УДК 008
Е. В. Баженова
ЖИВОТНЫЕ-ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА (на примере Санкт-Петербурга)
Реальные животные и их образы, воплощенные в легендах или в художественных произведениях, выступают как достопримечательности особого рода. Город Санкт-Петербург демонстрирует пример функционирования животных-достопримечательностей в культурном пространстве города. Они выступают как узнаваемые символы города, формируют собственную мифологию и служат объектом притяжения как для туристов, так и для коренных жителей города.
Ключевые слова: животные-достопримечательности, памятники животным, зоокультурология, пространство города, зоосимволы
Real animals and their images, personified in legends or art work, can serve as sights of a special kind. The city of St-Petersburg presents an example of animals-sights, functioning in the city cultural space. They serve as recognizable city symbols; they form mythology of their own and are attraction objects for both tourists and innate city residents.
Keywords: animals-sights, monuments to animals, zoo culture studies, city space, zoo-symbols
Животные прошли вместе с человечеством все этапы его развития, начиная с первобытной эпохи и заканчивая современностью. С изменением мироощущения человека менялось и его отношение к животному, и соответственно представление о нем.
Современная реальность взаимоотношений между людьми и животными характеризуется целым рядом аспектов, которые не были актуализированы прежде. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием налаженного образа жизни в больших городах, а с другой - порождены теми трудностями, с которыми люди и животные сталкиваются в условиях высокоразвитой урбанистической цивилизации.
Так меняются акценты в функциях, которые выполняют животные в жизни людей. Они все реже выступают как «соработники» человека и все чаще становятся источником прибыли в условиях рыночных отношений. Доминантой выступает эмоциональная составляющая во взаимодействии человека и животных, основной функцией которых в условиях повышенных стрессов, провоцируемых средой большого города, является психологическая поддержка и коммуникация. Животные, которые живут рядом с человеком, вынуждены подчиняться ритмам и законам
существования в городе, как и он сам. Распорядок жизни домашних животных приобретает все больше черт, свойственных жизни их хозяев (с посещением салонов красоты, фит-нес-центров, ресторанов и гостиниц и т. п.). Бездомные животные обучаются ездить в общественном транспорте и переходить улицу на зеленый свет, проявляя себя как самостоятельные субъекты городского пространства. И даже дикие животные, вовлеченные в процесс синурбанизации, приспосабливаются к жизни в городской среде.
Данные процессы, характеризующие современную культуру, порождают многочисленные художественные интерпретации темы отношений между человеком и животными в условиях городского образа жизни. Этой теме посвящены художественные проекты, осуществляемые авторами из разных стран: 1990-е гг. в творчестве Олега Кулика, который во всем мире известен как «человек-собака»; и экосюрреалистические произведения Джоша Кейеса из США; серия «Animal regulation» художника Ди Лю из Китая; граффити бельгийского уличного художника ROA и мн. др. Регулярно в российских музеях проходят выставки, посвященные теме взаимодействия человека и животных в культуре. Например,
91
екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства летом 2012 г. провел выставку «Звериный стиль».
Пристальное внимание к данной теме проявляет и научное сообщество. Если в зарубежных странах анализ системы взаимоотношений человек - животное в гуманитарных исследованиях в настоящее время является заметной чертой интеллектуальной моды, то в России делаются лишь первые шаги в данном направлении.
Среди крупных международных конфе -ренций следует назвать проведенную в 2007 г. в Лозанне и посвященную репрезентации «звериности» в русской культуре. Материалы опубликованы на русском языке. Главная цель, которую обозначили ее организаторы, - «дать импульс к более развернутым исследованиям» на указанную тему [3]. С 4 по 8 апреля 2011 г. в Эстонии на факультете семиотики Тартуского университета прошла Международная научная конференция «Зоосемиотика и изображение животных», на которой обсуждались проблемы теории и методологии зоосемиоти-ки, семиотика животных в искусстве, была представлена история и различные аспекты практического применения зоосемиотики.
