Научная статья на тему 'Версовые антемы Орландо Гиббонса'

Версовые антемы Орландо Гиббонса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИКАНСКАЯ МУЗЫКА / ANGLICAN MUSIC / ВЕРСОВЫЙ АНТЕМ / VERSE ANTHEM / ОРЛАНДО ГИББОНС / ORLANDO GIBBONS / БАРОККО / BAROQUE / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карман Елена Витальевна

XVII столетий в соответствии с общеевропейской тенденцией к усилению концертных качеств музыкальных композиций. Результатом анализа взаимодействия вербальной основы и архитектоники произведений, фактурных закономерностей, интонационно -тематического соотношения разделов стало выделение особенностей версового антема Гиббонса как репрезентанта стилистики раннего Барокко. Композитор использует сложившуюся модель жанра, обновляя ее изнутри. В группе антемов традиционного плана выявлены равномасштабные сольнохоровые разделы, повторение в хоровых эпизодах вербального текста и интонационномелодического материала версового высказывания в новом фактурном изложении. Вслед за Бердом развивается тенденция к значительному масштабному преобладанию сольных участков, обогащенных чертами речитативного и ариозного пения с умеренным использованием виртуозных оборотов, и сокращению хоровых. Обращение к репризным (рефренным) композициям свидетельствует о претворении закономерностей песенного формообразования. Возросшее до восьми количество солистов позволяет отражать смысл словесного текста, используя разные комбинации голосов, зачастую с логикой последовательного прибавления солирующих партий; наряду с подвижным хоровым составом с включением приемов внутренней ансамблировки, вводится контрастный материал в смежные версовые / хоровые разделы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Versal anthems by Orlando Gibbons

The article is devoted to the genre of the anthem of the vernacular type in the creation of Orlando Gibbons. Its development can be traced at the turn of the 16th 17th centuries in accordance with the European tendency to strengthen the concert qualities of musical compositions. The analysis of the interaction of the verbal basis and the architectonics of works, textural regularities, intonation-thematic correlation of the sections resulted in the identification of the features of the anthem of Gibbons as a representative of early Baroque stylistics. The composer uses the existing model of the genre, updating it from within. In the group of anthems of the traditional plan, the equal-scale solo-choral sections are revealed, the choral episodes of the verbal text and the intonational-melodic material of the verse utterance are repeated in a new textual exposition. Following Byrd, the tendency to a large-scale predominance of solo sites enriched with features of recitative and arious singing with a moderate use of virtuosic turns is being implemented, and a reduction in choral ones... The article is devoted to the genre of the anthem of the vernacular type in the creation of Orlando Gibbons. Its development can be traced at the turn of the 16th 17th centuries in accordance with the European tendency to strengthen the concert qualities of musical compositions. The analysis of the interaction of the verbal basis and the architectonics of works, textural regularities, intonation-thematic correlation of the sections resulted in the identification of the features of the anthem of Gibbons as a representative of early Baroque stylistics. The composer uses the existing model of the genre, updating it from within. In the group of anthems of the traditional plan, the equal-scale solo-choral sections are revealed, the choral episodes of the verbal text and the intonational-melodic material of the verse utterance are repeated in a new textual exposition. Following Byrd, the tendency to a large-scale predominance of solo sites enriched with features of recitative and arious singing with a moderate use of virtuosic turns is being implemented, and a reduction in choral ones. Appeal to the recurrent (refrain) compositions indicates the implementation of patterns of song formation. The increased number of soloists to eight allows you to reflect the meaning of the verbal text using different combinations of voices, often with the logic of successive addition of solo parts; along with the mobile choral composition with the inclusion of internal ensemble techniques, contrast material is introduced into adjacent versai / choral sections. In the above features, the principles of the concert style are clearly manifested. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Версовые антемы Орландо Гиббонса»

