон, Мегиддо, Капернаум, Вифания (Эль-Азарийе), Самария (Себаста), Сидон, Дамаск, Афины, Коринф, Фессалоники и др., но какие-либо градостроительные сведения о них не выявлены.
Обобщая все библейские сведения о городах как результате градостроительной деятельности человека, можно сделать некоторые выводы. В текстах Библии имеются данные о таких неотъемлемых атрибутах города как укреплённые городские стены с воротами и башнями, улицы, площади, внутренние крепости, башни - именно этим они отличались от селений в полях и шатровых станов [1, Суд. 9 (46, 51), 1 Цар. 23 (7), 2 Пар. 14 (7), Пес. П. 3 (2)]. Выявлены также такие его типичные элементы как переулки, перекрёстки, дворы, жилые дома. Небольшие городские поселения (видимо, зависимые от крупных городов) не имели стен [1, Вт. 3 (5)]. О численности городов можно судить по некоторым контекстуальным сведениям, например, в Гиве жило семьсот отборных воинов [1, Суд. 20 (15)]. Можно предполагать, что при городских воротах были площади, поскольку там провозглашались указы, пророчества, производились суды, велась торговля [1, Вт. 25 (7), Ам. 5 (15), Пр. 1 (21)]. Следует отметить, что в контексте проявляются признаки функционального зонирования городов: размеры земельных наделов, плотность застройки, характер благоустройства территорий характеризуют классовое разделение жителей. Библейские контекстуальные сведения и многочисленные историко-археологические достоверные данные о дворцовых и храмовых комплексах подтверждают, что они были композиционными доминантами в городской застройке. Сохранившиеся руины библейских городов свидетельствуют о плотной застройке и своеобразной структуре кварталов, однако, какая-либо общая планировочная концепция не прослеживается.
Архитектурно-градостроительная интерпретация выявленных сведений о местах обитания и поселениях периода библейской истории даёт нам некоторое представление об их образах, о характерных типических элементах и композиционных особенностях их структур. Сведений о городах в Библии явно недостаточно для того, чтобы достоверно судить об их планировочной структуре в ретроспективе развития, поскольку в каждом сохранившемся историческом городе отражаются последствия различных перипетий жизни его обитателей, например, войны, стихийные бедствия и т.д. [12]. В библейских текстах понятие «город» как результат созидательной деятельности человека, как в физическом, так и в метафизическом смысле приоткрывается лишь отчасти.
Пространственная и планировочная организация таких мест обитания как Райский сад, Стан Израильский и Новый Иерусалим, определённая сакральным промышлением Бога-Творца, нашла символическое выражение ценностной иерархии в чётких геометрических градостроительных формах. В мировой культуре тема Небесного Иерусалима, как система древнейших сакральных смыслов, воплощённая в архитектурно-градостроительных образах, оказала заметное влияние на утопические идеи проектов «идеальных городов».
Список библиографических ссылок
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, И. Навина, Судей, 1 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон, Притчи, Песни Песней, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Амоса, Ионы, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна, 1 Коринфянам, 2 Коринфянам, Откровение). - М.: Рос. Библ. общество, 2001. - 925 с.; 292 с.
2. Нудельман Р. Б. Библейская археология. Научный подход к тайнам тысячелетий. -Краснодар: Неоглори, 2008. - 635 с.
3. Воробьёв С.Ю. Библия и история: Изд. Моск. Патриархии, 2011. - 312 с.
4. Савваитов П.И. Библейская герменевтика: православное учение о способе толкования священного Писания. - М.: Либроком, 2012. - 162 с.
5. Аванесов С.С. Аллегорическое и буквальное в герменевтике сакрального текста // Вестник Томского гос. ун-та, 2013, № 5 (25). - С. 55-60.
6. Балакина Л.А. Архитектура в библейских текстах: интерпретация сведений и систематизация выявленных построек и поселений (монография) Saarbrücken, Germany: Lambert Academic Pablishing, 2011. - С. 11-17, 138-152.
7. Лопухин А.П. История Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд. Альфа-книга, 2016. -1216 с.
8. Флавий Иосиф. Иудейские древности, кн. 1, ч. 2. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 10.
