Научная статья на тему 'Вертикальная и горизонтальная составляющие динамики структуры текста'

Вертикальная и горизонтальная составляющие динамики структуры текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1203
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вертикальная и горизонтальная составляющие динамики структуры текста»

ВЕРТИКАЛЬНАЯ И ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА

Г.Г. Москальчук Бийск

Изучение художественных текстов как фактов искусства предусматривает применение к ним общеэстетических понятий и законов. Оценочная позиция исследователя часто ограничивается констатацией эстетической значимости того или иного языкового средства, анализом взаимодействия некоторых единиц в организации целого. Гармония как эстетическая категория проявляет себя на всех уровнях функционирования составных систем и является существенной интегральной характеристикой текста, предопределяющей оптимальность его восприятия. В большинстве случаев исследование процессов гармонизации текста строится на единицах функционально-семантического плана, выявляемых на поверхностном языковом уровне, а не из структуры текста.

Но ведь и форма текста способна выражать собственные (и пока скрытые от лингвистического анализа) значения, которые входят в произведение наряду с семантикой лексических и грамматических показателей. Оценка адекватности понимания авторского намерения, закодированного в структуре текста, должна строится на экспликации смыслов, скрытых в форме текста. Констатация наличия в тексте со- и/или противопоставленных смыслов и единиц, их подробный семантический и психолингвистический анализ еще не дает ключа к пониманию заложенного автором механизма восприятия замысла, не всегда объясняет характер воздействия художественного текста на читателя. Семантический аспект текста оказывается менее универсальным, и более зависящим от субъекта, нежели структурный. Физические параметры структуры текста (его протяженность, форма, позиционная структура, интенсивность градационной динамики целого и др.) являются независимой переменной в процессе речевой деятельности.

Диалог двух субъектов - автора и читателя - предусматривает не только адекватное понимание смысла текста, но и заранее запланированное писателем воздействие на психоэмоциональный фон читателя-собеседника, заражение его определенным кругом не столько идей, сколько эмоций. Вероятно, механизм согласования, гармонизации, попутной коррекции читательского восприятия текста встроен автором в произведение не только на логикосемантическом уровне, но и на структурном.

Смысл целого возникает постепенно и вполне определяется только по окончании текста. Его эволюцию мы реконструируем post faktum, а потому оказывается важным размер текста, его протяженность и характер распределенности структуры во внутреннем пространстве-времени. Дело в том, что, как оказывается, каждый смысл требует для своего выявления определенной протяженности текста во времени, и этот фактор, бесспорно, влияет на восприятие замысла. Длинный текст способен вместить более разнообразное содержание, выразить его с достаточной детализацией. Короткий текст по-иному содержателен энергетически, его лаконизм тщательно выверен и лишен детализации (лозунг, афоризм, паремия и т.п.). Размер текста еще до чтения

уже информативен для читателя, поскольку он служит сигналом о выборе темпо-ритма восприятия, формирует подсознательную установку для синхронизации времени, необходимого для Чтения текста, и реального физического времени читателя.

Таким образом, размер текста как внешний сигнал письменной речи позволяет читателю распределиться во времени для восприятия этого текста. Далее, при чтении, формируется дискретность последовательности языковых единиц текста, что выявляется для письменного текста в графических и пунктуационных знаках. В результате возникает ритм последовательности и читатель невольно вовлекается в него и тем самым синхронизирует свой процесс восприятия текста с авторским, повинуясь внутреннему ритму целого, запрограммированному автором прежде всего в синтаксической ткани текста.

Форма текста как физическая субстанция включает горизонтальную и вертикальную составляющие. Горизонтальная динамика развертывается в процессе постепенного продвижения текста вдоль временной оси: от его абсолютного начала к абсолютному концу. Позиция служит измерителем внутреннего времени структуры текста. Одинаковый порядок позиций, применяемый при моделировании структуры синергетического процесса в тексте, позволяет сравнивать между собой различные состояния структуры текста в одинаковых параметрах. Целое возникает постепенно, развертывается перед читателем во времени, проходит сходные инвариантные этапы эволюции формы: возникновение - становление - распад [1].

Вертикальной составляющей процесса формообразования (восприятия) служит интенсивность синергетического процесса на пути структуры к аттрактору и в процессе выхода формы из аттрактора, при ее свертывании. Положение аттрактора структуры текста нестабильно и зависит от ряда случайных факторов, например, автор произведения неравнообъемно членит целое на дискретные составляющие, использует различную длину предложений, а иногда и весь текст может состоять из одного предложения и т.п., то есть следствием различной членимости целого является ритм формы.

