Научная статья на тему 'Вертикально-интегрированные структуры в птицепродуктовом подкомплексе России'

Вертикально-интегрированные структуры в птицепродуктовом подкомплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смыков Роман Александрович

The corporate integraion model based on property which combines enterprises of different branches connected in technical and economic relation. On the basis of Russian experience of forming and functioning of vertically integrated structures there were distinguished main types of agricultural holding companies. The author reveals distincive and fundamental features of agricultural holding companies in poultry farming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vertically integrated structures in poultry subcomplex of Russia

The corporate integraion model based on property which combines enterprises of different branches connected in technical and economic relation. On the basis of Russian experience of forming and functioning of vertically integrated structures there were distinguished main types of agricultural holding companies. The author reveals distincive and fundamental features of agricultural holding companies in poultry farming.

Текст научной работы на тему «Вертикально-интегрированные структуры в птицепродуктовом подкомплексе России»

венного моделирования, а также дифференциации. Способы согласования целей, а также причины их изменения подробно исследуются в вышеназванной монографии [2].

Реализация целей и стратегий должна осуществляться в единой системе стратегических, тактических и оперативных решений и тесно связана с экономической политикой региона.

Предлагаемая методология целеполага-ния представлена в виде модели (рис. 1). Она включает четыре блока. В первом блоке формируются миссия и макроэкономические цели региона. Второй блок связан с выбором целей мезоуровня и микроуровня. В третьем блоке осуществляется выбор стратегий и оценка достижимости целей. Реализация стратегий и целей осуществляется в четвертом блоке.

Таким образом, предлагаемая методология целеполагания развития региона разрабатывается на основе: 1) анализа функций региона как организационной системы, базирующихся на интеграции целей основных целеносителей региона; 2) учета внешней

отечественной и зарубежной среды и стратегического поведения региона; 3) многоуровневой системы целей регионального развития; 4) учета общих и конкретных характеристик региона; 5) оценки структуры дерева стратегических целей региона. Она может быть использована при разработке стратегий, программ, сбалансированной системы показателей регионального развития.

1. Абалкин Л.И. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 49-54.

2. Шеховцева Л.С. Управляемое развитие региона: стратегическое целеполагание: моногр. Калининград, 2005.

3. Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник / под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. М., 2004.

4. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. М., 2005.

5. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.И. Прохоров. М.; СПб., 2004.

Поступила в редакцию 30.11.2006 г.

ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ В ПТИЦЕПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Р.А. Смыков

Smykov R.A. Vertically integrated structures in poultry subcomplex of Russia. The corporate integration model based on property which combines enterprises of different branches connected in technical and economic relation. On the basis of Russian experience of forming and functioning of vertically integrated structures there were distinguished main types of agricultural holding companies. The author reveals distinctive and fundamental features of agricultural holding companies in poultry farming.

Организация эффективного агропромышленного производства остается одной из актуальных проблем реформирования АПК. В условиях рыночной экономики она невозможна без объединения трудовых, материально-технических и финансовых резервов всех участников воспроизводственного процесса. Для этого необходимо создание гибких интеграционных связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими, обслуживающими, торговыми и другими структурами.

Применительно к АПК сущность интеграции как экономической категории заключается в объединении предприятий, имеющих разную специализацию и выполняющих различные функции в воспроизводственном процессе вновь организованного агропромышленного формирования.

В настоящее время интеграционные процессы затронули фактически все сферы сельского хозяйства: молочное животноводство, овощеводство, кормопроизводство, производство яиц и мяса птицы, мясное скотоводство и свиноводство.

Как правило, сотрудничество между производителями, переработчиками сельхозпродукции и прочими структурами, имеющими отношение к АПК, в любой форме, основанной на уважении интересов друг друга, приводило к значительному усилению позиций всех сторон на рынке и росту их экономической эффективности. В целом нарастание интеграционных процессов оценивается как ключевой фактор, позволивший остановить спад производства в сельском хозяйстве и создать предпосылки для его роста.

Как показывает отечественная и зарубежная практика, одной из эффективных форм в сельскохозяйственном производстве является корпоративная модель интеграции, которая объединяет предприятия различных отраслей, органически связанных в техникоэкономическом отношении. Она создает наиболее благоприятные условия для взаимо-увязки экономических интересов участников интеграции и повышения эффективности производства.

