Научная статья на тему 'ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ВИДОВ И ПРИЗНАКОВ'

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ВИДОВ И ПРИЗНАКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1727
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / ВИКТИМОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / CRIMINOLOGY / VICTIMOLOGY / PSYCHOLOGY / VERBAL AGGRESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вишневецкий Кирилл Валерьевич, Тарасенко Денис Владиимирович

Слово является сильным раздражителем, который не имеет себе равных ни в количественном, ни в качественном отношении среди других средств вербального воздействия на индивида. Статья посвящена анализу понятия «вербальная агрессия», определению ее видов и криминологической характеристики присущих ей признаков. Агрессивная функция слова используется людьми очень часто в межличностных отношениях. Угрозы друг другу, унижение человеческого достоинства, издевательства стали одним из самых распространенных способов решения проблем, которые возникают в сложных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL AGGRESSION: DEFINITION OF THE CONCEPT, TYPES AND CHARACTERISTICS

The word is a strong stimulus, which has no equal either in quantity or quality among other means of verbal influence on the individual. Тhe Article is devoted to the analysis of the concept of verbal aggression, determining its types and criminological characteristics of its inherent features. The aggressive function of the word is used by people very often in interpersonal relationships. Threats to each other, humiliation of human dignity, bullying have become one of the most common ways to solve problems that arise in difficult situations that cause mental tension.

Текст научной работы на тему «ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ВИДОВ И ПРИЗНАКОВ»

УДК 343

РО! 10.23672/87059-4867-1478-д

Вишневецкий Кирилл Валерьевич

доктор юридических наук,

профессор,

начальник кафедры

уголовного права и криминологии,

Краснодарский университет МВД России

kvi8hnevecky@mail.ru

Тарасенко Денис Владиимирович

преподаватель кафедры специальных дисциплин, Краснодарский университет МВД России kvishnevecky@mail.ru

Вербальная агрессия:

определение понятия, видов и признаков

Kirill V. Vishnevetskiy

Doctor of Jurisprudence, Professor,

Head of the Department of Criminal Law and Criminology Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation kvishnevecky@mail.ru

Denis V. Tarasenko

Teacher of Department Special Disciplines,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation kvishnevecky@mail.ru

Verbal aggression:

definition of the concept, types and characteristics

Аннотация. Слово является сильным раздражителем, который не имеет себе равных ни в количественном, ни в качественном отношении среди других средств вербального воздействия на индивида. Статья посвящена анализу понятия «вербальная агрессия», определению ее видов и криминологической характеристики присущих ей признаков. Агрессивная функция слова используется людьми очень часто в межличностных отношениях. Угрозы друг другу, унижение человеческого достоинства, издевательства стали одним из самых распространенных способов решения проблем, которые возникают в сложных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Ключевые слова: криминология, виктимология, психология, вербальная агрессия.

Annotation. The word is a strong stimulus, which has no equal either in quantity or quality among other means of verbal influence on the individual. ^e Article is devoted to the analysis of the concept of verbal aggression, determining its types and criminological characteristics of its inherent features. The aggressive function of the word is used by people very often in interpersonal relationships. Threats to each other, humiliation of human dignity, bullying have become one of the most common ways to solve problems that arise in difficult situations that cause mental tension.

Keywords: criminology, victimology, psychology, verbal aggression.

Один из наиболее известных русских мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира Л.Н. Толстой, говорил: «Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека - зеркало его самого». В древнейшей книге человеческой мудрости Библии говорится: «В начале было Слово и Слово было Бог» [1]. Русский физиолог И.П. Павлов называл слова второй сигнальной системой действительности. «И как раз эта система отличает нас от животных» [2]. Слово является сильным раздражителем, который не имеет себе равных ни в количественном, ни в качественном отношении среди других. Слово - не только средство межчеловеческой сигнализации, но и оружие способное причинить значительный вред другому человеку. «Слово - острое оружие, которым надо пользоваться осторожно» [3]. Социолог и философ В.А. Бачинин считает, что человеческое слово

несет в себе три основные этические возможности. Во-первых, оно может способствовать гармоничным отношениям между людьми, пробудить в них добрые чувства, призвать к любви и милосердию. Во-вторых оно способно установить цивилизованные, стабильные и деловые отношения, построенные на основе взаимной честности и уважения прав и свобод друг друга. И, в-третьих, слово может выступать как злодей, хищник, цель которого - запугать, обезоружить, деморализовать, уничтожить если не физически, то психологически или идеологически [4].

