Научная статья на тему 'Статус профессиональных союзов в современных правовых системах России и Республики Казахстан'

Статус профессиональных союзов в современных правовых системах России и Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1026
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ / РАБОТНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / ВЫБОРНЫЕ ОРГАНЫ ПРОФСОЮЗА / EMPLOYEE REPRESENTATIVES / EMPLOYEES / TRADE UNIONS / COLLECTIVE BARGAINING / TRADE UNION ELECTIVE BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Драчук Мария Александровна, Кирющенков Максим Игоревич

Рассмотрены актуальные аспекты развития профессиональных союзов, в том числе их основные функции. Изучено и проанализировано новое в законодательстве России и Республики Казахстан в области представителей работников, в частности статус профессиональных союзов в связи с последними изменениями в трудовом законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Status of Trade Unions in Modern Legal Systems of Russia and Kazakhstan

The article deals with urgent and important aspects of the development of trade unions, including their main features. We study and analyze the new legislation of Russia and Kazakhstan in the field of workers' representatives, in particular, the status of trade unions in connection with the recent changes in the labor legislation.

Текст научной работы на тему «Статус профессиональных союзов в современных правовых системах России и Республики Казахстан»

ТРУДОВОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 1 (54). С. 116-122.

УДК 349

DOI 10.25513/1990-5173.2018.1.116-122

СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

THE STATUS OF TRADE UNIONS IN MODERN LEGAL SYSTEMS OF RUSSIA

AND KAZAKHSTAN

М. А. ДРАЧУК, М. И. КИРЮЩЕНКОВ (M. A. DRACHUK, M. I. KIRYUSHCHENKOV)

Рассмотрены актуальные аспекты развития профессиональных союзов, в том числе их основные функции. Изучено и проанализировано новое в законодательстве России и Республики Казахстан в области представителей работников, в частности статус профессиональных союзов в связи с последними изменениями в трудовом законодательстве.

Ключевые слова: представители работников; работник; профессиональные союзы; коллективный договор; выборные органы профсоюза.

The article deals with urgent and important aspects of the development of trade unions, including their main features. We study and analyze the new legislation of Russia and Kazakhstan in the field of workers' representatives, in particular, the status of trade unions in connection with the recent changes in the labor legislation.

Key words: employee representatives; employees, trade unions; collective bargaining; trade union elective bodies.

С 1 января 2016 г. в Казахстане вступил в юридическую силу Трудовой кодекс РК (далее - Трудовой кодекс РК) [1], который был подписан Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым 23 ноября 2015 г. и нацелен на решение задачи либерализации трудовых отношений.

В России немногим ранее произошли кардинальные изменения в гражданском законодательстве, затронувшие среди прочего отдельные институты трудового законодательства, в том числе и правовое положение профессиональных союзов.

Профессиональные союзы - это массовые общественные организации работников всех профессий без различия расы, нацио-

нальности, пола, религиозных убеждений и т. д. Профсоюзы призваны защищать экономические, социально-культурные права и интересы работников. От того, насколько развито профсоюзное движение в государстве, можно судить о его социальной политике, об уровне демократического развития, так как профсоюзы представляют собой социально-экономический механизм защиты прав и свобод граждан в сфере труда и занятости. Профсоюзы в своей деятельности решают не только непосредственно трудовые вопросы (заработная плата, недопущение расторжения трудового договор, в том числе в связи с сокращением должности с некоторыми категориями работников и т. д.), но и общие соци-

© Драчук М. А., Кирющенков М. И., 2018 116

альные, связанные с политикой занятости населения, общественного согласия, развитием трудовой культуры, а следовательно, и процветанием общества в целом.

В современных условиях профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности, как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений считают защиту прав и законных интересов работников, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус определён законодательством, которое устанавливает общую право-и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Вместе с тем в России нынешняя классификация организационно-правовых форм юридических лиц в гражданском законодательстве не позволяет более считать профессиональные союзы самостоятельным, специфичным видом юридического лица; теперь это одна из разновидностей общественной организации, и, таким образом, специфика профессионального союза, выделяемая ранее на уровне федерального российского законодательства, в значительной мере утрачена.

