КОНЦЕПТОЛОГИЯ CONCEPT STUDIES
УДК 811.111
Институт гуманитарного образования и спорта Сургутского государственного университета канд. филол. наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения Филистова Н.Ю.
Россия, г. Сургут, тел. +7(922)269-96-15 e-mail: nataliafilistova@yandex. ru Студент кафедры лингвистики и переводоведения Сакова А.С.
Россия, г. Сургут, тел. +7(922)426-28-38 e-mail: [email protected]
Institute of humanities and sports of Surgut State University The chair of linguistics and translation ttudies PhD, associate professor Filistova N. Y.
Russia, Surgut, +7(922)269-96-15 e-mail: [email protected] The student of the chair of linguistics and translation studies Sakova A.S.
Russia, Surgut, +7(922)426-28-38 e-mail: [email protected]
Н.Ю. Филистова, А.С. Сакова
ВЕРБАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «FEAR» И «MADNESS» В ЛИТЕРАТУРЕ ЖАНРА УЖАСОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА СТИВЕНА КИНГА «THE SHINING»)
Данная статья посвящена выявлению и рассмотрению лексических средств вербальной репрезентации концептов FEAR и MADNESS в литературе жанра ужасов. Актуальность данной работы обусловлена высокой степенью значимости изучения концептов в области лингвистических исследований, а также популярностью жанра ужасов среди различных слоев населения. Материалом исследования послужил текст знаменитого романа американского писателя Стивена Кинга «The Shining». Цель статьи -изучение особенностей литературы ужасов и анализ средств вербальной реализации ее базовых концептов. Поставленная цель достигается с использованием таких общенаучных и специальных методов исследования, как описательный метод, метод сплошной выборки, метод концептуального анализа, а также метод статистического анализа. В статье рассматриваются история становления и специфика литературы ужасов, а также теоретические основы лингвистического концепта. Литература жанра ужасов, которая является крайне популярной в наши дни, ставит своей целью воздействовать на эмоциональное состояние читателя, а именно - вызвать у него чувство страха, внутренние переживания. Для достижения этой цели авторы используют различные средства на всех уровнях языка, что и явилось предметом нашего анализа в рамках данной работы. Изучение концептов в художественных текстах остается актуальным и востребованным. Исследуя данное явление, ученые отмечают тесную связь его с опытом, культурной и духовной жизнью не только отдельной языковой личности, но и целого народа. Проведенный анализ позволил выделить фреймовую структуру рассматриваемых концептов на материале жанра ужасов.
Ключевые слова: литература жанра ужасов, концепт, fear, madness, структура концепта, фрейм.
N.Y. Filistova, A.S. Sakova
VERBAL REPRESENTATION OF CONCEPTS «FEAR» AND «MADNESS»
IN HORROR FICTION
© Филистова Н.Ю., Сакова А.С., 2019
(ON THE MATERIAL OF STEPHEN KING'S NOVEL «THE SHINING»)
The article is dedicated to identification and consideration of means of the verbal representation of the concepts of "FEAR" and "MADNESS" in horror fiction. The relevance of present work is due to high significance of the study of concepts in linguistics, and the popularity of the horror fiction genre among various segments of the population. The research is based on the novel "The Shining" written by Stephen King. The aim of the article is to study the peculiarities of the horror fiction and to analyze the means of verbal realization of its basic concepts. This aim is achieved by using such general scientific and special methods as the descriptive method, the continuous sampling method, the conceptual analysis method, and the method of statistical analysis. The article discusses the history of formation and the specifics of the horror fiction, and the theoretical foundations of the linguistic concept. The horror fiction is still popular today and is aimed at influencing the emotional state of the reader, namely, to arouse in him a feeling of fear. To achieve this goal the authors use various linguistic means of all levels of the language. The investigation of concepts in literary texts is still a relevant problem. Studying this phenomenon, scholars note its close connection with the experience and cultural life of not only a separate language personality, but also with an entire nation. The analysis made it possible to distinguish the frame structure of the concepts under consideration on the basis of horror fiction.
