Научная статья на тему 'Вербальная семантика представлений о городских памятниках у молодежи мегаполиса'

Вербальная семантика представлений о городских памятниках у молодежи мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
286
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГОРОДСКИЕ ПАМЯТНИКИ / ГОРОДСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕГАПОЛИС / VERBAL SEMANTICS / PRESENTATION / CITY MONUMENTS / CITY IDENTITY / METROPOLIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богдановская И. М., Диденко П. А., Королева Н. Н.

В статье представлен психосемантический анализ вербальных репрезентаций городских памятников Санкт-Петербурга в сознании молодежи. Индивидуальные значения и смыслы, связанные с памятниками, можно рассматривать в качестве психологических механизмов конструирования городской идентичности. В ходе экспериментального исследования выделены следующие группы личностных смыслов городских памятников: переживание интереса и уважения к истории имперского Санкт-Петербурга и России, гордость, связанная с военно-морскими традициями Санкт-Петербурга; «очеловечивание» официальных памятников значимых для городской и российской истории деятелей; формирование «каркаса» городского пространства, в котором памятники выполняют роль опорных точек; образование личностных, эмоциональных связей с конкретным городским памятником; интерес к городскому фольклору и мифологии; интерес к творчеству А.С. Пушкина; ассоциативная связь с городскими субкультурами; переживание актов вандализма по отношению к памятникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper presents an analysis of verbal representations psychosemantic urban monuments of St. Petersburg in the minds of young people. Individual values and meanings associated with the monuments can be seen as psychological construct urban identity. In the experimental study identified the following groups of personal meanings: the experience of interest and respect for the history of imperial St. Petersburg, Russia, and the pride associated with naval traditions of St. Petersburg; "Humanizing" the official monuments significant for the city and the history of the Russian; the formation of "skeleton" of the urban space in which monuments to serve as reference points; formation of personal, emotional connections with a specific urban monument; interest in urban folklore and mythology; interest in the work of A. Pushkin; associative connection with the urban subcultures; experience acts of vandalism against the monuments.

Текст научной работы на тему «Вербальная семантика представлений о городских памятниках у молодежи мегаполиса»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

И. М. Богдановская, П. А. Диденко, Н. Н. Королева

Вербальная семантика представлений о городских памятниках

у молодежи мегаполиса*

В статье представлен психосемантический анализ вербальных репрезентаций городских памятников Санкт-Петербурга в сознании молодежи. Индивидуальные значения и смыслы, связанные с памятниками, можно рассматривать в качестве психологических механизмов конструирования городской идентичности. В ходе экспериментального исследования выделены следующие группы личностных смыслов городских памятников: переживание интереса и уважения к истории имперского Санкт-Петербурга и России, гордость, связанная с военно-морскими традициями Санкт-Петербурга; «очеловечивание» официальных памятников значимых для городской и российской истории деятелей; формирование «каркаса» городского пространства, в котором памятники выполняют роль опорных точек; образование личностных, эмоциональных связей с конкретным городским памятником; интерес к городскому фольклору и мифологии; интерес к творчеству А.С. Пушкина; ассоциативная связь с городскими субкультурами; переживание актов вандализма по отношению к памятникам.

This paper presents an analysis of verbal representations psychosemantic urban monuments of St. Petersburg in the minds of young people. Individual values and meanings associated with the monuments can be seen as psychological construct urban identity. In the experimental study identified the following groups of personal meanings: the experience of interest and respect for the history of imperial St. Petersburg, Russia, and the pride associated with naval traditions of St. Petersburg; "Humanizing" the official monuments significant for the city and the history of the Russian; the formation of "skeleton" of the urban space in which monuments to serve as reference points; formation of personal, emotional connections with a specific urban monument; interest in urban folklore and mythology; interest in the work of A. Pushkin; associative connection with the urban subcultures; experience acts of vandalism against the monuments.

Ключевые слова: вербальная семантика, представления, городские памятники, городская идентичность, мегаполис.

Key words: verbal semantics, presentation, city monuments, city identity, metropolis.

© Богдановская И. М., Диденко П. А., Королева Н. Н., 2016

* Работа поддержана грантом РГНФ № 16-06-00915 «Антропология жизненного пространства современного полиэтничного мегаполиса»

67

Памятник в культурной среде мегаполиса обладает рядом функций, связанных с формированием городской идентичности его жителей. Городская идентичность понимается нами как социокультурный конструкт, который отражает результат усвоения и эмоционального принятия индивидом групповых ценностей и социальных норм, культурных символов и традиций, стереотипов, поведенческих паттернов и стиля жизни жителей мегаполиса [11]. Городские памятники можно отнести к символической группе факторов, влияющих на формирование и трансляцию городской идентичности, которая включает образ города, его знаковые места, локальные истории и мифы, городские символы [3]. Как феномен исторической памяти городские памятники объединяют исторические события и воспоминания, обладающие личностным смыслом для человека. Восприятие и интерпретация памятников на уровне индивидуального сознания переплетается в этом случае с дискурсивными практиками, порождающими их толкования с позиций определенных коллективов и социальных групп [5; 6; 7; 10]. Таким образом, городские памятники можно рассматривать как «места памяти» [12], позволяющие человеку осознавать свою связь с историей, участвующие в воспроизводстве идентичности [15]. Другая функция памятников связана с их способностью к избирательному замещению собой целостного образа города в сознании его жителей. Образ города в сознании зачастую замещается каким-либо характерным объектом среды, получившим признание горожан - это могут быть определенная улица, площадь, памятник [16]. Еще одна функция памятников связана с их способностью, как компонента символического пространства города, реализовать коммуникативный акт между человеком и городской архитектурой, выступать транслятором культурной идентичности. В этой связи Т.В. Кашкабаш пишет: «Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного пласта культуры в другой» [5; 6]. В соответствии с подходом исследователя памятники как символы города могут рассматриваться на различных уровнях: 1) «ассоциативном» (индивидуальные ассоциации); 2) «окультуренном» (предписанные значения); 3) «символизма известного» (каждодневная среда); 4) архетипиче-ском (вечные мотивы) [5; 6]. Нельзя не отметить идеологическую функцию городских памятников, которые в процессе своего существования неоднократно подвергаются социальной интерпретации и оценке, выражают взгляд современников на прошлое, осуществляют связь поколений во времени [4]. Несомненно, что городские памятники не могут рассматриваться только как идеологическое средство, скорее, они представляют собой особую категорию культурно-исторического наследия, способную оказывать воздействие

на социальное сознание и социальную идентичность человека, выполнять функцию трансляции эстетических и культурно-исторических ценностей. Для нашего исследования важно остановиться на знаково-символической функции городских памятников, которая представляет собой психологическую основу для реализации всех их свойств. В русле семиотического подхода городское пространство воспринимается как текст, как знаковая среда обитания человека, как пространство коммуникации [2; 7]. По К. Линчу [7, с. 16], любой образ городского пространства, в том числе и образ памятника, включает в себя прежде всего коллективную память, которая связывает настоящее и прошлое через свою материальную культуру. В то же время эти образы пронизаны ассоциациями, отражающими содержание индивидуальных воспоминаний и личностных смыслов. Анализ образа городского памятника по К. Линчу включает такие компоненты, как: 1) опознаваемость; 2) пространственную или формальную соотнесённость с другими объектами; 3) субъективное значение для наблюдателя. Российские исследователи знаковой природы города [1; 8; 9] особое внимание уделяли изучению образа пространства, заданного литературой (Санкт-Петербург в произведениях Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др.). В их работах была определена специфика «петербургского теста» (архитектура, ландшафт, фольклор и др.), объединяющего различные элементы городской культуры в смысловое целое, которое создавалось и будет создаваться многими авторами. Представления о городских памятниках с этой точки зрения могут рассматриваться и как культурный конструкт, подлежащий «чтению» и интерпретации, и как литературный текст, соединяющий весь спектр значений исторического и художественного опыта. Образы городских памятников как образы «мест памяти» по П. Нора [12] позволяют человеку осознать свою связь с историей, приобщиться к опыту и ценностям горожан различных эпох и поколений. Так, эти представления постоянно воспроизводят городскую идентичность, позволяют переосмысливать как собственную жизнь, так и историю Санкт-Петербурга и России в целом.

В изложенном контексте целью нашего исследования был психосемантический анализ вербальных репрезентаций городских памятников Санкт-Петербурга в сознании молодежи. Психологические аспекты вербальной семантики представляют собой совокупность специфических явлений вербально-когнитивной сферы, отражающих потенциальное или актуальное осознание и выражение отношения к городским памятникам. Методология психосемантики позволяет выявить те аспекты восприятия городских памятников, которые образуются под воздействием социального опыта молодых людей и отражают, по выражению Т.В. Кашкабаш, социальную эс-

тафету памяти - «следы» пережитых ими историко-культурных и социально-экономических событий и процессов [5; 6]. С другой стороны, психосемантические методы позволяют приблизиться к пониманию индивидуальных значений и смыслов исторических памятников, в том числе и тех, которые сам субъект может и не осознавать. Тем не менее, именно этот аспект субъективной семантики отражает индивидуальные способы осмысления городского пространства, выступает ориентировочной основой для выражения отношения к нему, задает личностно-смысловую основу городской идентичности молодого человека.

Методика эксперимента: для решения поставленной задачи мы провели анкетирование, в ходе которого попросили участников исследования (104 чел.) ответить на следующие вопросы: 1) Назовите наиболее значимые памятники (скульптуры) Санкт-Петербурга; 2) Назовите Ваши любимые памятники (скульптуры) Санкт-Петербурга вне зависимости от их исторической ценности. На основе ответов были отобраны 17 наиболее популярных памятников в этих категориях (табл. 1).

Таблица 1

Результаты ранжирования памятников (по данным анкетного опроса)

Значимые городские памятники Ранговое место Любимые городские памятники Ранговое место

Медный всадник (памятник Петру I на Сенатской площади) 1 Медный всадник (памятник Петру I на Сенатской площади) 1

Памятник Екатерине II на площади Островского 2 Статуи покорения коня («Укротители коней» П.К. Клодта на Аничковом мосту) 2,5

Александровская колонна (центр Дворцовой площади) 3 Скульптуры крылатых львов (грифонов) Банковского моста 2,5

Ростральные колонны (Стрелка Васильевского острова) 4 Памятник Чижику-Пыжику на Фонтанке, у Михайловского замка 4

Статуи покорения коня («Укротители коней» П.К. Клодта на Аничковом мосту) 5,5 Памятник Чёрному коту (кот Елисей на Малой Садовой ул.) 5

Памятник А.С. Пушкину на площади Искусств 5,5 Сфинксы на Университетской набережной 6

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади 7 Памятник Екатерине II на площади Островского 7,5

Памятник Чижику-Пыжику на Фонтанке, у Михайловского замка 8,5 Александровская колонна (центр Дворцовой площади) 7,5

Обелиск «Городу-герою-Ленинграду» на площади Восстания 8,5 Ростральные колонны (Стрелка Васильевского острова) 10,5

Сфинксы на Университетской набережной 10,5 Атланты Нового Эрмитажа 10,5

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду 10,5 Памятник кошке Василисе (на Малой Садовой ул.) 10,5

Царь-плотник (памятник Петру I на Адмиралтейской наб.) 12,5 Памятник «Жертвам политических репрессий» (Воскресенская наб.) 10,5

Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек 12,5

Затем выбранные памятники были сфотографированы на один фотоаппарат и за один день (с целью исключить влияние факторов погоды, времени суток и пр. на восприятие фотографий). Для изучения вербальной семантики представлений респондентам последовательно предъявлялись фотографии памятников, после чего, в течение двух минут им необходимо было дать связанные с ними ассоциации. В ходе контент-анализа подсчитывалась частота встречаемости отдельных ассоциаций (вариативные категории), а также определялись инвариантные категории ассоциаций.

В исследовании приняли участие 104 человека (75 девушек и 29 юношей). Практически половина участников опроса (54 %) имеют незаконченное высшее образование - это студенты вузов Санкт-Петербурга с различной образовательной направленностью; 23 % участников опроса имели высшее образование, 23 % - среднее и средне-специальное образование. Большая часть респондентов (80 человек) постоянно проживают в Санкт-Петербурге, 24 человека проживают в Санкт-Петербурге от года до 5 лет.

На основании результатов постэкспериментального интервью с респондентами была выявлена смысловая организация восприятия ими городских памятников.

Таблица 2

Смысловая организация восприятия городских памятников

Категории Значимые Ранговое Любимые Ранговое

представлений памятники место памятники место

Дань памяти Медный всадник 1 Медный всадник 1

основателю Санкт- Царь-плотник 12,5

Петербурга

Исторические Памятник 2 Памятник 7,5

личности Екатерине II Екатерине II

Памятник 7

Николаю I

Деятели культуры Памятник 5,5

и искусства А.С. Пушкину

Памятник 10,5

И.А. Крылову

Военные победы Александровская колонна 3 Александровская колонна 7,5

Обелиск 8,5

«Городу-герою-Ленинграду»

Нарвские триумфальные ворота 12,5

Олицетворение мощи и величия Ростральные 4 Ростральные колонны 10,5

военно-морского флота колонны

Животные, Статуи 5,5 Статуи покоре- 2,5

зооморфные- покорения коня ния коня

мифические и мифические существа Памятник Чижику-Пыжику 8,5 Крылатые львы на Банковском мосту 2,5

Сфинксы на Университетской набережной 10,5 Памятник Чижику-Пыжику 4

Памятник

Чёрному коту (кот Елисей) 5

Сфинксы на Уни-

верситетской набережной 6

Атланты Нового 10,5

Эрмитажа

Кошка Василиса 10,5

Памятники, Памятник жерт-

связанные с собы- вам политиче- 10,5

тиями XX века ских репрессий

стями и ценностями участниковИз приведенной таблицы видно, что наибольшей значимостью обладают памятники, олицетворяющие имперский Санкт-Петербург. Первой в иерархии представлений о значимых и любимых памятниках является оценка исторической значимости личности Петра I. По-видимому, молодые люди связывают с его именем идею становления Российской империи, достижение ею определенного экономического и политического статуса, интеграцию в мировое сообщество, что импонирует их ценностным ориентациям, соответствует потребности в стабильной государственной власти и социально-попечительской функции государства. Образ имперского города включается в представления о «значимых» и «любимых» памятниках, его «дополняют» ответы, связанные

со «значимыми историческими личностями», «значимыми военными и военно-морскими победами». В целом особенностью перечисленных памятников является наличие пафоса, властных устремлений, несоразмерность человеческой фигуре, официальность, публичность. По-видимому, в структуре городской идентичности участников исследования образы этих памятников «транслируют» властные смыслы, воплощают в ряде мифологем идеи городской или государственной власти. Тема «деятели культуры и искусства» отражает значимые аспекты культурной идентичности респондентов. Однако памятники, вошедшие в данную категорию, не относятся к числу любимых и воплощают «окультуренные» или «предписанные» значения, связанные с образами своих прототипов. Еще одна общая тема представлений о памятниках, наиболее ярко выраженная в группе «любимых», связана с образами «животных, зооморфных-мифических и мифических существ». Эта категория включает менее монументальные, иногда жанровые произведения искусства, которые способны «эстетически гармонизировать пространство города и «устанавливать масштабное соотношение» человека и окружающей среды, представлять тот объект городской среды, с которым человек может вступить в контакт, который может нравственно воспитывать и формировать вкус» [13, с. 144]. Возможно, любовь и интерес к скульптурам животных (реальных и мифических) и фантастических существ, непосредственно не соотносящихся с историческими событиями и личностями, связаны с областью реализации мифологического сознания горожан. В городском фольклоре и городской мифологии такие памятники, как Кот Елисей, Чижик-Пыжик, Крылатые львы в первую очередь связаны с ритуалом закрепления удачи. Новая история Санкт-Петербурга связана с включением в число «любимых» памятника, связанного с историей XX в. Это памятник жертвам политических репрессий в котором переосмыслены мотивы петербургских сфинксов, символизирующих в политическом и экзистенциальном контекстах темную силу, власть и знание «стражей смерти прошедшего века» [14].

В табл. 3 приведены результаты контент-анализа данных ассоциативного эксперимента по отношению к наиболее популярным из числа «значимых» и «любимых» памятников. Анализ слов-ассоциатов заключался в выделении основных («ядерных») идей семантических комплексов и их классификации. Результатом анализа стало описание личностных смыслов, выражающих субъективную значимость городских памятников и их связь с мотивами, потребно исследования.

Таблица 3

Результаты контент-анализа ассоциативного эксперимента (в процентном соотношении от общего числа ответов)

Памятники Категории личностных смыслов Семантические комплексы %

Медный всадник История, Имперская Россия История нашего города, власть, правление, окно в Европу 25

Конструирование личностных свойств, присущих прототипу Сила, мужество, уважение, лидер, свобода, энергия 23

Негативные эмоции Серое, унылое, агрессия, злость, подчинение 10

Литературные ассоциации с творчеством Пушкина Поэзия, поэма Пушкина, стихотворение «Медный всадник», стих Пушкина 10

Символ города Символ города, Санкт-Петербург 10

Николай I История, Имперская Россия История, власть, правление, держава, империя, царь, царское время, победа 28

Конструирование личностных свойств, присущих прототипу Большой, великий, высокий, мощный, устойчивый 16

Место памятника в городском пространстве Исаакиевский, площадь 14

Екатерина II Конструирование личностных свойств, присущих прототипу Великая, толстая, мощная, сильная, властная, грозная, строгая, 30

История, Имперская Россия Императрица, царское время, власть, великая покровительница 19

Место памятника в городском пространстве Музей, Александринка, садик, брусчатка 19

Связь с представителями альтернативной гендерной и сексуальной ориентации Лица нетрадиционной ориентации, сбор ЛГБТ, извращенцы 8

Ростральные колонны Символы морского флота Море, корабль, мореходство, флот, маяк, порт, ростра 28

Место памятника в городском пространстве Река, набережная, Васильевский остров, мост, Нева, СПбГУ 15

Ситуативно-личностные связи Что-то родное, повседневное, лето, холод, день, ветер, солнце 15

Городские праздники Праздник, Алые паруса, праздник военно-морского флота, выпускной 11

История, Имперская Россия Победа, история города, Пётр I 8

Александровская колонна Место памятника в городском пространстве Центр, Эрмитаж, площадь, середина 19

Конструирование личностных свойств, присущих прототипу Стойкая, величие, благополучие, свобода, возвышение, одинокая, прямолинейная 11

Городские праздники Новогодняя ёлка, парад, ярмарка, флеш-моб, Алые паруса 11

Метафорический смысл Охрана граждан, защита, благополучие 10

Атланты Нового Эрмитажа Конструирование личностных свойств, присущих прототипу Сила, красота, мощь, величие, вечность, молодость, стойкость 44

История Древней Греции, легенды Древняя Греция, 12 подвигов Геракла, Афины, античные скульптуры 18

Место памятника в городском пространстве Музей, Эрмитаж, Дворцовая площадь 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мифы, легенды, поверья Палец, загадывание желания 6

Статуи покорения коня Место памятника в городском пространстве Мост, библиотека, Макдоналдс, цирк, Михайловский 21

Конструирование личностных свойств, присущих прототипу Сила, мощь, красота, мужественность 18

Ситуативно-личностные связи Ветер, шум, лето, зима, дождь 15

Метафорический смысл Борьба, сражение, укрощение 7

Мифы, легенды, поверья лицо мужчины у коня 4

Чижик-Пыжик Мифы, легенды, поверья Легенды города, монетки, деньги, желание, удача 25

Конструирование личностных свойств, присущих прототипу Простота, лёгкость, маленький, незаметный, забавный, весёлый 16

Предметные ассоциации Голубь, воробей, птенчик, птица 13

Место памятника в городском пространстве Река, Фонтанка, мост, Летний сад, 13

Городской фольклор Детская песенка, водка, стишок, пьяницы 10

Негативные события, связанные с памятником Воровство, воры 6

Кот Елисей Конструирование личностных свойств, присущих прототипу Уют, тепло, маленький, скромный, домашний, милый, мягкий 21

Место памятника в городском пространстве Русский музей, центр города, шар с водой 20

Ситуативно-личностные связи Лето, ночь, зима 5

Крылатые львы на Банковском мосту Мифы, легенды, поверья Мифы, легенды СПб, тайна, загадка, грифон, непонятный зверь, желание 22

Место памятника в городском пространстве Финэк, мостик, универ, банк 16

Конструирование личностных свойств, присущих прототипу Богатые, роскошные, золотые 13

Памятник А.С. Пушкину Биография и внешность А.С. Пушкина Дуэль, смерть на дуэли, лицей, Сверчок, кудряшки, бакенбарды 32

Литературные ассоциации с творчеством Пушкина Стихи, Кот учёный, Татьяна Ларина, «Евгений Онегин» 30

Место памятника в городском пространстве Музей, парк, кафе «Бродячая собака», театр 12

Ситуативно-личностные связи Ветер, зима, люди, голуби 9

При классификации семантических ядер полученных ассоциативных полей выделилось несколько групп. Наиболее многочисленной оказалась группа смыслов, связанных с попыткой конструирования личностных свойств, присущих прототипу памятника. Причем, эта тенденция распространялась и на те памятники, в которых не воплощен образ конкретного человека. Например, Александровская колонна - «стойкая, одинокая, прямолинейная...» Возможно, этот аспект представлений о памятниках связан с потребностью в более психологически близком, доверительном общении человека с произведениями городской архитектуры. Вторая по величине группа личностных смыслов связана со «способностью» памятников формировать образ городского пространства, восприниматься в локальном, конкретно-пространственном контексте, как целостные композиции вместе с окружающими памятник объектами (площадь, набережная, центр, улица, парк и пр.). Третья по объему группа построена на основе выделения исторического контекста памятников, связанного с гордостью за период имперского прошлого Санкт-Петербурга. Четвертая по частоте ответов группа образована ассоциациями с творчеством А.С. Пушкина, пятая выражена категорией «Мифы, легенды, поверья», ядром которой являются такие ассоциации, как «удача», «загадывание желаний», «мифы», связанные с областью мифологического сознания горожан и в первую очередь с ритуалом закрепления удачи. Шестая группа смыслов выражает ситуативно-личностные, эмоциональные связи с конкретным памятником.

Обобщая результаты исследования, можно сделать заключение о том, что молодежью мегаполиса интериоризированы различные социокультурные значения городского пространства, а также выработаны индивидуальные способы его осмысления. Индивидуальные значения и смыслы, связанные с памятниками, можно рассматривать в качестве таких механизмов конструирования городской идентичности, как переживание интереса и уважения к истории имперского Санкт-Петербурга и России, гордость связанная с военно-морскими традициями Санкт-Петербурга; «очеловечивание» официальных памятников значимых для городской и российской истории деятелей; формирование «каркаса» городского пространства,

в котором памятники выполняют роль опорных точек; образование личностных, эмоциональных связей с конкретным городским памятником; интерес к городскому фольклору и мифологии; интерес к творчеству А.С. Пушкина; ассоциативная связь с городскими субкультурами; переживание актов вандализма по отношению к памятникам.

Список литературы

1. Анциферов Н. П. «Непостижимый город...»: [Сборник]. - СПб.: Лениз-дат, 1991. - 333 с.

2. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. - М., 1985. - 136 с.

3. Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. - М.: Знак, 2006. - 488 с.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 2000. - 431 с.

5. Кашкабаш Т. В. Влияние визуальной среды города на формирование идентичности (на примере города Москвы) // Всерос. журн. науч. публикаций. 2011. №7 (8). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vizualnoy-sredy-goroda-na-formirovanie-identichnosti-na-primere-goroda-moskvy (дата обращения: 20.12.2016).

6. Кашкабаш Т. В. Интерпретация городского пространства в современных условиях // СИСП. 2012. № 10. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-gorodskogo-prostranstva-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 20.12.2016)

7. Линч К. Образ города. - М.: Стройиздат, 1982. - 317 с.

8. Лотман Ю М. Статьи по семиотике культуры и искусства / предисл. С. М. Даниэля; сост. Р. Г. Григорьева. - СПб.: Акад. проект, 2002. - 543 с.

9. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: избр. тр. - СПб.: Искусство - СПБ. - 2003. - 616 с.

10. Мещеркина Е.Ю. Историческая память и политики меморизации // Россия реформирующаяся: ежегодник - 2005 / отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Ин-т социологии РАН, 2006. - С. 198-213.

11. Микляева А. В., Румянцева П. В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса: ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска. - СПб., 2011. - 160 с.

12. Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж. де, Винок М. Проблематика мест памяти. Франция-память. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - С. 17-50.

13. Попова П. И. Современная жанровая городская скульптура Санкт-Петербурга: истоки, тенденции, перспективы развития / Тр. С-Петерб. гос. ин-та культуры. - СПб., 2012. С. 144-150.

14. Попова Н. 5 сфинксов Петербурга. Информационный портал «Странами». - URL: http://strana.ru/journal/21132003 (дата обращения: 20.12.2016).

15. Эткинд А. Кривое горе: Память о непогребенных / авториз. пер. с англ. В. Макарова. - М.: Нов. лит. обозрение, 2016. - 328 с.

16. Яковлева М.В. Опыт социологического исследования городской символики и ее влияния на территориальную идентичность жителей // Вестн. Удмуртского ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - Вып. 2. -С. 129-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.