Профсоюзы возникли для защиты интересов работающих, поэтому их основная ведущая функция - защитная. Это целенаправленная правовая деятельность по защите социально-трудовых прав и законных интересов работающих, охране их прав и интересов от нарушений, по восстановлению нарушенных прав и по установлению более высоких и благоприятных условий труда и быта работников. Представители профсоюзов участвуют в расследованиях несчастных случаев, проводят проверки состояния охраны труда, выполнения мероприятий по его улучшению. В случае возникновения угрозы здоровью или жизни работников профсоюзы вправе вносить предложения о приостановке работ до их устранения.

Профессиональные союзы защищают права работников на труд и охрану труда пе-

ред собственником, государственными и хозяйственными органами, участвуют в разработке программ, законодательных и подзаконных нормативных правовых актов о труде и охране труда. Трудовое законодательство как России, так и Республики Казахстан регулирует отношения профсоюзов с работодателями и их представителями по социально-трудовым вопросам на всех уровнях социально-партнёрских отношений, начиная с производства и заканчивая общенациональным уровнем.

Помимо защитной, у профсоюзов выделяют также функцию представительства. Если рассуждать по аналогии с нормами гражданского законодательства, эта функция в значительной мере дублирует защитную. Тем не менее в буквальном переводе с английского (а Великобритания считается родиной профсоюзов) «репрезентативность» как свойство профессионального союза означает его «представительность», т. е. решение задачи объединения значительных масс трудящихся. В этом смысле становится очевидным то, что именно профсоюзы служат цели представительства интересов работников даже там, где часть из них по каким-либо причинам не охвачена профсоюзным членством.

Чтобы профсоюзы могли выполнять эти две важнейшие функции, государство закрепило за ними ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменительной практике, а также в разрешении трудовых споров. В Республике Казахстан предусмотрен также профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства. Там же профсоюзы могут обращаться с исковыми заявлениями в суд в целях защиты прав работников на возмещение вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья в связи с выполнением трудовых обязанностей, и в других случаях ущемления прав работников. В России право представлять интересы работников в судах у профсоюзов было давно отозвано и, несмотря на активную критику этой конструкции со стороны научной общественности, не возвращено им до сих пор (что, впрочем, не исключает применения общих норм о представительстве работников профсоюзными работниками до окончательного решения в России вопроса «адвокатской монополии», предложенной Министерством юстиции РФ в конце 2017 г.).

Статья 156 Трудового кодекса РК предусматривает, что сторонами коллективного договора являются работники и работодатель и интересы работников представляют их законные представители. В соответствии с пп. 9) п. 1 ст. 22 Трудового кодекса РК работник имеет право участвовать через своих представителей в коллективных переговорах и в разработке проекта коллективного договора, а также знакомиться с подписанным коллективным договором. Требования работников по вопросам заключения, изменения и выполнения условий коллективного договора формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) работников, и при невозможности проведения общего собрания (конференции) работников представительный орган работников, который по смыслу Трудового кодекса РК уже существует, имеет право утвердить решение работников путём сбора подписей более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

В соответствии с пп. 44) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса РК представители работников -это органы профессиональных союзов, их объединений, а при их отсутствии - выборные представители, избранные и уполномоченные на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников, при присутствии на нём не менее двух третей работников (делегатов конференции). Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии с нормами трудового законодательства Республики Казахстан в качестве представителей работников вправе выступать только органы профессиональных союзов при наличии в организации членов профсоюза.