Моделирование эволюции формы текста помогает выявить конкретное многообразие внутренней распределенности крупных фрагментов формы в структуре, обнаруживает общность процессов распределения структурных однородностей и неоднородностей, указывает на особенности чисто человеческого способа творить в процессе речевой деятельности форму текста. Поскольку некоторые процессы структурообразования повторяются, то это делает возможным их экспликацию в наблюдаемых параметрах, позволяет экспериментировать с формой, выявляя ее собственные возможности и смыслы [2].

Ключом к согласованию различных динамических составляющих текста является ритм, который выступает "строителем формы во времени" (Б.В. Асафьев), он выявляет неравномерности структуры по горизонтали целого, то есть вдоль временной оси, длящейся от абсолютного начала до абсолютного конца текста, выявляет периодичность колебаний структуры. Градация циклических плотностей создает спонтанную неравномерность режима восприятия по вертикали. В результате - форма текста как физическая" субстанция обретает объем, осуществляя экспансию в некоторое квазипространство.

Интенсивность связей, возникающая спонтанно, всегда выдвигает некоторый фрагмент структуры целого как наиболее эффективный для восприятия смысла целого - креативный аттрактор. Эти процессы случайны и независимы от сознательной воли человека, но различия в напряженности отдельных участков текста воспринимаемы и неосознаваемо используются человеком [3].

Интенсивность циклов в тексте отражает эволюцию синтагматического напряжения (термин В.Г. Адмони). Открытая правосторонняя связь в тексте и концестремительность динамики структуры являются показателями незавершенности целого, отражающим движение физической массы языкового материала к устойчивому состоянию, к статическому равновесию, обретаемому структурой только в завершенной форме. Г армония целого возникает при сопряжении горизонтальной и вертикальной динамики структуры, синхронизированных в едином континууме текста с режимом человеческого восприятия посредством сложного ритмического согласования. Статическое равновесие целого есть плане интенсивностей в их пропорциональной протяженности. Равновесие формы достигается только к концу текста и оценивается реципиентом как гармония.

Циклическая градация как проявление функциональной асимметрии структуры компенсирует натиск периодичности ритма, смягчает, деформирует (усложняет, упрощает, облегчает) его неуклонное устремление к концу. Она способна сдержать ход субъективного течения времени, законсервированного в протяженности текста. Градация циклов заменяет в тексте то, что в музыке называют звуковысотным интервалом. Согласование процесса взаимодействия горизонтальной и вертикальной динамики с оптимальными и физиологически комфортными для человека режимами восприятия является фактором оценки эффективности самой формы. Здесь ощутимы и значимы перепады напряженностей в процессе движения к кульминации, а также позиции особенно значимых перепадов, как носителей важной информации о целом. Креативный аттрактор притягивает к себе в структурные и смысловые связи произведения, представленные здесь в концентрированно форме, он является сверткой важнейшей информации о целом.

Возможность определять месторасположение креативного аттрактора в зависимое от направленности флуктуации в структуре текста делает актуальными вопросы о смысла представленных изменением интенсивности градационной динамики. Каково значение восходящего, нисходящего, восходя-ще-нисходящего и монотонного развертывания градационной модели текста и воспринимается ли оно реципиентом? По этому поводу научной литературе практически нет наблюдений, которые можно использовать впрямую, встречаются отдельные замечания, например, о скрытой семантике отдельных стихотворных размеров (Гаспаров; Винарская и др.). В музыковедческой литературе, в филологии эстетике все чаще обсуждается моделирующая роль интонации. "Интонационный фундамент художественного текста - важнейшая составная его внутренней структуры, вырастающая на основе своеобразия запечатленных в произведении эстетических отношений действительности". <...> "Стихи начинаются с "мычания" ("термин" В.Маяковского Другими словами, интонация - "порождающий" (термин Н. Хомского) тело художественного

мышления и логико-эмоциональное его клише" [4].

Полагаем, что необходимо специальное изучение реакций человека на тип движения структуры текста: восходящий, нисходящий, восходященисходящий и наоборот. Это должно быть экспериментальное психолингвистическое исследование по восприятию семантизации скрытой информативности градационных изменений в тексте. Ясно, что направленностью динамики градаций стоят устойчивые и древние по своему происхождению эмоциональные окраски, позволяющие по выбираемым моделям судить о эмоциональноритмических предпочтениях испытуемых в области структуры текста. Основ катарсиса в искусстве Л.С. Выготский видел "в той противоречивости, которая заложена структуре всякого художественного произведения" [5]. Поэтому можно предположить, что существуют некоторые объективные смысловые и эмоционально-психологические различия заключенные в самой направленности движения и перепадах его интенсивности.