Агрессивная функция слова используется людьми очень часто в межличностных отношениях. Угрозы друг другу, унижение человеческого достоинства, издевательства стали одним из самых распространенных способов решения про-бл е м , котор ые возникают в сложных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Агрессивность в обществе диктуется переходным состоянием нашего общества с его непредсказуемостью и незащищенностью. Психика человека просто не выдерживает и это воплощается в агрессивное поведение, которое выражается в физическом насилии, хамстве, хулиганстве, в оскорблениях и других проявлениях. В последнее время проблема агрессии стала очень популярной в мировой криминологии, психологии, социологии. Ей посвящено большое количество статей, монографий, проводятся международные конференции, семинары. И это - не дань моде, а скорее, реакция представителей разных наук на распространение агрессии и насилия. Следует отметить, что, несмотря на большое количество научных наработок по вопросам агрессии, наука стоит еще на неизведанном грунте. И неслучайно до сих пор нет четкого определения этому понятию.

Агрессия (от лат. адгеээ'ю), в буквальном переводе, означает нападение. Но это слово используют для определения широкого круга актов поведения, которые мотивированы неприязнью к объекту агрессии. Агрессия - в современном международном праве это - любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации) [5]. В быту термин «агрессия» используется для определения насильственных, захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигумма-низма, насилия, грубой силы. В то же время, в некоторых случаях, об агрессивных действиях говорят как о положительных, полезных, например, о спортивных соревнованиях. Но «позитивная агрессия» является скорее исключением, которое имеет место в узкоспециальной сфере.

В научных работах многих отечественных юристов агрессия отождествляется с насилием - физическим или психическим (угрозы). Так, под психологическим насилием в семье понимается воздействие на эмоции или психику партнера путем запугивания, угроз, оскорблений, критики, осуждения и тому подобных действий. На наш взгляд, термин «агрессия» значительно шире, чем термин «насилие». Причин считать эти термины не тождественными несколько. Во-первых, насилие применяют в отношении друг друга только люди и очень часто без всякой нужды, в отличие от животных, которые проявляют агрессивность как средство существования и защиты. Во-вторых, только люди наделены сознанием - высшей формой психического отражения действительности, которое действует с помощью двух сигнальных систем через чувства, впечатления, воображения, а также - слова. Поэтому люди могут нанести вред друг другу, не применяя насилие, а одними лишь словами, даже без угроз, например, оскорблением, клеветой, ложным сообщением об опасности. В-третьих, говоря о человеческой агрессивности, мы, в первую очередь, имеем в виду насилие. Насилие - это наиболее острое и опасное агрессивное поведение, но не всякое насилие, а лишь то, которое не признается

общественно полезным. Например, применение насилия при необходимой обороне, задержании преступника не только не признается обществом опасным, а наоборот, является правом граждан, а для сотрудников правоохранительных органов -обязанностью. Эти права и обязанности закреплены в соответствующих законодательных актах: в Уголовном Кодексе, Законе «О полиции» и других. Следует отметить, что история и современность знают много примеров незаконных репрессий со стороны государства и его органов. Это -агрессия под видом законных мер. Но это -только исключение из правил.

