ВЕРСАЛЬ КАК УНИКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОБСТВЕННЫХ ИМЕН
© Карапетян Э.С.*
Государственный академический университет гуманитарных наук,
г. Москва
Статья посвящена версальскому дворцово-парковому комплексу, феномен которого обусловлен не только его художественной ценностью, но и уникальностью связанного с его историей его «пространства собственных имен». Благодаря именам великих деятелей французской культуры эпохи Людовика XIV Версаль, сохраняя до сих пор статус бесценного памятника культуры, воспринимается как яркий образец плодотворного сотрудничества института власти и блестящих мыслителей, проектировщиков, писателей и музыкантов. Их идеи и деятельность обогатили мировой фонд культурных текстов и артефактов, отражающих беспредельность интеллектуальных и творческих сил человека.
Ключевые слова культурное наследие, художественный проект, дворцово-парковый ансамбль, памятник культуры, эстетический образец, «большой стиль», синтез искусств, демиург.
Культурный ландшафт Западной Европы обрел всемирное признание благодаря многим граням феномена художественно-эстетического разнообразия. И одно из самых ярких проявлений мощи интеллектуального и творческого потенциала культуры - Версаль, который, вот уже более трех столетий сохраняет статус эстетического образца.
В то же время невозможно забыть и тот факт социально-культурного значения, что Версаль является не только пространством культуры Нового времени, но и пространством жизни не одного поколения людей. Это «европейская история» королевства, династии, семьи и судеб; страны, межгосударственных отношений, политики и дипломатии; интересная история людских страстей; сущности и природы человека. Возвышенной, достойной и поэтической, незаурядной и низменной, величественной, несовершенной и нелицеприятной.
И все же магия этого уникального явления связана преимущественно с миром культурных ценностей и образцов. Будучи едва ли не первым художественным проектом в культуре Нового времени, Версаль до сих пор поражает своим дворцово-парковым ансамблем, как синтезом различных видов искусства.
Ценность версальского проекта и опыта его реализации в XVII веке связана не только с обилием архитектурных и скульптурных шедевров и с бле-
* Аспирант.
стящим опытом эстетизации флоры на основе эстетического принципа классицизма «искусство выше природы». Культурно-эстетическая значимость Версаля обусловлена и тем что, начиная с автора самого проекта -Людовика XIV (1638-1715), его строительство и расцвет связаны с творчеством ярких деятелей французской культуры. В этом смысле правомерно рассматривать Версаль, куда и в XXI веке устремляются миллионы туристов из всех стран мира, в единстве его дворцово-паркового ансамбля (как уникального памятника материальной культуры) и плеяды творческих индивидуальностей - демиургов, составляющих «пространство собственных имён» (Лотман). Королю-солнцу удалось создать удивительную «команду» замечательных виртуозов в своем деле - архитекторов и скульпторов, художников и садоводов, музыкантов и деятелей театрального искусства.
Действительно, осмысление истории Версаля и его места в мировом опыте освоения природы на интеллектуально-творческой основе приводит к выводу, что этот успешный проект, отмеченный личной печатью короля, неотделим от огромного вклада многих сотен и тысяч людей, их талантов, достоинств и их мастерства. И прежде всех в первом почетном ряду стоят имена незаменимых пятерых спутников короля. Жан-Франсуа Кольбер (16191683), Луи Лево (1612-1670), Андре Ленотр (1613-1700), Шарль Лебрен (1619-1690), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708): их мощный творческий потенциал не мог не привлечь самого автора версальского проекта - Людовика XIV Обращение хотя бы к нескольким Именам тех творческих индивидуальностей, которые творили и обессмертили себя в эпоху Короля-солнца, позволяет утвердиться в идее огромной роли субъективного фактора культурно-художественного развития.
Прежде всего, стоит отметить имя Кольбера, который, не принадлежа к плеяде деятелей французского искусства, явился, тем не менее, соавтором проекта великолепного дворца в Версале. Более того, его статус государственного секретаря и богатый организационный опыт деятельности в «стиле Ришелье» явились действенным фактором осуществления версальского проекта. Стоит подчеркнуть, что успешное контролирование строительства Версаля связан с другим именем, более известным, кстати, чем имя Кольбера: речь идет о знаменитом сказочнике Шарле Перро. Именно автор «Красной шапочки» и других детских сказок доводил до Кольбера максимум полезной информации о текущем строительстве и обустройстве дворцово-паркового ансамбля в Версале, призванного, по замыслу и воле Короля-солнца перекрыть своим великолепием королевские дворцы и замки.
Успех реализации этого замысла неотделим от имён Луи Лево, Франсуа д Орбэ и Ардуэ-Мансара - зодчих, которые подарили миру, не мало архитектурных свершений, но самый значительный и колоссальный конечно же -Версаль.
Лево один из ведущих мастеров французского классицизма. С 1654 г. по 1670 г. первый архитектор королевских построек. Именно творчество Лево
заложило основу «версальского стиля», нового типа дворцово-паркового ансамбля. Лево, в сотрудничестве с Ленотром и Лебреном создали замечательный дворец в Мелёне, Во-Ле-Виконт, (1656-1661 гг.) - памятник искусства, в котором представлено единство архитектуры, ландшафта и художественного исполнения отделки и убранства внутренних помещений.
