Научная статья на тему '"ВЕСТНИК АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А. Я. ВАГАНОВОЙ": ПУТЬ ДЛИНОЮ В 30 ЛЕТ'

"ВЕСТНИК АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А. Я. ВАГАНОВОЙ": ПУТЬ ДЛИНОЮ В 30 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВЕСТНИК АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А. Я. ВАГАНОВОЙ" / ЖУРНАЛ / ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ / НАУКА / РАЗВИТИЕ / РЕДАКЦИЯ / ИЗДАТЕЛЬСТВО / ВАК РФ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новик Ю.О.

Статья научного редактора журнала «Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой», приуроченная к его 30-летнему юбилею, содержит краткий обзор истории первого периодического издания Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Предлагается периодизация событий, связанных с развитием журнала; намечается траектория его эволюции от научно-популярного до собственно научного издания; выявляются ключевые фигуры, сыгравшие в истории «Вестника» роли его основателей, реформаторов, идейных вдохновителей; перечисляются имена непосредственных исполнителей проекта создания при Академии научного периодического издания «ваковского» уровня. Автор показывает, что «Вестник» всегда был и остается - даже после вхождения в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК РФ - необъемлемой частью Академии, развитие журнала, с одной стороны, задается эволюционными потребностями самого вуза, с другой - следует в фарватере перманентных реформ системы высшего образования и науки России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLETIN OF VAGANOVA BALLET ACADEMY: A JOURNEY OF 30 YEARS

The article by the Scientific Editor of the journal named “Bulletin of Vaganova Academy Ballet” timed to coincide with its 30th birthday contains a brief overview of the history of the first periodical of Vaganova Ballet Academy. A periodization of events related to the development of the journal is proposed; the trajectory of its evolution from a popular science publication to a proper scientific publication is outlined; the key figures who played the role of its founders, reformers, ideological inspirers in the history of “Bulletin” are identified; the names of the direct executors of the project of creating a scientific periodical publication of the WAC’s level at the Academy are listed. The author proves that “Bulletin of Ballet Vaganova Academy” has always been and even after being included in the List of peer-reviewed scientific publications of the Higher Attestation Commission (WAC) of the Russian Federation remains an integral part of the Academy; the development of the journal, on the one hand, is set by the evolutionary needs of the university itself, on the other hand, follows in the wake of permanent reforms in the system of higher education and science in Russia.

Текст научной работы на тему «"ВЕСТНИК АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А. Я. ВАГАНОВОЙ": ПУТЬ ДЛИНОЮ В 30 ЛЕТ»

От редакции

УДК 792.8: 050

«ВЕСТНИК АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А. Я. ВАГАНОВОЙ»: ПУТЬ ДЛИНОЮ В 30 ЛЕТ

Новик Ю. О.1

1 Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия.

Статья научного редактора журнала «Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой», приуроченная к его 30-летнему юбилею, содержит краткий обзор истории первого периодического издания Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Предлагается периодизация событий, связанных с развитием журнала; намечается траектория его эволюции от научно-популярного до собственно научного издания; выявляются ключевые фигуры, сыгравшие в истории «Вестника» роли его основателей, реформаторов, идейных вдохновителей; перечисляются имена непосредственных исполнителей проекта создания при Академии научного периодического издания «ваковского» уровня.

Автор показывает, что «Вестник» всегда был и остается — даже после вхождения в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК РФ — необъ-емлемой частью Академии, развитие журнала, с одной стороны, задается эволюционными потребностями самого вуза, с другой — следует в фарватере перманентных реформ системы высшего образования и науки России.

Ключевые слова: «Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой», журнал, периодическое издание, наука, развитие, редакция, издательство, ВАК РФ.

BULLETIN OF VAGANOVA BALLET ACADEMY: A JOURNEY OF 30 YEARS

Novik Yu. O.1

1 Vaganova Ballet Academy, 2. Rossi St., St. Petersburg, 191023, Russian Federation.

The article by the Scientific Editor of the journal named "Bulletin of Vaganova Academy Ballet" timed to coincide with its 30th birthday contains a brief overview of the history of the first periodical of Vaganova Ballet Academy. A periodization of events related to the development of the journal is proposed; the trajectory of its evolution from a popular science publication to a proper scientific publication is outlined; the key figures who played the role of its founders, reformers, ideological inspirers in the history of "Bulletin" are identified; the names of the direct executors of the project of creating a scientific periodical publication of the WAC's level at the Academy are listed.

The author proves that "Bulletin of Ballet Vaganova Academy" has always been and even after being included in the List of peer-reviewed scientific publications of the Higher Attestation Commission (WAC) of the Russian Federation remains an integral part of the Academy; the development of the journal, on the one hand, is set by the evolutionary needs of the university itself, on the other hand, follows in the wake of permanent reforms in the system of higher education and science in Russia.

Keywords: "Bulletin of Vaganova Ballet Academy", journal, periodical, science, development, editorial office, publishing house, Higher Attestation Commission (WAC) of the Russian Federation.

Благодарности: Автор выражает глубочайшую признательность всем причастным к работе над «Вестником Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой» работникам Школы за совместный труд, деловое и личное общение, побудившее к написанию данной статьи. Особые слова благодарности — глубокоуважаемому ректору Академии, Народному артисту РФ Н. М. Цискаридзе, проректору по науке и развитию, профессиональному главному редактору и вдохновенному писателю С. В. Лавровой, всем вместе коллегам по редколлегии и в отдельности активным, ответственным и опытным рецензентам Л. А. Абызовой, Т. В. Букиной, А. П. Груцыновой, Е. Э. Дробышевой, И. И. Ирхен, Е. В. Кисеевой, В. И. Максимову, Э. В. Махровой, Л. А. Меньшикову, Л. В. Никифоровой, В. О. Петрову, О. И. Розановой, В. А. Шекалову, незаменимым помощникам редакции И. В. Васильеву, И. П. Черепановой, друзьям и недавним редакторам «Вестника» — А. А. Соколову-Каминскому, А. В. Константиновой.

«Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой» (далее — «Вестник») — одно из наиболее востребованных отечественных периодических научных изданий о хореографическом искусстве вообще и искусстве балета в частности. К такому мнению редакция журнала приходит, анализируя статистику посещаемости его электронной версии в сети Интернет: 1429 зарегистрировавшихся сайте журнала подписчиков и читателей ожидают выхода номеров «Вестника» текущем году; свыше 100 авторитетнейших искусствоведов из России и других стран сотрудничают с редакцией в качестве рецензентов авторских материалов, выступая гарантами соответствия журнала высоким требованиям ВАК РФ, предъявляемым к научным изданиям, отобранным для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

2022 год для «Вестника» — юбилейный. Тридцать лет назад, в конце лета 1992 года, тиражированием в Петербургкомстате первого номера журнала завершился необычайно трудоемкий процесс редакционной подготовки к выходу в свет «первого периодического печатного издания» (А. А. Соколов-Каминский) [1] Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой (далее — Академия; Школа). Стразу же уточним, что наша логика исчисления праздника противоречит очевидному (на обложке первого номера журнала годом его выпуска значится 1991, а не ожидаемый 1992 год). Так бывает, когда этап допечатной подготовки издания затягивается дольше, чем на один календарный год. В случае с «Вестником» несколько корректурных (пробных) оттисков первого номера журнала, включая обложку, было изготовлено в 1991 году, а настоящий тираж (100 экз.) рабочего экземпляра номера с сохранившей реквизиты прошлого года обложкой — в 1992-м.

Начальная история журнала, как любого начинания, была историей неизбежных редакционных и издательских проб и ошибок (как известно, не обшибается только тот, кто ничего не делает), но все-таки он появился благодаря подвижнической деятельности, организаторским способностям А. А. Соколова-Каминского — первого главного редактора «Вестника». Именно Аркадий Андреевич, работая над содержанием, нашел сквозную идейную нить первого и последующего номеров журнала («Многосторонне отражать жизнь Школы»), задал высокую профессиональную планку качества публикуемых материалов, предложил вариант разбивки контента на постоянные, интересные в первую очередь преподавателям Школы, рубрики: «Методика преподавания. История педагогики»; «Прошлое и его уроки»; «Хроника» [2]. Рубрикация первого номера абсолютно точно указывает на отраслевую научную специализацию журнала: «методика преподавания хореографии», «история преподавания хореографии» сначала в балетной школе Петербурга (Академии), а затем в иных отечественных и зарубежных балетных школах.

Все это говорит о том, что «Вестник» изначально учреждался Академией исключительно для собственных учебных нужд и для своей целевой преподавательской и студенческой аудитории. Именно этим академоцентристским целеполаганием он отличался от других отраслевых (музыковедческих, театроведческих и др.) искусствоведческих журналов 1990-х, созданных научно-исследовательскими институтами Министерства культуры СССР, Академии наук СССР и союзных республик для нужд науки. Руководство учебного заведения в лице ректора, президента К. М. Сергеева стратегически подчиняло цели и задачи редакционно-издательской деятельности миссии Академии — быть достойной славных традиций прошлого, поддерживать непререкаемым авторитет Школы [3, с. 6]. К переименованию Ленинградского академического хореографического училища им. А. Я. Вагановой (далее — Училище) в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой в 1991 году и, соответственно, к изменению статуса учебного заведения со среднего специального на вузовский К. М. Сергеев, будучи истинным патриотом Школы, отнесся восторженно («Виват, Академия!») [3]. Для него решение Правительства РСФСР о «преобразовании» [4] стало актом признания выдающихся заслуг старейшего хореографического учебного заведения России перед Отечеством, заслуженной наградой трудовому коллективу преподавателей и артистов балета за многолетний труд, усилия, направленные на сохранение мастерства классического танца как достояния страны. Гордясь славным прошлым, вагановцы, учил Сергеев, должны думать о будущем, работая «на качественно ином, существенно более высоком уровне» [3, с. 6].

Какими были критерии качества вышей школы вообще и высшей балетной школы в частности на третьем году «перестройки» системы высшего и среднего специального образования распадающегося СССР?

Общие требования к вузам в момент перехода Училища в Академию в общих чертах формулировал лишь один официальный документ — «Временное положение о государственном высшем учебном заведении в РСФСР» 1991 года [5]. Назвавшись вузом (удостоившись «звания» — К. М. Сергеев), Академия, в соответствии с «Временным положением», должна была начать выстраивать систему непрерывного образования, реализуя различные по характеру, объему и уровню образовательные и профессиональные программы и, говоря словами сменившего на ректорском посту К. М. Сергеева Л. Н. Надирова, готовить «высокопрофессиональных специалистов буквально всех "балетных профессий": педагогов, и репетиторов, концертмейстеров и дирижеров, хореографов и балетоведов, может быть, даже балетных сценографов и художников по костюмам» [6, с. 5]. Из этого следовало, что в составе Академии, помимо привычных структурных подразделений «среднего звена», должны были появиться новые, «созданные по вузовским образцам» факультеты (педаго-

гический факультет и др.), специальные кафедры (классического, народно-сценического, историко-бытового, дуэтного танца и др.), научные подразделения (научно-методический центр), музей, архивохранилище, видеостудия, редакционно-издательский отдел (далее — РИО).