В России также проводились масштабные научные мероприятия, посвященные «животной» проблематике. В мае 2009 г. в Иваново состоялся Международный научный семинар «"Русский медведь": история, семиотика, политика» [9]. В июне 2012 г. в Санкт-Петербурге в рамках научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей» прошла конференция «Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного Петербурга». В основной круг проблем, как обсуждаемых, так и представленных в публикациях, входит тема животных в городе.
В своей статье мы затрагиваем лишь один из фрагментов, характеризующих сосуществование человека и животных в условиях городского пространства. Мы проанализируем особенности социокультурного функционирования животных-достопримечательностей.
Слово достопримечательность было введено в русский язык Н. М. Карамзиным.
Согласно словарям, оно означает место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью. Синонимы прилагательного достопримечательный - заслуживающий внимания, небезынтересный, замечательный и т. п. Перечень достопримечательностей достаточно обширный, он постоянно пополняется и изменяется. К основным видам достопримечательностей относят достопримечательности места, событийные достопримечательности и комбинированные, сочетающие в себе место и события.
Для местных жителей и для туристов достопримечательности выполняют разные социокультурные функции. Для горожан достопримечательности могут выступать как любимое место отдыха, составлять основу городской мифологии, участвовать в формировании имиджа города и в его репрезентации среди других городов, выполнять функцию исторической памяти, связывая разные поколения жителей города и вызывая чувство патриотизма. Для туристов достопримечательности являются предметом интереса и получения новых знаний, создают настроение, остаются в памяти как узнаваемые образы, связанные с той или иной территорией.
Тема животных и достопримечательностей, на наш взгляд, включает в себя три основных аспекта.
Во-первых, наряду с местами исторических событий, зданиями и сооружениями (например, библиотеками, замками, мостами, храмами, театрами и т. п.), примерами достопримечательностей могут служить и различные формы малых культурных пространств, предназначенных для взаимодействия человека и животных (например, цирки, зоопарки, зоологические музеи, океанариумы, частные музеи животных и т. п.).
Во-вторых, как событийные достопримечательности того или иного региона могут выступать национальные традиции, предполагающие участие животных. Например, неотъемлемой составляющей культуры Испании являются бои
92
быков. Коррида раскрывает характер испанцев, является одним из ярких символов страны. Северные народы традиционно соревнуются в гонках на оленях и собаках. Собачьи упряжки активно используются для соревнований и показательных выступлений на зрелищных мероприятиях для туристов и во время проведения национальных праздников в Финляндии, Норвегии, Канаде и на Аляске.
В-третьих, согласно нашей позиции, реальные животные и их образы, воплощенные в легендах или в художественных произведениях, сами по себе также могут выступать как достопримечательности особого рода. Раскрытию данного аспекта указанной темы мы и посвятили нашу статью.
Превращение животных или их образов в достопримечательность осуществляется в процессе социокультурного конструирования, кото -рый предполагает осознание связи животного с определенным местом и закрепление этой связи в легендах и преданиях. Постепенно дополняясь, эти легенды становятся одной из составляющих культурной традиции, и то или иное место уже не представляется без его обитателей. Животные становятся символом места, будь то площадь, крепость, музей или целый город.
Животные-достопримечательности создают вокруг себя особое социокультурное поле, обладающее сильным притяжением. Притяжение это во многом связано с эмоциональным воздействием, которое они оказывают на людей. Животные выступают как «живая душа» того или иного малого пространства. Они создают позитивное настроение людям, которые за ними наблюдают и взаимодействуют с ними. Атмосфера праздников, посвященных животным-достопримечательностям, также провоцирует положительные эмоции у горожан.
Животные-достопримечательности входят в структуру городского культурного пространства, выполняя в нем свои специфические функции. Они могут выступать как символы нации и власти, олицетворение мест, имеющих важное историческое и государственное значение. Многие из легенд о «живых» достопримечательностях касаются вопросов
основания городов, утверждения сильной государственной власти, соответственно, животные-достопримечательности находятся под опекой государства. Можно утверждать, что одной из самых значимых функций животных-достопримечательностей в жизни современного человека является функция исторической памяти. Они связывают настоящее с прошлым, воспринимаются как часть культурной традиции, как национальное достояние. Немаловажной функцией «живых» достопримечательностей в условиях рыночных отношений является экономическая. Животные-достопримечательности привлекают туристов, тем самым обеспечивая получение прибыли в туристической сфере, а значит и экономическое процветание городов.
