«Вертоград заключенный»: мариология в поэзии Иоанна Креста
Мария Игнатьева (Оганисьян)
В статье впервые исследуется мариологическая тема в наследии католического поэта-богослова Иоанна Креста (1642-1691). Несмотря на крайне редкие прямые упоминания Девы Марии, Она постоянно присутствует в сочинениях Иоанна, и выявить это присутствие помогает анализ прозаических фрагментов. Автор показывает, как можно прочитать стихи Иоанна в мариологическом контексте, а также сравнивает мариологическую тему в творчестве Иоанна Креста и Луиса де Леона. Ключевые слова: Иоанн Креста, мариология, кармелиты, вертоград заключенный, Луис де Леон.
© Игнатьева (Оганисьян) Мария Юльевна
кандидат филологических наук, доцент
Департамента общей и прикладной филологии
НИУ «Высшая школа экономики»,
доцент кафедры русского языка
в Государственной школе языков
(г. Барселона, Испания), [email protected]
Мариологическая тема в наследии Иоанна Креста (1642-1691), насколько мы можем судить, никогда специально не изучалась, за исключением, пожалуй, заметок анонимного автора кармелитского портала1, в которых перечисляются действительно редкие упоминания Богородицы в прозе Иоанна Креста. Тема эта не так очевидна, однако вся биография Иоанна указывает на центральное место в его жизни богородичного культа. Рассмотрим сначала мариологические основания орденской духовности кармелитов, к которому принадлежал Иоанн Креста.
Мариология и кармелиты
Гора Кармель возвышается над Галилеей, название ее на иврите означает «сад»: до сих пор на горе растут сосны, мирт, колючий дуб, лентиск, рожковое дерево, ароматические травы. «Голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями» (Песн. 7: 6).
Пророк Исаия рыдает об опустошении Иудеи ассирийцами: «Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил» (Ис. 33: 9). Церковнославянский язык более поэтично передает скорбь пророка, обратим
внимание на выделенные аллитерации: «Восплакася земля, посрамленъ Ливанъ, блато бысть Саронь: явлена будетъ Галилеа и Хермель».
Другой пророк, Иеремия, предвещает опустошение Обетованной Земли народу, если он не покается, и знаком этой страшной беды станет превращение Кармеля в пустыню: «ВидЬхъ, и се, кармйлъ пустъ, и вси гради сожжени огнемъ от лица Господня, и от лица гнЪва Ярости его погибоша» (Иер. 4: 26).
Самое же примечательное событие, произошедшее на Кармеле, описано в 3-й книге Царств (18:1-46), когда пророк Илия посрамляет жрецов Ваала, и на землю наконец нисходит долгожданный дождь. Засуха, огонь, пожирающий жертвоприношения пророка Илии, заколотые жрецы Вааловы, иссушенная гора - и где-то вдали, впервые за три года, слышно приближение дождя. «И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя. И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю».
То, что видит Илия, прижавшись к земле, и то, что лишь на седьмой раз хождения к морю увидит его слуга, - это облачко величиной с ладонь: дождь на Израиль, благословение народу, признавшему истинного Бога, и в последующей экзегетической интерпретации - Stella Maris, морская звезда, Богородица.
Дева Мария - горный цветок, облако божественной милости, путеводный свет - эти образы встроены в молитвенную и аскетическую практику кармелит-ского ордена.
Кармелиты - рыцари Приснодевы. Согласно кармелитскому преданию, 16 июля 1251 г. верховному генералу ордена Симону Стоку явилась Богородица и вручила ему облачение и наплечник (скапу-
лярий) со словами: «Вот знаки отличия для тебя и всех кармелитов: кто из них умрет в таком наплечнике, тот избежит вечного огня».
Основательница ордена босоногих кармелитов Тереза Авильская(1515-1582)так писала о связи облачения с духовной практикой Ордена: «Все мы, носящие священное облачение Кармеля, призваны к молитве и созерцанию (поскольку таково было наше начало, таково наше родословие - от наших святых отцов с горы Кармель, которые в таком великом одиночестве и с таким презрением к миру искали то сокровище, ту драгоценную жемчужину, о которой мы здесь говорим), и все же немногие из нас позволяют Господу обнаружить ее в нас» (S. Teresa, 2014: 852-853).
