Научная статья на тему 'Вербализация образа профессионала в текстах портретного интервью (на примере концепта «Артист»)'

Вербализация образа профессионала в текстах портретного интервью (на примере концепта «Артист») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
223
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCEPT "AN ACTOR" / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛА / КОНЦЕПТ "АРТИСТ" / COGNITIVE LINGUISTICS / VERBALIZATION OF THE IMAGE OF THE PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Потапова Татьяна Евгеньевна

В статье рассматривается образ человека в системе социально-профессиональных связей по данным языка. Цель - выявить систему концептов, объективирующих об- раз современного российского артиста на материале текстов портретного интервью. Актуальность проводимого исследования обусловлена современными общетеоретичес- кими задачами когнитивной лингвистики; важностью изучения ментальных конструк- тов человека через языковые репрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Verbalization of an image of a professional in the texts of portrait interview (on the basis of the concept "An Actor")

In the article according to a language an image of a man in the system of socio-professional links is being examined. Th e aim is to reveal the system of concepts, discovering on the materials of the texts of portrait interview the image of modern Russian actor. Th e topicality of this research conditioned on modern theoretical aims of cognitive linguistics and on the importance of study of pieces through the representation language.

Текст научной работы на тему «Вербализация образа профессионала в текстах портретного интервью (на примере концепта «Артист»)»

[культура речи] Т. Е. Потапова

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛА

В ТЕКСТАХ ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ

(НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «АРТИСТ»)

TATIANA E. POTAPOVA

VERBALIZATION OF AN IMAGE OF A PROFESSIONAL IN THE TEXTS OF PORTRAIT INTERVIEW

(ON THE BASIS OF THE CONCEPT "AN ACTOR")

Татьяна Евгеньевна Потапова

Аспирантка Тверского государственного университета, преподаватель кафедры русского языка Тверского государственного технического университета ► te-potapova@yandex.ru

В статье рассматривается образ человека в системе социально-профессиональных связей по данным языка. Цель — выявить систему концептов, объективирующих образ современного российского артиста на материале текстов портретного интервью. Актуальность проводимого исследования обусловлена современными общетеоретическими задачами когнитивной лингвистики; важностью изучения ментальных конструктов человека через языковые репрезентации.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, вербализация образа профессионала, концепт «артист».

In the article according to a language an image of a man in the system of socio-professional links is being examined. The aim is to reveal the system of concepts, discovering on the materials of the texts of portrait interview the image of modern Russian actor. The topicality of this research conditioned on modern theoretical aims of cognitive linguistics and on the importance of study of pieces through the representation language.

Keywords: cognitive linguistics, verbalization of the image of the professional, concept "An Actor".

Современный человек — социальная личность, источником развития которой признается социокультурная среда. При этом каждая личность имеет свое «социальное имя», занимает определенный статус в структуре общества, выступает в тех или иных социальных ипостасях1 — «поворотах», в частности, при осуществлении той или иной профессиональной деятельности. «Социально-профессиональные роли» как своеобразные ипостаси человеческой личности, можно обозначить как «стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенную позицию (или статус) в социальной структуре, в тех или иных ситуациях взаимодействия» [4: 179].

Профессиональная деятельность накладывает отпечаток на мировоззрение человека, что находит отражение в системе концептов, исследование которых позволяет судить о ментальной модели действительности, отражаемой в языке. Изучение языкового образа человека в системе социально-профессиональных связей закономерно предполагает анализ фрагмента языковой картины мира (ЯКМ). ЯКМ представителей различных профессий, являясь совокупностью сформировавшихся в групповом (социально-профессиональном) сознании сведений

об окружающей действительности, складывается на основании их представлений об обществе.

В рамках данной статьи описание фрагмента русской сценической концептосферы осуществляется на материале портретного (профессионального) интервью, сфокусированного на одном герое — профессионале, который ярко проявил себя в творческой деятельности и является известным широкой (зрительской/читательской) аудитории. Мы разделяем точку зрения Ю. С. Степанова, согласно которой исследователь концептов стремится показать не только коллективные представления как реальности общества, но и гипотезы, создаваемые об этой реальности наиболее выдающимися членами общества [5: 60]. Принципиально важным для нас является и то, что в интервью коммуникативно-значимая информация носит цитатный характер [2: 109], в силу чего рассматриваемые тексты наиболее адекватно вербализуют обобщенный образ российского профессионала в области сценического искусства.

