ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 1 2024
Протоиерей Андрей Сапсай
«Веровах, темже возглаголах»: проповедническая деятельность православного духовенства Пермской епархии в 1960-1980 гг.
УДК 271.2-726.3-9+271.2-475 DOI 10.47132/1814-5574_2024_1_321 EDN CGZCLA
Аннотация: Статья посвящена проповеднической деятельности православного духовенства Пермской епархии в 1960-1980 гг. На основании архивных материалов установлено, что в данный период церковная проповедь была недостаточно активной. Причинами этого было отсутствие у многих священнослужителей духовного образования и их пожилой возраст, а также контроль со стороны Совета по делам религии. Автором статьи выявлено, что в городских храмах все-таки встречались активные проповедники. Одним из них был протоиерей Владимир Платонович Жохов, служивший клириком в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми с 1961 г. по 1978 г. В данной статье впервые рассматриваются неопубликованные рукописи его проповедей, составленных автором с 1945 г. по 1986 г. Из рукописей мы видим, что во время подготовки проповедей о. Владимир использовал все свои многочисленные таланты: большую начитанность, знание Священного Писания и стихотворчество. Автор статьи делает вывод, что, несмотря на безбожные годы и контроль со стороны уполномоченного Совета по делам религии, некоторые проповедники очень ответственно относились к своему долгу свидетельствовать людям о Христе. Многие из них заботились о содержании своих проповедей, старались быть интересными и нескучными в деле проповеди Слова Божия. Проповедническая деятельность духовенства Пермской епархии в годы государственного атеизма, несомненно, помогала верующим людям чувствовать себя вместе со своими пастырями единой Церковью Христовой.
Ключевые слова: проповедь, православное духовенство, протоиерей Владимир Жохов, Пермская епархия, уполномоченный Совета по делам религии.
Об авторе: Протоиерей Андрей Васильевич Сапсай
Кандидат теологии, заместитель проректора по учебной работе Пермской духовной семинарии.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1470-9574
Для цитирования: Сапсай А., прот. «Веровах, темже возглаголах»: проповедническая деятельность православного духовенства Пермской епархии в 1960-1980 гг. // Христианское чтение. 2024. №1. С. 321-331.
Статья поступила в редакцию 16.03.2023; одобрена после рецензирования 19.04.2023; принята к публикации 12.05.2023.
KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 1 2024
Archpriest Andrey Sapsay
"I Believed, and therefore I Spoke": Preaching Activities of the Orthodox Clergy of Perm Diocese in 1960-1980s
UDK 271.2-726.3-9+271.2-475 DOI 10.47132/1814-5574_2024_1_321 EDN CGZCLA
Abstract: The article deals with preaching activities of the Orthodox clergy of Perm diocese in 1960-1980s. Archival materials show that church preaching was not intensive enough in that period. The reasons for that were the lack of theological education among many clergymen, their advanced age, and control on behalf of the Council for Religious Affairs. However it is found out that there were active preachers in urban churches. One of them was Archpriest Vladimir Platonovich Zhokhov, a cleric at the Holy Trinity Cathedral in Perm (1961-1978). The article presents the first-time analysis of the unpublished manuscripts of the sermons written by V. P. Zhokhov from 1945 to 1986. From the manuscripts one can see that during his preparation for delivering sermons, Fr. Vladimir used all his numerous talents: great erudition, knowledge of the Holy Scriptures and poetry writing. The conclusion is made that despite the godless years and control by a representative of the Council for Religious Affairs, some preachers took their duty of testifying to people about Christ very seriously. Most of them cared about the content of their sermons, tried to be interesting and not boring when preaching the Word of God. During the years of state atheism, preaching activities of the Perm diocese clergy was undoubtedly helpful for believers to feel together with their pastors as one Church of Christ.
Keywords: sermon, Orthodox clergy, Archpriest Vladimir Zhokhov, Perm diocese, representative of the Council for Religious Affairs.
About the author: Archpriest Andrey Vasilyevich Sapsay
Candidate of Theology, Deputy Vice-Rector for Academic Affairs at Perm Theological Seminary.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1470-9574
For citation: Sapsay A., archpriest. "I Believed, and therefore I Spoke": Preaching Activities of the Orthodox Clergy of Perm Diocese in 1960-1980s. Khristianskoye Chteniye, 2024, no. 1, pp. 321-331.
The article was submitted 16.03.2023; approved after reviewing 19.04.2023; accepted for publication 12.05.2023.
Одной из главных обязанностей православного духовенства является проповедь Слова Божия, которая имеет огромное значение в жизни Церкви, распространении евангельского учения и научении людей христианской жизни. В ходе истории искусство проповеди непрестанно развивалось и совершенствовалось, вызывало интерес и неоднократно было предметом различных исследований. Через анализ проповеди духовенства можно не только дать оценку состоянию церковной жизни, но и изучить различные государственные, политические и общественные преобразования.
