Научная статья на тему '«ВЕРНАЯ СЛУЖБА» КАК ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ТАМОЖНЯХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

«ВЕРНАЯ СЛУЖБА» КАК ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ТАМОЖНЯХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / "ВЕРНАЯ СЛУЖБА" / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕН / STATE SERVICE / CUSTOMS SERVICE / “LOYAL SERVICE” / CUSTOMS / LEGAL STATUS OF CUSTOMS OFFICIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балковая Валентина Григорьевна

Статья посвящена организации таможенной службы в Московском централизованном государстве. Подробно охарактеризована первая модель регулярной службы в таможнях - «верная служба», осуществлявшаяся как государственная повинность лично свободного населения, прежде всего жителей городов. Рассмотрены вопросы привлечения к службе, права, обязанности, ответственность должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“LOYAL SERVICE” AS THE FIRST MODEL OF PUBLIC SERVICE IN CUSTOMS OFFICES OF THE RUSSIAN STATE

The article is devoted to the organization of the customs service in Moscow centralized state. The first model of regular service in customs is described in detail - “loyal service”, which was carried out as a state service for the free population, primarily residents of cities. The issues of involvement in the service, the rights, duties, and responsibilities of officials are considered.

Текст научной работы на тему ««ВЕРНАЯ СЛУЖБА» КАК ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ТАМОЖНЯХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

исторические аспекты таможенной деятельности

historical aspects of customs activity

В. Г. Балковая

«ВЕРНАЯ СЛУЖБА» КАК ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ТАМОЖНЯХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Статья посвящена организации таможенной службы в Московском централизованном государстве. Подробно охарактеризована первая модель регулярной службы в таможнях - «верная служба», осуществлявшаяся как государственная повинность лично свободного населения, прежде всего жителей городов. Рассмотрены вопросы привлечения к службе, права, обязанности, ответственность должностных лиц.

Ключевые слова: государственная служба; таможенная служба; «верная служба»; таможенное дело; правовой статус должностных лиц таможен.

V. G. Balkovaya

"LOYAL SERVICE" AS THE FIRST MODEL OF PUBLIC SERVICE IN CUSTOMS OFFICES OF THE RUSSIAN STATE

The article is devoted to the organization of the customs service in Moscow centralized state. The first model of regular service in customs is described in detail - "loyal service", which was carried out as a state service for the free population, primarily residents of cities. The issues of involvement in the service, the rights, duties, and responsibilities of officials are considered.

Keywords: state service; customs service; "loyal service"; customs; legal status of customs officials.

Развитие таможенной службы является неотъемлемой составляющей истории государственной службы России. С момента появления таможенная служба превратилась в важное направление государственного управления, решая серьезные задачи в сфере фискальной и правоохранительной деятельности, а также практически реализуя одно из ведущих направлений государственной политики.

На различных исторических этапах развитие таможенной службы было обусловлено общей эволюцией государственной службы России, что привело к последовательному существованию нескольких организационно-правовых моделей ее прохождения.

Впервые таможенная система как иерархически организованная совокупность органов, обладающих определенной внутренней структурой, компетенцией и властными полномочиями, оформилась в Московском государстве, ее первичные звенья - таможенные избы, появившиеся в 1550-е гг., - вошли в систему

органов уездного управления [1, с. 43-45]. С учетом того, что в описываемый исторический период таможенное дело преимущественно было ориентировано на регулирование внутренней торговли, а также того, что оно не было еще организационно отделено от налоговой системы, на таможенные избы была возложена обязанность осуществления всех видов косвенного налогообложения на уровне уезда.

С момента создания таможенных изб встал вопрос об их кадровом укомплектовании, что привело к созданию первой в истории Российского государства модели таможенной службы - «верной службы». Ее название объяснялось тем, что она осуществлялась «на веру», как одна из государственных повинностей податного населения [2, с. 130]. «Верная служба» была безвозмездной, с учетом того, что у Московского государства не хватало средств на содержание уездной администрации. Широкое применение «верной службы» позволяло государству получать практическую реализацию управленческих функций, не тратя средств на содержание большинства должностных лиц уездных администраций [1, с. 52].

В Московском государстве еще не существовало нормативных правовых актов, которые бы регламентировали прохождение «верной службы» в таможнях в пределах всего государства. Однако, несмотря на это, у данной организационной модели государственной службы имелась собственная правовая база, представленная уставными таможенными грамотами [3, с. 142-148].

Наиболее ранняя из сохранившихся Белозерская уставная таможенная грамота датируется 1497 г.1, ее принятие свидетельствовало о попытке центральной власти наладить финансовое управление отдельными территориями. В дальнейшем практически все крупные торги постепенно получили свои уставные таможенные грамоты, юридически закреплявшие большинство практических вопросов функционирования торга и реализации таможенных процедур.