Аффекты, связанные с нарастанием и убыванием интенсивности ритмического воздействия воспринимаются читателем на неосознаваемом уровне, если они встроены в форму произведения. "... Ритм сам по себе как один из формальных элементов способе вызвать изображаемые им аффекты" [6]. Поэтому особое внимание следует уделять анализ организации линейной последовательности языковых единиц в тексте.

Автор текста при определенной оптимальности соотношения структуры произведения и физическо-биологической согласованности ритмических процессов текста синхронизированных с ритмами и биоритмами человека, воспринимающего текст, достигает появления резонансных усилений ответного субъективного ритма у читателя в тех местах произведения, где расположена наиболее важная информация. Программа настройки читателя весьма определенна и встроена в линейную структуру текста. По отдельным состояниям структуры мы эксплицируем и оцениваем общий характер ритмического настройки текста, оптимальность заложенного в нем ритма, соответствие ритма текст коммуникативно-прагматическим задачам.

Выявление градационной модели структурной организации текста позволяет качественно оценивать направленность изменения интенсивности градаций в целом тексте. Соединение позиционной структуры текста с характером и направленностью эволюции ее внутренней напряженности выводит на постижение глубинных эмоциональных подтекстов, заключенных в самой форме.

На материале стихотворения в прозе "Как хороши, как свежи были розы..." И.С. Тургенева прослеживается процесс согласования горизонтальной и вертикальной динамической гармонии текста в авторском варианте и в ряде его экспериментальных вариациях. Путем иной расстановки абзацев достигается различие интерпретации текста, связанное с несходством внешней формы, проявляющимся в разнообразии плотностей циклических связей в сопоставимых интервалах текста и в перемещениях креативного аттрактора (см.: Таблицу 1).

Структура текста И.С. Тургенева (модель /22222/) совершенна и позиционно точна, хотя и использован вариант с резкой асимметрией формы. В

тексте реализована восходящая градация с постепенным и равномерным нарастанием интенсивности циклов от начала произведения до зоны конца текста, где размещается креативный аттрактор - носитель доминантного смысла. Восходящая градация способна вызвать "эмоции прогрессивной ценностной зоны", связанной с нарастанием эмоционального и волевого возбуждения (радость и надежда), выражает чувства и волеизъявления, связанные с ростом эмоционального напряжения. Нарастающее напряжение характерно для любой адаптивной реакции, в том числе и коммуникативной [7]. Таким приемом вертикальной организации интенсивности циклических плотностей структуры автор постоянно по мере продвижения текста от абсолютного начала к его финалу усиливает внутреннюю ритмическую напряженность целого, и тем самым втягивает читателя в процесс сопереживания чувствам и мыслям лирического героя, ритмически направляет его к вычитыванию именно в конце произведения информации, наиболее существенной для понимания замысла.

Таблица 1. Плотность циклов в эском и эксперименталь- риан-

№ Модель Порядок абзацев Зачин Пред- ГЦн Пост- ГЦи Пред- гц Пост- гц Конец

1 22222 123456 1 2 3 4 5 6

Авторский вариант

2 21110 135246 4 8 6 4 2 2

Диспозиция

3 22022 124635 1 2 3 3 4 5

4 22112 123546 3 6 9 7 5 4

5 22211 126354 3 6 10 13 8 4

6 21121 132564 4 8 7 6 6 3

7 21222 152463 2 4 5 5 ' 5 5

Примечание: 1. Анализ проводился по методикам, подробно описанным в нашей работе. В записи вариантов сохранена нумерация абзацев авторского текста. 2. В таблице жирным Шрифтом выделен интервал с креативным аттрактором модели, курсивом - аттрактор 2-й Степени, обладающий меньшей мощностью, но включаемый в поле интерпретации Доминантного смысла текста (подробнее об этом см.: [Москальчук, раздел 2]).

Вариации расположения неравнообъемных абзацев текста, по-разному упакованных в тексте одной и той же протяженности, изменяют соотношение границ предложении и позиционных срезах. Так, например, если расположить абзацы в хронологическом порядке (диспозиция по Л.С. Выготскому), то существенно изменяется вертикальная динамика целого, вариант № 2 обладает формулой /21110/. В результате отказа от авторского расположения абзацев возникает суммарно нисходящая градация циклов, обусловленная убывающим перепадом (на 2 ступени) плотности аттракторов от начала к концу. Затем происходит резкий скачок плотности циклов (до 8 в пред-ГЦ). Далее,

до конца зоны ГЦ происходит равномерное убывание циклических плотностей, а в конце текста наступает стабилизация асимметричного фона. Градация циклов становится восходяще-нисходящей. Изменяется и характер аффекта, вызываемый данной структурой: пульсирующая напряженность произведения, вызванная перепадами интенсивности воздействия определяется как эмоциональное состояние колеблющейся активности [8].

