Научная статья на тему 'Вещные права организационных структур общественных объединений, их ассоциаций (союзов)'

Вещные права организационных структур общественных объединений, их ассоциаций (союзов) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЩНЫЕ ПРАВА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА В ЗНАЧЕНИИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ / АССОЦИАЦИЯ (СОЮЗ) / ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ / THING RIGHTS / ORGANIZATIONAL STRUCTURE WITHIN THE MEANING OF A STRUCTURAL UNIT / PUBLIC ASSOCIATION / PROFESSIONAL UNION / ASSOCIATION (UNION) / FEDERATION OF TRADE UNIONS OF BELARUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гладкая Екатерина Николаевна

В статье на примере Федерации профсоюзов Беларуси и входящих в нее профессиональных союзов проведено исследование, направленное на установление правового статуса организационных структур общественных объединений, их ассоциаций (союзов), с целью последующего определения вещного права, на котором такие организационные структуры могут владеть предоставленным им имуществом. Результаты исследования позволили внести предложения по упорядочиванию организационной структуры Федерации профсоюзов Беларуси в целом и отраслевых профессиональных союзов в частности, а также решить проблему вещных прав их организационных структур. На основании полученных результатов предложено внести ряд изменений в законодательство Республики Беларусь, а также отдельные локальные правовые акты юридических лиц, на примере которых было проведено исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гладкая Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THING RIGHTS OF ORGANIZATIONAL STRUCTURES OF PUBLIC ASSOCIATIONS, THEIR ASSOCIATIONS (UNIONS)

In the article, based on the example of the Federation of Trade Unions of Belarus and its member trade unions, a study was conducted aimed at establishing the legal status of the organizational structures of public associations, their associations (unions), with the aim of subsequently determining property law on which such organizational structures can own the property granted to them. The results of the study made it possible to make proposals for streamlining the organizational structure of the Federation of Trade Unions of Belarus in general and industry-specific trade unions in particular, as well as to solve the problem of property rights of their organizational structures. Based on the results obtained, it was proposed to introduce a number of amendments to the current legislation of the Republic of Belarus, as well as certain local legal acts of legal entities, on the example of which a study was conducted.

Текст научной работы на тему «Вещные права организационных структур общественных объединений, их ассоциаций (союзов)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.22

Гладкая Е.Н., Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» (Беларусь)

ВЕЩНЫЕ ПРАВА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИХ АССОЦИАЦИЙ (СОЮЗОВ)

В статье на примере Федерации профсоюзов Беларуси и входящих в нее профессиональных союзов проведено исследование, направленное на установление правового статуса организационных структур общественных объединений, их ассоциаций (союзов), с целью последующего определения вещного права, на котором такие организационные структуры могут владеть предоставленным им имуществом. Результаты исследования позволили внести предложения по упорядочиванию организационной структуры Федерации профсоюзов Беларуси в целом и отраслевых профессиональных союзов в частности, а также решить проблему вещных прав их организационных структур. На основании полученных результатов предложено внести ряд изменений в законодательство Республики Беларусь, а также отдельные локальные правовые акты юридических лиц, на примере которых было проведено исследование.

Ключевые слова: вещные права, организационная структура в значении структурного подразделения, общественное объединение, профессиональный союз, ассоциация (союз), Федерация профсоюзов Беларуси.

Общественные объединения, ассоциации (союзы) имеют сложное внутреннее устройство, что обусловлено целями и задачами их деятельности. Это послужило основанием для введения в использование понятий «организационная структура общественного объединения», «организационная структура ассоциации (союза)». Вместе с этим, содержание данного понятия в законодательстве Республики Беларусь раскрыто недостаточно. Вследствие чего в юридической литературе возникают отдельные споры по поводу определения его значения, а также возможности применения в отношении структурных подразделений юридических лиц. По мнению И. А. Маньковского, В. В. Вабище-вич «<...> термином «организационная структура» <...> обозначают документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений организации», а, значит, указанный термин «<...> не может применяться в отношении обособленных структурных подразделений юридического лица <...>» [7, с. 47]. Е. В. Гадлевская также обращает внимание на несовершенство исследуемого понятия, поскольку его применение не позволяет в достаточной степени определить правовой статус «организационных структур» общественного объединения [8].