Для анализа мы выделили четыре вида животных-достопримечательностей: реальные животные, легендарные животные, памятники животным и «парады» животных.
1. Реальные животные в нашей классификации делятся на две основные группы в зависимости от масштаба территории, с которой они ассоциируются. Первая группа - это животные - символы стран, обитающие на их территории и являющиеся для туристов одной из местных достопримечательностей. Например, панды в Китае, кенгуру в Австралии, слоны в Таиланде, петухи во Франции, тигры в Индии, бурые медведи в России, белоголовый орел в США и т. п. Традиция выбора в качестве национальных символов представителей фауны является очень древней, поскольку она восходит к тотемическим верованиям, когда поселение, коллектив обязательно имели тотема-покровителя. В современных условиях зоосимволы государств присутствуют на гербах и флагах, на монетах и даже на страницах паспорта (например, в австралийских паспортах помещено голографическое изображение кенгуру), они представлены в многочисленной сувенирной продукции.
Вторая группа - это локальные зоосимволы, связанные с определенным местом. К данной группе следует отнести, например, знаменитые колонии кошек, обитающие в римских развали-
93
нах Торре Арджентина, голубей с площади Святого Марка в Венеции и многие другие примеры.
Одним из самых известных таких символов являются вороны Тауэра, которые воплощают в себе стойкость и могущество английской королевской власти. Согласно существующему поверью, если все вороны покинут Тауэр, британская монархия падет. Происхождение легенды достоверно неизвестно. Согласно официальной истории, Карл II приказал сохранить в Тауэре шесть воронов - ради безопасности монархии и королевства. Только однажды, во время Второй мировой войны, когда Лондон подвергался разрушительным бомбардировкам, в крепости оставляли лишь одного ворона по имени Грипп. В Тауэре и сегодня есть особая должность - хранитель воронов. Этот человек обязан следить за рационом птиц, их здоровьем, а также подрезать каждому из воронов одно крыло, чтобы они не могли покинуть крепость. Вороны Тауэра являются национальным символом британцев, и в крепости можно прочитать легенды о них на разных языках [4].
В последнее время получила распространение еще одна группа достопримечательностей, предполагающая участие животных, - это кошачьи кафе. Первое в мире кошачье кафе было открыто в городе Тайбэй (в Тайване). Отсюда эта идея попала в Японию. Кафе, в которых посетители могут не только вкусно покушать, но и пообщаться с кошками, очень популярны в этой стране. В 2004 г. было открыто первое кафе в Осаке. На сегодняшний день в Японии их больше 150, это уже культурная традиция. Территория кошачьих кафе закрыта для собак, а иногда и для маленьких детей. У кошачьих кафе в Японии может быть своя специализация, некоторые из них наполнены только черными кошками, другие - только белыми, третьи - кошками определенной породы. В кафе могут быть размещены доски с фотографиями кошек и информацией о каждой из них: порода, дата рождения, имя, особенности характера, предпочтения в общении с другими кошками и посетителями. В тетрадях, лежащих на столе, можно оставить свои рисунки и записи, посвященные кошкам.
Мода на кошачьи кафе постепенно распространяется и в Европе, и в России. Такие кафе есть в Лондоне, в Вене, в Москве и других городах. Эти кафе привлекают не столько туристов, сколько коренных жителей, служат отличным местом для расслабления, обретения психологического комфорта. Кошачьи кафе - это территория знакомств, здесь можно найти друзей и любимых, кошки - прекрасный повод для общения.
2. Легендарные животные-достопримечательности, по нашему определению, это образы реальных и придуманных животных, связанные с прошлым той или иной территории, закрепленные в легендах и преданиях и воспроизводимые в современных условиях с целью привлечь внимание к данной территории. Легендарные животные зачастую создают ореол загадочности, торжественности вокруг места, откуда исходит легенда; они, как и реальные животные, выступают узнаваемым символом места.