В России этот вопрос урегулирован в нормах трудового законодательства не столь категорично, однако при заключении коллективного договора при наличии у работодателя членов профсоюза, составляющих более половины трудового коллектива, их права по смыслу закона также не могут представлять иные, кроме профсоюзных, представительные органы. При отсутствии «профсоюза большинства» в России предполагается выбор собранием (конференцией) работников первичной профсоюзной организации, которой при согласии её выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных

переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Такое положение дел связано со специальным статусом профсоюза, его исторической и социальной ролью, массовым характером объединения. Согласно официальным данным, сегодня в Казахстане действует свыше 800 профсоюзов, которые объединяют около 2,5 млн человек, хотя это всего лишь 30 % от числа занятого населения. Около 70 % работников в Республике Казахстан не охвачены системой профобъединений. В России ситуация несколько лучше: по состоянию на 2015 г. в стране насчитывалось около 20 млн членов профсоюза, из которых около 95 % охватывали территориальные организации в составе Федерации независимых профсоюзов России. При этом первичный анализ, проведённый на предприятиях Казахстана, показал, что 60 % всех трудовых конфликтов, имевших место в последнее время, произошли на тех предприятиях, где отсутствовали профсоюзы.

В настоящее время в России имеет место ярко выраженная тенденция формирования независимых профсоюзов - профсоюзных организаций, не входящих в объединения профсоюзов и представляющих, как правило, работников одного работодателя или группы взаимно аффилированных компаний. На основании ст. 1 Закона Республики Казахстан от 27 июня 2014 г. № 211-У «О профессиональных союзах» [2] (далее - Закон о профессиональных союзах) профессиональный союз (профсоюз) - это общественное объединение с фиксированным членством, добровольно создаваемое на основе общности трудовых, производственно-профессиональных интересов граждан Республики Казахстан для представительства и защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов. Профсоюз выступает как юридическое лицо, действующее через свои органы. Профсоюзный орган

- это орган управления, образованный в соответствии с уставом профсоюза. Полномочия профсоюзных органов определяются уставом профсоюза (п. 2 ст. 27 Закона о профессиональных союзах).

Согласно п. 1 ст. 20 Трудового кодекса РК интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом о профессиональных союзах, а при их отсутствии - выборные представители. Иными словами, при наличии в организации профессионального союза работники, не являющиеся членами профессионального союза, не имеют права делегировать полномочия представлять их интересы иным представителям, кроме профессионального союза. Как показала практика, в связи с обязательным требованием членства профессиональных союзов в республиканских объединениях профсоюзов ряды Конфедерации труда Казахстана изрядно пополнились.

При разработке законопроекта о профессиональных союзах среди профсоюзных организаций не было единства и одобрения норм законопроекта о профсоюзах. Предметом возмущения профессиональных союзов послужила норма, обязывающая все профессиональные союзы объединяться в отраслевые объединения и определяющая дальнейшее обязательное членство отраслевых объединений в республиканском объединении. Данное требование Закона о профессиональных союзах, по мнению лидера Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана, ставит под сомнение свободу объединений, т. е. профсоюзы загоняют в определённый республиканский центр. Любой профсоюз уже не может, как раньше, свободно существовать, он должен быть обязательно привязан к отраслевому, территориальному, республиканскому объединению.

Конфедерация свободных профсоюзов Республики Казахстан высказывалась о невозможности соблюдения требования Закона о профессиональных союзах, в частности для регистрации республиканского объединения профсоюз должен иметь членские организации на территории более половины областей, городов республиканского значения и столицы. В случае продолжения работы в прежнем режиме к профсоюзу могут быть применены

санкции в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан. Конфедерация свободных профсоюзов Республики Казахстан не выполнила требование Закона о профессиональных союзах, в связи с чем не смогла пройти перерегистрацию и в январе 2017 г. по причине неисполнения положений Закона о профессиональных союзах прекратила свою деятельность.

Генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана Мурат Машкенов также высказывал мнение о том, то «Закон о профсоюзах может привести к монополизации системы профсоюзов и служит интересам лишь одной структуры - прогосударственной Федерации профсоюзов Казахстана. Все независимые профсоюзные движения окажутся на грани уничтожения, если заработает схема подчинения от самых мелких отраслевых до крупных территориальных профсоюзов единому республиканскому органу» [3]. В свою очередь, новые нормы закона предусматривают, что как раз республиканское объединение профсоюзов является полномочным представителем работников в социальном партнёрстве на республиканском уровне. Республиканское объединение профсоюзов содействует обеспечению правовых гарантий деятельности профсоюзов на республиканском уровне, координации действий членских организаций в вопросах представления и защиты социально-экономических, трудовых прав и интересов членов профсоюзов. Также профсоюзы обязаны в течение одного года со дня введения в действие Закона о профессиональных союзах внести соответствующие изменения в свои организационные структуры и учредительные документы в соответствии с требованиями Закона о профессиональных союзах.