УДК 783.5

Е. В. Карман

ВЕРСОВЫЕ АНТЕМЫ ОРЛАНДО ГИББОНСА

англиканской богослужебной музыке XVI столетия, представленной англоязычными службами и антемами («service» и « anthem»), сформировалось два типа композиции, определяемых исполнительским составом: полный, основанный на хоровом воспроизведении словесного текста, и версовый, подразумевающий респон-сорное пропевание его разделов солистом (-ами) со свободным инструментальным сопровождением и хором. При том, что ранние образцы версовых композиций были созданы Ричардом Фэр-рентом (Richard Farrant, крещен ок. 1525/30-1580) и Уильямом Манди (William Mundy, крещен ок. 1528 -ок. 1591) в 1560-1570 гг., именно в творчестве Уильяма Бёрда (William Byrd, 1540—1623) данный тип впервые наиболее полно проявил свой как музыкально-технический, так и художественный потенциал.

Следующий этап в развитии версово-го антема ярко репрезентируют лидеры многочисленного поколения композиторов конца XVI - первой трети XVII вв. -Орландо Гиббоне (Orlando Gibbons, 1583-1625), Томас Томкинс (Thomas Tomkins, 1572-1656) и Томас Уилкис (Thomas Weelkes, 1575-1623), которые стремились передавать в церковной музыке драматический эффект путем использования ярких фактурных контрастов и разнообразных гармонических и мелодических средств, мотивных обобщений и перестановок как способа объединения композиции.

Особенная роль принадлежит Гиб-бонсу — протестанту, автору большого объема англиканской музыки, после которого затихает традиция написания богослужебных произведений на латинские тексты и начинается новая эпоха

© Е. В. Карман, 2018

в истории англиканской церковной музыки [5]. Его антемное творчество отмечено значительным преобладанием вер-сового типа, представленного 28 образцами [4]. Определение стилистических изменений на рубеже XVI-XVII вв. осуществляется посредством аналитического выявления композиционно-фактур-ной специфики версовых антемов в опоре на методологические принципы, реализованные в исследованиях Т. Н. Дубравской [1] и Н. А. Симаковой [2]. Рассматриваемые сочинения были опубликованы после смерти композитора в «Первой книге избранной церковной музыки» издателя Джона Барнарда («Behold, thou hast made my days») и в «Собрании священных сочинений Орландо Гиббонса» издателя Фредерика Аусли1 (14 образцов: «Behold, thou hast made», «This is the record of John», «Behold, I bring you», «If ye be risen again», «We praise thee, О Father», «Lord, grant grace», «Glorious and powerful God», «See, see, the Word is incarnate», «Sing unto the Lord», «Blessed are all they», «Great Lord of Lords», «О Thou the Central Orb» (первый вариант текста «О all true faithful hearts»), «О Lord, how do my woes increase», «О Lord, I lift my heart to thee»).

Версовые антемы Гиббонса, созданные на рубеже XVI-XVII вв. в период значительных стилевых изменений в музыкальном искусстве, имеют разные стилистические решения, опирающиеся на достижения предшественников, вбирающие принципы архитектоники песенного жанра, а также отражающие обновление композиционных закономерностей и мотетного письма. Последнему способствует возрастание количества солирующих голосов до восьми с их гибкой группировкой; хоро-

В

вые разделы включают шесть или чаще пять голосов.

Небольшая группа антемов выдержана в традиционном плане [3]; к ним относятся три антема: «Great Kings of Gods», «If ye be risen again with Christ», «0 God, the King of Glory». Показателен в этом плане «Great Kings of Gods» для трех солистов, пятиголос-ного хора и ансамбля виол, существующий в двух вариантах. Первый из них написан в честь короля Шотландии

Хоровые разделы в новом фактурном и мелодико-ритмическом решении не только закрепляют смысл вербального текста солистов, но и, завершаясь тоническим трезвучием с ритмической остановкой всех голосов, определяют границы разделов композиции. Наряду с использованием контрапункта simplex с небольшим имитационным расслоением голосов и группировкой пар крайних голосов (Chorus 1, 2) Гиббоне в хоровых участках прибегает к имитационному письму (Chorus 2, 3), сначала выражая мысль об ангельской заботе, а затем о процветании короля на жизненном пути.