Вслед за Е. А. Климовым, мы допускаем существование особых «образов мира» в разнотипных профессиях [3]. Актуальный для современного представителя сценической профессии «образ мира» объективируют концепты, эксплицирующие значимые культурные смыслы, мировоззренческие установки, ценностные ориентиры носителя данной «социальной роли-профессии». В ходе анализа текстов интервью было установлено, что на лингвокогнитивном уровне обобщенный образ русского артиста вербализуется посредством концептов «Театр (Сцена, Творческая среда)», «Кино (Съемки, Режиссер)», «Творчество (Талант)», «Работа / Профессия (Актерство)», «Музыка (Песня)», «Танец (Движение, Пластика)», «Деньги (Заработок, Достаток)», «Семейные ценности (Дом, Уют, Родители, Дети)», «Общечеловеческие ценности (Жизнь, Здоровье, Любовь, Дружба, Счастье, Родина)», «Духовные ценности (Вера, Дух, Душа, Бог, Спасение)», «Раньше / Теперь (Советское время / Постсоветское время)», «Старое / Новое», «Свой / Чужой», «Успех (Слава, Популярность, Поклонники)», «Удача (Везение)», «Судьба (Случай)», «Столица / Провинция», «Спорт (Игра, Азарт)», «Риск», «Война».

В интервью отражены размышления о театральном творчестве, о его сути и месте в современной жизни артиста, творческая преемственность; предназначение артиста, поиски своей «ниши» в профессии, художественное перевоплощение на сцене, состояние творческого озарения и реальная личность актера, неустроенность быта, финансовая нестабильность; эстетизация («театрализация») собственной жизни и, вместе с тем, «включенность» в повседневность. Кроме того, мотивом не менее важным и показательным становится отношение к семейным, нравственным (общечеловеческим) и традиционным духовным (христианским) ценностям, которое проникнуто теплыми, возвышенными чувствами, вызывает положительный эмоциональный всплеск.

В содержание концепта «Артист» включаются представления о видах театра, пространстве (творческой атмосфере), кино- и театральных деятелях и их действиях, жанрах, действующих лицах и их действиях, адресате, видах сценического зрелища и его структуре, литературной основе (сценарии), атрибутах разного рода, реакциях зрителей, особенностях существования, особых действиях и т. д., которые вербализуются на лек-сико-семантическом уровне. Так, значимое место концепта «Театр» в картине мира современного артиста подчеркивается многочисленными определениями понятия театра в жизни актера, сущности и месте данного вида искусства и его влиянии на творческую личность артиста.

Главным носителем театрального действия является актёр, в творчестве которого воплощена суть театра: способность захватывать зрителей художественным зрелищем непосредственно протекающей у них на глазах жизни, творческим процессом её воплощения. Для А. Звягинцева профессия актера — это не только возможность самовыражения, но и способ самопознания, служения «делу размягчения сердец, в которые должна войти истина. Это обслуживание истины, как служение, как священство. ... Мы должны предложить зрителю лик, а не характер. Характер — это беспомощно. Актерское кривлянье разлагает лицо человека. Чело. Век. Вечное лицо. Лик. По образу и подобию (А. Звягинцев, www.kino-

teatr.ru). Актерство осознается и как служение своему Делу (равно Богу), отрешение от мирской жизни: ...любой театр — для Бога, но обязательно через людей (К. Райкин. Изв.2 01.10.02). ... есть принципиальный Бог — это профессия (С. Чонишвили, www.ruskino.ru).

Содержание понятия «актерство» обогащается, в него включается семантический компонент «призвание» — следствие «призыва» служить Богу профессиональным образом [1: 253; 5: 584-586]. В словаре Д. Н. Ушакова лексема «призвание» во втором значении дефинируется как «склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями)» [6: 97]. Семантика профессионального призвания раскрывается через понятия внутреннего влечения, предназначения, склонности, потребности в служении избранной профессии.

Театр для артиста не только храм, святилище3: Театр — это храм. Это — как в каждом человеке. ...храм должен быть внутри человека, храм, который не позволит тебе сделать плохое (В. Зельдин, www.amorozov.ru), но и убежище, уединение добровольное заточение, отрешение от мирских забот: Наше поколение еще застало то время, когда театр был... монастырем, из которого невозможно было никуда уйти, и судьба артиста могла складываться только в пределах этого театра. . раньше театр-монастырь ограждал, охранял, защищал своими стенами от социума (Ю. Рутберг. Нов. изв. 12.10.04). Возникает ассоциативная связь — театр — затворничество — монашество — подвижничество, поскольку служение высокому искусству требует самоотречения, самоотдачи, всепоглощенности работой, посвящения всей жизни избранному делу.

В концептосфере артиста также актуальными оказываются следующие метафорические модели.