Указанные причины привели к тому, что до настоящего времени нет однозначного определения понятия «агрессия». Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что одним из важнейших признаков агрессии является намеренное причинение вреда агрессором жертве. Так, американский психолог К. Изард под агрессией понимает словесное или физическое действие, направленное на причинение вреда [6]. Физиолог Хосе Дельгадо говорит: «Человеческую агрессивность можно рассматривать как поведенческую реакцию, для которой характерно применение силы с целью причинить повреждение людям или предметам» [7]. Более полное определение этого понятия дает Х. Хекгаузен: «Разнообразие действий, которые нарушают физическую или психологическую целостность другого человека (или группы людей), причиняют им материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или ведут к его уничтожению» [8]. Каждое из этих определений имеет недостатки и являются не полными, но они дают возможность сделать вывод о том, что наиболее важным признаком агрессивного поведения является преднамеренное причинение вреда другому человеку.

Отечественные психологи также предпринимали попытки дать определение агрессии и выделить ее основные признаки. Так, А.Р. Ратинов считает, что агрессия - это проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является причинение вреда тому или иному лицу. В свою очередь, под агрессивностью он понимает личностную позицию, качество личности, заключающееся в наличии деструктивных тенденций (диспозиций) в области субъектно-объективных отношений, готовности к использованию насильственных средств для реализации своей цели. Ученый считает, что агрессивность является качеством личности человека как общественного индивида. Сама по себе агрессивность как личностная особенность - еще не показатель социальной опасности субъекта. Это обусловлено тем, что связь между агрессивностью и агрессией не является твердо детерминированной, фатально заданной. Важно и то обстоятельство, что агрессия может принимать не только противоправные, но и социально допустимые и одобряемые формы. «Ту или иную окраску агрессивность получает лишь в контексте социальной направленности личности, мотивов деятельности, тех ценностей, ради достижения которых осуществляется эта деятельность. Агрессивные

проявления могут выполнять разную роль, представляя собой:

1) средство достижения определенной цели;

2) средство психологической разрядки, замещения блокированной потребности;

3) самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении» [9].

Авторы монографии, непосредственно посвященной криминальной агрессии И.А. Кудрявцев и Н.А. Ратинова считают, что под агрессией следует понимать поведение в форме деструктивного межличностного взаимодействия. Причем, они подчеркивают то, что деструктивностью может характеризоваться как внешняя, предметная сторона активности и составляющие ее элементы, так и внутренняя, характеризующаяся ин-трапсихическими компонентами. При этом возможно значительное количество разнообразных сочетаний и комбинаций, обуславливающих своеобразие конкретных агрессивных актов [10]. На протяжении всей истории общества люди предпринимали попытки объяснить причины человеческой агрессии.

В процессе изучения этой проблемы сформировалось два основных подхода к определению причин агрессии: инстинктивизм и бихевиоризм. Первый видит причины агрессивности людей в биологических инстинктах человека, вторые в социальной среде. Одним из ярких представителей инстинктивизма является З. Фрейд, который отстаивал идею естественной агрессивности человека. Следует отметить, что еще в 1869 г. российский писатель, мастер психологического романа Ф.М. Достоевский в своем романе «Идиот» отмечал, что «законы саморазрушения и самосохранения одинаково сильны в человечестве» [11].

З. Фрейд раскрыл структуру личности. Эту структуру, по мнению ученого, представляют три начала: «Оно» (ИД), «Я» (эго), «Над-Я» (Супер-эго).

«Оно» - это полученные при рождении инстинкты, потребности, желания, которые не осознаются лицом, но от этого не становятся слабее. «Оно» состоит из двух основных инстинктов: самосохранения и разрушения. Этот инстинкт может быть направлен на саму личность (примером его проявления может быть угрызение совести или самоубийство), так и на других людей (агрессия).

«Я» возникает на основе восприятия внешнего окружения. Это - изменяемая под влиянием внешнего мира часть «Оно». «Я» - это самосознание индивида, рациональное в психике. Для раскрытия характера взаимоотношений между «Оно» и «Я» Фрейд использовал аналогию, в которой «Я» по отношению к «Оно» подобно всаднику, который должен обуздать силу коня, но это не всегда ему удается. В некоторых случаях господство «Я» над «Оно» лишь иллюзия. В «Я» Фрейд выделяет часть, которую называет «Над-Я ».

