Научная статья на тему 'Педагогические воззрения М. С. Щепкина'

Педагогические воззрения М. С. Щепкина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1451
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.С. ЩЕПКИН / ЛИЧНОСТЬ АКТЕРА / МАСТЕРСТВО АКТЕРА / ПОСТУЛАТЫ / РЕАЛИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Игнатова Ирина Борисовна, Борзенко Дмитрий Александрович

В статье рассматриваются основные направления и принципы профессионально-творческого становления актера, вопросы реформирования и модернизации современного образования в подготовке будущих актеров. Изложена фабула театрально-педагогической, социальной, миссионерской деятельности М.С. Щепкина, его значимость в истории театральной педагогики и актерской профессии. Описываются основные законы и принципы формирования «нового актера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические воззрения М. С. Щепкина»

УДК 378.013 Игнатова Ирина Борисовна

доктор педагогических наук, профессор, академик Петровской академии науки и искусств,

ректор Белгородского государственного института

культуры и искусств

[email protected]

Борзенко Дмитрий Александрович

аспирант Белгородского государственного института культуры и искусств [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.С. ЩЕПКИНА

Ignatova Irina Borisovna

Doctor of Education, Professor, Academician of Petrovsky Academy of Arts and Sciences, rector of Belgorod State Institute of Culture and Arts

[email protected]

Borzenko Dmitriy Alexandrovich

post-graduate student of Belgorod State Institute of

Culture and Arts [email protected]

PEDAGOGICAL VIEWS OF M.S. SCHEPKIN

Аннотация:

В статье рассматриваются основные направления и принципы профессионально-творческого становления актера, вопросы реформирования и модернизации современного образования в подготовке будущих актеров. Изложена фабула театрально-педагогической, социальной, миссионерской деятельности М.С. Щепкина, его значимость в истории театральной педагогики и актерской профессии. Описываются основные законы и принципы формирования «нового актера».

Ключевые слова:

М.С. Щепкин, личность актера, мастерство актера, постулаты, реализм, педагогические идеи, профессиональная грамотность, театральная педагогика.

The summary:

In the article the basic directions and principles of the professional and creative formation of the actor, the questions of reforming and modernization of current education in preparation of the future actors are considered. The plot of theatrically and pedagogical, social, missionary activity of M.S. Schepkin, his importance in the history of theatrical pedagogics and the profession of actor is stated. The basic laws and principles of the formation of “new actor" are described.

Keywords:

M.S. Schepkin, the person of the actor, skill of actor, postulates, realism, pedagogical ideas, professional literacy, theatrical pedagogics.

Современная российская система высшего образования претерпевает важный и ответственный период своего реформирования, в котором трансформируются основополагающие принципы его построения, существенным образом обновляется сама модель образования, содержание деятельности всех высших учебных заведений, в том числе и вузов культуры и искусств. Данное обстоятельство актуализирует необходимость осмысления проблемы модернизации системы профессионального образования выпускников театральных факультетов. Это связано с особенностями их профессиональной деятельности, так как будущие актеры являются не только трансляторами культуры, народных традиций и обрядов, но и носителями общечеловеческих и национально-культурных ценностей, норм, опыта и знаний. Поиск конструктивных путей решения данной проблемы нацеливает исследователей на переосмысление педагогического наследия выдающихся деятелей культуры и искусств прошлого.

Педагоги, просветители, видные деятели народного образования и культуры XIX в., выступали сторонниками высоких гуманных идеалов, предлагали оригинальные, самобытные пути решения подготовки «нового актера» - актера миссионера, транслятора культурных ценностей, духовно-нравственных идеалов, а также воспитателя широких слоев населения. В результате развития театрально-педагогической мысли в России XIX в., возникли новые идеи и теории, повлиявшие на становление особого направления в отечественной педагогике - театрального.

К числу видных деятелей театральной педагогики относится Михаил Семенович Щепкин. Творческое наследие М.С. Щепкина включает большое количество заметок, рецензий, высказываний по специфике подготовки «нового актера» и особой миссии театра (Б. Алперс, Г. До-быш, В. Володин, К. Станиславский, Б. Захава).

