Научная статья на тему 'Констатирующий эксперимент по восприятию структуры текста'

Констатирующий эксперимент по восприятию структуры текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Констатирующий эксперимент по восприятию структуры текста»

и выявлению стабильных семантических "предпочтений" носителей языка и семантического потенциала слова, появляющегося в результате функционирования языковой единицы..

Литература

ГТищальникова В.А. Общее языкознание: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001.

Апресян Ю.Д., Богуславская О.Ю., Левонтина И.Б. и др. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общим рук. Ю.Д. Апресяна. Вып. 1. 2-е изд., испр. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1999а.

Апресян Ю.Д. Отечественная теоретическая семантика в конце XX столетия // Известия АН. Серия литературы и языка, 19996, т. 58, № 4. - С. 39-53.

Кубрякова Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике (о концепте контейнера и формах его объективации в языке) // Известия АН. Серия литературы и языка, 1999, т. 58, № 5-6. - С. 3-12

Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. Книга 1. - М., 1994. С. 190-218.

Апресян Ю.Д. Избранные труды, т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1995.

Аничков И.Е. Труды по языкознанию. - С.-Птб.,

1997.

Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. - М., 1963.

Москальчук Г.Г.

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВОСПРИЯТИЮ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА

Структура текста является результатом латентных и осознаваемых процессов речевой деятельности челове ка. Она осуществляется в виде неосознаваемой метроритмической матрицы.

Мы исходим из того, что за расстановкой границ отдельных предложений в тексте стоит сложная речевая деятельность испытуемых: 1) выбор модели текста через характер флуктуации размера предложения; 2) определение позиции наиболее значимой информации, потому что смещается положение наилучшего фокуса восприятия.

По тому, каким способом членится реципиентом целое, может быть проверена адекватность понимания текста читателем, а также выявлено неосознаваемое читателем постижение смысла текста. Для проверки гипотезы о предпочтениях носителями языка той или иной структуры текста был проведен констатирующий психолингвистический эксперимент. Из коммуникативно успешных осуществленных речевых актов нами были извлечены и систематизированы структурные характеристики формы текста [1]. Испытуемым в письменной форме предъявлялся фрагмент из «Дневников» М.М. Пришвина с устраненными знаками препинания, без деления на предложения и со снятым» прописными буквами внутри текста. Ниже приводится авторский вариант текста, обладающий определенными характеристиками структуры. Случайным образом выбрана модель /21012/, в которой креативный аттрактор располагается в интервале пост-ГЦн (выделен жирным шрифтом):

Я стою и расту - я растение. Я стою, и расту, и хожу - я животное. Я стою, и расту, и хожу, и мыслю — я человек. Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо, все небо моё. И начинается симфония Бет ховена, и тема ее: всё небо - моё [2].

Текст предъявлялся в письменной форме на отдельной карточке. Инструкция: расставить знаки препинания в тексте. Время эксперимента 5 минут. Цель эксперимента: выяснить предпочитаемые испытуемыми модели структуры текста, а также оценить адекватность глубинного понимания авторского текста. Тексты предлагались испытуемым пяти групп: 1) школьники 5 и 10 классов — 36 чел.; 2) студенты-филологи (3 - 4-курс) -29 чел.; 3) студенты-нефилологи (3 - 4 курс) - 30 чел.; 4) филологи с высшим образованием (возраст от 25 до 60 лет) - 29 чел.; 5) нефилологи с высшим образованием (возраст от 25 до 60 лет) - 28 чел.

В ходе эксперимента были получены 32 вариации предложенного текста, различающиеся по своим структурным характеристикам. Далее полученные тексты -реакции анализировались по разработанным нами методикам [1]. Анализ 154 текстов - реакций показывает несущественность образовательного ценза в выборе моделей структуры текста.

Если соотнести выбранные испытуемыми модели с вероятностью их употребления, то обнаруживаются следующие соотношения.

1. По употребительности они соотносятся с выявленной ранее тенденцией к наибольшей активности асимметричных моделей структуры текста. К первому десятку частотных рангов относятся 43 текста-реакции, ко второму — 42, к третьему — 29, к частотным рангам от 31 до 33 - 33 текста-реакции.

2. Модели без симметричных позиций отмечены в 88 реакциях испытуемых (61 %), а в 66 случаях (39 %) выбраны модели с симметричными позициями. Следовательно, эксперимент подтверждает выявленную теоретически тенденцию предпочтения асимметричных моделей структуры текста перед симметричными даже в случае, если текст-прототип содержит в своей модели симметричную позицию.