Градационная структура авторского варианта и диспозиции отражает постепенное расхождение двух форм в позиционных интервалах (см.: строки 1 и 2 в таблице 1). Как видно из данных, приведенных в таблице, форма текста весьма чувствительна к флуктуациям размера предложения и абзаца.

Так, наиболее близкими по характеру скрытой градации текста оказались варианты I (авторский текст с ровной восходящей градацией) и вариант 3, в котором сохраняется восходящая градация с такой же направленностью динамики формы, но с протяженной областью симметрии в интервалах пост-ГЦн и пред-ГЦ. Далее несколько более ослабленная градация продолжается в направлении, совпадающем с авторским вариантом.

Вариант № 7 (порядок абзацев 152463) содержательно близок к варианту № 3, но не по качеству структурной организации. В нем реализуется восходящая градация с обширной стабилизацией фона: от пост-ГЦн до конца текста располагается продленный на несколько интервалов креативный аттрактор, что делает интерпретацию смысла более неопределенной для читателя.

Другие вариации текста И.С. Тургенева реализуют различные вос-ходяще-нисходящие градационные модели, что также весьма далеко от авторского замысла. Варианты № 2,4, 5, б и 7 по ритму целого не сопоставимы. В них проявляются модели с суммарной нисходящей градацией и различные вариации ритмических перебоев, значительно изменяющие авторский ритм. Каждый из этих вариантов по-своему интересен, но они слишком отдаляются от просветленно-трагического и приподнятого звучания текста И.С. Тургенева.

Расположение абзацев в тексте оказывается значимым и не случайным, порядок поступления информации для читателя соотнесен с ритмом восприятия целого. Самая полная и определенная информация об одиночестве героя располагается в конце (и все они умерли... умерли.,). Именно здесь формируется смысл старость - одиночество - холод - смерть - неизбежность конца, перебиваемый активным повторением рефрена, утверждающего обратное.

И.С. Тургенев использовал, возможности восходящей градационной модели с постепенным и неуклонным нарастанием внутреннего ритма текста. Восходящая градация как проявление направленной асимметричности структуры гармонично сопрягается с чередованием контрастных эпизодов (темы молодость и старость, жизнь и смерть), в результате чего структура целого в восприятии выравнивается, создается сложный и неповторимый ритм формы [9]. В произведении с помощью ряда сугубо структурных приемов, позиционно точных по размещению в тексте, смягчается, поэтизируется и приподнима-

ется над действительностью тема вечности любви: мы живы до тех пор, пока есть кому о.нас вспомнить.

Проявления синтезирующей роли ритма как интегративного фактора целостности текста позволяют не только глубже понять текст, но и оценить степень его понимания с старей на объективные характеристики формы целого. Изменение структуры текста приводит к деформациям запрограммированного автором ритма, что, в свою очередь, влияет на характер его воздействия. Мера воздействия на читателя поддается оценке через интенсивность заложенной в форме градации внутритекстовых циклов, изменяющейся в каждом тексте под влиянием случайных причин.

Поскольку форма целого возникает как сопряжение двух процессов структурной гармонизации текста: горизонтальной и вертикальной динамики целого, то появляется возможность анализировать их интеграцию с помощью моделирования состояний структуры различных ее деформациях. Таким образом расширяются возможности анализа, описания и интерпретации динамики процессов структурной организации текста, расширяется палитра исследователя текста.

Примечания

1. Москальчук Г.Г. Структурная гармония художественного текста // Логика социокультурной эволюции. Бийск, 1996. Ч. 1. С. 101-107.

2. Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста. Барнаул, 1998.

3. Москальчук Г.Г. Структурная гармония художественного текста // Логика социокультурной эволюции. Бийск, 1996. 4.2.

4. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения "Медного всадника". М., 1981.С.346.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. С.204.

6. Выготский Л.С. Указ. соч. С.205.

7. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). М., 1989. С.66.

8. Винарская Е.Н. Указ. соч. С.64.

9. Москальчук Г. Структурная гармония художественного текста // Логика социокультурной эволюции. Бийск, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.