В 1678 г. во главе всех строительных работ в Версале становится Арду-эн-Мансар, под руководством которого трудилась большая группа талантливых архитекторов и специалистов. Работы Мансара в искусстве французского классицизма стали примером для многих архитектурных и строительных проектов во Франции и в государствах Европы. Мансар, до конца своей жизни оставаясь любимцем и другом короля, последовательно и благополучно завершил строительство дворца, ставшего одним из шедевров мировой архитектуры. Современники начинают отзываться о королевской резиденции как о новом чуде света.
Эстетической компонентой этого нового чуда света является, как известно, крупнейший в мире Версальский парк, неотделимый от имени архитектора Ленотра, назначенного в 1657 г. генеральным контролером королевских построек. Триумфальный успех его дворцового парка в Во-Ле-Виконте находит свое продолжение и развитие в парках Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу. Но самым красивым и грандиозным творением мастера, является, конечно же, версальский шедевр паркового искусства. При особом покровительстве и помощи со стороны короля Ленотр создает своё творение, концепцию которого разрабатывал вместе с Людовиком: суть ее - представление Солнца и Воды, борьба Света и Тьмы, Жизни и Смерти. Слава королевского архитектора садов разнеслась по всей Европе, его мастерство приветствовали во многих странах, где «в стиле Ленотра» разбивались сады и парки во дворцах и городах, некоторые из крупных проектов за границей он создал лично. Его копируют, подражают ... им восхищаются. «Я думал лишь о чести и славе Франции» - эти слова, приписывают Ленотру.
Великолепие Версаля трудно представить без имени и творчества Шарля Лебрена: его можно уверенно назвать одним из самых значительных и талантливых законодателей королевского стиля, исполнивший программную реализацию замысла убранства, декорирования интерьеров залов, парадных анфилад Версаля. Плодовитый живописец, декоратор, энергичный организатор и руководитель, возглавляющий огромную когорту художников, скульпторов, декораторов, мастеров, граверов и рисовальшиков. Лебрен крупнейшая фигура в искусстве эпохи Людовика 14, включивший многие виды искусства, в единый «солнечный круг» официального безупречного стиля.
Главное направление его многогранного творчества - это росписи дворцовых залов и апартаментов. Лебрен являлся не только главным дизайнером убранств залов дворца: он успевал создавать декорации для праздников, изготавливать эскизы реквизита, писать большие религиозные, батальные и
мифологические полотна. Он же создавал эскизы скульптур, бюстов для парка, мебели, стенных панно, дверных ручек, каминов и, конечно же, прекрасных гобеленов, которым придавал особое значение.
В парке и в садах, в бассейнах и фонтанах Версаля находятся сотни произведений архитектурного искусства, мраморные, свинцовые скульптуры, статуи, чаши, вазы, которые создавали известные французские скульпторы. С Ленотром, Лебреном и с Людовиком, который по-особенному относился к версальским садам, работали и украшали парк - любимый скульптор короля Франсуа Жирардон, создавший главные фигуры боскета «Грот Аполлона», ставшие одним из символов Версаля, барельеф «Купальня нимф», фонтан «Пирамида», Жан-Батист Тюби, управляющий мастерской по бронзовому литью в мануфактуре «Гобелены» - скульптурную группу бассейна Аполлона на центральной оси парка, бассейн Короны, Гаспар и Балтасар Марси -великолепный розово-белый мраморный четырехступенчатый бассейн Ла-тоны, бассейны «Ящериц», боскеты «Энкелад», Антуан Куазевокс - статуя «Людовик 14», скульптурные группы «Слава и Меркурий», Пьер Пюже -«Милон Кротонский», горельеф «Александр и Диоген», братья Келлер, выполнявшие отливку бронзовых статуй, Никола Кусту, и многие другие талантливые творцы своего времени.
Красота парка, по замыслу Ленотра, обогащалась произведениями десятков ваятелей, в числе которых, Жак Сарразен, Том Ригоден, Томас Рено-ден, Жан Котелль, Жиль Герен, Жак Узо, Этьен Леонгр, Жан Раон, Роббер де Лоррен.
В эту галерею славных имен, с которыми связан версальский парк, нельзя не включить и имя Франсуа Франсина. Это благодаря ему был оживлён волшебный мир фонтанов и бассейнов: Франсуа Франсин подвел к парку замысловатую сложную систему обеспечения парка десятками тысяч гектолитров «живой воды». Застывшие в мраморе и в свинце, в бронзе и в позолоте - «мгновенья» версальских героев и сюжетов, поразительно оживают в струях и в брызгах воды.
