I
I I I I I I
I
I I I
I
I I I I I
УДК 343.97
ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Котова Нина Константиновна
Ассоциированный профессор Высшей школы права «Эдшет» Каспийского общественного университета, кандидат юридических наук, г. Алматы, Республика Казахстан
Ключевые слова: насилие, человек, общество, личность, агрессивное поведение, социализация.
Аннотация. В статье с разных точек зрения рассматриваются социально-психологические основы агрессивности человека, определяются факторы насилия и его место в современном обществе.
Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на уничтожение и порабощение одних индивидов и социальных групп другими.
Насилие является не только социокультурной проблемой, но и философской и правовой. Различные аспекты, причины и пути предотвращения насильственного, агрессивного поведения людей является предметом изучения психологии, социологии, конфликтологии, криминологии, педагогики, медицинских и других наук.
Насильственная ориентация личности предполагает насилие как обычное средство достижения своей цели. Этой ориентации свойственны жестокость, пренебрежение к правам других людей, безразличное отношение к жизни и здоровью окружающих, нравственных ценностей общества.
Насилие, вероятно, всегда было частью существования человеческого сообщества. Его самые разнообразные проявления можно видеть во всех уголках мира. Ежегодно на земле гибнет более миллиона людей, и еще большее число получает телесные повреждения без летального исхода, как в результате покушений на собственную жизнь и здоровье, так и в результате межличностных и коллективных форм насилия. В общем, насилие является одной из основных причин смертности во всем мире среди людей в возрасте от 15 до 44 лет.
Что касается причин насилия, то часть их совершенно очевидна. Другие же коренятся в социальной, культурной и экономической жизни человека. Самые последние исследования показывают, что хотя биологические и иные личностные факторы объясняют некоторую предрасположенность человека к агрессии, все же чаще такие факторы взаимодействуют с семейными, общинными, культурными и прочими факторами внешнего характера и таким образом создают ситуацию, в которой возникает насилие.
ЦАЗ1РГ1 ЦОГАМДАГЫ ЗОРЛЬЩ-ЗОМБЫЛЬЩ МЭСЕЛЕС1 Котова Нина Константиновна
Каспий университетшц «Эдшет» жогары цуцыц мектебшц цауымдастырылган профессоры, зац гылымдарыныц кандидаты; Алматы ц., Цазацстан Республикасы
ТYйiн создер: зорлыц-зомбылыц, адам, цогам, тулга, агрессивтi мiнез-цулыц, элеуметтену.
Аннотация. Мацалада эр тYрлi квзцараспен адамныц агрессивтшгшц элеумет-тж-психологиялыц негiздерi царастырылады, зорлыц-зомбылыц факторлары жэне оныц цазiргi цогамдагы орны аныцталады.
Зорлыц-зомбылыцты элеуметтж жанжалдарды шешудщ ец квне жэне ец царапайым тэстдершц бiрi реттде царастыруга болады. Адамзаттыц барлыц тарихы бiр индивид жэне элеуметтж топтарды басцалармен жоюга жэне тонауга багытталган зорлыц-зом-былыц эрекеттертщ кезектесуi болып табылады.
Зорлыц-зомбылыц элеуметтж-мэдени мэселе гана емес, сонымен цатар философиялыц жэне цуцыцтыцмэселе болып табылады. Адамдардыц куш цолдану, агрессивтiмтез-цулцы-ныц алдын алудыц тYрлi аспекттерь себептерi жэне жолдары психология, элеуметтану, конфликтология, криминология, педагогика, медицина жэне басца да гылымдарды зерттеу пэш болып табылады.
Жеке тулганыц куш цолдану багыты зорлыц-зомбылыцты вз мацсатына жетудщ эдет-тегг цуралы реттде болжайды. Бул багдарга цатыгездщ басца адамдардыц цуцыцтарына
Цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц процесс
немцурайлы царау, айналадагылардыц ем\р\ мен денсаулыгына, цогамныц адамгершшк цун-дылыцтарына немцурайлы царау тэн.
