Научная статья на тему 'Вербализация цвета и формы носителями русского языка в условиях психолингвистического эксперимента'

Вербализация цвета и формы носителями русского языка в условиях психолингвистического эксперимента Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ЗВУКОСИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / VERBALIZATION / EXPERIMENT / SOUND-INSTRUMENTING PICTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Екатерина Юрьевна

Статья посвящена процессу вербализации невербальных стимулов (нестандартные геометрических фигур и цветов). Был проведен прямой эксперимент и два непрямых эксперимента (программа «ВААЛ») с целью выявить объективное и субъективное восприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Филиппова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the process of verbalization of non-verbal stimuls (non-standard geometric figures and colour tints). Besides the direct generation experiments were carried out. Two more reversed experiments focused on objective («VAAL» programme) and subjective (native speakers) perception were taken.

Текст научной работы на тему «Вербализация цвета и формы носителями русского языка в условиях психолингвистического эксперимента»

.. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ НОСИТЕЛЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА1

Е.Ю. Филиппова

Ключевые слова: вербализация, эксперимент, звукосимволический портрет.

Keywords: verbalization, experiment, sound-instrumenting picture.

Цвет и форма - категории, относящиеся к наиболее сущностным проявлениям взаимоотношений человека с внешней средой. Действительно, трудно представить существование людей в «бесцветном» и «бесформенном» мире. Человек в первые годы своей жизни воспринимает цвет и форму окружающих его предметов, причем с какого-то момента начинает делать это, опираясь на уже сформированные ассоциации. Такой вид восприятия в психологии получил название произвольного, предполагающего осознанную цель (получить ту или иную чувственную информацию) и некоторые усилия, направленные на ее достижение. Данный вид восприятия связан с попыткой анализа воспринимаемого объекта и в значительной степени базируется на восприятии первичном: сначала происходит процесс «узнавания» объекта, а уже затем производится его анализ, то есть объект воспринимается сознательно. По словам А.Р. Лурия, вполне очевиден тот факт, что воспринять объект сознательно - значит мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове [Лурия 1975].

Наше исследование посвящено изучению вербализации различных невербальных сигналов. В данном случае под вербализацией понимается процесс окказионального номинирования сигналов любой природы носителями конкретного языка, воссозданный в условиях психолингвистического эксперимента. Осознавая искусственность, создаваемую условиями эксперимента, мы проверяли как саму возможность образования псевдослов, так и основные стратегии вербализации образов цвета и формы, отраженных в псевдословах.

Экспериментальная часть нашей работы проходила в несколько этапов:

1 этап - психолингвистический эксперимент, цель которого состоит в порождении псевдослов как реакции на предъявляемые невербальные стимулы;

2 этап - звукосимволическая обработка полученного материала с использованием программы «ВААЛ-мини» (Проект ВААЛ - автор В.И. Шалак, 2001 год);

3 этап - эксперимент, направленный на восприятие и интерпретацию носителями русского языка полученных псевдослов.

Предварительно нами были проведены пилотажные эксперименты по вербализации образов, возникающих при восприятии стандартных геометрических форм и оттенков цвета, давшие отрицательный результат по причине кодифицированности наименований использованных стимулов (фигуры: квадрат, круг, зигзаг, трапеция, треугольник, овал, прямоугольник, прямая; цвета: красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый, голубой, оранжевый). Статистический анализ звукобуквенного состава полученных в пилотажном эксперименте псевдослов продемонстрировал обращение рецепиентов к своему вербальному опыту, поскольку в реакциях на тот или иной стимул явно присутствовали звукосочетания, имеющие место в существующем наименовании фигуры / цвета. Во избежание данного эффекта, характер предлагаемых для вербализации стимулов был изменен таким образом, чтобы предъявляемые геометрические фигуры и цвета не имели наименования в системе языка. Для эксперимента было отобрано 9 нестандартных форм (нумерация фигур слева направо)

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 06-04-00009а.

\

/______\

цветовых обозначений, полученных путем смешения разных оттенков, отличающихся друг от друга интенсивностью тона (светлый / темный). По техническим причинам мы приводим условные наименования предъявляемых цветовых оттенков: 1 - светло-лиловый; 2 - бежевый; 3 - темно-лиловый; 4 - темно-серый; 5 - кирпичный; 6 - темно-фиолетовый.

Информантам предлагалась следующая инструкция; «Придумайте собственное наименование каждой геометрической фигуре / цвету, не используя при этом уже имеющиеся в языке слова». В экспериментах принимали участие по 100 носителей русского языка (студенты Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина в возрасте 18-20 лет). Время выполнения задания не ограничивалось. Эксперимент проводился в учебной аудитории, все стимулы размещались на доске и предъявлялись одновременно. Количественная обработка данных эксперимента позволяет сделать некоторые выводы.

