Научная статья на тему 'Вербальная интерпретация музыки в образовательном процессе'

Вербальная интерпретация музыки в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
849
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / VERBAL INTERPRETATION / MUSIC / MUSICAL COMPOSITION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воеводина Лариса Петровна

В статье рассматривается проблема вербальной интерпретации музыки в условиях образовательного процесса в профессиональном музыкальном учебном заведении. Анализируется сущность вербальной интерпретации, выделены научные подходы и методы анализа музыки, способствующие формированию у будущих музыкантов культуры вербальной интерпретации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Воеводина Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the paper the problem of verbal interpretation of music in terms of educational process in professional music training institution. Examines the essence of verbal interpretation, the selected research approaches and methods of music analysis, contributing to the formation of future musicians culture of verbal interpretation.

Текст научной работы на тему «Вербальная интерпретация музыки в образовательном процессе»

Раздел IX. Музыкальное образование

Л.П. Воеводина

ВЕРБАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема вербальной интерпретации музыки в условиях образовательного процесса в профессиональном музыкальном учебном заведении. Анализируется сущность вербальной интерпретации, выделены научные подходы и методы анализа музыки, способствующие формированию у будущих музыкантов культуры вербальной интерпретации.

Ключевые слова: вербальная интерпретация, музыка, музыкальное произведение, образовательный процесс.

L.P. Vojvodina

VERBALE INTERPRETATION OF MUSIC IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Abstract: In the paper the problem of verbal interpretation of music in terms of educational process in professional music training institution. Examines the essence of verbal interpretation, the selected research approaches and methods of music analysis, contributing to the formation of future musicians culture of verbal interpretation.

Keywords: verbal interpretation, music, musical composition, educational process

Художественное образование играет важную роль в формировании художественно-эстетической культуры личности. Развитая художественно-эстетическая культура предполагает наличие у субъектов образовательного процесса полноценных представлений об искусстве, своеобразии его отдельных видов, специфике их языка, особенностях строения художественных произведений, а также навыков их восприятия как эстетических объектов. При этом речь идет не об интуитивном, случайном, а интеллектуально взвешенном, самоконтролируемом общении с искусством, в частности, с музыкой, традиционно пребывающей в эпицентре художественно-эстетических интересов и предпочтений молодежи. В данном контексте особую актуальность приобретает проблема формирования у будущих музыкантов навыков вербальной, рационально-теоретической интерпретации музыки.

Образовательный процесс в музыкальных учебных заведениях строится на использовании разных исполнительских (инструментальных, вокальных и др.) технологий обучения, обеспечивающих возможность освоения студентами музыкальных произведений, транслирующих художественный опыт разных музыкальных культур, посредством соответствующей исполнительской интерпретации. При этом педагоги должны ориентировать исполнительскую деятельность студентов даже не на их восприятие, а, как замечает Е.В. Назайкинский, на слушательское восприятие [3, с. 95].

В зависимости от содержания учебных курсов педагоги используют разнообразные способы вербализации изучаемых музыкальных произведений. Следует подчеркнуть, слово педагога-музыканта выполняет особую функцию в становлении личности будущего учителя музыкального искусства и от того, какой смысл оно несет, на что направлено, каким по своей сути является, во многом зависит уровень его последующей профессиональной подготовки.

Цель статьи - обосновать актуальность проблемы формирования у будущих учителей музыкального искусства культуры вербальной интерпретации музыки.

Говоря о проблеме формирования у музыкантов культуры вербальной интерпретации, вспомним, с каким сожалением Д.Б. Кабалевский, имея уже десятилетний опыт педагогической деятельности, писал, что его никто никогда не учил тому, как рассказывать о музыке детям [1, с. 5]. Причина такого состояния музыкально-образовательной практики кроется в том, что процесс освоения музыкального произведения осуществляется, минуя этап углубленного знакомства с ним на уровне восприятия как художественного целого. Образовательный процесс зачастую осуществляется в технической (исполнительской) плоскости, при этом, как это парадоксально не звучит, мало внимания уделяется «погружению» обучающегося в структурно-содержательные слои воспринимаемой и исполняемой музыки.