«Над-я» - это совесть человека, принятые им социальные, этические и эстетические воображения, установки и запреты. В «Над-Я» человек аккумулирует традиции и идеалы прошлого. Этот культурный слой личности наблюдает за «Я» и наказывает его за уступчивость. «Над-Я» при совершении человеком аморальных и асоциальных поступков наказывает угрызением совести. «Над-Я» выполняет роль моральной цензуры. При нарушении требований «Над-Я» возникает внутренний конфликт, который, в свою очередь, м ожет привести к психическому расстройству -н е врозу [12].

Наиболее близкое к позиции Фрейда было понимание феномена агрессии у К. Юнга. В числе архетипов, составляющих, по его мнению, модель личности, выделяется «Тень», которая представляет собой все темные стороны человеческого «Я». Именно «Тень» отвечает за все агрессивные проявления и деструктивные тенденции. Агрессия, по мнению Юнга, может и не носить открытого характера, однако, ее сдерживание может привезти к неврозу [13].

Лауреат Нобелевской премии К. Лоренц придерживался эволюционного подхода относительно причин агрессии. Его позиция была схожа с теорией З. Фрейда. Лоренц считал, что агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы живых существ за выживание, который есть и у людей [14]. Этот инстинкт есть у человека с рождения и выполняет значительную роль для его выживания. Во-первых, борьба за выживание рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что жизнь потомкам смогут дать наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Также, Лоренц высказывал мнение о том, что живые существа наделены возможностью подавлять свою агрессивность. Сила этих защитных механизмов различна в зависимости от возможности причинить серьезный вред своим жертвам. Самая большая она у хищников, а самая маленькая у людей как у наиболее безопасных существ, но повседневная жизнь дает нам примеры самого жестокого издевательства человека над себе подобными.

Часть психоаналитиков отказалось от определения агрессии как инстинктивного образования. Они рассматривали агрессию как реакцию личности на определенные внешние ситуации. Внешний мир понимался ими как враждебный человеку, так и агрессия со стороны человека является неизбежной, как самозащита человека от враждебного окружения.

А. Адлер считал, что возникновение агрессии связано с борьбой человека за удовлетворение своих потребностей. В чистом виде агрессия, по его мнению, это жестокость, но она может трансформироваться и проявляться в социально допустимых формах, например, в спорте. В отличие от классического психоанализа, который определял агрессию как мало контролируемый личностью и нстинктивный механизм, А. Адлер считал, что агрессия является отчасти сознательной

реакцией человека на препятствия в удовлетворении своих потребностей [15].

В западных странах приобрела популярность нейрофизиологическая теория агрессии, из которой следует, что источником агрессивного поведения является функционирование центральной нервной системы на физиологическом уровне. Наиболее яркий представитель этой теории американский физиолог Хосе Дельгадо различал два вида агрессии:

1) физиологическую, присущую всем людям без исключения. Причинами, которые ее порождают, являются соперничество, страх, стремление к счастью. Это вполне нормальное поведение человека, желающего жить благополучно. Такая агрессия не представляет опасности для общества, а наоборот, помогает двигать социальный прогресс. Регулирование такого поведения следует проводить в рамках моральных и правовых норм;

2) сознательную антисоциальную деятельность, которая направлена против законных интересов, свободы, здоровья, чести и достоинства других людей. Такой вид агрессии, в значительной степени, обусловлен генетическими особенностями мозговой деятельности отдельных людей.