В настоящее время в сельском хозяйстве России осуществляется создание следующих интегрированных структур:

• сельскохозяйственные кооперативные структуры, в которых перерабатывающие предприятия входят в качестве обслуживающих сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• ассоциации, объединяющие предприятия по воспроизводственному циклу на базе согласования интересов, в основном на некоммерческой основе;

• агрохолдинги перерабатывающих предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе общей собственности.

Агрохолдинговые компании по складывающимся отношениям между их участниками можно классифицировать на следующие типы:

- имущественный,

- договорный,

- унитарный (государственный) с договорными отношениями,

- смешанный (сочетание имущественных и договорных отношений).

• агропромышленные финансовые группы, которые являются добровольными коммерческими объединениями с привлечением банков и других финансовых структур;

• другие формы объединений, при которых перерабатывающие предприятия интегрируются с поставщиками сырья на основе долгосрочных контактов по взаимным поставкам.

В последние два года существенно активизировался процесс создания агропромышленных формирований на основе собственности. Фактически все крупные предприятия Санкт-Петербурга, специализирующиеся на переработке молока, мяса и других продуктов сельского хозяйства имеют планы, либо уже реализуют проекты по созданию собственной сырьевой базы.

Наиболее масштабный проект с весны 2000 г. реализует концерн «Колибри». Некоммерческое партнерство «Концерн «Колибри» организовано в 1994 г. Сегодня концерн объединяет пищевые предприятия «ПМК «Роска», «Мясоперерабатывающий

комбинат № 7», «Пищевой комбинат № 4», «Вологодское масло», «Ленмороженое», «Завод растительных масел «Бутурлиновский», упаковочный завод «Унипак», завод пластмассовых изделий «Пластмас» и ЗАО «Брат-цевское».

В рамках проекта развития ОАО «Корпорация Роска», подконтрольного «Колибри», приобретены четыре молокопроизводящих совхоза Ленинградской области («Ударник», «Агроэнерго», «Остроговицы» и «Тихвинский»), четыре зерносовхоза Воронежской области, Братцевская птицефабрика (Московская область), а также приобретенный за 18 млн. руб. комбикормовый завод в Германии. Концерн ежемесячно инвестирует во входящие в корпорацию совхозы Ленинградской области порядка 4,5 млн. руб.

Интересен опыт ОАО «Орловщина», созданного в Орловской области на базе интеграции промышленного птицеводства с сельскохозяйственными предприятиями. В его состав вошли бройлерная птицефабрика, комбикормовый завод, два бывших совхоза (9 га пашни) и широкая сеть торговых точек в Орле и области. Инвестором ОАО выступила областная администрация. Сельхозпредприятия обеспечивают потребности бройлерной фабрики на 60 %; комбикормовый завод бесперебойно снабжает ее полноценными кормами с учетом заданного привеса. До 40 % продукции бройлерной фабрики реализуется через собственные фирменные

магазины. Работа в единой производственной цепи позволила усилить заинтересованность предприятий, входящих в состав объединения, в конечных результатах смягчить противоречия в ценообразовании на всех этапах - от поля до магазина, обеспечить устойчивую реализацию продукции.

Агропродовольственные холдинги в российской экономике создавались первое время в форме так называемых финансовопромышленных групп (ФПГ). По имеющимся данным, на начало 1998 г. из 46 ФПГ, работавших в России, 17 действовало в сфере АПК, а 8 из них непосредственно занималось сельским хозяйством. Большинство российских корпораций - холдинги. Это обстоятельство несет в себе как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, в рамках холдинга создаются условия для установления связей координации между предприятиями единой технологической цепи, концентрации производства и капитала, диверсификации рисков и эффективного разделения функций стратегического и тактического менеджмента. С другой стороны, холдинг - это механизм контроля над деятельностью дочерних компаний через отношения собственности. Это обстоятельство затрудняет разработку и реализацию единой стратегии, реструктуризацию и перераспределение ресурсов в пользу перспективных направлений, порождает дефицит информации о финансовом состоянии подразделений.

В мировой практике широко распространены корпоративные объединения в виде картелей, концернов, синдикатов, пулов, трестов, холдингов и т. д. Российским же законодательством установлены такие формы объединений, как ассоциации и союзы, концерны, межотраслевые, региональные объединения. Пока разрабатывается законодательная база, холдинги в АПК России получают все большее распространение. Это вызвано преимуществами холдинговых структур: относительно «нежесткая» структура интеграции, обеспечивающая в то же время достаточный контроль за стратегическими направлениями деятельности входящих в корпорацию структур, а также за выполнением взятых ими на себя обязательств.

