Научная статья на тему '«Вернусь на родину …» Кузнецов Ю. Прозрение во тьме: стихи и проза. Краснодар, 2007. 608 с'

«Вернусь на родину …» Кузнецов Ю. Прозрение во тьме: стихи и проза. Краснодар, 2007. 608 с Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Вернусь на родину …» Кузнецов Ю. Прозрение во тьме: стихи и проза. Краснодар, 2007. 608 с»

"Культурная жизнь Юга России "

№ 2 (27), 2008

нуждаются в дополнительном осмыслении и расширении круга информантов.

Некоторые традиции кулачного боя донских казаков попытался обрисовать А. В. Яровой (Зерноград). Думается, что вывод о духовной подготовке бойца, которая отвечала нормам народного православия, мало подкреплен реалиями конца XIX - первых десятилетий XX века, когда кулачные схватки выливались в кровавые побоища со смертельным исходом, без какого бы то ни было соблюдения правил.

Лингвистическая проблематика представлена в работе О. Г. Борисовой «Украинская и южнорусская лексика Кубани: семантика преобразований». Исследовательница пришла к выводу, что украинские и южнорусские слова за пределами «мовы» и лексической системы южнорусских говоров, в кубанском диалекте, при прикрепленности высказывания к определенной ситуации проявляют как верность материнскому языку, так и подвиж-

ность, изменчивость семантической структуры. В этом краснодарский диалектолог видит показатель неисчерпаемости потенциальных значений слова (с. 363).

В целом же материалы 13-х Дикаревских чтений - единственной в Южном федеральном округе ежегодной этнографической конференции - несут новое слово в изучении этнического своеобразия Юга России и открывают перспективы для новых научных исследований местных этнических групп. Поблагодарим за это идейного вдохновителя и организатора чтений М. В. Семенцова, с завидным упорством собирающего на этот ежегодный форум своих «дикаревцев». Остается надеяться, что новые наработки ученых станут предметом обсуждения не только в узком кругу профессионалов, но и будут востребованы государственными учреждениями, отвечающими за сохранение стабильной ситуации в полиэтнич-ном регионе.

Е. Ю.ТРЕТЬЯКОВА

«ВЕРНУСЬ НА РОДИНУ...»

Кузнецов Ю. Прозрение во тьме: стихи и проза. Краснодар, 2007. 608 с.

2007 год отмечен знаменательным для культурной истории края событием: вышла в свет книга Юрия Кузнецова «Прозрение во тьме», в которой представлены проза и стихи, публиковавшиеся в разных сборниках, начиная с первого - «Гроза», выпущенного Краснодарским краевым книгоиздательством в 1966 году.

Это издание произведений Кузнецова отчасти снимет остроту парадоксальной ситуации, при которой знакомству с масштабнейшим отечественным поэтом второй половины XX века мешало отсутствие его книг в магазинах и библиотеках. Произведения Юрия Кузнецова на полках не залеживаются. А долго ль растрепать по листику, например, ту книжечку в клеевом переплете, которой открылась в 1990 году Библиотека избранных стихотворений («Бис») - серийное издание шедевров современной лирики? Через пару лет ни в одной районной или городской библиотеке было невозможно найти изящный серо-розовый томик, на обложке которого дважды повторенное восклицание «бис!» как бы летит навстречу снимку Юрия Поликарповича у микрофона во время встречи с читателями. Хорошо, что у новой книги более солидное полиграфическое исполнение.

Ее заглавие дано по одному из стихотворений, написанных поэтом в последний год жизни. Она замечательна широтой жанрового диапазона: под одной обложкой впервые собраны проза, поэмы и лирика, включая ранние варианты многих стихотворений. Это документирует этапы творческого роста Ю. П. Кузнецова точней, чем сборник «Крестный путь» (издательство «СовА» выпустило его в 2006 году под названием «Крестный

ход»). У книги-завещания «Крестный путь» свой итоговый взгляд на пройденный путь и единый ориентир - на стержень персонального мифа поэта. Уже с 1970-х годов зрелый поэт, педагог, славившийся среди студентов Литературного института им. Горького нелицеприятным подходом к творчеству, строго правил и собственные юношеские стихотворения.

Таким образом, например, возникли строки: «Сойду на дальнем полустанке, / А матъ-стару-ха, верно, ждет. / И мое платье по гражданке / Три долгих года бережет... » - поздний вариант лирической зарисовки из сборника «Гроза». Детали автопортрета заменены мерцанием тихих звезд (будто бы не литературного) небосклона: печаль, настоянная на думающей тишине, звучит издали, как эхо глубокого колодца. А ранний эскиз сохранил родные зазубринки образа и звука шероховатыми, как побелка старой дедовской мазанки. «Вернусь на родину - суровый, /В свой дом, где мать сидит и ждет... » В нем и мать такая, как была, когда выщербленное кольцо калитки еще казалось тяжелым, а глиняный холод стены не пробирал сквозь сырое одеяло, потому что рядом родная рука и звук колыбельной песни.

Любительское фото отличается от снимков цифровой видеокамеры. Забудем коричневато-или серовато-блеклые, с поломанными и затертыми краями давнишние оттиски изображений жизни - не поймем историю поэтического самосознания человека, палитру жизни народа. В этом цена фотографических карточек сорокалетней давности. Альбом с подлинными, без ретуши, снимками - так можно охарактеризовать основной принцип

№ 2 (27), 2008 "Культурная жизнь Юга России "

— 153

составления книги «Прозрение во тьме». Она представляется нам существенным взносом в разработку творческого портрета Юрия Кузнецова. Когда-нибудь ученые более подробно и профессионально обобщат варианты его художественных и публицистических текстов в составе академического собрания сочинений. Самодеятельно подтолкнув процесс его создания вперед, составители книги «Прозрение во тьме» поступили, думается, правильно.

Научное освоение творческого наследия поэта активизируется: проходят ежегодные конференции в ИМЛИ. Отметим, что из сборника трудов этого авторитетного научного форума (Юрий Кузнецов - поэт и мыслитель: материалы науч,-практ. конф. М., 2007. Ч. 1. С. 109-113) в комментирующую часть сборника «Прозрение во тьме» взята статья С. Небольсина «Юрий Кузнецов -мыслитель». Эта статья завершает книгу. А перед корпусом художественных текстов помещено эссе С. Казначеева «Неисчерпаемость таланта». Иными словами, в книге читатель найдет разные научные подходы: изучение психологии творчества и драмы народного духа, для которой «серебристая трещина мысли» в сознании могучей творческой личности - «знак невидимо-тонкого разлома и какой-то целебный припой, залечивающий надтреснутое».

Поскольку разбросанные по двум десяткам прижизненных сборников произведения Юрия Кузнецова в новой книге встали в единый строй, поиск художником самого себя, шаг за шагом, оказался на виду. Этот марш-бросок убеждает в том, что самосознание великого человека не может вылупиться, как цыпленок из яйца. Оно вызревает в драматичных коллизиях времени: за иллюзии и прозрения заплачено сединой на висках, рубцами на сердце.

Хронологически - это путь длиной в сорок один год (временной промежуток от «Грозы» до «Прозрения во тьме»). Выход книги не приурочен к какой-либо «круглой дате», однако непреднамеренная симметрия дат возникла. Двадцатое столетие разрублено надвое великой бедой 1941 года. Этот шрам на сердце народном для Юрия Кузнецова был эпицентром миропонимания в целом. Отсюда - быстро и заслуженно ставшие знаменитыми строки:

Со страны начинаюсь,

С войны начинаюсь...

Отец мой окончен войною.

В чистом поле его,

Прорастая, распяло жнивье.

Я завернут в портянку.

Россия стоит надо мною.

Как круги под глазами,

Траншеи на бледном лице у нее.

