Научная статья на тему 'ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В СФЕРЕ КИНО И МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ'

ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В СФЕРЕ КИНО И МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

196
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политкорректность / общество / культура / индустрия / political correctness / society / culture / industry

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А.А. Ткаченко, И.М. Хижняк

В статье представлена проблема политической корректности, которая играет доминирующую роль в современном социуме и является главной характерной чертой эпохи масс-медиа, затрагивающей все сферы жизни, начиная с кино и музыкальной индустрии и заканчивая бытовыми разговорами и общением детей в школе. Дается определение понятию «политкорректность» как многомерному явлению; термин «политкорректность» рассматривается как языковой рычаг влияния на социальные сферы жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CORRECTNESS IN THE ENGLISH LANGUAGE IN THE FILM AND MUSIC INDUSTRY

The article deals with the problem of political correctness, which plays a dominant role in modern society and is the main characteristic feature of the era of mass media, affecting all spheres of life, from the film and music industry to everyday conversations and communication of children at school. The definition of political correctness as a multidimensional phenomenon is given; the term "political correctness" is considered as a linguistic lever of influence on the social spheres of people's life.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В СФЕРЕ КИНО И МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ»

10. Тиден Е.В. Термины-метафоры в научных текстах по физиологии животных и человека // Романо-германская филология: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 10 Саратов, 2020 72 с.

А.А. Ткаченко, И.М. Хижняк

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 811

ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В СФЕРЕ КИНО И МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Аннотация. В статье представлена проблема политической корректности, которая играет доминирующую роль в современном социуме и является главной характерной чертой эпохи масс-медиа, затрагивающей все сферы жизни, начиная с кино и музыкальной индустрии и заканчивая бытовыми разговорами и общением детей в школе. Дается определение понятию «политкорректность» как многомерному явлению; термин «полит-корректность» рассматривается как языковой рычаг влияния на социальные сферы жизни людей.

Ключевые слова: политкорректность, общество, культура, индустрия.

POLITICAL CORRECTNESS IN THE ENGLISH LANGUAGE IN THE

FILM AND MUSIC INDUSTRY

Abstract. The article deals with the problem of political correctness, which plays a dominant role in modern society and is the main characteristic feature of the era of mass media, affecting all spheres of life, from the film and music industry to everyday conversations and communication of children at school. The definition of political correctness as a multidimensional phenomenon is given; the term "political correctness" is considered as a linguistic lever of influence on the social spheres of people's life.

Keywords: political correctness, society, culture, industry.

Проблема политкорректности все чаще привлекает к себе пристальное внимание современной общественности. Термин «политкорректность» характеризует письменный или коллоквиальный язык, который преднамеренно сформулирован таким образом, чтобы избежать дискриминации или маргинализации групп, обозначенных определенными социальными характеристиками, такими как раса, пол, сексуальная ориентация или умственные/физические способности. Кроме очевидного редуцирования открытых оскорблений, политкорректность также подразумевает избегание выражений, тенденциозно усиливающих негативные стереотипы [1]. Уничтожение словесной дискриминации нередко подразумевается одной из ключевых целей политкорректности [2].

Возникновение термина «политическая корректность» до сих пор является предметом споров мировой общественности, делящим людей на два

лагеря: тех, кто являются ярыми сторонниками данной идеологии, и тех, кто всячески противится идее ограничения словесных высказываний и фактических действий. Однако с уверенностью можно утверждать, что свои корни политкорректность берет в США.

Начиная с 1980-х годов растущую требовательность на политкоррект-ность попеременно хвалили, критиковали и высмеивали комментаторы со всех сторон политического спектра. Данный термин иногда использовался иронически, чтобы высмеять идею об изменчивости языка или о роли языка в общественных переменах в восприятии по отношению к определенным дискриминируемым группам.