Х. Дельгадо считает, что в мозге агрессивного человека определенные группы нейронов реагируют определенным образом на внешние раздражители, в результате чего и появляются агрессивные акты поведения. Единственным средством предупреждения такой агрессии является психофармакологический контроль за поведением таких лиц. По его мнению, это позволит построить психоцивилизованное общество без насилия и погромов [16]. Следует отметить, что такого рода управление человеческим поведением является очень опасным экспериментом.

Другим научным направлением, которое раскрывает природу агрессии, является бихевиоризм. В конце 30-х г. ХХ в. на Западе получила широкое распространение фрустрационная теория агрессии. Ее представители - Д. Долард, Д. Маурер, Ж. Нюттен. По мнению этих ученых, причиной агрессии является не естественный инстинкт, а следствие фрустрации, т.е., преград, которые возникают на пути жизненных планов. Фрустрация порождает негативные эмоции, которые ведут к агрессивному поведению, но дальнейшие научные исследования доказали, что агрессивное поведение не всегда является следствием фрустрации. Приведет или нет фрустрация к агрессии, зависит от целого ряда условий, таких как уровень фрустрации, особенности протекания эмоциональных и когнитивных процессов у агрессора и т.п. Также, было установлено, что фрустрация может вызвать различные реакции, и что агрессивность является лишь одной из них. «Когда уровень фрустрации очень высокий, то индивид отказывается от дальнейших попыток достичь своей цели и выбирает другую» [17].

Теория социального обучения является модификацией фрустрационной теории. По мнению ее

представителей, Г. Берковича и Л. Бандуры, на агрессивное поведение влияют следующие факторы:

- биологические ( например, гормоны и нервная система);

- обучение (например, непосредственный опыт или наблюдение агрессивного поведения).

При этом фрустрация порождает агрессию не напрямую, а из-за возникающей при этом эмоции гнева. «В свою очередь, гнев способствует агрессивному поведению только при наличии «пусковых раздражителей», которыми являются личностные стандарты поведения, в значительной степени навязанные средствами массовой информации, а также - референтными группами» [18]. Встреча человека с жизненными трудностями, разрушающими его мечты, может подтолкнуть человека к агрессивному поведению. Однако, на наш взгляд, сильно преувеличена роль неблагоприятной ситуации в детерминации агрессивного поведения, в том числе, и насильственных преступлений.

Широкое распространение получила теория отчуждения. Причину агрессивного поведения представители этой теории видят в социальном отчуждении личности. Такое состояние возникает в современном мире в результате социальной дезорганизации, потери индивидом чувства неразрывной связи с близкими людьми и обществом, превращающие людей в «толпу одиноких». Такое состояние американский социолог Э. Дюркгейм называл «аномией» [19]. Дальнейшее свое развитие эта теория получила в трудах американского социолога Р. Мертона и его последователей Г. Клаурода, А. Коэна. По мнению этих ученых, психологическое отчуждение на фоне социальной дезорганизации общества в значительной мере возникает, благодаря семейному воспитанию, холодности родителей и возникшему в раннем детстве чувству покинутости [20].

Эта концепция получила дальнейшую разработку в трудах российских криминологов Ю.М. Анто-ня на, Е . Г. Самовичева, М.И. Еникеева и других. Они выдвинули гипотезу о том, что эмоциональное отчуждение в детстве формирует у человека состояние уныния, тревоги, обеспокоенности в своей социальной определенности. Эти особенности становятся фундаментальными структурами личности. Состояние тревоги, порождаемое, в основном, отчуждением личности, представляет собой такое свойство, которое выражается в серьезных опасениях за свое биологическое и социальное существование. Это свойство порождает подозрительность, мнительность, страх за свое существование. Оно занимает главное место в структуре личности, и она, чтобы защитить себя, выбирает агрессивный тип поведения. У нее появляется чувство повышенной тревоги «...и это стабильное чувство как раз и является тем, что отличает преступников от не преступников» [21].

Представители обоих подходов к изучению проблемы агрессии, видя в разном причины этого

явления, предлагали различные пути ее снижения и устранения из социальной жизни.