Они из стихотворения «Слезы России», давшего название разделу, в котором читатель найдет корпус лирики Кузнецова до 1966 года. Второй раздел - стихи 1967-2003 годов - назван «Простота милосердия» (как баллада 1984 г.). Далее («Из неопубликованного») поме-

щены 4 стихотворных вещи, пока что не знакомые читателям. Интереснейшие разделы книгисостав-ляют 7 поэм и 5 прозаических повестей мастера. Итог стихов и прозы, как проницательно отмечено С. Небольсиным, - поэзия, глубоко коренная по сыновству (связь с Матерью сырой землей ее же и скрепляет), высокодуховная по отцовству своему: «Перед нами нечто сверхисторическое и сверхземное, всегда властвовавшее над поэтом и, конечно, необходимое и каждому народу, и каждому человеку».

Если гений - это способность передать истину так, что далее уже требуется не говорить, а ответить прямым, преисполненным простоты милосердия делом, то Кузнецов абсолютно гениален. Его персональный миф упрочивает единство исконных начал жизни: «Мужчину гроза раскрывает, / А женщину - тишь или гладь. / В мужчине ребенок играет, / А в женщине - вечная мать». Не «герой или странник», а «тот, кто владеет грозой» - избранник Вечной Матери, преклонение перед которой в поэзии Кузнецова так же всеобъемлюще, как и пиетет к образу «Величавой Вечной Жены» в поэзии Блока. При таком объеме миросозерцания истинно целое и стремящееся в высоту, а не раздробленное и оседающее на дно. Такова, на наш взгляд, бездонность кузнецовского мироощущения, в котором сердце - эпицентр не «взрыва», а пульса, чуткого к единству христианских опор духа.

Гении кузнецовского типа индуцируют энергию, по радиусам-векторам которой все, что мы наблюдаем снаружи (действительность), удерживается на поверхности шара силой центростремительного притяжения, похожей на действие гравитации. Обратим внимание на ключевое слово статьи Ю. Кузнецова «О державности поэтического мышления», служащей прологом к сборнику «Прозрение во тьме». Статья написана в 1981 году, на серединном этапе пути поэта. Через 10 лет распад страны вызвал кризис, преодолеть который Юрию Кузнецову (как когда-то Блаженному Августину) помогла идея нерушимости Града не земного (государства), а Небесного (православной веры). Это нельзя отрицать, если видишь стержень органичной тысячелетней жизни народа, а не волны новаций и гребни пены, взбиваемой листами газет.

Циклы народного самосознания не расходятся, как круги от камня, канувшего в воду. И стержнем (пружиной духовных подвижек из прошлого в будущее) являются не утопические надежды на прогресс (линию «ниоткуда в никуда»), а звенья в цепи поколений, обвитой вкруг Древа Живой Речи. По этой цепи (еще Пушкин говорил) пойдешь направо - песнь заводишь, налево - сказку говоришь... Лишь бы не повалили Древо чрево-точины, дупла отсохших, отмерших частей ствола (добавил в стихотворении «Дуб» Кузнецов). Таков итог впечатлений, полученных из первой, которая собрана уже не самим поэтом, книги произведений Юрия Кузнецова. Она не менее убедительна, чем «Крестный путь». Заметим: слово «убеждение» этимологически родственно словам

"Культурная жизнь Юга России "

№ 2 (27), 2008

«было», «будет». Язык подсказывает нам: с каждым человеком будет то, в чем он убежден.

Судите сами по богатейшей россыпи стихотворений Кузнецова, которые не примелькались в критике, но так же глубоки по своему притчевому и символическому смыслу, как самые известные его вещи.

Поэзия есть свет, а мы пестры... В день Пушкина я вижу ясно землю, В ночь Лермонтова - звездные миры. Как жизнь одну, три времени приемлю. Я знаю, где-то в сумерках святых Горит мое разбитое оконце, Где просияет мой последний стих И вместо точки я поставлю солнце.

