Научная статья на тему '"Ветер-дым-огонь и жареная глинка": дочь статского советника на стройках социализма и в домашнем кругу'

"Ветер-дым-огонь и жареная глинка": дочь статского советника на стройках социализма и в домашнем кругу Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дмитриевская Ольга Николаевна

This publication is a sketch of the life of the author’s parents, Nikolai Pustygin (1908-1951) and Militsa Dyukova (1910-1975), in the critical years of the history of Russia. The peculiarity of this family is that Militsa Dyukova was of noble origin, which created potentially great difficulties to live in Soviet Russia, while Nikolai Pustygin was from a peasant family. Fragments of correspondence between M. Dyukova and her mother are given in the appendix.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Wind-Smoke-Fire and Fried Glinka": State Councillor’s Daughterin the Construction of Socialism and in the Home Circle

This publication is a sketch of the life of the author’s parents, Nikolai Pustygin (1908-1951) and Militsa Dyukova (1910-1975), in the critical years of the history of Russia. The peculiarity of this family is that Militsa Dyukova was of noble origin, which created potentially great difficulties to live in Soviet Russia, while Nikolai Pustygin was from a peasant family. Fragments of correspondence between M. Dyukova and her mother are given in the appendix.

Текст научной работы на тему «"Ветер-дым-огонь и жареная глинка": дочь статского советника на стройках социализма и в домашнем кругу»

КЛУБ ИВИ

ДМИТРИЕВСКАЯ Ольга Николаевна

член Приморского отделения Русского географического общества - Общества изучения Амурского края (г. Владивосток)

Электронная почта: [email protected]

«Ветер-дым-огонь и жареная глинка»: дочь статского советника на стройках социализма и в домашнем кругу

929(571.6)

ао1: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-2/122-131

Рис. 1. Милица Дюкова в раннем детстве. г. Санкт-Петербург, ок. 1913 г. Источник: архив автора

Для цитирования: Дмитриевская О. Н. «Ветер-дым-огонь и жареная глинка»: дочь статского советника на стройках социализма и в домашнем кругу // Известия Восточного института. 2018. № 2. С. 122-131. doi: СхЛоь 0^/10.24866/2542-1611/2018-2/122-131

В Комсосмольске-на-Амуре есть дорогое мне здание, это одна из первых каменных построек, здание школы № 1, возведённое в 1935 г. к началу нового учебного года. Здесь встретились мои родители - Пустыгин Николай Григорьевич (1908-1951) и Дюкова Милица Дмитриевна (1910-1975). Я, Дмитриевская Ольга Николаевна, преподаватель ДВПИ в 1970-1985 гг., хочу рассказать о них и поделиться сохранёнными фотографиями, письмами, другими документами об их жизни и деятельности.

Милица Дмитриевна Дюкова родилась в семье учителя Владивостокской мужской гимназии (Выпись из метрической книги, выданная причтом градо-Влади-востокскаго Кафедральнаго Успенскаго Собора. Июля 26/8 Авг. 1918 г. № 424, г. Владивосток. Архив автора), статского советника Дмитрия Ивановича Дюкова, действительного члена ОИАК. Провела детство во Владивостоке (рис. 1). Закончила женскую гимназию г. Владивостока и Вторую Профессионализированную школу второй ступени с общественно-политическим уклоном, г. Владивосток (Копия удостоверения Единой трудовой школы Дальне-Восточного края. 15.07.31. Архив автора). В 1927-1931 гг. преподавала во Владимиро-Александровской семилетней школе в младших группах (Справка Сучанского районного исполнительного комитета № 2103 от 18 октября 1931 г. Архив автора).

Затем училась на Рабфаке пединститута г. Владивостока. В программу рабочего факультета входило получение рабочей специальности на строительстве г. Артёма (рис. 2), где она получила билет ударника. Если заглянуть на обратную сторону фотографии, оставшейся с тех пор, то можно увидеть, что пишут на долгую память девушки, расставаясь со стройкой и друг с другом. Вот некоторые из этих надписей: «Мица, помни как мы с тобой месили глину и твоё пение «...железной грудью врагов сметая...» Попова З.»; «Мица, не выбрасывай из

памяти наш завод, в день 70 кирпичей, мастерок, машину и меня в роли машиниста. Ксана Мачкина»; «Помнишь ли ты весело пылавшее пламя костра, и себя всю прокопченую с засученными рукавами и в поварской шапочке, помнишь как мы звали тебя своей кухаркой жарящей глинку. Галка»; «Меня ты не должна скоро забыть, хотя бы потому, что вместе <...> на Артемовской сцене. Антонинка». Этой фотографии (1932 года) 86 лет, она ровесница Комсомольска! И наполнена той жизнерадостной энергией, какой живёт и город юности Комсомольск-на-Амуре.

