Научная статья на тему 'Правовая регламентация деятельности «Верных» таможен в Московском государстве (XVI-XVII вв. )'

Правовая регламентация деятельности «Верных» таможен в Московском государстве (XVI-XVII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА / УСТАВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ГРАМОТЫ / "ВЕРНЫЕ" ТАМОЖНИ / ТАМОЖЕННЫЕ ГОЛОВЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ЦЕЛОВАЛЬНИКИ / ТАМОЖЕННЫЕ КНИГИ / CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS SYSTEM / AUTHORIZED CUSTOMS CHARTER / FAITHFUL CUSTOMS / CUSTOMS HEADS / CUSTOMS TAX-COLLECTOR / CUSTOMS BOOKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балковая Валентина Григорьевна

В настоящей статье освещены проблемы становления российской таможенной службы в период Московского государства (XVI-XVII вв.). Основное внимание уделено проблемам внутренней организации и деятельности таможенных учреждений при «верном» способе их укомплектования (служба на безвозмездной основе в порядке государственной повинности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The customs activity law regulation in the Moscow state in XVI-XVII centuries

The author determines the problems of formation of the Russian customs service in the Moscow centralized state (XVI-XVII centuries). The main attention is given to the issues of the internal organization and activity of faithful customs houses at «a true» way of their completion (unpaid state duty service).

Текст научной работы на тему «Правовая регламентация деятельности «Верных» таможен в Московском государстве (XVI-XVII вв. )»

ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В. Г. Балковая

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕРНЫХ» ТАМОЖЕН В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ХУ1-ХУП ВВ.)

В настоящей статье освещены проблемы становления российской таможенной службы в период Московского государства (ХУ1-ХУ11 вв.). Основное внимание уделено проблемам внутренней организации и деятельности таможенных учреждений при «верном» способе их укомплектования (служба на безвозмездной основе в порядке государственной повинности).

Ключевые слова: таможенная служба; таможенная система; уставные таможенные грамоты; «верные» таможни; таможенные головы; таможенные целовальники; таможенные книги.

В централизованном государстве принципиально меняется роль права, которое постепенно превращается в инструмент проведения государственной политики. Это выразилось в вытеснении правового обычая актами законодательства - великокняжескими, а затем царскими грамотами и указами, боярскими приговорами и наказами. В ХУ-ХУ1 вв. эти документы носили территориально ориентированный характер, т. е. принимались для отдельных уездов и городов, однако уже в это время наметилась тенденция к постепенному сближению их содержания. А в ХУ11 в. произошел качественный скачок в законодательном регулировании, когда начали приниматься единые в пределах всего государства законодательные акты.

Все это относится к таможенному законодательству, изучение актов которого делает возможной реконструкцию деятельности «верных» таможен как особых бюрократических структур, осуществлявших государственное управление в сфере торговли Московского государства.

Хотя таможенное дело на Руси зародилось в глубокой древности, лишь в Московском государстве, созданном в конце ХУ в., таможенные учреждения начали оформляться как бюрократические структуры, порядок формирования и функционирования которых был урегулирован актами писанного законодательства.

В Московском государстве произошел качественный скачок в организации государственного управления как в центре, так и на местах. В результате реформы Ивана Грозного, проведенной в 1550-1570-е гг., были созданы приказы - центральные

органы государственного управления. Приказы постепенно оформились в достаточно сложную и логически стройную для своего времени систему. Но она не могла бы эффективно функционировать без создания на местах подчиненных центру управленческих структур. Такими структурами стали избы - органы местного управления в уездах, появившиеся в ходе реформы земского управления Ивана Грозного, предпринятой в 1560-1570-е гг.

В каждом уезде были созданы земская изба, которая координировала местное управление, а также губная изба, обеспечивавшая правопорядок. Важное место в системе местных учреждений занимала таможенная изба.

Объединял все эти местные управленческие структуры единый порядок укомплектования штатов - так называемый «верный» способ. Он предполагал осуществление управленческих функций представителями местного населения в порядке государственной повинности, т. е. на безвозмездной основе и в течение определенного срока - одного года. Внедрение такого подхода позволило государству, постоянно испытывавшему недостаток в деньгах, создать достаточно эффективный для того времени аппарат местного управления, не вкладывая в него средства из бюджета.