В версовых построениях, отличающихся благоговейным, возвышенным звучанием, прослеживается ясная логика присоединения голосов от сольных высказываний к разносоставным ансамблям - имитационно-каноническому дуэту контратеноров (Versus 3), а затем (Versus 4) дуэту крайних голосов - баса и первого контратенора, отражающему

Иакова IV (1617), а через восемь лет, 11 мая 1625 г., Гиббоне примерно за месяц до своей смерти (5 июня) сделал перетекстовку для бракосочетания Карла I с Генриеттой-Марией Французской («Great Lord of Lords»). В изначальной версии антема вербальный текст, передающий благословения ангельской охраной, процветанием, долголетием в адрес короля, организован в четыре раздела из равномасштабных сольных и хоровых разделов:

вознесение тела короля от земли в небесные обители. При этом с каждым разом возрастает действенность музыкального движения - повествовательно-при-поднятое, ритмически ровное первое соло сменяется включением ритмической диминуции с восходящей секвенцией второго соло, определяющей появление имитационного построения в последующем хоровом разделе; короткие пропосты/риспосты канонического дуэта солистов двух контратеноров (Versus 3) чередуются с более продолжительными фразами простой имитации заключительного дуэта.

Аналогичные «Great Kings of Gods» композиционно-стилистические особенности имеет пасхальный лирический ан-тем-размышление о жизни со Христом «If ye be risen again with Christ» на текст Кол. 3:1-4 для трех солистов и пятиголосного хора. В крайних сольных разделах через двухголосный канон первого и второго сопрано передается мысль о Христе, воскресшем и вое-

Great King of Gods, whose gracious hand hath led our sacred sovereign head unto the place where first our bliss was bred / Великий Царь богов, чья милостивая рука привела нашу священную суверенную Главу на место, где начало умножаться наше блаженство тт. 1-10 / 11-20

0 send thine angels to his blessed side, and bid them there abide, To be at once his guardian and his guide / О, пошли ангелов своих в его благословенный край и скажи им там остаться, чтобы быть ему и блюстителем, и путеводителем тт. 21-29 / 30-40

Dear be his life, all glorious be his days, and prospering all his ways. Late add thy last crown to his peace and praise / Будь почитаемой его жизнь, будь славными его дни его и процветающие все его пути. Затем добавь Свою корону к его покою и славе. тт.41-57 / 58-66

And when he hath out lived the world's long date, let thy last change translate His living flesh to thy celestial state / И когда он проживет долгое время в мире, пусть Твоим последним преображением его живая плоть перейдет в Твое Небесное Царство тт.67-76 / 77-92

седающем одесную Отца, к славе которого можно присоединиться; центральное высказывание, выражающее главную

Отметим, что вариантные комбинации солистов в антемах с шестью, семью, восьмью солирующими голосами и хоровых партий («Wepraise Thee, О Father», «Behold I bring you glad tidings», «Lord, grant grace») также определяются смыслом текста.

В ряде антемов Гиббонса претворяется тенденция, намеченная в антемном наследии Берда - значительное возрастание протяженности сольных разделов, чередующихся с короткими «припевны-ми» хоровыми репликами. Такое внутреннее строение характерно для «Sing unto the Lord» на Пс. 30:4-10, где продолжительные имитационно-каноничес-кие сольные дуэты чередуются с небольшими хоровыми построениями, а также «This is the record of John» для одного солиста (контратенора), пятиго-лосного хора и консорта виол на текст Иоан. 1:19-23, передающий диалог пророка Иоанна со священниками и левитами. Примечательно соотношение сольных и хоровых эпизодов, а также вариабельность хорового состава в рождественском антеме «Behold I bring you glad tidings» (на JIk. 2:10b-12, 14) для секстета солистов и шестиголосного хора. Ангельская весть о рождении Мес-

мысль - о средстве достижения Божьей славы, выделено имитационно-каноническим трио (добавлен контратенор):

сии выражена в трех равных по масштабу разделах, в которых хоровые участки основаны на материале сольных (табл. 1).