Через некоторое время после окончания рабфака Милица была переведена в Благовещенский педагогический институт, который кончила в 1935 г. (рис. 3) по специальности «биология», и была направлена в среднюю школу-интернат № 1 Комсомольска-на-Амуре. После окончания трёхлетнего испытательного стажа в 1938 г. Милица получила аттестат на звание учителя средней школы (Аттестат на звание учителя средней школы № 17548, 20 июля 1938 г. Архив автора). Преподавала в школах: г. Комсомольск-на-Амуре, средняя школа-интернат № 1; г. Иман, № 1 и № 2; с. Орехово Калининского (Дальнереченского) района, семилетней № 2. Вышла на пенсию в 1 962 г.

Милица Дмитриевна Дюкова - мать семи детей (Татьяна 1936 г. р., Ольга 1937 г. р., Владимир 1938 г. р., Галина 1940 г. р., Маргарита 1941 г. р., Дмитрий 1943 г. р., Геннадий 1945 г. р.), имела звание «Мать-героиня».

Николай Григорьевич Пустыгин родился в дер. Полянщина, ныне с. Трескино Колышлейского района Пензенской области. В призывном свидетельстве указано: уроженец Саратовской обл., деревня Трескино (Свидетельство об освобождении от воинской обязанности

Рис. 2. Студентка рабфака Милица Дюкова (полулежит на переднем плане) на строительстве г. Артём, 1932 г. Источник: архив автора.

г;

1 А

Рис. 3. Выпускница Благовещенского педагогического института Милица Дюкова, 1935 г. Источник: архив автора.

№ 370 от 21 июня 1943 г. Архив автора) (рис. 4). В 1936-1943 гг. - директор семилетней школы с. Орехово Калининского (Дальнереченского) Приморского края (рис. 5). Прошёл «полный курс обучения... по отделению историческому» в Хабаровском учительском институте в 19371938 гг. (Аттестат № 38-8 от 15 августа 1938 г. Архив автора). С 1943 по 1951 год - директор средней школы № 1 г. Имана (Дальнереченска). В 1950 г. награждён медалью «За трудовое отличие» (Удостоверение к медали № 417517 от 4 марта 1950 г. Архив автора). В 1950-1951 гг. обучался в Педагогическом институте г. Владивостока.

У Николая Григорьевича была неудержимая тяга к знаниям. Физически крепкий, он решил посвятить себя образованию и вывести свою семью из нужды. В 1928 г., служа писарем, он ступил в Профсоюз работников начальной и средней школы РСФСР (Членский билет Профессионального Союза работников начальной и средней школы РСФСР № 1046521. Архив автора).

В г. Комсомольск-на-Амуре он прибыл в 1932 г. по комсомольской путёвке в качестве учителя. Однако Николай Григорьевич принимал участие в строительстве средней школы-интерната № 1, директором которой и был назначен. В нашей семье есть несколько фотографий, где Николай Григорьевич запечатлён в качестве начальника пионерского лагеря, окружённый пионерами в белых рубашках и красных галстуках (рис. 6). Эти снимки говорят о том, что Николай Пустыгин не был случайным человеком в образовании, ему доверяли воспитание детей, он был назначен на должность директора школы как хорошо проверенный специалист.

Из семейных воспоминаний. Они встретились прямо на ступенях парадной школьной лестницы, красиво винтообразно уходящей вверх. Она, новоприбывшая молодая учительница М. Д. Дюкова, поднималась наверх, а он, директор школы Николай Григорьевич Пустыгин спускался навстречу. Их глаза встретились... Тайна... Это была тайна, счастья светлый миг, в который она не могла поверить, в котором она боялась признаться даже себе самой. Она сделала свой выбор.