Принимая во внимание приведенные точки зрения, следует отметить, что, исполь-

зование понятия «организационная структура общественного объединения» не позволяет разделить такие термины, как «организационная структура юридического лица», т. е. его внутреннее строение, и «структурное подразделение юридического лица» - отдельно взятый элемент этой структуры, что ведет к смешению указанных терминов. Кроме того, неоднозначное толкование данного понятия в законодательстве Республики Беларусь послужило основанием для наделения по существу равных субъектов гражданских прав разным правовым статусом. Речь идет об организационных структурах отдельных видов общественных объединений. Предпосылкой к этому, в частности, стало отсутствие должного правового регулирования данного вопроса в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее - ГК Беларуси) [1], а также положения ч. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях) [2] о нераспространении его действия на политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, иные общественные формирования, порядок создания и деятельности которых устанавливается соответствующими

нормативными правовыми актами.

Так, согласно п. 20 Инструкции о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией профессиональных союзов, а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационных структур, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 августа 2005 г. № 48 «Об утверждении нормативных правовых актов по вопросам оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета организационных структур профессиональных союзов» (далее - Инструкция о порядке государственной регистрации профессиональных союзов и их организационных структур) [3], организационные структуры профсоюзов, наделенные в соответствии с уставами профсоюзов правами юридического лица, подлежат государственной регистрации. В ходе такой регистрации заявителем в регистрирующий орган подается пакет документов, в состав которого входит заявление о государственной регистрации организационной структуры. Форма такого заявления содержится в Приложении 8 к Постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации профессиональных союзов и их организационных структур. В соответствии с указанной формой, в заявлении указываются только основания, при наличии которых организационная структура профессионального союза наделяется правами юридического лица. Поскольку, в этом случае сложно определить, какими именно правами юридического лица наделяется названное образование, регистрирующий орган все чаще требует включать в заявление перечень таких прав. Причиной тому служит отсутствие каких-либо предписаний на этот счет в положениях самой Инструкции о порядке государственной регистрации про-

фессиональных союзов и их организационных структур. Содержание понятия организационных структур, не наделенных правами юридического лица, в указанном нормативном правовом акте тоже не установлено. Таким образом, Инструкцией о порядке государственной регистрации профессиональных союзов и их организационных структур, в обход положений Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-ХП «О профессиональных союзах» (далее - Закон о профсоюзах) [4], было изменено правовое положение организационных структур профсоюзов и введено их деление по основанию наличия, либо отсутствия у них прав юридического лица. При этом объем правоспособности названных организационных структур определен не был. Все это затрудняет решение проблемы, связанной с определением правового статуса организационных структур профсоюзов, в том числе, в области вещных правоотношений.

Нужно признать, что такого рода проблема характерна не только для организационных структур профсоюзов. Правовое положение организационных структур иных видов общественных объединений, наделенных и не наделенных правами юридического лица, в законодательстве также строго не определено. Так, основные положения о правовом статусе организационных структур общественных объединений содержатся в нормах ст. 21 Закона об общественных объединениях. В соответствии с ними, организационные структуры общественного объединения, наделенные правами юридического лица, имеют отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет, а также могут иметь иные счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях. Собственником имущества, находящегося у организационных структур общественного объединения, является само общественное объединение. Организационные структуры общественного объединения вправе распоряжаться имуществом общественного объединения в пределах, определяемых уставом этого общественного объединения. Впоследствии, несмотря на содержание ч. 4 ст. 1 Закона об общественных объединениях, эти положения были использованы в нормативных правовых актах,

регулирующих деятельность отдельных видов общественных объединений.

На основании ст. 7 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-З «О республиканских государственно-общественных объединениях» (далее - Закон о республиканских государственно-общественных объединениях) [5], организационная структура, наделенная правами юридического лица, имеет отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет, а также может иметь иные счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях. Такая организационная структура не отвечает по обязательствам создавшего ее республиканского государственно-общественного объединения, тогда как республиканское государственно-общественное объединение отвечает по обязательствам названной организационной структуры в полном объеме, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. Кроме того, любая организационная структура республиканского государственно-общественного объединения имеет свое наименование, содержащее указание на наименование республиканского государственно-общественного объединения и на то, что она является его организационной структурой. В силу ч. 2 ст. 11 Закона о республиканских государственно-общественных объединениях, собственниками имущества, находящегося у организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, являются республиканские государственно-общественные объединения. Пределы распоряжения организационными структурами имуществом республиканских государственно-общественных объединений определяются их уставами, законодательством, положениями об этих организационных структурах и договорами, участниками которых являются республиканские государственно-общественные объединения. Необходимо подчеркнуть, что вещное право, на основании которого имущество республиканского государственно-общественного объединения находится у его организационной структуры, на законодательном уровне определено только в отношении организационной структуры, созданной в виде юридического лица. Так, согласно п. 3 ст. 277 ГК Беларуси, имущество

республиканского государственно-общественного объединения, закрепленное за его организационными структурами в виде юридического лица, принадлежит им на праве оперативного управления, если иное не предусмотрено уставом республиканского государственно-общественного объединения. Объем правомочий иных видов организационных структур республиканских государственно-общественных объединений относительно имущества, находящегося в их ведении, определяется самим собственником.