Зорлыц-зомбылыц, бэлк\м, эрцашан адам цогамдастыгыныц б\р бел\г\ болды. Оныц mYp-л\ кер1шстерт элемнщ барлыц бурыштарында керуге болады. Жыл сайын жер беттде мил-лионнан астам адам цаза табады, жэне ел\м-ж1т\мс1з дене жарацаттарын ез ем\р\ мен денсаулыгына цастандыц жасау нэтижестде, сондай-ац жеке тулга аралыц жэне ужым-дыц зорлыц-зомбылыц mYpлеpi нэтижестде алады. Жалпы алганда, зорлыц-зомбылыц 6y>ктл элемде 15-тен 44 жасца дейiнгi адамдар арасындагы елiм-жimiмнiц негiзгi себептертщ бipi болып табылады.
Зорлыц-зомбылыц себептерте келетт болсац, олардыц бip белш аныц. Басца адамдар адамныц элеуметтщ мэдени жэне экономикалыц емipiнде бай. Ец соцгы зерттеулер био-логиялыц жэне басца да тулгалыц факторлар адамныц агрессияга бешмдтшн mYсiндipсе де, мундай факторлар отбасылыц, цауымдыц, мэдени жэне сыртцы сипаттагы басца да факторлармен езара w-цимыл жасайды жэне осылайша зорлыц-зомбылыц пайда болатын жагдайды жасайды.
THE PROBLEM OF VIOLENCE IN MODERN SOCIETY Kotova Nina Konstantinovna
Associate Professor of Adilet Law School Caspian Public University Candidate of Law, Almaty, Republic of Kazakhstan
Keywords: violence, person, society, personality, aggressive behavior, socialization.
Abstract. The article examines the socio-psychological foundations of human aggression from different points of view, determines the factors of violence and its place in modern society.
Violence can be seen as one of the oldest and most primitive ways to resolve social conflicts. The entire history of mankind is a series of violent actions aimed at the destruction and enslavement of some individuals and social groups by others.
Violence is not only a sociocultural problem, but also a philosophical and legal one. Various aspects, causes and ways of preventing violent and aggressive behavior of people are the subject of study of psychology, sociology, conflictology, criminology, pedagogy, medical and other Sciences.
The violent orientation of the individual assumes violence as a normal means of achieving one s goal. This orientation is characterized by cruelty, disregard for the rights of other people, indifference to the life and health of others, and moral values of society.
Violence has probably always been part of the existence of the human community. Its most diverse manifestations can be seen in all corners of the world. Every year, more than a million people die on earth, and even more are injured without death, both as a result of attempts on their own life and health, and as a result of interpersonal and collective forms of violence. In General, violence is one of the leading causes of death worldwide among people between the ages of 15 and 44.
As for the causes of violence, some of them are quite obvious. Others are rooted in a person's social, cultural, and economic life. The most recent research shows that although biological and other personal factors explain some of a person's predisposition to aggression, more often such factors interact with family, community, cultural, and other external factors and thus create a situation in which violence occurs.
Лучшим умам человечества всегда было свойственно стремление познать природу насилия, агрессивности, жестокости, существующих в обществе с незапамятных времен. Накопленный опыт такого познания служит основой современных исследований агрессивного поведения человека, как проблемы, до сих пор неутратившей своей актуальности. Наиболее интересными и перспективными в этом смысле нам представляются те из них, которые оценивают феномен насилия с разных, нередко полярных, точек зрения.
До сих пор привлекают внимание специалистов идеи инстинктивизма З. Фрейда
и неоинстинктивизма К. Лоренца, а также взгляды Ч. Ломброзо о врожденном преступном начале человека. Суть их заключается в биологической, инстинктивной, запрограммированной сущности человеческой агрессивности. Действительно, агрессивность человека имеет гормональную и генетическую природу, однако нельзя не заметить значительное влияние на нее и социальных, и ситуационных факторов. Более того, если уж прослеживать связь биологического и социального в поведении, то можно заметить, что социальные факторы способны влиять даже на поведение животных.