Жители города Гамельн в Германии с успехом используют легенду о крысолове. Мрачные средневековые настроения и страх перед крысами и несчастьями, которые они приносили, на рубеже XXI в. вытеснены яркими, красочными фестивалями и уличными представлениями на тему крысолова. По всему городу стоят большие, почти в рост человека, скульптуры крыс, разрисованные веселыми узорами. В Гамельне можно приобрести пряничных крыс, а торговцы в винных погребках продают вино и пиво, разлитое в бутылки в форме крыс [6].
Еще более показательный пример демонстрирует нам город Мышкин. Согласно легенде о возникновении поселения, один князь прилег отдохнуть после охоты на берегу Волги. Его разбудила пробежавшая по нему мышь. Проснувшийся князь увидел подползавшую к нему змею. На месте, где мышь спасла его жизнь, князь велел построить часовню во имя святых Бориса и Глеба. Вокруг храма возник город, который назвали Мышкин.
Визитной карточкой города является единственный в мире Музей мыши, экспозиция которого представлена игрушками, прибывшими в Мышкин из разных стран: из
94
Франции, Англии, Германии, США, Индии, Сингапура, Японии и т. д. Хранители «мышиного наследия» рассказывают о мышах - героях мультфильмов, мышах-книголюбах, мышах - романтиках и путешественниках. Мышиная символика встречается и на улицах города. В 2005 г. в Мышкине официально был учрежден Орден Мыши за особые заслуги в области культуры. Идею учреждения Ордена высказал академик Д. С. Лихачев, которому принадлежат выражения «Россия возродится провинцией» и «Великое - в малом!», ставшие девизом города. Сегодня Мышкин включен в маршрут «Большого Золотого кольца» и мышь выступает как своеобразный брэнд города, привлекающий внимание туристов [7].
3. Самую многочисленную группу животных-достопримечательностей представляют собой памятники животным, установленные в разных городах и странах. Теме памятников животным посвящены многие материалы, поэтому мы ограничимся лишь несколькими обобщающими положениями, не описывая конкретных примеров [10].
Слово памятник происходит от слова память и в одном из своих значений определяется как то, что поддерживает, заставляет хранить воспоминания о ком-либо, чем-либо. Памятники запечатлевают время, в которое они созданы, у каждого времени - свои памятники. В пространстве больших городов памятники «расставляют» смысловые акценты на улицах и площадях, зрительно помогают ориентироваться в городском пространстве. Они выступают как связующее звено между поколениями людей, которые ходили по этим улицам в прошлом, спешат по своим делам сегодня и будут здесь проходить в будущем.
В культуре XX - начала XXI в. мы наблюдаем устойчивую тенденцию сохранения в скульптуре памяти не только о людях, но и о братьях наших меньших. В определенной мере это продолжение традиции. Анималистика является древнейшим жанром в искусстве. Традиция ставить памятники животным берет свое начало с тех времен, когда животные почитались как боги (скульптурные изображе-
ния животных у древних египтян, у ацтеков и майя). Позднее во многих странах мира становится традицией создание конных монументов. Не менее популярными были изображения львов у парадного входа.
В современных условиях мы можем наблюдать тенденцию, когда памятники устанавливают животным, которые своими поступками вдохновляют людей. Первое место среди них занимают собаки. Почти все эти памятники выражают особые заслуги собак перед человеком, они олицетворяют верность и преданность, привязанность животных к человеку (Бальт в Центральном парке Нью-Йорка, сенбернар Барри во Франции, Хатико в Японии, собака Мальчик в Москве и т. д.) и вызывают живой эмоциональный отклик.
В XX в. появилось немало памятников животным, которые стали жертвами человека (участники войн и научных экспериментов). Существуют памятники животным - литературным героям и персонажам мультфильмов (памятник волку из мультфильма «Жил-был пес» в Томске).
Многие из этих памятников относятся к жанровой городской скульптуре, характерной особенностью которой является отсутствие монументальности и демократизм. С целью органичного вхождения в городскую среду и ее оживления такая скульптура, как правило, не имеет постамента, что способствует ее близости к зрителю.