Исходя из положений ст. 22 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII «О политических партиях» (далее - Закон о политических партиях) [6], организационные структуры названных организаций, наделенные правами юридического лица, имеют отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет, а также могут иметь иные счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. Собственником имущества, находящегося у организационных структур политической партии, вне зависимости от их вида, является политическая партия. Организационные структуры политической партии вправе распоряжаться ее имуществом в пределах, определяемых уставом этой политической партии. Название организационной структуры политической партии должно содержать указание на название политической партии, структурным подразделением которой она является (ст. 14 Закона о политических партиях). Кроме этого, ст. 12 указанного Закона предусматривает право организационных структур данного вида некоммерческих организаций образовывать иные органы, необходимые для осуществления уставной деятельности.

Из сказанного следует, что законодательство об общественных объединениях Республики Беларусь частично определяет только правоспособность организационных структур, наделенных правами юридического лица. Содержание правоспособности организационных структур, не наделенных правами юридического лица, устанавливается в каждом случае отдельно, в зависимости от вида общественного объединения и, как правило, на уровне их учредительных до-

кументов. Наряду с этим, отсутствие в ГК Беларуси норм, позволяющих определить правовой статус организационных структур общественных объединений и их видов, делает деятельность таких организаций практически саморегулируемой. В результате этого в гражданском обороте участвуют по существу равные субъекты, но имеющие разный объем правоспособности. В большей степени, такого рода проблема характерна для организационных структур профессиональных союзов, что обусловлено высокой численностью таких общественных объединений и многоуровневой структурой Федерации профсоюзов Беларуси (далее - ФПБ).

На основании п. 25 Устава ФПБ, организационные структуры профсоюзов делятся на организационные структуры ФПБ и организационные структуры ее членских организаций. Организационные структуры ФПБ представляют собой объединения профсоюзов, которые создаются Президиумом Совета ФПБ для координации действий членских организаций и их организационных структур на областном, городском, районном, региональном уровнях. Опираясь на положения данного пункта, можно сделать вывод о том, что организационными структурами ФПБ являются областные, городские, районные объединения профсоюзов, а также объединения профсоюзов на региональном уровне.

Понятия организационных структур членских организаций в Уставе ФПБ не закреплено. Вместе с этим, согласно п. 15 Устава ФПБ, членами ФПБ могут быть республиканские отраслевые, территориальные и местные профессиональные союзы, объединения профсоюзов. В силу п. 22 Устава ФПБ, в систему ФПБ также входят ассоциированные члены ФПБ - организации, созданные на основе собственности ФПБ для достижения ее уставных целей. Однако кем из перечисленных субъектов могут создаваться организационные структуры, в Уставе ФПБ не уточняется. Между тем, в соответствии с п. 38.8 Устава ФПБ, Президиум Совета ФПБ для координации действий организационных структур (структурных подразделений) отраслевых профсоюзов создает территориальные (областные, городские, районные) объединения профсоюзов и иные организационные структуры (структурные подразделения), а также

необходимые рабочие органы. Таким образом, под организационными структурами членских организаций следует понимать организационные структуры отраслевых профсоюзов. Кроме этого, содержание приведенного пункта указывает на то, что организационные структуры обоих видов необходимо рассматривать в качестве структурных подразделений юридического лица, их создавшего (ФПБ или отраслевого профсоюза).

Полномочия организационных структур ФПБ определяются Уставом ФПБ, Положениями, утверждаемыми Президиумом Совета ФПБ, и законодательством Республики Беларусь. Признаки организационных структур ФПБ нашли свое отражение в п. 3 Устава ФПБ. Согласно ему, организационные структуры ФПБ наделены правами юридического лица, имеют свои наименования, печати, штампы, счета в кредитно-финансовых учреждениях, единую символику, зарегистрированную в установленном законодательством порядке, смету (самостоятельный баланс). При этом следует учитывать, что руководство их деятельностью осуществляет Президиум Совета ФПБ (п. 37 Устава ФПБ). В частности, обязанность по организации работы организационных структур ФПБ возложена на Председателя ФПБ и его заместителей (п. 43 Устава ФПБ). По этой причине деятельность организационных структур ФПБ не носит самостоятельного характера.