Театр — это дом, семья: ...мой дом — театр, а кино — что-то вроде дачи. Но вышло так, что прожил я свою жизнь пока на даче, а на сцене появлялся лишь изредка (В. Сухоруков, www. zapiskirep.sitecity.ru). . у нас в театре нет ни-

каких интриг. Мы — большая дружная семья, вместе «одну кашу варим» (О. Прокофьева, www. zapiski-rep.sitecity.ru).

Театр — это любимый человек: .я однолюб: я всю жизнь верен ... одному театру (А. Фатюшин, www.zapiskirep.sitecity.ru). Для меня всегда театр и был моим личным счастьем. Удивительно, я прекрасно помню, каждую репетицию, каждый срочный ввод в спектакль, какая роль давалась с трудом, но я почти не помню семейных вечеров, обедов. ... Он очень красиво за мной ухаживал, читал стихи, я не выдержала и вышла за него замуж. Не надо было этого делать — театр я любила больше, чем его (И. Печерникова, www.zapiskirep.sitecity.ru).

Театр — это родитель: Без театра жить бессмысленно. Так как это мама, которая тебя взрастила и это основа профессии (С. Чонишвили, www.ruskino.ru).

Театр — это сват: ...я встретила очень хорошего человека, это актер нашего театра... А свел нас театр, наша Александринка (С. Смирнова, www.zapiski-rep.sitecity.ru).

Театр — это жизнь, школа жизни: Театр для меня ... — это неотъемлемая часть моей жизни, с утра до вечера. ... Театр — это то, как я живу много лет (И. Стебунов, www.ruskino.ru). Театр выжил лишь потому, что сама человеческая жизнь — это театр (В. Сухоруков, www.zapiskirep. sitecity.ru). . без театра я никуда. Это моя школа, мой институт, практика. Всем чем я владею в профессии, я обязана театральной площадке (Н. Лесниковская, www.zapiskirep.sitecity.ru).

Театр — это болезнь: .я заболел лицедейством. . стал создавать свой кукольный театр (Е. Стеблов, www.zapiskirep.sitecity.ru). ...однажды я попал к моей сестре на дипломный спектакль. ... просто заболел театром (С. Варчук, www. zapiski-rep.sitecity.ru). ...я заболел театром и мечтал только о сцене (М. Мамаев, www.zapiskirep. sitecity.ru). .я где-то умудрился подцепить этот актерский вирус (Б. Невзоров, www.zapiski-rep. sitecity.ru). ...я с детства ходил во всякие кружки, был отравлен актерством (В. Стержаков, www. zapiskirep.sitecity.ru).

Театр — это поле боя: ...знаю, что такое закулисная сторона театра — тратить силы

на интриги мне не интересно, потому что победить в этой войне невозможно. Даже если ты сможешь отстоять свои позиции, ты истратишь столько сил, что на творчество уже ничего не останется (С. Астахов, www.zapiski-rep.sitecity.ru).

Кино — это освободитель: ...кино дает свободу артисту: из множества предложений могла выбирать то, что по душе. А театр ... порабощает (И. Шевчук, www.zapiskirep.sitecity.ru).

Кино — это путешествие, открывающее мир: ...кино было инструментом познания, открытия мира. Режиссеры были герои, великие капитаны, отправляющиеся в нехоженые дали, чтобы привезти нам неведомые дотоле истины — Кук, Беринг, Лаперуз, Америго Веспуччи, Колумб... Висконти, Пазолини, Феллини, Бунюэль, Бергман, Вайда, Антониони, Калатозов, Куросава — для зрителя они все были герои, первооткрыватели. И сам зритель вместе с ними открывал мир (А. Кончаловский, Изв., 28.11.03).

Кино — это отдых: Съемки — это отдых для меня, от быта я устаю, очень не люблю решать проблемы и медленно думаю. ...на съемках все просто, здесь тобой командуют, и не надо думать (О. Волкова, www.zapiski-rep.sitecity.ru).

Некоторые метафорические модели, репрезентирующие концепт «Артист», отражают восприятие артистами себя в качестве полевых игроков, принадлежащих к одной команде, что проявляется в широком использовании спортивных метафор: За период, пока я была вне театра, я поняла, что актер должен существовать в команде (И. Малышева, www.zapiskirep.sitecity.ru). Кино — это своего рода футбольный матч. Если на поле начать думать о том, как относятся к тебе другие игроки, или, в целом, концентрироваться на себе и своих коммуникациях, ты пропустишь мяч. Пока идет матч, единственная действительность, которая имеет право на существование — игра.... Мы играли за одну команду (Е. Щеглова, www.ruskino.ru).