В первом из них превалирует солист, а участие хора минимально сводится к кратким двухтактовым вторам заключительным фразам солиста. Начальный имитационный дуэт альта и сопрано с призывными квинтовыми и квартовыми ходами (exclamatio) возвещает о великой радости, предназначенной для всех людей, что выделено вступлением всех шести солистов, повторяющих риспосту с ритмически энергичным мелодическим оборотом-распевом на слове «people». Его повтор создает эффект переклички голосов. Утверждению главной мысли о рожденном Спасителе посвящен третий раздел, где она передается тройной перекличкой двух альтов без полифонического наложения голосов в разных мелодических вариантах. Хоровой ответ закрепляет весть о Спасителе посредством шестиголосного контрапункта simplex, а затем в имитационном повторении нисходящего пентахорда с начальной попарной группировкой голосов в терцовые дуэты (ВТ - ТА2). Нисходящему движению, отражающему

Таблица 1

Композиция «Behold I bring you glad tidings»

Разделы 1 2 3

Versus 1,2 Chorus 1, 2, Versus 3 Chorus 3 Versus 4 Chorus 4

Такты 1-13, 16-29 14-15, 30-31 32—48 49-63 64-77 77-94

If ye then be risen with Christ, seek those things which are above, where Christ sitteth on the right hand of God / Если вы воскреснете со Христом, ищите то, что выше, где Христос сидит одесную Бога тт. 1-22/23-36

Set your affection on things above, not on things on the earth. For ye are dead, and your life is hid with Christ in God / Стремитесь к возвышенным вещам, а не к земным вещам. Ибо вы мертвы и ваша жизнь сокрыта Христом в Боге тт. 37-57 / 58-69

When Christ, who is our life, shall appear, then shall ye also appear with him in glory / then shall ye also appear with him in glory. Amen / Когда Христос, который есть наша жизнь, явится, тогда вы также будете вместе с Ним во славе. Аминь тт. 70-84/85-99

приход Христа с небес на землю, контрастируют заключительные построения (Versus 4 / Chorus 4), в которых возносится славословие Богу через восходящее (anabasis) гаммообразное движение пропосты в пределах септимы и кварты. Фраза о мире и согласии на земле выражена консонантными двухголосными перекличками альтов и сопрано с комплементарными мелодическими линиями (пример 1).

В двух последних полифонических разделах сокращается количество партий с шести до пяти, поскольку композитор выделяет объединением divisi

сопрано одной партиен верхнии голос и звуковысотные кульминации в нем (f2).

Интересно соотношение версовых и хоровых разделов в пятиголосном ан-теме «Almighty God, who by Thy Son», написанном на текст коллекта, посвященного Дню св. Петра (табл. 2).

Хоровые эпизоды, повторяющие вербальный текст Versus, имитационно развивают материал сольных высказываний. В первом случае (Chorus 1) это фактурная пятиголосная «вариация» на материал квартета Versus 1, во втором случае - в более продолжительном заключительном хоровом разделе - свобод-

Пример 1

«Behold I bring you glad tidings», тт. 70-75

§Ü

S 1

S 2

AI

А 2

and

in earth peace,

and

' r P PN

in earth peace,

and

in earth peace,

щ

and

in earth peace,

and

m

and

in earth peace,

m ь ш J

s 1

S 2

A 1

A 2

ш

in earth peace,

good will to - wards men,

i r 1 r ^ ^^

good

will to - wards men.

in earth peace,

good will to - wards men,

ЙЕ

J l||J ^ >

good

will to - wards men,

Таблица 2

Композиция «Almighty God, who by Thy Son»

