Научная статья на тему 'ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

213
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вербальная агрессия / коммуникативно-прагматические особенности / буллинг / языковые средства выразительности / стилистические приемы / verbal aggression / communicative-pragmatic features / bullying / linguistic means of expression / stylistic devices

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — С.Е. Тупикова

Статья посвящена изучению коммуникативно-прагматических особенностей агрессии и способов ее вербального выражения в социальных сетях на материале англоязычных комментариев пользователей Facebook, Twitter и Instagram. Анализируются факторы, вызывающие агрессивное поведение. Рассматриваются основные стилистические приемы, репрезентирующие вербальную агрессию в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL AGGRESSION AS A COMMUNICATIVE AND PRAGMATIC PHENOMENON IN ENGLISH SOCIAL NETWORKS

The article is devoted to the study of communicative and pragmatic peculiarities of aggression and methods of its verbal expression in social networks. The factors that cause aggressive verbal behaviour are examined. Besides, the article focuses on the main stylistic devices that represent verbal aggression based on comments of Facebook, Twitter and Instagram users.

Текст научной работы на тему «ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

Список использованной литературы

1. Атнякина А.С., Ланцова Л. К. Языковое выражение политкорректности в английском и русском языках // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2020. № XII. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/yazykovoe-vyrazhenie-politkorrektnosti-v-angliyskom-i-russkom-yazykah (дата обращения: 02.04.2021).

2. Ely R. (2006).Rethinking Political Correctness / R. Ely, D. Meyerson, M. Davidson // Harvard Business Review. Washington. 2006

3. Longley R. (2019). What Is Political Correctness? Definition, Pros, and Cons. // Dotdash. New York. 2019

4. Jones M. (2018).Political correctness, trigger warnings and what to do about them. // The Review. Orem. 2018

5. Weigel M. (2016).Political correctness: how the right invented a phantom enemy // The Guardian. London. 2016

6. Toto, C. (2019). Will political correctness kill classic movies? // The Hill. Washington. 2019.

7. Adedji T. The Tune of Political Correctness in Music / T. Adedji // The Bottom Line. Santa Barbara. 2016.

8. Shelley S. f2018) The Rolling Stones and today's politically correct culture // Los Angeles Daily News. Los Angeles. 2018.

С.Е. Тупикова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 811

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация. Статья посвящена изучению коммуникативно-прагматических особенностей агрессии и способов ее вербального выражения в социальных сетях на материале англоязычных комментариев пользователей Facebook, Twitter и Instagram. Анализируются факторы, вызывающие агрессивное поведение. Рассматриваются основные стилистические приемы, репрезентирующие вербальную агрессию в социальных сетях.

Ключевые слова: вербальная агрессия, коммуникативно-прагматические особенности, буллинг, языковые средства выразительности, стилистические приемы.

VERBAL AGGRESSION AS A COMMUNICATIVE AND PRAGMATIC PHENOMENON IN ENGLISH SOCIAL NETWORKS

Abstract. The article is devoted to the study of communicative and pragmatic peculiarities of aggression and methods of its verbal expression in social networks. The factors that cause aggressive verbal behaviour are examined. Besides, the article focuses on the main stylistic devices that represent verbal aggression based on comments of Facebook, Twitter and Insta-gram users.

Keywords: verbal aggression, communicative-pragmatic features, bullying, linguistic means of expression, stylistic devices.

В настоящее время изучением агрессии занимаются специалисты разных научных направлений: психологи, социологи, культурологи, лингвисты, философы. В лингвистике изучение агрессии как явления речевой коммуникации началось сравнительно недавно, и, следовательно, феномен вербальной агрессии еще мало изучен, что обуславливает актуальность настоящего исследования. Современное общество переживает нестабильную экономическую и политическую ситуацию, характеризуется смещением нравственных приоритетов и отказом от духовных ценностей, господством ценностей материальных, наличием реальных и информационных конфликтов и войн, а также присутствием большого количества негативного цифрового контента. Эти факторы, безусловно, могут вызвать агрессивное поведение членов общества. Однако следует отметить, что агрессия и жестокость, как поведение индивида, не всегда подвергались критике, а были важной составляющей эволюционного выживания человека, борьбы за существование еще с первобытных времен. Такое поведение позволяло индивиду выжить в суровых условиях и было оправдано естественным отбором [1].

