Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СФЕРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НЕЗАКОННЫЙ ПРОВОЗ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОСТЫ / DOMESTIC CUSTOMS AUTHORITIES' ACTIVITY / OFFENCES / CRIMES / CUSTOMS BUSINESS SPHERE / CUSTOMS CONTROL / ILLEGAL TRANSPORTATION OF GOODS / CUSTOMS CHECK-POINTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самелюк Михаил Алексеевич

В статье обозначено шесть этапов становления, развития и совершенствования деятельности отечественных таможенных органов по борьбе с правонарушениями в сфере таможенного дела. Первый этап рассмотрен более подробно. На этом этапе (XIV-XVII вв.) возникает необходимость совершенствования указанной деятельности путем создания института содействия граждан, основной обязанностью которых было следить за тем, чтобы через границу не проникали подозрительные люди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF COMBATING OFFENCES IN THE FIELD OF CUSTOMS

Six stages of formation, development and improvement of domestic customs authorities combating offences in the sphere of customs are designated in the article. The first stage is considered in more detail. At this stage, there is a need for improving such activity through the creation of the Institute for the promotion of the citizens whose main duty would be to ensure that suspicious people do not cross the border.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

М. А. Самелюк

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В статье обозначено шесть этапов становления, развития и совершенствования деятельности отечественных таможенных органов по борьбе с правонарушениями в сфере таможенного дела. Первый этап рассмотрен более подробно. На этом этапе (XIV—XVII вв.) возникает необходимость совершенствования указанной деятельности путем создания института содействия граждан, основной обязанностью которых было следить за тем, чтобы через границу не проникали подозрительные люди.

Ключевые слова: деятельность отечественных таможенных органов; правонарушения; преступления; сфера таможенного дела; таможенный контроль; незаконный провоз товаров; таможенные посты.

M. A. Samelyuk

HISTORICAL ASPECTS OF COMBATING OFFENCES IN THE FIELD OF CUSTOMS

Six stages of formation, development and improvement of domestic customs authorities combating offences in the sphere of customs are designated in the article. The first stage is considered in more detail. At this stage, there is a need for improving such activity through the creation of the Institute for the promotion of the citizens whose main duty would be to ensure that suspicious people do not cross the border.

Keywords: domestic customs authorities' activity; offences; crimes; customs business sphere; customs control; illegal transportation of goods; customs check-points.

Российская таможенная служба имеет многовековую историю, что вполне закономерно, поскольку основная функция таможни - защита экономических интересов государства. Еще в Киевской Руси взимались сборы за провоз товаров через внешние и внутренние заставы. (Слово «таможня», как правило, происходит от тюркского слова «тамга» - пошлина. Вначале так называли место на рынке или ярмарке, где взыскивали пошлины - «тамжили» товар.)

По мере становления и укрепления Российского государства развивалось и таможенное дело. С XIII в. платежи взимались уже не только в зависимости от количества, но и ценности товаров. Начиная с XVII в. государственный контроль сферы внешнеэкономических отношений усиливается: запрещается вывоз отдельных товаров, ограничиваются привилегии иностранных купцов. Торговым уставом 1653 г. была установлена единая рублевая пошлина, а первым таможенным тарифом России считается принятый в 1667 г. Новоторговый устав, определивший

виды и размеры таможенных сборов (при этом было завершено разграничение внешних и внутренних пошлин, а внешние пошлины разделены на ввозные и отпускные).

Проведенный анализ многочисленных публикаций и документов исторического, этнографического и юридического характера показал, что борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела в течение всего периода формирования и развития таможенных органов осуществлялась по следующим направлениям:

- незаконный провоз товаров через таможенные посты путем применения различных форм таможенного контроля;

- физическое прикрытие границ и контроль за проезжавшими лицами и перемещаемыми товарами - пресечение тайного провоза товаров, минуя таможни;

- взяточничество таможенных чиновников и пограничной стражи и др.

Генезис деятельности отечественных таможенных органов по борьбе с правонарушениями в сфере таможенного дела позволяет выделить шесть этапов ее становления, развития и совершенствования.

На первом этапе (Х1У-ХУП вв.) таможенный контроль осуществлялся в виде получения объяснений от лиц, перемещавших товар; осмотра и досмотра товаров; личного досмотра физических лиц, проезжавших через таможенный пост.