Таблица 1

Результаты эксперимента по выявлению позиции

креативного аттрактора в тексте (интервалы обозначены римскими цифрами, в скобках приводится частотный ранг)

Группа испытуемых (154 чел.) I II III IV V VI

Школьники (36 1 19 (1) 13(2) 8 5 0

чел.)

Студенты- нефилологи чел) (30 0 13 (1) 8 9(2) 0 0

Студенты-филологи (31 1 13 (1) 13(1) 8(2) 2 0

чел.)

Продолжение табл.

Нефилологи с высшим образованием^^ чел.} 1 10(2) 10 (2) 13(1) 1 0

Филологи с высшим образованием (29 чел.) 0 10(2) 4 15(1) 1 0

Сумма по всем выборкам 3 65 48 53 9 0

Иерархия интервалов 5 1 3 2 4 6

Расположение креативного аттрактора в выбранной информантом модели позволяет косвенно оценить направленность гармонической правки текста, а также иерархичность позиционных интервалов в сознании носителей языка. В авторском тексте /21012/ креативный аттрактор располагается в интервале пред-ГЦн. Далее, вплоть до ГЦ, стабилизация циклического фона создает ровный монотонную интенсивность градации, которая после ГЦ постепенно снижается до уровня зачина.

Следовательно, зачин и конец техсста обрамляют нисходяще-монотонный ритм тела текста /3 — 6 — 5 — 5 -4-3/. Общий баланс эволюции формы относительно аттрактора, обозначенного символом «1»: 412234; граничные условия модели одинаковы, все изменения внутри структуры компенсируют друг друга /0/. Напомним, что чем больше значение, тем ниже плотность циклов в данном интервале.

Результаты показывают хорошее соответствие ритма внимания реципиентов с характером распределения асимметрии, вызываемой цикличностью самоорганизации текста В целом, эксперимент воспроизводит иерархию интервалов текста, близкую к общеязыковой тенденции размещения наиболее значимой информации в тексте. Различия в интервалах пост-ГЦн и пред ГЦ практически несущественны (табл. 2). В то же время в эксперименте проявилось повышенное внимание испытуемых к начальным интервалам тела текста. Здесь несомненное влияние оказала и структура авторского варианта, в котором область с максимальной плотностью циклов расположена в интервале пред-ГЦн.

Таблица 2

Иерархия по частотным рангам расположения креативных аттракторов в отдельных интервалах (жирным шрифтом обозначено совпадение предсказания и эксперимента)

Выборка Зачин ТСред- ГЦн Пост- ГЦн Пред-ГЦ Пост-ГЦ Конец

Pea ли зованные модели 5 3 2 1 4 6

Нереализованные в выборке модели 6 3 2 1 4 5

Сумма по 243 'моделям 5 3 2 1 4 6

Эксперимент 5 1 3 2 4 6

Таким образом, эксперимент подтверждает позиционную иерархию интервалов текста с небольшими деталями, относимыми, вероятно, к влиянию авторского варианта, который коллективно «угадан», если суммировать все 154 реакции испытуемых. Иерархия позиционных интервалов текста несколько сдвинута в экспери-менте к его началу, что также свидетельствует о спонтанности реакций испытуемых. Пока интерес к процессу работы и эмоциональный фон у испытуемых высок, они активно правят текст. Снижение же активпос-ти насту пает после ГЦ, здесь вообще меньше правок.

В целом иерархия интервалов в эксперименте близка к распределению плотности циклов в материале: резкое возрастание циклической плотности от ГЦн до ГЦ, а затем - значительное снижение ее после ГЦ. Следовательно, алгоритм распределения элементов асимметрии совпал с теоретической общеязыковой моделью циклической самоорганизации текста через флуктуации размера предложения.

Наиболее предсказуемы области вокруг точечных аттракторов текста - ГЦн и ГЦ. Важно отметить явную тенденцию к структурной интеграции тела текста и элементов обрамления, зачина и конца. Характерны не слишком резкие различия граничных условий для большинства моделей (см.: модели в табл. 3).

Направленность градации циклов в выбранных испытуемыми моделях позволяет оцьнить скрытые эмоциональные подтексты, которые приписываются информантами данному тексту. Реальные ритмические параметры текстов довольно сильно различаются, поэтому представим сначала самую общую картину направленности градаций циклов, определяющуюся граничными условиями модели. Результаты показывают незначительное предпочтение в выборе восходящих градаций структуры текста перед нисходящими (табл. 3). Авторский текст относится к стабильным моделям, он опознан 26 реципиентами.

