Научная статья на тему 'Идеальные архитектурные пространства в библейских текстах: райский сад, стан Израильский, Иерусалим небесный'

Идеальные архитектурные пространства в библейских текстах: райский сад, стан Израильский, Иерусалим небесный Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
382
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балакина Л. А.

На основе аналитического исследования текстов Библии с целью извлечения сведений о местах обитания рассмотрены Райский сад, Стан Израильский и Иерусалим Небесный на предмет определения их общих архетипических качеств и принадлежности к архитектурно-градостроительному типу обитаемого пространства. Выявлены общие принципы организации планировочной структуры, символически выражающие идею мироздания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеальные архитектурные пространства в библейских текстах: райский сад, стан Израильский, Иерусалим небесный»

12. Кривоносова, М.А. Архитектура монастырей Западной Сибири (XVII-XX вв.): дис. ... канд. аррхит. - Новосибирск, 2003. - С. 43-44.

13. Попова, Н.А. Указ. соч. - С. 22.

14. Жукова, В. Вокруг слободы Мечетной / В. Жукова // Памятники Отечества. - № 40. -С. 114.

15. Сафонова, С. Памятники истории. Интернет-ресурс:%'%'%г.70(1сЫу.ги

16. Волкова, Н. Воскресение Криволучья. Интернет-ресурс: www.eparhia-saratov.ru

17. Фатьянова, Е. Обитель, в которой люди обрели душу / Е. Фатьянова // Русский дом. -2000. - № 2.

18. Косенкова, Н.А. Принципы сохранения и преемственного развития православной архитектурно-градостроительной традиции региона (на примере Самарского Поволжья): дис. ... канд. архит. - Самара, 2003. - С. 115.

19. Волкова, Н. Указ ресурс. Разумова В. Воскресенский монастырь. И вновь затеплится лампада. Новое Заволжье. - 2005. - № 11.

20. Фатьянова, Е. Указ. соч.

21. Проект реставрации. Эскизное предложение. Вариант 1. Объект: Свято-Никольский храм Свято-Никольского женского монастыря в поселке Мопр Пугачевского района Саратовской области. Проектная мастерская при Патриаршием архитектурнореставрационном центре. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад. Руководитель мастерской - диакон Георгий Савин. Авторский коллектив: ГАП - Федоров А.В., ГИП - Каш-лева Л.Ф., архитектор - Савина Л.Я. - Москва, Сергиев Посад, 2004.

T.T. ZAKIROVA

DEVELOPMENT OF MONASTERY CONSTRUCTION ON IRGIZ

The historic and the architectural city-planning development of the Irgiz monasteries in the region of the steppe Trans-Volga region is investigated in the paper. The analysis of the reasons of appearance and conditions for the development of the Irgiz monasteries is carried out; the evolution of monasteries (from the secluded monastery to «The Reign of Monks»), its nature and special features concerning to the development of monasteries are examined; the diverse architectural city-planning traditions, which had an effect on monastery, are revealed.

УДК 72.032.2

Л.А. БАЛАКИНА, доцент,

КГАСУ, Казань

ИДЕАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТАХ: РАЙСКИЙ САД, СТАН ИЗРАИЛЬСКИЙ, ИЕРУСАЛИМ НЕБЕСНЫЙ

На основе аналитического исследования текстов Библии с целью извлечения сведений о местах обитания рассмотрены Райский сад, Стан Израильский и Иерусалим Небесный на предмет определения их общих архетипических качеств и принадлежности к архитектурно-градостроительному типу обитаемого пространства. Выявлены общие принципы организации планировочной структуры, символически выражающие идею мироздания.

Важнейшей проблемой научной историографии в целом и истории архитектуры в частности является верификация сточников как материальных, так и, особенно, письменных.