Возглавляли учреждения местного управления «излюбленные головы» - представители верхушки посадского населения, в штат входили целовальники, избиравшиеся из числа местных жителей. В связи с постоянным увеличением делопроизводства при назначении на эти должности приоритет отдавался грамотным кандидатам.

В XVI в. все местное управление возглавляли избиравшиеся из местного населения земские старосты, в начале XVII в. местную администрацию возглавили воеводы. Однако и в новых условиях сохранялась сложившаяся в XVI в. система верной службы на местах. Сохранилась она и в сфере таможенного дела.

Воеводы контролировали деятельность местных учреждений, в частности, следили за укомплектованием таможен. При выборе таможенных целовальников воеводам предписывалось избирать «посадских людей добрых, с окладов первых и грамотных..., не воров, не бражников, которые б в таможенном сборе нам, великому государю, прибыли чинили»[1, с. 190]. Воевода должен был обеспечивать порядок в таможнях, следить за поведением таможенных голов и целовальников на службе и в частной жизни, но в практическую деятельность таможни ему вмешиваться запрещалось под угрозой опалы. Статья 1 Новоторгового устава 1667 г. прямо гласила: «... а гостя с товарищи воеводам в таможенных торговых во всяких делах ни в чем не ведать, чтоб в том великого государя казне в сборах порухи не было» [2, с. 148].

Важной особенностью функционирования таможенных учреждений этого периода было отсутствие единого законодательного акта, регламентировавшего бы деятельность всех таможен с общих позиций - для каждой «верной» таможни выдавалась своя собственная уставная таможенная грамота. Объяснялось это двумя причинами: во-первых, отсутствием технических возможностей для тиражирования текста - грамоты переписывались от руки; во-вторых, нежеланием централизованного государства на первых порах ломать исторически сложившуюся в отдельных землях традицию таможенного обложения. Вместе с тем содержание более поздних уставных таможенных грамот все больше сближалось, так как грамоты выдавались из одного центра. Это отразило общую тенденцию в развитии права централизованного государства - постепенный отказ от партикуляризма в праве, закреплявшего правовое своеобразие каждой территории через сохранение исторически сложившихся

правовых обычаев, в пользу унификации законодательного регулирования в пределах всего государства.

В период становления централизованного государства оригиналы уставных таможенных грамот хранились непосредственно в таможенном учреждении. В связи с их частой утратой в ХУ11 в. возникла практика дублирования документа: официальный текст поступал в земскую избу, где с него делали копию («список»), которая и передавалась в таможню.

Этот документ являлся важнейшей принадлежностью таможенного учреждения, он должен был тщательно храниться и ни при каких обстоятельствах не выносился за пределы таможенного учреждения: «...а держати ся уставная грамота в таможенном в казенном ларце, для вперед иных таможенников, а к себе таможником сее грамоты не имати»[3, л. 11]. По истечении срока полномочий таможенных служителей им предписывалось «сию таможенную уставную грамоту отдавати новым таможенникам, которые на их место в той таможенной пошлине будут».

Вступление в должность верных таможенников сопровождалось определенной процедурой, на первом этапе которой они приносили присягу. Так как процедура принесения присяги в те времена сопровождалась целованием креста, присягнувшие лица стали называться целовальниками, а сам текст присяги - крестоприводной записью. В сохранившемся тексте середины ХУ11 в. содержится обещание верных таможенников таможенным сбором «не корыстоваться, на свои расходы и на торговлю государевых денег себе не имать и никому не давать, лишних денег не сбирать» [1, с. 185]. Отдельно закреплено обещание отказаться от ведения собственного дела в период верной службы - «за своими промыслы и за торгом не ходить, а быть беспрестанно у таможенного и кабацкого сбора». Из этого видно, что верная служба была достаточно обременительной повинностью, особенно исходя из того, что она не оплачивалась государством.