Сторонники инстинктивизма заявляют, что человеческую агрессивность нельзя обезвредить, а можно лишь значительно снизить, направляя ее в другие сферы. Представители бихевиоризма видят решение этой проблемы в устранении из социальной жизни факторов, которые влияют на выбор человеком агрессивного типа поведения. Но наиболее содержательную характеристику агрессии дал Эрих Фромм. Он критиковал два крайних научных направления: инстинктивизм и бихевиоризм. Фромм считал, что одинаково заблуждаются как те, кто видит причины агрессии лишь в биологических инстинктах, так и те, которые видят человека марионеткой социальной среды. Ученый считал агрессию очень сложным феноменом, составные части которого имеют разную генетическую природу и разные причины. Он подчеркивал, что, если обозначать словом «агрессия» все «вредные» действия или все действия, которые причиняют вред и приводят к разрушению живого или неживого объекта, то тогда, конечно, поиски причины теряют всякий смысл, тогда не интересен характер импульса, в результате которого возникло вредное действие. Если назвать одним и тем же словом действия, направленные на разрушение, действия, предназначенные для защиты и действия, осуществляемые с конструктивной целью, то следует расстаться с надеждой понимания «причин», лежащих в основе этих действий [22].

Э. Фромм разделял агрессию на два разных вида. Первый вид агрессии , по его мнению, является общим и для человека, и для животного. Это поведение связано с защитой, реакцией на угрозу, которая является филогенетически заложенной у всех живых организмов. Такое поведение Фромм называл доброкачественной агрессией, ее механизм передается человеку генетически и он практически одинаков у людей и некоторых животных. Она направлена на сохранение жизни и выживание рода. Эта агрессия имеет биологические формы и затухает тогда, когда исчезает опасность.

Второй вид агрессии представляют деструктив-ность и жестокость, которые Фромм называл злокачественной агрессией. Этот вид агрессии присущ только человеку и практически отсутствует у животных. Это - человеческая страсть к абсолютному господству над другими живыми существами и желание разрушать. Природа злокачественной агрессии является социальной. Причины такой агрессии лежат в культуре и образе жизни человека. В отличие от животных, человек бывает агрессивным при отсутствии угрозы его самосохранения и без связи с удовлетворением своих потребностей. По мнению Эриха Фромма, «человек отличается от животных тем, что он убийца. Это - единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучает и убивает своих соплеменников и находит в этом удовольствие» [23]. Причины такого вида агрессии лежат не в биологической природе, а в характере человека и его экзистенциальных потребностях. Причины этих

потребностей находятся в условиях существования человечества. Круг этих потребностей у человека значительно шире, чем у животных. Человеку для существования нужны не только физические, но и психические условия. На основе экзистенциальных потребностей человека возникают страсти, и характер человека представляет собой совокупность этих страстей. «Формирование характера человека происходит в социальном окружении. Способы и средства формирования характера (лица) в значительной степени находятся в культуре. Через родителей общество погружает ребенка в мир своих ценностей, обычаев, традиций и норм» [24].

Кроме родителей, существуют и другие субъекты социализации: школа, референтные группы, непосредственный опыт. По мнению ученого, современные общественные системы носят деструктивный характер. На этот путь человечество стало в IV-!!! тысячелетии до н.э., когда началось использование человека в хозяйстве в качестве орудия труда. Человечество само создало такие условия, когда жизнь человека перестала иметь ценность. Все это является причиной распространения насилия, преступности в обществе. Очень важной неотъемлемой потребностью для человека Э. Фромм считал потребность в возбуждении. Он говорит о том, что у человека сильное возбуждение (волнение) вызывают гнев, жестокость и желание разрушать, а не любовь, творчество или другой какой-нибудь продуктивный интерес. Оказывается, что первый вид возбуждения не требует от человека никаких усилий: ни терпения, ни дисциплины, ни критического мышления, ни самоограничения. Для этого не надо учиться концентрировать внимание, бороться со своими сомнительными желаниями. Людей с низким духовным уровнем всегда выручают «простые раздражители». Они всегда в изобилии: о войнах, катастрофах, пожарах, преступлениях можно прочитать в газетах, увидеть на экране или услышать о них по радио. Можно и самому создать аналогичные «раздражители». «Всегда найдется причина кого-то ненавидеть, кем-то управлять, а кому-то вредить» [25].