Сам процесс кинопроизводства описывается с помощью производственной метафоры и уподобляется созданию автомобиля: ..процесс создания фильма аналогичен конструированию автомобиля, для нормального функционирования

которого необходимо правильно соблюсти все этапы производства, четко собрать схему и соединить все элементы машины... (П. Руминов, www.ruskino.ru). Сценическая площадка — производственный цех, артист — токарь, подготовка к роли — вытачивание образа: .„не всегда идешь, когда «Ах, мне понравился материал». Нет. Ты идешь, как вытачивать детали на заводе. Но ты должен найти в каждой роли свой интерес (Ю. Степанов, www.ruskino.ru).

Сценическое искусство может принимать облик кормильца, являющегося гарантом материального достатка актера: ... кино меня неплохо кормило, а вот когда начались проблемы с кинопроизводством, было очень тяжело (С. Варчук, www. zapiski-rep.sitecity.ru). ... меня профессия кормит (Ю. Чернов, www.zapiski-rep.sitecity.ru). Новым кормильцем стал телевизионный цикл «Прогулки по Москве». Он идет три года, и я очень доволен: я люблю эту работу, к тому же она позволяет заработать... (А. Баталов. Изв. 20.11.03).

Ориентированность артиста на объект (зрителя/слушателя) раскрывается в многочисленных примерах, демонстрирующих особое взаимодействие актера и зрительного зала: Сатириконовский зал — это такой большой рентген. Тысячный зал, каждый вечер — разный зритель (М. Аверин, www.ruskino.ru). ...зритель понимает, что ты играл. Он непосредственно подходит к тебе как актеру, а не образу... А ты выходишь уже не к этому эмоциональному существу с тысячей голов, с которым ты только что общался, и который имеет свое настроение, и ты не знаешь, как оно проявится. А ты четко видишь каждого человека и понимаешь, какие изменения он пережил (Ю. Чурсин, www.ruskino.ru). Иногда после спектакля ты понимаешь, что он получился ... произошел этот энергообмен со зрителем.... Зритель не обманет — это же сразу чувствуется — когда дежурные аплодисменты, а когда — от души (С. Перегудов, www.ruskino.ru). Меня цепляет моя встреча со зрителями. Я думаю, феномен нашего театра заключается в том, что все переживают, поймет ли зритель ту мысль, которой мы хотели поделиться с ним (Ю. Степанов, www. ruskino.ru).

Актерская (театральная, кино-) кухня — место «приготовления» театрального и кинопродукта для зрителя/слушателя: Зритель уникален тем, что он может ничего не понимать в «кухне», но он все чувствует (С. Перегудов, -^^^гшкто. ги). Это вопрос актерской кухни. Ты читаешь сценарий и задаешь вопросы: почему герой пошел туда, почему сделал это, почему сказал именно так. Из этих вопросов возникает причинно-следственная связь, которая определяет конструкцию персонажа. ... Кухня у каждого артиста своя (А. Серебряков, www.ruskino.ru).

В ассоциативное поле концепта «Артист» своеобразно входит концепт «Деньги». Деньги — примета современного времени, показатель профессиональной успешности, творческой состоятельности. В текстах интервью выявляется сущность и специфика концепта «Деньги» в современный период: ... деньги сегодня — эквивалент ловкости, а не таланта (А. Михалков-Кончаловский. Изв. 27.01.05).

Материальный мир (бизнес) и мир искусства (творчество), с одной стороны, противопоставляются: Я давно поняла: чтобы я смогла позволить себе роскошь играть в театре, я должна зарабатывать где-то в другом месте. Театр денег не приносит (И. Алферова. АиФ. 2007. № 40). Я не олигарх, я шут — человек, выбравший абсолютно неденежую профессию (В. Машков. АиФ. 2002. № 37). Театр — это шут. Да, с колокольчиками, но говорит правду. Поэтому он не должен быть богатым (А. Джигарханян. АиФ. 2002. № 27). ..театр, это не то место, где деньги зарабатываются. Здесь нужно постоянно себя выворачивать наизнанку, заставлять людей переживать вместе с тобой. И вообще, я считаю, что лучше сыграть одну какую-то, но Роль, а не растрачивать себя по мелочам (Н. Суркова, www.ruskino.ru). ... театр — это хобби, это любовь, но не источник доходов (Д. Щербина, www.zapiskirep.sitecity.ru). Когда люди хотят зарабатывать на искусстве большие деньги, то искусство перестает быть искусством (А. Серебряков, www.ruskino.ru). ... в Библии сказано — нельзя служить одновременно и Богу, и мамоне. Мамона есть деньги. И в России ... есть еще достаточно людей, которые... свято

служат своему Делу. ... возможность заработать для них отходит на второй план (С. Юрский, АиФ. 2005. № 01-02).