На втором этапе вступления в должность верные таможенники знакомились с содержанием уставной таможенной грамоты своей таможни, о чем делалась соответствующая запись в тексте. Из Уставной грамоты таможенной пошлины опричной Торговой стороны Великого Новгорода, выданной 17 марта 1571 г., можно узнать имена верных таможенников, осуществлявших полномочия в период действия грамоты с 1571 по 1585 г. [3, л. 12-22].

На третьем этапе вступления в должность таможенники принимали у смененных таможенников имущество таможни: «Велел новому голове и целовальникам о сборе нашей великого государя таможенной казны отдать уставную грамоту и с нового торгового устава список, и иные указные памяти, и терези, и гири, и весчий контарь, и пятенные трубки, и хлебные меры, и таможенную избу со всяким заводом - все налицо, и в том им меж себя велел росписаться» [1, с. 190].

Контроль за проведением выборов таможенников осуществлял в ХУ1 в. земский староста, а в ХУ11 в. - воевода. Результаты выборов непременно сообщались в Москву: «. а как верного (за присягой) голову и целовальников к государеву крестному целованию приведешь, и таможенные пошлины и кабацкие деньги учнут сбирать на государя - и ты б о том отписал и выбор за руками и кабацкому всякому заводу роспись прислал в Москву в приказ» [4, с. 125]. В период, о котором идет речь, еще не оформился единый центральный орган, который координировал бы работу всех таможен, отдельные направления их деятельности курировали разные приказы. В частности, вопросами кадрового укомплектования таможен ведали особые хозяйственные

приказы - чети (четверти). Известны Владимирская, Галичская, Костромская, Новгородская и Устюжская чети, каждая из которых курировала административно-хозяйственное управление в 25-35 городах.

Общий срок исполнения обязанностей таможенных служителей при «верном» способе укомплектования таможен составлял один год - с 1 марта одного года до 1 марта следующего в XVI в. [3, л. 12] и с 1 сентября одного года по 1 сентября следующего в XVII в. [1, с. 190; 2, с. 106] (это отразило вытеснение мартовского стиля летоисчисления, существовавшего на Северо-Западе Руси в период раздробленности, сентябрьским стилем в пределах всего централизованного государства). В особом режиме функционировали таможни ярмарок, особенно ярмарок сезонного характера. Такая ярмарка, в частности, была в Архангельске - единственном морском порту России конца XVI-XVII в. Таможня здесь функционировала лишь несколько месяцев в году, в период навигации - с апреля по сентябрь.

Таможенные служители «верных» таможен избирались из числа представителей посадского населения. Из сочинения Г. К. Котошихина (ок. 1630-1667), составленного им для шведского короля, следовало, что «во всех городах посадские люди устроены слободами и бывают погодно выбираны в царские службы в верные головы и целовальники» [5, л. 91].

К личным качествам кандидатов предъявлялись высокие требования. Так, в грамоте царя Алексея Михайловича угличскому воеводе предписывалось «выбрать одного человека, самого лучшего и правдивого, зажиточного, которому б были всякие торги и промыслы, и таможенные, и кабацкие сборы за обычай» [1, с. 189].

Первоначально и таможенный голова, и целовальники избирались из числа местного населения, но в XVII в. во избежание злоупотреблений таможенных голов стали присылать из других мест. Так, в 1623 г. в Псков в качестве таможенных голов таможни и кабацкого двора были направлены «муромцы посадские люди Макарий Вене-ветинов да Савва Дубенский» [2, с. 106]. Так как новые таможенные головы в Пскове были иногородними, местной администрации предписывалось «дворы таможенному и кабацкому головам дати добрые, близко таможни, гостиного и денежного дворов и кабаков, чтоб им, будучи в стоянье у нашего дела, в дворовом стояньи нужи не было» [2, с. 108].

Наиболее важные таможни возглавляли не просто таможенные головы, а представители элиты купеческого сословия - гости. В отличие от других торговцев гости заключали крупные оптовые сделки, лишь они имели право вести торговые операции с иностранцами. Гости отличались от остального посадского населения не только объемами торговли, но и образом жизни. По сведениям В. Б. Перхавко, исследователя быта и нравов российского купечества, в Московском государстве существовала практика приглашения гостей на парадные обеды к патриарху и царю (в частности, в период правления царя Михаила Романова и патриарха Филарета) [6, с. 190].