Относительно правового положения организационных структур членских организаций в Уставе ФПБ сказано немного. В соответствии с п. 38.6 Устава ФПБ, Президиум Совета ФПБ разрабатывает и устанавливает структуру организационных структур членских организаций ФПБ на республиканском, областном, городском и районном уровнях; систему и условия оплаты труда, обязательные для всех организационных структур членских организаций. Совет ФПБ рассматривает и утверждает размер и порядок уплаты членских и других взносов, необходимых для финансирования деятельности организационных структур членских организаций ФПБ (п. 36.5 Устава ФПБ). Кроме этого, как указывалось выше, для координации их деятельности Президиумом Совета ФПБ создаются организационные структуры ФПБ. Полагаем, что не-

значительное количество положений об организационных структурах членских организаций в Уставе ФПБ объясняется тем, что данные вопросы урегулированы на уровне их учредительных документов.

Исследование учредительных документов отдельных видов отраслевых профсоюзов показало, что в настоящее время единый подход к определению правового статуса их организационных структур не сформировался. Причин тому нам видится несколько: сложная организационная структура отраслевых профсоюзов; объективная необходимость рандом-ного предоставления большого перечня прав отдельным видам их организационных структур; несоответствие объема предоставленных правомочий организационным структурам с правами юридического лица их правовому положению. Устранению указанных причин препятствует одновременное приравнивание организационных структур профсоюза к структурным подразделениям юридического лица и предоставление возможности наделения их правами юридического лица. Вместе с тем, поскольку в гражданском законодательстве Республики Беларусь не используются такие понятия, как «организационная структура, наделенная правами юридического лица» и «организационная структура, не наделенная правами юридического лица», возникают проблемы в ходе толкования данных понятий. В частности, не установлено, какой объем прав юридического лица приобретает организационная структура профсоюза, в случае наделения ее таким правовым статусом. Результаты исследования показали, что к решению данного вопроса в отраслевых профсоюзах подходят по-разному. Согласно п. 135 Устава Белорусского профессионального союза работников государственных и других учреждений (далее - Устав Профсоюза работников госучреждений), организационная структура профсоюза с правами юридического лица по объему предоставленных ей правомочий не отличается от организации, имеющей статус юридического лица. В сущности, то же самое следует из учредительного документа Белорусского профессионального союза работников образования и науки (п. 48 - 72) (далее - Устав Профсоюза работников образования и науки). В Уставе Белорусского профессионального со-

юза работников агропромышленного комплекса (далее - Устав Профсоюза работников АПК) понятия «юридическое лицо» и «организационная структура, наделенная правами юридического лица» не разделяются (п. 4, п. 37-38). Профсоюз, и его организационные структуры признаются юридическими лицами, несмотря на закрепленное в Уставе право профсоюза наделять организационную структуру правами юридического лица. Полагаем, что такой подход послужил основанием для предоставления в собственность имущества организационным структурам данного профсоюза (п. 97). Прямо противоположные положения нашли свое отражение в Уставе Белорусского профессионального союза работников здравоохранения (далее - Устав Профсоюза работников здравоохранения). Согласно ему, и сам профсоюз, и его организационные структуры только обладают правами юридического лица (п. 3). При этом вещные права последних в учредительном документе прямо не определены и лишь косвенно вытекают из отдельных его положений. Допускаем, что описанная выше ситуация по определению правового статуса организационных структур, характерна и для других видов отраслевых профсоюзов.

Обобщив сказанное, отметим, что, несмотря на разные подходы к определению правового статуса организационных структур названных отраслевых профсоюзов, очевидна общая тенденция по приравниванию отдельных из них к юридическим лицам. Такими организационными структурами являются организационные структуры профсоюзов с правами юридического лица. Это, на первый взгляд, делает применение самой конструкции «организационная структура профсоюза с правами юридического лица» бессмысленным, поскольку, в соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах, за организационными структурами данных организаций и так закреплен правовой статус юридического лица. Между тем, наряду с организационными структурами, наделенными правами юридического лица, уставами отраслевых профсоюзов разрешено создание организационных структур, у которых такие права отсутствуют. Думается, что закрепление возможности их создания было вызвано объективными причинами. К таким причинам, по

нашему разумению, можно отнести незначительное число членов организационной структуры, ограниченный круг ее правомочий, отсутствие закрепленного за ней имущества. Таким образом, на практике создавать организационную структуру профсоюза со статусом юридического лица не всегда целесообразно. Деление организационных структур профсоюза по основанию наличия у них прав юридического лица помогает разграничить их правоспособность для целей гражданского оборота.