Современные агрохолдинги появились в России в особых экономических условиях -после кризиса 1998 г. Рынок был расчищен

для национальных производителей, поскольку ввозить импортное продовольствие стало невыгодно. Вкладывать капиталы в сельское хозяйство могли, за редким исключением, только богатые экспортеры сырьевых товаров (нефти, газа, металлов). По оценкам Министерства сельского хозяйства, в стране насчитывается более 90 крупных и средних компаний холдингового типа в 27 регионах России. Это в первую очередь Белгородская, Орловская, Курская, Воронежская, Новгородская и Омская области, где действуют такие крупные агрохолдинги, как «Продим-пекс», «Русагро», «Стойленская Нива», «Разгуляй - Укррос», «Риф», «Великий Новгород», «Орловская Нива», «Орловский агрокомбинат», «Омский бекон», ГК «Агрохолдинг» и др. Большинство из них - многопрофильные компании, занимающиеся и животноводством, и птицеводством, и растительными культурами. Агрохолдинги объединяют более 320 предприятий и организаций.

В таких регионах, как Нижегородская область, Республика Алтай, Кировская область и некоторых других идет становление агрохолдингов, а в Республике Дагестан и некоторых других осуществляется организационная работа по их созданию. Изучается опыт организации и функционирования холдингов, отрабатываются оптимальные модели их создания с учетом местных особенностей.

Проанализировав российский опыт создания и функционирования агрохолдингов можно выделить следующие их типы:

1. По интеграционным связям:

а) горизонтальный (объединяются предприятия преимущественно сферы сельскохозяйственного производства);

б) вертикальный (объединение предприятий как последовательных звеньев единой технологической цепочки производства готового продукта и обслуживающих его инфраструктурных подразделений).

2. По форме собственности:

а) государственные: контрольный пакет акций холдинга принадлежит государству. Управляющая компания создается на базе областного управления сельского хозяйства и продовольствия. Например, агрохолдинг ОАО АПК «Орловская Нива»;

б) частные: создаются по инициативе и с использованием финансовых ресурсов ча-

стных компаний, иногда иностранных. Например, агрохолдинг ОАО «Агрос»;

в) смешанные: создаются при участии государства и частных компаний. Например, агрохолдинг ОАО «Саратовптица».

3. По широте охвата деятельности:

а) региональные (агрохолдинг ОАО «Саратовптица»);

б) межрегиональные (ГК «Агрохолдинг»).

4. По составу и структуре:

а) с незаконченным циклом производства: деятельность корпоративных объединений с незаконченным циклом производства (например, ОАО «Курскптица» основывается на заключении контрактов с перерабатывающими, торговыми и сервисными предприятиями);

б) с законченным циклом производства (ГК «Агрохолдинг»).

5. В зависимости от рода и функций

предприятия-интегратора, определяющего

вектор интеграционного воздействия:

а) прямые при интеграторе - сельхозпредприятии (агрохолдинг «Юг Руси», ОАО «Саратовптица»);

б) обратные - при интеграторе - промышленно-перерабатывающем предприятии;

в) внешние - при интеграторе - предприятии агросервисной инфраструктуры или предприятии поставщике ресурсов для сельского хозяйства (агрохолдинг ООО «Белре-гионгаз» - при предприятии поставщике газа, агрохолдинг ОАО «ОГО» - при торговом предприятии);

г) смешанные - при наличии сочетания вышеуказанных признаков - видов деятельности диверсифицированных фирм интеграторов.

6. В зависимости от структуры управления:

а) агрохолдинги с централизованнной структурой управления (агрохолдинг ЗАО АПК «Агрос»);

б) агрохолдинги с децентрализованнной структурой управления (агрохолдинг ОАО АПК «Орловская Нива»).

Из всех отраслей сельского хозяйства наиболее привлекательной с точки зрения создания холдинговых структур является птицеводство. Это обусловлено особенностями отрасли. Агрохолдинги в птицеводстве строятся по технологической цепочке; чаще

всего управляющая компания создается с участием областного управления сельского хозяйства и продовольствия. Это позволяет вести контроль за деятельностью агрохолдингов со стороны государственных структур. Такой тип агрохолдингов считается более предпочтительным, т. к. это будет препятствовать перераспределению капитала из сельского хозяйства в другие сектора экономики.