Разделы, Versus 1 Chorus 1 Versus 2 Chorus 2

такты Аь SAiTB, SAiA2, ТВ,

1-16 17-24 25-31 32-49 49-57 58-77

Тематизм А В Bi Ai С CA

ное обобщение материала Versus 1 и 2, что придает произведению интонационную цельность. Вариантные комбинации Versus определяются смыслом текста: крайние - соло альта и дуэт баса и тенора — выражают соответственно взывание к Всемогущему Богу и мысль о награде как венце вечной славы, а серединные - квартет и трио солистов -передают мысли, относящиеся к множеству людей: поручение Петру заботиться о пастве, послушание народа проповеди епископов и пасторов.

Антемное творчество Гиббонса представляет также иной - песенный тип формообразования («О all true faithful hearts», «The secret sins»).

«О all true faith ful hearts» написан на день благодарения за выздоровление короля от болезней (16 апреля 1619 г.) на торжественный стихотворный текст, организованный в виде трех катренов, пропетых солистами, с двустрочными рефренами у хора. В результате образуется рефренная композиция (ABCBDB). В версовых разделах наблюдается логика увеличения количества голосов: в первом солирует альт, во втором - сопрано и альт, в третьем - дуэт двух сопрано завершается секстетом, выражающим идею общей радости и благодарности: «Joy we in Him with thanks... / В Нем мы радуемся с благодарностью...».

Все сольные высказывания отличаются преимущественно четной группи-

ровкой длительностей и опорой в мелодическом развитии на трезвучие и квар-то-квинтовые обороты с разным ритмическим рисунком. При этом роль посту-пенного мелодического движения постепенно возрастает, что приводит к хоровому заключению с плавными гаммообразными распевами «Amen». Примечательно, что при интонационных перекличках лаконичные хоровые припевы не воспроизводят материал сольных разделов; контраст усиливается метрической сменой с двух- на трехдольное движение контрапунктической ткани (контрапункт simplex), создающей эффект темпового ускорения и сообщающей звучанию эмоциональную приподнятость.

Проста композиция и покаянного ан-тема для солиста и пятиголосного хора «The secret sins», решенная в виде повторенной строфы с невыписанной репризой (табл. 3).

Мелодическая силлабика, ритмическое однообразие партий антема придает его вокальному стилю черты деклама-ционности, и в целом эмоционально-об-разную моноаффектность. По масштабному соотношению Versus и Chorus антема можно назвать лирической арией контратенора с имитационным хоровым заключением.

Образцами обновления стилистики версового антема концертными качествами являются два праздничных анте-

Таблица 3 «The secret sins»

Композиция

Разделы, такты Versus 1, 1-24 Chorus 1, 24-30 Chorus «Amen», 31-33

Клаузулы В :В

Тематизм IIA В:|| -

ма - «Grant, О Holy Trinity» и «Glorious and Powerful God».

Коронационный антем «Grant, О Holy Trinity» создан по поводу восшествия на престол 27 марта 1625 г. короля Карла I; возможно, это последний антем, написанный композитором. Мольбы благословить, даровать долголетие, радость и мир слуге Святой Троицы - Королю в его земной жизни - определяют благоговейно-торжественный характер звучания произведения. В отличие от своего старшего современника Уильяма Берда, Гиббоне вносит музыкальный контраст в соотношение сольных и версовых разделов. Так, ни один из трех хоровых разделов не дублирует материал сольного, более того, сольные разделы принадлежат к разным типам вокального интонирования (ариозное, речитативное), при этом между ними, несомненно, присутствуют интонационные переклички.