Первым составом редколлегии (главным образом деканом педагогического отделения А. В. Лисицыным, директором музея М. Л. Вивьен, зав. кафедрой теории и истории хореографического искусства М. А. Ильичевой) под руководством А. А. Соколова-Каминского (1991 / 1992) и И. Д. Бельско-го с 1991 по 1995 год (т. е. до того, как журнал начал обзаводиться признаками легального издания) было отредактировано четыре «самиздатных» выпуска «Вестника». По словам А. А. Соколова-Каминского, в условиях жесткого дефицита средств в вузе «...ни о какой регистрации... речи не шло». Первый номер журнала (впрочем, как и многие последующие) не был освящен «библиотечной благопорядочностью», то есть отправился в библиотеку Академии без обязательного для последующей каталогизации в ней индекса библи-отечно-библиографического классификатора (ББК) [1]. Из так называемого издательского пакета, включающего в себя международный стандартный серийный номер периодического издания ISSN, индекс ББК, индекс(ы) УДК и некоторые другие составляющие, РИО утвердил для журнала лишь знак копирайта (охраны авторского права или закрепления авторского права на публикации за издательством Академии).

Скудный перечень выходных и выпускных данных об издании (сведения о месте выпуска и годе издания, имени издателя, формате бумаги, объеме издания в условно-печатных листах, тираже) в 1999 году пополнился регистрационным номером (№ П 2200). При ректоре Л. Н. Надирове, художественном руководителе Академии и главном редакторе журнала И. Д. Бельском «Вестник» (№ 5) впервые прошел процедуру регистрации в Северо-Западном региональном Управлении комитета РФ по печати, а Академия как издатель официального признанного органами власти периодического здания получила право на законных основаниях производить и распространять отпечатанные типографским способом его тиражи.

Основными способами распространения продукции средств массовой информации до того, как вузы страны не вышли на просторы Интернета и обзавелись собственными сайтами, были подписка, продажа, доставка, раздача периодических печатных изданий. По целому ряду причин только последняя из перечисленных форм распространения оказалась приемлемой для «Вестника» вплоть до 2000 года. Во-первых (эту причину можно отнести к разряду гуманитарно-просветительских), сознание профессорско-преподавательского состава Академии буквально насквозь было (есть и, как думается, будет) прошито идеями святости традиций Русского балета, опыта предшествующих

поколений преподавателей-охранителей методики А. Я. Вагановой, которыми, как религиозным знанием, нельзя торговать, но можно и нужно делиться бескорыстно, расширяя тем самым круг адептов «вагановского вероучения». Примеров просветительского альтруизма в истории вуза немало. К примеру, в 1996 году вузу удалось в очередной раз консолидировать вокруг себя профессиональные балетные школы России и бывшего СССР предложением стать участниками Международного семинара «Методика А. Я. Вагановой и современный учебный процесс». Последствия мероприятия, закрепленные в Обращении участников к министру культуры РФ и «Решении семинара», были более, чем серьезными: на базе Академии открывался постоянно действующий Международный учебно-методический центр хореографического образования по сохранению и развитию наследия А. Я. Вагановой, а «Вестник», по сути, становился его печатным органом с обновленным названием: «Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой и Международного учебно-методического центра хореографического образования по сохранению и развитию наследия А. Я. Вагановой». Учебным заведениям — участникам Центра предоставлялось право внеочередных (бесплатных, как и всем остальным авторам) публикаций в «Вестнике» [7, с. 21]; представители организаций — участниц семинара смогли увезти с собой бесплатные отдельные номера тиражей «Вестника» разных лет. Вторая причина, по которой «Вестник» (до 2013 года) просто раздавался желающим, более прозаична: так же, как и Академия, профессиональные балетные училища Российской Федерации, недофинансированные своими учредителями, не могли позволить себе закупку литературы, действуя в рамках ограниченных бюджетных смет.

Начиная с 2000 года, «Вестник» стал распространяться через сайт Академии как сетевое издание, дублирующее своим контентом содержание печатных выпусков журнала. Поскольку доступ к электронным публикациям был свободным, перспектива розничной продажи печатных номеров становилась совсем призрачной. В сложившейся ситуации Академия могла рассчитывать на прибыль исключительно от продажи книг собственного производства. В одном из номеров мы натолкнулись на любопытное, проливающее свет на особенности распространения «Вестника», сообщение: «При одновременном заказе книг "Профили танца" и "Игорь Бельский" бесплатно высылается "Библиографический указатель трудов В. М. Красовской" или два номера "Вестника" (по выбору)» [8, с. 229].

Отдельная тема для разговора о «Вестнике» — тема целевой функции журнала, производной от его целевой предназначенности. Исходя из названия, журнал изначально задумывался как новостное издание, призванное освещать актуальные моменты текущей жизни Школы, получившей импульс развития в связи с переходом в категорию высших ученых заведений Россий-

ской Федерации. Пожалуй, больше, чем русскоязычное название, латентный публицистический и где-то даже журналистский «настрой» издания отражает его переводное английское Bulletin of Vaganova Ballet Academy, в том смысле, что бюллетень — это «периодическое или продолжающееся издание, выходящее оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации» [9].

Оперативность, скорость распространения информации по каналам периодических печатных СМИ прямо пропорциональна частотности их выходов. Что касается «Вестника», то периодичность его выпусков изначально (один номер раз в два года с 1991 по 1995; один раз в год с 1997 по 2013) не соответствовала ожидавшейся и объявленной в 1991 году (2 или 4 раза в год, по возможности) [1]. Однако делать вывод о публицистическом или непублицистическом характере издания только по одному этому признаку было бы ошибкой. Необходимы более веские, существенные доказательства выдвигаемой нами гипотезы, и они есть. На протяжении всей истории «Вестника» постоянной и обязательной для издания была рубрика «Хроника» основных событий в жизни Академии, наполнявшаяся отчетами о текущей жизни Школы (гастрольных выступлениях и спектаклях, балетных конкурсах, экскурсионно-выставочной деятельности музея / Мемориального кабинета имени М. Х. Франгопуло), списками выпускников, репертуарами и другой подобной довольно специфической информацией, характерной для газетно-журнальной журналистики.

