УДК 28 (Заб)
Жуков Артем Вадимович Artem Zhukov
ВЕРОУЧЕНИЯ ДЕОБАНДИЙСКОГО ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬЯ:
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
SOCIAL ASPECTS OF DOGMA NEOMOSLEM ISLAM IN THE TERRITORY OF THE TRANSBAIKALIAN REGION
Дан анализ современной идеологии, представляемой сборником книг «Фазаиль амазали», распространяемым среди мусульман Забайкальского края. Социальная мифология книги, по мнению автора, представляет собой идеологическую основу религиозных организаций «Таблиги джамаат», известных своим экстремизмом и стремлением сформировать социальную базу для террористических исламских группировок, что привело к запрещению ее деятельности на территории России
Ключевые слова: Коран, Намаз, Зикр, Таблиг, Джамаат, Джихад, Фазаиль Амазали, Джан-нат, Джаханнам, фундаментализм, религиозный экстремизм
The article analyzes the modern ideology presented by a collection of books «Fazayl Amazali» which is spread among the Moslems of the Transbaikalian region. The author considers that the social mythology of these books is the ideological foundation of reli-gious organizations «Tabligi Jamahat». They are known by extremism and aimed at creation of social base for Islamic terrorist formations. And that is why the activity of the organizations is prohibited in the territory of Russia
Key words: «Fazayl Amazali», «Tabligi Jamahat», (religious) extremism
В течение последнего времени среди мусульман Забайкальского края получил распространение сборник книг под названием «Фазаиль Амазали» («Ценности деяний») [6; С. 3-5]. Большая часть этого сборника написана индийским богословом деобандийского направления ислама Мау-ланой Мухаммадом Ильясом Кандехлеви [1; С. 1]. Автором одной из книг является его ученик Мухаммад Ихтишахуль Хасан. Представляют интерес сведения, согласно которым Маулана Ильяс в 1927 г. в Индии основал религиозное движение под названием «Таблиги Джамаат» [4], что означает
— «доведение исламского призыва до людей» [5; С. 1], которое проводится объединением мусульман [3]. Движение «Таблиги Джамаат» занимается пропагандой ислама по всему миру. Организация, штаб которой
находится в Пакистане, ставит цель установления исламского мирового господства [2; С. 2-4]. Это стремление и откровенное использование в риторике такой категории, как «Джихад» [5; С. 3-4], стали основой для запрещения этой организации в ряде стран, в том числе и России [8].
Тем не менее, в Забайкальском крае среди кругов общественности, связанной с исламом, «Фазаиль Амазали» до сих пор имеет хождение. Его распространители отрицают возможность связи содержания «Фазаиль Амазали» с организацией «Таб-лиги Джамаат» и, кроме этого, указывают на заявления некоторых религиозных лидеров и средств массовой информации о том, что «Таблиги Джамаат» всегда занималась пропагандой и не была замечена в экстремистских действиях [9]. С другой сторо-
ны, проповедь идей данной литературы сопровождается серьезными опасениями, которые выражает по этому поводу немусульманская, а также мусульманская часть населения, исповедующая ислам, предстающий в более традиционном для страны образе. Это делает актуальным проведение текстологического анализа текстов, составляющих сборник «Фазаиль Амазали».
Необходимо отметить, что организации «Таблиги джамаат» уделяет внимание значительное количество авторов, среди которых наиболее известны А. Алексиев [1], Б. Бабаджанов [2], Д. Исаев [5]. Однако их труды направлены на историкокультурные и политические аспекты развития движения. Анализ доктринальной части вероучения ограничивается указанием на ортодоксальность «таблиговцев». Для нас важно рассмотреть социальный аспект идеологии «Фазаиль Амазали», что позволит уточнить идеологическую направленность современной деобандийской литературы, распространенной среди забайкальских мусульман, и скорректировать отношение к «Таблиги джамаат».
Для этого необходимо раскрыть отношение «Фазаиль Амазали» к окружающему социуму и сообществу верующих, объединенных идеями этой книги, и выяснить существует ли связь содержания «Фазаиль Амазали» с организацией «Таблиги джамаат». Задачами исследования является определение значения категорий «Коран», «Намаз», «Зикр», «Таблиг», «Джамаат» и «Джихад» в контексте социальной доктрины, излагаемой «Фазаиль Амазали». Предметом настоящего исследования является содержание книг «Ценности Корана», «Ценности Намаза», «Ценности Зикра», «Ценности Рамазана», «Ценности Таблига» и книги «Единственный выход из упадка мусульман», составляющими сборник «Фа-заиль Амазали».