Таблица 3

Результаты экспериментальной проверки опознания испытуемыми типа градационной модели текста

Тип модели Восходящая Стабильная Нисходящая

Группа информантов - 5 - 2 - 1 0 (авторский вариант) + 1 4- 2 4- 3

Школьники 0 5 8 6 14 2 0

Студенты-нефилологи 0 0 9 8 9 0 0

Студенты-филологи 1 0 11 4 14 1 0

Нефилологи с высшим образованием 0 0 11 3 12 1 1

Филологи с высшим образованием 0 0 15 6 3 0 0

Сумма реакций по всей выборке 1 5 54 27 52 5 1

60 57

Представляет также интерес оценка распределения границ трех типов границ позиционных срезов в выбранных испытуемыми моделях структуры текста на фоне теоретической вероятностной тенденции. Эксперимент подтвердил общую тенденцию организации структуры текста (табл. 4).

Колебания испытуемых в выборе характера границ в позиционных срезах оценивались пи значениям, превышающим средние вероятности для появления в выборке границ того или иного типа. Конкуренция границ в выбранных испытуемыми текстах реализует следующую структуру текста: [2/0 — 2/1 - 0/1 - 1 2]. Колеба ния преобладают в выборе первых трех границ, далее -в ГЦ и на границе с зоной конца текста - выбор испытуемых все больше склоняется к авторскому варианту. Все флуктуации размера предложения, отмеченные в эксперименте, в данных интервалах менее значимы в силу их протяженности. В первых же срезах (зона начала текста) структура целого более чувствительна к флуктуациям размера предложения, ибо сами интервалы здесь значительно меньше но протяженности.

Таблица 4

Распределение трех типов границ по позиционным срезам

Позиция Тип границы - 0,472 382 (ГЦн) - 0,236 0 (ГЦ) + 0,236

2 (крутая слева) 833 144/935 500 79/512 750 41/266 333 20/129 250 58/377

1 (пологая слева) 167 6/38 417 75/487 167 50/324 417 133/863 667 94/610

0 (симмет ричная) 0 4/25 83 0/0 83 63/409 250 1/6 83 2/13

Примечание: в первой строке -указана вероятность на 1 тысячу текстов, во 2 строке - результат констатирующего эксперимента: первая цифра - количество границ в моделях, после косой черты - вероятность; жир ным шрифтом выделены значения, превышающие вероятностно-статистическую норму.

Итак, результаты анализа структурных особенностей свободно выбранных испытуемыми моделей формы текста показывают, что позиционный анализ текста может применяться не только в качестве способа обработки результатов эксперимента, но и способен отчасти заме нить некоторые виды лингвистического эксперимента.

Данное обстоятельство важно для проектирования и осуществления разнообразной деятельности с Текстом: исправление погрешностей стиля, направленная гармоническая правка текста с целью придать ему заданные параметры воздействия; планирование экспериментов; построение моде пей текста для исследовательских целей и др. [3].

Литература

Москальчук Г.Г Структурная оргг низация и самоорганизация текста. Барнаул, 1998

Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8 т. М., 1986. Т. 8

Москальчук. Г Г. Оценка эквивалентности перевода на уровне гармонии целого // Педагог* наука, технология, практика. Барнаул, 2000. № 2 (9). С. 61-66

Нестеренко С.П.

ГРАФЕМА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛООБРАЗУЮ1ЦЕЙ РОЛИ ПЕЧАТНОГО ЗНАКА

В проведенных на сегодняшний день психолингвистических исследованиях смыслообразу ющей и регули рующей роли различных компонентов воспринимаемого текста за рамками внимания остается графическая оболочка речевого произведения. Вопрос о ее регулирующем влиянии ставится, как правило, лишь в специальной технической литературе и решается в утилитарно-эстетическом аспекте. Между тем пскхолингвистически обоснованное решение указанной проблемы представляет определенную ценность для ряда сфер человеческой деятельности, связанных с текстом как носителем информации (реклама, издательское дело, дизайн, искусствоведение, шрифтовое программирование, психология, лингвистика), поскольку создаст научные предпосылки для осуществления более эффективного воздействия на читателя с помощью текста.

Печатный текст предстает в виде совокупности печатных знаков, набранных тем или иным шрифтом. Шрифт обладает рядом характеристик (кегль, пропорциональность, гарнитура, насыщенность, начертание,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.