Многие преподаватели и сотрудники Академии, постоянно или эпизодически привлекавшиеся к работе над номерами «Вестника» в качестве составителей и (или) авторов, успешно освоили азы журнальной журналистики и правила редактирования, создания, сбора или подготовки сообщений и материалов для РИО в рамках трех — информационного, аналитического, художественно-публицистического — журналистских жанров.

К информационной публицистике, как известно, относятся заметки, интервью, отчеты, решения, обращения участников мероприятий, некрологи, репортажи. Их предостаточно в изданиях «Вестника» 1991-2013 годов. Публикации этой номинации объединяет событийный повод создания, например: заметки о III Международном балетном конкурсе «Ваганова -Prix»,

1995 (№ 5, 1997); некрологи в рубрике «Памяти ушедших» (№ 8, 2000); Решение участников Международного семинара «Методика А. Я. Вагановой...»,

1996 (№ 5, 1997); «Хроника 260 лет» Академии Русского балета (№ 7, 1999); поздравления юбилярам (№ 30, 2013); объявления о присвоении ученых званий педагогам (№ 6, 1997), о курсах повышения квалификации для балетных школ, о конференциях кафедр (№ 6,1997) и др.

Следующий крупный блок публикаций — публицистика или журналистская аналитика, близкая к научной: записи бесед, интервью с деятелями искусства

и культуры (напр.: интервью с А. И. Соколовой (№ 9, 2001)); статьи деятелей искусства и культуры в авторской редакции (напр.: Г. Т. Комлева «Репертуар и школа» (№ 9, 2001)); переводы статей и других материалов зарубежных периодических балетных изданий (напр.: Е. ван Дийк «Танец или театр жеста?» (№ 9, 2001)); рецензии на спектакли и концерты (напр.: О. И. Розанова «Гала-концерт с фейерверком» (№ 30, 2013)) и др.

Не менее показателен для «Вестника» художественно-публицистический жанр. Его представляют мемуары и воспоминания педагогов Академии разных лет, деятелей культуры и искусства (напр.: раздел «Прошлое и его уроки» (№ 1, 1991), А. П. Натарова «Из воспоминаний артистки» (№ 5, 1997)).

Публицистичностью первого десятилетия своего существования «Вестник» очень напоминает пользующийся большим спросом у артистов балетной сцены журнал «Балет» — флагманское издание отечественного балетоведения с момента его появления с согласия ЦК КПСС (в 1981 году журнал назывался «Советским балетом»). Не исключено, что какое-то время «Вестник» издавался, как говорится, с оглядкой на этот журнал. О том, кто входил в состав редколлегии последнего, как она работала и какими принципами руководствовалась, в Академии знали не понаслышке. (В свое время в редколлегию «Балета» входили и К. М. Сергеев, и А. А. Соколов-Каминский.) По свидетельству одного из членов редколлегии, В. В. Ванслова, курс на широкое освещение буквально всех сторон художественной жизни, касающихся искусства танца и балетного театра, был избран сознательно для привлечения максимально возможного числа читателей из сравнительно небольшой группы специалистов и гораздо большей группы любителей. «Разумеется, журнал должен был тогда откликаться на разные общественно-политические даты и освещать их в передовых статьях — без этого его просто закрыли бы. Но с 1990-х годов характер передовиц изменился: из них исчезла идеологизированность и политизированность, зато систематически стали ставиться и освещаться актуальные вопросы художественной жизни и творческой практики» [10].

Интересна оценка Вансловым профессиональных качеств всесоюзного издания. «Советский балет» был, если пользоваться современной терминологией, научно-популярным искусствоведческим изданием. В нем «...печатались статьи как более специального, так и популярного характера», и он «.представлял собою нечто среднее между "толстыми" и "тонкими" журналами.» Первые «.имели .серьезный, академический характер, печатали обстоятельные статьи . были рассчитаны прежде всего на специалистов», использовавших в профессиональном общении язык науки и профессии. «Вторые — менее объемные, главное внимание уделяли обзорам художественной жизни, творческим портретам артистов, рецензиям и разнообразным интервью и рассчитаны, конечно, тоже на профессионалов, но в первую очередь на публику, посе-

щающую театры и концертные залы, на широкие круги любителей искусства» [10]. Эти, вторые, были популярными, т. е. доступными, в том смысле, что излагали сложное в доступной для неспециалистов форме.

Представленные в «Вестнике» 1990-х годов материалы разнообразны. Каждый номер — это разнотемная полифония и разноголосица. В общем хоре время от времени раздаются громкие и сильные голоса исполнителей отдельных партий. Так, «партию»-рубрику «Балетная педагогика. Вопросы методики» в 5-9 номерах журнала чрезвычайно профессионально исполнили педагоги характерного, классического, дуэтного / дуэтно-классического танцев Академии (Н. Б. Тарасова, М. А. Грибанова, Л. Н. Сафронова, А. С. Хам-зин, В. С. Десницкий, Г. П. Янсон). В тематической рубрике «Балетный театр. История. Теория. Практика» свои навыки научной работы с первоисточниками (архивными и редкими материалами, рукописями и т. п.), высокий уровень обобщения событий и фактов продемонстрировали первые преподаватели кафедр, отвечающих за профессиональную подготовку бакалавров и магистрантов вуза, сторонние преподаватели и ученые (Г. А. Безуглая, Н. Л. Дунаева, А. Я. Шелест, Г. Н. Добровольская, Б. А. Илларионов и многие другие). Благодаря этим людям сам журнал стал заметным явлением в жизни Школы, а редакционно-издательская деятельность — социально значимой, полезной и потому ценимой руководством. Сказанное подтверждается фактом появления (в бытность И. Д. Бельского) в структуре общественных институтов Академии дополнительной к редколлегии структуры редакционно-издательского совета — общественного консультативного органа с широчайшими полномочиями: от разработки тематики издания в целом до обсуждения и утверждения материалов каждого конкретного номера. При этом основной объем работы над принятыми к опубликованию в журнале материалами с 1997 по 2000 год выполняли театровед И. Т. Губская, ученый секретарь Академии, балетный критик Б. А. Илларионов, театровед М. А. Ильичева, балетовед О. А. Федор-ченко, директор музея Академии М. Л. Вивьен.