С самого начала необходимо обратить внимание на то, что книги «Фазаиль Амазали» обращены к читателям, которые знакомы с исламом, большинство из них — этнические мусульмане, убежденные, что
Коран бог.хновен. Идеологи проекта «Фазаиль Амазали» рекомендуют им постоянное изучение и воспроизведение Корана [6; С. 9-23]. Коран рассматривается не только как Божественное откровение и поучительная книга, это еще инструмент выздоровления и заступник перед Аллахом в день суда [6; С. 48-53]. Однако богословы не ограничиваются перечислением достоинств Корана. Существенную часть занимает перечисление наказаний, которые ожидают тех, кто не желает читать Коран [6; С. 45]. В «Фазаиль Амазали» обнаруживается четкое разделение мира на «своих» и «чужих», по отношению к которым идеологи не испытывают жалости. Согласно представляемой мифологии, после смерти одних ожидает джаннат (аналог христианского «рая»), а других джаханнам (ад, место грядущего наказания грешников») [7]. Иноверцам, согласно уверениям авторов «Фазаиль Ама-зали», прощения нет [6; С. 25].
На наш взгляд, обращение к авторитету Корана используется для того, чтобы обнаружить единомышленников, которые обеспечат поддержку среди тех верующих, которые сами желают вернуть мусульман к их фундаментальным ценностям. Вместе с этим, это обращение не означает, что содержание самого «Фазаиль Амазали» будет полностью соответствовать учению, которое бы устроило все группы мусульман. Требования возврата к фундаментальным ценностям представляются многим верующим довольно тяжелыми, но «Фазаиль Амазали» является образцом пропагандистской литературы, и она дает возможность тем, кто не умеет читать, сделать замену. Такой заменой является реализация намерения широкой проповеди [6; С. 25]. Еще одним инструментом, который может изменить земную и посмертную судьбу грешника, является безоговорочное послушание и покорность лидерам религиозной общины, которые, как считается, выражают волю Аллаха [6; С. 61].
Обращение к авторитету Корана помогает также находить аргументы, которые способны объединить аудиторию в единое
организационное целое, основанное на идее исключительности. Коран описывается с точки зрения его превосходства над всеми иными источниками веры [6; С. 62]. Критика Корана и учителей (муллы), его распространяющих, запрещается под страхом божественного гнева [6; С. 66].
Следующая часть сборника «Фазаиль Амазали», называемая «Ценности Намаза», начинается с описания современного положения мусульманской религии, которая, по мнению автора, забыта верующими. Мусульмане не читают Коран, поэтому де-обандийские богословы считают своим долгом публиковать высказывания Мухаммеда и их интерпретировать [64; С. 79].
Так, одним из важных моментов, отмечаемых во время чтения «Фазаиль Ама-зали», является постоянное использование термина «Джихад», понимаемого как «Священная война против неверных». К примеру, читатель узнает, что Джихад приравнен Намазу, и даже более того, говорится, что — «Намаз — это лучший Джихад» [6; С. 93]. Джихад понимается как война, которая ведет к смерти врагов и обогащению мусульман [6; С. 80]. Тема войны воспроизводится только в положительных тонах. Становятся обычными термины: «шахид», «битва», «смерть». Передаются они как назидательные и необходимые к реализации [6; С. 90, 92, 97]. Культ Джихада достигает своего апогея в утверждении того, что хотя «Намаз есть самое высшее поклонение, но во время нападения неверных Джихад становится намного выше» [6; 175].
Особенно в контексте уравнения практики Намаза и Джихада интересно то, что Намаз и Ураса (пост) должны полностью занимать все время верующего [6; С. 97, 131-178]. Их пропуск сопровождается предостережениями о наказании [6; С. 79-92]. Надо ли после этого думать, что пропуск Джихада так же непростителен? Вероятно, да. Это подтверждают рассуждения авторов «Фазаиль Амазали» о такой категории, как «смерть». Смерть, которую верующий принимает за свою веру, восхваляется как пример праведного поведения [6; С. 96-97]. Смерть
становится целью и ценностью, к которой ведут ритуальные практики «Фазаиль Амаза-ли». В то же время наказание за них отличается крайней суровостью [6; С. 127-130].