В. Л. Хайт [1]

Библия - Священное Писание для иудеев, христиан, мусульман, а также литературный памятник культуры мирового значения. Она касается широкого спектра разнообразных явлений, в ней упоминается огромное количество исторических событий, затрагиваются многие коренные вопросы различных областей знаний. В последние десятилетия растет интерес к Библии как источнику научных истолкований, проводятся исследования текстов Священного Писания применительно к различным областям науки. В архитектуре - это малоисследованная область знаний.

Целью статьи является попытка осмыслить с позиций экзегетики такие библейские места обитания, как Райский сад в Едеме, стан Израильский и Небесный Иерусалим, и на основе анализа текста дать гипотетические версии их планировочной структуры. Архитектурный подход к пониманию принципов формирования мест обитания опирается на данные в канонизированных библейских книгах, некоторые предположения основываются на опыте проектирования.

Названия «рай», «райский сад», «Едемский сад», «сад Божий», «рай Божий» встречаются в семи книгах Ветхого Завета и в трех книгах Нового Завета. Райский сад был сотворен специально для пребывания человека: «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал», «поселил его... чтобы возделывать его и хранить его» [Быт. 2 (8, 15)].

Топонимика Рая дает некоторое представление о его территориальной принадлежности. Упоминания о реке, выходившей из Едема для орошения Рая и потом разделявшейся на четыре потока Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат [Быт. 2 (10-14)], а также о землях Хавила, Куш и Ассирия [Быт. 2 (11, 13, 14)] не дают оснований для каких-либо определенных выводов. Из этих описаний ясно лишь то, что Рай находился в обширной стране Едем где-то по соседству с Месопотамией, и различные предания древнейших народов также указывают на это [2, 3]. Географические названия Ассирия и Евфрат встречаются в обозримом историческом времени в Междуречье, и именно там были обнаружены следы древнейшей цивилизации. Наиболее вероятно, что Рай мог находиться в этих краях, что соответствует общепринятому мнению. Согласно Библии, Всемирный потоп уничтожил все, что существовало до этого события, в том числе и Рай.

О величине Райского сада трудно судить определенно, но некоторые сведения из библейских текстов дают возможность сделать предположение о значительных размерах его территории. Во-первых, Райский сад орошался рекой (не речушкой, не ручейком), которая «.потом разделялась на четыре реки» [Быт. 2 (10)] Слово «потом» можно трактовать по-разному: эта река могла разделяться уже в Раю, а не обязательно за его пределами. Поскольку фрагмент главы 2 Бытия (стихи 8-17) весь посвящен описанию Рая, то это дает основания считать, что вся приведенная здесь топонимика имеет к нему

самое непосредственное отношение. Это свидетельствует в пользу предположения о том, что четыре потока могли иметь начало непосредственно на территории Рая. В «Библейской энциклопедии» Гихон и Хиддекель (Тигр) названы райскими реками, а Фисон и Евфрат - едемскими [4]. Во-вторых, упоминаемые земли Хавила и Куш [Быт. 2 (ІІ, ІЗ)] также могли находиться в Райском саду, хотя бы частично. Слово «земли», вероятно, подразумевает большие территории [5], поскольку они имели названия. Существуют различные версии относительно вероятных размеров Рая. По мнению И. Флавия, Райский сад простирался от Нила в Африке до Ганга в Индии [б]. Некоторые считают, что Рай не был слишком велик, что его питала одна река, и создан он был для обитания только Адама и Евы, а плодиться, размножаться и наполнять землю [Быт. І (2S)] они должны были уже за его пределами. Поэтому, мне кажется правомерным, принять за основу любую версию, не противоречащую библейскому тексту.