Начало второй десятилетки «Вестника» совпало по времени с частичной сменой руководства Академии. В 2001 году к обязанностям художественного руководителя и куратора «Вестника» приступила заслуженная артистка России А. А. Асылмуратова, на должность заведующего РИО была назначена балетный критик Л. И. Абызова, подготовка очередных номеров журнала к выпуску была возложена на театроведа Т. Н. Горину. Событиями с далеко идущими для «Вестника» последствиями оказалось введение в штатное расписание вуза должности проректора по науке и назначение на эту должность В. М. Исакова. Он развернул активную научно-методологическую и административную деятельность по официальному закреплению в Уставе Академии статуса «нетипового образовательного учреждения». Данный статус — тип творческого вуза,

специализирующегося на сфере искусства и культуры, — давал право на проведение вступительных испытаний по собственным правилам Академии, на обучение воспитанников по индивидуальным учебным планам, на ускоренное обучение с учетом особенностей содержания и организации учебного процесса — одним словом, создавал максимально благоприятные условия для «художественного образования и эстетического воспитания граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств» [11].

Новые ориентиры, имевшие отношение к стратегии «модернизации» (В. М. Исаков) [12] вуза, частично скорректировали содержание научно-методической дискуссии преподавателей на страницах «Вестника»: в некоторой степени отвлекли внимание от традиционной для Школы методики преподавания хореографических дисциплин, направили усилия преподавателей / авторов на разработку учебно-методических материалов к интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования, новым направлениям подготовки бакалавров и магистров (напр., «Хореографическое искусство»), программ послевузовского профессионального образования.

Усилиями В. М. Исакова в 2004 году в Академии была открыта аспирантура по двум научным специальностям: педагогической — «Теория и методика обучения и воспитания (искусство балета, уровень профессионального образования)» и искусствоведческой — «Теория и история искусства», эффективность деятельности которой напрямую зависела от наличия в Академии специального печатного органа, представляющего результаты научно-исследовательской деятельности аспирантов. Так повестка аспирантуры актуализировала проблему «Вестника» как вида периодического издания. Аспирантам нужен был не просто научный журнал, но солидное и авторитетное издание с безупречной, с точки зрения Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ (далее — ВАК РФ), научной и издательской репутацией.

Около 2004 года перед штатными и внештатными сотрудниками научно-издательского отдела (бывшего РИО) была поставлена задача приведения формы «Вестника» в соответствие действующим в отношении него стандартам по информации, издательскому и библиотечному делу. Предстояло провести тотальную ревизию его характеристик, необходимых для издательского учета, распространения в книготорговой сети, библиотечной идентификации и статистического учета. Некоторые пункты этой обширной «Программы создания научного издания» были выполнены к 2010 году, часть позиций пришлось закрывать после 2014 года, т. е. после вступления в должность проректора по научной работе и развитию С. В. Лавровой (по совместительству руководителя РИО и главного редактора «Вестника»).

Основными итогами «технической» модернизации периодического издания на первом этапе реализации Программы стали:

- Внесение изменений в запись о регистрации журнала как СМИ в связи с частичным изменением наименования. Причину переименования нам установить не удалось, но с 2008 года «Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой» стал «Вестником Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой».

- Заключение в 2009 году Договора между Академией и Научной электронной библиотекой (НЭБ) о передаче последней права распространения / размещения электронных копий «Вестника» в ее базе данных, представленной в виде информационного ресурса сети Интернет (e-library.ru). Договором также предусматривалось размещение сведений о публикациях «Вестника» (Произведениях) в базе данных РИНЦ (Российского Индекса Научного Цитирования), аккумулирующей библиографическую информацию из ведущих научных журналов, извлеченную из текста статей, а также пристатейных ссылок (списков литературы). По этому договору НЭБ начинала вести учет и собирать статистику обращений пользователей к электронным изданиям «Вестника», переданным в ее базы данных.

- Установление договорных отношений между Академией и ЗАО «Роспечать» в связи с оказанием последним услуги по распространению «Вестника» по подписке.

- Регистрация «Вестника» в Международном центре ISSN (2009) и начало предоставления (2009) обязательных экземпляров тиражей «Вестника» в «Российскую книжную палату» Информационного телеграфного агентства России (ИТАР ТАСС).

- Начальная проработка правовых аспектов редакционной деятельности в форме рекомендаций («сведений») для авторов, с закреплением в этих документах права редакционного совета на экспертизу (рецензирование) и отклонение рукописей.

Любой издатель научного журнала сразу же увидит в последовательности вышеперечисленных действий научно-издательского отдела Академии их логику и замысел: вуз шел к заветной цели — включению «Вестника» в «Перечень ведущих рецензируемых изданий, для опубликования основных научных результатов диссертаций», — шаг за шагом набирая очки и баллы в виде показателей соответствия требованиям к журналам «списка ВАК РФ». В 2012 году, выполнив все оговоренные Решением президиума ВАК РФ № 8/13 «необходимые условия», «Вестник» впервые в своей истории удостоился чести войти в список высокорейтинговых «ваковских» научных изданий.