В целом, налицо проповедование религиозных ценностей, которые не являются распространенными среди неверующих и мусульман. В этом контексте необходимо обратить внимание на утверждения идеологов исламского возрождения о том, что религия не исполняет мирские цели и желания людей. Она за пределами этого мира и, выполняя заветы религии, верующие подчиняются только Аллаху. Таким образом, становится очевидным, что, по мнению идеологов «Фазаиль Амазали», мусульманам нет нужды подчиняться земным правительствам [6; С. 108]. Книга осуждает светскую власть в государстве, которое «измывается над верующими» в Аллаха, но в то же время поддерживает тех, кто выступает против сложившихся светских социальных порядков. В тексте говорится о том, что после смерти отправятся в джаннат только те, кто остался верен Аллаху в трудностях. [6; С. 287]. Но важно, что не только трудности ожидают авторы, они верят, что в конечном счете мировое господство будет принадлежать «общине Мухаммада» [6; С. 287]. В этом свете становится очевидным, что идеология «Фазаиль Амазали» имеет выраженные политические цели, и эти цели направлены на свержение установившихся светских порядков.
Цель сборника «Фазаиль Амазали» — привлечение внимания современных мусульман идеями исламского возрождения. Их призывают жить «подлинно религиозной жизнью» с исполнением религиозных обязанностей, т.к. это делалось во времена пророка Мухаммеда [6; С. 112]. Авторы заинтересованы в создании объединений, ориентированных в своей идеологии и практике на содержание книги «Фазаиль Амазали». Преуспеяние религиозных общин связывается с воспитанием личности, покорной воле Аллаха и готовой на все ради того, чтобы «религия ислама превзошла все остальные религии» [6; С. 121]. В содержа-
нии «Фазаиль Амазали» имеются указания на то, что для последователей выполнение требований этой идеологии сопряжено с постоянным лишением сна, еды, ведением интенсивной молитвенной практики и чтением под руководством наставников, пользующихся негативными и подчас сексуальными образами. Все нацелено на то, чтобы воздействовать на последователя так, чтобы привести его к религиозному фанатизму [6; С. 131].
Перечисленные практики сопровождаются религиозными требованиями, которые практически невыполнимы, и, таким образом, верующий, ведомый переполняющим его чувством вины, настраивается на выполнение всех требований руководства, вплоть до убийства «неверных» и тех действий, которые ведут к его собственной гибели [6; С. 130-131]. Сочетание угроз, утверждающих скорое наказание для тех, кто не внемлет словам Аллаха и Мухаммеда, с восхвалением Джихада, понимаемого как война против неверных, ставит вопрос о пропаганде религиозной ненависти и латентной подготовке сознания верующих к ведению боевых операций. Формируется социальная стратегия, направленная на создание организации, отвергающей все устои, которые не совпадают с идеологией «Фазаиль Амазали».
Цели конструирования мировоззрения последователя, который без рассуждений выполняет все приказы руководства, посвящена книга «Ценности Зикра». Зикр — мистическая молитвенная практика, понимаемая как внутренний разговор с Аллахом [6; С. 170-174]. Зикр оценивается как одна из главных ценностей мусульманина. Но оказывается, что Зикр приравнен Джихаду, и мало этого, Зикр во время нужды увеличивает ценность Джихада во много раз [6; С. 174]. Итак, книга «Фазаиль Амазали» неизменно возвращается к теме Джихада, который заменяет собой все остальные ценности и рассматривается как основное содержание Корана, Намаза, Зикра, Таб-лига и т. д. [6; С. 200]. В этом контексте важным представляется содержание тех
страниц, в которых Зикр раскрывается как собрание, проходящее под руководством наставников [6; С. 243]. Здесь решаются вопросы о замене грехов добрыми делами. Из содержания книги ясно, что функцию представлять волю Аллаха руководители возлагают на себя, а рядовым мусульманам предписывается беспрекословное послушание их воле.