Об этом же писал в своих произведениях писатель Г. Мединский. Он вел длительную переписку с лицами, которые отбывали наказание за совершение преступлений. Писатель в своей книге приводил письмо осужденного за совершение хулиганства. Этот человек так описывал свое состояние в момент совершения преступления «... выходя из кинотеатра под впечатлением подвигов героев, я обнаруживал в себе, что хочу быть хотя бы чуточку похожим на них. Не беда, что я не смогу проткнуть шпагой какого-то негодяя, зато я смогу дать ему по морде. Но негодяи на дороге не валяются, их еще надо найти, а пока ищешь - исчезает запал. А не лучше ли сделать негодяем вон того парня, стоящего с девушкой у витрины? Пусть он будет тысячу раз порядочным человеком, но лишь на одну минуту он будет подлецом, в крайнем случае, для меня. После нескольких слов он вынужден ответить мне грубо, а моя «заостренная» совесть требует удовлетворения» [26]. В этом письме раскрывается механизм

возникновения потребности в возбуждении и процесс удовлетворения этой потребности преступным способом.

Э. Фромм заявлял, что самое драматичное в современной жизни то, что на эти стимулы нацеливает человека, общество, современное индустриальное общество исключительно на такого рода «простые стимулы»: секс, накопления, деструк-тивность [27]. Ученый сравнивал деструктивность в обществе с атмосферой в семьях: если ребенок не получает положительных стимулов, когда он живет в безрадостной атмосфере бесчувственности и душевной глухоты, то ребенок внутренне «замерзает». Нет ничего, где он мог бы оставить свой след; нет никого, кто бы ответил ему на вопрос или хотя бы выслушал его. И тогда в его душе поселяется чувство отчаяния и полного бессилия» [28].

Э. Фромм раскрыл сущность и содержание наиболее опасного проявления вербальной злокачественной агрессии - психического садизма. «Он проявляется в желании унизить другого человека при помощи слов. Много примеров такого садизма можно встретить во взаимоотношениях людей: начальник - подчиненный, родители -дети, учителя - ученики и другие. Психический садизм имеет много способов маскировки и

Литература:

1. Евангелие от Иоанна 1:1.

2. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. М. : Изд.-во Наука, 1973.

3. Бочилин В.А. История философии и социологии права. СПб, 2001.

4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии» // Международное право в документах. М., 1982.

5. Изард Кэролл Э. Эмоции человека. М. : Ди-рект-Медиа, 2008.

6. Дельгадо Х. Мозг и сознание. М. : Мир, 1971.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб. : Питер; М. : Смысл, 2003.

8. Ратинов А.Р. Насилие, агрессия, жестокость как объект криминолого-психологического исследования // Насилие, агрессия, жестокость. М., 1989.

9. Кудрявцев И.А. Криминальная агрессия / И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова. М. : Изд-во Московского Университета, 2000.

10. Достоевский Ф.М. Идиот. Изд.-во. Вече; Издательство, ЗАО, 2018.

11. Фрейд З. Разделение психологической личности. Введение в психоанализ. Лекции. М. : Наука, 1989.

достигает особого эффекта тогда, когда оскорбление совершается в присутствии других людей» [29].

Снижение уровня доброкачественной агрессии Фромм видит в исключении эксплуатации одной группы людей другой, в исключении взаимных угроз в обществе и государств между собой. Должен исчезнуть такой способ, как «промывание мозгов», с помощью которого в государстве создается образ врага, которым может быть и другое государство, и представители других социальных групп. Не этот ли способ используется для создания образа «лицо кавказской национальности», как одного из самых криминогенно-опасных социальных групп, что, в свою очередь, вызывает негативную реакцию общества в отношении всех жителей кавказского региона?

