2. Смирнов А.А. Аспекты генезиса криминалистических знаний об информационных технологиях при совершении преступлений. Вып. XVI / А.А. Смирнов, аспирант кафедры криминалистики Московской академии СК РФ, руководитель отдела криминалистики СУ СК РФ по Липецкой области, полковник юстиции, г. Липецк, 2020. С. 180- 183.
3. Филиппов А.Г. Методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика): Криминалистика. Полный курс. Бакалавр: учебник / под ред. А.Г. Филиппова. Изд. 5-е. М.: Юрайт, 2013. С. 526.
4. Шабанов В.Б. Особенности расследования насильственных преступлений в исправительных учреждениях: Учебное пособие. Минск: Акад. МВД РБ, 2000. С. 32.
ВЕЩЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Росицкий А.Е. Email: Rositsky6114@scientifictext.ru
Росицкий Анатолий Евгеньевич - магистрант, факультет права и безопасности, Уральский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации, г. Екатеринбург
Аннотация: на практике многие учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации сталкиваются с проблемами в части вещевого обеспечения. Решение данных проблем имеет приоритетное направление развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целом, так как эффективная деятельность специалистов в данном направлении позволит рационально использовать трудовые ресурсы, информационные ресурсы и финансы государства. Ключевые слова: вещевое обеспечение, уголовно-исполнительная система, сотрудник.
CLOTHING PROVISION FOR EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM Rositsky A.E.
Rositsky Anatoly Evgenievich - Master's Student, FACULTY OF LAW AND SECURITY, URAL INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, YEKATERINBURG
Abstract: in practice, many institutions of the penitentiary system of the Russian Federation face problems in terms of clothing provision. The solution of these problems is a priority for the development of the penal system of the Russian Federation as a whole, since the effective activity of specialists in this area will allow for the rational use of the state's labor resources, informational resources and finances.
Keywords: clothing provision, penal enforcement system, employee.
УДК 343.829
Вещевое обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 10 февраля 2021 г. № 150 «О вещевом обеспечении сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ», которое разработано в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 503-Ф3 «О внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Вещевое обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ (далее -сотрудники) в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом, включает в себя комплекс мероприятий по определению потребности в обеспечении имуществом и техническими средствами вещевой службы, а также по снабжению ими, их разработке, заготовке, содержанию, использованию (носке (эксплуатации), расходу), модернизации, ремонту и утилизации (реализации), банно-прачечному обслуживанию.
В рамках данной стать рассмотрим только вопросы, касающиеся вещевого имущества сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ. Так, к вещевому имуществу относятся предметы форменной одежды, специальная одежда и обувь, снаряжение, теплые вещи, погоны, знаки различия, белье и т.д. Разработаны нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников, которые определяют наименования и количество предметов вещевого имущества, выдаваемых на одного сотрудника, сроки их носки, а также категории сотрудников, которые обеспечиваются таким вещевым имуществом. Срок носки - это установленный нормой снабжения период времени, в течение которого предмет вещевого имущества должен находиться в пользовании сотрудника. Истечение установленного срока носки предмета вещевого имущества личного пользования является основанием для выдачи новых одноименных предметов. В учреждении в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной службе исполнения наказаний, обязательно создаются переходящие и страховые запасы вещевого имущества для сотрудников.
Несмотря на то, что в указанном нормативном правовом акте четко определены нормы выдачи, сроки носки, а также размер переходящих и страховых запасов вещевого имущества, содержащегося в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ, существует ряд проблем, касающихся процедуры вещевого обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы. Так, например:
В первую очередь, это кадровая проблема в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ. В рамках рассматриваемой тематики, можно отметить, что низкая заработная плата и большой объем работы приводит к оттоку кадров. Как следствие, частая смена кладовщиков, принимаемых зачастую без опыта работы, приводит к недостаточному их информированию о методике работы, о наличии, запасах, размерных рядах вещевого имущества и т.п., что в свою очередь, приводит к запущенности учета по данному направлению.
Во-вторых, при расчете среднегодовой потребности вещевого имущества из расчета среднесписочной численности сотрудников, не проводится аналитическая работа по сопоставлению среднего количества сотрудников, уволенных за аналогичный период прошлого года, не получивших вещевое имущество, а получивших денежную компенсацию за него. Данное обстоятельство влияет на создание сверхнормативных запасов на складах учреждения, и, как следствие,
захламление складских помещений, невозможность своевременного списания вещевого имущества, а также является неэффективным расходом бюджетных средств на приобретение невостребованного вещевого имущества.