Особое место в «версальской истории» занимает многолетнее содружество Людовика XIV не только с - архитекторами и скульпторами, но и с выдающимися деятелями французской культуры XVII века драматургами, музыкантами и исполнителями. Мольер, Расин, Люлли, танцовщик и хореограф Бошан, хореограф и танцовщик Луи-Гийом Пекур, драматург и либреттист Филипп Кино, вот имена создававшие «большое искусство» «большого стиля». В 1671 году открывается Академия Музыки, и многие спектакли становятся публичными. Балетные программы поручаются Жану-Батисту Мольеру(1622-1673) - создателю французской национальной комедии; ставятся его пьесы с хореографическими интермедиями.
Особенно блистательным оказалось творческое содружество драматурга Мольера и композитора Жана-Батиста Люлли, который ярко проявлял себя
также и как дирижер, скрипач, танцовщик, талантливый организатор. Люл-ли - сочинитель 12 балетов, 15 опер, 25 дивертисментов, основатель скрипичной и дирижерской французской школы. Для пьес Мольера он создает балетную и вокальную музыку. Вместе они претворяют грандиозную идею короля - великолепные версальские праздничные торжества. Театральные пьесы Мольера - смыслообразующая составная увеселений, устраиваемых во впечатляющем версальском парке Ленотра. Это пьесы нового жанра и зрелищного воздействия, синтез драмы, комедии, музыки и танца.
Благотворное влияние Версаля как художественного проекта проявляется и в сфере музыки, расцвет которой связан с именами не только композиторов, но и исполнителей. Во второй половине 17 века во Франции складывается плодовитая и талантливая школа клавесинистов. Основателем этого направления в музыкальном искусстве, имевшем важное значение и востребованность в королевстве и в странах Европы был Жак Шамбоньер - композитор и педагог, оставивший после себя около 150 произведений для клавесина.
Апогей французской клавесинной школы - творчество прославленного Франсуа Куперена, (1668-1733). За своё неподражаемое мастерство клаве-синист Куперен, так же, как и король Людовик XIV, был прозван современниками «Великим».
Всего «Великим Купереном» написано около 250 произведений для клавесина, мотеты, органные мессы и два камерных сочинения - «Королевские концерты», написанные в 1714-1715 гг. для состарившегося короля, на закате его долгой жизни и правления, но который по-прежнему любил музыку, слушая её подолгу и каждый день.
Творческие усилия всех тех деятелей французской культуры Нового времени, с именами которых связана культурно-эстетическая ценность Версаля, являются образцом профессионального отношения к проектам художественного типа. Уникальные результаты сотворчества блестящей «команды» Людовика очевидны, так же как очевиден созерцаемый ныне нами, дошедший до нас визуальный вклад его творческих коллег, имена которых вписаны в историю Франции, в историю мировой культуры, и в историю триумфальной славы Версаля.
Таким образом, королевская резиденция в Версале оказалась не только символом политического могущества Людовика XIV, но и центром «обитания» всех Муз, культурно-эстетическим пространством. С феноменом Версаля, с его культурными кодами и эстетическим разнообразием связаны имена блестящих деятелей французского искусства. Благодаря им, Версаль и в наши дни является непревзойденным образцом плодотворности союза власти и талантов.
Неслучайно русский художник Александра Бенуа так писал в своих мемуарах: «Версаль был предназначен для того, чтобы вещать о величии короля, но если вслушаться в его нашептывание, то легко различить нечто со-
вершенно иное - символ веры о человеческом величии вообще, догму разлитой во всем мироздании красоты, догму осознанной человеческой красоты. В целом Версаль - не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой» [1, с. 14].
Список литературы:
1. Версальские грезы Александра Бенуа. Альманах / ред. А. Рудакова; Государственный русский музей. - 2010. - Вып. 274. - 71 с.
ВЛИЯНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОЧЕРК КОМПОЗИТОРА
© Петкевич И.С.*
Белорусская государственная академия музыки, Республика Беларусь, г. Минск
Статья раскрывает значение понятия «индивидуальный почерк композитора». Рассматриваются различные факторы, влияющие на процесс формирования стиля художника, исследуется воздействие на индивидуальный почерк композитора концептуального мышления.
Ключевые слова стиль, индивидуальный почерк композитора, мышление, концепция.
Бесконечно широк и глубок «океан» музыки. Границы «берегов» этого «океана» сложно обозначить. Само его существование и внутренняя, невидимая жизнь, возможно, находятся во власти лишь законов Вселенной, по которым (а может и вопреки которым) существует, борется, совершенствуется и человечество.
Однако всякий обученный профессиональный музыкант способен не только не заблудиться в этом океане, но и свободно ориентироваться в его водах. Эта способность реализуется благодаря возможности «различать» -стили исторических периодов, национальных школ, музыку разных композиторов, пусть и незнакомую. Во многом возможность «различать» зависит от такого понятия как композиторский стиль, индивидуальный почерк композитора. «Стиль музыкальный (от лат. stilus, stylus - палочка для письма; способ изложения, склад речи) - понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразит. средств. В эстетике музыкальной категория стиля появилась в кон. 16 в. в связи с дифференциацией содержания проф. музыки (ранее преим. культовой) и возникшей отсюда необходимо-
* Аспирант кафедры Музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства.