Научная статья на тему 'Из истории Кубанской этноботаники'

Из истории Кубанской этноботаники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБАНЬ / ЭТНОБОТАНИКА / ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОПРОСНИКИ / ЛЕКСИКА / НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / РАСТИТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеев О. В.

Работа посвящена развитию этноботанических исследований на Кубани в XIX начале XXI в. Автор приходит к выводу, что, несмотря на определенный накопленный потенциал и открывающиеся блестящие перспективы изучения этого научного направления в крае, тема еще только ждет своего исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Матвеев О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории Кубанской этноботаники»

О. В. Матвеев

Кубанский государственный университет — Научно-исследовательский Центр традиционной культуры ГБНТУ «Кубанский казачий хор», Краснодар

ИЗ ИСТОРИИ КУБАНСКОЙ ЭТНОБОТАНИКИ

Этноботаника — научное направление, находящееся на стыке этнографии и ботаники, которое изучает отношения традиционного общества с растительной частью экосистемы [Чеснов 1988: 84]. Опыт традиционного природопользования востребован сегодня в контексте экологической политики и экологической безопасности в России, системного похода к изучению природных и техногенных процессов. В данной работе предпринята попытка обратиться к истории изучения этноботаники на Кубани.

Кубань — регион между Азовским и Черным морями, где сформировалось уникальное разнообразие биологической жизни, отличающееся буйством и яркостью растительных красок. Поэтому описанию богатой флоры края уделяли внимание многие исследователи, бравшиеся за составление истории освоения Кубани. Один из первых кубанских историков, генерал-лейтенант И. Д. Попко в сочинении «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту» [1858] не только представил описание степных, плавневых и горных ландшафтов, но и обратил внимание на использование казаками свойств местной растительной среды в повседневной жизни. Историк фиксировал официальные (латинские) и местные, народные названия растений, отмечал их роль в быту и в народных представлениях: «Желтоцветущий "бурунчук", т. е. желтая дятлина, ШйэНиш сашре81хе, служит вестником созревания травы для покоса. Лишь показал он цвет, казак отбивает косу, набирает воду в бочонок и собирается на покос. Это бывает обыкновенно за две недели до Петрова дня. Пушистый и белый, как пена, ковыль покрывает большие пространства степи по рекам Бейсугам и Челба-сам. Это растение служит отличительным признаком земли девственной. Прасолы дают ему таинственное, покровительствующее их занятию значение и украшают им свои кибитки и становища» [Попко 2009: 22]. В последующих дореволюционных описаниях

флоры края [Венюков 1897; Щербина 1910: 86-94; Апостолов 2010: 196-209] акцент делался на самую общую характеристику растительного мира региона без рассмотрения связей последнего с традиционной культурой местного населения.

Ситуация несколько изменилась после выхода в свет работы Федора Исидоровича Полторацкого, преподавателя Кубанского Мариинского училища, который был членом Кубанского статистического комитета [Ратушняк 2013: 206]. В апреле 1893 г. Кубанский статистический комитет издал его брошюру «К вопросу об изучении растительности Кубанской области и заметки о собирании и сохранении растений». В этой публикации Полторацкий приглашал местную интеллигенцию, священников, станичных учителей оказать содействие в изучении флоры региона. На призыв откликнулся организатор этнографических исследований на Кубани с помощью сети корреспондентов Митрофан Алексеевич Дикарев [Чу-маченко 2004: 56-61]. В том же 1893 г. в местной газете «Кубанские областные ведомости» (№ 67, 70) была опубликована программа М. А. Дикарева по собиранию материалов по народной ботанике. Вопросы этой программы говорят о системном подходе Дикарева к проблеме взаимоотношений природы и общества: «Какие существуют объяснения названий различных растений, рассказы о них и легенды (например, васильки по имени св. Василия, петровы батоги по имени апостола Петра? Какие постоянные эпитеты постоянно придаются растениям в народной поэзии?

Какие праздники связаны с растениями? В чем выражается эта связь? Какими обрядами и обычаями сопровождаются эти праздники? Какие приметы и поверья, относящиеся к растительности, приурочиваются к тому или иному празднику?