Памятники животным часто устанавливаются на деньги, собранные горожанами. Немало таких памятников связывается с удачей, счастьем, исполнением желаний и гарантией финансового благополучия (например, кабанчик Порчеллино во Флоренции, памятник Бременским музыкантам в Риге).
4. Как сравнительно молодую традицию следует обозначить проведение так называемых парадов животных в разных странах: скульптурные изображения животных, выполненные в натуральную величину из современных материалов и раскрашенные художниками, выставлены на всеобщее обозрение на улицах городов. Особенность этих акций заключается в
95
том, что они направлены на благотворительность и вырученные деньги от продажи экспонатов на заключительных парадах-аукционах перечисляются в благотворительные фонды.
Первая подобная акция прошла в 1998 г. в Цюрихе. Всемирную известность «парады» приобрели в 1999 г., когда американский бизнесмен Питер Хенинг организовал «Парад коров» на улицах Чикаго.
На сегодняшний день «парады коров» регулярно проходят в Швейцарии и Чехии. В Великобритании все началось с «парада слонов», проведенного в Лондоне с целью поддержки азиатских слонов, популяция которых с каждым годом уменьшается. Инициативу Лондона подхватили жители Бата, которые провели в своем городе львиный «парад». Львы выступали как символ королевской Англии на протяжении многих столетий. В английском городе Честер в 2010 г. был проведен парад носорогов. Акция была призвана привлечь внимание к проекту поддержки носорогов в Кении и Танзании. В 2005 г. «парад коров» прошел в Москве. Список примеров можно продолжать.
Выбор конкретного образа животного для «парада» в большинстве случаев не является произвольным. Как правило, это животные, которые символизируют целую нацию, страну или отдельный город. Так, например, для благотворительного «парада» в Казахстане был выбран образ коня. Акция называлась - «Путь номадов», соответственно, только образ коня мог в полной мере выразить особенности культуры кочевых народов, всю многовековую традицию и идею преемственности между культурой прошлого и настоящего.
«Животные» - участники «парадов» окрашивают в радужные цвета улицы, на которых они выставлены, в привычный городской ландшафт привносится частичка новизны и яркая эмоциональность, праздничность, которая радует не только коренных жителей, но и туристов. Современные технические достижения способствуют распространению информации о подобных мероприятиях («шествия» имеют свои сайты в Интернете). «Парады» отвечают основным тенденциям современной культуры, учитывая,
насколько быстро они стали популярными в разных странах, менее чем за десятилетие превратившись в хорошую традицию.
Стоит отметить, что проводятся парады и с участием реальных животных. До открытия всемирно известного состязания танцевальных школ в Рио-де-Жанейро проходит Sunday's Blocao parade, - ежегодный карнавал домашних животных. Кошки и собаки шествуют по улицам города, разодетые в яркие костюмы. Таким образом домашние питомцы вовлекаются во всеобщее веселье. В Нью-Йорке также проводятся традиционные парады домашних животных. Сотни жителей города выводят своих домашних любимцев на прогулку. Проводятся состязания в различных номинациях: «Самый лучший костюм», «Самый экзотический питомец» и др. Уже 22 раза на площади Томпкинс-сквер в Нью-Йорке проводился Halloween Dog Parade, - парад собак, посвященный Хэллоуину, собаки и их владельцы выступают в оригинальных костюмах.
Весь комплекс животных-достопримечательностей от реальных животных до многочисленных памятников животным, шествия-парада львов и городских легенд о животных представлен в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург - один из самых «звериных» городов в России. Здесь особое внимание уделяется взаимоотношениям человека и животных. Проводятся выставки, посвященные данной теме: «Санкт-Петербургский бестиарий» (июнь 2007), «Образы животных в религиях мира» (осень 2011), «Котомания» (весна 2012). Организуются конференции, посвященные социокультурным аспектам темы (в июне 2012 г. в ЛГУ им. А. С. Пушкина - «Зоокультурология: обретение идентичности»). Одним из значимых символов города стали работы художника Владимира Румянцева, посвященные кошкам Петербурга.