Он один из первых поднял статус актера на более высокий уровень и возвысил актерскую профессию до категории миссионерской деятельности. Многие идеи М.С. Щепкина позволили сформулировать и систематизировать определенные педагогические принципы и каноны в профессиональной подготовке актера, которые позднее закрепил К.С. Станиславский в своей

системе, а затем их «переработали» и «переосмыслили» его ученики, неустанно обращаясь к первоисточнику и вновь его прочитывая [1].

Почему же щепкинские педагогические идеи, его мысли, его естественность игры, которую он пропагандировал и которой он учил молодых актеров, была без всякого труда принята последующими поколениями актеров?

Возможно, потому, что М.С. Щепкин из множества выдающихся деятелей культуры и искусства впервые сформулировал и частично систематизировал законы актерской профессии, реформировал весь педагогический процесс в подготовке будущего актера, конкретизировал и определил новое направление развития театральной педагогики, опираясь на многовековой опыт старших поколений. Именно поэтому многие поколения актеров, по образному выражению В.И. Слободчука, «легко влились в старые меха традиций, как молодое вино».

По мнению Михаила Семеновича, профессиональный актер должен быть всегда собран и серьезно относиться к своей профессиональной деятельности. Он считал «небрежными актерами» тех, кто особенно свободно разгуливал по сцене или был в верхнем платье. Это непочтение возмущало его до глубины души. В этой кажущейся мелочи он видел подготовку к распущенности. «Театр для актера - храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь, все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других. Священнодействуй или убирайся вон» [2].

В истории русской театральной педагогики М.С. Щепкин — фигура самая бесспорная. В признании его замечательного педагогического таланта сходятся люди самых разнообразных эстетических взглядов и направлений. Его новаторское искусство примиряет театральные разногласия в актерской и общественной среде. М.С. Щепкин как педагог «высшей категории» превосходно сознавал свою проповедническую миссию, впоследствии повлияв не только на развитие «реального» театрального искусства в России, но и на развитие театральной педагогики, как мощнейшего генератора педагогических принципов и направлений, к разделу которой мы обращаемся постоянно как к источнику «питания». Ради этой педагогически-социальной, общественной миссии он и существовал на сцене. Она наполняла его творчество той идейной убедительностью и душевной страстностью, которые так поражали зрителей его эпохи и которые доходят и до нас в созданных им сценических образах [3].

Так, в своем письме к ученику С.В. Шумскому, Михаил Семенович сделал первую попытку систематизировать, зашифрованные для нас, основные педагогические законы подготовки актера, развития его профессиональной грамотности:

- не отвергай замечаний, а вникай в них глубже и для проверки себя и советов всегда имей в виду натуру;

- «влазь», так сказать, в кожу действующего лица, изучай хорошенько его общественный быт, его образование, его особенные идеи, если они есть, и даже не упускай из виду общество его прошедшей жизни. Когда все это будет изучено, тогда какие б положения ни были взяты из жизни - ты непременно выразишь верно: ты можешь сыграть иногда слабо, иногда сколько-нибудь удовлетворительно (это часто зависит от душевного расположения), но сыграешь верно;

- помни, что совершенство не дано человеку; но, занимаясь добросовестно, ты будешь к нему приближаться настолько, насколько природа дала тебе средств;

- никогда не думай смешить публику: ведь и смешное и серьезное вытекает все-таки из верного взгляда на предмет, и верь мне, что через два-три года ты увидишь в своих ролях разницу; с каждым разом роль будет выходить круглее, естественнее;

- следи неусыпно за собой; пусть публика тобой довольна, но сам к себе будь строже ее -и верь, что внутренняя награда выше всех аплодисментов;

- старайся быть в обществе — сколько позволит время, изучай человека в массе, не оставляй ни одного анекдота без внимания, и всегда найдешь предшествующую причину, почему случилось так, а не иначе: эта живая книга заменит тебе все теории, которых, к несчастию, в нашем искусстве до сих пор нет;

- всматривайся во все слои общества без всякого предубеждения к тому или другому, и увидишь, что везде есть и хорошее и дурное, — и это даст возможность при игре каждому обществу отдать свое, то есть: крестьянином ты не будешь уметь сохранить светского приличия при полной радости, а барином во гневе не раскричишься и не размахаешься, как крестьянин;

- не пренебрегай отделкой сценических положений и разных мелочей, подмеченных в жизни; но помни, чтоб это было вспомогательным средством, а не главным предметом: первое хорошо, когда уже изучено и понято совершенно второе», - писал М.С. Щепкин [4].