242
Вестник Института законодательства и правовой информации РК
№1 (59) - 2020
I
I I I I I I
I
I I
I р
I
I I I
Фрейдовский физиологический принцип объяснения многих человеческих страстей и личностных качеств, в том числе и агрессивности, Э. Фромм заменил социобиоло-гическим. Опровергая сравнение человека с животным как исследовательскую методологию, он отмечает, что «человек - единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучит и убивает своих соплеменников и еще находит при этом удовольствие» [1, с. 23]. Ученый утверждает, что животным свойственна биологически обусловленная приспособительная агрессия, смысл которой заключается в сохранении жизни. По наблюдениям биологов, такая агрессия у животных направлена не на уничтожение соперника, а лишь на отпугивание врага и пресечение угрозы жизни, защиту территория проживания и т.п.
Представители «теории среды» считали, что особенности поведения человека не являются врожденными, а формируются исключительно под влиянием социального окружения. «Только просвещенный разум дает нам...исходный пункт для распознания справедливого от несправедливого, морального от дурного» [2, с. 209], утверждал Ламетри, убежденный, что только хорошее общество и просвещение могут обеспечить формирование нравственного человека. По мнению представителей этой школы, человек рождается изначально добрым и разумным, но дурное окружение и дурные примеры формируют в нем плохие наклонности.
Отрицание внутренней биологической заданности в человеке свойственно и представителям другого научного направления - бихевиоризма. В основе его лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных ответов-реакций на воздействие внешней среды.
Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врожденных схем поведения, таких как дыхание, глотание и т.п., над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репер-туаров поведения». В процессе формирования индивидуума наиболее удачная реакция закрепляется как поведенческий стереотип и имеет тенденцию к повторению [3, с. 217].
В бихевиоризме можно заметить своеобразное продолжение теории среды, которая понимает агрессивность как приобретенную форму поведения, ответ, реакцию на воздействие внешней среды, проявление стремления человека добиться какого-то преимущества в жизни. Однако объяснение причин
человеческого насилия только влиянием социальной среды такое же заблуждение, как и переоценка биологических детерминант агрессивного поведения.
Истоки агрессивности имеют гораздо более сложную природу, обусловленную совокупностью и биологических, и социальных начал человеческой сущности. Нам представляется верным мнение Ю.М. Антоняна, утверждающего, что «агрессивность - это врожденное качество, а не результат социализации, хотя в процессе воспитания и формирования личности данное качество может усиливаться либо, наоборот, снижаться, сниматься другими свойствами и социальными запретами, аккумулированными в человеке» [4, с. 18].
Э. Фромм выделяет поведение человека, связанное с обороной, с ответной реакцией на реальную или потенциальную угрозу, которую автор называет доброкачественной агрессией и, напротив, немотивированную внешней ситуацией, агрессию злокачественную. Злокачественная агрессия проявляется как несвойственная природе большинства биологических видов страсть к господству над другим живым существом, как стремление к разрушению. Природа такой агрессивности - социальна. Ее истоки кроются в пороках культуры, воспитания и образа жизни человека.
В отличие от животных человек бывает агрессивным и склонным к насилию по отношению к другим людям, независимо от наличия угрозы в личности или поведении последних и вне связи с удовлетворением насущных потребностей [5, с. 117].
Биологи выявили в поведении животных механизм, сдерживающий крайнее проявление агрессии, который препятствует нерациональному гипертрофированию агрессивности. У человека, как более организованного, мыслящего и потому высшего биологического вида, внутренний запрет на причинение вреда другому человеку устанавливается не таким примитивным мотивом, как у животных, а сложным социализированным осознанием своей общности с другими людьми и сочувствия им. Однако современное общество, разрушая социальные связи, способствуя отчуждению личности, создает затруднения функционирования в ее сознании этого механизма.
По мнению психологов, десоциализация личности способствует развитию индивидуализма, который трансформируется в эгоцентризм. У эгоиста утрачиваются способности к объективной оценке самого себя и окружающих. Ценность чужой личности, ее прав и даже жизни утрачивается. Для обозначения
Цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц процесс
подобного состояния в конце прошлого века французским социологом Э. Дюркгеймом было введено понятие «аномия» и разработана теория, суть которой заключается в том, что разрыв общественных связей ведет к постепенному снижению интересов личности до уровня примитивных потребностей, к утрате умения и желания общаться с другими людьми, к росту конфликтности, как следствию такого неумения разрешать противоречия межличностного общения «мирным путем» [6, с. 60].