Впрочем, единожды достигнув столь высокого результата, расслабляться, как показали события следующей десятилетки, не стоило. Минобрнауки РФ регулярно пересматривал и ужесточал собственные требования к претендентам и успешно выдержавшим «испытание списком» научным периодическим изданиям Российской Федерации, ориентируясь в этой части своей деятельно-

сти на критерии оценки качества периодических научных изданий, выработанных международными информационными системами. К примеру, в 2014 году Минобранауки РФ потребовал от научных издательств определиться с контентом (по нормативу «до тех трех отраслей наук и/или до пяти групп научных работников согласно Номенклатуры научных специальностей») выпускаемых ими периодических изданий; составами редколлегий и/или редакционных советов (по нормативу «не менее восьми специалистов — кандидатов наук или докторов наук. из числа. работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу»); порядком рецензирования поступающих в редакцию материалов; периодичностью (не менее 8 выпусков за 2 года) [13]. Речь шла о реальном, а не формальном соответствии журналов «списка ВАК» стандартом российской и мировой науки. Бороться за качество «Вестника» с конца 2014 года предстояло новому составу редколлегии (13 кандидатов и 9 докторов наук), научному редактору, кандидату искусствоведения А. В. Константиновой, главному редактору, кандидату искусствоведения С. В. Лавровой.

Работа началась с разъяснения потенциальным и ранее публиковавшимся с публицистическими материалами авторам официальной позиции ВАК РФ о том, что основное содержание научного периодического издания должно представлять собой научные статьи, научные обзоры, научные рецензии и отзывы; с распространения знаний об издательских международных форматах и стандартах. Личным примером (собственными публикациями в «Вестнике») имеющие опыт презентации результатов своей научно-исследовательской деятельности в печатных СМИ члены редколлегии демонстрировали начинающим (и, к слову, продолжают демонстрировать сейчас) необходимое и ожидаемое редакцией качество научных статей на выходе.

В 2014 году в предельно сжатые сроки (с ноября по декабрь) научным редактором А. В. Константиновой впервые в истории «Вестника» было подготовлено к печати четыре (а не два, как обычно) номеров издания и таким образом выполнена поставленная Минобрнауки РФ задача увеличения периодичности выпусков журнала в год. По словам Анны Владимировны, порученный ей «объем и специфика "Вестника" были, как говорят в театре, "на преодоление"». Однако совместными усилиями с главным редактором С. В. Лавровой (в общей сложности за год было подготовлено 6 номеров) этот рывок был сделан: «Вечером 31 декабря я шла домой по улице Росси, окрыленная чувством исполненного долга и мистическим ощущением покровительства "гения места" — Агриппины Яковлевны Вагановой (с которой мы родились в один день, 26 июня)» (А. В. Константинова)1.

1 С согласия А. В. Константиновой цитируется фрагмент из неопубликованных материалов, подготовленных ею к 30-летию «Вестника».

В следующем, 2015 году, немало сил было потрачено на создание нормативной базы редакционно-издательского процесса (разработку редакционной политики, требований к рукописям, алгоритма рецензирования авторских материалов, процедуры передачи авторских прав), создание электронной базы данных авторов и подписчиков, апробацию и укоренение традиции проверки рукописей на заимствования с помощью программы «Антиплагиат». Как оказалось, все было не напрасно. Именно оперативная реакция редакции на указания свыше позволила журналу удержаться в списке ВАК РФ после очередного пересмотра списочного состава лучших научно-периодических изданий страны в 2015 году.

Как уже говорилось, курирующий деятельность ВАК Минобранауки РФ ежегодно пересматривает и обновляет Перечень рецензируемых периодических научных изданий России в рабочем порядке или в рамках широкой компании оптимизации. В 2017 году под «ваковскую» программу оптимизации был подведен мощный государственно-политический фундамент в виде стратегии расширения присутствия российских научных журналов в глобальных индексах цитирования Web of Science и Scopus [14]. На этот раз решение об оставлении в «списке» или исключении из него принималось Минобнау-ки РФ с учетом оценки независимыми экспертными организациями (главным образом Ассоциацией научных издателей и редакторов — АНРИ) потенциальных возможностей журналов привлечь к себе внимание мирового сообщества, достигнуть «читаемости» и «цитируемости» российских публикаций зарубежными учеными. Что касается «Вестника», то после рассмотрения его контента тремя экспертными советами ВАК РФ по философским, педагогическим наукам и искусствоведению редакции журнала было настоятельно рекомендовано отказаться от дальнейшей презентации материалов, соответствующих непрофильным ему отраслям науки (09.00.00 — Философские науки и 13.00.00 — Педагогические науки) и сконцентрировать все силы на главном направлении: 17.00.00 — Искусствоведение, объединяющем научные специальности 17.00.01 — Театральное искусство (искусствоведение), 17.00.02 — Музыкальное искусство (искусствоведение), 17.00.05 — Хореографическое искусство (искусствоведение), 17.00.09 — Теория и история искусства (искусствоведение)), в которых Академия, говоря словами поэта А. Галича, как «...и в области балета», «.впереди планеты всей».

Вуз устроило и решение ВАК РФ сохранить «Вестник» в «списке», и министерское вето на разработку общепедагогический проблематики, поскольку оба этих решения никоим образом не ущемляли интересы аспирантов Академии, обучавшихся по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» (искусство балета, уровень профессионального образования). Напротив, в рамках научной специальности 17.00.05 — «Хореографическое

искусство (искусствоведение)», они, в соответствии с ее Паспортом, получали исключительное право проводить (и, естественно, публиковать в «Вестнике» результаты) исследования по педагогике танцевальных дисциплин.