Анализ перечисленных выше педагогических замыслов позволяет выделить основные постулаты профессионально-творческого становления актера щепкинской школы. Рассмотрим их:

1. Профессиональное становление актера должно основываться на анализе героев по общественно-социальному статусу (в данном случае это герои «третьего сословия»).

Историческая миссия, которую выполнил для русского театра М.С. Щепкин, состояла в том, что он первый рассказал со сцены современникам о жизни простого, так называемого маленького человека. Вместе с ним пришли на театральные подмостки люди российского «третьего сословия», люди демократических слоев русского общества. Он вывел на свет рампы героев, которые до него оставались в тени и считались нетеатральными, недостойными занимать собой внимание просвещенного партера.

М.С. Щепкин, будучи непревзойденным мастером-педагогом, не только анализировал, но и изображал их с внешним правдоподобием, в естественной и простой игре, чему учил и своих последователей. Он считал, что необходимо раскрыть их внутренний мир с той искренностью и душевной страстностью, которые в искусстве возникают лишь тогда, когда художник словами своих персонажей говорит и о самом себе, о самом близком и главном, что составляет его жизненное предназначение. Новаторский смысл щепкинского творчества заключался не столько в каких-то небывалых изобразительных средствах актерской игры, сколько в том назначении, которое они получили у М.С. Щепкина. Возможно поэтому, обладая комплексом общенациональных культурных ценностей и богатой интеллектуальной базой, способствовало развитию у М.С. Щепкина умения переосмыслять различные стили и жанры, умения перевоплощаться, «чувствовать роль», быть разным, то есть умение быть и комиком, и трагиком.

2. М.С. Щепкин — не только выдающийся актер, он художник, потому что для него изучить роль, не значит один раз приготовиться для нее, а потом повторять себя в ней: для него каждое новое представление есть новое изучение. Его игра — творческая, гениальная. Он не помощник автора, но соперник его в создании роли. Его педагогическая деятельность утвердила критический реализм как ведущий творчески-педагогический метод в русской театральной педагогике [5]. Отсюда вытекает второй педагогический постулат М.С. Щепкина как актера-педагога: в процессе профессионально-творческого становления актера его необходимо обучать умениям различать «актерство» от «художества».

3. Следующий театрально-педагогический постулат М.С. Щепкина можно сформулировать так: мастерство добывается в непосредственной творческой практике, в общении молодых исполнителей с большими мастерами, с крупными художниками, педагогами-новаторами, в творчестве которых отложились живые традиции актерского искусства. Мастерство актера не укладывается в свод правил, незыблемых и одинаковых для всех. Прошлый опыт больших актеров, зафиксированный в литературных материалах, в истории театральной педагогики, в высказываниях самих артистов и их современников, деятелей искусств, только намечает пути, по которым должен идти художник к мастерству, всегда отмеченному индивидуальными чертами, всегда неповторимому по своему внешнему и внутреннему стилю. Этому мастерству актер учится в школе, на сцене, учится всю свою творческую жизнь. Оно приходит к актеру не извне, как сумма накопленных правил и технических навыков. Опыт крупных артистов прошлого и настоящего, оставивших след в развитии русской театральной педагогики, показывает, что, так называемое, профессиональное мастерство, высокая духовно-моральная оснащенность личности, приходили к актерам как результат больших педагогических влияний, определявших их творчество [6].

4. Четвертый театрально-педагогический постулат М.С. Щепкина заключается в следующем: в процессе профессионально-творческого становления актера необходимо сформировать у него потребность к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию, потребность «учиться всю жизнь».