Несмотря на общую типизацию, каждый агрохолдинг уникален в силу региональных особенностей, кадрового потенциала, формальных и неформальных отношений внутри него.

Основными, принципиальными чертами агрохолдингов в птицеводстве являются следующие:

- инвестором выступает либо производитель, либо продавец зерна;

- инвестор вкладывает деньги из других прибыльных отраслей;

- создание путем приобретения инвестором сразу нескольких предприятий;

- сбытовая сеть у инвестора;

- создание по технологической цепочке (в агрохолдинг входят сельскохозяйственные, комбикормовые, перерабатывающие, торговые предприятия);

- непосредственное участие областной администрации.

Наиболее ярким примером является группа компаний «Агрохолдинг», штаб-квартира которой расположена в Курске, а производственная деятельность простирается на 22 региона России.

Агрохолдинг - один из крупнейших российских производителей мяса птицы. Предприятия Холдинга являются ключевыми игроками на региональных рынках, занимая от

5 до 45 %, а также выполняют важную социальную роль по обеспечению занятости в регионах России, что дает им право на субсидирование процентной ставки по части привлекаемых кредитных ресурсов.

Построение замкнутой вертикальноинтегрированной цепочки производства обеспечивает Агрохолдингу высокое качество конечной продукции и хорошую рентабельность бизнеса за счет снижения издержек на каждом этапе создания добавленной стоимости продукции.

Агрохолдинг - один из крупнейших агропромышленных комплексов отрасли,

включающий в себя три направления: птицеводство и связанное с ним производство комбикормов, свиноводство, а также бизнес по оптовой и розничной торговле. Общий объем выручки группы компаний «Агрохолдинг» составил в 2005 г. 3,57 млрд. руб. Группа компаний «Агрохолдинг» включает в себя более 50 различных компаний.

Основным видом деятельности, составляющим 68 % от общей выручки и 85 % прибыли, является птицеводство и производство хлебопродуктов. Эти предприятия выступают эмитентом и поручителями по займу.

В ассортимент продукции, выпускаемой эмитентом, входит более 180 наименований фасованной продукции, основную долю которой составляют полуфабрикаты цыпленка бройлера, субпродукты, куриный фарш.

Основный вид деятельности - производство мяса птицы, полуфабрикатов и прочих продуктов глубокой переработки. Прочие виды деятельности - производство яиц и комбикормов. Цикл производства в рамках птицеводческого направления включает всю цепочку создания стоимости - от производства собственных комбикормов до поставки продуктов глубокой переработки мяса птицы конечным потребителям, что помогает Агрохолдингу эффективнее управлять себестоимостью продукции и снижать издержки на всех этапах создания стоимости, а также обеспечивает более высокое качество конечной продукции.

В 2005 г. ГК «Агрохолдинг» произведено 34,5 тыс. т мяса птицы в убойном весе. По итогам 2006 г. ожидается увеличение производства до 42 тыс. т.

Наиболее перспективное и растущее направление деятельности Агрохолдинга -продукты глубокой переработки (полуфабрикаты, колбасные изделия и копченые продукты), доля которых в общей выручке направления на сегодняшний день составляет 47 % и постоянно увеличивается.

Компания обладает диверсифицированными каналами сбыта своей продукции -67 % продукции реализуется крупным и мелким оптом, 17 % реализации составляют продажи через торговые сети. Группа также владеет собственной сетью розничных мага-

зинов, через которую реализуется порядка 16 % готовой продукции.

Основными клиентами Группы среди торговых сетей являются:

- сети федерального масштаба - «Пятерочка», «Магнит», «Metro»;

- сети регионального уровня - «Линия» (Курская, Белгородская, Воронежская области), «Европа» (Курская область), «Дикси», «Квартал», «Копилка» (Тульская область), «Сберегайка» (Орловская область), «Сильвер» (Ульяновская область).

Птицефабрика «Чувашский бройлер», входящая в состав Агрохолдинга, по показателям коэффициента продуктивности уже занимает первые места среди бройлерных фабрик России. Птицефабрика «Тульский бройлер» выходит на свою проектную мощность - 18 тыс. т, а свинокомплекс «Магнитный» (Курская область) - до 54 тыс. т.