Обратим внимание, что учредительные документы отраслевых профсоюзов, как правило, не содержат строгих предписаний относительно того, какие организационные структуры могут наделяться правами юридического лица, а какие нет. Решение данного вопроса остается за высшими профсоюзными органами. Вместе с тем, исследование учредительных документов отдельных отраслевых профсоюзов показало, что преимущественно правами юридического лица наделяются территориальные организационные структуры профсоюза и объединенные отраслевые профсоюзные организации. Первичные организации профсоюзов и их объединения могут наделяться правами юридического лица. В отношении организационных структур первичных организаций профсоюзов, - цеховых организаций, профсоюзных групп, секций, в уставах профсоюзов либо прямо предусмотрено, что они не наделяются правами юридического лица, либо этот вопрос не рассматривается вовсе. Учитывая, что подобные образования представляют собой низшее звено в организационной структуре отраслевого профсоюза, полагаем, что наделение их правами юридического лица было бы излишним.

Понимая объективную невозможность признания за всеми видами организационных структур отраслевого профсоюза правового статуса юридического лица, как того требует ст. 2 Закона о профсоюзах, следует отметить, что в настоящее время наделение их правами юридического лица носит беспорядочный характер. В первую очередь, это связано с тем, что решение данного вопроса отдано под юрисдикцию высших органов отраслевого профсоюза. Тогда как, по нашему мнению, он должен быть урегулирован на уровне Закона о профсоюзах.

Согласно п. 1 ст. 44 ГК Беларуси, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом. Принимая во внимание положения исследованных нами учредительных документов отраслевых профсоюзов, необходимо отметить, что ни одна организационная структура с правами юридического лица отраслевого профсоюза не наделена всеми признаками юридического лица. Как правило, они имеют организационное единство и выступают в гражданском обороте и суде от собственного имени (п. 4 Устава Профсоюза работников АПК, частично п. 49 Устава Профсоюза работников образования и науки). О несении организационными структурами самостоятельной имущественной ответственности по своим обязательствам не сказано ни в одном из уставов отраслевых профсоюзов, изученных нами в рамках настоящего исследования.

Наличие у юридического лица обособленного имущества следует признать одним из основополагающих его признаков. Отсутствие такого имущества не позволило бы ему в полной мере выступать в качестве субъекта гражданского оборота. Поскольку из большинства изученных нами учредительных документов отраслевых профсоюзов следует, что организационные структуры профсоюза с правами юридического лица приравниваются к юридическим лицам, считаем, что они обязаны отвечать данному признаку. Между тем, о наличии обособленного имущества у такого вида организационных структур профсоюза прямо указано только в Уставе Профсоюза работников госучреждений (п. 136) и Уставе Профсоюза работников образования и науки (п. 103). В силу указанных пунктов, данное имущество находится у них на праве оперативного управления. Право собственности на имущество, приобретенное

такими организационными структурами, возникает у профсоюза.

Вещные права организационных структур с правами юридического лица иных отраслевых профсоюзов до конца не установлены. Так, на основании полученных нами результатов исследования можно заключить, что оставшиеся в распоряжении организационных структур профсоюза членские взносы, а также приобретенное за счет них другое имущество, может рассматриваться в качестве их собственности. На это указывает содержание п. 97 Устава Профсоюза работников АПК, п. 81, 82 Устава Профсоюза работников здравоохранения. При этом распоряжение организационными структурами этим имуществом ограничено сметой доходов и расходов. Обратим внимание, что в содержании указанных пунктов речь идет об организационных структурах профсоюза вообще. Таким образом, в приведенных учредительных документах вещные права организационных структур с правами юридического лица не определены или им предоставляются равные права с другими организационными структурами профсоюза. Последнее, на наш взгляд, в корне не соответствует гражданскому законодательству Республики Беларусь.