Key words: horror fiction, concept, fear; madness, structure of the concept, frame.
Жанр «ужасов» представляет собой сложную и многогранную систему, корни которой уходят в раннее средневековье и которая имеет большую значимость в культуре современности. Подобно любому полностью сформированному литературному жанру, «ужасы» обладают особенной структурой, свойственной только им. Необходимо также отметить специфику литературы данного жанра, которую можно проследить на всех уровнях языка: лексическом, грамматическом, а также семантическом.
Как жанр литература ужасов возникла довольно давно, еще в середине XIII века. Первыми произведениями, относящимися к данному жанру, считаются «готические» рыцарские романы и французские «трагические истории», написанные в XVI-XVII вв. В них освещается до того времени практически не находившая отражения в литературе тема одержимости дьяволом. Также в этой связи нельзя не упомянуть английские готические романы, романтические немецкие сказки и психологические новеллы Амброза Бирса и Эдгара Аллана По. Еще одним источником данного жанра литературоведы считают истории французских и английских писателей, в которых особое место занимают описания людей, страдающих от галлюцинаций, и так называемые «кошмары визионеров».
Характерной чертой ранней литературы ужасов является смешение юмора и сверхъестественного. Ярким примером служат «Рассказы антиквара о привидениях» Джеймса Родса. Среди американских читателей популярность к данному жанру пришла после опубликования произведений Г.Ф. Лавкрафта журналом «Weird Tales». Труды писателя впоследствии дали начало новому поджанру, так называемым «лавкрафтов-ским ужасам».
В XIX веке французские «ужасы» были представлены «жестокими рассказами», которые в противовес классическим произведениям данного жанра не имели мистического подтекста, но отличались подробными описаниями человеческих страданий и социального неравенства [1, c. 187].
И. Огнева в своем исследовании установила, что столкновение морального и аморального начал является основным конфликтом литературы жанра ужасов. Выражаться это столкновение может не только в виде антагонизма между героями, воплощающими в себе эти начала, но и внутри одной личности. Для данного жанра чрезвычайно важно на протяжении всего произведения сохранять у читателя напряженное ощущение, что все происходящее - реально. Ключевая роль в этом отводится атмосфере произведения. Ее создание и поддержание является самой главной и самой сложной задачей автора.
74
Акцент делается на стимуляцию работы воображения читателя, чтобы вызвать у него необходимые эмоции [2].
Слово «концепт», образованное от латинского «conceptus», означает «понятие». Некоторые исследователи считают концепт явлением того же порядка, что и понятие. Однако в современной науке это слово означает не простое, а некое обобщенное, усредненное понятие, соединяющее в себе совокупность всех представлений о том или ином предмете или явлении.
Несмотря на пристальное внимание, уделяемое изучению концепта, дать четкое и однозначное определение данному термину пока еще не удается в виду различных причин: одни ученые считают, что дело в неделимости структуры концепта и абстрактности его природы [3]; другие видят причину в том, что композиционная структура концептов неоднородна, а изучение характера «вызываемых» ими образов, принципов сочетаемости и комбинирования между собой представляет некоторые трудности [4].
По данным исследователей, каждый человек обладает индивидуальным культурным опытом и запасом знаний и навыков, которые определяют богатство значений слова и многообразие концептов этих значений, а в некоторых случаях и их бедность, однозначность. Концепт представляет собой сумму опыта языковой личности и лексического значения слова. Он тесно связан с ментальным миром человека, за счет чего концепт сближается с культурой и историей, поэтому его характер весьма специфичен. Концепты являют собой отражение духовной культуры и жизни народа в его коллективном сознании.
А. Вежбицка и ряд других исследователей связывают ментальный план с понятиями «смысловое пространство», «ментальное пространство», «понятие», «идея», «фрейм», «гештальт», «сценарий», «архетип», «стереотип», «прототип», «символ», «культуроге-ма», «мифологема» и пр., делая вывод о том, что ментальный план находится в тесной связи со сферой человеческого сознания, мышления и психики [5, с. 237].