На втором этапе (вторая половина XVII в. - конец 20-х гг. XVIII в.) продолжалось совершенствование деятельности, основу которой составляли «личной сыск», осуществляемый лично субъектом действия или действий, направленных на обнаружение, выявление, поиск, розыск лиц и фактов, представляющих оперативный интерес; «изветы» - доносы, содержащие различные обвинения в нарушении установленных правил уплаты таможенной пошлины или в сокрытии от таможенного контроля товара, которые поступали от граждан.

На третьем этапе (конец 20-х гг. XVIII в. - начало 10-х гг. XIX в.) в практике борьбы с незаконным провозом товаров через границу закрепилось использование «гласных доносителей» и «личного сыска» специально назначаемыми для этого лицами.

На четвертом этапе (начало 10-х гг. XIX в. - начало 1919 г.), наряду с гласными доносителями, стали появляться «негласные», «тайные», «секретные» доносители, «агенты», которые эффективно использовались для борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела.

На пятом этапе (1919-1992 гг.) произошло упразднение созданной в дореволюционной России системы сыскных мер отечественных таможенных органов; полномочия на ведение оперативно-розыскной деятельности (ОРД) были переданы в органы госбезопасности и милицию с введением запрета вмешиваться в сферу деятельности таможен [1, с. 144; 2, с. 152-153]. За таможенными органами по-прежнему сохранялись различные формы таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и лицами.

На этом этапе таможенные органы осуществляли борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности во взаимодействии с другими правоохранительными органами, не имея своего основного инструмента противодействия контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела.

На шестом этапе (с 1994 г. по настоящее время) оперативные подразделения таможенных органов Российской Федерации (РФ) осуществляют ОРД в целях

борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также для обеспечения собственной безопасности.

Анализ изложенного с точки зрения генезиса сыскной (оперативно-розыскной) деятельности отечественных таможенных органов позволяет сделать вывод, что история зарождения, становления и развития ОРД указанных органов тесно связана с историей борьбы с незаконным провозом товаров через границы удельных, великих княжеств, государств, с развитием экономики страны, внутренней и внешней торговли.

Рассмотрим более подробно историю становления и развития деятельности отечественных таможенных органов по борьбе с правонарушениями в сфере таможенного дела на первом этапе (XIV-XVII вв.). На данном этапе борьба с незаконным провозом товаров сводилась лишь к задачам выявления нарушений при перемещении товара через заставу (ныне - таможенный пост), а задачи, связанные с выявлением и установлением лиц, подготавливавших, совершавших или совершивших преступления в сфере таможенного дела, стали решаться намного позже, причем возлагались на различные правоохранительные органы.

Пошлины с продаваемых и обмениваемых товаров на Руси существовали с древнейших времен. В Радзивиловской летописи (список XV в.) о договоре Руси с Византией, заключенном в 907 г. Олегом, говорится: «...да творят куплю якож имъ надобе, не платит мыта ни въ чемъ же...» [3, с. 16]. В данном контексте под мытом понимается пошлина за проезд и провоз товаров через установленные заставы или место сбора пошлины за проезд и провоз товаров [4, с. 337]. В этот период, с развитием торговли, появились новые разновидности мыта, в связи с чем повысилась роль сборщика пошлин (мытника, мытоимца, мытчика, мытаря) как представителя власти [4, с. 335].

Мытари (мытники) собирали пошлину на заставах по проезжим дорогам и особенно на мостах и переправах через реки, бывшие в то время главными торговыми путями, а также в местах, где производилась торговля. Мыт собирали с возов или судов, нагруженных товаром, который везли на продажу. Мытом облагались и всадники.

В конце XV в. - начале XVI в., как свидетельствует Симеоновская летопись, описывая события 1399 г., после смерти великого князя тверского Михаила Александровича его сын Иван устранил корчемников и мытарей и, как следствие, торговые пошлины [5, с. 144].

Кроме того, в «Докончании» (ныне - договор) великого князя Василия Васильевича с великим князем рязанским Иваном Федоровичем» от 20 июля 1447 г. говорится: «.а мыта нам держати старые и пошлые, которые были при наших; прадедех, и при наших отцех. А новых наммытов не замышляти, ни пошлин. А мыта с воза в городех всех пошлин денга, а с пешохода мыта нет. А тамги и всех пошлин от рубля алтынъ, а с лоди, с доски (величина лодьи определялась количеством досок, которые пошли на их строительство), по алтыну, а с струга с набои два алтына, а без набоя денга...» [6, с. 145].