В соответствии с приведенной выше классификацией начнем с представления живых достопримечательностей Санкт-Петербурга. К этой группе можно отнести знаменитых котов Эрмитажа.
Во вступительном слове к книге «Кошкин дом в Эрмитаже» М. Б. Пиотровский признается:
96
«...В последнее время у меня чаще просят интервью о кошках, чем о картинах Рембрандта.» [2, с. 8]. В Эрмитаже кошки живут со дня основания музея. Императрица Елизавета Петровна своим Указом от 1745 г. велела казанскому губернатору найти тридцать лучших котов и доставить их в Санкт-Петербург с человеком, который мог бы ухаживать за ними. Однако нынешние эрмитажные коты ведут свое происхождение уже не с елизаветинско-екатерининских времен, а от генерации котов, привезенных в Санкт-Петербург после снятия блокады в 1944 г. [2, с. 83].
Сегодня коты являются полноправными обитателями музейного пространства. Так, во внешних дверях подвалов предусмотрены специальные лазы, чтобы кошки могли гулять; созданы специальные знаки «Осторожно, кошки!», которые устанавливают возле музея для того, чтобы водители сбавляли скорость перед музейными проездами. В данном случае мы видим пример того, как животные связаны с малым культурным пространством города, точнее, как это пространство меняется, преобразуется в связи с существованием в нем колонии кошек.
Кошки стали своеобразным символом Эрмитажа. Они создают вокруг себя особое социокультурное поле - с ними связано множество как правдивых, так и вымышленных историй, они вызывают интерес у жителей города и туристов (например, проводятся весенние выставки «День мартовского кота», выпущена книга под названием «Кошкин дом в Эрмитаже» и т. п.), в то время как их практическое применение (для ловли грызунов) сегодня не так уж важно.
В Санкт-Петербурге есть также кошачье кафе под названием «Республика кошек». Это место, объединяющее в себе арт-кафе, выставочное пространство, дискуссионный клуб и кошек, предназначено для встречи и дружеского общения кошки и человека. Основу «республиканского» сообщества кошек составляют эрмитажные коты [8].
Следующая обозначенная нами группа животных-достопримечательностей - это легендарные животные.
Сразу вспоминается Заячий остров, который находится в самом широком месте Невы.
Здесь 16 мая 1703 г. была заложена Петропавловская церковь, эта дата считается днем основания Санкт-Петербурга. В разные времена остров имел разные имена. Финны, которые нередко прибегали к названиям животных в топонимах, именовали его Ениссаари, что в переводе и означает «Заячий остров». Это название оказалось наиболее устойчивым. Согласно одной из легенд, оно появилось благодаря зайцу, который во время наводнения случайно попал в сапог Петра I и таким образом спасся. Сегодня на одной из свай у Петропавловской крепости установлена скульптура зайца, спасшегося от наводнения (скульптор В. Петровичев).
Самые пронзительные истории связаны с животными блокадного Ленинграда. Например, история кота Максима: «В нашей семье дошло до того, что дядя требовал кота Максима на съедение чуть ли не каждый день. Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на ключ в маленькой комнате. Жил у нас еще попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел, разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных семечек, которые мы выменяли на папино ружье, скоро кончились, и Жак наш был обречен. Кот Максим тоже еле бродил - шерсть вылезала клоками, когти не убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду. Однажды Макс ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А вот что увидели мы, вернувшись домой! Птица и кот в холодной комнате спали, прижавшись друг к другу. На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться...» [5]. Попугай погиб через несколько дней, а кот выжил и стал живой легендой - котом, пережившим блокаду. Рассказ о нем передавался из уст в уста, и люди приходили посмотреть на такое чудо.
Среди легенд военного времени есть и история рыжего кота-«слухача», который жил при зенитной батарее под Ленинградом и умел предсказывать налеты вражеской авиации. Согласно истории, на приближение советских самолетов кот не реагировал.