Тревоги и волнения 2017 года вместе с редакцией разделил ректор Академии Н. М Цискаридзе, чьи мысли о научной работе в Школе и о «Вестнике» созвучны некогда высказанным вслух А. Я. Вагановой: «Мы должны создать научно-исследовательский центр по хореографии и, в первую очередь, журнал по вопросам балетного искусства, на страницах которого мы имели бы возможность обсуждать и разрабатывать педагогические, творческие и исторические проблемы нашего искусства» (цит. по: [15, с. 61]).

Новая редакция журнала (главный редактор, доктор искусствоведения С. В. Лаврова, научный редактор, доктор культурологии Ю. О. Новик, редколлегия в составе 17 докторов и трех кандидатов наук) после 2017 года продолжила работу, направленную на повышение качества содержания, формата, языка и библиографической части статей. Для придания стройности контенту были разработаны постоянные тематические рубрики, отличающиеся универсализмом названий. Научным авторитетом и харизмой С. В. Лавровой к сотрудничеству с редакцией журнала было привлечено множество известных отечественных и зарубежных ученых-искусствоведов (в первую очередь музыкантов и музыковедов), профессура высшей школы вузов искусств, артисты сцены и художественные критики.

Если в первые годы переквалификации издания в научное редакция работала в условиях некоторого дефицита рукописей, то примерно к 2018 году редакция столкнулась с диаметрально противоположной проблемой: избытком предложений от желающих публиковаться в «Вестнике». Присмотревшись к тому, как справляются с указанной проблемой другие вузы, мы нашли выход из положения в автоматизации процессов подготовки научного контента (статей). В конце 2019 года Академия присоединилась к Национальному консорциуму российских организаций образования, науки, и культуры (библиотек, научно-исследовательских институтов, вузов и научных центров), обеспечивающих своей деятельностью доступ к авторитетной научной информации в электронной форме (в первую очередь, к базам статей научных журналов), после чего на договорной основе ООО «НЭИКОН ИСП» передало вузу право пользования своей цифровой разработкой — Программой управления деятельностью распределенной редакционной коллегии электронного издания. Тогда же «Вестник» «переехал» с сайта Академии на «нэиконовскую» платформу комплексной поддержки и повышения качества научных журналов Е1риЬ.

Программный комплекс редакционной системы не только заключил в единую сеть конечных пользователей (авторов, членов редакционной коллегии, рецензентов, главного и научного редакторов), но и обеспечил постоянную

и устойчивую связь между ними. Система позволяет буквально в режиме реального времени отслеживать поэтапное продвижение авторской рукописи от начала (отправки материалов) к финалу (опубликования в сети Интернет). Переход на работу в режиме удаленного доступа в 2019 году оказался своевременной мерой, так как обеспечил бесперебойную работу редакции в период пандемии короновируса и плановый выпуск номеров журнала в электронном виде.

Сегодня НЭИКОН представляет интересы Академии перед крупнейшими провайдерами и регистраторами научной информации, в частности, перед Crossref — официальным Агентством регистрации Цифровых Идентификаторов Объекта (DOI). В 2019 году с помощью инструментов Elpub редакция впервые закрепила за опубликованными в шести номерах «Вестника» статьями идентификаторы DOI от «Русского Агентства Цифровой Стандартизации» (РАЦС), создав прецедент для будущей цифровой индексации всех публикаций «Вестника» в глобальной сети Интернет. Благодаря DOI существенно упрощается поиск опубликованных в «Вестнике» авторских материалов отечественными и мировыми библиографическими службами, оценивающими журнал и его главного редактора по целому ряду специфических показателей. Сегодняшний рейтинг «Вестника» достаточно высок. Журнал занимает 18-ю рейтинговую позицию в списке из 54 отечественных научных журналов искусствоведческого профиля по рейтингу SCIENCE INDEX и имеет 0,208 им-пакт-фактор РИНЦ. Это прекрасный результат «Вестника» за последние 8 лет работы под руководством С. В. Лавровой.

Резюмируя сказанное, хочется еще раз акцентировать внимание на исходном тезисе наших рассуждений: «Вестник» всегда был и остается — даже после вхождения в научный перечень ВАК РФ, означающего формальное переподчинение Минобрнауки РФ, — необъемлемой частью Академии. Сегодня он представляет и отстаивает профессиональные интересы лучших умов вуза — высококвалифицированных (удостоенных ученых степеней и званий и претендующих на них) преподавателей, профессуры кафедр, снискавших народную славу и отмеченных высокими правительственными наградами и званиями работников культуры и искусства, научных работников, аспирантов, а также начинающих путь в науку магистрантов и бакалавров. Распространяя и популяризируя, как прежде, передовой опыт преподавателей Школы, «Вестник» в новых условиях жизни в цифровой научной среде формирует изнутри и создает снаружи вокруг знаменитой Вагановки научное сообщество знатоков искусства театра, музыки, хореографии и, конечно, балета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов-Каминский А. А. Это начиналось так... [Электронный ресурс]. URL: https:// vaganovaacademy.ru/index.php?id=1142 (дата обращения: 19.01.2022).

2. Содержание // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 1991. № 1. С. 3.

3. Сергеев К. М. Виват, Академия! // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 1991. № 1. С 6-8.

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 01.06.1991 № 304 о преобразовании Ленинградского Академического хореографического училища им. А. Я. Вагановой в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой Министерства культуры РСФСР. ГОУ ВПО [Электронный ресурс] URL: http://sbomik-zakonov.ru/270365. html (дата обращения: 19.01.2022).

5. Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 «Временное положение о государственном высшем учебном заведении в РСФСР» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901608283 (дата обращения: 19.01.2022).

6. Надиров Л. Н. Во имя здравого смысла // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 1993. № 2. С. 5-6.