1. Результаты анализа псевдослов, полученных при вербализации геометрических фигур:

1) частотность использованных в псевдословах согласных совпадает с их частотностью в нормативных текстах. Звукобуквы Р, Р’, К, Т, Л, Л’, М, Н, З, С, Г, В, встречающиеся в большинстве псевдослов, являются в то же время наиболее частотными в речевом использовании, согласно результатам, полученным А.П. Журавлевым [Журавлев 1974];

2) концентрация гласных достаточно высока и превышает норму в среднем в 4 раза (за норму принята частотность звукобукв, представленная А.П. Журавлевым [Журавлев 1991]).

Рассматривая процентное соотношение гласных звукобукв в полученных реакциях, можно отметить некоторые закономерности. Так, встречаемость А в псевдословах, вербализующих все фигуры, примерно одинакова и, как правило, превышает частотность использования других гласных. На этом фоне прослеживается устойчивое преобладание в той или иной геометрической фигуре лабиализованных либо нелабиализованных гласных, что, вероятно, обусловлено самой формой фигуры (округлой либо угловатой). Проиллюстрируем данное утверждение примерами: в псевдословах, полученных при вербализации фигур 1, 2, 3, 4, 8, являющихся более округлыми, процент огубленных гласных О, У значительно выше, чем неогубленных И, Е. В фигуре 7, несмотря на общую округлость, высок процент употребления И, что, по-видимому, связано с ее вытянутой формой. В фигурах 5 и 6, обозначающих угловатые формы, превалируют звукобуквы И, Е. Наконец, в фигурах 7 и 9 преобладают неогубленные И, Е, что, возможно, является попыткой отразить характерную для этих фигур вытянутость. Таким образом, при порождении явно прослеживается влияние звукоизобразительного иконизма, связанного с особенностями артикуляции гласных звуков.

2. Результаты анализа псевдослов, полученных при вербализации оттенков цвета:

1) при вербализации цвета наиболее употребительны следующие согласные звукобуквы: Р, Р, Н, Н’, М, М’, Л, Л’, К, С, С’, З, З’,Т, Ф. Как мы видим, эти же согласные использовались и при оязычивании нестандартных фигур, что, вероятно, связано с их общей высокой частотностью. Однако, при вербализации формы процент употребления согласных несколько выше, чем при вербализации цвета. Анализируя полученные данные, можно установить некоторые соответствия между характером цвета и использованием тех или иных согласных звукобукв. Так, например, мягкие согласные практически не употребляются при обозначении темных оттенков (3, 6) и в достаточной степени присутствуют в псевдословах, вербализующих светлые оттенки (1, 2);

2) концентрация гласных звукобукв так же высока, как и при вербализации формы. Не наблюдается значительных внутрицветовых различий по частотности использования гласных А, О. Гласные И, Е наибольшую частотность имеют в псевдословах, обозначающих самые светлые оттенки (1, 2). Возможно, здесь на процесс вербализации повлияло наличие в соответствующих звуках высоких составляющих. При использовании У в некоторой степени проявились ее звукосимволические свойства: наибольшую частотность данная звукобуква получила в 6 (самом темном) цвете.

На втором этапе работы с помощью программы «ВААЛ-мини» выявлялись звукосимволические свойства псевдослов, полученных в результате вербализации девяти геометрических форм и шести

цветовых обозначений. Данная программа основывается на методе семантического дифференциала, введенного Ч. Осгудом и широко используемого психологами, социологами, психолингвистами в исследованиях, связанных с восприятием человека. В программе объекты оцениваются в процентах по ряду биполярных шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов.

В ходе эксперимента 1500 псевдослов (900 псевдослов, вербализующих форму, и 600 - цвет) оценивались по 24 признаковым шкалам: «большой - маленький», «величественный - мужественный», «округлый - угловатый» и т.д. При дальнейшей обработке было выделено 12 антонимичных признаков, по которым все реакции получали стабильно высокую оценку: «округлый - угловатый», «большой -маленький», «величественный - низменный», «мужественный - женственный», «могучий - хилый», «радостный - печальный», «яркий - тусклый», «красивый - отталкивающий», «хороший - плохой», «безопасный - страшный», «быстрый - медленный», «гладкий - шероховатый». В последствие мы используем уже эти 12 шкал.

После соответствующей обработки для каждой геометрической формы составлялся звукосимволический портрет. Например, для псевдослов, отражающих фигуру 1, он следующий: «округлый, мужественный, могучий, радостный, яркий, красивый, хороший, безопасный, большой, величественный».

Псевдослова обладают звукосимволическими свойствами, но, поскольку мы имеем дело с геометрической формой, то наиболее значимой для данного вида стимулов, по нашему мнению, является характеристика по признакам «округлый - угловатый», «большой - маленький». По шкале «округлый -угловатый» во всех фигурах, за исключением фигур 3, 4, 8, наблюдается соответствие формы фигуры и ее компьютерной характеристики. Что касается классификации форм по фактору «размер», то более округлые фигуры определяются как «большие», а фигуры, имеющие вытянутую форму (узкие), как «маленькие». В результате можно констатировать, что при вербализации носители выделяют прежде всего звукоизобразительные свойства, приписываемые объекту.