Какие растения считаются благословенными Богом? Какие проклятые и почему? Какие растения отданы Богом в исключительное владение чертом, какие по этому поводу существуют рассказы и легенды? На каком дереве считается приличным писать образа и почему? Какие растения употребляются для гаданий? Разговаривают ли между собой растения и о чем именно? Какая связь существует между названиями растений и их символикой (например, жито означает жизнь, ласкавец ласку и т. п.).

Какие растения относятся к мужчине, и какие к женщине. Какие растения, цветы, семена служат для детей игрушками в ес-

тественном виде (например, калачики, грабельки, кульбаба, подорожник, колючий дурман).

Какие растения употребляются для косметических и декоративных целей? Какие растения нельзя употреблять на веники и почему?» [Дикарев 2000: 6-7].

Далее М. А. Дикарев публикует целый вопросник по огородным и садовым растениям, по растительной пище, лекарственным растениям и пр. (см. Приложение).

Таким образом, кубанский этнограф и фольклорист представил обширную комплексную программу, реализация которой не только позволила бы собрать уникальный полевой материал, но и расширить знания о народных представлениях кубанцев о растительном мире региона. Однако сегодняшнее состояние источников не позволяет определить степень задействованности ди-каревского инструментария в фольклорно-этнографических исследованиях Кубани. Возможно, какие-то материалы по этой программе отложились в личном фонде М. А. Дикарева, который хранится ныне в отделе рукописей Львовской научной библиотеки им. В. Стефаника [Чумаченко 1999: 3].

В советский период на Кубани изучалась не народная, а профессиональная ботаника. Из современных исследований в этой области выделяются труды Светланы Анатольевны Литвинской, доктора биологических наук, профессора Кубанского государственного университета, которая является автором серии монографий о флоре Кубани [Литвинская 2010, 2011]. Лишь в коллективной работе [Кубанские станицы 1967] определенное внимание было уделено растительным составляющим традиционной системы питания восточнославянского населения Кубани. Адыгейскими учеными в рамках изучения традиционной культуры горцев Северо-Западного Кавказа исследовались экологические аспекты мировоззрения, растительные орнаменты народного декоративно-прикладного искусства, народная медицина и природопользование [Азаматова (сост.) 1960; Тхагапсова 1996; Мир культуры адыгов 2002 и др.].

Определенный вклад в изучение темы внес коллектив Отдела фольклора и этнографии Центра народной культуры Кубани (ныне — Научно-исследовательский центр традиционной культуры Государственного научно-творческого учреждения «Кубанский

казачий хор»), возглавляемый профессором Николаем Ивановичем Бондарем [Бондарь 2005: 106-120]. В работах самого Н. И. Бондаря рассматривались обряды и ритуалы, связанные с растительностью в народном календаре кубанских казаков [Бондарь 2011], в рамках этнокультурного словаря Кубани исследовались растительные символы, устойчиво сохраняющие свою семиотичность вплоть до настоящего времени [Бондарь 2006]. В исследованиях М. В. Семенцова были охарактеризованы применение средств растительного происхождения в народной медицине и инструментарий сбора полевого материала [Семенцов 2002, 2004]. Этнограф опубликовал ряд статей о народном природопользовании кубанских казаков, лесохозяйственной деятельности в Кубанской области, употреблению в пищу лебеды, молочая, катрана, лопуха и др. [Семенцов 2007, 2008, 2009]. Следует отметить, что в рамках Дикаревских чтений, которые организовывал М. В. Семенцов, в последние годы были многочисленны доклады на специальной секции по природопользованию, где публиковались материалы коллег с Дона, из Дагестана и др., в том числе о роли растений в народной культуре.

Участвовали коллеги со смежных территорий и в конференциях и сборниках Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУ «Кубанский казачий хор». Так, большой интерес всегда вызывали доклады исследовательницы из Ростова-на-Дону М. А. Карпун [Карпун 2007, 2011].