По мнению Мауланы Ильяса, среди мусульман должна быть создана община, целью которой было бы проповедование ценностей ислама [6; С. 341]. Обращает на себя внимание ссылка на то, что такая работа интенсивно ведется среди христиан. Вероятно поэтому «Фазаиль Амазали» в планировании своей социальной доктрины пользуется опытом христианского прозелитизма. Маулана Ильяс создает образ «лучшей общины», под которым, как и христиане, понимает первоначальное собрание учеников пророка. Отличительной чертой такой общины должно быть активное проповедование (Таблиг) [6; С. 342]. Другие средства, направленные на распространение ислама, как считает автор, вместо реального действия приводят только к упадку [6; С. 349].
Обоснованию необходимости организации проповедников ислама посвящена книга «Ценности Таблига». Авторы указывают, что «Ценности Таблига» написаны для исламских учебных заведений и верующих [6; С. 337]. Однако, как становится ясно из содержания, эта книга направлена на организацию сообщества, которое бы противостояло и светскому миру, и современным мусульманам, которых авторы упрекают в многобожии и неверии. Таким образом, книга «Фазаиль Амазали» направлена не только на пропаганду межрелигиозной розни, но и на разжигание внуримусульманс-кой напряженности, отвергая любое инакомыслие [6; С. 337]. В раскрытии такой темы, как Таблиг — проповедь, авторы говорят, что она может вестись равно усилиями ученых, чуда, но главное — меча [6; С. 339]. Таблиг оказывается связан с Джихадом. В конечном итоге Джихад, Священная война против неверных, объединяет все
ценности воедино и становится фундаментальным понятием идеологии мусульманского возрождения в концепции «Фазаиль Амазали».
Ещё более энергично пропагандирует ценности Джихада книга «Единственный выход из упадка мусульман. «Религиозное просвещение»». Она написана Мухаммадом Ихтишамулем Хасаном [6; С. 429]. Как и предыдущие, это произведение начинается с констатации факта современного упадка мусульманской культуры. Идеолог «современного исламского возрождения» утверждает, что «наше положение стало худшим из худших, и будущее намного страшнее и опаснее, чем прошлое, и покрыто мраком». Мухаммад Ихтишахуль отмечает, что все попытки исправить его только ухудшали болезненное состояние мусульманского общества [6; С. 430]. Как он полагает, сейчас преступно не предпринимать никаких решительных действий. Своей целью автор ставит написание труда, который бы способствовал выведению мусульман из состояния рисуемого им кризиса.
Чтобы добиться такого результата, Мухаммад Ихтишахуль ставит диагноз современному мусульманскому обществу. Суть болезни он ищет в содержании «мудрого Корана» [6; С. 431], а лечение определяет через соблюдение шариата и «Корана Судного Дня» [6; С. 430]. Диагноз, который ставит богослов современному обществу, заключается в том, что оно отвергло «истинный Ислам» и наказано за это. Лекарством будет принятие «Истинного Ислама», как его понимает Мухаммад Ихтишахуль [6; С. 432]. Рецепт идеолога заключается в организации общины истинно верующих, которая понимается как «лучшая», «община Мухаммада» [6; С. 432]. На «общину Мухаммада» возложена обязанность «пророков и посланников». Им необходимо «приказывать одобряемое, удерживать от порицаемого и верить в Аллаха» [6; С. 432]. Автор убеждает, что выполнение этих требований ведет верующих к успеху, а невыполнение «вызывает проклятие и бедствия» [6; С. 433]. Он полагает, что для возвышения слова Аллаха
практикой проповедования должен быть занят всякий человек [6; С. 437]. Идеолог пытается внедрить в жизнь верующих такую «систему действий», которую можно, по его мнению, назвать исламской жизнью [6; С. 443]. Самое важное в ней, это чтобы каждый мусульманин сделал своей целью распространение ислама [6; С. 444].
Тем, кто решил заняться исламской проповедью, автор предлагает делать эту работу несколько часов один раз в неделю в своем квартале, три дня в месяц в близлежащих районах и 40 дней в год в отдаленной местности. Проповедники должны стараться, чтобы каждый мусульманин участвовал в данной работе [6; С. 445]. Для этого, согласно методике «Фазаиль Амазали», необходимо подготовить ячейку проповедников
— джамаат. При этом «для таблига выходит джамаат минимум из 10 человек» [6; С. 445]. Это указание означает не имя, а функцию — обозначение организационного звена, целью которого является проповедь ценностей Ислама [6; С. 445]. Обратим внимание на то, что, согласно информации сайта Исследовательского центра Agentuгa. ги, Маулана Ильяс «пришел к методике оживления мусульманского сознания в массах путем проповедования религиозных идей не имеющими духовного сана странствующими миссионерами (таблигами). Объединяясь в группы (джамаат) численностью около десяти человек, они после простейшего обучения отправлялись с миссиями вести пропагандистскую работу» [4].