Принимая во внимание сказанное, мы пришли к следующим выводам. Проблема определения правового статуса организационных структур отраслевых профессиональных союзов обусловлена рядом факторов. К ним следует отнести: невозможность применения на практике положений ч. 5 ст. 2 Закона о профсоюзах ко всем видам организационных структур профессиональных союзов; введение их деления на наделенные и не наделенные правами юридического лица; предоставление права профессиональным союзам самим решать вопрос о наделении или не наделении своих организационных структур правами юридического лица; отсутствие законодательно закрепленного понятия «организационная структура профессионального союза».

На наш взгляд, в организационной структуре профессионального союза не может существовать субъектов с правами юридического лица или имеющих правовой статус юридического лица. По этой причине, в решении обозначенной проблемы нам представля-

ется необходимым исходить из значения организационных структур отраслевых профессиональных союзов, которым они наделены на основании их учредительных документов. Другими словами, рассматривать данные образования в качестве структурных подразделений отраслевых профессиональных союзов - элементов их организационной структуры. Кроме того, следует учитывать деление организационных структур отраслевых профессиональных союзов на территориальные, объединенные отраслевые и первичные профсоюзные организации. Поскольку в зависимости от их вида должен определяться вид структурного подразделения, к которому может быть отнесена та или иная организационная структура отраслевого профессионального союза. Так, по нашему мнению, территориальные и объединенные отраслевые профсоюзные организации могут быть приравнены к филиалам - обособленным подразделениям юридического лица. В таком случае первичные профсоюзные организации приобретут статус их структурных подразделений. Цеховые (профсоюзные) организации и профсоюзные группы соответственно станут структурными подразделениями первичных профсоюзных организаций. Подобное деление организационных структур профессиональных союзов нивелирует необходимость их дифференциации на наделенные и не наделенные правами юридического лица. Потому как, на основании п. 3 ст. 51 ГК Беларуси, филиал не является юридическим лицом. Вместе с тем, он наделяется имуществом создавшего его юридического лица, которое учитывается отдельно на балансе последнего. Вследствие этого, филиал не относится к субъектам вещных прав, поскольку имущество остается во владении юридического лица. Таким образом, внесенное нами предложение о приравнивании территориальных и объединенных отраслевых профсоюзных организаций к филиалам позволит решить еще одну проблему - проблему вещных прав организационных структур отраслевого профессионального союза. В связи с тем, что ст. 51 ГК Беларуси не предусматривает возможности закрепления за филиалами, а тем более за его структурными подразделениями, имущества на вещных правах, в качестве субъекта данных прав сможет

выступать только отраслевой профессиональный союз.

Относительно организационных структур ФПБ отметим следующее. Как указывалось ранее, под ними необходимо понимать объединения профессиональных союзов различных уровней (п. 1, п. 25 Устава ФПБ). Наряду с этим указанные объединения признаются членами ФПБ (п. 15 Устава ФПБ). Отнесение их к членам ФПБ предполагает наличие у них правового статуса юридического лица. Это связано с тем, что ФПБ с точки зрения гражданского права представляет собой ассоциацию (союз), членами которой, принимая во внимание ее вид, могут быть только юридические лица, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли (некоммерческие организации). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица (п. 3 ст. 121 ГК Беларуси). Учитывая сказанное, мы приходим к выводу о том, что объединения профессиональных союзов, будучи членами ФПБ, не могут входить в ее организационную структуру. По этой причине, понятие «организационные структуры» к ним не применимо.

Вместе с тем, согласно данным с портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь, на 1 января 2020 г. в качестве юридического лица зарегистрировано только одно объединение профсоюзов из числа членов ФПБ - Гомельское областное объединение профсоюзов [9]. Информации по другим объединениям профессиональных союзов ФПБ в базе данных Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нет. В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке государственной регистрации профессиональных союзов и их организационных структур, государственной регистрации подлежат ассоциации (союзы) республиканских, территориальных профессиональных союзов, а также профсоюзов в организациях. Таким образом, все объединения профессиональных союзов - члены ФПБ должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица. Отсутствие такой регистрации следует при-

знать нарушением требований законодательства Республики Беларусь. Объединение профессиональных союзов, не имеющее правового статуса юридического лица, не может выступать в роли члена ФПБ. Кроме того, это влечет за собой ряд иных правовых последствий. Так, в случае если объединение профессионального союза не является юридическим лицом, оно не вправе владеть имуществом на праве собственности. Это значит, что такие объединения должны быть исключены из числа собственников, определенных в п. 2 Положения о собственности профсоюзов, входящих в ФПБ.