Среди лингвистов, занимающихся изучением агрессии, нет единства в понимании сущности агрессии в речи, а также в выборе единого термина. В нашу жизнь прочно вошли такие понятия как буллинг (от английского bullying - to threaten to hurt someone or frighten them, especially someone smaller or weaker; to put pressure on someone in order to make them do what you want), кибербуллинг (cyberbullying - the activity of sending Internet or text messages that threaten or insult someone), троллинг (trolling eave offensive or upsetting messages on the Internet, just in order to get a reaction) и др. (Longman Dictionary of Contemporary English). Мотивом такого маргинального поведения может быть острое стремление к справедливости, чувство враждебности, мести, зависти, неудовлетворенности или же борьба за власть, самоутверждение, желание подчинить, манипулировать или нейтрализовать оппонента и т. д.

В ходе проведенного исследования на материале англоязычных комментариев в социальных сетях Facebook, Twitter и Instagram мы пришли к выводу о том, что коммуникативно-прагматические особенности вербального выражения агрессии реализуются в виде так называемых вербальных издевательств, а именно словесных угроз, оскорблений, саркастических замечаний, адресованных другим лицам, уничижительным сравнением и даже обсценной лексикой. Не секрет, что многие люди страдают от социальных сетей, появление которых стало логическим продолжением развития глобального интернета, средством объединения миллионов людей по всему миру, с одной стороны, и средством разобщения и травли, с другой. Сами по себе социальные сети не опасны - они являются хранилищем огромного количества информации, средством коммуникации, способом воспитания и развития. Однако в настоящее время существует тенденция к распространению сомнительного и опасного контента сообществами в социальных сетях. Типичными для таких сообществ являются коммуникативно-прагматические способы вербального выражения жестокости, активная вер-

бальная агрессия в виртуальном пространстве, наличие цифровой толпы, молчаливо или активно одобряющей такое поведение [2].

Типичными чертами вербальной агрессии в социальных сетях являются: анонимность агрессоров, что делает воздействие хулиганства особенно сильным и психологически болезненным; «реинкарнация» агрессоров под другими никами, в других лицах, иногда разного пола и возраста; непрерывность воздействия; возрастание возраста как агрессоров, так и объектов агрессии (хулиганство как детей, так и взрослых). Агрессия в социальных сетях может выходить за пределы интернета в реальную жизнь в виде других проявлений хулиганства, например, когда агрессор и объект хулиганства находятся в одном городе или работают/учатся вместе. Люди, не оценивая последствий своих действий, размещают в интернете на своих страницах в социальных сетях большое количество личной информации, которая может быть использована агрессором в своих целях.

Как показало данное исследование, виртуальные агрессоры чаще всего репрезентируют свою агрессию такими языковыми средствами, как брань, негативно-окрашенная и даже обсценная лексика, фразеологические единицы, стилистические приемы сравнения, гипербола, антитеза, парадокс и другие. Рассмотрим наиболее яркие примеры, взятые путем сплошной выборки из англоязычных комментариев в социальных сетях Facebook, Twitter и In-stagram (дата обращения - ноябрь 2020 - январь 2021 гг.).

Во-первых, в ходе проведенного исследования было выявлено, что в 34% случаях вербальная агрессия репрезентирована негативно-окрашенными сравнениями. Стилистический прием сравнения позволяет раскрыть образ, придать дополнительную яркость и эмоциональность высказыванию или созданному этим высказыванием образу. В проанализированных примерах сравнение использовалось с целью нивелирования значимости или заслуг объекта агрессии, создания его негативного социального образа среди участников коммуникации или общества в целом, формирования враждебного отношения к объекту или событию.

Eliot Engel like other Democrats could be understood only as an attempt to intimidate, bully and treat improperly the distinguished and dedicatedprofession-als of the Department of State (Twitter).

Do not act like Mr. Bean (Instagram).

Во-вторых, вербальная агрессия проявляется оценочными суждениями, негативно-окрашенной и обсценной лексикой, бранью (21 %). Репрезентация агрессии данными языковыми средствами осуществляется за счет обвинения оппонента в нарушении норм национально-культурного поведения, пренебрежении духовными и культурными ценностями и реализуется лексикой с негативной коннотацией.

You are the dirtiest and hypocrite company stuck to policies, driven by American ideals of free speech, because give such figures as Donald Trump more leeway to use your platform to communicate (Twitter).

When I saw what the platforms did with Trump, I thought, 'You jerks should have done this before, and you should do this consistently in other countries around the world'(Twitter).

Принимая во внимание тот факт, что современное общество - это информационное общество, следует отметить, что оценка наиболее четко представлена именно в социальных сетях, где представлены характеристики политических деятелей, деятелей культуры и шоу-бизнеса. Целенаправленная негативная информация об объекте агрессии создает предпосылки для формирования в сознании окружающих его людей нового негативного образа [2, с. 18].