Разнообразие ландшафта Райского сада прослеживается по некоторым контекстуальным данным. Можно полагать, что на территории Рая были горы, поскольку упоминаются золото, бдолах (окаменевшая смола) и камень оникс [Быт. 2 (І0, ІІ, І2)], а полезные ископаемые обычно залегают в горных породах. Наверняка, были и речные долины с разнообразной растительностью, и поля, и леса. Наличие богатой флоры в раю предполагается на основании краткого, но емкого библейского ее описания: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» [Быт. 2 (9)] («все виды деревьев» [7], в англ. переводе это также «all kinds of beautiful trees»). Деревья, очевидно, образовывали чащи или заросли в виде кустарников, что позволило Адаму с Евой «скрыться между деревьями рая» [Быт. З (S)]. А поскольку Господь Бог при сотворении людей дал им в пищу «.всякую траву ..., какая есть на всей земле.» [Быт. І (29)], то вряд ли в специально отведенном для этих людей месте Он оставил бы их без травяного вида предназначенной для них пищи - значит, и трава там была. Несомненно, были и цветы, хотя о них нигде не сказано, но это следует из того, что цветок можно рассматривать как стадию развития семени трав и плода деревьев. Помимо безымянных деревьев, конкретно написано, что там росли «дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» [Быт. 2 (9)], смоковница («.и сшили смоковные листья.» [Быт. З (7)]), «кедры в саду Божи-ем,. кипарисы., и каштаны» [Иез. ЗІ (S)]. Когда Адам был поселен в Раю, Господь Бог приводил к нему «всех животных» и «всякую душу живую» для наречения [Быт. 2 (І9)], что свидетельствует о богатстве фауны. Нигде не сказано, что все они покинули рай или же какое-то количество осталось, но упоминание о змее как об «одном из них» [Быт. З (І)] явно говорит о присутствии животных в раю.

Какие-либо упоминания о постройках в Раю отсутствуют, из чего можно предположить следующее. Очевидно, жилищ там не было за ненадобностью, поскольку естественная среда обитания была весьма комфортной. Вероятно, не было и святилища, ведь личное присутствие Бога исключало его необходимость («услышали голос Господа Бога, ходящего в раю» [Быт. З (S)]).

Абстрагируясь от проблем поиска местонахождения, параметров Рая, особенностей его флоры и фауны, из контекста стихов можно выявить некоторые очевидные данные о его структуре. Помимо двух чудесных деревьев в его середине, это такие атрибуты Райского сада, как его пределы, некий выход (вход) и главная пешеходная связь («И выслал его Господь Бог из сада Едемского,... и изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч., чтобы охранять путь к древу жизни» [Быт. 3 (23, 24)]).

На основании всего вышеизложенного можно составить представление о гипотетической планировочной структуре Рая как первого места обитания человека. Райский сад в Едеме условно мог иметь центричную конфигурацию плана Таким условиям удовлетворяют круг и правильный многоугольник (частный случай - квадрат), что не противоречит библейскому описанию и соответствует версии ранних иранцев и архаичным восточным представлениям о прямоугольной конфигурации Рая [8]. Границами Райского сада могли служить естественные преграды: горные массивы, обрывы, овраги, реки, непроходимые заросли или же нерукотворное ограждение. Принятый многими языками термин «парадиз», исходящий от греческого «сад, парк» и древнеиранского раш^ае2а - «отовсюду огороженное место», соответствует понятию цветущего огражденного сада, противопоставленного окружающему пространству [9]. От охраняемого входа с восточной стороны вел путь непосредственно к самому ценному объекту Райского сада - дереву вечной жизни [Быт. 3 (24)]. Возможно, это были некие ворота, препятствующего бесконтрольному вторжению в Рай, что подтверждает версию о наличии ограждения. О наличии ворот и их количестве можно лишь строить предположения, поскольку в текстах «ворота» вообще не упоминаются («. и поставил у сада Едемского херувима ..., чтобы охранять путь к дереву жизни» [Быт. 3 (24)]). Ворот могло быть как минимум шесть: кроме вышеупомянутых, пять «водных» ворот, через которые несли свои воды та самая река, которая выходила из Едема для орошения Рая [Быт. 2 (10)] (а значит, и входила в него), и ее четыре потока вытекали из Рая. Однако не исключена возможность существования дополнительных ворот на суше при большой протяженности ограждения его обширной территории. В таком случае, восточный вход, очевидно, был главным, поскольку именно он упоминается в Библии, и именно через него вел путь к центру Рая.