Иоанн Креста носит скапулярий, он -верный рыцарь марианского ордена горы Кармель. Тем удивительнее, что мы почти не найдем упоминаний Богородицы ни в стихах, ни в прозе Иоанна Креста, все эти упоминания можно пересчитать по пальцам. В ту же эпоху, когда латинский патриарх Иерусалима Альберт пишет устав для кармелитов (1209), а верховный генерал ордена Симон Сток, по легенде, переживает видение Приснодевы (1251), тихий клирик в Риоханском монастыре, Гонсало де Берсео (ок. 1198 - до 1264) перекладывает латинский сборник Ее чудес на испанский язык в стихотворной форме. Приснодева в этом первом подписанном произведении испанской литературы совершает разнообразные чудеса, помогая праведным и грешным, если они обращаются к Ней с верой. Однако пропасть разделяет раннесредневекового певца Богородицы Гонсало де Берсео и Ее позднего молчальника.
Почему же Иоанн не пишет о Деве Марии? В сохранившихся стихах Иоанна Креста мы увидим всего одно упоминание о Богородице, в прозе - их меньше десяти. А ведь если верить агиографам, Богородица
дважды спасла Иоанна от смерти, а орден Итак, единственное прямое упомина-
кармелитов он выбрал, движимый глубо- ние о Деве Марии содержится в цикле ро-
ким личным почитанием Богородицы. Он мансов на евангельский стих «В начале
отказался от возможности продвижения в было Слово». Это весьма длинное (бо-
иезуитском ордене, в школе которого учил- лее трехсот стихов) сочинение, состоя-
ся, и поступил в кармелитский монастырь щее из девяти романсов, посвященных
св. Анны в Медине, «чтобы принадлежать Превечному совету о Боговоплощении.
ордену под покровом Пресвятой Марии» В восьмом и девятом романсах, где пове-
(С^одопо, 1997: 430). ствуется о Благовещении и о Рождестве
Можно предположить следующее. Вторая Христовом, появляется Богородица. В этом половина XVI в. в богословском отноше- замечательном, еще не переведенном на
нии была эпохой определенного «марио- русский язык и малоисследованном на
логического смущения». Как раз в это вре- Западе сочинении, выражена главная бо-
мя решался вопрос о признании догмата о гословская и поэтическая мысль Иоанна
непорочном зачатии Девы Марии. Только Креста: цель боговоплощения - это союз
28 февраля 1476 г. папа Сикст IV одобрил человеческой души с Богом. Ради любви празднование зачатия Богородицы, ко- Отца к Сыну и Сына к Отцу рождается Сын
торое уже много веков совершалось в Человеческий, тем самым приводя и чело-
Православной Церкви. Тридентский Собор века к единству любви с Отцом и Сыном.