Правомерность вербальной интерпретации музыки подтверждается научными исследованиями (Л.А. Мазель [2], В.В. Медушевский [3], Е.В. Назайкинский [4; 5], и др.). Говоря о проблеме

287

вербальной экспликации содержания музыки, мы не должны упускать из внимания тот факт, что у человека нет понятийно не осмысленных чувственных образов, да и само искусство возникает в процессе осознания его художественных закономерностей. Содержательный анализ музыкального произведения осуществляется посредством использования техники выражения, что подтверждает правомерность вывода о необходимости совершенствования у будущих музыкантов методов анализа-интерпретации содержания музыки - эмоционально-образного слоя содержания музыкальных произведений. Целесообразность такого пути заключается в том, что вербальные описания воссоздают не физиологическое проявление эмоций, а их психологическое качество, социально детерминированные смыслы и ценностное содержание. Речевая же фиксация способствует выявлению структуры интонационного содержания музыкального образа, который не возникает в сознании слушателя сразу и целиком данным, а раскрывается и формируется постепенно и последовательно, в процессе развертывания музыкального содержания во времени.

Основу процесса вербализации содержания музыкальных произведения составляет понимание слушателем особенностей ритмо-интонационно-темпорального моделирования эмоций в музыке. Механизм моделирования художественных эмоций средствами музыки «запускается» и начинает функционировать при наличии у слушателя опыта сопоставления музыкальных средств выразительности, объединенных в ритмо-интонационные музыкальные комплексы, с компонентами и сторонами эмоции. Такие связи складываются в процессе жизни человека, формируя его музыкально-эстетический тезаурус. Грамматику музыкального выражения эмоций образует система интуитивных представлений человека о структуре и динамике своих жизненных эмоций. В процессе восприятия музыкального произведения, он теоретически рефлексирует, словесно обозначает, структурирует направление и характер движения эмоций в своем сознании и на основе этого приходит к цельному рациональному восприятию-осмыслению (пониманию) эмоционально-образного содержания музыки, а, соответственно, к усилению самого эмоционального впечатления [3, с. 55-56].

В современной музыкальной теории и практике сложились несколько типов рационально-логического анализа музыкального произведения: музыкально-теоретический («школьный», формально-технологический); «общеэмоциональный» (Б. Ярустовский); интонационно-смысловой; целостный; художественно-педагогический. Каждый из них имеет свою специфику, с разной степенью глубины раскрывает перед слушателем-исполнителем сущность музыкального произведения. Овладение будущими музыкантами соответствующими моделями вербальной интерпретации музыкальных произведений предполагает использование ими разнообразных методологических подходов: деятельностного, целостного социально-исторического, структурно-функционального, социологического, культурологического, музыковедческого, семиотического и др., каждый из которых нацелен на выявление собственного предмета в процессе рационально-теоретической интерпретации музыки.

При разработке модели вербальной интерпретации музыкального произведения в образовательном процессе в вузе целесообразно учитывать возможность использования разных уровней его изучения: чувственного переживания; осмысления, предполагающего включение механизмов внимания, памяти и воображения воспринимающего, т.е. его комплексной психической деятельности; художественно-эстетической и социокультурной оценки музыкального произведения. Таким образом, рационально-теоретический анализ музыкального произведения становится механизмом, который обусловливает характер протекания коммуникативной связи педагога и обучаемых. Такой тип анализа музыкального произведения характеризуют два фактора: 1) умение выполнять художественно-эстетический целостный анализ музыки; 2) на основе такого анализа выстраивать дидактическую модель художественно-педагогического анализа (восприятия) музыкального произведения, ориентируясь на определенную аудиторию слушателей.

Итак, можно утверждать, что в процессе обучения будущих музыкантов в вузе необходимо специально заниматься формированием у них полноценного музыкального сознания, навыков адекватного музыкального восприятия и как важной их составляющей - механизма музыкально-теоретического моделирования художественных эмоций в музыке, что служит надежной основой сформированности навыков ее вербальной интерпретации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. - 2-е изд. - М.: Сов. композитор, 1982. - 213 с.