О притчевом смысле поэм Юрия Кузнецова следует говорить не в коротенькой рецензии. Отдельной большой темой должна стать и проза - достойная часть эпики этого рапсода, палитры чувств всеведущей души. Как аромат майских трав, разлит светлый юмор, и одновременно (в том и заключается чудо!) перехватывает дух морозная ясность трагедии бытия. Вот могущественный стиль художника, сына кубанской земли, богатырского защитника Отечества и пророка.

Хорошо, что Краснодар не отстал от Москвы в организации мероприятий по пропаганде его творческого наследия. За первыми Кузнецовскими чтениями (осень 2006 г.) в 2008 году последуют вторые. Организована краевая поддержка

библиотеки имени Юрия Кузнецова. В такой же систематической поддержке нуждается и «Лаборатория живой речи», участники которой

- студенты разных факультетов КГУКИ - выступают перед сокурсниками, перед школьниками и читателями библиотек города и края с поэтическими композициями по стихам русских классиков. Лирика и поэмы Юрия Поликарповича Кузнецова были темой шести таких мероприятий 2007-2008 годов. На выступлении, приуроченном к ежегодной студенческой конференции (21 апреля 2008 г.), первокурсники юридического факультета прочли «Сказание о Сергии Радонежском», «Сказку гвоздя» и маленькую поэму «Цветы». Литературная композиция иллюстрировала доклад О. Кауновой (II курс факультета хореографии) о Юрии Кузнецове «Поэт

- защитник Родины». Знаменательно, что в награду чтецам были вручены экземпляры книги «Прозрение во тьме», а запись их выступления отправлена жене и дочерям поэта.

Все ветви истинно народной поддержки мифа русской национальной культуры растут, взаимно дополняя друг друга. Для новых поколений краснодарцев, с любовью и деятельным сочувствием вникающих в художественный мир Юрия Кузнецова, его раздумья о Кубани - не абстрактная отсылка к «малой Родине» и образ большой Родины - великий урок гармонии всего по-насто-ящему доброго, что сделал человек в своей земной жизни.

В. Е. НАУМЕНК0

«...ПОСЛЕ МЕНЯ КОЕ-ЧТО ОСТАЛОСЬ»

Историко-культурное наследие Кубани и научно-исследовательская деятельность В. Н. Орла: материалы краевой науч. конф./ науч. ред. проф. В. К. Чумаченко.

Краснодар, 2000.123 с.

Научная общественность Кубани отметила 80-летие со дня рождения краеведа Василия Николаевича Орла (1928-1987). Празднование юбилея прошло в рамках краевой научной конференции под эгидой Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына и Краснодарского государственного университета культуры и искусств. На ней было представлено 26 докладов и научных сообщений, часть которых напрямую связана с исследованием творчества краеведа, а другая касалась проблем исторического и литературного краеведения, бывших в поле зрения юбиляра, но по тем или иным причинам не получивших полноценного раскрытия в его трудах.

По материалам конференции подготовлен и любовно издан сборник прозвучавших на ней докладов и сообщений. Его открывает содержательный доклад Л. Г. Орел (вдовы краеведа), в котором с привлечением разнообразного материала

(архивного, эпистолярного, многочисленных публикаций и т. п.) удалось показать В. Н. Орла как педагога, ученого и гражданина. Все его творчество, отмечает Лариса Гавриловна, пронизано глубокими патриотическими чувствами к земле, на которой он вырос и сделал первые шаги в краеведческих изысканиях. Кубанской земле, цитирует она одно из писем В. Н. Орла, «я отдаю все, что у меня есть, и, прежде всего, свое горячее желание, чтобы он (край. - В. Н.) наконец-то посмотрел на себя нужными глазами, увидел свое величие и славу...».

Публикация профессора Краснодарского государственного университета культуры и искусств В. Е. Науменко посвящена научным изысканиям краеведа, опубликованным в его посмертно изданной книге «В поисках истины». Отмечается, что ключ к пониманию значения творческого наследия В. Н. Орла следует искать в его правдивости и настойчивости при осуществлении своих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.