В-третьих, отсутствие контроля за деятельностью кладовщиков и сотрудников отдела интендантского и хозяйственного обеспечения по соблюдению ежегодных сроков выдачи вещевого имущества на зимний и летний периоды (равномерно в течение года), также приводит к излишкам на складах, выдаче компенсации вместо вещевого имущества при увольнении сотрудников, что увеличивает расходы бюджета и является неэффективным.
В-четвертых, отсутствует система сбора информации о необходимых размерах вещевого имущества, что также приводит к скоплению на складах учреждения невостребованного вещевого имущества.
В-пятых, отсутствует работа по взаимодействию с другими подразделениями в рамках одного территориального органа по вопросам, касающимся вещевого обеспечения сотрудников, что негативно сказывается на организации деятельности всего направления.
В-шестых, кроме того, на мой взгляд, у некоторых наименований вещевого имущества завышен срок их носки, в связи с чем, сотрудники отказываются от получения данного имущества за ненадобностью, а его замена на иное имущество зачастую невозможна. Например, галстук выдаваемый лицам среднего и старшего начальствующего состава - 2 штуки на 1 год.
Рассмотрев основные проблемы, возникающие при организации деятельности подразделений, в компетенцию и обязанности которых, входит вещевое обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ, можно предложить следующие возможные их решения:
Во-первых, что касается кадровой проблемы в рассматриваемой проблематике, в первую очередь необходимо применение мер материального и морального стимулирования работников.
Во-вторых, в рамках испытательного срока лиц, принимаемых на должности, в обязанности которых входит вещевое обеспечение сотрудников, ввести обязательное двухнедельное обучение программам учета вещевого имущества.
В-третьих, обязательное внедрение в учреждении автоматизированных и адаптированных программ учета вещевого имущества, например, таких как: «1С:Вещевое довольствие 8» (разработчик «1С»); Учет спецодежды и
имущества 2.0» (разработчик <^о1иИоп») и т.п.
В-четвертых, разработка и внедрение автоматизированных программ, позволяющих обеспечить сбор и систематизацию информации о необходимых размерах вещевого имущества для сотрудников учреждения. Проверка актуальности данных занесенных в вышеуказанные программные продукты, должна осуществляться не реже одного раза в полгода.
В-пятых, систематически, не реже одного раза в полгода, проводить аналитическую работу по персоналу учреждения: проверка среднесписочной численности, количество уволенных и принятых сотрудников, проверка арматурных карт по выдаче вещевого имущества, формирование промежуточной потребности на оставшийся отчетный период, утверждение дат выдачи недополученного вещевого имущества.
В-шестых, не реже одного раза в полгода проводить полную инвентаризацию вещевого имущества с указанием размеров, производить сверку данных по наличию имущества с документами о его потребности.
В-седьмых, оптимизировать работу по взаимодействию учреждений в рамках одного территориального органа по обмену вещевым имуществом. Например, в одном из учреждений хранятся невостребованные размеры, которые необходимы в другом учреждении территориального органа, и своевременная их передача решит
многие проблемы: снизит загруженность складских помещений; способствует своевременной выдаче сотрудникам необходимого им имущества; снизит суммы компенсаций за невыданное вещевое имущество при увольнении сотрудников.
В-восьмых, что касается изменения сроков носки вещевого имущества, данную проблему невозможно решить на уровне отдельно взятого учреждения, но всегда существует возможность предоставить в законодательный орган РФ документ с аргументированными предложениями.
Своевременное применение вышеперечисленных мер приведет к решению многих проблем, возникающих в сфере обеспечения вещевым имуществом сотрудников, и будет способствовать оптимизации деятельности по вещевому обеспечению в целом в уголовно-исполнительной системе РФ.
Список литературы /References
1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 26 мая 2021 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1993. № 33. ст. 1316.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ, 2017. № 1 (часть I). Ст. 44.
3. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 30 апреля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ, 2018. № 30. Ст. 4532.
4. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2021 г. № 150 «О вещевом обеспечении сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» // Собрание законодательства РФ, 2021. № 8 (часть I). Ст. 1330.
5. Росицкий А.Е. Оптимизация деятельности по материально-бытовому обеспечению учреждений уголовно-исполнительной системы // Вестник науки и образования, 2021. № 8 (111) (часть 3). С. 44-46.