Научная статья на тему 'Новое слово в изучении этнического своеобразия Юга Росии итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2006 год. Дикаревские чтения (13) / под ред. М. В. Семенцова. Краснодар, 2007. 523 с'

Новое слово в изучении этнического своеобразия Юга Росии итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2006 год. Дикаревские чтения (13) / под ред. М. В. Семенцова. Краснодар, 2007. 523 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое слово в изучении этнического своеобразия Юга Росии итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2006 год. Дикаревские чтения (13) / под ред. М. В. Семенцова. Краснодар, 2007. 523 с»

^ Ф "Культурная жизнь Юга России "

№ 2 (27), 2008

0. В. МАТВЕЕВ

НОВОЕ СЛОВО В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКОГО СВОЕОБРАЗИЯ ЮГА РОССИИ

Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2006 год. Дикаревские чтения (13) / под ред. М. В. Семенцова. Краснодар, 2007. 523 с.

Очередная (тринадцатая по счету) книга материалов северокавказской научной конференции «Дикаревские чтения» собрала под одной обложкой новые исследования специалистов в области этнических культур из 15 городов России и Украины.

Первый раздел посвящен выдающимся исследователям и общественным деятелям Северного Кавказа. Известный литературовед В. К. Чумачен-ко (Краснодар) продолжил изучение эпистолярного наследия М. А. Дикарева, обратившись к его переписке начала 1890-х годов. Исследователь опубликовал 11 писем Митрофана Алексеевича, обнаруженных в отделе рукописей Института литературы им. Т. Г. Шевченко в Киеве. Не известные ранее тексты относятся к воронежскому периоду деятельности основателя кубанской этнографии. В них «ученый-самоучка» предстает как человек независимых суждений, уверенный в своем предназначении, который отнюдь не испытывает «комплекс неполноценности» в кругу местных просвещенных губернских деятелей. Крупнейший донской фольклорист, доктор искусствоведения Т. С. Рудиченко обратилась к фольклористическому наследию Адриана Павловича Митрофанова на основе материалов личного фонда композитора, хранящегося в Государственном архиве Ростовской области. Ее коллега Т. А. Карташева, которая давно уже разрабатывает тему «донских малороссов», на этот раз рассмотрела основные вехи истории собирания и публикации обрядов и фольклора донских украинцев. Л. Ю. Костина (Краснодар) напомнила о забытом ныне наследии диалектолога В. Ф. Чистякова, предпринявшего в 1920-1930-е годы попытку составить лингвистический атлас Кубанского округа. «Длительные перерывы в изучении кубанских говоров уже привели к невосполнимым потерям, - отмечает исследовательница, - поэтому сегодня так важно бережно относиться к научному наследию наших предшественников» (с. 74). М. Ф. Титоренко (Краснодар) обозначила вехи жизни атамана Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска Ивана Николаевича Браткова. Особый интерес представляют его взаимоотношения с местным горским населением, показанные в статье.

Во втором разделе сборника представлены исследования в области исторического природопользования и этнической экологии. Это наиболее интересный и фактологически насыщенный раздел книги. Известный этнограф М. В. Семенцов (Краснодар) рассмотрел историко-экологические аспекты хозяйственного освоения Кубани казачеством в XIX - начале XX века. Его статья имеет

монографический по объему характер (с. 76-163) и хорошо иллюстрирует взаимосвязи природно-географических условий Кубанской области и специфики природопользования кубанских казаков, которая, по мнению исследователя, развивалась в процессе приспособления труда и быта к условиям края. Последние, в свою очередь, оказывали огромное влияние на формирование и развитие традиционных знаний, придававших устойчивость жизнеобеспечению казачества, нацеливали на выживание, обеспечивали этническую маркировку. Отмечая случаи «хищнического» природопользования, М. В. Семенцов, тем не менее, акцентирует внимание на рациональных методах и высоком уровне традиционно-бытового экологического сознания, выделяет устойчивую природоохранную тенденцию в деятельности войсковой администрации, которая фиксируется на всех этапах освоения.