Относительно уменьшения второго вида агрессии, деструктивности ученый видит в разработке обществом новой системы ценностей, когда основной задачей общества будет всестороннее развитие человека, расширение его свободы и независимости, предотвращение любых форм эксплуатации, приведение в действие такой силы, как любовь к жизни, что, в свою очередь, блокирует другой биологический инстинкт - любовь к смерти.

Literature:

1. The gospel of John 1:1.

2. Pavlov I.P. twenty-Year experience of objective study of higher activity (behavior) of animals. M. : Nauka Publishing house, 1973.

3. Bochilin V.A. History of philosophy and sociology of law. Saint Petersburg, 2001.

4. UN General Assembly Resolution of December 14, 1974 «Definition of aggression» // International law in documents. M., 1982.

5. Izard Carroll E. human Emotions. M. : Direct-Media, 2008.

6. Delgado X. Brain and consciousness. M. : Mir, 1971.

7. Heckhausen H. Motivation and activity. 2nd ed. SPb. : Piter; M. : Smysl, 2003.

8. Ratinov A.R. Violence, aggression, cruelty as an object of criminological and psychological research // Violence, aggression, cruelty. M., 1989.

9 . Kudryavtsev I.A. Criminal aggression /

I.A. Kudryavtsev, N.A. Ratinova. M. : Moscow University publishing House, 2000.

10. Dostoevsky F.M. Idiot. Publishing house Veche; Publishing house, ZAO, 2018.

II. FreudZ. Separation of the psychological personality. Introduction to psychoanalysis. Lectures. M. : Nauka, 1989.

12. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М. : Прогресс, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Лоренц К. Агрессия. М. : Изд-во Московского Университета, 1994.

14. Адлер А. Индивидуальная психология : Хрестоматия по истории зарубежной психологии. М.: Наука, 1986.

15. Дельгадо Х. Мозг и сознание. М. : Мир, 1971.

16. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб. : Питер, 2001.

17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб. : Питер; М. : Смысл, 2003.

18. Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимиза-ция социальных групп в современном обществе : дис. ... на соиск. уч. ст. д-ра юрид. наук. М., 2009.

19. Фокс В. Введение в криминологию. М. : Госте-хиздат, 2017.

20. Антонян Ю.М. Психология преступления и наказания / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эми-нов. М. : Пенатес-Пенаты, 2000.

21. Фром Э. Аномалия человеческой деструктив-ности. М. : АСТ, 2015.

22. Медынский Г.М. Избранные произведения : в 2-х т. М. : Художественная Литература, 1973. Т. 2.

12. Jung K. Problems of the soul of our time. M. : Progress, 1993.

13. Lorenz K. Aggression. M. : Moscow University Publishing house, 1994.

14. Adler A. Individual psychology : Textbook on the history of foreign psychology. M. : Nauka, 1986.

15. Delgado X. Brain and consciousness. M. : Mir, 1971.

16. Baron R. Aggression / R..Baron, D. Richardson. SPb. : Piter, 2001.

17. Heckhausen H. Motivation and activity. 2nd ed. SPb. : Piter; M. : Smysl, 2003.

18. Vishnevetsky K.V. Criminogenic victimization of social groups in modern society : dis. for the academic degree of doctor of law. M., 2009.

19. Focs V. Introduction to criminology. M. : Gostekhizdat, 2017.

20. Antonyan Yu.M. Psychology of crime and punishment / Yu.M. Antonyan, M.I. Enikeev, V.E. Eminov. M. : Penates-Penates, 2000.

21. From E. Anomaly of human destructiveness. M. : AST, 2015.

2 2. Medynsky G.M. Selected works : in 2. M. : Fiction, 1973. Vol. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.