Ю.С. Степанов использует целый ряд терминов для обозначения перехода концепта в предметный план: «вербализация», «репрезентация», «овнешнение», «опредмечивание», «овеществление» и т.д. [6, с. 142].
Как отмечает Н.Ю. Филистова, «поворот лингвистики к целостному тексту как объекту исследования поставил ученых перед необходимостью исследования концептуального смысла текста. Концептуальная информация семантически выводится из всего текста, поэтому нацеленное на ее выявление исследование может заключаться в обнаружении и интерпретации базовых концептов того или иного литературного произведения» [7].
Концепт имеет определенную структуру, которая включает все понятия, ассоциации, входящие в его состав, а также все то, что делает его культурным фактом [6, с. 184]. М. Минский в своем исследовании дает составной части концепта название «фрейм» и определяет его как структурную единицу данных, участвующих в представлении стереотипной ситуации, с каждой из которых связана информация определенного вида об этой ситуации [8, с. 67].
Стивен Эдвин Кинг, также известный как «король ужасов» - американский писатель, автор многочисленных произведений в различных жанрах, включая ужасы, фантастику, триллер, фэнтези, драму, мистику. «The Shining» - один из известнейших романов Стивена Кинга, написанный в жанре готической литературы и психологического ужаса, впервые был опубликован в 1977 году. Данное произведение Кинга - третий по счету опубликованный роман автора и его первый бестселлер, изданный в твёрдой обложке.
В ходе анализа произведения было выявлено, что в его основе лежат два базовых концепта - «FEAR» (страх) и «MADNESS» (безумие).
Так как одной из особенностей литературы жанра ужасов является направленность на вызов страха у читателя, то концепт «FEAR» прослеживается в произведениях данного жанра наиболее четко. Перед началом анализа мы обратились к словарям «Cambridge Dictionary» и «Merriam-Webster Dictionary» и выявили следующие определения лексемы «fear»:
- a strong unpleasant emotion caused by feeling of imminent danger;
- an instance of this emotion;
- anxiety;
- a state marked by this emotion;
- reason for alarm [9];
- a disagreeable emotion or thought that you have when you are terrified or worried by something dangerous, painful, or something bad or unpleasant that is occurring or might occur [10].
Основываясь на словарных статьях и содержании романа, мы определили фреймовую структуру концепта «FEAR», которую схематически можно представить следующим образом:
Схема 1. Структура концепта «FEAR»
Так как исследуемое нами произведение написано в жанре романа ужасов, особое место в нем занимают описания различных физических проявлений страха, которые мы относим к фрейму «PHYSICAL REACTION ON FEAR».
Описывая состояние мальчика, встретившегося с явлением, находящимся на границе реальности, автор отмечает внутренние изменения в его организме: «His internal temperature plummeted to ten below zero» («Внутри у Дэнни все заледенело») [11, с. 138].
Фрейм «PAIN» также играет немаловажную роль в вербализации концепта «FEAR» в литературе жанра ужасов. Для достижения необходимого уровня влияния на читателя авторы, создающие произведения в данном жанре, подробно и красочно описывают процесс причинения боли героям и их реакцию на нее.
В эпизоде нападения на жену героя автор подробно описывает то, какой силы боль при этом испытывает женщина: «She was an excruciating throb of pain from one end to the other. Every time she inhaled, something stabbed viciously at her, and her neck was wet with blood from her grazed ear» («Боль буквально распяла все ее тело, на котором, казалось, не осталось живого места. При каждом вдохе ей словно вонзали в бок что-то острое, а по шее струилась кровь из разорванного уха») [11, с. 283].
Фрейм «EMOTIONS» включает в себя эмоции и переживания человека, появляющиеся и развивающиеся по мере испытания героем чувства страха.
