ВЕРСИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ХЛРИЗМЫ
ГИРНИК В.Ю,
студент Омского института (филиала) РГТЭУ ДЕНИСОВ В .П.,
старший преподаватель кафедры «Гуманитарные естественнонаучные и правовые дисциплины»
Омского института (филиала) РГТЭУ
Аннотация: Цель данной статьи - изучение версий и сторон политической харизмы.
Ключевые слова: харизма, харизматик, социология.
Политическая харизма» относится к числу наиболее дискуссионных и неоднозначных понятий политической социологии. Причин этому несколько не только «ускользающая», «мистическая», трудно поддающаяся научному исследованию природа феномена харизмы; неоднозначность, непрозрачность классической концепции харизмы М. Вебера. Здесь важно учитывать и различие аксиоматических оснований, представлений о природе человека и социальной реальности, методов познания, которые используются при изучении этого столь многогранного и сложного феномена.
Актуальность изучения проблематики политической харизмы обусловлена ее важностью для политической социологии как в теоретическом, так и практическом отношении.
Целью настоящей работы является изучение версий и сторон политической харизмы.
Большая часть объяснительных моделей феномена харизмы так или иначе основывается на подходе М. Вебера. В его трактовке понятие харизмы тесно соотносится с проблемой создания новых социальных образований, а также проблемой свободы, творчества, человеческой ответственности. Эта тема обсуждается им во многих работах (в частности, в ряде глав фундаментального труда «Хозяйство и общество», «Политика как призвание и профессия», «Социология религии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Древний иудаизм» и др.), поэтому в зависимости от контекста несколько различаются и трактовки феномена харизмы. В работе «Хозяйство и общество» дано следующее определение: данное понятие «применяется к определенному качеству личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей» [4]. Здесь же Вебер поясняет, что «эти качества не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению или воспринимаются как образцовые, благодаря чему индивид считается вождем». При этом абсолютно неважно, по Веберу, являются ли квалифицируемые харизматические качества действительными, мнимыми или предположительными. Следуя принципу свободы от ценностных суждений, Вебер безразличен и к ценностям, вносимым в мир харизматической личностью. Харизматиком для него является всякий, кто способен воздействовать на массу с большой эмоциональной силой. Однако в концепции Вебера харизма фундаментально социальна и не отождествляется с историко-психологической традицией «Великого человека».
Принципиально важно то, что как бы внеобыденна она ни была, для признания и сохранения своей харизмы вождь должен постоянно представлять доказательства харизматической легитимности знаки «благодатности», реальные «успехи» правления и т.п.[4]
Итак, по Веберу, харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям [3]. Получается, что харизма — качество, благодаря которому человек, ею обладающий оценивается как одаренный вышеперечисленными свойствами. Однако оценка эта производится только на основании внешних впечатлений, ибо совершенно ясно, что надежная проверка наличия “сверхъестественных, сверхчеловеческих” или даже “специфически особых” свойств по меньшей мере крайне затруднительна.
Естественно предположить, что в основе харизмы лежит всего лишь умение производить впечатление обладания такого рода свойствами. Надо ясно понимать, что харизма не есть только некое врожденное мистическое свойство. Это вполне просчитываемый набор персональных качеств, это то, с чем, безусловно, можно работать.
Нетрудно понять, что харизматическая личность всегда востребована там, где произошла беда, где нужно поднимать кого-то на борьбу. Личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Отчетливая бойцовская позиция, постоянная готовность к драке — это то, что делает человека харизматическим, как ничто другое.
Отстаивая интересы своей паствы, такой лидер готов сражаться до последнего, но при этом никогда не будет так же рьяно отстаивать свои собственные интересы [3].
Появление политического лидера, пользующегося достаточно массовой поддержкой, конечно, не исключает известной рациональности электората, тем не менее при этом важное значение имеют и эмоциональные, социально-психологические моменты, связанные с восприятием образа лидера и представлениями людей о нем. Именно они составляют основу того, что можно в современных условиях назвать харизматическими чертами политического лидера, обеспечивающими ему доверие избирателей, своего рода веру в его возможности и способности [2].
Харизматическими лидерами принято считать легендарных основателей мировых религий — Будду, Христа, Магомета, равно как и создателей крупных религиозных течений, таких, как к примеру Лютер или Кальвин [3]. Также историческими примерами здесь могут служить Адольф Гитлер, В. И. Ленин, Джон Кеннеди, Леонид Кучма, Владимир Путин [1].
К теме политического лидерства постоянно обращаются политические наблюдатели, это предмет бесчисленных статей в газетах и журналах; биографии и автобиографии лидеров прошлого и настоящего очаровывают публику.
Невозможно быть лидером, не будучи харизматом, в основе харизмы лежит способность (и потребность) к действию, творчеству, акту. Позволить себе действовать может лишь очень смелый человек. Способность желать и иметь смелость осуществлять свои желания неминуемо притягивает окружающих на биологическом уровне, вызывая в них стремление следовать за ним. Истинная харизма увлекает незаметно, манит и очаровывает, притягивая надолго, превращая неясные надежды в преданную любовь, а потом и в веру. Харизма возможна там, где человек начинает творить, - следуя собственному пути, становясь со-Творцом, вдохновляемый высокими идеями, побуждаемый глубинными, не всегда объяснимыми желаниями, влекомый личной миссией. Смелость желаний и искренность в самовыражении - первые шаги к развитию индивидуальной харизмы. Четкое осознание собственных целей и способность с помощью личной харизмы донести их суть до окружающих - первые шаги к становлению лидерских способностей и успеху.
Харизма - мощная, порой страшная, сила, до сих пор не до конца исследованная, на сегодняшний день существует более 60 её научных определений и множество концепций. К этой теме обращаются многие исследователи, харизма обсуждается в газетах, журналах, Интернете. Широта данной темы безгранична, а актуальность неисчерпаема, так как времена меняются и появляются новые лидеры...
Литература:
1. Итвел Р. Возрождение харизмы. Теория и проблемы операционализации понятий. - Со-цис, 2003, №3.
2. Платковский В.В. Харизма политического лидерства. - Согис, 2002, №1. - С. 36-39.
3. Сосланд А. И. Харизма современного политика и как её создавать. - Логос, 1991, №9. - С. 11
4. Фреик Н. В. Политическая харизма: версии и проблемы. - Социс, 2003, №12. - С. 90