С другой — наблюдается коммерциализация творчества, при этом актер позиционируется как объект купли/продажи, театр становится источником дохода, а зритель превращается в потребителя: К актерам отношение стало, как к товару. Поэтому, чтобы «продаваться», надо «показывать товар лицом», где-то тусоваться, кому-то улыбаться. (И. Малышева, www.zapiskirep. sitecity.ru). ... театр — моя работа, и эта работа должна давать мне возможность кушать и одеваться... Если один театр не хочет меня кормить, я иду в другой (А. Мордвинова, www.zapiskirep. sitecity.ru). Артист выступает в качестве производителя роли в кино — продукта, который должен быть потребляем огромным количеством населения. . И я понимал, что этот фильм «на потребу» будет закладывать киноиндустрию в России (А. Серебряков, www.zapiskirep.sitecity. га). Артисты старшего поколения подчеркивают, что успех для них не самоцель, а временное явление, отдаляющее от истинного понимания вещей и подчас приводящее к творческому кризису, профессиональной смерти: Актер думает, что у него успех, а на самом деле . это гибель для него. Он ушел от каких-то фундаментальных вещей в искусстве, самых главных, самых заветных. . Можно быть очень известным, узнаваемым, но тебя на порог не пустят туда, где подлинное искусство (Л. Ахеджакова. АиФ. 2007. № 77).

В сознании служителей Мельпомены актерство абсолютизируется. Работа, профессиональная самореализация, оценка сценической деятельности зрительской аудиторией возводятся в ранг безусловной ценности, дают «энергию на все: и на образ жизни, и на работу» (И. Стебунов, www.ruskino.ru), отражают зависимость личной судьбы современного артиста от творческой популярности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В современном русском быту слово «ипостась» (ияоататс;, hip6stasis) означает в обороте в ипостаси кого-л. — человека, личность в той или иной социальной роли [5: 742].

2 Сокращенные наименования цитируемых изданий: АиФ — «Аргументы и факты», Изв. — «Известия», Нов. изв. — «Новые известия».

3 Подобное представление о театре восходит, по всей видимости, к периоду раннего средневековья, когда литургические драмы действительно устраивались внутри храма, а позднее — на паперти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. С. 207-289.

2. Иванчикова Е. А. Жанровые формы речи газетной публицистики (опыт типологии текстов) // Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987.

3. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

4. Культурология. XX век. Т. 2. М., 1998.

5. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2004.

6. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940; Репринтное издание: М., 2000.

[приглашаем принять участие]

XIV ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СЛОВЕСНИКОВ «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»

(Екатеринбург, 26-27 февраля 2009 года)

Конференцию проводят Уральское отделение Российской академии образования, Российское общество преподавателей русского языка, ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник». На конференции предполагается работа по следующим направлениям:

• Русская и зарубежная классика: опыт современного прочтения.

• Русская литература в современном культурном пространстве.

• Рецепция классических произведений школьниками и новые подходы к изучению «программных» текстов.

• Русская литература и национальные литературы России — проблемы взаимодействия.

• Изучение новейшей литературы на школьных уроках.

• Филологические традиции и новые технологии в методике преподавания литературы.

• Современный урок литературы: методические формы и приемы.

Контакты: 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 262, Уральский государственный педагогический университет, ИФИОС «Словесник». Телефон/факс: (343) 235-76-41, 235-76-66. E-mail: slovesnik@mail.ur.ru

III МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ»

(г. Ялта, Украина, 6-9 июня 2009 года)

Конференция пройдет в рамках Международного фестиваля «Великое русское слово» под эгидой МАПРЯЛ и при поддержке Федерального агентства по образованию МОН РФ.

Организаторы: Украинская ассоциация преподавателей русского языка и литературы; Верховный Совет Автономной Республики Крым.

На конференции предполагается рассмотрение следующих основных проблем.

1. Взаимодействие русского языка с другими языками в современном мире.

2. Проблемы изучения национальных вариантов русского литературного языка.

3. Причины и условия вариативности русского языка.

4. Проблемы описания украинского национального варианта русского языка.

5. Диалог культур при обучении русскому языку и литературе в общеобразовательных заведениях Украины. Секретарь Организационного комитета СЛЮСАРЕНКО Олег Александрович

Тел. (0652) 544-154; 544-222; 547-409; 252-210 E-mail: pom_zampred@rada.crimea.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.