Человеческое общение - одна из важнейших сторон индивидуальной формы бытия человека, как социального существа. Ю.М. Антонян называет общение специфической чертой межличностного взаимодействия и отмечает при этом, что «отчуждение в социально-психологическом плане представляет собой как бы уход человека из такого взаимодействия, имеющий существенные психологические и социальные последствия, порой необратимые и носящие криминогенный характер» [7, с. 18].
При этом насилие становится следствием выбора программы собственного поведения и используется в качестве средства достижения различных целей и удовлетворения потребностей, возникающих на основе усвоения антисоциальных взглядов (эгоистических, корыстных, иногда ярко выраженных бесчеловечных и пр.) [8, с. 133].
Психологические последствия отчуждения выражаются в отсутствии эмоциональных контактов между людьми, в восприятии личностью окружающего мира как чуждого и враждебного, в расхождении между ее потребностями, ожиданиями, желаниями и действующими социальными нормами. Комплекс неполноценности, в той или иной степени свойственный любой психологически или социально отчужденной личности, ведет к тому, что непонимаемые или непринимаемые ею свойства другой личности или формы ее поведения могут восприниматься как враждебные, угрожающие и потому требующие ответной агрессивной реакции.
Выдающийся писатель Ф. Искандер писал, что «наш человек готов пойти на самое страшное преступление, если ему будет обещано равенство перед разбоем. Он не понимает и не принимает равенство перед законом. Такого закона у него никогда не было и то, что выдавало себя за такой закон, всегда было обманом. Тоска по равенству уходит в летучее равенство разбоя. Разбой превращается в момент истины. Мечта о равенстве перед разбоем настолько его очаровывает, что он не только не думает о жалости к жертве, он заранее уверен в ее вине, хотя бы потому,
что она для него бездуховна как скот и, следовательно, резать ее можно как скот» [9, с. 517].
Социально отчужденная личность, отлученная от естественного чувства собственного достоинства и самоуважения, в конце концов, гибнет как личность, утрачивая всяческие ценностные ориентиры. Но в силу своей природы человек не может безропотно смириться с этим и оказывается перед выбором - либо сопротивляться подавляющей силе, что трудно и небезопасно, либо, найдя кого-то слабее себя и, унизив его, почувствовать свою собственную силу и значимость.
Такой, по определению И. Канта, «скорее сатанинский, чем человеческий образ действий» позволяет социально ущербной личности утвердить свое «Я» [10, с. 277]. Чужие мощь и власть вызывают у нее преклонение и страх, а такие же, как она сама бессильные люди - презрение. Весь облик беспомощного индивида вызывает стремление к нападению, унижению его. Таким образом, являясь, в определенном смысле, жертвой общества и государства, такой человек пытается избавиться от своей «жертвенности», уничтожая жизнь, здоровье, достоинство или свободу другого, превращая его в жертву собственного преступления.
Некоторые западные ученые (Х. Дельга-до, Дж. Макконэл, Б.Ф. Скиннер и др.) считают необходимым дифференцировать понятие «насилие» и подразделяют его на два вида. К первому виду они относят все проявления «эмоционального» насилия, в основе которого лежат бессознательные факторы, выражающие присущие человеческой натуре чувства и потребности - страх, соперничество, честолюбие, эгоизм, любовь и т.п.
Второй вид насилия, определяемый как «антисоциальный», является сознательной поведенческой реакцией индивида, преднамеренно и целеустремленно направленной против интересов, свободы, здоровья или жизни других людей. Согласно теории Х. Дельгадо и его последователей, в мозге участника любого конфликта определенные группы нейронов реагируют соответствующим образом на сенсорную информацию, в результате чего и возникают поведенческие реакции, представляющие собой насилие [11, с. 135].
Не умаляя значение данной теории для познания механизма индивидуального агрессивного поведения, отметим, что поиски решения острых проблем современного общества только в области психической жизни и эмоциональных реакций человека, в особенностях функционирования его сознания и психики, в искусственной модификации
I
I I
I
I
I $
I
I I
244
АЛ человеческого поведения вряд ли могут быть успешными. Общество может и должно влиять на поведение человека не посредством механического вторжения в его мозг и сознание, а созданием условий, позволяющих ему проявлять и удовлетворять свои потребности правомерными и доступными ему способами.