Драматичные истории взаимоотношений людей и животных в условиях блокады
97
рассказали в «Блокадной книге» А. Адамович и Д. Гранин, посвятив отдельную главу «братьям меньшим» [1].
В Санкт-Петербурге также представлены многочисленные памятники животным, их здесь больше, чем в каком-либо другом из российских городов.
Петербуржцы символом своего города считают львов. Во многих культурах лев предстает как божественное животное. Он олицетворяет собой непобедимую силу, храбрость, благородство. Скульптуры львов являются символами величия, военной доблести, королевской власти. Эти царские животные в полной мере соответствуют имиджу и духу Петербурга. Их изображения в камне и бронзе можно увидеть как на проспектах, фасадах домов, так и в потаенных уголках города и его исторических пригородов. Львы на Дворцовой пристани, львиный мост на канале Грибоедова, крылатые львы Банковского моста, китайские львы Ши-Цза на Петровской набережной, сфинксы у здания Академии художеств - это лишь самые известные «львиные» памятники города.
Не только «большие кошки», воплощенные в скульптуре, выступают как узнаваемый символ Петербурга, но и «маленькие».
На углу Малой садовой улицы и Невского проспекта находится одна из самых известных неформальных достопримечательностей города. Это изображения кота Елисея и кошки Василисы, которые сидят друг напротив друга на карнизах домов (скульптор В. Петровичев). Существует несколько версий появления этих скульптур. Согласно одной из них, это дань памяти кошкам, которые освободили Ленинград от крысиного «нашествия». Как только была прорвана блокада в 1943 г., в Ленинград из Ярославской области для борьбы с крысами был доставлен «десант» из дымчатых кошек. Когда завершилась блокада, в Ленинград «мобилизовали» еще одну группу котов уже из Сибири специально для нужд Эрмитажа и других музеев и дворцов.
Третья кошка, гуляющая по карнизу одного из петербургских домов, - Тишина Мат-роскина (скульптор В. Петровичев), или про-
сто Тиша. Ее фигурку, одетую в тельняшку, можно увидеть у мастерской знаменитых петербургских художников «Митьков». Кошачье имя происходит от названия одной из московских улиц - Матросская Тишина, где находится одноименная тюрьма.
Не только кошек, но и собак, изображенных в скульптуре, вы можете встретить на улицах Санкт-Петербурга. Это и литературный памятник Муму, открытый в марте 2004 г. к 150-летию со дня публикации знаменитого произведения И. С. Тургенева (скульптор А. Аревикян). И памятник безымянной собаке, внесшей вклад в развитие наук о человеке, установленный во дворе Института экспериментальной медицины по инициативе академика И. П. Павлова (скульптор И. Ф. Беспалов). Памятник бродячей собаке - Гаврюша (скульптор В. А. Сиваков).
Знаменит своим скульптурным «зоопарком» дворик филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В Парке современной скульптуры наряду с памятниками поэтам и литературным героям разместились «Факультетский козел», такса, соловей, улитка и бегемотиха Тоня. Во дворе главного здания университета установлен также памятник кошке (скульптор А. Дема). Памятник символизирует благодарность и покаяние перед этими животными, которые участвовали в экспериментах и были принесены в жертву науке.
Традиционными для имперского города являются конные монументы. Красоты и сила лошадей в полной мере воплощены в прославленных конях П. К. Клодта на Аничковом мосту и в монументе «Колесница славы», украшающем арку Главного штаба.
Один из узнаваемых городских символов -это памятник Чижику-пыжику на Фонтанке (скульптор Р. Габриадзе). Общеизвестна история о том, что «чижиками-пыжиками» называли учащихся Императорского училища правоведения за мундиры желто-зеленого цвета. Памятник установили в 1994 г. во время проведения фестиваля юмора «Золотой Остап».
Анималистические скульптуры вызывают живой душевный отклик у коренных петер-
98
буржцев и большой интерес у туристов. Они устойчиво ассоциируются со счастьем и удачей. Монетки на счастье кидают в Елисея и Василису, в Чижика-пыжика. Считают, что Гаврюша может помочь в исполнении желаний. Рядом с бегемотом Тоней размещена табличка, которая гласит, что девушка, которая мечтает найти себе жениха, должна подержаться за ее правое ухо, а молодой человек, разыскивающий невесту - за левое.
Четвертая заявленная нами группа животных-достопримечательностей - «парады животных» - также представлена в Санкт-Петербурге. В 2007 г. здесь проходила благотворительная акция «Парад львов». Из примеров, названных выше, понятно, что образ льва для проведения парада был выбран неслучайно.
Прототипом львов - участников акции были взяты скульптуры сторожевых львов у Елагиноостровского дворца в Санкт-Петербурге (скульптор Росси). Их «близнецов» можно увидеть также и у здания Русского музея - они были отлиты на одном заводе по модели бронзовых львов Петергофского Львиного каскада.
Согласно правилам акции, все желающие могли прислать организаторам свои эскизы
раскрашивания львов, лучшие из которых были воплощены в жизнь. Деньги, вырученные на благотворительных аукционах, завершающих «парад», пошли на финансирование проектов Благотворительного фонда помощи детям «Теплый дом» и других благотворительных программ [11].
В нашей стране слабо либо совсем не реализуется потенциал, которым располагают животные-достопримечательности, поскольку он остается не вполне осознанным. Между тем, животные могут становиться запоминающимися городскими символами и способствовать инвестиционной привлекательности того или иного региона или города, притягивая к себе внимание туристов.
На этом фоне Санкт-Петербург демонстрирует нам удачный пример функционирования в городском пространстве животных-достопримечательностей. Животные-достопримечательности Санкт-Петербурга выступают как узнаваемые символы этого города, они неотделимы от городского ландшафта, в котором формируют собственную мифологию и служат объектами притяжения для туристов по описанным выше законам функционирования животных-достопримечательностей.
1. Адамович, А. Блокадная книга [Электронный ресурс] / А. Адамович, Д. Гранин. - Режим доступа: Шр://%г№мг.Н1ти\пе1/Ьг/?Ь=872&р=48 (Дата обращения: 15.05.2013).
2. Голь, Н. М. Кошкин дом в Эрмитаже / Н. М. Голь, М. Б. Халтунен. - СПб.: Арка, 2007.
3. Звери и их репрезентация в русской культуре: тр. лозан. симп. 2007 г. / под ред. Л. Геллера и А. Виноградовой де ля Фортель. - СПб.: Балтийские сезоны, 2010.
4. Истории Запада и Востока. Вороны Тауэра: тема дня (27.09.05.): программа на «Радио Свобода» [Электронный ресурс] / ведет Алексей Кузнецов; принимает участие корреспондент «Радио Свобода» Наталья Голицына. - Режим доступа: http://archive.svoboda.org/ll/soc/0905/ll.092705-2.asp (Дата обращения: 15.05.2013).
5. Коты блокадного Ленинграда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webdiscover.rU/v/163495 (Дата обращения: 10.05.2013).
6. Макеев, С. Любимец детей и крыс / С. Макеев // Совершенно секретно. - 2006. - № 8 (207). - С. 32-34.
7. Мышкин. Город классической провинции: офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myshkin.ru/frameset.htm (Дата обращения: 15.05.2013).
8. Республика кошек: арт-кафе, музей, клуб кошки: офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://catsrepublic.ru/ (Дата обращения: 15.05.2013).
9. «Русский медведь»: история, семиотика, политика: материалы междунар. науч. семинара [Электронный ресурс] / Центр этнич. и нац. исслед. ИвГУ. - Режим доступа: http://cens.ivanovo.ac.ru/russianbear/proceedings.htm (Дата обращения: 10.05.2013).
10. Чаурина, Р. А. Памятники животным и животные на памятниках [Электронный ресурс] / Р. А. Чаурина. - Режим доступа: http://www.cbs3-uao.ru/pamgiv_7.html (Дата обращения: 10.05.2013).
11. Шествие львов в Санкт-Петербурге: офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.leospb.ru/ru/leo.php?id=42 (Дата обращения: 15.05.2013).
Сдано 27.06.2013
99