Статья 1 Новоторгового устава 1667 г. прямо закрепляет правило назначения гостей на высшие должности таможенных служителей в «верных» таможнях: «на Двине у Архангельского города в таможне быти на ярманке гостю со товарищи». Причем, как следует из контекста ст. 8, гость являлся представителем московского купечества [2, с. 148-149]. Большую таможню в Москве также возглавлял гость [7, с. 459-468].

Основным отчетным документом о работе «верных» таможен были таможенные книги, каждая таможня вела несколько таких книг. Все они делились на приходные и расходные, приходные преобладали. В них фиксировались доходы, полученные

от взыскания различных видов таможенных платежей (в каждой таможне велись приходные книги таможенных пошлин и явочных товаров, канцелярских сборов, конских сборов, померного сбора и других). Расходные таможенные книги фиксировали факт передачи собранных таможенных денег на нужды местных властей, причем делалось это при наличии прямого распоряжения из Москвы. В фондах Российского государственного архива древних актов сохранилось достаточно много таких книг, позволяющих судить об уровне экономического развития и торговли отдельных частей Московского государства [8]. В 1680-е гг. приказ Большой Казны, курировавший предоставление отчетной документации таможен, подготовил ряд нормативных документов, регламентировавших ведение таможенных книг. В частности, надлежало записывать «именно всякую статью порознь, а вместе статей не складывать и к мелочному сбору не прикладывать» [2, с. 204].

Чтобы обеспечить порядок в таможнях, предписывалось голове следить за целовальниками, целовальникам - за головой и друг за другом, в случае обнаружения злоупотреблений надлежало сказать воеводе или писать государю. Недоносительство о должностных нарушениях расценивалось как соучастие.

Уставную грамоту, таможенные книги и собранные деньги предписывалось хранить в ларце, запечатанном печатями всех таможенников, «а по одному целовальникам в ларцы не ходить» [3, л. 11]. В ХУ11 в. порядок хранения ларя несколько изменился: теперь надлежало «ящик печатать голове своею печатью самому и выи-мать деньги из ящиков голове с целовальники вместе, понедельно или помесячно» [1, с. 184].

В конце года земский староста должен был принять у верных таможенников «черные» (черновые) таможенные книги и передать их для проверки лучшим посадским людям. После этого надлежало переписать эти книги набело, заверить, «приложив всем свои руки», и отправить в приказ Большого Прихода вместе со сменяемым головой для отчета.

Верная служба в таможнях была серьезным испытанием не только потому, что таможенники осуществляли свои обязанности безвозмездно, не ведя в период службы свой собственный промысел, но и потому, что верные таможенники были материально ответственны за сбор пошлин - «недобор таможенных пошлин, что у них перед прежними годы в недоборе будет, велит государь на них же взять вдвое» [3, л. 11]. Грамота, выданная спустя сто лет после цитированной, проводит ту же мысль: «А таможенным головам и целовальникам впредь таможенные пошлины велеть сбирать перед настоящими годами с прибылью, чтоб в таможенных сборах великого государя казне было многое пополнение. . А дворы их и животы и промыслы взяты будут в платеж недобранных таможенных денег» [2, с. 169]. В случае отсутствия у верных таможенников необходимых средств к ним применялась болезненная процедура правежа, известная со времен монголо-татар: поставленного на правеж несостоятельного должника в течение одного месяца ежедневно били палкой по икрам ног. Такая перспектива, безусловно, пугала верных таможенников, поэтому постоянной практикой было негласное завышение таможенных платежей. Фактически само государство своей жесткой репрессивной политикой толкало их на злоупотребления.

По мнению профессора Московского университета И. Д. Беляева, исследователя традиций самоуправления в российской общественной жизни, которое он высказал в середине Х1Х в., «выборные только ждали себе разорения, царской опалы и отнятия имущества на государя в случае недоборов; а посему не столько заботились о выгодах

избравшего их общества, сколько о том, чтобы самим не попасть в беду и не лишиться собственного имущества» [4, с. 126].