Развитие товарно-денежных отношений, усиление обмена между отдельными частями территории, городским ремеслом и сельским хозяйством настоятельно требовали правовой регламентации. Эту задачу и выполняли договорные грамоты между великими и удельными князьями, а также таможенные грамоты, которые

являлись основными источниками права, регулирующими деятельность в сфере таможенного дела на Руси в Х1У-ХУ1 вв.

В этих документах официально признавалось имеющее место нарушение правил уплаты установленных таможенных пошлин. Об этом свидетельствуют такие штрафы за уклонение от уплаты указанной пошлины, как промыт (промыта), заповедь, протаможье, протамга (пеня, штраф за беспошлинный провоз товара) и целый ряд других.

Таможенные пошлины и сборы, а также штрафы за незаконный провоз товаров отличались в ряде случаев друг от друга в удельных княжествах Древней Руси.

Преобладание натурального хозяйствования в феодальных вотчинах не способствовало развитию внешнеэкономических связей и торговли вплоть до формирования Русского царства, русского централизованного государства с центром в Москве в середине XVI в. [7, с. 18-19].

Анализ публикаций и документов исторического характера показал, что преимущественным правом товарообмена с иностранными купцами в XVI-XVII вв. обладала государева казна. Она объявляла «заповедными» (запрещенными, недозволенными) те товары, на которые хотела иметь монопольное право приобретения или продажи, сосредоточив всю выгоду от этого в своих руках. В исследованиях, проведенных Константином Лодыженским, говорится, что «...к «заповедным» относились ямчугъ (селитра), необходимый для пороховаго дела, хлебъ и кречеты.» [8, с. 13].

Кроме того, «заповедными» к вывозу товарами в разное время были благородные металлы, рухлядь (пушнина), воск, хлеб (зерно), смола, льняное семя, икра, ямчуг, ревень. Список этих товаров не был постоянен и менялся как в сторону увеличения их числа, так и в сторону сокращения.

В Новгородской таможенной грамоте «О сборе пошлин на Торговой Стороне в Государевой опричнине» от 17 марта 1571 г. содержались правовые нормы, которые определяли сферу действия документа в пространстве и по кругу лиц, нормы, устанавливающие размеры таможенных пошлин на конкретные товары, а также санкции за неисполнение установленных правил. В ней также определялись некоторые требования к порядку проведения таможенного контроля. Например: «... а Литвину, так же и всякому иноземцу являти товаръ свой таможникомъ не складывая съ воза, и со вьюка, и изъ судна., .да таможникомъ же велети в тор-гехъ кликати, не по одножъ утро: чтобъ приезжая в Новгородъ, Москвичи, и Тве-ричи, кто откуды нибуди, торговые всякие люди и съ своими товарами ставили сябъ на гостиныхъ дворехъ и товаръ свой таможникомъ являли, а зиме съ саней, а лете съ судов не складывая и возовъ не розвивая, доколе у нихъ таможники то-варъ их не пересмотрятъ и в книги запишутъ...» [9, с. 320-328].

В этой же таможенной грамоте таможенники призывались к честной службе, в противном случае им следовало опасаться «опалы» и «продажи» (убытка, ущерба). В ней говорилось: «... и лишка им через уставную грамоту таможные и замыт-ные пошлины не переимати, и не норовити никому, и дешево весу и всякого товару не ценити, и Государевых пошлин никому не отдавати, и самим им в Государевых ни в которых пошлинах ничем не корыстоватися, и посулов и поминков неимати ни у кого., .а не учнут того всего, что в сей таможеной уставной грамоте писано, таможники беречи или кому норовити, а кто мимо их на кого в тех де-лех доведет, и таможником в том от Государя быти в опале и в продаже, и недобор

таможных пошлин, что у них перед прежними годы в недоборе будет, велит Государь на них же взяти вдвое.» [9, с. 320-328].

В конце XVI в. - начале XVII в. в России сложилось два способа укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин. Первый, так называемый «верный», когда к выполнению обязанностей на таможне «таможенные головы», «таможенные целовальники» сроком на год привлекались из представителей купечества, посадских людей и уездных крестьян. Служба их «на вере», т. е. на совести, на доверии, «за страхом суда праведного Божия» не оплачивалась, а являлась, по сути дела, повинностью, очередным тяглом.

Царские указы предписывали воеводам, осуществлявшим центральную государственную власть на местах, приводить целовальников к присяге - «хресному целованью».