Во второй Белозерской таможенной грамоте, принятой в 1551 г., впервые упоминаются новые должностные лица - «верные таможенники»: там говорится о передаче сбора наиболее важных таможенных пошлин группе лиц, состоящей из 2 «москвичей» и 20 «белозерцев». Эти люди были назначены для сбора пошлин центральной властью, при вступлении в должность они приносили присягу и целовали крест (именно из-за этого «верных таможенников» в Московском государстве стали называть таможенными целовальниками)2.

В первоначальной модели «верной службы» должностных лиц таможен назначали представители центральной власти [4, с. 144-145]. В частности, в ежегодных приписках к Новгородской таможенной грамоте 1571 г. закреплена формула: «царевы и великого князя дьяки приказали брать на веру тамгу и все таможенные пошлины (таким-то)»3, повторяющаяся с 1571 по 1585 г.

Однако в более поздней модели «верной службы» (после 1580 г.) вместо назначения целовальников представителями центральной администрации постепенно

1 Белозерская таможенная грамота от 21 мая 1497 г. // Акты Археографической экспедиции (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией императорской академии наук) (ААЭ). В 4 т. СПб.: Тип. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1836-1838. Т. 1. № 134. С. 99-100.

2 Белозерская таможенная грамота от 20 июля 1551 г. // ААЭ. Т. 1. № 230. С. 222-226.

3 О сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине: таможенная новгородская грамота от 17 марта 1571 г. // ААЭ. Т. 1. № 282. С. 325-328.

утвердился выборный порядок занятия должностей, когда целовальников стало избирать посадское население.

А. А. Зимин в одной из работ отмечал, что, передав сбор пошлин в руки выборных от общин, правительство возложило на них обязанность уплачивать в казну заранее определенную сумму. В случае же недобора им предписывалось «развед-чи по себе, те деньги полнити от себя» [2, с. 130]. Так как большинство рядовых таможенных целовальников были не богатые купцы, а простые горожане, недостающую сумму возмещала вся община, фактически превратившись в субсидиарного должника по данному обязательству.

«Верные таможенники» обычно избирались из числа представителей лично свободного посадского населения уезда. Как писал современник Г. К. Котошихин, «во всех городах посадские люди устроены слободами и бывают погодно выбира-ны в царские службы в верные головы и целовальники» [5, с. 164]. Однако в том случае, если посады были малочисленны и свободных жителей в них было недостаточно для обеспечения необходимой численности служителей, к таможенной

«верной службе» могли привлекаться иные категории населения - черносошные

1

крестьяне, казаки, «служилые» люди .

Выборы таможенных целовальников в уезде во второй половине XVI в. организовывал земский староста, а в XVII в. - воевода. Результаты выборов протоколировались: существовал особый вид отчетных документов местной администрации - «выбор на голову и целовальников». Помимо подписей воеводы или земского старосты, он заверялся подписями наиболее уважаемых жителей посада [6, с. 113-116].

Результаты выборов сообщались уездной администрацией в Москву в курирующий приказ территориального управления: «А как верного (за присягой) голову и целовальников к государеву крестному целованию приведешь, и таможенные пошлины и кабацкие деньги учнут сбирать на государя - и ты б о том отписал и выбор за руками и кабацкому всякому заводу роспись прислал в Москву в приказ» [7, с. 125].

К личным качествам кандидатов предъявлялись высокие требования. Так, в грамоте царя Алексея Михайловича Угличскому воеводе предписывалось «выбрать одного человека, самого лучшего и правдивого, зажиточного, которому б были всякие торги и промыслы, и таможенные, и кабацкие сборы за обычай» [8, с. 189].

Вступление нового состава «верных таможенников» в должность осуществлялось в соответствии с установленной процедурой. На первом этапе они в присутствии избирателей приносили присягу в том, что будут старательно и бескорыстно собирать таможенную и кабацкую прибыль, не ссужать никому таможенные и кабацкие доходы, не давать «воеводам и приказным людям в почесть и в посул денег из кабака, вина и меду и от медвяных ставок воску и иного ничего» [9, с. 246].

Помимо этого, им предписывалось таможенным сбором «не корыстоваться, на свои расходы и на торговлю государевых денег себе не имать и никому не давать, лишних денег не сбирать» [8, с. 185]. Особо закреплялось обещание отказаться от

1 О выборе в Крапивне и в иных городах, где нет посадских, к таможенным и питейным сборам в головы и целовальники из служилых людей: Именной указ от 17 августа 1688 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: 1649-1830 гг. (ПСЗ. Собр. 1). В 45 т. СПб.: Тип. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т. II. № 1311. С. 944.

ведения собственного дела на период несения «верной службы» - «за своими промыслы и за торгом не ходить, а быть беспрестанно у таможенного и кабацкого сбора»1. Из этого видно, что «верная служба» была достаточно обременительной повинностью, особенно исходя из того, что она не оплачивалась государством.