Три версовых раздела контрастируют не только по отношению к хоровым эпизодам, но и между собой, при их равно-масштабности (Versus 1 - 13 т.; Versus 2 - 12 т.; Versus 3-13 т.) и тембровой идентичности (солирует во всех случаях сопрано). Если в Versus 1 наблюдается речитативно-ариозный склад вокальной партии, что выражено сочетанием коротких мотивов и фраз (по 2 такта), разделенных паузами, с пунктирным завершением малых построений и поступенного мелодически закругленного движения, то в Versus 2 преобладает ариозная стилистика с включением декламационных скачков. Интонационно богат и сложен последний Versus 3, что компенсируется опорой на устойчивую структуру дробления с замыканием (4 т. + 2 т. + 2 т. + 3 т.). В хоровых разделах господствует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свободная имитационная фактура, при этом два первых раздела (тт. 16-21, тт. 35-40) начинаются и заканчиваются контрапунктом simplex, а развитие третьего хора направлено от имитационного соотношения голосов к их собиранию в аккордовую вертикаль в конце произведения. В контексте композиционной и метроритмической (частая смена метра) свободы следует обратить внимание на масштабное увеличение хоровых эпизодов (6 т. + 6 т. + 12 т.), которое, наряду с тематической повторностью Chorus 1 и 2, способствует цельности и завершенности антема.

Созданный к празднику Вознесения Господня «Glorious and Powerful God» отличается стабильным исполнительским составом Versus 1, 2 и 3 (Alto2 и Bass) и, в целом, довольно традицио-нен по строению. Показателен в этом произведении концертный, «театральный» яркий материал сольных высказываний. Басовое соло включает виртуозные обороты, которые свидетельствуют о мадригальной трактовке текста и придают звучанию антема особую эмоциональную приподнятость. При этом использование виртуозных распевов очень умеренно и ни в коем случае не носит формальный характер, а, напротив, вызвано необходимостью ярче подчеркнуть смысл и эмоцию отдельных слов через мелодический рисунок в праздничном антеме. Особой рельефностью отличается первое соло баса, открывающее антем восходящим октавным скачком и распевом слова «powerful / могущественный», задающими героический тон звучанию (пример 2). В Versus 3 восходящими распевами акцентируются слова«all» (чтобы лучи любви Божьей иссушили именно «все потоки нашего греха») и «arise» (пример 3).

Пример 2

«Glorious and Powerful God», тт. 3-5

п'ч- * jj J1 } г P *rг Г Г Г'Г1 г

Glo - ri - ous and pow'r - ful God,

Пример 3

«Glorious and Powerful God», тт.64-67

W. ■ 1, > _ =tr- Ж » m m- л^ S—f 9-

" + P * 1' let thy love's ¿V Ii i 0 P* burn - ing I )eams dry "Г ß up all =k= i our si -\г nsf stre ;ams.

—-r~

A - rise,

Таким образом, в антемном наследии Гиббонса наблюдается обновление композиционно-стилистических закономерностей, выраженных в возрастании количества солистов и протяженности сольных разделов, сближении со стилистикой оперного пения, включе-

О Lord, and come in - to thy rest;

нии в хоровую ткань приемов внутренней ансамблировки, являющихся признаком концертирования, введении тематических контрастов между Versus и Chorus. Эти особенности также в целом характеризуют антем раннего Барокко.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 «First Book of Selected Church Musick». London: John Barnard, 1641; «A Collection of the Sacred Compositions of Orlando Gibbons: Of which the Scores are Not Contained in Dr. Boyce's Collection, from the Original Mss. and

Part Books, Together with a Transposed Organ-part to Some of His Published Works, the Whole Edited and Arranged». London: Frederick Arthur Gore Ouseley, 1873.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубравская Т. H. История полифонии. - М.: Музыка, 1996. - Вып. 2-Б: Музыка эпохи Возрождения. - 413 с.

2. Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. - М.: Музыка, 1985. - 360 с.