Для приведения положений Устава ФПБ об объединениях профессиональных союзов в соответствие с требованиями законодательства Республики Беларусь необходимо: исключить из п. 1, п. 25 упоминание об объединениях профессиональных союзов как об организационных структурах ФПБ; осуществить в установленном порядке государственную регистрацию тех объединений профессиональных союзов, в отношении которых она не была проведена. Внесенные нами предложения направлены на исключение двойственности при определении правового положения объединений профессиональных союзов. Их реализация позволит сохранить за ними правовой статус членов ФПБ, а, значит, и собственников имущества, находящегося в их владении.

Подводя итог вышесказанному, отметим следующее. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что наметившееся тенденция по приравниванию организационных структур общественных объединений к юридическим лицам, в том числе путем наделения правами юридического лица, себя не оправдывает, а недостатки в определении правового статуса организационных структур ассоциаций (союзов) общественных объединений порождают значительное количество вопросов в ходе правоприменения. В связи с этим, мы предлагаем: отказаться от деления организационных структур профессиональных союзов на наделенные и не наделенные правами юридического лица; закрепить за территориальными и объединенными отраслевыми профсоюзными организациями правовой статус

филиалов; признать первичные профсоюзные организации структурными подразделениями филиалов профессионального союза, а цеховые (профсоюзные) организации и профсоюзные группы - структурными подразделениями первичных профсоюзных организаций; изложить ч. 5 ст. 2 Закона о профсоюзах в следующей редакции: «Профсоюзы (объединения профсоюзов) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами являются юридическими лицами. Территориальные и объединенные отраслевые профсоюзные организации - филиалами. Первичные профсоюзные организации представляют собой структурные подразделения филиалов профсоюза. Цеховые (профсоюзные) организации и профсоюзные группы могут создаваться в первичных профсоюзных организациях и относятся к их структурным подразделениям»; установить, что объединения профессиональных союзов не являются организационными структурами ФПБ. По отношению к ним следует использовать только понятие «член ФПБ», внести соответствующие изменения в п. 1, п. 25 Устава

ФПБ; во исполнение требований ч. 5 ст. 2 Закона о профсоюзах, провести в установленном порядке государственную регистрацию объединений профессиональных союзов, не имеющих правового статуса юридического лица; отказаться от наделения организационных структур профессионального союза вещными правами на закрепленное за ними имущество. Единственным субъектом вещных прав в организационной структуре профессионального союза признать сам профсоюз. Имущество, в том числе приобретаемое организационными структурами профессионального союза, рассматривать в качестве собственности профессионального союза; привести учредительные документы отраслевых профессиональных союзов в соответствие с предложенными нами изменениями. Полагаем, что внесенные нами предложения могут быть использованы для уточнения правового статуса организационных структур иных видов общественных объединений, что позволит достичь единообразия в правовом регулировании деятельности по существу равных субъектов гражданских прав.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (ред. от 04.05.2019 г.) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь (дата обращения: 12.12.2019).

2. Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 г. № 3254-ХП (ред. от 04.11.2013) «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь (дата обращения: 10.01.2020).

3. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.08.2005 г. № 48 «Об утверждении нормативных правовых актов по вопросам оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета организационных структур профессиональных союзов» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь (дата обращения: 10.01.2020).

4. Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 г. № 1605-ХП «О профессиональных союзах» (ред. от 13.07.2016 г.) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь (дата обращения: 10.01.2020).

5. Закон Республики Беларусь от 19.07.2006 г. № 150-З «О республиканских государственно-общественных объединениях» (ред. от 04.01.2014 г.) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь (дата обращения: 13.01.2020).

6. Закон Республики Беларусь от 05.10.1994 г. № 3266-ХП «О политических партиях» (ред. от 04.06.2015 г.) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь (дата обращения: 13.01.2020).

7. Маньковский И.А., Вабищевич С.С. Профсоюзные организации как субъекты вещного

права в условиях цифровизации белорусской экономики // Актуальные проблемы гражданского права. Минск. 2018. № 2 (12). С. 36-56.

8. Гадлевская Е.В. Общественные объединения: организационная структура, органы управления, название и символика, членство [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь (дата обращения:

12.12.2019).

9. Поиск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в базе данных Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс]. URL: http://egr.gov.by/egrn/index.jsp?content=Find (дата обращения:

24.02.2020).