Спеша в отель (место, пользующееся дурной славой), чтобы спасти мальчика, бывший его работник за много миль до цели начинает чувствовать страх, переплетающийся с чувством одиночества: «In the black again with no light but the thin spear of the snowmobile's headlamp, terror closed in on him again, a childlike fear, dismal and disheartening. He had never felt so alone» («И в непроглядном мраке, нарушаемом только тонким лучом фары снегохода, на него снова навалился страх - почти детский ужас, безотчетный и безысходный. Никогда в жизни ему не было так одиноко») [11, с. 372].
Фрейм «DEATH» также очень важен для репрезентации концепта «FEAR» именно в таком литературном жанре, как роман ужасов. Автор воздействует на читателя, рассказывая об уже ранее случившихся смертях, а также детально описывает те, что случаются по ходу развития сюжета произведения.
Проходя собеседование насчет работы зимним смотрителем отеля, Джек Торранс узнает от директора, что человек, занимавший этот пост до него, жестоко расправился со всеми членами своей семьи и совершил самоубийство: «He killed them, Mr. Torrance, and then committed suicide. He murdered the little girls with a hatchet, his wife with a shotgun, and himself the same way» («Он их убил, мистер Торранс, а потом покончил с собой. Своих маленьких дочек он зарубил топором, жену застрелил из ружья и сам застрелился из него же») [11, с. 13].
В романе Стивена Кинга «The Shining» фрейм «NIGHTMARES» в основном представлен снами мальчика, нередко вещими, в которых его воображаемый друг в метафорической форме показывает ему страшные события будущего, картины того, как сложится его судьба и судьба его родителей.
«The whistle the head of the mallet made cutting through the air (roque... stroke... roque... stroke... REDRUM) before it crashed into the wall. The soft whisper offeet on the jungle carpet. Danny awoke with the booming still loud in his ears...» («Головка молотка со свистом разрезала воздух, (роке... удар... роке... удар... РОМ) прежде чем обрушиться на стену. Дэнни проснулся с отдававшимся в ушах гулким грохотом.») [11, с. 107].
Для выявления определения понятия «madness» мы обратились к словарям и выявили следующие значения данного слова:
- the quality or state of being mad;
- a state of severe mental illness;
- behavior or thinking that is very foolish or dangerous;
- towering anger;
- any of several ailments of animals marked by rabid behavior [10].
Схематически фреймовую структуру концепта «MADNESS», учитывая сюжет
романа Стивена Кинга «The Shining» и дефиниции из словаря, можно представить следующим образом:
Схема 2. Структура концепта «MADNESS» 77
Фрейм «HALLUCINATIONS» включает в себя описания различных видов галлюцинаций. Толковый словарь Д.Н. Ушакова дает следующее определение лексемы «галлюцинация»: «кажущееся восприятие вещей, не существующих в природе, которое возникает вследствие расстройства деятельности мозга» [12, с. 307]. Галлюцинации классифицируются по органам чувств, их воспринимающих - слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные. В рассматриваемом нами произведении были обнаружены описания по большей части зрительных галлюцинаций.
Одной из ярких иллюстраций этого фрейма в романе «The Shining» является «оживающая» живая изгородь, выполненная в виде фигур животных. Новый зимний смотритель отеля, Джек Торранс, подстригая эту изгородь, отвлекся и на несколько минут отошел на детскую площадку, а когда вернулся, заметил, что в конфигурации изгороди что-то изменилось, и каждый раз, когда он открывал глаза, животные приближались к нему все ближе, а их облик становился все ужаснее и ужаснее: «Staring at the hedge animals, he realized something had changed while he had his hand over his eyes. The dog had moved closer. No longer crouching, it seemed to be in a running posture, haunches flexed, one front leg forward, the other back» («Всматриваясь в животных, Джек понял, что изменения происходили даже в то краткое мгновение, когда он закрывал глаза рукой. Собака приблизилась к нему. И она уже не стояла на месте, а, казалось, бросилась бежать - мышцы напряглись, одна из передних лап взметнулась вверх») [11, с. 202].