В начале 1990-х феномен политкорректности переживал трудные времена, консерваторы начали использовать термин в уничижительной манере, критикуя преподавание и пропаганду того, что они считали «безумной» ле-волиберальной идеологией, в американских колледжах, университетах и либерально настроенных СМИ. Так, например, 21 января 1991 в печатном издании "The New York Magazine" была опубликована статья «Are You Politically Correct?». В данной заметке политкорректность была провозглашена опасностью по отношению к собственной свободе студентов, и, в большей степени, свободе слова и самовыражения. В мае того же года экс-президент Джордж Буш произнес речь в Мичиганском университете в защиту свободы слова и против политкорректности, заявляя, что само существование политкорректности попрекает идею свободы самовыражения, противоречит биллю о правах, объявляя определенные темы, слова и жесты запрещенными.

Сегодня культура политической корректности в большей степени ассоциируется с предвзятостью по отношению к полу, сексуальной ориентации, а также с защитой прав этнических меньшинств. Однако политкор-ректность не ограничивается социальными и политическими сферами жизни - чтобы способствовать религиозной терпимости «С Рождеством!» превращается в «Счастливых праздников!», а более эмпатичное выражение «интеллектуальные трудности» заменяет «умственную отсталость».

Среди форм политкорректности можно выделить, например, практику отказа от использования микроагрессии, выражающейся в кратких высказываниях или действиях, которые намеренно или непреднамеренно выражают негативное предвзятое отношение к любой маргинализованной группе или меньшинству. Например, если сказать американскому студенту азиатского происхождения: «Твои люди всегда получают высокие оценки», то это, возможно и выглядит как некий комплимент, но может быть воспринято как микроагрессивное оскорбление.

Или же новая форма политкорректности - избегание «мейнсплейнин-га». Комбинация слов «мужчина» и «объяснение» - это форма политической некорректности, при которой мужчины маргинализируют женщин, пытаясь объяснить им что-то - часто без необходимости - снисходительно, упрощенно или по-детски. Данную форму сексизма очень часто можно встретить в старых кинофильмах, где женские персонажи в основном не могли позабо-

150

титься о себе сами и становились объектами насмешек со стороны мужчин

[3].

Также существуют так называемые "trigger-warnings", которые подверглись массовому распространению и использованию относительно недавно. Их появление перед показом фильмов или в начале социальных роликов, видеоклипов и аудиотреков оберегает слушателей от возможного контента, который может нанести психологический и/или физический вред. Такое предупреждение дает возможность слушателю или зрителю понять, что последующие кадры или звуки могут быть трудными для восприятия или, например, спровоцировать эпилептический припадок. Зрители и слушатели, которые не готовы просматривать или прослушивать подобные материалы, могут уйти и оградиться от психологически тяжелых материалов. Тенденция также подвергается критике со стороны сообщества, некоторые люди утверждают, что бесконечные предупреждения не позволяют свободно обсуждать темы, о которых ранее не дискутировали открыто [4].

Поскольку кино и музыкальная индустрия являются неотъемлемой частью культурной сферы общества, мы не можем отрицать, что сталкиваемся с проблемой этичного самовыражения буквально на каждом шагу. Сейчас, как никогда раньше, крупные корпорации тщательно следят за диалогами в своих кинолентах, а музыкальные артисты контролируют свою речь, чтобы их творчество не вызывало неразрешимых противоречий в определенных слоях населения и не являлось ни для кого оскорбительным.

Радикальные изменения в высказываниях и действиях зачастую вызывают социально-культурные массовые беспорядки. В качестве примера можно привести выборную кампанию экс-президента Дональда Трампа, который является закоренелым противником идеологии политкорректности, обвиняя данное движение в огромном количестве минусов и используя эту фразу для отражения любой критики. Во время первых дебатов в 2016 году ведущая FoxNews Мегин Келли обвинила Трампа в сексисткой оскорбительной лексике в отношении женщин - Трамп использовал такие выражения, как 'fat pigs,' 'dogs,' 'slobs,' и 'disgusting animals', на что Трамп ответил, что ни у него, ни у страны времени на политкорректность нет. Позже в своем аккаунте в социальной сети "Twitter" он обрушил на Келли шквал оскорбительных комментариев, а другие влиятельные люди публично его поддержали. О данной ситуации в 2019 был снят художественный фильм "Скандал", основанный на реальных событиях. В данном фильме четко просматривается связь между номинативной функцией языка и действиями, совершаемыми людьми. Так, сексуальные домогательства являлись закономерным следствием неполиткорректных фраз, которые мужчины использовали в адрес женщин [5].