Второй способ управления таможнями и сбора пошлин - сдача таможен на откуп и сбор пошлины в свою пользу. Заинтересованное лицо (или группа лиц) вносило в казну авансом или в рассрочку определенную сумму денег, исчисляемую из среднего таможенного дохода в данной местности за прошлые годы, как бы «откупаясь» таким образом от государства, и собирало затем пошлины в свою пользу, не изменяя, однако, по своему произволу их размер и порядок взимания. При откупной системе государство как бы сдавало сбор таможенных доходов в аренду на определенный срок, получая вперед гарантированную сумму откупа. Откупщик в одиночку не мог обеспечить сбор таможенных пошлин, ему для этого требовались помощники - «товарищи», в особенности если регион был достаточно большим. В случае неуплаты в срок оговоренной суммы откупщиков ждали большие неприятности [10, с. 41, 42].

В XVII в. таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. В Москве работали Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.

Долгое время главным богатством Урала и Сибири, до открытия крупных месторождений полезных ископаемых, несомненно, являлась пушнина («мягкая рухлядь»). За ней приходили казацкие отряды, ватаги гулящих людей и промышленников. Участь местного населения также была определена - быть поставщиками пушнины для царского двора. Каждый год сдавали они свою повинность (ясак) мехами.

Государство зорко следило, чтобы ценные меха не попадали в свободную торговлю. Воеводам наказывалось, чтобы «вогуличи (вогулы и ханты (остяки) - коренные жители Сибири) соболей и лисиц никому никаким людям не продавали, а приносили на Верхотурье и объявляли в приказной палате». Там шкурки соболей и куниц укладывали в связки по 40 штук и счет велся «сороками». Лисиц и бобров учитывали десятками. Пушнина в XV-XVII вв. служила в качестве экспортного товара, подарков послам и иностранным государям.

Однако, как свидетельствуют исторические документы, удержаться от соблазна ввезти пушнину из Сибири, невзирая на запреты, не удавалось. Путь возвращавшихся в Москву пролегал через главную сибирскую таможню, расположенную в населенном пункте Верхотурье - в верховьях реки Туры на севере Урала.

В царской грамоте, датированной мартом 1635 г. и адресованной Верхотур-скому воеводе Данилу Милославскому и дьяку Ивану Селетцыну, говорится

«об оказании содействия таможенному и заставному голове Данилу Обросьеву в осмотре людей, едущих в Сибирь и из Сибири в Россию» [11, с. 335-342]. Здесь речь, в первую очередь, шла о сибирских воеводах, дьяках, их близких и челяди, пытавшихся провезти пушнину - «мягкую рухлядь», продажа которой была запрещена частным лицам, какое бы положение они не занимали. Кроме того, в ней также говорилось: «... а как Сибирские прежние воеводы, и дьяки, и письменные головы поедут из Сибирских городов к Москве или наперед себя отпустят жен и детей и племянников и людей своих, или те их дети и племянники и люди одни поедут, и торговые и промышленные и служилые всякие люди: и ему Данилу велено. бытии на заставе с Верхотурскими целовалники и служилыми людми день и ночь, без престани, с крепкими сторожи, а ниже Верхотурья, на Сибирской дороге, верстах в пяти или в шти, смотря по тамошнему делу, учинити караул, поставить служилых людей добрых, человек двух или трех, да целовалника, для того чтоб те воеводы, и их дети и братья и племянники и люди, и воеводские и дьячьи и писменых голов жены, и торговые и промышленные и служилые всякие люди, едучи к заставе, дорогою в селех и в деревнях не приставали и мягкие рухледи ни у кого не оставливали и не продавали, и не ухоранивали, а торговые б люди без-пошлинно ничего никому не продавали ж, и без печати б никаких товаров не провозили, ехали к нему на большую заставу, где он таможенной голова будет, и иными никоторыми дорогами не объезжали.».