На втором этапе вступления в должность «верные таможенники» знакомились с содержанием уставной таможенной грамоты своей таможни, о чем делалась соответствующая приписка к тексту. Это сохранило для нас уникальную информацию о персональном составе лиц, отправлявших таможенные должности, и их сословной принадлежности.

На третьем этапе вступления в должность новый состав служителей принимал у смененных целовальников имущество таможни. Из доношения воеводы в курирующий приказ можно узнать, как это происходило: «Велел новому голове и целовальникам о сборе нашей Великого Государя таможенной казны отдать уставную грамоту и с нового торгового устава список, и иные указные памяти, и тере-зи, и гири, и весчий контарь, и пятенные трубки, и хлебные меры, и таможенную избу со всяким заводом - все налицо, и в том им меж себя велел росписаться» [8, с. 190].

Общий срок исполнения обязанностей таможенных служителей при «верном» способе укомплектования таможен составлял один год, причем в XVI в. дата вступления «верных таможенников» в должность могла варьироваться, но постепенно к XVII в. повсеместно утвердился срок с 1 сентября - «Семенова дня» - одного года по 1 сентября следующего. (Семенов день - начало нового года по сентябрьскому календарному стилю, применявшемуся в России до 1 января 1700 г.) В особом режиме функционировали таможни ярмарок, особенно ярмарок сезонного характера. Такой ярмаркой, в частности, была Архангельская, в единственном морском порту России конца XVI-XVII вв. Таможня здесь функционировала лишь несколько месяцев в году в период навигации - с мая по сентябрь.

Первоначально (в 50-60-е гг. XVI столетия) все «верные таможенники» относились к категории целовальников, несколько позже появилась должность «верного» руководителя таможни - таможенный голова. Одно из первых упоминаний этой должности сохранилось в тексте уставной таможенной грамоты Великого Новгорода, принятой в 1571 г. В ней предписывалось «в государевой опричнине на Торговой стороне брати тамгу и все таможенные пошлины гостям и купцам московским и новгородским на государя царя на веру, в котором году кого в головы боярин и новгородский наместник... выберут»2. Из этой цитаты видно, что таможенный голова также был «верным» служителем, но при этом назначался администрацией и не зависел от посада, а потому мог принадлежать как к новгородскому купечеству, так и к московскому. Постепенно сложилась практика присылки на важнейшие торги таможенных голов из других городов [10, с. 132], что должно было предотвратить злоупотребления, в частности, сговоры целовальников через таможенного голову с местным купечеством. Так, в 1623 г. в Псков в качестве таможенных голов таможни и кабацкого двора от Новгородской чети были направлены «муромцы посадские люди Макарий Веневетинов да Савва Дубенский». Так

1 Крестоприводная запись для выборных таможенных голов и целовальников в Угличе в 1653/1654 гг. // ААЭ. Т. 4. № 59 (2). С. 91-92.

2 О сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине: таможенная новгородская грамота от 17 марта 1571 г. // ААЭ. Т. 1. № 282. С. 320.

как новые таможенные головы в Пскове были иногородними, местной администрации предписывалось «дворы таможенному и кабацкому головам дати добрые, близко таможни, гостиного и денежного дворов и кабаков, чтоб им, будучи в стоянье у нашего дела, в дворовом стояньи нужи не было»1.

Как уже упоминалось, наиболее важные таможни возглавляли не простые купцы, а представители элиты купеческого сословия - гости, которые отличались от остального посадского населения не только объемами торговли, но и образом жизни [10, с. 143]. На менее значимых торгах таможенными головами становились представители местного купечества, а иногда служилые и даже простые посадские люди. Социальная принадлежность голов и целовальников зависела от многих факторов: объема товарооборота, близости к традиционным торговым центрам, времени основания конкретного населенного пункта, социального состава населения.

В силу своего старшинства таможенные головы контролировали деятельность целовальников, однако могли быть привлечены к ответственности за недобор пошлин наравне с ними.

«Верные таможенники» наделялись особым правовым статусом, так как в момент осуществления своих полномочий выступали от имени государства [11, с. 6]. Вследствие этого они имели властные полномочия в сфере реализации таможенного обложения (в частности, имели право задерживать и конфисковывать товары, утаенные от уплаты пошлин - «имати на Государя царя бесповоротно», налагать штрафы), они были защищены законом от неуважительного отношения (лица, которые «поносили» или избивали таможенников, подлежали суровым наказаниям). В то же время на них возлагались серьезные обязанности в сфере организации и документирования таможенных процедур (в таможенных избах велись и ежегодно предоставлялись для проверки и сверки в курирующий приказ отчетные документы - таможенные книги, при совершении различных оформительских процедур торговцам выдавались различные справки - таможенные «выписи» из таможенных книг) [12, с. 113-116].