Если история деятельности духовенства в Российской империи достаточно хорошо исследована, то церковная проповедь духовенства в СССР представляет собой новое, малоизученное направление в современной отечественной исторической науке. Исследован в основном период с 1943 г. по 1945 г., когда Русская Православная Церковь получила определенную свободу действий и духовенство смогло вернуться к исполнению своих пастырских обязанностей. Проповедническая деятельность духовенства в годы Великой Отечественной войны как одна из форм патриотической деятельности Русской Православной Церкви исследована в трудах Е. С. Забавниковой и В. В. Калаш-ника [Забавникова, 2014; Калашник, 2017]. Период 1960-1980гг., который, по мнению некоторых исследователей, характеризовался относительно стабильным отношением к религии, исследован менее подробно. Так, методам контроля над проповеднической деятельностью православного духовенства со стороны уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви уделили свое внимание А. В. Киналь, О. Б. Молодов и К.Ю. Попова [Киналь, Мику, 2015; Молодов, 2012; Попова, 2014]. Эти авторы, изучив региональные архивные материалы Вологодской, Пензенской и Оренбургской областей, изложили историю организации контроля над проповеднической деятельностью духовенства Русской Православной Церкви в 1960-1980 гг. и сделали подробный анализ проповеднической деятельности отдельных священнослужителей. Изучение проповеднической деятельности православного духовенства Пермской епархии в указанный период позволит более детально осветить состояние и развитие церковной гомилетики и тем самым пополнить арсенал современных публикаций, посвященных данной проблеме.
После периода гонений 20-30 гг. XX в. духовенство Русской Православной Церкви, получившее в 1943 г. возможность совершать богослужения и проповедовать в храмах, столкнулось со строгим контролем со стороны советских государственных органов. Кроме этого, полноценному служению мешало отсутствие у большого количества духовенства необходимого духовного образования и физических сил из-за преклонного возраста. В 1962 г. архиеп. Сергий (Ларин), возглавлявший Пермскую епархию, в циркулярном письме к приходскому духовенству писал, что некоторые пастыри уклоняются от проповеди Слова Божия за праздничными и воскресными богослужениями. Владыка напоминал священнослужителям, что проповедь должна быть органической частью Литургии и иметь богословское, нравоучительное и патриотическое содержание. «Амвон церковный ни в каком случае не должен служить местом разжигания личных страстей, сведения личных счетов», — отмечал архиеп. Сергий (АПЕУ. Ф. 1. Д. 4-11. Л. 141).
Пассивная деятельность духовенства в деле проповеди подтверждается наблюдениями контролирующего органа, Совета по делам религии при Совете министров СССР (с 1943 по 1965 г. — Совет по делам Русской Православной Церкви), который в регионах имел подчиненных ему уполномоченных лиц. В рамках антирелигиозной политики советского государства церковная проповедь воспринималась как легальный способ агитации верующих, требующий неусыпного контроля. Главными помощниками уполномоченного и исполнителями в деле контроля и изучения проповедей были специальные сотрудники райисполкомов и горисполкомов. Они формировали из представителей общественности комиссии содействия, члены которых нелегально посещали храмы во время богослужений, прослушивали содержание проповедей духовенства и записывали их краткое содержание. Так, в 1969 г. в Пермской области наблюдатели отмечали, что в чтении проповедей духовенство осторожничает,
в основном использует готовые материалы из журналов Московской патриархии. Проповеди священники в большинстве случаев читали только по праздникам и воскресным дням, довольно равнодушно. Значительная часть духовенства, в силу своей малограмотности, проповеди вообще опускала (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 21. Л. 8).
Одной из главных причин пассивного отношения к делу проповеди было отсутствие у многих священников духовного образования. В Пермской епархии в 1965 г. из 73 священнослужителей высшее богословское образование имели всего 4 человека, незаконченное высшее — 2 человека, полный курс духовной семинарии закончили 13 человек, с незаконченным семинарским образованием — 10 человек. Остальные пастыри, преимущественно престарелые, имели церковно-приходское низшее образование или были вообще без всякого образования. Таким образом, 44 (60%) священнослужителя не имели никакого духовного образования (АПЕУ. Ф. 1. Д. 3-07. Л. 1-3). При этом количество молодых священников, в возрасте до 40 лет, составляло всего 45 человек (60%) (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 16. Л. 66).
К 1976 г. количество молодых священнослужителей сократилось до 19%. Это было связано с тем, что в 1974-1976 гг. из духовных школ в епархию прибыли всего три выпускника, хотя из Пермской области ежегодно 2-3 человека поступали в духовные семинарии. Это свидетельствует о том, что многие из них или не смогли получить духовное образование, или стремились после выпуска распределиться в другие епархии. Пермские архиереи, чтобы восполнить недостаток священнослужителей на приходах, были вынуждены рукополагать в священный сан людей в возрасте 50-65 лет. Тем не менее, в 1976 г. уровень общего образования пермского духовенства повысился. Все 86 священнослужителей имели светское образование, из них 33 человека окончили средние учебные заведения и 53 начальные. Высшее духовное образование имели 16 человек (19%), среднее — 31 (36%) и начальное (самообучение) — 39 человек (45%) (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 32. Л. 136).