Определенные условия формирования человека и его бытия могут оказаться причиной того, что в его личности начинают доминировать такие свойства личности, которые Э. Фромм называл комплексом деструктивных страстей - садомазохизм, жадность, зависть, мизантропия.
Современными исследованиями серийных убийц установлено, что их личности свойственны некие общие черты - сложные психологические комплексы неполноценности, порожденные особенностями воспитания, жестокостью со стороны родителей или иных родственников, непониманием, привычными с детства одиночеством и страхом, нередко мужской несостоятельностью и др. [12, с. 32].
Для таких преступников заставить жертву испытать боль, страх или унижение, когда она лишена возможности защищаться, по их собственному признанию, означало проявление и ощущение собственного абсолютного господства, и удовлетворение не столько сексуальных потребностей, сколько потребности в самоутверждении. При этом для них не имело значения - над кем таким чудовищным способом достигается власть - над животным, ребенком, мужчиной или женщиной 3$ [13, с. 89]. * Подобные крайние формы насилия всег-
да продуцируются культурой «деструктивного социума», при котором характер человека - субъективное его отражение. Преступника ^^ можно считать человеком, которому не удалось стать тем, кем он мог бы стать в соответствии со своими внутренними потребностями. Безусловно, отдельным личностям, ^^ вопреки сложившимся условиям и благодаря позитивному влиянию семьи, авторитету родителей, таланту педагогов и т.п. удается полностью развернуть свои способности и в современном обществе. Однако для эффективного сдерживания насилия и агрессивности в обществе необходимо, чтобы все его члены были включены в творческий процесс общественного развития.
Положение в социуме очень тесно коррелирует с ситуацией в малых социальных группах, особенно в семье. Деструктивная атмосфера, распад семейных связей страшнее всего отражается на детях и подростках, вызывая лавинообразный рост жестокости, агрессивности, цинизма, которые на самом
I
I I I I I
деле не что иное, как проекция отношения детей к родителям, ответная реакция на дефицит родительского чувства. Эмоциональное отторжение со стороны родителей трансформируется в психике подростка сначала в недоверие, замкнутость, скептицизм, а затем - в равнодушие и агрессивность, в стремление заявить о себе, обратить на себя внимание близких посредством подобного вызывающего поведения [14, с. 82].
Объективно существующие в обществе негативные условия детерминируют деви-антное поведение вообще и агрессивно-насильственное, в частности. Пути решения этих проблем следует искать в позитивных изменениях самого общества и, в первую очередь, в восстановлении человеческих связей, нормального взаимодействия личности со средой, с конкретным социумом и, наконец, с обществом в целом.
Социальность - суть человеческие связи. Разрушение общества, расчеловечивание человека начинается именно с разрыва этих связей. Закономерность этого особенно заметна в сравнении преступности в городах и сельской местности. Чем выше численность населения, чем экономически более развит тот или иной регион, тем более разобщены люди в нем, тем меньше у них общих интересов, тем меньше между ними социальных связей и взаимозависимости, но тем выше конфликтность и, соответственно, уровень агрессии и насилия.
Одним из крайне опасных форм агрессии и насилия, проявляющихся в современном обществе, является терроризм. Исследование эволюции терроризма позволяет сделать вывод, что он исторически присущ любому этапу общественного развития, любому государству. При этом неизменно и бесспорно то, что он появляется тогда, когда ослабевает власть, происходит разрушение идеологических и нравственных систем, возрастает фрустрация и напряженность в обществе.
Современными исследованиями выявлен ряд предрасположенностей, свойственных психологии террориста. Так, типичными его качествами являются: сверхсосредоточенность на защите своего «Я» с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью; недостаточная личная идентичность; низкая или завышенная самооценка; элементы расщепления личности; сильная потребность в групповой принадлежности; переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач; социальная изолированность и отчужденность; потеря жизненной перспективы и т.п.