Одним из проявлений безумия считаются приступы ярости, гнева, вспышки неконтролируемой агрессии. Все это является составляющими фрейма «RAGE», который выступает важным компонентом концепта «MADNESS». Стивен Кинг подробно описывает в своем романе причины, проявления и последствия агрессии героя.
Герой книги - писатель, ранее имевший проблемы с алкоголем, обладает вспыльчивым характером. Его часто мучают воспоминания о том, как однажды, будучи в нетрезвом состоянии, он писал книгу, отвлекся и вышел из комнаты, а когда вернулся, то увидел, что его трехлетний сын случайно пролил оставленное им на столе пиво на рукописи, и тогда он потерял контроль над собой: «He stepped deliberately toward his three-year-old son, who was looking up at him with that pleased grin, his pleasure at the job of work so successfully and recently completed in Daddy's study; Danny began to say something and that was when he had grabbed Danny's hand and bent it to make him drop the typewriter eraser and the mechanical pencil he was clenching in it. Danny had cried out a little... no... no... tell the truth... he screamed» («Он решительно шагнул к своему трехлетнему тогда сыну, смотревшему на него снизу вверх с широкой улыбкой, явно получившему удовольствие от успешно проделанной в отцовском кабинете «работы». Дэнни пытался что-то ему сказать, но именно в тот момент он схватил его за руку и выгнул ее, чтобы заставить выронить «штрих» для пишущей машинки и автоматический карандаш, которые сын все еще сжимал в кулачке. Дэнни чуть слышно вскрикнул... Нет... Нет... Говори правду. Он громко закричал») [11, с. 16].
Фрейм «TRANCE STATE» включает в себя описание состояния человека, находящегося в трансе, и того, что происходит вокруг него в этот момент, в том числе реакции других героев.
Когда к пятилетнему Дэнни, обладающему сверхъестественными возможностями, приходят видения, он впадает в состояние транса, что каждый раз пугает его родителей: «He was staring, trancelike, into the mirror on the front of the medicine cabinet above the washbasin. The expression on his face was one of drugged horror» («При этом он, словно в трансе, не сводил глаз с зеркальной дверцы шкафчика над раковиной, где хранились
туалетные принадлежности и лекарства. На его лице запечатлелось выражение немого ужаса») [11, с. 103].
К фрейму «OBSESSION» относятся описания навязчивых мыслей и состояний, которые полностью овладевают состоянием человека и от которых довольно трудно избавиться.
В голове у Джека часто непроизвольно проносится одна и та же фраза - о том, что он потерял самоконтроль: «Lost your temper. The iron radiated a stuporous heat at them, and for some reason Jack thought of a large, dozing cat. Watson jingled his keys and whistled... Lost your... You lost your temper...» («Потерял контроль над собой. Металл дышал одуряющим жаром, и почему-то Джеку это зрелище напомнило огромную спящую кошку. Уотсон звенел ключами и насвистывал. Потерял контроль.») [11, с. 15].
Фрейм «RAVINGS» представлен речью и описанием действий героев, находящихся в состоянии помутненного рассудка. В психологии термин «бред» означает «болезненное состояние психики человека, характеризующееся галлюцинациями, рассуждениями и выводами, представлениями, захватывающими сознание больного, отражающих действительность в искаженном виде» [13, с. 653].
Лишившись рассудка, блуждая по отелю с целью убить членов своей семьи, Джек встретил в коридоре своего сына и начал с криком упрекать его в том, что Дэнни и его мать всегда были против него, врали ему и не любили его, что Дэнни сжульничал на экзамене (хотя ему только пять лет и никаких экзаменов он не сдавал) и что кто-то обещал ему показать все остальные записи из истории отеля: «You lied about me! You connived with her! You plotted against me! And you cheated! You copied that final exam!" The eyes glared out at him from beneath the furred brows. There was an expression of lunatic cunning in them» («Ты лгал мне! Вы с ней сговорились против меня! Строили козни. И ты смошенничал! Ты списал на выпускном экзамене!» Глаза под сдвинутыми бровями горели сумасшедшим огнем. В них читалось лукавое безумие.») [11, с. 462].