В грамоте перечислялись и ухищрения, к которым прибегали проезжавшие через таможню, чтобы провезти «мягкую рухлядь». Эти ухищрения следовало учитывать при проведении досмотра средств передвижения и личного досмотра. В ней писалось: «... и ему Данилу велено у тех воевод и у дьяков и у писменных голов, и у их детей и у братьи соболей и лисиц, и шуб собольих и лисьих, и куниц и бобров, и всякой мягкой рухледи, в возех и в сундуках, и в коробьях, и в сумках, и в чемоданах, и в платье, и в постелях, и в подушках, и в бочках в винных, и в за-пасех во всяких, и в печеных хлебах обыскивати домышляючись всякими мерами накрепко и в санех, и в каптанах, и в санных постелниках, и в полозах, и у их служ-них жон потому ж обыскивати накрепко, а как учнут обыскивати, воеводским и дьячим и писменых голов женам из саней и из каптани изболков велено выходить вон, и в санех и в болках мягкие рухледи велено голове осматривать самому с целовалники, а воевод и дьяков и голов, и их детей и племянников и людей, мужской и женской пол, и торговых и промышленных и служилых всяких людей, потому жо быскивати накрепко, не боясь и не страшася никого ни в чем, чтоб в пазухах и в штанах и в зашитом платье отнюдь никакие мягкие рухледи не провозили; да что у воевод и у дьяков и у письменных голов, и у их жон и у детей и у племянников и у люде мягкие рухледи, соболей, и шуб собольих и лисьих и чернобурых, и бурых, и шапок лисьих черных же и чернобурых, и бобров, и всякой Сибирской мягкой рухледи найдут, и ту всю мягкую рухледь и мати на нас, и писати в у себя в таможенной избе в особые книги, имянно будет которой воевода, или дьяк, или голова, или их братья и дети и племянники и люди, или которой торговой и про-мышленой человек учнут ему грозить какими поклепы, или иски, и ему того отнюдь ни от кого не страшиться.» [11, с. 284-335].

В 1649 г. Земским собором было принято Соборное уложение - кодекс законов Русского государства. В нем нет понятия «преступление», однако ряд статей гл. IX «О мытахъ и о перевозехъ и о мостахъ» могут быть отнесены к преступлениям

против порядка управления. В статье 1 указанного уложения говорится: «...дворяне, дети боярские, иноземцы и всякие служилые люди, а также их «люди» и припасы освобождались от уплаты внутренних таможенных платежей: мыта, перевозов, мостовщины. Подобной же привилегией пользовались гонцы, которые посланы будут для Государевых дел.». Если со служилого человека все же взыскивали пошлину, то он имел право жаловаться на своих обидчиков. В случае подтверждения его правоты с таможенников взыскивался в пользу потерпевшего ущерб в тройном размере.

Кроме того, в ст. 4 Соборного уложения подчеркивается, что торговые люди с их товарами не освобождены от пошлин, а за попытку провезти торговых людей под своим прикрытием служилые люди подлежали телесному наказанию и уплате тройной пошлины.

За попытку уклониться от уплаты пошлины путем выдачи себя за служилых людей торговые люди подлежали уголовной ответственности [12, с. 14-15].

Таким образом, на этом этапе становления и развития деятельности отечественных таможенных органов по борьбе с правонарушениями в сфере таможенного дела возникает необходимость совершенствования рассматриваемой деятельности путем создания института содействия граждан, основной обязанностью которых было следить за тем, чтобы через границу не проникали подозрительные люди, шпионы (лазутчики) и не ввозили в государство «заповедные» товары.

Проведенный анализ показывает, что применение в рассматриваемый период таможенного контроля в форме получения объяснений от лиц, перемещавших товар, его осмотра, а также личного досмотра физических лиц, проезжавших через таможенный пост, не носило массового характера.

К середине XVII в. правонарушения в сфере таможенного дела начинают становиться экономически опасными для государства. В этот период происходит формирование правовых и организационных основ деятельности отечественных таможенных органов. Создается государственная система мер по борьбе с правонарушениями в сфере таможенного дела.

Использованные источники

1. В. И. Ленин и охрана Государственной границы СССР: сборник документов и статей. М., 1970.

2. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. М., 1994. 286 с.

3. Радзивиловская или Кенигсбергская летопись. Список конца XV в. I. СПб., 1902.

4. Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 9. М., 1982. 363 с.

5. Симеоновская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 18. СПб., 1913. 321 с.

6. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. / подгот. к печати Л. В. Черепнин. М.-Л., 1950. 585 с.

7. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. 430 с.

8. История русскаго таможеннаго тарифа. Изследование Константина Лодыженскаго. СПб., 1886. 412 с.

9. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экспе-дициею императорской академии наук. Том первый. 1294-1598. СПб., 1836. № 282. 532 с.

10. Пиляева В. В. История таможенного дела и таможенной политики России. СПб., 2011. 300 с.

11. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 3. СПб., 1841. № 184. 519 с.

12. Полное собрание законов Российской империи. Т. 1. СПб., 1830. 1042 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.