Психологическим мотивом к участию в
Цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц процесс
террористических организациях или совершению терактов может стать стремление самоутвердиться, преодолеть отчуждение и фрустрацию, благодаря возможности применить насилие по отношению к другим. Для большинства террористов характерно антиномичное видение мира, проявляющееся, в крайней нетерпимости ко всякого рода инакомыслию. Активно отрицаются общечеловеческие ценности, и в первую очередь, право других людей на жизнь. Насилие, агрессивность становятся самодовлеющими ценностями [15, с. 86].
По нашему убеждению, психологический механизм насилия, проявленного в совершении теракта или в бытовом насилии, всегда схож. Стремление к агрессивно-насильственному поведению обусловлено глубокими негативными экономическими, политическими, социально-психологическими изменениями современного общества. Свойственные ему девальвация нравственных норм, разрушение традиционных жизненных установок и ценностей, отчуждение
личности и расслоение общества, воспринимаются массовым сознанием как условия, создающие угрозу для выживания. При этом агрессивно-насильственное поведение подчас оказывается для современного человека единственным средством самореализации, решения своих проблем и удовлетворения потребностей.
В последние годы, как в Казахстане, так и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция роста количественных и ухудшения качественных показателей насильственной преступности, что заставляет обозначить проблему насилия как одну из важнейших социальных проблем. Для поиска путей ее преодоления нужны серьезные и заинтересованные исследования и усилия всего общества и государства, комплексные, научно обоснованные мероприятия, направленные, в конечном счете, на создание условий, способствующих позитивному нравственно-психологическому формированию личности и нейтрализации нездоровой биологической заданности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. - М.: АСТ, 2004. - 635 с.
2. Ламетри Ж. Сочинения. - 2-е изд. - М.: Мысль, 1983. - 509 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с:
4. Антонян Ю.М. Психология убийства. - М.Юристъ,1997. - 304 с.
5. Фредерик Перлз. Эго, голод и агрессия /Под редакцией Д.Н.Хломова. - М.: Смысл, 2000. - 358 с.
6. Дюркгейм Э. Социология и теория познания//Новые идеи в социологии. - СПб.,1914. - №2.-С.60-77.
7. Антонян Ю.М. Портреты преступников: криминолого-психологический анализ. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - 240 с.
8. Овчинский С.С. Преступное насилие. Преступность в городах. - М.: Инфра-М, 2007. - 408 с.
9. Искандер Ф. Человек и его окрестности. - Изд-во Время, 2006. - 736 с.
10. Кант И. Религия в пределах только разума. - Изд-во Либроком, 2012. - // Кант И. Трактаты. - СПб., 1996. - 304 с.
11. Дельгадо Х. Мозг и сознание. - М.,1971. - 264 с.
12. Бухановский А.О., Бухановская О.А. Психические расстройства у серийных сексуальных преступников: аналитический обзор. - Ростов-на-Дону. - Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003. - 42 с.
13. Баронин А.С. Психологический профиль убийц. Пособие по криминальной психологии и криминалистике. - Киев, 2001. - 176 с.
14. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Гришина А.В. и др. Проблема насилия над детьми: поиски и решения. - М. : Флинта, 2017. - 243 с.
15. Безрукова О.В., Капитонова Е.А. и др. Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия. Монография. - М: Изд-во «Проспект», 2018. - 212 с.
REFERENCES
1. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoy destruktivnosti /Per. s angl. E. M. Telyatnikova, T. V. Panfilova. - M.: AST, 2004. - 635 s.
2. Lametri ZH. Sochineniya. - 2-ye izd. - M. : Mysl1983. - 509 s.
3. Beron R., Richardson D. Agressiya. - SPb: Piter, 2001. - 352 s:
4. Antonyan YU.M. Psikhologiya ubiystva. - M.Yurist»,1997. - 304 s.
5. Frederik Perlz. Ego, golod i agressiya /Pod redaktsiyey D.N. Khlomova. - M. : Smysl, 2000. - 358 s.
Вестник Института законодательства и правовой информации РК
№1 (59) - 2020
I
I I I I I I
I
I I i
I
I
I I I
& DyurkgeymE. Sotsiologiya i teoriyapoznaniya//Novyye idei vsotsiologii. -SPb.,1914. -№2.-S.60-77.