3. Binford Н. М. A comparison of Byrd's and Gibbons service anthems (England). - M.M., Rice University, 1985. - 210 p.

4. Huray P., Harper J. Orlando Gibbons // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. 2001. 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

5. Lutkin P. C. Music in the church. -Milwaukee: The young Churchman company, 1910. - 274 p.

REFERENCES

1. Dubravskaja T. N. Istoriya polifonii [The history of polyphony]. Moscow, 1996. Is. 2-B. 413 p.

2. Simakova N. A. Vokalnye zhanry jepokhi Vozrozhdeniya [Vocal genres of the Renaissance]. Moscow, 1985. 360 p.

3. Binford H. M. A comparison of Byrd's and Gibbons service anthems (England). M.M., Rice University, 1985. 210 p.

4. Huray P., Harper J. Orlando Gibbons. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Ed. by Stanley Sadie. 2001. 1 disk (CD-ROM).

5. Lutkin P. C. Music in the church. Milwaukee : The young Churchman company, 1910. 274 p.

Версовые антемы Орландо Гиббонса

Статья посвящена жанру антема версового типа в творчестве Орландо Гиббонса. Прослеживается его развитие на рубеже XVI-XVII столетий в соответствии с общеевропейской тенденцией к усилению концертных качеств музыкальных композиций. Результатом анализа взаимодействия вербальной основы и архитектоники произведений, фактурных закономерностей, интона-ционно-тематического соотношения разделов стало выделение особенностей версового антема Гиббонса как репрезентанта стилистики раннего Барокко. Композитор использует сложившуюся модель жанра, обновляя ее изнутри. В группе антемов традиционного плана выявлены равномасштабные сольно-хоровые разделы, повторение в хоровых эпизодах вербального текста и интонационно-мелодического материала версового высказывания в новом фактурном изложении. Вслед за Бердом развивается тенденция к значительному масштабному преобладанию сольных участков, обогащенных чертами речитативного и ариозного пения с умеренным использованием виртуозных оборотов, и сокращению хоровых. Обращение к репризным (рефренным) композициям свидетельствует о претворении закономерностей песенного формообразования. Возросшее до восьми количество солистов позволяет отражать смысл словесного текста, используя разные комбинации голосов, зачастую с логикой последовательного прибавления солирующих партий; наряду с подвижным хоровым составом с включением приемов внутренней ансамблировки, вводится контрастный материал в смежные версовые / хоровые разделы.

Ключевые слова: англиканская музыка, версовый антем, Орландо Гиббоне, Барокко, композиция.

Versal anthems by Orlando Gibbons

The article is devoted to the genre of the anthem of the vernacular type in the creation of Orlando Gibbons. Its development can be traced at the turn of the 16th - 17th centuries in accordance with the European tendency to strengthen the concert qualities of musical compositions. The analysis of the interaction of the verbal basis and the architectonics of works, textural regularities, intonation-thematic correlation of the sections resulted in the identification of the features of the anthem of Gibbons as a representative of early Baroque stylistics. The composer uses the existing model of the genre, updating it from within. In the group of anthems of the traditional plan, the equal-scale solo-choral sections are revealed, the choral episodes of the verbal text and the intonational-melodic material of the verse utterance are repeated in a new textual exposition. Following Byrd, the tendency to a large-scale predominance of solo sites enriched with features of recitative and arious singing with a moderate use of virtuosic turns is being implemented, and a reduction in choral ones. Appeal to the recurrent (refrain) compositions indicates the implementation of patterns of song formation. The increased number of soloists to eight allows you to reflect the meaning of the verbal text using different combinations of voices, often with the logic of successive addition of solo parts; along with the mobile choral composition with the inclusion of internal ensemble techniques, contrast material is introduced into adjacent versal / choral sections. In the above features, the principles of the concert style are clearly manifested.

Keywords: Anglican music, verse anthem, Orlando Gibbons, Baroque, composition.

Карман Елена Витальевна, преподаватель Karman Elena Vitalievna, lecturer at

Новосибирского музыкального колледжа Novosibirsk musical College named after

им. А. Ф. Мурова A. F. Murov

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Получено 27.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.