Райский сад, описанный в первой книге Библии как место обитания, по нашему мнению, можно считать первым градостроительным образованием, поскольку он был создан преднамеренно, имел специальное назначение для постоянного пребывания людей, был продуманно благоустроен, имел обособленную огражденную территорию, вход (или входы), пешеходный путь (или пути) и включал в себя водные потоки, разнообразные элементы рельефа и всевозможные виды богатой растительности, не исключено, что и драгоценные камни. Авторская гипотетическая реконструкция планировочной структуры Рая по текстам книги «Бытие» представлена в виде схемы на рис. 1.

Рис. 1. Гипотетические схемы планировочных структур:

1 - Райского сада; 2 - стана Израильского; 3 - Иерусалима небесного

Название «стан» часто встречается в Библии. Станами проживали различные разноплеменные народы, ведущие кочевой образ жизни: египтяне, мадиамитяне, филистимляне, сирийцы [Исх. 14 (24), Суд. 7 (8), 1 Цар. 28 (5), 4 Цар. 7 (16)]. Наиболее подробные описания стана в Библии можно найти уже в первой книге Ветхого Завета «Бытие» при описании жизни еврейских племенных союзов [Быт. 30 (43), Быт. 31 (17, 18), Быт. 32 (6, 8, 10)]. Из них выявлено, что в понятие «стан» включаются люди, их имущество, домашние животные. Количество людей в станах исчислялось сотнями, десятками сотен, домашние животные - десятками и сотнями (стадами). Имущество представляло собой весь арсенал необходимых вещей (шатры, одежда, обувь, хозяйственная и бытовая утварь, оружие, продукты, материальные ценности и т. д.). Для перемещения людей и всего скарба на новое место стоянки использовались вьючные животные (верблюды, ослы) и повозки, запряженные волами [Чис. 7 (3, 6, 7), 1 Цар. 6 (7)].

Описание стана Израильского дается во время сорокалетнего странствия евреев по пустыне. Сведения о численности его населения, об особенностях уклада жизни, о характере жизнедеятельности, условиях существования, основных элементах планировочной структуры присутствуют в текстах четырех книг Ветхого Завета, а также этот стан упоминается и в Новом Завете.

В начале странствия о какой-либо его структуре ничего не говорится. Однако, уже в третьем месяце после исхода из земли Египетской, когда евреи пришли в пустыню Синайскую [Исх. 19(1)], «Моисей. поставил себе шатер вне стана, . и назвал его скиниею собрания;. и когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер, и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию» [Исх. 33 (7, 8)]. На основании этого описания можно отметить, во-первых, появление некоторой упорядоченности в расположении шатров, необходимой для визуальной связи со скинией Моисея, во-вторых, логично предположить, что эта скиния могла находиться на возвышенном месте. Когда стан располагался у г. Синай, у него еще не было определенной структуры, и он вполне мог иметь какую угодно форму, в том числе и подковообразную как наиболее рациональную при таких

условиях. Уже тогда упоминаются ворота [Исх. 32 (26, 27)], что говорит о том, что он был огорожен.

С первого дня первого месяца второго года странствия центральное место в стане Израильском заняла другая Скиния (Скиния Завета или Скиния-святилище, иногда в Писании ее также называют Скиния собрания), сооруженная по Божьему повелению [Исх. 38 (9-20), 40 (1)]. Теперь уже именно сюда приходил Моисей и другие служители для молитвенного общения с Богом, присутствие которого проявлялось в столпе облачном или огненном [Чис. 14 (14)].

И только через месяц после появления этой Скинии Бог также Сам определяет и будущую регулярную структуру стана [Чис. 2 (1-32)]. Вокруг сакрального пространства Скинии с ее двором, ориентированным входом на восток, левиты должны были «. отправлять службы при скинии» и располагаться в непосредственной близости к ней [Чис. 3 (7, 23, 29, 35)]. «А с передней стороны... к востоку перед скиниею собрания должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его.» [Чис. 3 (38)]. Затем размещались своими станами двенадцать колен Израилевых в строго определенном Богом порядке по странам света [Чис. 2 (1-3, 5, 7 10, 12, 14, 18, 20, 22, 25, 27, 29)].