7. Antonyan YU.M. Portrety prestupnikov: kriminologo-psikhologicheskiy analiz. - M.: Norma: INFRA-M, 2019. - 240 s.
8. Ovchinskiy S.S. Prestupnoye nasiliye. Prestupnost'v gorodakh. - M.: Infra-M, 2007. - 408 s.
9. Iskander F. Chelovek i yego okrestnosti. - Izd-vo Vremya, 2006. - 736 s.
10. Kant I. Religiya vpredelakh tol'ko razuma. - Izd-vo Librokom, 2012. - //Kant I. Traktaty. - SPb., 1996. - 304 s.
11. Del'gado KH. Mozg i soznaniye. - M.,1971. - 264 s.
12. Bukhanovskiy A.O., Bukhanovskaya O.A. Psikhicheskiye rasstroystva u seriynykh seksual'nykh prestupnikov: analiticheskiy obzor. - Rostov-na-Donu. - Izd-vo LRNTS «Feniks», 2003. - 42 s.
13. Baronin A.S. Psikhologicheskiyprofil'ubiyts. Posobiyepo kriminal'noypsikhologii i kriminalistike. - Kiyev, 2001. - 176 s.
14. Volkova Ye.N., Volkova I.V., Grishina A.V. i dr. Problema nasiliya nad det'mi: poiski i resheniya. -M.: Flinta, 2017. - 243 s.
15. Bezrukova O.V., Kapitonova Ye.A. i dr. Terrorizm i sovremennoye pravo: aktual'nyye voprosy protivodeystviya. Monografiya. - M: Izd-vo «Prospekt», 2018. - 212 s.
УДК 343.985.7
К ВОПРОСУ О ПОЗИЦИИ АДВОКАТА-ЗАЩИТНИКА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Мушатова Кульбарам Арстангазовна
Ассоциированный профессор Высшей школы права «Эдтет» Каспийского общественного
университета, кандидат юридических наук, г. Алматы, Республика Казахстан
Ключевые слова: стандартизация, адвокатская деятельность, позиция, адвокат-защитник, заключение эксперта.
Аннотация. Позиции адвоката-защитника и его подзащитного тесно взаимосвязаны и обязаны быть согласованы. Тот факт, что защитник вступает в уголовный процесс по воле или с согласия подозреваемого, обвиняемого, не означает общности их интересов и единодушия (солидарности). Адвокату во всех случаях следует (это его нравственный и профессиональный долг) согласовывать свою позицию по уголовному делу с позицией обвиняемого, т. е. обсудить её с ним и выработать единую позицию или получить согласие обвиняемого на изложение своей позиции. Адвокат не может идти на поводу незаконных требований обвиняемого, добиваться его оправдания, вопреки установленным обстоятельствам дела, путём незаконных и безнравственных методов защиты (запугивание, подкуп потерпевших, свидетелей и т. п.). Адвокат-защитник по уголовному делу всегда занимает, выбирает определенную позицию по отношению к возникшему подозрению в совершении преступления и предъявленному обвинению, которую стремится доказать, подтвердить в ходе производства по делу. В литературе авторы по-разному определяют понятие позиции защиты, позиции адвоката-защитника. В статье рассматривается понятие правовой позиции адвоката-защитника и отдельные ее элементы. Автор анализирует теоретические и правовые аспекты позиции адвоката-защитника, а также возможности использования заключения эксперта адвокатом в уголовном процессе. Позиция защитника по делу - это понятие сложное, обусловленное рядом важных, значимых обстоятельств, без учета которых мнение защитника еще нельзя назвать «позицией» в полном смысле этого слова. Исследование понятия «позиция адвоката-защитника» имеет большое практическое и теоретическое значение.
ЦЫЛМЫСТЬЩ СОТ 1С1Н ЖТРПЗУДЕ ЦОРГАУШЫ-АДВОКАТТЫЦ ¥СТАНЫМЫ ТУРАЛЫ МЭСЕЛЕГЕ
Мушатова Кульбарам Арстангазовна
Каспий цогамдъщуниверситетшц «Эдтет» жогары цуцыц мектебшц цауымдастырылган
профессоры, зан гылымдарынын кандидаты, Алматы ц., Казацстан Республикасы