Совсем недавно кинолента "Gone with the Wind" ("Унесенные ветром") экранизации 1939 года была удалена из американской кабельной и спутниковой ТВ сети HBOMAX в связи с романтизацией расизма. И хотя данный фильм критиковался и ранее за отсутствие осуждения угнетения на почве цвета кожи, только после повсеместных протестов Black Lives Matter

151

и смерти Джорджа Флойда в 2020 году фильм изъяли из просмотра в связи с отсутствием политкорректности.

В 2021 году на киноэкраны должен выйти ремейк анимационного фильма "Русалочка" 1989 года, что взбудоражило мировую общественность, так как на роль Ариэль была выбрана темнокожая актриса. Студию "Disney" обвиняют в излишней последовательности тенденциям и «перегибающей» политкорректности [6].

Феномен политкорректности также распространен и в музыкальной индустрии. За прошедшие годы многие музыкальные исполнители получали негативные отзывы о своем творчестве. Примеры варьируются от скандального сингла Робина Тика «Blurred Lines» 2013 года, который вызвал многочисленные споры о культуре изнасилования, до выпущенной песни Канье Уэста «Famous», в которой он объективизировал Тейлор Свифт, чем вызвал многомесячную травлю певицы. Оба случая расцениваются как женоненавистнические, оскорбительные и далеко неполиткорректные [7].

Чуть ранее, в 2011 году, американский рэпер под псевдонимом Tyler выпустил свой дебютный альбом "Goblin", который подвергся жесткой критике за оскорбительные расистские, мизогинные и гомофобные песни, продвижение насилия и фантазий об убийствах:

• I'm not weird, you're just a faggot, shame on him, "Goblin " - faggot это агрессивный и унижающий термин для оскорбления представителей ЛГБТ сообщества;

• I'm clockin' three past six and goin' postal, "Yonkers"'— (Сверлю взглядом свой пистолет, слетаю с катушек и делаю серию убийств) - продвижение культуры насилия;

• Kill people, burn shit, fuck school, "Radicals" - продвижение культуры насилия;

• One, two, you're the girl that I want

Three, four, five, six, seven, shit

Eight is the bullets if you say no after all this,

I just wanna drag your lifeless body to the forest, "She" -

продвижение культуры изнасилования и убийств.

В 2014 году американская певица Меган Трейнор выпустила свой дебютный сингл —All About That Bass" - трек, который называют своеобразным гимном женщин, которые не соответствуют общественным стандартам стройности. Тем не менее, в своих куплетах певица использовала строчки, которые расцениваются публикой как часть явления body-shaming(дискриминация людей на основе того, как выглядит их тело):

• Go ahead and tell them skinny bitches that - певица смеется над телами худых женщин, что также является формой дискриминации.

В 2019 году величайшая рок-н-ролл группа «The Rolling Stones» анонсировала тур по Америке, называющийся "No filter". Возможность говорить без ограничений воспринимается обществом очень остро, раз тур называется так свободно. Концерты предоставили людям возможность на два часа

отключиться от требований социума, говорить и делать все, что взбредет в голову. С одной стороны, это гениальный маркетинговый ход, но с другой -мы вновь упираемся в то, что дискриминируемые группы населения могут быть ущемлены, и это придает некий негативный окрас в задумку, которая была призвана подарить ощущение невесомости и свободы [8].

Некоторые музыканты остаются недовольны фактом вторжения в музыкальную индустрию негласных законов, которым нужно следовать, чтобы не навлечь на свою карьеру гнев публики. Однако многие протестуют открыто, как, например, американский рэпер под псевдонимом Rittz, который выпустил одноименный трек "Politically Correct", в котором он свободно презирает культуру избегания стилистически окрашенных выражений:

• "Guarantee when I see her, I'm goin' beat her like a grown-assman

You can smack hoes, that so?" - hoe является сокращенным вариантом

существительного whore, в грубой форме описывающего проституированных женщин, так же в данной строчке легитимизируется насилие в отношении женщин;

• Cunt, can't say the c-word, can't say the b-word, can't say the n-word, may be you can (nah) - c-word и b-word традиционно используются в патриархальной культуре как женоненавистнические и оскорбительные, а n-word по смыслу прочно связано с расизмом и расовой сегрегацией в США;

• You 're confused like a republican transgender - трансфобное высказывание, передающее ненависть к ЛГБТ сообществу.