«В первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской. сказал Господь Моисею. исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно.» [Чис. 1 (1, 53), 2 (2)], что и было сделано, и стало известно точное их число. Слуги и рабы не исчислялись при переписи, но известно, что при исходе из Египта «множество разноплеменных людей вышло с ними» [Исх. 12 (38)]. Численность населения в стане Израильском была приблизительно 2,5 млн человек - примерно столько же вышло из Египта. (такие данные приводят многие исследователи, например, проф. богословия А.П. Лопухин [10]). В Библии сказано перед исходом, что «.сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» [Исх. 1 (7)], что можно считать косвенным подтверждением результата подсчета. Однако такое количество людей в стане кажется невероятным!

При такой огромной численности населения стана Израильского он должен быть предельно компактным, поэтому его конфигурация в плане могла быть круглой или многоугольной, возможно, близкой к квадрату со сторонами по странам света. Можно предположить, что его планировочная структура была упорядоченной, регулярной по следующим причинам:

1) компактность могут обеспечить рациональные пешеходные связи;

2) к центральной площади со Скинией должны были приводить несколько взаимно перпендикулярных улиц (соответственно строго ориентированному расположению станов 12 колен);

3) наверняка, к этой площади, к входу в Скинию вела главная улица -следовательно, она имела трассировку по оси восток-запад;

4) при нерегулярной планировке сложно было бы соблюдать установленный порядок дислокации стана.

На основании анализа приведенных цитат можно составить следующее описание стана Израильского, используя современную терминологию. Этот

стан был поселением кочевого типа. В его структуре явно прослеживается четкое функциональное зонирование. Зона общественного центра формируется в середине селитебной зоны. Центральное пространство занимает Скиния с ее двором, ориентированным входом на восток. Из контекста можно сделать предположение, что это сакральное сооружение находилось на площади, хотя впрямую об этом не сказано. Здесь могли собираться люди перед тем, как войти во двор Скинии. Но нигде не сказано, приходили сюда все люди сразу, или только мужчины, или представители родов, семейств. Известно лишь, что «сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин к Скинии собрания» [Чис. 11 (16)]. Жилая зона состояла из шатров различной вместимости («по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте» [Исх. 16 (16)]) и занимала обширную территорию. Она разграничивалась соответственно расположению колен Израилевых и имела площади именных станов по их численности. Условно в стане можно выделить пять районов: Центральный, Восточный, Южный, Западный и Северный, каждый из последних четырех был поделен как бы на три микрорайона. Центральный район, включающий сакральную зону, окружал ее со всех четырех сторон. Главная улица предположительно вела от главного (восточного) входа в стан к Скинии на главной площади, следовательно, ось ее была ориентирована в направлении восток-запад. При таком ее расположении удобно было отправляться в путь в определенном Богом порядке [Чис. 10 (13-28)]. В пределах поселений каждого из двенадцати родовых станов, численность населения которых была от 32,2 до 74,6 тыс. жителей, планировочная структура жилой застройки вполне могла быть более свободной, нерегулярной. Возможно, там были свои улицы и свои площади для собраний. Пешеходные связи вели к главной площади, а также к выходам за пределы стана через ворота, число которых из текстов неизвестно. Видимо, были главные ворота, так как упоминается «вход в стан» [1 Пар. 9 (19)], а при них, наверняка, была и площадь. Лагерь вооруженной охраны, вероятно, мог располагаться при главном входе, а посты охраны стана Израильского, скорее всего, рассредоточивались по всему периметру его внешних границ на расстоянии в пределах видимости. Об ограждении стана Израильского конкретно ничего не сказано, но неоднократное упоминание ворот [Исх. 32 (26, 27) и др.] предполагает его наличие. За пределами стана располагались: жертвенники [Исх. 29 (14)], лепрозорий [Лев. 13 (46), Чис. 5 (2)], места для испражнений, стирки и помывки [Лев. 16 (28), Вт. 23 (11-14)], наверное, и загоны для скота [Быт. 33 (17)]. Несомненно, эта зона была на некотором расстоянии от границ стана, то есть предусматривалась некая санитарно-защитная полоса.