Алгоритм работы минимального подразделения «Таблиги Джамаат», разработанный в «Фазаиль Амазали», состоит в том, что сначала выбирают амира. Затем собираются в мечети, делают омовение, читают Намаз и после совместной молитвы отправляются до местности, где собираются проповедовать [6; С. 445]. Придя в эту местность, они собирают людей на Намаз, затем берут с них обещание следовать перечисленным требованиям и готовят их «трудиться обсуждаемым способом». Тех, кто готов заниматься Таблигом, потом собирают в джамаат. Одного из них назнача-
ют амиром. И далее они «трудятся под присмотром» [6; С. 446].
Необходимо отметить, что Муххамад Ихтишахуль пишет о том, что в своем тексте он предлагает план работы конкретной религиозной организации [6; С. 447]. Ее деятельность понимается как религиозное благо и религиозный подвиг. Результатом этого подвига должно стать процветание мусульман в этом мире и в конечном счете — победа над врагами. Это означает, что только Джихад сможет стать средством ее обеспечения [6; С. 448]. Итогом, ожидаемым от усилий, которые прилагает организация «Таблиги Джамаат», считается «царство и власть» над всем миром [6; С. 448]. Таким образом, книга «Единственный выход...» сборника «Фазаиль амазали» непосредственным образом связана с организациями «Таблиги Джамаат».
Характеризуя значение и роль «Фа-заиль Амазали» в развитии современной религиозной ситуации в России и Забайкальском крае, в частности, мы должны отметить, что своеобразное понимание ислама, отраженное в этой книге, может найти оппонентов среди верующих мусульман традиционалистов, имеющих устоявшиеся убеждения. С другой стороны, идеи «Фа-заиль амазали» все же могут стать привлекательны для некоторого количества мусульман фундаменталистов и радикальной молодежи, и результат целевого воздействия на них «таблиговской» проповеди может стать значительным. Безоговорочное повиновение лидерам организации, интерпретируемое как послушание Аллаху, может привести к разжиганию религиозной ненависти и сформировать религиозное объединение, основанное на тоталитарных порядках, ориентированных на подавление личности, и отделенное как от светского, так и религиозного (мусульманского) сообщества.
Подведем некоторые итоги
1. Авторство сборника «Фазаиль Амазали» принадлежит нескольким авторам, которые вкладывали свои собственные, зачастую отличительные от изначально
коранического текста смыслы в произведения, издаваемые не на арабском языке. Содержание этой книги, являющееся результатом усилий авторов, живших в ХХ в., имеет весьма опосредованное отношение к Корану, на авторитет которого постоянно ссылается. Подтверждением этому является то, что не все мусульмане согласны с идеями «Фазаиль Амазали», которые понимаются ими как фундаменталистские и даже экстремистские.
2. Книга «Фазаиль Амазали» содержит религиозную и идеологическую доктрину организации «Таблиги Джамаат». Идеологи движения конструируют такую картину мира, в которой последователи «Фазаиль Амазали», понимаемые как люди «Верные Аллаху»- — «Свои», противостоят всему остальному человечеству, которое рассматривается как «Неверные» — «Чужие». Это вероучение содержит призывы, направленные на воспитание чувства религиозной исключительности и превосходства одной религии над другими. Оно имеет своей целью культивирование религиозной ненависти, экстремизма, религиозной розни. Одним из важных призывов является отрицание роли земных правительств, светских государств и народных культур, что раскрывает политические аспекты этого учения, направленного против существующих режимов. Одной из наиболее значимых положений этой доктрины является такая категория, как «Джихад» — ведение войны, направленной на уничтожение неверных, которая лежит в основе понимания таких ценностей ислама, как «Коран», «Намаз», «Зикр», «Таблиг».