В правление царя Алексея Михайловича была сделана попытка создать и позитивный стимул к добросовестному исполнению обязанностей - отличившихся таможенных служителей начали жаловать царскими подарками. Уже упоминавшийся ранее Г. К. Котошихин писал: «А который человек гость и торговый человек, будучи в головстве в таможне и у иных сборов в котором году год перед годом казны соберет больше, и им за ту службу от царя бывает похвала, и бывает им жалованье, по кубку или по ковшу серебряному, да по сукну, да по камке; а товарищам их целовальникам по ковшу же серебряному, да по сукну и по тафте, смотря по прибыли и человеку» [5, с. 92].

Эти подарки можно увидеть и сегодня. Например, в Оружейной палате Московского Кремля хранятся серебряные ковши, пожалованные гостю Ивану Гурьеву за службу в Московской таможне в 1676 г., члену Гостиной сотни Филату Хлебникову за прибыль при сборе кабацких и таможенных денег в Перми, Соликамске и Чер-дыни в 1698 г. [6, с. 188-189]. На этих ковшах выгравированы соответствующие надписи. Но само нахождение этих дорогих подарков в государственном хранилище дает основание предполагать, что пожалование носило прижизненный характер, после смерти награжденного подарок возвращался в казну. Поэтому если это награждение и стоит рассматривать в качестве поощрения, то, скорее, как моральное, нежели материальное.

Вообще же, говоря о средствах стимулирования добросовестной службы в «верных» таможнях, нужно отметить, что репрессивные методы явно преобладали. В одной из царских грамот XVII в. было записано: «А головам и целовальникам за их воровство быть в смертной казни без всякой пощады, а кто таких воров к тому делу выберут, тем выборным людям учинено будет наказание по розысканию» [1, с. 191].

Таким образом, в Московском государстве во второй половине XVI в. впервые появилась таможенная служба как особый вид государственной деятельности. В тот период она осуществлялась на безвозмездной основе как одна из повинностей посадского населения. К ее практическому осуществлению привлекалось не все посадское население, а только его верхушка, так как к кандидатам предъявлялись достаточно жесткие требования.

Изначально формулировались личностные требования - кандидаты на занятие должностей верных таможенников должны были быть «добронравны», «не склонны к питию», честны. Помимо этого, они должны были обладать определенным имущественным состоянием, которое дало бы им возможность целый год служить на безвозмездной основе, а в случае недобора платежей - возместить этим имуществом недоимку. Поэтому при отборе кандидатов приоритет отдавался представителям купечества, в отдельных случаях даже представителям корпорации гостей. Первоначально на должности могли назначаться как грамотные, так и неграмотные жители посадов, но по мере роста делопроизводства требование грамотности становится обязательным.

Введение «верного» способа укомплектования таможен позволило государству создать альтернативу откупным таможням, которые функционировали без прямого государственного контроля. Это дает основание говорить о зарождении в Московском государстве таможенной службы как службы государственной.

Использованные источники

1. Шемякин А. И. История таможенного дела в России и Ярославский край. Ярославль: Александр Рутман, 2000.

2. Таможенное дело России: сборник документов и материалов / под ред. В. Ф. Кругликова. М.: Автор, 1997. Т. 1.

3. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 181. Оп. 1. Д. 224.

4. Беляев И. Д. Судьба земщины и имперского начала на Руси. М.: Москва, 2008.

5. Кулишер И. М. Московские городские ряды и Гостиный двор // Москва. Купечество. Торговля XV - начало XX века / сост. А. Р. Андреев. М.: Крафт+, 2007.

6. Перхавко В. Б. История русского купечества. М.: Вече, 2008.

7. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). СПб., 1830. Т. 3. Ст. 1023.

8. РГАДА. Ф. 829. Таможни и кружечные дворы (конец XVII - начало XVIII в.). Оп. 1. Ок. 2 тыс. ед. хр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.