Несмотря на то, что у почти половины священнослужителей отсутствовало духовное образование, духовенство старалось регулярно произносить проповеди в храмах. В 1970 г., по подсчетам уполномоченного Совета по делам религии в 41 православных и 4 старообрядческих церквях было произнесено 7000 проповедей (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 24. Л. 14-15). В следующем 1971 г. в каждом храме в течение года произносили в среднем около 144 проповедей. Это составляло около 5500 проповедей в год во всех храмах. Данные подсчеты делались для того, чтобы учитывать их при организации атеистической работы среди населения, в коллективах на предприятиях и в организациях. Так, в 1971 г. количество лекций на научно-атеистические темы, которые проводило пермское общество «Знание», было увеличено до 5787, что примерно сопоставимо с количеством проповедей духовенства (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 27. Л. 10).
Среди духовенства Пермской епархии выделялись священники, которых верующие люди запомнили как хороших проповедников. Большинство из них совершали свое служение в Перми и имели духовное образование. Одним из красноречивых проповедников был настоятель пермской Новокладбищенской церкви (храм Всех святых) прот. Михаил Лукканен. Отец Михаил в 1937 г. окончил Парижский богословский институт и с 1943 г. служил в Пермской епархии.
Уполномоченный Совета по делам религии по Пермской области А. Сонько в своих отчетах отмечал, что проповеди о. Михаила нравятся прихожанам. Вызывая священника к себе на прием, уполномоченный проявлял интерес к его проповеднической деятельности. Отец Михаил рассказывал, что конспекты своих выступлений он не составляет, но всегда внимательно читает те места Евангелия, на которые ему придется делать ссылки во время проповеди. Самому проповеднику должна нравиться выбранная тема. Этот аспект он считал главным в подготовке выступления. Проповедь нужно произнести эмоционально и просто, с учетом уровня образования присутствующих, среди которых много малограмотных. Многие из прихожан «чаще спрашивают не то, что сказал батюшка, а как сказал». «Надо уметь хорошо начать выступление и эффектно его закончить», — отмечал о. Михаил (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 21. Л. 9).
В Свято-Троицком кафедральном соборе, главном храме Пермской епархии, лучшими проповедниками были прот. Иоанн Сексяев, прот. Виктор Баранов, прот. Николай Логинов, прот. Владимир Жохов и др. Проповеди священнослужителей кафедрального собора Перми, по сравнению с наставлениями священников из сельских населенных пунктов области, характеризовались большей степенью интеллектуальности, социальной направленности и актуальности. Это было связано как с общим кругозором и уровнем подготовки верующих, которым были адресованы проповеди, так и с личными качествами самих священнослужителей Перми, которые обладали более высоким богословским образованием, нежели священники на селе. Такая ситуация была и в других крупных городах.
Большое количество воспоминаний пермяков сохранилось о протоиерее Владимире Платоновиче Жохове. Личность о. Владимира является незаурядной: фронтовик, духовный писатель, художник, священник. Кроме своего служения в храме, о. Владимир успевал заниматься литературной деятельностью, которую начал еще в 1942-1943 гг. с написания небольших трактатов о вере, нравственности, молитве, душе. С тех пор написание религиозных текстов станет неотъемлемой частью жизни о. Владимира. Из личного дневника о. Владимира, который он вел с 1966 по 1969 г., мы узнаем, что о. Владимир часто проповедовал на архиерейских службах, в воскресные и праздничные дни, иногда дважды в день, на ранней и поздней литургиях, или утром на литургии и на вечернем богослужении. Чаще других священнослужителей о. Владимир проповедовал 9 мая, в епархиальный праздник, при большом стечении духовенства, говорил приветственные слова именинникам и т.д. Все это свидетельствует о том, что о. Владимир был талантливым проповедником, поэтому на него часто возлагали столь ответственное послушание в соборе (Жохов, 1969, 97).
В семейном архиве его старшего сына, Анатолия Владимировича Жохова, известного пермского философа и общественного деятеля, сохранились рукописные проповеди прот. Владимира. Данные рукописи, несомненно, представляют большой интерес для исследования, так как они не были опубликованы и их содержание не подвергалось научному анализу.