Многие люди отказываются применять политкорректные формулировки в своей жизни, мотивируя это тем, что изменение выражений не меняет сути, а ограничение свободы слова является прямым нарушением прав человека. Однако язык является нашим ежедневным инструментом коммуникации и то, что мы говорим, как мы это делаем - прямо влияет на окружающую нас действительность. Песни, в которых культура насилия и ненависти проявляется во всех формах, становятся частью нашей жизни, люди начинают шутить про убийства, и кажется, что такое поведение - вариант нормы, хотя это далеко не так. Если общество начнет контролировать свои слова, постепенно мы научимся контролировать и поступки. Если кто-то пошутит про изнасилование, а его не поддержат - постепенно данные шутки вообще перестанут существовать и любое поведение, которое можно расценивать как мизогинное, исчезнет. Если в своих песнях музыкальные артисты перестанут осуждать любые тела других людей, а фильмы смогут предоставлять больше разнообразия в принятии своей идентичности - люди перестанут ощущать стыд за свое тело.

Таким образом, можно заключить, что политкорректность является весомой и значимой частью современного общества, позволяющей регулировать межкультурные конфликты еще на стадии зарождения. Использование политкорректных терминов позволяет оградить дискриминируемые слои населения от оскорбляющих их вербальных и невербальных элементов, а также сделать социокультурное пространство более комфортным для всех.

Список использованной литературы

1. Атнякина А.С., Ланцова Л. К. Языковое выражение политкорректности в английском и русском языках // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2020. № XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoe-vyrazhenie-politkorrektnosti-v-angliyskom-i-russkom-yazykah (дата обращения: 02.04.2021).

2. Ely R. (2006).Rethinking Political Correctness / R. Ely, D. Meyerson, M. Davidson // Harvard Business Review. Washington. 2006

3. Longley R. (2019). What Is Political Correctness? Definition, Pros, and Cons. // Dotdash. New York. 2019

4. Jones M. (2018).Political correctness, trigger warnings and what to do about them. // The Review. Orem. 2018

5. Weigel M. (2016).Political correctness: how the right invented a phantom enemy // The Guardian. London. 2016

6. Toto, C. (2019). Will political correctness kill classic movies? // The Hill. Washington. 2019.

7. Adedji T. The Tune of Political Correctness in Music / T. Adedji // The Bottom Line. Santa Barbara. 2016.

8. Shelley S. (2018) The Rolling Stones and today's politically correct culture // Los Angeles Daily News. Los Angeles. 2018.

С.Е. Тупикова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 811

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация. Статья посвящена изучению коммуникативно-прагматических особенностей агрессии и способов ее вербального выражения в социальных сетях на материале англоязычных комментариев пользователей Facebook, Twitter и Instagram. Анализируются факторы, вызывающие агрессивное поведение. Рассматриваются основные стилистические приемы, репрезентирующие вербальную агрессию в социальных сетях.

Ключевые слова: вербальная агрессия, коммуникативно-прагматические особенности, буллинг, языковые средства выразительности, стилистические приемы.

VERBAL AGGRESSION AS A COMMUNICATIVE AND PRAGMATIC PHENOMENON IN ENGLISH SOCIAL NETWORKS

Abstract. The article is devoted to the study of communicative and pragmatic peculiarities of aggression and methods of its verbal expression in social networks. The factors that cause aggressive verbal behaviour are examined. Besides, the article focuses on the main stylistic devices that represent verbal aggression based on comments of Facebook, Twitter and Insta-gram users.

Keywords: verbal aggression, communicative-pragmatic features, bullying, linguistic means of expression, stylistic devices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.