3. Книги сборника «Фазаиль Амазали» обосновывают тоталитарные порядки внутри организации, которые могут деструктивно повлиять на ее членов и создать почву для вовлечения их в террористические или экстремистские исламские группировки. Кроме этого, в книге содержатся рекомендации и призывы к выполнению интенсивных методик религиозной и идеологической обработки, которые могут негативно повлиять на физическое и психическое состояние адептов, ведомых чувством неискупаемой
вины перед высшим духовным авторитетом карающего на неверность Аллаха. Мы можем заметить, что книга направлена на формирование такого религиозного сообщества, для которого приемлем такой описательный термин, как «религиозный экстремизм».
4. В целом, «Фазаиль Амазали» олицетворяет иную идеологию, нежели та, которой придерживается ислам, традиционно распространенный на территории РФ. Таким образом, организации, придерживающиеся ее, не могут быть органичной частью официально признанного ислама, исповедуемого многими народами России. Более того, содержание книги направлено против организаций, официально представляющих ислам на территории России, а также против исламских и неисламских народов, проживающих на территории нашей страны.
Книга «Фазаиль Амазали» претендует быть идеологией отдельной группы верующих, которая резко противопоставляет
себя всему иному миру, в том числе и мусульманскому. Техническое название этих групп — «Таблиги Джамаат», означающее объединение верующих мусульман, нацеленное на активную проповедь ценностей ислама. Создателем организации «Табли-ги Джамаат» является автор большинства книг сборника «Фазаиль Амазали» Мау-лана Мухаммад Ильяс Кандехлеви. Книга «Единственный выход из упадка мусульман. «Религиозное просвещение»», автором которой является Мухаммад Ихтишамуль Хасан, посвящена разработке организационной структуры и методики проповедования идей «Фазаиль Амазали», что понимается как «пропаганда веры», или «Таблиги Джамаат». Поэтому нельзя исключать предположения о том, что современное издание сборника «Фазаиль Амазали» в г. Казань в 2007 г. и распространение его на территории Забайкальского края непосредственно связано с активностью движения «Таблиги Джамаат».
Литература
1. Алексиев А. Таблиги Джамаат. Невидимый легиои джихадам [Электронный ресурс]. — Электрои.даи.—М.,2003.—Режимдоступа:http:www.strana-oz.ru/?numid=14&article=671#s1.— Загл. с экрана.
2. Бабаджанов Б. «Таблиг» — политическая организация, цель которой — исламизация мира» [Электронный ресурс]. — Электрон. даи. — Фергана, 2009. — Режим доступа: http:www.ferghana. ru/article.php?id=6066. — Загл. с экрана.
3. Джамаат [Электронный ресурс]. — Электрон. даи. — М., 2007. — Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/. — Закл. с экрана.
4. Джамаат Таблих [Электронный ресурс]. — Электрон. даи. — М., 2006. — Режим доступа: http://studies.agentura.ru/to/tabligh/. — Загл. с экрана.
5. Исаев Д. Легиои исламского призыва. Миссия, джихад и запрет «Таблиг джамаата» [Электронный ресурс]. — Электрон. даи. — М., 2010.— Режим доступа. — http://www.islam.ru/ pressclub/islamofobia/letabzaret/. — Загл. с экрана.
6. Кандехлеви Ш.А.М.М.З. Фазаиль Амазали. — Казань, 2007. — 450 с.
7. Рай в исламе [Электронный ресурс] — Электрон. даи. — М., 2007. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. — Загл. с экрана.
8. Таблиги Джамаат запрещен в России решением суда [Электронный ресурс]. — Электрон. даи. — М., 2009. — Режим доступа: http://religion.sova-center.ru/events/13B74CE/14C8529/ CEAA1B2?pab_copy=on. — Загл. с экрана.
9. «Таблиг джамаат» запрещен в России [Электронный ресурс] — Электрон. даи. — М., 2009.
— Режим доступа: http://www.din-islam.ru/news/2009-05-08-482. — Загл. с экрана.
Коротко об авторе_______________________________
Жуков А.В., канд. филос. наук, доцент кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
artem_jukov68@maiI.ru
Научные интересы: религиоведение, этнография, краеведение, музееведение
_____________________Briefly about the author
A. Zhukov, Ph.D. (Philosophy), Assistant Professor of Social Anthropology, Religion and Philosophy Department, Chita State University
Areas of expertise: Religion, ethnology, regional history