К системе казачьего природопользования обратились также в своих крайне содержательных исследованиях Б. И. Кочуров (Москва) и Д. Ю. Шишкина (Ростов-на-Дону) на примере донского казачества, Ю. Ю. Клычников (Пятигорск) и О. Б. Емельянов (Георгиевск) на материалах притеречных районов и степного Предкавказья. Д. Ю. Шишкина, кроме того, рассмотрела этнические традиции калмыков, армян и немцев в Области Войска Донского. О. Г. Садковская (Краснодар) описала опыт охраны зеленых насаждений в Екатеринодаре во второй половине XIX -начале XX века, а В. А. Бондарев (Новочеркасск) интересно проследил столкновение большевистского волюнтаризма и традиционного крестьянского землепользования на примере поливной кампании весны 1934 года на Кубани. Г. Г. Тхагапсова (Майкоп) поделилась результатами исследований биологических аспектов адаптации косовских адыгов в Республике Адыгея. Этнограф рассмотрела особенности их акклиматизации, а также стрессогенные факторы, повлиявшие на статус вынужденных переселенцев (с. 221-226).

Третий раздел книги содержит фольклор-но-этнографические, исторические и этнолингвистические исследования этнических культур региона за 2006 год. В работах историков прослежены особенности взаимоотношений народов Северного Кавказа с центральной властью на протяжении XVII - XX столетий. В. В. Грибовский (Никополь, Украина) исследовал сложный и противоречивый процесс принятия ногайцами подданства России и переселения их на Кубань в 1770-1771 годах. Ряд исследований посвящен истории казачества. Видный рос-

№ 2 (27), 2008 "Культурная жизнь Юга России "

— 151

товский историк А. И. Агафонов привел редкие данные о пожалованиях и наградах донского казачества в конце XVII - 20-х годах XVIII века. Д. В. Сень (Краснодар) подвел итоги и наметил некоторые перспективы в изучении практики отношений казачества Дона и Северо-Западного Кавказа с Москвой и мусульманскими государствами Северного Причерноморья. Исследования Н. В. Горбуновой и А. В. Тамахиной (Ростов-на-Дону) освещают аспекты истории донского дворянства и генералитета XVIII - первой половины XIX века. Ростовские ученые - этнограф C.B. Черницын (доклады которого всегда вызывают заслуженный интерес у участников Дикаревских чтений) и архивист Л. В. Левендорская - обратились к результатам изучения этнической ситуации на Дону партийным руководством области. Опыт советского руководства на местах по сохранению межнационального спокойствия и преодолению конфликтов, считают исследователи, сохраняет актуальность и в наши дни. В частности, многонациональный Ремонтненский район (источники конфликтов - даргинцы и чеченцы) стал в 1980-е годы территорией, где наиболее полно, под контролем областного руководства, использовались методы урегулирования межэтнических противоречий, отрабатывались механизмы удовлетворения культурных запросов нерусской части населения. При этом значительная роль отводилась учреждениям образования и культуры (с. 258). В. Г. Шнайдер (Армавир) представил интересные данные о режиме спецпоселения и демографической ситуации у депортированных народов Северного Кавказа. По подсчетам исследователя, 13 лет ссылки дали даже некоторый рост численности депортированных чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев. Однако большая смертность в первые годы их пребывания на спецпоселении заставляет историков и демографов ставить проблему невосполнимых потерь для репрессированных народов (с. 277).

Материальная культура в книге охвачена исследованиями Н. А. Корсаковой, А. П. Скорика, В. А. Бондарева, Б. М. Алимовой. Н. А. Корсакова (Краснодар) вновь подняла проблему возвращения регалий Кубанского казачьего войска из эмиграции на Кубань. Н. А. Гангур (Краснодар) попыталась на основе изучения архивных источников реконструировать усадебный комплекс линейных казаков Кубани в 1830-1860-е годы. А. П. Скорик и В. А. Бондарев (Новочеркасск) обрисовали черты одежды и особенности менталитета «колхозного» казачества Кубани во второй половине 1930-х годов. По нашему мнению, вывод авторов о том, что «в ходе кампании "за советское казачество" традиционный костюм кубанских казаков был полностью восстановлен» (с. 381), слишком скоропалителен и основан на стереотипном зрительном восприятии кинохроники и фотодокументов. Традиционный костюм и форменная одежда кубанских казаков представляли собой сложную систему, основанную на взаимодействии войсковых, половозрастных, локальных, символических, обрядовых, конфессиональных и других аспектов. Разрушенная в годы