Таким образом, при анализе средств вербальной реализации концепта «FEAR» было выявлено, что наиболее часто в произведении в его вербализации представлен фрейм «PHYSICAL REACTION ON FEAR», реже всех встречались средства репрезентации фрейма «NIGHTMARES». Это объясняется основной задачей литературного произведения в жанре ужасов, которая заключается в порождении чувства страха у читателя.
При детальном рассмотрении концепта «MADNESS», было обнаружено, что чаще всего в произведении он вербально реализуется через фрейм «HALLUCINATIONS», так как галлюцинации считаются одним из наиболее серьезных симптомов, указывающих на наличие у человека некоторых проблем с психическим здоровьем. Фрейм «RAVINGS» участвует в его реализации с наименьшей частотой.
Подводя итоги, необходимо отметить, что фреймы, входящие в состав концепта, вербализуются в произведениях не в равной мере, а с разной частотностью, тем самым развивая сюжет и делая произведение более захватывающим, разносторонним и интересным, а также помогая автору, работающему в жанре ужасов, достичь основной цели данного жанра - вызвать чувство страха у читателя, а также сохранить напряжение до последней страницы.
Библиографический список
1. Хапаева Д. Кошмар: литература и жизнь. М: Текст, 2010. 286 с.
2. Огнева И. Что такое хоррор? URL: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/42519/ (дата обращения: 22.02.2019).
3. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1998. №1. С. 53-70.
4. Приходько А.Н. Новое в когнитивной лингвистике: Мат-лы I Международной научной конференции «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (29-31 августа 2006 г.). Кемерово: КемГУ, 2006. Серия «Концептуальные исследования». Выпуск 8. С. 114-125.
5. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. 416 с.
6. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 248 с.
7. Филистова Н.Ю. Концептуально-структурное пространство детективного нар-ратива (на материале текстов английских и русских рассказов) // Естественный и вир-туральный дискурс: когнитивный, категориальный и семиолингвистический аспекты: материалы Международной научной конференции. Тюмень, 2009. С. 112-114.
8. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.
9. Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/ (дата обращения - 20.02.2019).
10. Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/ (дата обращения: 20.02.2019).
11. King S. The Shining. Hodder, Stoughton, 2011. 498 с.
12. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-принт, 2009. 1239 с.
13. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 1997. 688 с.
References
1. Khapaeva D. Nightmare: literature and life. Moscow, 2010. 286 p.
2. Ogneva I. What is horror? URL: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/42519/ (date: 22.02.2019).
3. Krasnykh V.V. From concept to text and back // The Moscow University Herald. Series 9. Philology. 1998. №1. Pp. 53-70.
4. Prikhodko A.N. New in cognitive linguistics: Materials of the 1st International Scientific Conference 'Changing Russia: new paradigms and new solutions in linguistics' (August 29-31, 2006). Kemerovo: KemSU, 2006. Series «Conceptual Studies». Iss. 8. Pp. 114-125.
5. Wezhbitska A. Language. Culture. Cognition Moscow, 1997. 416 p.
6. Stepanov Y.S. Concepts. Thin film of civilization. Moscow, 2007. 248 p.
7. Filistova N.Y. Conceptual and structural space of the detective narrative (on the basis of English and Russian stories) // Natural and virtual discourse: cognitive, categorical and semiolinguistic aspects: proceedings of the International scientific conference. Tyumen, 2009. Pp. 112-114.
8. Minsky M. Frameworks for representing of knowledge. Moscow, 1979. 152 p.
9. Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/ (date of application - 20.02.2019).
10. Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/ (date of application - 20.02.2019).
11. King S. The Shining. Hodder, Stoughton, 2011. 498 p.
12. Ushakov D.N. Great explanatory dictionary of modern Russian language. Moscow, 2009. 1239 p.
13. Nemov R.S. General principles of psychology. Moscow, 1997. 688 p.