Основные функции республиканского объединения профсоюзов: 1) представлять, защищать права и интересы своих членских организаций; 2) разрабатывать и определять основные направления, стратегию деятельности своих членских организаций; 3) содействовать развитию системы социального партнёрства на всех уровнях социального партнёрства; 4) выступать стороной социального партнёрства при заключении генерального соглашения с республиканскими объединениями работодателей и Правительством

Республики Казахстан, участвовать в переговорах по подготовке проекта соглашения и его заключению; 5) участвовать в работе республиканской трёхсторонней комиссии по социальному партнёрству; 6) сотрудничать и оказывать содействие членским организациям в налаживании контактов с зарубежными, международными профсоюзными объединениями и иными организациями, работающими в сфере защиты прав и свобод трудящихся; 7) осуществлять иные функции, направленные на реализацию уставных целей. В настоящее время в Казахстане зарегистрированы два республиканских объединения профсоюзов: Федерация профсоюзов Казахстана и Конфедерации труда Казахстана. Республиканское объединение профсоюзов содействует обеспечению правовых гарантий деятельности профсоюзов на республиканском уровне, координации действий членских организаций в вопросах представления и защиты социальных, трудовых прав и интересов членов профсоюзов.

По мнению экономиста Петра Своика, в Законе о профессиональных союзах довольно условно прописываются права профессиональных союзов, но довольно жёстко и чётко их обязанности, при этом абсолютно не оговариваются обязательства государства перед профсоюзами. Эксперт отметил, что необходимо ввести такие нормы, когда государственный бюджет не может быть принят, пока не оговорены с лидерами профсоюзного движения ставки МРОТ на каждый последующий год. Только тогда, когда от решения профсоюзов будет зависеть принятие и утверждение стратегических государственных документов, они смогут стать реальной силой в стране [4].

В России у профессиональных союзов в составе их правового статуса закреплены только права и гарантии деятельности. Это в корне неправильно. Обязанности профессионального союза в законодательстве нужны, причём именно в составе юридического статуса этого субъекта права и, в значительной мере, для обеспечения прав и интересов членов этих профсоюзов. Например, сейчас профессиональные союзы в России имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нор-

мативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Также профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений. Наконец, в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Разве может названное выше быть правами профсоюза по отношению к работникам?

Конструкция профсоюзного инспектирования деятельности работодателя не является собственно российской разработкой. Обнаружив недостатки организации труда либо нарушение законных прав и интересов работника, уполномоченный профсоюзный инспектор организует комплекс мероприятий по восстановлению нарушенных прав работника (или их группы): обращается к работодателю или его уполномоченному представителю, в орган управления профсоюзом и / или в государственную инспекцию труда. По поручению органов управления профсоюзом осуществляется дальнейшая передача дела в комиссию по трудовым спорам или в суд, может быть организовано внеочередное общее собрание (конференция) членов профсоюза и т. д. В определённых случаях допустимо также обращение к участникам (акционерам) хозяйственных обществ или собственникам имущества государственных (муниципальных) предприятий и учреждений для решения вопроса о продолжении исполнения лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, своих полномочий.

При таком подходе работник защищён, как представляется, наилучшим образом, так как профсоюзный инспектор, во-первых, восполняет недостаток знаний работника в трудовом законодательстве и актах об охране труда, а во-вторых, «отвлекает на себя» негативное личное отношение к «возмутителю спокойствия» со стороны работодателя. Единственное, что требуется профсоюзу для участия в такой схеме взаимодействия, - это наличие в своём составе собственных или привлечённых со стороны специалистов в области технических знаний, права, экономики и управления, в том числе управления персоналом. По существу, речь идёт об особой форме аудита - кадровом.

Ещё одна обязанность профсоюза, которая нуждается в законодательном закреплении (собственно, и для объединений работодателей также), - это обязанность принять в свой состав любого обратившегося из тех лиц, кто подпадает под критерии члена организации.