Вместе с тем главная задача таможенной системы той поры - наполнение государственной казны, а ее главная функция - фискальная [13, с. 32-34]. Вследствие этого «верные таможенники» с момента вступления в должность были материально ответственны за сбор пошлин - «недобор таможенных пошлин, что у них перед прежними годы в недоборе будет, велит государь на них же взять вдвое»2.

Именной указ 1673 г3. впервые допускал недобор таможенных сборов по сравнению с плановыми цифрами. В таком случае проводилось расследование причин - проверялось отсутствие «воровства» (присвоения казенных сумм), «хитрости» (занижения по согласованию с собственником товара его таможенной стоимости для уменьшения размера пошлин), «поноровки» (нарушения в интересах купцов правил ведения таможенных книг и сроков хранения товаров),

1 О назначенных на 7132 (1623) г. во Пскове новых головах для таможенного сбора и о прочих по оному распоряжениях: Царская грамота Псковским воеводам князю Хилкову и Наумову от 25 августа 1623 г. // ААЭ. Т. 3. № 143. С. 203, 205.

2 О сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине: таможенная новгородская грамота от 17 марта 1571 г. // ААЭ. Т. 1. № 282. С. 325.

3 О невзыскании на головах, целовальниках и мирских людях кабацких и таможенных недоимок: Именной указ с боярским приговором от 7 августа 1673 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. I. № 555. С. 942-943.

«нерадения» (неисполнения или некачественного исполнения обязанностей) [14, с. 430-433]. По всем этим подозрениям предписывалось «сыски сыскивать накрепко, а кто доведется пытке, пытати» [15, с. 56-57]. Если в процессе разбирательства вины таможенников не обнаруживалось, недобор пошлин на них не взыскивался, но даже сама проверка для них являлась серьезным испытанием.

Таким образом, в Московском централизованном государстве во второй половине XVI в. оформилась первая модель регулярной службы в таможнях - «верная служба». Так как на «верных таможенников» была возложена реализация государственных функций - фискальной, контрольной и правоохранительной - следует считать эту службу государственной. Анализ нормативных правовых документов указанной эпохи позволяет говорить о наличии у «верных таможенников» особого служебного правового статуса, традиционно включавшего в себя права, обязанности и особые виды ответственности, связанные с исполнением должностных полномочий.

Использованные источники

1. Голомбиевский А. А., Ардашев Н. Н. Приказные, земские, таможенные, губные, судовые избы Московского государства // Записки Московского археологического института. Т. 4. Вып. 1. М., 1909. 86 с.

2. Зимин А. А. К изучению таможенной реформы середины XVI в. // Исторический архив. 1961. № 6. С. 129-133.

3. Булгаков М. Б. Уставные таможенные грамоты как источник по организации таможенной службы Московского государства в конце XV - первой половине XVII вв. // Историческое краеведение: материалы II Всероссийской конференции по историческому краеведению. Пенза: Пензенская правда, 1993. С. 142-148.

4. Копанев А. И. Новгородские таможенные целовальники 70-80 гг. XVI в. // Труды Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР. Вып. 12. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1971. С. 142-151.

5. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича / подгот. Г. А. Леонтьева. М.: РОССПЭН, 2000. 272 с. (Сер. «Русская историческая библиотека»).

6. Жиброва Т. В. Из истории государственных повинностей: «поручные записи» по таможенным служителям Юга России XVII вв. // Клио. 2015. № 4. С. 113-116.

7. Беляев И. Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси. М.: Изд-во Москва, 2008. 168 с.

8. Шемякин А. И. История таможенного дела в России и Ярославский край: научное издание. Ярославль: Александр Рутман, 2000. 254 с.

9. Глазьев В. Н. Таможенные и кабацкие головы Воронежа // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XVIII вв.: сборник материалов Первой международной научной конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. С. 243-248.

10. Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI - первой четверти XVII вв.М.: Наука, 1998. 521 с. (Сер. «Памятники исторической мысли»).

11. Румянцева В. Г. Генезис института государственной службы в России // История государства и права. 2008. № 8. С. 4-7.

12. Блейх И. Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии. СПб.: Типография Муллер и Богельман, 1895. 211 с.

13. Винокурова Т. В. Финансовое управление Московской Руси // История государства и права. 2008. № 6. С. 32-34.

14. Раздорский А. И. «Воровство», «хитрость» и «нерадение» при сборе таможенных и кабацких доходов в XVII в. (на примере службы Курских, Белгородских, Вяземских и Можайских

голов и целовальников) // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. 2015. № 4. С. 428435.

15. Сулейманов Т. М. История ответственности за злоупотребления должностными полномочиями по российскому уголовному праву (XVII-XX вв.) // История государства и права. 2013. № 13. С. 54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.