В полевых исследованиях НИЦ ТК ГБНТУ «Кубанский казачий хор» на растительные символы и атрибуты постоянно обращается внимание в контексте изучения народной прозы (В. В. Воронин), народной религиозности (А. И. Зудин, И. А. Кузнецова, С. Н. Рыбко), окказиональной обрядности (Н. И. Бондарь, А. И. Зудин), материальной культуры и традиционных занятий (О. В. Матвеев) и др. В последнее время стали активно собираться материалы по традиционной системе питания, где немалое место отводится растительной пище и представлениям о ней, лексике растительной пищи, механизмам заимствования, так называемой «детской еде», пище растительного происхождения во время голода 1932-1933 гг., Великой Отечественной войны и др. [Бондарь 2014; История, этнография, фольклор Кубани 2015].

Подводя итог, следует отметить, что на Кубани накоплен определенный научный потенциал этноботанических исследований. Следующим логичным шагом стали бы специальные диссертационные работы в этой области комплексного изучения традиционной культуры.

Литература

Азаматова (сост.) 1960 — М.-К. З. Азаматова (сост.). Адыгейский народный орнамент. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1960. Апостолов 1897 — Л. Я. Апостолов. Географический очерк Кубанской области. К очерку прилагаются: двадцативерстная и климат. карты Куб. обл., план г. Екатеринограда и др. рис. Тифлис: Тип. К. П. Козловского, 1897. Бондарь 2005 — Н. И. Бондарь. Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани // Н. И. Бондарь, В. В. Воронин (сост., науч. ред.). Итоги полевых фольклорно-этнографических исследований на Кубани: прошлое и современность. Краснодар: Ку-банькино, 2005. С. 106-120. Бондарь 2006 — Н. И. Бондарь. Осина (Материалы к этнокультурному словарю Кубани) // О. В. Матвеев (науч. ред., сост.). Мир славян Северного Кавказа. Вып. 1. Краснодар: Б.и., 2006. С. 149-158. Бондарь 2011 — Н. И. Бондарь. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. 2-е изд., испр. Краснодар: Традиция, 2011. Бондарь 2014 — Н. И. Бондарь. Код смерти: антропология голода 19321933 гг. // О. В. Матвеев, Г. В. Кокунько (ред.). Кубанский сборник. Т. V (26). Краснодар: Книга, 2014. С. 184-210. Венюков 2004 — М. И. Венюков. Очерк пространства между Кубанью и Белой // П. А. Кузьминов (сост.). Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX — начале XX века. Нальчик: Эль-Фа, 2004. С. 150-153. Дикарев 2000 — М. А. Дикарев. К вопросу об изучении растительности Кубанской области // М. В. Семенцов (науч. ред., сост.). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 год. Материалы региональной научно-практической конференции (ст. Крепостная Краснодарского края 26-28 мая 2000 г.). Дикаревские чтения 6. Краснодар: Краевое государственное творческое научно-образовательное учреждение «Кубанский казачий хор», 2000. С. 4-9. История, этнография, фольклор Кубани 2015 — Н. И. Бондарь, А. И. Зудин (науч. ред., сост.). История, этнография, фольклор Кубани.

Т. I. Кореновский район. Материалы Кубанской фольклорно-эт-нографической экспедиции. Краснодар: Книга, 2015.

Карпун 2007 — М. А. Карпун. Растения в традиционной культуре донских казаков // Н. И. Бондарь, О. В. Матвеев (науч. ред., сост.). Сбережение народа: традиционная народная культура. Материалы научно-практической конференции. 8-9 июня 2007 г. Краснодар: ООО РИЦ «Мир Кубани», 2007. С. 153-158.

Карпун 2011 — М. А. Карпун. Ковыль в языке и традиционной культуре донского казачества (материалы к этнолингвистическому словарю) // Н. И. Бондарь (науч. ред.). Традиционная народная культура и современность: проблемы сохранения и возвращения в жизнь: материалы научно-практической конференции. Краснодар, 2930 ноября 2011 г. Краснодар: Традиция, 2011. С. 143-148.

Кубанские станицы 1967 — Ю. К. Чистов (отв. ред.). Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М.: Наука, 1967.