расказачивания, эта система не имела условий для возрождения в предвоенные годы, а ее эрзацевые отголоски в виде формы советских казачьих кавалерийских частей представляли собой лишь жалкое подобие ушедшей навсегда «поэзии казачьего костюма». Наконец, Б. М. Алимова (Махачкала) в статье «Яйцо в традиционно-бытовой культуре тюркоязычных народов Дагестана (по материалам южных кумыков и дагестанских азербайджанцев)» обратилась к культуре питания, а также к комплексам обрядового и календарного циклов, магической практике.

Значительный блок занимают в сборнике работы, посвященные соционормативной культуре. Видный казаковед М. А. Рыблова (Волгоград) исследовала позорящие наказания в обычном праве донских казаков. Ее доклад на конференции вызвал наибольший интерес. Статья основана на широком круге полевых и опубликованных источников и иллюстрирует интересные примеры наказания неверных жен. Однако обращение к символике наказаний на материалах Украины, Забайкалья, народов Северного Кавказа (кумыки) не всегда убедительно. И. А. Ревин (Новочеркасск) исследовал практику решения семейных конфликтов в повседневной жизни донских крестьян в пореформенный период. Причину мирного в своем большинстве разрешения семейных конфликтов исследователь объясняет религиозностью, высоким нравственным авторитетом главы семьи и заботой о детях, особенно о девочках, так как об их добродетели судили по родителям (с. 394). И. X. Тхамокова (Нальчик) поделилась результатами анкетирования русских студентов, обучающихся в вузах столицы Кабардино-Балкарии, с целью выявления мнений молодежи о семье и браке. По мнению исследовательницы, даже при самых радикальных социально-экономических трансформациях семья остается очень устойчивым социальным институтом. М. В. Гимбатова (Махачкала) обозначила интересные особенности культуры поведения и этикета в обычаях и обрядах ногайцев, связанных с рождением детей, в XIX - начале XX века.

Фольклорная проблематика нашла отражение в работах А. Н. Соколовой и А. М. Новичихина. А. Н. Соколова (Майкоп) попыталась решить проблему появления в танцевальном фольклоре шотландцев, французов и других народов Европы танца «Черкесский круг». Однако ее вывод об исполнении «черкесского» танца как одной из форм поддержки свободолюбивых народов Кавказа в их борьбе с Россией (с. 493) неубедителен. Присутствие «цыганочки», аргентинского танго, польской мазурки в городской культуре россиян XIX - начала XX века вовсе не говорит о каких-то политических предпочтениях, а навеяно модой, вкусами и стилями эпохи. А. М. Новичихин (Анапа) опубликовал текст обрядовой песни, исполнявшейся в чешских селениях района Анапы - Новороссийска во время праздника трех королей. Этот материал, а также комментарии к нему несколько дополняют данные полевых исследований Ю. С. Вольхиной и Г. Г. Румянцевой, однако

"Культурная жизнь Юга России "

№ 2 (27), 2008

нуждаются в дополнительном осмыслении и расширении круга информантов.

Некоторые традиции кулачного боя донских казаков попытался обрисовать А. В. Яровой (Зерноград). Думается, что вывод о духовной подготовке бойца, которая отвечала нормам народного православия, мало подкреплен реалиями конца XIX - первых десятилетий XX века, когда кулачные схватки выливались в кровавые побоища со смертельным исходом, без какого бы то ни было соблюдения правил.

Лингвистическая проблематика представлена в работе О. Г. Борисовой «Украинская и южнорусская лексика Кубани: семантика преобразований». Исследовательница пришла к выводу, что украинские и южнорусские слова за пределами «мовы» и лексической системы южнорусских говоров, в кубанском диалекте, при прикрепленности высказывания к определенной ситуации проявляют как верность материнскому языку, так и подвиж-

ность, изменчивость семантической структуры. В этом краснодарский диалектолог видит показатель неисчерпаемости потенциальных значений слова (с. 363).