7. Решение участников Международного семинара «Методика А. Я. Вагановой и современный учебный процесс» // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 1997. № 5. С. 19-24.

8. Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2009. № 9. С. 229.

9. ГОСТ 7.60-2003 СИБИД Издания. Основные виды [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200034382 (дата обращения: 19.01.2022).

10. Ванслов В. В. Балет. О журнале «Балет» // Ванслов В. В. О музыке и балете [Электронное издание]. URL: http://www.independent-academy.net/science/library/ vanslov_kniga/balet10.html (дата обращения: 01.02.2022).

11. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 28.02.2012) «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120330235140. pdf (дата обращения: 01.02.2022).

12. Исаков М. В. Особенности модернизации хореографического образования [Электронный ресурс]. URL: https://kzref.org/sbornik-dokladov-i-tezisov-moskva-2013-377378.html?page=4 (дата обращения: 01.02.2022).

13. Приказ Минобрнауки России от 25.07.2014 № 793 «Об утверждении правил формирования в уведомительном порядке перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук и требований к рецензируемым научным изданиям для включения в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание

ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-25072014-n-793/#100094 (дата обращения: 01.02.2022).

14. Кириллова О. В. Категории и критерии оценки российских журналов и программы их развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate. net/publication/286252040_Kategorii_i_kriterii_ocenki_rossijskih_zurnalov_i_ programmy_ih_razvitia (дата обращения: 01.02.2022).

15. Исаков В. М., Лебедева Г. К. Некоторые результаты работы аспирантуры Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и проблемы ее развития в условиях реформирования системы хореографического образования // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2009. № 2 (22). С. 59-64.

REFERENCES

1. Sokolov-Kaminskj A. A. I e*to nachinalos* tak... [E*lektronny*j resurs]. URL: https:// vaganovaacademy.ru/index.php?id=1142 (data obrashheniya: 19.01.2022).

2. Soderzhanie // Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoj. 1991. № 1. S. 3.

3. Sergeev K. M. Vivat, Akademiya! // Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoj. 1991. № 1. S. 6-8.

4. Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 01.06.1991 № 304 o preobrazovanii Leningradskogo Akademicheskogo xoreograficheskogo uchilishha im. A. Ya. Vaganovoj v Akademiyu russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoj Ministerstva kuFtury* RSFSR. GOU VPO [EMektronny^j resurs] URL: http://sbornik-zakonov.ru/270365.html (data obrashheniya: 19.01.2022).

5. Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 23 fevralya 1991 g. N 119 «Vremennoe polozhenie o gosudarstvennom vy*sshem uchebnom zavedenii v RSFSR» [EMektronny'j resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901608283 (data obrashheniya: 19.01.2022).

6. Nadirov L. N. Vo imya zdravogo smy*sla // Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoj. 1993. № 2. S. 5-6.

7. Reshenie uchastnikov Mezhdunarodnogo seminara «Metodika A. Ya. Vaganovoj i sovremenny*j uchebny*j process» // Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoj. 1997. № 5. S. 19-24.

8. Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoj. 2009. № 9. S. 229.

9. GOST 7.60-2003 SIBID Izdaniya. Osnovny*e vidy* [E*lektronny*j resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200034382 (data obrashheniya: 19.01.2022).

10. Vanslov V. V. Balet. O zhurnale «Balet» // Vanslov V. V. O muzy*ke i balete [E*lektronnoe izdanie]. URL: http://www.independent-academy.net/science/library/ vanslov_kniga/balet10.html (data obrashheniya: 01.02.2022).

11. Zakon RF ot 10.07.1992 N 3266-l(red. Ot 28.02.2012) «Ob obrazovanii» [E'lektronny'j resurs]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120330235140. pdf (data obrashheniya: 01.02.2022).

12. Isakov M. V. Osobennosti modernizacii xoreograficheskogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs]. URL: https://kzref.org/sbornik-dokladov-i-tezisov-moskva-2013-377378. html?page=4 (data obrashheniya: 01.02.2022).

13. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 25.07.2014 N 793 «Ob utverzhdenii pravil formirovaniya v uvedomiternom poryadke perechnya recenziruemy'x nauchny'x izdanij, v kotory'x dolzhny' by't' opublikovany' osnovny'e nauchny'e rezul'taty' dissertacij na soiskanie uchenoj stepeni kandidata nauk, na soiskanie uchenoj stepeni doktora nauk i trebovanij k recenziruemy'm nauchny'm izdaniyam dlya vklyucheniya v perechen' recenziruemy'x nauchny'x izdanij, v kotory'x dolzhny' by't' opublikovany' osnovny'e nauchny'e rezul'taty' dissertacij na soiskanie uchenoj stepeni kandidata nauk, na soiskanie uchenoj stepeni doktora nauk» [E'lektronny'j resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-25072014-n-793/#100094 (data obrashheniya: 01.02.2022).

14. Kirillova O. V. Kategorii i kriterii ocenki rossijskix zhurnalov i programmy' ix razvitiya [E'lektronny'j resurs] URL: https://www.researchgate.net/publication/286252040_ Kategorii_i_kriterii_ocenki_rossijskih_zurnalov_i_programmy_ih_razvitia (data obrashheniya: 01.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Isakov V. M., Lebedeva G. K. Nekotory'e rezul'taty' raboty' aspirantury' Akademii Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoj i problemy' ee razvitiya v usloviyax reformirovaniya sistemy' xoreograficheskogo obrazovaniya // Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoj. 2009. № 2 (22). S. 59-64.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Новик Ю. О. — д-р культурологии, доц.; yulianvk@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Novik Yu. O. — Dr. Habil. (Cultural Studies), Ass. Prof.; yulianvk@gmail.com Orchid ID: 0000-0002-6953-4452 Researcher ID: AAC-3132-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.