Общеизвестен тот факт, что цвета обладают значительной эмоционально-психологической насыщенностью, что нашло отражение в результатах эксперимента с использованием программы «ВААЛ». При анализе звукосимволических портретов цветовых стимулов, можно отметить следующее: 1) по шкале «светлый - темный» во всех цветах, за исключением № 4, наблюдается полное совпадение стимула и оценки, данной программой; 2) псевдослова, обозначающие цвета № 1, 3, 6 оценены как «тусклые» и «печальные», в то время как № 2, 4, 5 получили характеристику «яркий», «радостный»; 3) псевдослова, представляющие цвета № 1, 2, 4, 5, характеризовались как «красивые», а более темные № 3, 6 - как «отталкивающие».

Третий этап представлял собой обратный эксперимент с носителями языка, где в качестве стимулов использовались псевдослова, полученные в результате вербализации геометрических фигур и оттенков цветов.

Анализ восприятия псевдослов, обозначающих геометрическую форму, носителями языка.

Респондентам предлагалось оценить 150 псевдослов по 12 признаковым шкалам. Стимулами послужили слова, полученные в результате вербализации трех фигур - 1, 3, 8. Выбор фигур 3 и 8 был обусловлен отсутствием соотносительности между формой фигуры и той оценкой, которая была получена в результате использования программы. Фигуру 1 мы включили в эксперимент по причине того, что реакции на нее как носителей языка (при порождении), так и программы находятся в полном соответствии. В данном случае важно было установить, подтвердится ли данная «гармония» на уровне восприятия.

Звукосимволический портрет геометрической формы 1, составленный по результатам опроса информантов, практически полностью соответствует ее компьютерной характеристике. В обобщенном виде он представляет собой следующий набор признаков: «мужественный», «могучий», «округлый», «быстрый», «хороший», «величественный», «безопасный».

По фигуре 3 оценка, полученная в результате анкетирования носителей языка, в большей степени соответствует характеру геометрической формы, нежели набор признаков, выданный программой (для респондентов данная фигура «округлая», «медленная», а, согласно компьютерной программе, она «угловатая», «быстрая»). Вероятно, это объясняется тем, что носители языка ориентированы преимущественно на артикуляцию и на графический облик псевдослов ( покпок, вомбома, буабоа, оконава, баама, буту и т. п.), в то время как машина просчитывает звукосимволические свойства совокупности звукобукв. Дополнительно была произведена оценка звукосимволических свойств отдельных звукобукв, являющихся в псевдословах наиболее частотными. Полученные результаты подтвердили правильность нашего предположения.

Наконец эксперимент с геометрической формой 8 продемонстрировал практически полное совпадение звукосимволических портретов по основным параметрам: «угловатый», «большой», «мужественный», «быстрый», «шероховатый». Характеризуя псевдослова по тем или иным признакам, носители языка, очевидно, ориентировались на их звукоизобразительные свойства.

Анализ восприятия псевдослов, обозначающих оттенки цвета, носителями языка.

Анализу подверглись реакции, полученные в результате вербализации наиболее контрастных стимулов (2, 6). Респондентам предлагалось оценить 100 псевдослов по признаку «светлый - нейтральный - темный». В целом реакции носителей языка совпали с характером предъявленных стимулов: светлый оттенок № 2 большинством был оценен как светлый, а темный № 6 как темный. Однако при оценке темного цвета

нейтральные реакции практически отсутствовали, тогда как на светлый оттенок мы наблюдали значительное количество нейтральных реакций. По-видимому, темный цвет является более маркированным для процесса вербализации по сравнению со светлым.

Дополнительно в целях повышения валидности предыдущих результатов был проведен эксперимент с носителями языка, которым предлагалось оценить по ряду признаковых шкал непосредственно сами стимулы - цветовые оттенки и геометрические фигуры. Респонденты (50 человек) производили оценку по четырем шкалам: 1) «хороший - плохой», «светлый - темный», «яркий - тусклый», «радостный -печальный» для цветов; 2) «хороший - плохой», «округлый - угловатый», «большой - маленький», «красивый - отталкивающий» для фигур. Данный выбор параметров обусловлен значимостью отобранных признаков для каждой группы стимулов. Сопоставив полученные результаты с данными экспериментов второго этапа, можно сделать вывод о практически полном их совпадении, что подтверждает достоверность выводов к предыдущим этапам эксперимента.

Эксперименты позволили установить следующие общие моменты в вербализации псевдослов и их восприятии «Программой» и носителями языка:

1) употребление наиболее частотных звукобукв при вербализации формы и цвета;

2) повышенную концентрацию гласных звукобукв по сравнению с нормой (частотность А.П. Журавлева);

3) проявление иконизма в отношении «объект - обозначение объекта»;

4) большее разнообразие согласных, использованных при оязычивании геометрических фигур;

5) наличие звукосимволических свойств как у реакций (псевдослова), так и у стимулов.

Основным требованием к качеству стимула при такого рода исследованиях должна быть его нестандартность, незафиксированность в формах языка.

Литература

Журавлев А.П. Фонетическое значение. - Л., 1974.

Журавлев А.П. Звук и смысл. - М., 1991.

Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.