Школа достраивалась к началу учебного 1935/36 г., школьная жизнь кипела с раннего утра до позднего вечера. А личные дела? Они ещё совсем далеко. Неумолимо летели дни 35-го, они спешили, быстро отсчитывая дела сделанные, и те, что предстояло ещё успеть сделать. Факт того, что директор школы поселил в служебной квартире молодую учительницу Дюкову, правда рядом с семьёй завуча, не осталась

без внимания «общественности»: одна из учительниц сообщила об этом в партийную ячейку. Партийная оценка была, по-видимому, суровой. Она спустилась к ним как печаль осенней листвы.

Они уехали вместе в феврале 1936 г., так как Николай Григорьевич лишился места директора. 1 марта 1936 г. моя мама получила место учительницы в семилетней школе № 1 г. Иман (Трудовая книжка Дюковой-Пустыгиной Милицы Дмитриевны от 20 июня 1939 г. Архив автора). Они прибыли в Иман, полные надежд на гостеприимность приморской земли. Они полюбили Амур и грустно расставались с ним: «Амур родной, люблю бурливый / Твой берег резвый и строптивый, / Твои прозрачные струи, / Где ветки гибкие твои / Ивняк зелёные купает... » («Амур», П. И. Гомзяков).

На новом месте семья постепенно обжилась, с 1943-го года Николай Григорьевич руководил иманской средней школой № 1 (рис. 7). Из воспоминаний учительницы Екатерины Васильевны Артамоновой: «Николаю Григорьевичу работалось трудно с нами. Он удивительный человек, предъявлял к нам большие требования. <...> Иманская СШ № 1 была самой хорошей школой в городе. Её директор проявлял большую заботу о нас. У него было пятеро детей, жена его тоже работала учителем. <...> Он нам помогал. У нас, на частной квартире, случился пожар. Мой муж гасил огонь своей шинелью, шинель сгорела. Сам обгорел. <...> Н. Г. дал мужу свою шапку, кожаное пальто. Дал нам для временного проживания географический кабинет» (Письмо Е. В. Артамоновой О. Н. Дмитриевской от 28.05.2014. Архив автора). Николай Пустыгин был неисправим! Пострадав от человеколюбия в Комсомольске, на новом месте он продолжал использовать своё положение в интересах сотрудников, помогая им и как директор, и как человек.

Далее приводятся тексты (с незначительными изъятиями) писем М. Д. Дюковой своей матери А. Э. Дюковой и её ответ, хранящиеся в архиве автора. Орфография, пунктуация и стилистка писем сохранены.

Рис. 4. Семья Николая Пустыгина, Саратовская обл., 1930-е гг В переднем ряду сидят родители Николая Григорьевича. Источник: архив автора.

Рис. 5. Николай Григорьевич Пу-стыгин, ок. 1943 г. Источник: архив автора.

Милица Дмитриевна Дюкова из г. Комсомольск-на-Амуре -матери, Александре Эдуардовне Дюковой, 1935 г.

Дорогая мамочка! Давно нет писем, я скучаю. Устроилась пока что неплохо, во всяком случае лучше некоторых здешних учителей, кот. всё ещё живут за два км от школы, а я оттуда выбралась.

В том бараке, в котором живут учителя, по несколько человек в комнате, слышен мат отовсюду, и клопы бегают от кровати к кровати, прямо спасения нет от них. (рис. 8) Школа громадная. Ведь сдавалась последним зданием, и прямо в тайге вблизи Дальлага.

За нашим зданием уже нет никаких построек. В жаркие дни все учителя... спасаясь от клопов, вылезают со своими постелями в коридор и укладываются около своих дверей. В дождь же нет спасения.

<... > Тогда в дождь не успеваем подставлять чашки, отовсюду бежит. Пришли мы с занятий, а кровати у нас насквозь мокрые. Спала я на полу несколько дней, пока не переехала в школу. Сейчас не только не имею кровати, а что-то похожее на неё, сооружение из табуреток и досок. Будут возить для школьного интерната, привезут и нам.

Комнатка у меня очень маленькая. Можно в ней поставить только кровать, табурет и тумбочку (тоже обещают привезти). И всё. Зайти в неё может человека три. Комнатой я довольна. Во-первых, [хотя я] в комнате одна, а окружена обществом. В этой комнате хотели, как полагалось по плану, сделать кухню, но так как директору кухня не нужна, он один, то он решил оставить себе одну комнату, кухню сделать комнатой, а в другой комнате поселить зав. учебной частью с женой.

В общем будет здесь все, а пока смотришь на бесконечные стропила, кот. растут как грибы. Строят тут мигом. В недели две дом. Эдакую махину, школу в месяц выстроили (рис. 9). Приходится удивляться молниеносной стройкой. Школу помаленьку подкрашивают и подчищают. Пока занимаемся в две смены. У нас ведь 13 классов, а парт не хватает. Классные комнаты пустые, а приходится ждать когда отремонтируют парты, уж тогда школа будет проводить занятия в одну смену. Старшие группы занимаются в первую смену.

Как ты там поживаешь мама, скоро ли вернётся Зоя.

С шестыми и 7-ми группами я занимаюсь с удовольствием, с пятыми же как отбываю повинность, скучно говорить одно и то же, у нас ведь три пятых.

Ходили компанией учителей в Комсомольск в Гороно за книгами. Туда шли пешком шерсть вёрст, а ученики на лодках вверх по течению, а обратно везли на лодках книги, сами гребли, в общем, славно прокатились.

Сейчас в школе не хватает математика, физика, русоведа, и нам приходится давать по пять часов в день, но это ведь безразлично для нас быстрей или медленней прочитать курс.

У меня поломались гребешки, хожу косматая без гребешка и приколки. Если сможешь мама купить, пришли мне, пожалуйста, здесь нет. Заверни в вату, она мне очень нужна. Нужно мне также две запонки для наволочки.

Мои соседи пошли в гороно, а я домовничаю. Какая тишина. Пока я неделю жила в бараке в рабочем посёлке, почти не проходило ночи без драки и ругани, то бьют, то режут. Вообще, тут не совсем спокойно. Квартиры чистят моментально, оставлять нельзя, да мы почти и не оставляем одну.

Пока тепло, хожу лечить зубы. Врачиха тут хорошая. Была три раза на приёме, поставила она мне три пломбы, одну из них ношу временную, через две недели которую заменит постоянной.

Со вчерашнего вечера я сегодня в первый раз в 10 часов вечера ела. Встала я в пол 6-го, легла поздно. Надо было ехать встречать детей и следить как они ведут себя во время посадки. Вернулась, уже звонок. На перемене некогда было притти, книги раздавала, да так крутилась около учеников. Пришла обедать, столовая закрыта. Я отправилась к зубврачу, и после пломбы я должна была два часа не есть. Нет никого и я, чтоб не чувствовать голода, да есть страшно хотелось, улеглась.

Рис. 6. Начальник пионерского лагеря Николай Пустыгин (верхний ряд, слева от знамени). Сер. 30-х гг. Источник: архив автора.

Рис. 7. Педагогический коллектив средней школы № 1 г. Имана, 1940-е гг. В первом ряду в центре сидит директор Н. Г. Пустыгин. Источник: архив автора.

Проснулась, в 10, принесла чаю, после занялась письмом, да и кое-что приготовить к уроку надо. Школьная работа мне всё же нравится, преподаю я всё же с удовольствием.

Подьёмных я всё ещё не получила, в Гороно нет денег. Выдали мне пока что зарплату за два дня за тот же месяц, и пока всё. Обещают вскоре выплатить.

Амур от нас далеко, всё же красивое место здесь. Мы окружены сопками и тайгой, находясь за четыреста километров от Хабаровска. Я боюсь, мама, что ты не успеешь приехать, пока идут пароходы. Здесь говорят, жгучие морозы. Сейчас большие ветра и за это время 4 раза был ливень.

Стройка кипит. Высятся строительные леса, вырос судостроительный завод, он кончился строиться на моих глазах. Машины так и снуют, работают эскаваторы, землечерпалки. Вобщем здесь не так плохо.

Целую крепко. Пиши. Стройка рождает энтузиазм.

Александра Эдуардовна Дюкова (рис. 10) - Милице Дмитриевне Дюковой

8-го октября - [19]35 [г.]

Дорогая Милица

С нетерпением ждала от тебя письма, получила оба первого числа.

Телеграмму тоже получил от тебя Игорь. Когда ты привыкнешь писать число отправления письма, по штампелям часто бывает не видно отправления так было.

Комсомольск Средняя школа учительнице Дюковой, и ты бы её не получила не так-то простой адрес. Везде сидят головотяпы посылают на работу и не дают знать, что работник едет. Милица ведь ты гово-

Рис. 8. Барак на строительстве Комсомольска-на-Амуре, 1934 г. Источник: PastVu - проект по сбору свидетельств прошлого URL https://pastvu.eom/p/413801 (Дата обращения: 09.05.2018).