Рукописи проповедей состоят из четырех тетрадей. Тетрадь № 1 размером 120х160 мм состоит из 40 проповедей, составленных и произнесенных с 25 июня 1961 г. по 18 августа 1963 г. в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми. Тетрадь № 2 (120х160 мм) является продолжением первой тетради и состоит из 34 проповедей, произнесенных с 19 января 1964 г. по 19 декабря 1974 г. в Перми. Первая проповедь в этой тетради — под № 47, а последняя — под № 249. Возможно, что в этой тетради некоторые проповеди не сохранились или проповеди повторялись из года в год, поэтому новые не писались. Тетрадь №3 (170х210 мм) состоит из таблицы, в которой велся учет проповедям с 3 сентября 1950 г. по 11 декабря 1977 г. Тетрадь №4 (170х210 мм) называется «Наброски проповедей» и содержит около 100 черновиков проповедей, написанных с 4 ноября 1945 г. по 28 июля 1986 г.
Тетрадь №1 начинается заголовком «Веровах, темже возглаголах» (Пс 115:1). Вероятно, в своих проповедях о. Владимир пытался подражать пророку-псалмопевцу Давиду, стремился говорить о твердости своей веры, которая заставляла его смело высказывать свои мысли. Первая страница содержит пояснение от автора, которое объясняет содержание всех четырех тетрадей. «Самое первое слово с церковного амвона было произнесено мной 4 ноября 1945 г. в Ильинском кафедральном соборе г. Архангельска в присутствии епископа Леонтия (Смирнова), рукоположившего меня в этот день во иерея. Я говорил на тему значения Церкви в жизни верующих. С того времени, священствуя в течение 15 лет в приходах Архангельской епархии (в Архангельске, Мурманске, Котласе, Красноборске и Сыктывкаре), я неопустительно говорил поучения за каждой литургией на евангельские или праздничные темы, а также почти за всеми вечерними богослужениями, обычно на темы жития святых или христианского катехизиса. Проповеди произносились мною всегда экспромтом и конспектировались очень редко. Чаще всего я просто пересказывал своими словами прочитанную
в книге какую-нибудь понравившуюся проповедь. В Сыктывкаре, чтобы по возможности избегать повторений, я стал вести учет своих проповедей, записывать дату, используемый источник, обозначение темы и т.п. За 10 лет служения в Сыктывкаре мною было совершено 949 литургий и сказано 1867 проповедей. С июня 1961 г., проходя свое священническое служение в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми, я взял за правило обязательно записывать основную мысль каждого поучения, укладывая текст только на одну тетрадную страничку (40 поучений). В процессе записывания тема небольшой проповеди легко запоминается. Краткость произнесения (минут 5-7) не утомляет слушателей, и тема без труда ими усваивается. Я убежден, что немногословность поучений и совершенная их доступность для восприятия успешно могут служить святому делу веры, делу спасения каждой в отдельности дорогой человеческой души» (Жохов, 1963, 1). Из текста видно, что о. Владимир в своей пастырской деятельности уделял большое внимание церковной проповеди. Он затрачивал немалое время на качественную проработку необходимого материала. Безусловно, в этом о. Владимиру помогало духовное образование, полученное с 1955 по 1958 г. в Ленинградской духовной семинарии на заочном отделении.
Из содержания рукописей видно, что для подготовки проповедей о. Владимир пользовался сборниками поучений и проповедей известных дореволюционных проповедников. Чаще других о. Владимир обращался к трудам свящ. П. Шумова «Сборник общепонятных поучений на все воскресные и праздничные дни», проповедям свящ. В. Востокова, свящ. М. Смирнова, прот. Р. Путятина. Чуть реже использовал поучения свящ. С. Ляпидевского «Пастырь-проповедник», прот. А. Белоцветова, прот. В. Гиляровского, свт. Феофана Затворника «Мысли на каждый день», журнал «Руководство для сельских пастырей». Из зарубежных писателей о. Владимир использовал работу шотландского богослова Генри Друммонда «Старший брат». Проповеди современных отечественных богословов, которые печатались в «Журнале Московской патриархии», о. Владимир никогда не использовал.
В рукописи о. Владимир отмечает, что старался добросовестно относиться к делу проповеди и из года в год не произносить одни и те же поучения. Для этого у него была тетрадь № 3, которую он вел в течение 27 лет своего пастырского служения в Сыктывкаре и Перми. Делал он это неслучайно, так как, по воспоминаниям его современников, были священники, которые на протяжении всего своего пастырского служения из года в год читали одни и те же праздничные проповеди. Это приводило к тому, что внимательные прихожане знали проповеди своего духовенства наизусть.
В тетради № 3 находится таблица учета всех богослужений и проповедей о. Владимира с 1950 г. по 1977 г. С 3 сентября 1950 г. автор начал вести учет всем своим службам и проповедям в г. Сыктывкаре в Патриаршей православной Свято-Казанской церкви. 11 декабря 1977 г. о. Владимир произнес свою последнюю проповедь, после чего ушел за штат (на пенсию). Таблица содержит следующую информацию, находящуюся в 9 столбцах: 1) число, месяц, год произнесения проповеди; 2) день недели; 3) вид богослужения (литургия, всенощное бдение, венчание, отпевание); 4) порядковый номер проповеди; 5) автор источника проповеди; 6) название книги; 7) страница книги; 8) заглавие темы проповеди; 9) название праздника.