В соответствии с нормами российского законодательства о профсоюзах каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Таким образом, законодательно установлены цели и задачи данных объединений, которые не могут существенно отличаться друг от друга именно в силу сказанного. Факт членства в профсоюзе для любого работника подразумевает право пользоваться всеми возможностями члена объединения, которое, как уже сказано выше, создано для защиты трудовых прав граждан. Следовательно, отказ от приёма работника в члены профсоюза - это основание для признания такого профсоюза действующим незаконно, и ограничения такого права профессиональной принадлежностью или местом проживания работника следует считать объективной необходимостью только в том смысле, когда соответствующая защита прав должна быть ещё и эффективной.

Как итог сказанному, обязанность принять лицо в члены профсоюза, а также обязанность формировать бюджет этих организаций с позиций запрета неосновательного

обогащения за счёт членских взносов должны быть закреплены в законе.

В отличие от России, право работников, не являющихся членами профессионального союза, делегировать право представлять их интересы профсоюзным органам является новеллой трудового законодательства Республики Казахстан. На основании письменного заявления работника профсоюзные органы обеспечивают представительство интересов работников, не являющихся членами профессионального союза. Кроме того, аналогичная норма содержится в пп. 8) п. 1 ст. 17 Закона о профессиональных союзах, профсоюз обязан представлять интересы работников, не являющихся членами профсоюза, на тех же условиях, как и для членов профсоюза. Иными словами, трудовое законодательство Республики Казахстан расширяет полномочия профессиональных союзов, которые обязаны представлять не только интересы членов профсоюза, но и иных работников, уполномочивших письменным заявлением без обязательности вступления в профсоюз. Следует обратить внимание, что на основании пп. 5) ст. 1 Закона о профессиональных союзах член профсоюза - это физическое лицо, добровольно изъявившее желание и вступившее в состав профсоюза, которое признаёт и соблюдает его устав, платит членские профсоюзные взносы. Членство в профсоюзе является правом работника, который добровольно пожелал вступить в профсоюз и обязуется выплачивать членские взносы, а главное, соблюдать устав профессионального союза. Профсоюз, в свою очередь, несёт перед членом профсоюза уставную ответственность. Однако п. 2 ст. 20 Трудового кодекса РК освобождает работника от вступления в профсоюз, следовательно, и от обязанности уплачивать членские взносы и подчиняться уставу профсоюза, поэтому теперь достаточно предоставить письменное заявление о том, что работник уполномочивает профсоюз представлять его интересы в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан, и профсоюз не имеет права отказаться от представления его интересов согласно законодательству Республики Казахстан, например, при заключении коллективного договора, от участия в аттестационной комиссии

при проверке соответствия работника занимаемой должности.

Таким образом, можно предположить, что в дальнейшем данная норма может повлечь отток членов профессионального союза в Республике Казахстан, что существенно подрывает авторитет профсоюза и сократит желание работников вступать в профсоюз, так как работники, не являющиеся членами профессионального союза, имеют право безвозмездно делегировать представлять их интересы профсоюзным органам. Но, как показала практика других стран, снижение интереса к профсоюзам приведёт только к временной утрате их позиций в социальном партнёрстве, и по факту при усилении управленческих начал в деятельности работодателей и государ-

ства будет иметь место реюнионизм - возрождение профсоюзного движения.

1. Республика Казахстан. Законы. Трудовой кодекс Республики Казахстан : [Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. № 414-V] // ЭШлет : инфор.-правовая система нормативных актов Республики Казахстан. - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414.

2. Республика Казахстан. Законы. О профессиональных союзах Республики Казахстан : [Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 г. № 211-V] // Параграф : информ. система. -URL: http ://online .zakon.kz/Document/?doc_ id=31571953.

3. Муминов А. Над профсоюзами нависла госмонополия // Курсив.kz : [деловой еженедельник]. - 2014. - 19 мая. - URL: http:// www.kursiv.kz/news/obshestvo/profsoyuzy_ka-zakhstana_govoryat_o_poteri_nezavisimosti/.

4. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.