Рис. 9. Здание школы № 1, Комсомольск-на-Амуре, 1930-е гг. Источник: Wikimapia.org URL http://photos.wikimapia. org/p/00/01/45/53/85_big. jpg (Дата обращения: 09.05.2018).

Рис. 10. Александра Эдуардовна Дюкова, 1930-е гг. Источник: архив автора.

рила, что назначена в среднюю школу и оказалось в неполную как же это так да может быть и не прибавки пятьдесят процентов?

Тебе я сразу не смогла ответить, днём нахожусь, вечером мучаюсь приступами астмы.

Солила помидоры, шелушила фасоль, сушила семечки, варю варенье, ещё осталось сварить яблок, да нет сахару в продаже, чисчу какую-нибудь птицу. Игорь (рис. 11) с первого октября в отпуске и до первого ноября ходит на охоту, всегда принесёт одну, две даже бывает и больше фазанов, уток, голубей.

Вскоре как ты уехала, у меня заболела левая нога, с трудом ходила, проболела пять дней, потом сама лечилась, весь глаз разнесло, совсем был закрыт два дня. В общем я чувствую себя слабой после особенно приступов.

Ты всегда на фото выходишь хорошо. Ты хорошо вышла.

Напрасно ты боялась за Альфу, она бы прибежала с возницей, я удивилась...

Я тебе купила белой вуали на платье. Хороший знакомый в город привёз белую вуаль и в несколько часов её расхватали, мне так было обидно, что не захватила. На другой день я пошла опять в магазин... к Козину, заведующему горторга (и сказала, что мне нужна вуаль <...> я довольна, что достала).

Продолжаю писать. 12-го опять были приступы, вчера с девяти и до двенадцати, думала, что пришёл конец, сильно кололо сердце, ломило левую руку, болели глаза, часто короткие дыхания, чувствовала, что лицо горит, выступил пот, позывы рвоты, и я одна с Юрой. Такой меня взял страх. Игоря нет дома ушёл на охоту на несколько дней. Правдивая пословица, что смерть и на миру красна.

Пока ты была у нас так я и отдохнула. Было два приступа, да и то лёгкие при тебе. В кухне настилали новый пол и вырыли подвал, потом будут белить и красить пол. Ты забыла чайник, мочалку...

Приехали две врачихи только что кончили одну зовут Зоя Фёдоровна.

Когда у вас отдыхает школа? Здесь в воскресенье, когда был общий выходной день ученики в воскресенье не приходили.

Зоя из Москвы выехала 8-го в Иркутск. Игорь поедет в город встречать Зою. Знаешь ли ты что-нибудь о своих вещах украденных?

Как я справлюсь по дороге с вещами, даже если возьму самое необходимое и материалы твои для меня будет тяжело. На хранение могут не принять значит куда-то нужно тащить и носильщиков нет.

Я уже думаю написать тёте Ане просить её нельзя на неё послать несколько посылок.

Пока всё. Целую тебя крепко. Мама. Будут ли ходить пароходы в ноябре не встанет ли Амур?

Рис. 11. Игорь Дмитриевич Дю-ков, брат Милицы, 1928 г. Источник: архив автора.

Olga N. DMITRIEVSKAYA

Member, Primorsky branch of the Russian Geographical Society - Society for the Study of the Amur Region (Vladivostok,

Russia)

E-mail: [email protected]

«Wind-Smoke-Fire and Fried Glinka»: State Councillor's Daughter in the Construction of Socialism and in the Home Circle

UDC 929(571.6) doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2018-2/122-131

This publication is a sketch of the life of the author's parents, Nikolai Pustygin (1908-1951) and Militsa Dyukova (1910-1975), in the critical years of the history of Russia. The peculiarity of this family is that Militsa Dyukova was of noble origin, which created potentially great difficulties to live in Soviet Russia, while Nikolai Pustygin was from a peasant family. Fragments of correspondence between M. Dyukova and her mother are given in the appendix.

For citation: Dmitrievskaya O. N. «Wind-smoke-fire and fried glinka»: State Councillor's daughter in the construction of socialism and in the home circle // Oriental Institute Journal. 2018. № 2. P. 122-131. doi: dx.doi. org/10.24866/2542-1611/2018-2/122-131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.