Из этой тетради мы узнаем, что во время служения о. Владимира в Сыктывкарской епархии он активно занимался проповеднической деятельностью. В 1951 г. он совершил в своем храме 101 литургию и произнес 241 проповедь. В следующем 1952 г. — 112 литургий и 256 проповедей. Всего с 1950 по 1960 г. совершил 949 литургий и произнес 1867 проповедей. В этот период о. Владимир вел учет своим проповедям, произнесенным не только на литургиях и вечерних богослужениях, но и на панихидах, венчаниях, отпеваниях и молебнах.
В Перми о. Владимир стал проповедовать реже. С 1961 г. по 1968 г. он произносил от 16 до 19 проповедей в год. В 1969-1971 гг. количество проповедей увеличилось до 26-29. Вероятно, это было связано с уходом из собора в 1969 г. за штат прот. Николая Логинова, проповедническая нагрузка которого была возложена на о. Владимира.
Другой причиной могло быть болезненное состояние еп. Иоасафа (Овсянникова) и частое его отсутствие на богослужениях. С 1972 по 1977г.о. Владимир произносил около 20 проповедей в год. Всего с 1961 по 1977 г. в Перми он проповедовал на 293 литургиях в воскресные дни и большие праздники. Проповедовать в будние дни и на вечерних богослужениях не требовалось (Жохов, 1977).
Важным и интересным для исследования является содержание проповедей, в которых могли отражаться как проблемы духовной жизни, так и взгляды духовенства на различные общественные вопросы. Члены комиссий содействия, помогавшие контролировать проповедническую деятельность, докладывали, что в содержании проповедей пермского духовенства присутствовали разъяснения для прихожан о таинствах Исповеди и Причастия, о необходимости укрепления веры, исполнения церковных установлений, звучали призывы читать ежедневно Евангелие, правильно воспитывать детей, совершать паломничества ко святым местам. Необходимо отметить, что члены данных комиссий, в составе которых в основном были служащие (учителя, врачи, библиотекари и т.п.), занимались данной работой на общественных началах и относились к ней достаточно формально. Многие из них отмечали в своих отчетах, что сталкиваются с трудностями в прослушивании проповедей и не готовы к их глубокому анализу. Некоторые секретари райисполкомов прямо заявляли о том, что в их районах нет специалистов для этой работы (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 33. Л. 60).
Тем не менее работа комиссий содействия считалась очень важной и внимательно анализировалась. Особенное раздражение у уполномоченных Совета по делам религии вызывали проповеди, в которых духовенство призывало верующих чаще ходить в храм, крестить своих детей и ежедневно учить их Закону Божию (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 21. Л. 8). Данная реакция была связана с тем, что, несмотря на большие усилия государства по атеистическому воспитанию советских людей, народ продолжал посещать храмы, а количество крещений детей и взрослых с каждым годом увеличивалось.
Из рукописей о. Владимира Жохова видно, что, как и у большинства священнослужителей, главным содержанием его проповедей было свидетельство о Христе, Его жизни, крестной смерти и воскресении, о Царствии Божием. Среди проповедей, большинство которых о. Владимир заимствовал из книг и сборников, особый интерес вызывают проповеди, написанные им самим.
Так, 23 января 1972 г., в Неделю по Богоявлении, о. Владимир в проповеди о Царстве Божием использовал близкие людям образы проходившего в Перми в 1960-1970-е гг. масштабного строительства города. «„Царство Божие внутрь вас есть" (Лк 17:21). Как это понимать? Поясню простым примером: выйдя на улицу, мы увидим разрушенные старые дома и бурное строительство величественных, многоэтажных, каменных сооружений. Спрашивается: имеешь ли ты право занять благоустроенную квартиру в новом здании без соответствующего документа? Нет! Для этого нужен ордер. Если же ордер у тебя уже имеется, то с уверенностью можно сказать, что квартира у тебя в кармане, даже с указанием этажа и номера, хотя, может быть, и дом-то еще не достроен! Дорогие братья и сестры! Нам важно знать: обладаем ли мы драгоценным правом быть членами Царства Божия? Это легко проверить. Сейчас же, не выходя из храма... Если в твоей душе царит „любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал 5:22-23), то это означает, что ты уже носишь в себе вечное, непреходящее, духовное счастье, дающее тебе право на вход в Царство Небесного Отца, уготованное нам от создания мира (Мф 25:34)» (Жохов, 1974, 215).
Наблюдатели отмечали, что содержание проповедей священнослужителей часто было связано с событиями, происходящими в стране и за рубежом, с прекращением войны во Вьетнаме, с борьбой за мир во всем мире (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 17. Л. 32). Особенно ярко тема войны, страданий, победы звучала в главный епархиальный праздник, день св. Стефана Пермского, совпадающий с Днем Победы. В этот день проповедь в кафедральном соборе всегда доверяли произносить о. Владимиру Жохову как ветерану Великой Отечественной войны и лучшему проповеднику.
9 мая 1972 г.о. Владимир сказал: «Сегодня весь русский народ празднует день славной победы в Великой Отечественной войне. Нелегко досталась нам эта победа! И невольно вспоминаешь те ужасные дни 1941 г., когда вся страна понесла тяжкий крест священной освободительной войны, когда наша прекрасная Родина облеклась в терновый венец и на ее чело, из под острых игл, брызнули капли-рубины жертвенной крови во исполнение евангельской заповеди: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Но вот воссияло над нашим отечеством солнце победы. Наша могучая, наша героическая советская армия, поразившая весь мир своей доблестью, одержала блестящую победу над врагом и полностью освободила землю русскую от немецких захватчиков. Наша Русская Православная Церковь всегда благословляла верующих людей на бранные подвиги с непоколебимой верой в победу. Она и ныне в мирное время благословляет всех нас на борьбу за прочный мир во всем мире. Не будем же равнодушными ко благу Отечества и ко благополучию нашего родного народа, ибо каждый из нас должен и может внести посильную долю участия в борьбе за вожделенный мир!!!» (Жохов, 1974, 222).
Важными историческими источниками для изучения проповеднической деятельности являются поздравительные слова и речи архиереям, духовенству, сотрудникам храмов, прихожанам и государственным служащим. В рукописях о. Владимира сохранилось большое количество приветственных слов архиереям Архангельской и Пермской епархий, торжественных проповедей на венчании, поздравлений священников с именинами, проникновенных проповедей на отпевании священнослужителей и церковных работников.
Так, 19 декабря 1974г.о. Владимир провозгласил поздравление архиеп. Николаю (Бычковскому): «Ваше Высокопреосвященство, дорогой наш Архипастырь и отец! Нынешнее церковное торжество в честь великого святителя Христова Николая, имя которого овеяно всемирной славой, усугубляется сегодня Вашим тезоименитством. Много лет тому назад Вы проходили здесь свое пресвитерское служение, и вот через продолжительный период времени, по неисповедимым путям промысла Божия, приняв в монашестве имя празднуемого ныне святителя Николая, Вы снова вернулись в Пермь, уже православным иерархом, явились к нам благостным ангелом Церкви Христовой. Ваша духовная обаятельность и Ваши глубоко назидательные поучения всегда радуют нас, но мы ведаем и тяжесть жизненного креста Вашего, и тяжесть святительского омофора, лежащего на Ваших раменах. Эту тяжесть составляют постоянные заботы о благе Церкви Христовой и неизбежные скорби на поприще архипастырского служения. Сегодня, имея счастье приветствовать и поздравить Вас, Ваше Высокопреосвященство, с днем Ангела, а вас, дорогие отцы, братья и сестры с высокочтимым именинником (спасибо!!!), я выражаю Вам, благостный Владыка, от лица соборного причта и всех верующих нашей обширной Пермской епархии — сердечные благопожелания доброго здравия... И пусть Сам Господь милосердия и щедрот увенчает успехом все Ваши архипастырские труды, направленные к тому, чтобы „проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим 2:2). И да сотворит он Вас в нашей большой христианской семье „Отца о чадех веселящася". В знак нашей любви и как символ наших всеусердных молитв о Вас, примите эту св. просфору. Многая Вам лета, дорогой Владыка, исполла эти деспота!» (Жохов, 1974, 249).
Кроме разнообразия и глубины содержания, проповедники не забывали и о внешней форме проповеди, которая привлекала внимание слушателей и помогала им по-новому взглянуть на уже известную тему. Опытные проповедники старались использовать различные литературные и риторические приемы, избегать однообразия в формах проповеди, быть оригинальными и остроумными.
12 июля 1977 г., в праздник апп. Петра и Павла, о. Владимир Жохов подготовил для прихожан специальные записки и в конце проповеди объявил: «Хочется в день их [святых апостолов] памяти подарить Вам хотя бы один самый важный для нас текст из этих Посланий, о самой главной добродетели христианской, о любви. <...>
Предлагаю вашему благочестивому вниманию гимн любви. Я только сделаю ссылку на текст этого гимна, а вы сами прочитайте его, перепишите и пользуйтесь его содержанием для разумения и размышления над сими удивительными глаголами жизни вечной!» Текст записки: «Читать со вниманием раз в неделю, в течение трех месяцев тринадцатую главу первого послания к Коринфянам. Для начала, хорошо читать ее каждый день, особенно те стихи, в которых описывается совершенство характера: „Любовь долготерпит и добра, любовь не завидует, не превозносится". и т.д. Введите в свою жизнь эти начала, тогда все, что ни делаете, будет вечно, а это стоит труда. Стоит посвятить этому время» (Жохов, 1986).