THING RIGHTS OF ORGANIZATIONAL STRUCTURES OF PUBLIC ASSOCIATIONS,

THEIR ASSOCIATIONS (UNIONS)

In the article, based on the example of the Federation of Trade Unions of Belarus and its member trade unions, a study was conducted aimed at establishing the legal status of the organizational structures of public associations, their associations (unions), with the aim of subsequently determining property law on which such organizational structures can own the property granted to them. The results of the study made it possible to make proposals for streamlining the organizational structure of the Federation of Trade Unions of Belarus in general and industry-specific trade unions in particular, as well as to solve the problem of property rights of their organizational structures. Based on the results obtained, it was proposed to introduce a number of amendments to the current legislation of the Republic of Belarus, as well as certain local legal acts of legal entities, on the example of which a study was conducted.

Keywords: thing rights, organizational structure within the meaning of a structural unit, public association, professional union, association (union), Federation of Trade Unions of Belarus.

References

1. Grazhdanskiy kodeks Respubliki Belarus ot 07.12.1998 g. # 218-Z (red. ot 04.05.2019 g.) [Elektronnyiy resurs]. KonsultantPlyus. Belarus / OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus (data obrascheniya: 12.12.2019).

2. Zakon Respubliki Belarus ot 04.10.1994 g. # 3254-XII (red. ot 04.11.2013) «Ob obschestven-nyih ob'edineniyah» [Elektronnyiy resurs]. KonsultantPlyus. Belarus / OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus (data obrascheniya: 10.01.2020).

3. Postanovlenie Ministerstva yustitsii Respubliki Belarus ot 30.08.2005 g. # 48 «Ob utver-zhdenii normativnyih pravovyih aktov po voprosam oformleniya i rassmotreniya dokumentov, svyazannyih s gosudarstvennoy registratsii politicheskih partiy, professionalnyih soyuzov, inyih ob-schestvennyih ob'edineniy, ih soyuzov (assotsiatsiy), a takzhe gosudarstvennoy registratsiey i isklyucheniem iz zhurnala gosudarstvennoy registratsii, postanovkoy na uchet i snyatiem s ucheta organizatsionnyih struktur professionalnyih soyuzov» [Elektronnyiy resurs]. KonsultantPlyus. Belarus / OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus (data obrascheniya: 10.01.2020).

4. Zakon Respubliki Belarus ot 22.04.1992 g. # 1605-XII «O professionalnyih soyuzah» (red. ot 13.07.2016 g.) [Elektronnyiy resurs]. KonsultantPlyus. Belarus / OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus (data obrascheniya: 10.01.2020).

5. Zakon Respubliki Belarus ot 19.07.2006 g. # 150-Z «O respublikanskih gosudarstvenno-obschestvennyih ob'edineniyah» (red. ot 04.01.2014 g.) [Elektronnyiy resurs]. KonsultantPlyus. Belarus / OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus (data obrascheniya: 13.01.2020).

6. Zakon Respubliki Belarus ot 05.10.1994 g. # 3266-XII «O politicheskih partiyah» (red. ot 04.06.2015 g.) [Elektronnyiy resurs]. KonsultantPlyus. Belarus / OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus (data obrascheniya: 13.01.2020).

7. Mankovskiy I.A., Vabischevich S.S. Profsoyuznyie organizatsii kak sub'ektyi veschnogo prava v usloviyah tsifrovizatsii belorusskoy ekonomiki // Aktualnyie problemyi grazhdanskogo prava. Minsk. 2018. # 2 (12). S. 36-56.

8. Gadlevskaya E.V. Obschestvennyie ob'edineniya: organizatsionnaya struktura, organyi up-ravleniya, nazvanie i simvolika, chlenstvo [Elektronnyiy resurs]. KonsultantPlyus. Belarus / OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus (data obrascheniya: 12.12.2019).

9. Poisk yuridicheskih lits i individualnyih predprinimateley v baze dannyih Edinogo gosudar-stvennogo registra yuridicheskih lits i individualnyih predprinimateley [Elektronnyiy resurs]. URL: http://egr.gov.by/egrn/index.jsp?content=Find (data obrascheniya: 24.02.2020).

Об авторе

Гладкая Екатерина Николаевна - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» (Беларусь). E-mail: gladkaya_mitso@mail.ru

Gladkaya Ekaterina Nikolaevna - Senior Lecturer, Department of Civil Law Disciplines. Higher Educational Establishment of the Federation of Trade Unions of Belarus «International University «MITSO» (Belarus). E-mail: gladkaya_mitso@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.