На третьем месте по частотности репрезентации вербальной агрессии в исследуем материале оказались гипербола и антономасия (18%). Данные приемы передают агрессию имплицитно посредством преувеличения (гипербола) или переименования (антономасия). Конечно, администраторы сайта или сообщества могут «забаннить» агрессора или удалить его негативный или непристойный комментарий, но не всегда молниеносно. Чтобы этого избежать блокировки аккаунта или удаления и всё же выразить свою агрессию пользователи сети применяют целый набор имплицитных приемов, с помощью которых выражают свое негативное отношение [3]. Например, antonomasia: The answer for this question can be given only by Mr. Know-it-all (Facebook).

Excuse me Tarzan, could you please come down from that tree and do your business (Instagram).

Poortry, tiger! (Instagram).

Cambridge is England's Silicon Valley (Instagram).

В процессе гиперболизации соотношение объективных категорий таких, как качество, количество, размер, вес и т.д. переосмысливаются путем контрастного сравнения. То есть, гипербола включает в себя поиск аналогий по качественному признаку и контраст по количественному признаку. Основная цель гиперболы - передача оценки, в нашем случае негативной, передача агрессивного отношения.

Hyperbole: Only he believes that there's enough food in the cupboard to feed an entire army! (Facebook).

This is the worst book in the world! (Facebook).

In a speech which he posted on Twitter, Mr Biden said "Right now, we just aren't getting all the information that we need from the most outgoing administration in key national security areas. We get tired of US Defence Department! I accuse it of obstruction on transition! " (Twitter).

Вышеприведенный комментарий несет в себе имплицитную агрессию, выраженную гиперболой the most outgoing administration и глаголом с прилагательным get tired, которые в своем значении дают указание на количественную оценку «ужасно устать, надоесть до крайней степени».

На четвертом месте среди языковых средств, репрезентирующих агрессию в социальных сетях (15%), стилистический прием парадокса, который характеризуется нелогичной связью частей одного предложения, компонентов фразеологизмов или нескольких предложений, в которых сосуществуют противоречивые понятия. В большинстве случаев парадокс противопоставляет два утверждения в двух предложениях, но может быть создан с помощью нескольких предложений. В исследуемом материале ча-

157

ще встретились случаи использования парадокса с целью обвинения в предоставлении заведомо ложной информации. Инвариантные характерные черты парадокса, как наличие алогизма, противоречивости, неожиданной трактовки известного и привычного, позволяют пользователям социальных сетей выражать собственную агрессию.

Кроме того, 12% примеров содержали антитезу, репрезентирующую агрессию, резко негативное отношение к реципиенту, как к носителю иной системы национальных и культурных ценностей. Отметим, что перечисленные языковые средства и стилистические приемы не единственные, репрезентирующие агрессию в социальных сетях.

Таким образом, изучение коммуникативно-прагматических особенностей вербального выражения агрессии в социальных сетях позволило выявить наиболее распространенные языковые средства выразительности и стилистические приемы передачи агрессии: сравнение, антономасию, гиперболу, парадокс, антитезу. При этом основными средствами выражения агрессии являются лексические единицы, входящие в эти конструкции, а сами стилистические приемы лишь углубляют передаваемые с их помощью агрессивные эмоции.

Список использованной литературы

1. Карпов В.В. Речевая агрессия в языке социальных сетей // Вербальный бул-линг в соцсетях и иноязычном медиадискурсе: мат. Международ. заоч. науч. конф. / отв. ред. О.В. Кравец. Ростов н/Д.: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. С. 111-115.

2. Власенко В.А. Информационная безопасность несовершеннолетних: диалог государства и гражданского общества [Электронный ресурс] / Выступление начальника информационно-компьютерного отдела департамента образования администрации Владимирской области В.А. Власенко на межрегиональном семинаре. URL : http://obrazovanie.vladinfo.ru/edu (дата обращения: 09.05.2020 г.).

3. Храбан Т.Е Стилистические приемы передачи речевой агрессии в социальных сетях // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. № 4(109). 2018. С. 156-161.

М. Р. Хохлова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 81.2

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА» КАК ЯЗЫКОВОЙ МАРКЕР СОВРЕМЕННОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)

Аннотация. В работе рассматривается такое понятие, как «лексико-семантическое поле», а также доказывается, что лексическая единица «пандемия корона-вируса» обладает таким полем; проводится анализ данного лексико-семантического поля как маркера современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.