С ап. Петром также связана хорошо известная пермякам шутка о. Владимира, использованная им во время произнесения одной из проповедей. До праздничного богослужения о. Владимир сообщил сослужащим ему священнослужителям, что на своей проповеди трижды прокукарекает. Данные слова не были восприняты всерьез, и, возможно, кто-то из присутствующих заключил шуточное пари. К удивлению всех, во время проповеди о. Владимир начал рассказывать прихожанам об ап. Петре и проиллюстрировал его отречение от Христа тремя громкими возгласами: «Ку-ка-ре-ку!». Убедившись в нормальном восприятии шутки во время проповеди, о. Владимир неоднократно использовал такой прием. Так, в другой раз о. Владимир сообщил духовенству, что готов во время проповеди громко произнести слова «Слава КПСС!». Произнести в храме данные слова всем показалось неслыханным делом. К большому удивлению всех, о. Владимир начал свою проповедь следующими словами: «Когда вы просыпаетесь, то что вы первым делом говорите? „Слава КПСС!"? Нет. Вы говорите: „Слава Богу!"»
Еще одним способом привлечь внимание слушающих и подкрепить свое проповедническое слово было зачитывание во время проповеди отрывков из Священного Писания. Из личного дневника о. Владимира Жохова известно, что он ежедневно занимался чтением и исследованием Библии. Любовь к Священному тексту он старался передать и своим прихожанам. Так, рукописи его проповедей подтверждают, что 11 сентября 1966 г., в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, и 27 августа 1967 г., в воскресный день, объясняя смысл пятой заповеди, он зачитывал тексты Священного Писания (Жохов, 1977).
Активная проповедническая деятельность духовенства не могла оставаться незамеченной контролирующими советскими органами. В 1960 г. о. Владимир Жохов за нарушение 15 пунктов советского законодательства был лишен регистрации в г. Сыктывкаре и вынужден был полгода искать новое место своего служения. Из-за контроля со стороны уполномоченных и страха лишиться регистрации многие священники старались быть менее заметными в своей проповеднической деятельности. В 1979 г. члены комиссий содействия в своих отчетах отмечали, что «в ряде церквей, особенно сельских, священники уклоняются от чтения проповеди в присутствии представителя райисполкома, прямо заявляют, что не желают читать проповедь при посторонних лицах» (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 33. Л. 60).
Если проверяющие считали, что содержание проповеди нарушает советское законодательство, то священнослужителя могли вызвать в местный рай(гор)исполком или к уполномоченному Совета по делам религии, которые требовали дать объяснения по содержанию сказанного на проповеди. Особенно активным в этой работе был уполномоченный Совета по делам религии А. Сонько.
10 февраля 1970 г. к уполномоченному был вызван прот. Сергий Богдан из Благовещенской церкви пос. Ильинский. Священнослужителю предложили объясниться о прочитанной им 26 октября 1969 г. в храме проповеди о Страшном суде Христовом. Оправдываясь, священник сказал: «Страшным судом перед верующими не злоупотребляю, читаю (проповедей) меньше, чем следует, более упоминаю о грехах, в особенности о пьянстве, чрез которое, как посмотришь, разрушается здоровье и семья, и (которое) отражается на обществе как верующих, так и неверующих. Поэтому зову к трезвости, к трудолюбию, это больше всего, это чаще всего, ну и конечно
как Евангельская мера предупреждения за грехи иногда напоминается о страшном суде, чего как из Евангелия, так и из проповеди верующий человек безусловно исключить не может» (АПЕУ. Ф. 1. Д. 6-01. Л. 49). После требования уполномоченного больше не читать проповеди св. Иоанна Кронштадтского и Смирнова и угрозы лишить священника регистрации он был отпущен. Учитывая тот факт, что священника вызвали на прием лишь через 3,5 месяца после сказанной в храме проповеди, а также то, что его направили для еще одного объяснения в епархию и отсутствие какого-либо наказания, можно сделать вывод, что данный разговор с уполномоченным носил профилактический и формальный характер.
Особое внимание уделяли контролю проповедей архиереев в кафедральном соборе г. Перми. Наблюдения осуществляли наиболее подготовленные для этой работы преподаватели высших учебных заведений. Однако жалобы на содержание проповеди могли также поступить от духовенства, старосты, прихожан собора или анонимного автора.