в 1546 г. объявил, что в его намерения не Это единство проявляется в образе брач-
входит издание декрета относительно ного союза, где Супруг - Бог, а Супруга - ду-свободы Пресвятой Богородицы от пер- ша человека. В восьмом романсе описано
вородного греха. Пий V запретил всякое Благовещение как воссоединение чело-
публичное обсуждение этой темы, и лишь века с Богом: «И тогда позвал Он архан-
в 1661 г., то есть спустя семьдесят лет после гела //по имени Гавриил// и послал его к
смерти Иоанна Креста, папа Александр VII Деве, // названной Марией //, с Чьего согла-
провозгласил, что Мария была свободна сия // и совершилось таинство, // в котором от первородного греха. Возможно, кано- Троица // оделась плотью Слова. // И хотя ническая неопределенность в этом важ- трое исполняют дело, // оно совершилось в
нейшем вопросе (а кармелиты тяготели к одном из них, // и воплотилось Слово // во
признанию догмата (№ое, 2003: 89-112) чреве Мариином. // И тот, у кого был только повлияла на нежелание Иоанна преда- Отец, // уже имел и Матерь, // хотя и не так,
ваться мариологическим размышлениям. как обычно, // когда зачинают от мужа, //
Вместе с тем стоит учесть и то отторжение, и от Ее недр // Он получил свою плоть, // которое поэт-богослов испытывал по от- из-за чего и называли Его // Сыном Божиим
ношению к суеверным и психопатическим и Человеческим». проявлениям набожности, нередко свя- В девятом романсе описано чудесное
занным с культом Богородицы. событие Рождества как Бракосочетания:
Жених выходит из брачной палаты со своей
Особвдносги мариологии Невестой, которая парадоксальным обра-
И°анна Креста зоМ оказывается Матерью, несущей Сына-
Тем не менее мы полагаем, что тайну Жениха на руках. Матерь Божия есть и
этого молчания, а значит, и особенности Невеста, и Церковь (о Церкви, о народе
мариологии Иоанна Креста можно понять, Божием говорится в предыдущих роман-
исследуя тексты самого писателя с точки сах цикла), и образ души человеческой,
зрения их богословия и поэтики. соединенной с Богом.
И когда настало время, предназначенное свыше, Он родился в нашем мире, как жених с невестой, вышел, Сам супругу обнимая. Та, сияя благодатью, шла из брачного чертога и несла Его в объятьях, чтоб укрыться с Ним в вертепе среди тварей бессловесных. Пели люди - подпевали сонмам ангелов небесных, празднуя соединенье двух влюбленных. Но повитый пеленой в холодных яслях, плакал Бог, прося защиты. Эти слезы означали для невесты Божью милость, и перестановке новой Мать невольно удивилась: плакал Бог как люди плачут, люди в Боге ликовали, а какие их недавно расстоянья разделяли2.
Богородица-Невеста являет совершенный образец соединения человеческой души с
молиться за тех, кого человек никогда не видел и о ком никогда не слышал. И это потому, что Бог движет в этих душах лишь те силы, которые соответствуют Его воле и смотрению, а другие силы остаются без-движными. Вот почему действия и молитвы таких людей всегда приносят плод. Так это было с Преславной Владычицей нашей Приснодевой, которая, будучи с самого начала вознесенной к такому состоянию, никогда не носила в себе отпечатка какого бы то ни было тварного существа и поступала не в силу некоего помышления, а потому что всегда была движима действием Святого Духа» (Cruz, 2014: 410).
Сходное с этим место встречается и в «декларации» (разъясняющем комментарии) к «Духовному гимну»: «Тот, кто любит тайно, не пытается просить того, что ему нужно, и желает лишь рассказать о своей надобности, чтобы Возлюбленный пришел на помощь, подобно тому, как благословенная Дева сказала возлюбленному Сыну на браке в Кане Галилейской, не прося прямо вина, но говоря: «вина нет у них» (Ин. 2: 3)
Богом. Дева Мария для Иоанна есть чело- (Cruz, 2014: 722). Безымянный автор кар-век, постоянно движимый Святым Духом. мелитского портала соединяет эту цитату с Это подтверждают и упоминания Девы другой таким образом: «Присутствие Девы Марии в прозе Иоанна Креста. имплицитно содержится в следующей мыс-
Так, в богословском трактате «Восхож- ли святого: "Отец сказал одно Слово, ко-дении на гору Кармель» мы читаем: торое было Его Сыном, и это Слово всегда «Предположим, кто-нибудь обратит- звучит в вечной тишине, поэтому в тишине ся к лицу, пребывающему в описанном и должен пребывать слух души"» («Слова
состоянии [= в союзе с Богом, благодаря действию Святого Духа. - М.И.], с просьбой
света и любви», 104; с/г. Восхождение, II, 22, 3-6). Мария - это созерцательная тишина,
помолиться о нем. Это лицо не станет мо- воспринявшая Слово. Вот почему Иоанн литься ради воспоминания о чем-то кон- Креста, соединяя Марию и Христа, воскли-
кретном - о том, о чем его попросили. Но если же помолится об этом Богу, то лишь потому, что Бог пожелает получить моление об этом человеке, и поэтому направит волю молящегося к тому, чтобы просимый захотел помолиться. Если же Богу не угодна эта молитва, то, даже если тот будет стараться молиться, у него не хватит ни сил, ни желания. А иногда Бог побуждает
цает: «Матерь Божия моя есть» («Молитва влюбленной души»).