Из приведенных сведений и предположений можно сделать вывод о том, что стан Израильский имел центричную планировочную структуру, конфигурацию плана правильной геометрической формы, сориентированной по сторонам света: скорее всего, круглой или, возможно, близкой к квадрату.

В существовании планировочной структуры стана Израилева выявлено три этапа.

1. От исхода из Египта до размещения стана Израильского у подножия г. Синай о его структуре ничего неизвестно из текстов Библии. Вероятно, она не была регулярной, возможно, все шатры размещались вокруг шатра Моисея.

2. По истечении третьего месяца от исхода, когда стан Израильский расположился у подножия г. Синай, наметилась некоторая упорядоченность структуры, обеспечивающая визуальную связь всех шатров со скинией Моисея.

3. Спустя почти два года после исхода из Египта стан Израильский обретает строгую планировочную структуру в соответствии с Божьим повелением [Чис. 1 (1, 53), 2 (2)], которая была реализована после ухода евреев от г. Синай и просуществовала 38 лет. Авторская гипотетическая реконструкция планировочной структуры стана Израильского представлена в виде схемы (см. рис. 1, 2).

По истечении сорока лет странствия стан Израильский прекратил свое существование в связи с обретением Земли обетованной. Это было реальное поселение избранного народа, где Божье присутствие было определяющим фактором его бытия.

Небесный Иерусалим как парадигма грядущего сверхбытия упоминается в четырех книгах Ветхого Завета и в пяти книгах Нового Завета. Основные элементы Града Небесного Иерусалима описаны в Откровении Иоанна Богослова. «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба.» [Отк. 21 (2-4)]. «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот.: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; на воротах написаны имена двенадцати Апостолов Агнца. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец [Отк. 21 (12-27)]. И показал мне чистую реку воды жизни, . исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни,.» [Отк. 22 (1-3)].

Сведения о воротах Нового Иерусалима встречаются также и в книгах пророков Исайи и Иезекииля в Ветхом Завете (хотя сам город и не называется, а говорится «город Господа»). «И будут всегда отверсты врата твои.» [Ис. 60 (11, 14)] и «ворота называются именами колен Израилевых; к северу трое ворот. (Рувимовы, Иудины, Левиины); и с восточной стороны. трое ворот. (Иосифовы, Вениаминовы, Дановы); и с южной стороны. трое во-рот.(Симеоновы, Иссахаровы, Завулоновы); с морской стороны. ворот здесь трое же. (Гадовы, Асировы, Неффалимовы).А имя городу с того дня будет: Господь там» [Иез. 48 (31-35)]. Эти данные совпадают с описаниями ворот Нового Иерусалима в Откровении Иоанна Богослова, и в христианском вероучении считаются пророчеством о нем. Какими там будут жилища спасенных праведников вообразить невозможно, о них нет никаких сведений в библейских текстах, известно лишь, что «обителей много» [Иоан. 14 (2)].

Из приведенных описаний выявлены основные элементы городской структуры - Престол Бога и Агнца, городские стены из драгоценных камней с точным указанием их габаритов, конфигурации в плане и ориентации по странам света, двенадцать жемчужных ворот, улица, река жизни, древо жизни.