9. Балакина Л.А. Градостроительные аспекты мобильных поселений в библейских текстах. Европа-Азия. // Сб. ХХ-й МНК «Современные концепции научных исследований». - М.: Eurasian Union of Scientist, 2015. - С. 3-18.
10. Василиадис Н. Библия и археология. Пер. с новогреч. Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. - С. 144.
11. Василиадис Н. Библия и археология. Пер. с новогреч. Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. - С. 228, 229, 232.
12. Бондаренко И.А. Архитектурное единство городской среды: созвучия и диссонансы // ACADEMIA. Архитектура и строительство, 2014, № 3. - С. 77.
Balakina L.A. - candidate of architecture, associate professor E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Architecture of the inhabited space: a biblical aspect
Resume
The interest to the Bible as to a unconventional source of scientific interpretations has increased now; researches of the Scripture texts with reference to various scientific areas including the history of architecture and urban planning are carried out. The purpose of this article is an attempt to comprehend the information about biblical settlements from exegetic positions.
Aside from spiritual meanings in the sacred texts, we found a variety of information about the elements of the urban environment. All biblical settlements can be classified on the principle of the authorship of creation: by the Lord God and by man.
The Lord God made habitats: Paradise, Israel camp, the New Jerusalem. In the Bible, there are some specific information and detailed descriptions on the basis of which it is possible
to define the principles of organization of the territory: it has signs centric geometrically regular planning system, which reflects the idea of the polar world order. The author's hypothetical graphic reconstructions are presented.
About ancient biblical cities, built by people (Jericho, Babylon, Jerusalem, Bethlehem and many others), there is only fragmentary and contextual information about the elements of the urban environment. Their planning concept is not clearly defined, although evidence of archaeological excavations and historical certificates exists.
The theme of the heavenly Jerusalem had a significant effect on the utopian projects of the «ideal» cities.
Keywords: Bible exegesis, the interpretation of information about places of habitats, hypothetical graphic reconstructions of the town plans.
Reference list
1. The Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testament. Canonical (Genesis, Exodus, Leviticus, Numbers, Deuteronomy, J. Joshua, Judges, 1 Samuel, Kingdoms 3, 4 Kingdoms, 1 Chronicles, 2 Chronicles, Proverbs, Song of Solomon, Isaiah, Jeremiah, Ezekiel, Amos, Jonas, the Gospel of Luke, John, 1 Corinthians, 2 Corinthians, Revelation). - M.: Russian Bible Society, 2001. - 925 p.; 292 p.
2. Nudelman R.B. Biblical Archaeology. The scientific approach to the mysteries of the millennium. - Krasnodar: Neoglory, 2008. - 635 p.
3. Vorobyov S.Y. The Bible and history: Publ. Mosk. Patriarchy, 2011. - 312 p.
4. Savvaitov P.I. Biblical hermeneutics: Orthodox teaching about the way of interpretation of sacred Scripture. - M.: LIBROKOM, 2012. - 162 p.
5. Avanesov S.S. The allegorical and literal hermeneutics of the sacred text // Bulletin of the Tomsk gos. univer. 2013, № 5 (25). - P. 55-60.
6. Balakina L.A. Architecture in the biblical texts: the interpretation of information and systematization of the identified buildings and settlements (monograph) Saarbrücken, Germany: Lambert Academic Publishing, 2011. - P. 11-17, 138-152.
7. Lopuhin A.P. History of the Old and New Testament. - M.: Publ. Alfa-kniga, 2016. -1216 p.
8. Flavius Josephus. Antiquities of the Jews, Book 1, Part 2. - Rostov-na-Donu, 2000. - P. 10.
9. Balakina L.A. Town planning aspects of mobile communities in the biblical texts. Europe and Asia. // Proceedings of the XXth ISC «Modern scientific research concept». - M.: Eurasian Union of Scientist, 2015. - P. 3-18.
10. Vasiliadis N. Bible and archeology. Translated from New Greek. Sergiev Posad. Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra, 2003. - P. 144.
11. Vasiliadis N. Bible and archeology. Translated from New Greek. Sergiev Posad. Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra, 2003. - P. 228, 229, 232.
12. Bondarenko I.A. The architectural unity of the urban environment: consonance and dissonance // ACADEMIA. Architecture and Construction, 2014, № 3. - P. 77.