2. Мазель, Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики / Л.А. Ма-зель. - М.: Сов. композитор, 1978. - 351 с.

3. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушев-ский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.

4. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский. //Восприятие музыки: Сб. статей /Ред.-сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980. - С. 91-111.

5. Назайкинский, Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки / Е.В. Назайкинский. // Восприятие музыки. Сб. статей / Ред-сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980. - С. 195-228.

O.A. Овсянникова

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАСЛЕДИЮ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития интереса у будущих педагогов-музыкантов к программе по музыке Д.Б. Кабалевского как важной части его методического наследия. В качестве эффективного метода решения указанной проблемы определяется деловая игра, описываются ее сущность, содержание и правила ее проведения для студентов.

Ключевые слова: деловая игра, интерес, методическое наследие Д.Б. Кабалевского, студенты-бакалавры.

O.A. Ovsyannikova

BUSINESS GAME AS A METHOD OF DEVELOPMENT OF INTEREST IN THE LEGACY OF KABALEVSKY STUDENTS OF DIRECTION OF PREPARATION «PEDAGOGICAL EDUCATION» PROFILE «MUSIC EDUCATION»

Abstract. In the article the problem of development of interest to future teachers-musicians to the music of D. B. Kabalevsky as an important part of its methodological heritage. As an effective method for solving this problem is determined by the business game, it describes the nature, content and rules of conduct for students.

Keywords: business game, interest, methodological legacy of Kabalevsky, students-bachelors.

Д. Б. Кабалевский является легендарной личностью, внесшей весомый вклад в развитие музыкальной культуры и музыкального образования нашей страны. Безусловно, главным его наследием в сфере образования является создание концепции, а на ее основе программы по музыке для общеобразовательной школы. В 70-е, 80-е годы 20 века эта программа широко тиражировалась на телевидении, внедрялась в практику урока музыки. Студенты, обучающиеся по специальности «Музыкальное образование», изучали данную программу на занятиях по методике музыкального воспитания, осваивали ее практически на занятиях со школьниками. В то время программу обвиняли в некотором субъективизме, аргументируя тем, что композитор создал ее относительно масштаба своей личности как доктора искусствоведения, великолепного лектора, исполнителя, музыканта-теоретика [3]. Бытовало мнение, что программу могут освоить не все учителя музыки, что она достаточно сложна для понимания, в ней обозначены достаточно трудоемкие философские и искусствоведческие темы, которые не только сложно объяснить школьникам, но и достаточно трудно понять самим педагогам-музыкантам. Но все-таки постепенно, благодаря целенаправленной просветительской работе Д. Б. Кабалевского, его выступлениям по радио и телевидению, программа «Музыка» была повсеместно внедрена в практику урока музыки и стала считаться классической, на основе которой многие педагоги-музыканты, ученые создавали собственные программы по музыке для общеобразовательной школы.

В первые десятилетия 21 века было создано достаточно много альтернативных программ по музыке, появилась некоторая свобода в их выборе для обучения школьников. Постепенно классическая программа по музыке Д. Б. Кабалевского отошла на второй план как достаточно сложная для усвоения школьниками и будущими педагогами-музыкантами. Сейчас студенты-бакалавры не имеют возможности глубоко освоить наследие Д. Б. Кабалевского на занятиях по методике преподавания музыки, так как изучают и другие программы по музыке. Выходя на практику, многие из них не понимают сущность философско-искусствоведческих тем программы «Музыка», таких как «Современность в музыке», «Взаимосвязь легкой и серьезной музыки», «Музыкальный образ» и другие. Будущие учителя музыки не проявляют интерес к самостоятельному изучению методического наследия великого композитора и педагога-музыканта. В итоге уроки музыки у студентов носят нередко поверхностный, даже несколько развлекательный характер, а это не способствует развитию музыкальной культуры школьников. Для решения данной проблемы в рамках дисциплины «Методологические основы научно-исследовательской деятельности педагога-музыканта» нами была разработана и применялась деловая игра. Охарактеризуем сущность данного метода, содержание и правила деловой игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.