Расположение Престола на центральной площади кажется очевидным, хотя в текстах об этом явно не сказано. Вероятно, через любые ворота можно придти к Престолу - значит, этих пешеходных связей может быть как минимум двенадцать по числу ворот, и можно назвать их улицами. Улица упоминается только одна, из чистого золота - вероятно, именно она является главной в иерархии пешеходных путей. Осмелимся предположить, что она ведет к Престолу с восточной стороны соответственно через главные восточные ворота. Это предположение основывается на том, что с востока путь вел к Древу жизни в Райском саду, с востока был определен вход в Скинию в стане Израильском и вход в Иерусалимский храм на г. Мориа также был через главные восточные ворота. Как именно эта загадочная улица совмещается или соседствует с рекой, исходящей от Престола, и как может располагаться Древо жизни одновременно среди этой улицы и по обеим сторонам реки [Отк. 22 (2)], не понятно из описаний. Но некоторый свет проливает параллельное место в Ветхом Завете, где сказано: «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; . и плоды на них на будут истощаться., потому что вода для них течет из святилища.» [Иез. 47 (12)], и эти признаки чудесных деревьев совпадают с описанием Древа жизни в Откровении Иоанна Богослова [Отк. 22 (2)]. Под святилищем, несомненно, подразумевается Престол Божий, поскольку Иоанн «храма. не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» [Отк. 21 (22)]. По приведенным описаниям явно прослеживается связь Реки Жизни с Золотой улицей и Древом жизни, следовательно, Река может иметь исток также с восточной стороны Престола, что косвенно перекликается с ветхозаветным пророчеством: «из-под порога храма течет вода на восток» [Иез. 47 (1)]. Об остальном можно только догадываться: «тайное» еще не стало «явным», и пока мы все «видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» [1 Кор. 13 (12)]. Образ места пребывания в жизни вечной заведомо превышает возможности человеческого воображения: «не видел того глаз, не слышало того ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» [1 Кор. 2 (9)]. Авторская гипотетическая реконструкция планировочной структуры Небесного Иерусалима представлена в виде схемы (см. рис. 1, 3).

Доктор архитектуры И.А. Бондаренко выдвигает гипотезу уподобления Зодиака некой небесной крепости. В позднеантичной и средневековой традиции было принято выделять четыре угловых знака (Водолей, Телец, Лев, Скорпион), при перемещении которых за счет вращения и наклона Зодиака по оси возникает, по его мнению, образ квадратного города, имеющего 12 оснований стены и 12 ворот по сторонам света [11].

Конечно, Иерусалим небесный - это образ аллегорический, он имеет, прежде всего, духовный смысл: единение спасенных праведников с Господом Богом навечно в царстве Божьем. Его уподобляют Райскому саду, где когда-то люди пребывали в благодати Божьей. С образом Горнего Града или Небесного Иерусалима, увиденного в Откровении Иоанном Богословом, напрямую связана идея спасения в христианстве.

На основании анализа сведений, извлеченных из библейских текстов, выявлены некоторые общие черты гипотетических планировочных структур Рая, стана Израильского, Иерусалима Небесного как мест обитания:

1) божественный замысел и реализация;

2) совместное обитание Бога и людей;

3) обособленность от внешней среды;

4) правильная геометрическая форма, ориентированная по странам света;

5) центричная планировочная структура;

6) цакральные ценности в геометрическом центре;

7) сакральные ценности - композиционная доминанта;

8) главный вход с востока;

9) главный путь к центру с востока.

В заключение можно сделать вывод, что огражденность упорядоченного пространства, противопоставленного окружению, связывает не только такие места обитания, как Райский сад и Небесный Иерусалим [3], но и стан Израильский. Таким образом, выделение преград, границ даже весьма обширных территорий наделяло Рай, стан Израильский и Небесный Иерусалим важнейшим признаком определенности, измеримости, освоенности и уже давало намек на зарождение в них градостроительного образа [12]. Центричность планировочных структур этих идеальных архитектурных пространств символически отображает суть мироздания.

Тема Небесного Иерусалима впоследствии оказала значительное влияние на утопические идеи создания проектов «идеальных городов», в рациональном центричном планировочном устройстве которых отражалась идея создания идеального общества. Все многообразие мира оказывалось сводимым к совокупности архетипов, восходящих к единому предвечному образу горнего Божьего Града. В основе мировой градостроительной культуры лежит система религиозно-космогонических представлений и идеалов, имеющая свои истоки в глубокой древности [13].