Литвинская 2010 — С. А. Литвинская. Летопись ботанической науки Кубани: Биологическое разнообразие и природопользование (1786-2010). Краснодар: Экоинвест, 2010.

Литвинская 2011 — С. А. Литвинская. Лекарственные растения природной флоры Кубани: региональное природопользование. Краснодар: Традиция, 2011.

Мир культуры адыгов 2002 — Р. А. Ханаху (сост., науч. ред.). Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002.

Попко 1858 — И. Д. Попко. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту: очерки края, о-ва, вооруж. силы и службы. В 17 рассказах, с эпилогом, карт. и 4 рис. с натуры. В 2 ч. СПб.: Типография П. А. Кулиша, 1858.

Попко 2009 — И. Д. Попко. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту // Н. М. Смирнов (вып. ред.). Черноморские казаки. М.: Вече, 2009. С. 4-190.

Ратушняк 2013 — Т. В. Ратушняк. Развитие краеведения на Кубани (конец XVIII — первая треть XX в.). Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2013.

Семенцов 2002 — М. В. Семенцов. Очерки по традиционной медицине этносов и этнических групп Северо-Западного Кавказа. Краснодар: Крайбибколлектор, 2002.

Семенцов 2004 — М. В. Семенцов. Траволечение и использование средств растительного происхождения в народной медицине кубанских казаков // М. В. Семенцов (науч. ред., сост.). Итоги фольк-лорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2003 год. Дикаревские чтения 10: Материалы Северокавказской научной конференции. Краснодар, 19-20 июня

2004 г. Краснодар: Краевое государственное творческое научно-образовательное учреждение «Кубанский казачий хор», 2004. С. 62-87.

Семенцов 2007 — М. В. Семенцов. Историко-экологические аспекты хозяйственного освоения Кубани казачеством в XIX — начале XX вв. // М. В. Семенцов (науч. ред., сост.). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 2006 год. Дикаревские чтения 13. Краснодар: Краевое государственное творческое научно-образовательное учреждение «Кубанский казачий хор», 2007. С. 76-164.

Семенцов 2008 — М. В. Семенцов. Материалы по историческому природопользованию кубанских казаков (вторая половина XIX — начало XX в.) // А. М. Авраменко, Г. В. Кокунько (науч. ред.). Кубанский сборник. Т. III (24). Краснодар: Книга, 2008. С. 73-118.

Семенцов 2009 — М. В. Семенцов. Из опыта использования лесных растений в хозяйстве и быту кубанских казаков // М. В. Семенцов (науч. ред., сост.). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2007 год. Дика-ревские чтения 14. Материалы Северокавказской научной конференции. Краснодар: Краевое государственное творческое научно-образовательное учреждение «Кубанский казачий хор», 2009. С. 3-5.

Тхагапсова 1996 — Г. Г. Тхагапсова. Народная медицина адыгов. Майкоп: АРИГИ, 1996.

Чеснов 1988 — Я. В. Чеснов. Этноботаника // Ю. В. Бромлей, Г. Штро-бах (ред.). Словарь этнографических понятий и терминов. Вып. 2. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М.: Наука, 1988. С. 84-85.

Чумаченко 1999 — В. К. Чумаченко. К реконструкции архива М. А. Ди-карева: новые открытия // Н. И. Бондарь, М. В. Семенцов (науч. ред., сост.). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнической культуры Кубани за 1998 год. Материалы региональной научно-практической конференции. Дикаревские чтения 5. Краснодар: Краевое государственное творческое научно-образовательное учреждение «Кубанский казачий хор», 1999. С. 3-7.

Чумаченко 2004 — В. К. Чумаченко. Отец кубанской этнографии и фольклористики // Культурная жизнь Юга России 2 (8), 2004. С. 56-61.

Щербина 1910 — Ф. А. Щербина. История Кубанского казачьего войска. Т. 1-2. Екатеринодар: Типография Кубанского областного правления, 1910.

Приложение Опросник М. А. Дикарева

Воспроизводится по изданию: М. А. Дикарев. К вопросу об изучении растительности Кубанской области // Кубанские областные ведомости 67, 4 сентября 1893. С. 2; 70, 15 сентября 1893. С. 2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.