В целом же материалы 13-х Дикаревских чтений - единственной в Южном федеральном округе ежегодной этнографической конференции - несут новое слово в изучении этнического своеобразия Юга России и открывают перспективы для новых научных исследований местных этнических групп. Поблагодарим за это идейного вдохновителя и организатора чтений М. В. Семенцова, с завидным упорством собирающего на этот ежегодный форум своих «дикаревцев». Остается надеяться, что новые наработки ученых станут предметом обсуждения не только в узком кругу профессионалов, но и будут востребованы государственными учреждениями, отвечающими за сохранение стабильной ситуации в полиэтнич-ном регионе.

Е. Ю.ТРЕТЬЯКОВА

«ВЕРНУСЬ НА РОДИНУ...»

Кузнецов Ю. Прозрение во тьме: стихи и проза. Краснодар, 2007. 608 с.

2007 год отмечен знаменательным для культурной истории края событием: вышла в свет книга Юрия Кузнецова «Прозрение во тьме», в которой представлены проза и стихи, публиковавшиеся в разных сборниках, начиная с первого - «Гроза», выпущенного Краснодарским краевым книгоиздательством в 1966 году.

Это издание произведений Кузнецова отчасти снимет остроту парадоксальной ситуации, при которой знакомству с масштабнейшим отечественным поэтом второй половины XX века мешало отсутствие его книг в магазинах и библиотеках. Произведения Юрия Кузнецова на полках не залеживаются. А долго ль растрепать по листику, например, ту книжечку в клеевом переплете, которой открылась в 1990 году Библиотека избранных стихотворений («Бис») - серийное издание шедевров современной лирики? Через пару лет ни в одной районной или городской библиотеке было невозможно найти изящный серо-розовый томик, на обложке которого дважды повторенное восклицание «бис!» как бы летит навстречу снимку Юрия Поликарповича у микрофона во время встречи с читателями. Хорошо, что у новой книги более солидное полиграфическое исполнение.

Ее заглавие дано по одному из стихотворений, написанных поэтом в последний год жизни. Она замечательна широтой жанрового диапазона: под одной обложкой впервые собраны проза, поэмы и лирика, включая ранние варианты многих стихотворений. Это документирует этапы творческого роста Ю. П. Кузнецова точней, чем сборник «Крестный путь» (издательство «СовА» выпустило его в 2006 году под названием «Крестный

ход»). У книги-завещания «Крестный путь» свой итоговый взгляд на пройденный путь и единый ориентир - на стержень персонального мифа поэта. Уже с 1970-х годов зрелый поэт, педагог, славившийся среди студентов Литературного института им. Горького нелицеприятным подходом к творчеству, строго правил и собственные юношеские стихотворения.

Таким образом, например, возникли строки: «Сойду на дальнем полустанке, / А матъ-стару-ха, верно, ждет. / И мое платье по гражданке / Три долгих года бережет... » - поздний вариант лирической зарисовки из сборника «Гроза». Детали автопортрета заменены мерцанием тихих звезд (будто бы не литературного) небосклона: печаль, настоянная на думающей тишине, звучит издали, как эхо глубокого колодца. А ранний эскиз сохранил родные зазубринки образа и звука шероховатыми, как побелка старой дедовской мазанки. «Вернусь на родину - суровый, /В свой дом, где мать сидит и ждет... » В нем и мать такая, как была, когда выщербленное кольцо калитки еще казалось тяжелым, а глиняный холод стены не пробирал сквозь сырое одеяло, потому что рядом родная рука и звук колыбельной песни.

Любительское фото отличается от снимков цифровой видеокамеры. Забудем коричневато-или серовато-блеклые, с поломанными и затертыми краями давнишние оттиски изображений жизни - не поймем историю поэтического самосознания человека, палитру жизни народа. В этом цена фотографических карточек сорокалетней давности. Альбом с подлинными, без ретуши, снимками - так можно охарактеризовать основной принцип

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.