С весны 2000 г. на птицефабрике «Красная поляна» (Курская область) введена в действие линия фирмы «Сторк» по переработке бройлеров. Мощность новой линии -

6 тыс. голов птицы в час. «Красная поляна» стала одной из участниц (в составе производственно-научной системы ППЗ «Большевик») создания и внедрения нового отечественного трехлинейного бройлерного кросса «Барос-123», отличающегося от традиционных высоким генетическим потенциалом, ускоренным выходом продукции, хорошими мясными качествами и конверсией корма.

На 2006 г. Группой «Агрохолдинг» намечена реализация семи крупных инвестиционных проектов на общую сумму свыше 800 млн. руб. Около половины от инвестиций планируется направить на реконструкцию свиноводческого комплекса в Курской области. Другие проекты предусматривают реконструкцию птицеводческих производств, а также установку линии по переработке новых видов сырья для комбикормов.

Группа компаний «Агрохолдинг» сегодня - это международное признание конкурентоспособности российского производства на мировом рынке. Международная Ассоциация бизнес-партнеров АДМ наградила призом «Предприятие года-2000» Курбакин-ский комбикормовый завод, а высокий профессионализм управления и коммерческая предприимчивость его директора, а ныне председателя Совета директоров «Агрохол-

динга» Владимира Стекачева отмечены золотой медалью и дипломом «Бизнес-лидер-2000».

По итогам осенней «Российской агропромышленной выставки-2002» предприятия холдинга получили немало наград в номинации «Продукты питания»: серебряную медаль - п/ф «Красная поляна», бронзовые -ОАО «Провинция» и п/ф «Чувашский бройлер». Особо ценна серебряная медаль «Тульского бройлера» - это первая награда тульским птицеводам за 19 лет существования фабрики. Чуть позже «Красная поляна» «озолотилась» на российской ярмарке продуктов «Мясо-молочная индустрия-2003», а ее директор Владимир Митасов давно уже

признан лучшим менеджером сельского хозяйства России и своей области.

В перспективе неизбежна дальнейшая активизация интеграционных процессов в АПК, обусловленная необходимостью привлечения сельскохозяйственными предприятиями крупных внешних инвестиций, без которых невозможно их дальнейшее устойчивое развитие. Однако сами по себе большинство сельхозпредприятий - малопривлекательные объекты для инвестирования. В составе агропромышленных объединений их инвестиционная привлекательность существенно возрастает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 30.11.2006 г.

МОДЕЛИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Г.Б. Баранов

Baranov G.B. Models of intraeconomic industrial and economic relations in farming plants. Intraeco-nomic industrial and economic relations in farming plants are formed on the basis of intraeconomic calculation perfection in the system of economical mechanism of management. In practice its different models are used. There are given characteristics of intraeconomic calculation models.

Внутрихозяйственные производственноэкономические отношения в сельскохозяйственных предприятиях формируются на основе совершенствования внутрихозяйственного расчета в системе экономического механизма хозяйствования. На практике используются различные его модели.

Первая модель внутрихозяйственного расчета характеризуется частичной самостоятельностью внутрихозяйственных подразделений, при которой они не имеют права вступать в производственные взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, не имеют самостоятельного баланса и расчетный счет. Данная модель хозрасчета применяется в колхозах и совхозах, сохранивших свой прежний статус, в сельскохозяйственных кооперативах и акционерных обществах, создаваемых на базе предприятий, реорганизующихся как целостная система и представляет переходный этап к более глубоким формам экономической самостоя-

тельности внутрихозяйственных подразделений и отдельных работников.

При второй модели коллективам первичных подразделений предоставляется право распоряжаться частью или всей произведенной продукцией, самостоятельно вести расширенное воспроизводство. В этом случае сельскохозяйственное предприятие будет представлять союз первичных производственных и обслуживающих подразделений, совместная производственная деятельность которых нацелена на обеспечение наивысших экономических результатов как по предприятию в целом, так и по подразделениям.

Третья модель характеризуется наиболее полной экономической самостоятельностью первичных коллективов-собственников.

Взаимоотношения между ними строятся аналогично как с внешними партнерами. А согласованность действий, взаимопомощь, поддержка и взаимовыручка в реализации производственной программы каждой струк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.