Еще одно упоминание мы находим в декларации к Духовной Песне, к строфам 20-21 (версия В). Супруг:
20. Олени, львы и вепри,
под птичий щебет скачущие лани,
ручьи, лесные дебри,
199
эфир, вода и пламя, и страх ночной - за темными углами:
21. Я лирой сладкогласной заговорю и пением сирены все страхи и соблазны -и тем упрочу стены,
что сторожат твой сон благословенный.
Согласно декларации, речь идет о тех страстях души, от которых она освобождается на пути к соединению с Богом: птицы -это силы воображения и мечтательности, львы - гнев, олени и лани - дерзость и трусость и т.д. Иоанн Креста комментирует таким образом эти стихи: «Следует заметить, что Супруг заклинает здесь не гнев и похоть - силы, которые постоянно гнездятся в душе, - он останавливает лишь их назойливые и хаотичные проявления, обозначаемые львами, оленями и скачущими ланями, поскольку таких проявлений вовсе не должно быть в подобном состоянии души» (Cruz, 2014: 822-823). Супруг успокаивает страсти, и «величие и твердость души» таковы, что теперь ею не касаются «воды страдания» и сострадания о чужих грехах. В этом контексте и появляется упоминание о Богородице - как о душе, временами, по воле Божией, страдающей, но по своей природе ангельски свободной от страдания: «Ибо, подобно ангелам, которые в своем совершенстве любят вещи, приносящие боль, но сами боли не испытывают, и упражняются в делах милосердия и сострадания, не чувствуя сострадания, то же происходит и в душе, переживающей любовную трансформацию; хотя временами и в разных вещах Бог и позволяет ей чувствовать и страдать, чтобы заслужить большего, как это было с Девой Марией и святым Павлом, но состоянию соединения с Богом не свойственно страдание» (Cruz, 2014: 823).
Указанные прямые упоминания о Деве Марии создают ясное представление о Ней как о душе, пребывающей в соедине-
нии с Богом. Но ведь именно такая душа и является главным персонажем поэзии Иоанна Крес та .
Так, в знаменитых стихах «Однажды ночью темной» описывается движение души к союзу с Богом.
Однажды ночью темной,
горя огнем, неведомым вначале, -
о, дивная истома! -
я вышла без печали
из дома, где давно уже все спали.
По лестнице в бездонной
кромешной тьме шаги мои звучали.
о, дивная истома!
Я вышла в темной шали,
из дома, где давно уже все спали.
Я шла, презрев соседство
чужих теней глухих и безголосых.
Мне в озаренном сердце
в ответ на все вопросы
сама любовь была свеча и посох.
Надежное светило
сквозь темноту вело меня подспудно
к Тому, Кого любила, -
вело сияньем чудным
туда, где было тихо и безлюдно.
Ты, ночь, меня водила,
нежнее, чем рассвет. Неразделимо
ты, ночь, соединила
любимую с любимым,
дышавшую и ставшую Одним Им.
В душе, Его навечно,
а для других закованной в оковах,
Он задремал беспечно
от голоса родного
и веера из деревцев кедровых.
С порывом ветра схоже,
в тот миг, когда к Нему я наклонилась,
вдруг прикоснулась к коже
божественная милость,
и жизнь моя во мне остановилась.
Ни человечий оклик
не слышу я, ни криков петушиных:
гляжу на милый облик.
Весь мир, как паутина,
ушел под сень сомкнувшихся
кувшинок.
Это стихи о Благовещении («Радуйся, Благодатная!»): «Мне в озаренном сердце //
в ответ на все вопросы // сама любовь была свеча и посох».
ОРождествеСына:«Онзадремал беспечно// от голоса родного // и веера из деревцев кедровых».
О Сретении («Ныне отпущаеши»): «Весь мир, как паутина, // ушел под сень сомкнувшихся кувшинок».
«Духовный гимн»
В мариологическом контексте возможно прочитать и главное поэтическое произведение Иоанна Креста, «Духовный гимн», представляющий собой переложение «Песни песней». В этом библейском тексте невеста называется «вертоградом заключенным»: «Запертый сад -сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4: 12). С 1400 г. в западноевропейском искусстве распространяется символический образ Богородицы как «вертограда заключенного», то есть сохранившей Свое девство и по рождестве Сына. Эта символика напрямую связана и с набирающим силу догматом о непорочном зачатии: Мария есть сад, запертый от греха.
Упоминавшийся уже Гонсало де Берсео предпосылает своим «Чудесам Богородицы» длинный пролог, в котором Мария предстает как дивный благоуханный сад, полный разнообразных цветов (ср. Игнатьева, 2017). Иоанн Креста также описывает сад, но не называет имени Богородицы. В саду происходит действие основных строф «Духовного гимна» Иоанна Креста. Вот несколько примеров:
6. Ловите лис-охотниц
до наших лоз душистых. Пусть сильнее
от вороха из сотни
цветущих роз пьянеют,
безлюдное пусть поле зеленеет.
17. Не дуй, студеный, жуткий, -пусть южный ветерок едва колышет мой вертоград, и чуткий
Возлюбленный в затишье любой жасмин и лилию услышит.
18. О нимфы Иудеи,
не к вам наш мирт цветет, благоухая,
ступайте прочь, виденья,
впредь не пересекая
границ оберегаемого края.
22. В саду моем супруга
теряется в цветочном аромате.
И на груди у друга,
томима благодатью,
вдруг задремала в ласковых объятьях.
Цитировавшуюся выше 21-ю строфу -«и тем упрочу стены, // что сторожат твой сон благословенный» - Иоанн комментирует так: «Под стеной понимается мир и ограда из добродетелей и совершенств, окружающая и оберегающая душу, которая сама есть сад, где Возлюбленный пасет среди цветов, окруженный и оберегаемый лишь для Него; вот почему Песнь Песней (4, 12) называет его "вертоградом заключенным", говоря "Вертоград заключен сестра Моя"» (Cruz, 2014: 832).
Здесь Иоанн Креста вторит Григорию Нисскому: «Если кто до того изменяется, чтобы стать и невестою, потому что прилепляется ко Господу, и сестрою, потому что творит волю Его, как говорит Евангелие (Матф. 12: 49), то да будет Он благоцвету-щим вертоградом, заключающим в себе красоту всякого растения, и сладкую смоковницу и плодоносную маслину, и высоковетвистую пальму, и обильную плодами виноградную лозу, и не какое-либо колючее или придорожное растение, но вместо них кипарис и мирту» (Нисский, 1862: 235).
В «Гимне» можно проследить и тему Eva - Ave, т.е. тему искупительной роли Богородицы по отношению ко грехопадению Евы. Дева - возлюбленная невеста из «Песни песней» встречается с Женихом в саду, под яблоней, чей плод послужил изгнанию прародителей из Рая. Теперь на том же месте душа исцеляется
201
от этой смертной раны благодаря встрече с Возлюбленным:
23. Под яблоневым древом со мной ты обручаешься как с равным. Ты исцелилась, дева, от материнской раны на том же самом месте первозданном. Присутствие в кармелитской марио-логии сопоставления Супруги из «Песни песней» Ветхого Завета с Пресвятой Богородицей подтверждается и следующим отрывком из Терезы Авильской: «О, Владычица, с какой определенностью возможно понять Вас, благодаря тому, что происходит с супругой в Песни Песней! И так вы можете увидеть, дочери мои, в еженедельной службе нашей Владычице, как много из "Песни" используется в антифонах и паремиях» (S. Teresa, 2014: 1388).