Авторская интерпретация библейского текста не претендует на окончательность суждений.

Источник исследования

Библия. Канонические книги Священного Писания - Ветхий Завет и Новый Завет в русском переводе, изданные Российским библейским обществом; перепечатаны с издания Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. М., 2001.

Принятые сокращения: Бытие (Быт ), Исход (Исх ), Левит (Лев ), Числа (Чис.), Второзаконие (Вт.), Книга Судей Израилевых (Суд.), Первая книга Царств (1Цар.), Четвертая книга Царств (4 Цар.), Первая книга Паралипоме-нон (1Пар.), Вторая книга Паралипоменон (2 Пар.), Книга Иова (Иов.), Книга Пророка Исайи (Ис.), Книга Пророка Иезекииля (Иез.), От Иоанна святое бла-говествование (Иоан.), Первое послание к Коринфянам (1 Кор.), Откровение Иоанна Богослова (Отк.).

Библиографический список

1. Хайт, В.Л. Объективное и субъективное в истории архитектуры и в ее изучении: факт и интерпретация / В. Л. Хайт // Архитектурное наследство. Вып. 45. - М. : Рохос, 2003. - С. 8.

2. Лопухинъ, А.П. Библейская история Ветхаго Завета. 1-е загран. изд. / А.П. Лопухинъ // Репринт. воспр. изд. 1887 г. - Монреаль : Монреальская и Канадская Епархия Православной Церкви за границей, 1986. - С. 12.

3. Поляков, Е.Н. Образ Рая в мифологии и архитектуре Древнего мира / Е.Н Поляков // Известия вузов. - М. : Строительство, 2001. - № 1. - С. 96-99.

4. Библейская энциклопедия в 2-х книгах / Репринт. изд. 1891 г. - М. : Центурион, 1991. -Т. 1. - С. 162, 208; Т. 2. - С. 200, 237.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Азъ Ltd. - С. 234.

6. Флавий, И. Иудейские древности. Кн. 1. Ч. 2 / И. Флавий. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 10.

7. Бытие / Пер. МБО. - М. : ББИ, 1998. - С. 7.

8. Иконников, А.В. Утопическое мышление и архитектура / А.В. Иконников. - М., 2004. - С. 22.

9. Аверинцев, С.С. Специфика Рая в сирийской литературе / С.С. Аверинцев // Проблемы исторической поэтики литератур Востока. - М., 1988. - С. 145.

10. Лопухин, А.П., там же. - С.126.

11. Бондаренко, И.А. К вопросу о символике древнегреческого периптера / И.А. Бондаренко // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 2 - М. : Едиториал УРСС, 2004. - С. 6.

12. Бондаренко, И.А. Градостроительное мышление средневековой Руси: традиции и идеалы: дис. ... докт. архит. - М., 1997. - С. 46.

13. Бондаренко, И.А., там же. - С. 19.

L.A. BALAKINA

PERFECT ARCHITECTURAL SPACES IN THE HOLY BIBLE TEXTS: PARADISE, ISRAELI CAMP, HEAVENLY JERUSALEM

On the basis of analytical research of Bible texts the Paradise, the Israeli camp and Heavenly Jerusalem were considered for determining their common archetypical features and the belonging to architectural city-planning type of inhabited space. The common principles of organization of planning structure symbolically expressing the idea of the Universe were revealed.

УДК 72.035/.036(510)

Д. С. МАСЛЕННИКОВА ТОГУ, Хабаровск

РУССКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В КИТАЕ

В статье основное внимание уделено анализу стилистического решения наиболее выдающихся произведений русской храмовой архитектуры, созданных в Харбине русскими эмигрантами в период конца XIX - начала XX в. Выявляются причины приверженности русскому стилю при строительстве православных церквей в Китае. Русский стиль в храмовом зодчестве Китая, по мнению автора, наиболее ярко был представлен харбинским

© Д. С. Масленникова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.