31 мая 1968 г. уполномоченный А. Сонько вызвал к себе епископа Пермского и Соликамского Иоасафа (Овсянникова) и сообщил ему, что в Совет по делам религии поступило устное заявление по поводу проповеди, сказанной им 6 мая 1968 г. в Свято-Троицком соборе. В заявлении говорилось, что в этот день владыка Иоасаф, обращаясь к верующим, сказал: «У нас есть в церкви люди, которые изъедают человека, и таким людям в нашем храме нет места». На просьбу чиновника объяснить двусмысленный смысл данных слов, владыка пояснил, что, «видимо, его неправильно поняли, т.к. это относилось к некоторым членам причта собора, которые иногда ругаются между собой, поэтому он хотел их усовестить, другой цели его слова не преследовали» (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 1. Д. 17. Л. 107-108).
Итак, исходя из архивных источников, можно утверждать, что в 1960-1980гг. проповедническая деятельность духовенства Пермской епархии была недостаточно активной. Это происходило из-за отсутствия у половины духовенства необходимого духовного образования, большого количества священников преклонного возраста (60-70 лет) и страха перед контролирующими советскими органами. Тем не менее, среди духовенства выделялись священники, проповеди которых отличались высокой степенью интеллектуальности и духовной зрелости. Большинство из них совершали свое служение в центральных городских храмах и имели духовное образование. Одним из ярких и востребованных проповедников был клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Перми прот. Владимир Жохов. Из сохранившихся рукописей проповедей о. Владимира мы видим, что автор с 1950 г. по 1977 г. вел статистический учет своих проповедей. В четырех тетрадях рукописей содержатся черновики и проповеди за все годы служения их автора — с 1945 г. по 1986 г. Во время подготовки и произнесения проповедей о. Владимир использовал все свои многочисленные таланты: большую начитанность, хорошее знание Священного Писания, стихотворчество, прекрасное чувство юмора. Кроме внимания к содержанию проповедей, главной темой которых было свидетельство о Христе, о. Владимир и другие проповедники старались избегать однообразия и в форме проповедей. Наиболее опытные священнослужители привлекали внимание слушателей риторическими приемами и стремились быть оригинальными. Проповедническая деятельность духовенства контролировалась уполномоченными Совета по делам религии, которые проводили со священниками профилактические беседы. Чаще всего данные встречи проходили формально.
Проповедническая деятельность духовенства Пермской епархии в годы государственного атеизма несомненно помогала верующим людям прикоснуться к живому духовному опыту своих пастырей, почувствовать себя вместе с ними единой Церковью Христовой и вдохновиться на подвижническую христианскую жизнь. Опытом проповедников 60-80 гг. XX в., которые смело говорили о своей вере, могут воспользоваться как современные пастыри, так и будущие поколения христиан. Дальнейшее изучение рукописей проповедей о. Владимира Жохова представляет большой интерес для будущих исследователей его наследия с богословской точки зрения.
Источники и литература
Источники
1. ГАПК — Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1204. Оп. 1. Д. 16; Д. 17; Оп. 2. Д. 21; Д. 24; Д.27; Д. 32; Д. 33.
2. АПЕУ — Архив Пермского епархиального управления. Ф. 1. Д. 3-07; Д. 4-11; Д. 6-01.
3. Жохов (1969) — Жохов В., прот. Библейские открытки: (дневник). Машинопись, 19661969. Архив А. В. Жохова.
4. Жохов (1963) — Жохов В., прот. Проповеди церковные: (тетрадь № 1). Рукопись, 19611963. Архив А. В. Жохова.
5. Жохов (1974) — Жохов В., прот. Проповеди церковные: (тетрадь № 2). Рукопись, 19641974. Архив А. В. Жохова.
6. Жохов (1977) — Жохов В., прот. Проповеди церковные: (тетрадь № 3). Рукопись, 19501977. Архив А. В. Жохова.
7. Жохов (1986) — Жохов В., прот. Наброски проповедей: (тетрадь №4). Рукопись, 19451986. Архив А. В. Жохова.
Литература
8. Забавникова (2014) — Забавникова Е.С. Проповеднический текст в православной журналистике (на примере публикаций архиепископа Луки — профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого в «Журнале Московской Патриархии» 1940-х гг.): в 3 ч. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 4 (34). Ч. III. С. 74-78.
9. Калашник (2017) — Калашник В.В. Проповедническая и публицистическая деятельность православного духовенства Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (77). Ч. 2. С. 67-74.
10. Киналь, Мику (2015) — Киналь А.В., МикуН.В. Проповедническая деятельность православного духовенства Пензенской области. 1940-1980 гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-2 (45). С. 22-28.
11. Молодов (2012) — Молодов О.Б. Источники о контроле за проповедями православного духовенства Вологодской епархии в 1960-1980-е гг. // Вестник архивиста. 2012. №4. С. 84-94.
12. Попова (2014) — Попова К.Ю. Организация контроля за проповеднической деятельностью православного духовенства со стороны уполномоченных Совета по делам религий при Совете министров СССР в 1960-1980-е гг. (на материалах Южного Урала) // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2014. Вып. 2 (2). С. 263-273.