Мариология в поэзии Иоанна Креста и Луиса де Леона
Интересно сравнить мариологическую тему у Иоанна Креста и Луиса де Леона. Оба поэта умерли в одном году - в 1591, и оба в семидесятые годы находились в тюрьме. Луис написал там стихи «Владычице нашей» (León, 1975: 70-74), в которых умоляет Богородицу спасти его от гонений клеветников (его заключили в тюрьму, обвинив в предпочтении еврейского текста Библии латинской Вульгате и в переводе Песни Песней на народный - испанский -язык). Иоанн Креста пишет другие стихи, в которых, кроме указанных романсов, ни слова впрямую о Богородице. Тем показательнее сходство некоторых образов. Луис де Леон умоляет: «Могущественною десницей // разорви, Царица Небесная, эти цепи».
А вот как просит об освобождении другой поэт:
Как нежно выжигаешь ты рану в сердце хрупком, божественной любви живое пламя. Уже не убегаешь,
не ходишь полукругом. Так попали завесу между нами!
Иоанн молит о другом освобождении -от уз, сковывающих душу на пути к соединению с Богом. У Луиса речь идет о цепи тюремной, у Иоанна - об оковах земной жизни. Казалось бы, это разные прошения. Но есть в стихотворении Луиса еще один мотив, общий с Иоанном Крестом, - это тема ночи: «Яви желанный свой лик, // которым восхищается небо и восторгается земля, // и облака убегут, воссияет день. // Твой свет, высокая Госпожа, // да победит эту слепую и унылую мою ночь».
Эта ночь приводит на память «Однажды ночью темной» Иоанна Креста, особенно первую строфу (см. выше), которую мистик-богослов комментирует так: «Первая ночь, или очищение, принадлежит чувственной части души... И эта первая ночь является уделом новоначальных в то время, когда Бог только вводит их в состояние созерцания, в котором также участвует и дух» (Cruz, 2014: 161). У Луиса esta ciega y triste noche mía есть метафора психологического состояния - отчаяния, покинутости в реальной темнице, а у Иоанна una noche oscura представляет метафору аскетического пути, его начала. Однако, зная уже, что душа, идущая на свидание к Жениху, в мире Иоанна Креста означает Богородицу, мы увидим сходство там, где раньше видели только различие. Оба великих испанских поэта-современника пишут о Богородице: один, Луис де Леон, прямо обращаясь к Заступнице в скорбях, а другой, Иоанн Креста, тайно подражая Ей в любви и самоотречении на пути к Богу.
Итак, мариологическое молчание Иоанна есть то, что он сам назвал в «Духовном гимне» música callada («немая музыка»). Тот hortus conclusus, девственное целомудрие, молчаливое богословие, которое отличало саму Деву Марию. Главное в поэтической мариологии Иоанна Креста - это отождествление Супруги (души, соединенной
с Богом) и Марии. Всегда, когда в прозе он говоря о душе, соединенной с Богом, он говорит о Богородице, он говорит и о та- говорит и о Божией Матери. Именно это кой душе. В стихах же верно и обратное: мы и попытались показать.
Примечания
1 Anónimo. San Juan de la Cruz y el misterio de María. Режим доступа: http:// librosyvideoscristianos.blogspot.ru/2013/12/san-juan-de-la-cruz-y-el-misterio-de. html
2 Стихи Иоанна Креста даются в нашем переводе. Библиография
Игнатьева (Оганисьян) М.Ю. Гимнографические принципы испанской духовной поэзии Высокого средневековья // МедиаАльманах. 2017. №. 5. С. 152-162.
Нисский Гр. Творения. М.: тип. В. Готье, 1862. Т. 3.
Crisógono J.S. (1997) Vida de San Juan de la Cruz. Madrid: BAC.
Cruz J. de la. (2014) Obras Completas. Burgos: Monte Carmelo.
León L. de (1975) Poesías. Barcelona: Planeta.
Naoe K.Y. (2003) Marian Virtues and Margery Kempe: The Influence of Carmelite Devotion to the Virgin. Carmelus: Commentarii ab Instituto Carmelitano Editi 50, pp. 89-112.
S. Teresa (2014) Obras Completas. Burgos: Monte Carmelo.