Мастерство актера как многогранное и синтезированное искусство М.С. Щепкин, сравнивал только с профессией педагога. Подобно учителю, который, изучая новый материал, каждый раз преподносит его своеобразно, в новом прочтении, и при этом не повторяясь, мы можем сказать и об актере, который, играя свой очередной спектакль, будь-то в десятый или двадцатый раз, не способен воспроизвести, повторить предыдущую игру идеально и точно, создав «ксерокопию своей роли» хотя бы технически. Потому что и действие учителя, и действие актера в обоих случаях сиюминутно, и зафиксировать его невозможно, как это можно сделать в живописи, музыке, архитектуре, литературе и т.д. Поэтому каждый раз актер учится заново, учится всю жизнь, и, наверное, в этом заключается особенность его профессионального роста.

Реализация щепкинских театрально-педагогических постулатов основывалась на принципах, которые были сформулированы великим мастером сцены в своих заметках и высказываниях, а именно:

1) формирование и развитие личности актера как творца, как «мастера» сцены, как транслятора культурных ценностей. По мнению М.С. Щепкина, каждый актер должен овла-

деть не только общенациональными ценностями, он должен быть высококультурной личностью, принимать любую роль и уметь транслировать общечеловеческие ценности, а это может сделать только человек высокой образованности;

2) формирование у каждого актера его индивидуального стиля и своеобразной манеры игры. При этом М.С. Щепкин первым заговорил о необходимости придания актерской игре «естественности». «Естественность, - говорил он, - есть часто удел актерства и почти всегда удел актерства умного, смышленого, расчетливого. Она достигается даже просто известною сценической опытностью» [7];

3) становление и развитие у актера в процессе постижения мастерства (или обучения) комплекса умений переосмыслять различные стили и жанры, перевоплощаться, «чувствовать роль», быть разным, то есть умение быть и комиком, и трагиком.

В педагогических идеях М.С. Щепкина счастливо выразилась глубокая национальная сущность воспитания молодого поколения актеров, новой профессионально-педагогической школы. Историческая роль этого художника, его педагогические идеи, которые сформированы в так называемой «программе сценического реализма», не ограничивается узкоэстетическим значением. Его программа вырастает прежде всего из:

- тезиса общественного служения человека театральному искусству;

- осознания огромной этической силы искусства актера [8].

В этом заключалось отличие щепкинской школы от остальных частных педагогических школ сценического реализма, которые оставались лишь в пределах эстетического воспитания и становления личности, а тем более художественного понимания реализма.

Новаторство М.С. Щепкина вооружено не просто приемами театральной педагогики, а именно приемами становления мастерства актера. С течением времени щепкинская педагогическая школа трансформировалась в отдельную педагогическую систему воспитания и обучения профессиональных актеров, вобрав в себя и элементы каратыгинской школы «русского ампира», и искусство мочаловского духа, не уничтожая их своеобразия. Щепкинское начало живет сегодня и у актеров романтической прозы, и у художников высокого трагического пафоса [9, с. 288].

Мы можем согласиться с мнением Б. Алперса и сказать, что педагогические воззрения М.С. Щепкина и его не систематизированные «записки» с рядом сложившихся театральных учений, заветов и традиций никогда не умирали в русском театре, хотя в отдельные периоды им придавался ограничительный смысл. Бывали времена, когда они превращались преимущественно в традиции мастерства. С таким ограниченным пониманием щепкинского искусства мы встретимся в годы, предшествующие рождению Московского Художественного театра. Плеяда крупнейших актеров XIX в., начиная с И.В. Самарина, кончая Г.Н. Федотовой, видела в М.С. Щепкине только мастера, только учителя сцены.

Конечно, можно определить М.С. Щепкина как выразителя стиля «дворянского реализма» [10] на русской сцене, как это еще недавно делали некоторые исследователи. Но это ровно ничего не объясняет в его творчестве. Мало того, мы перестаем понимать, почему искусство М.С. Щепкина, его воззрения и педагогические мысли не потеряли своей ценности, почему мы, люди новой эпохи, снова и снова обращаемся к нему и находим в нем многое, что оказывается близким для нас.

Сколько ни трудятся исследователи, толкуя вкривь и вкось одни и те же цитаты из мемуаров, записок, писем и устных высказываний М.С. Щепкина, из всего этого можно извлечь только один вывод: М.С. Щепкин был последователем реалистического искусства, формировавшим свои педагогические взгляды в конкретную систему, которая начинающему актеру сопутствует в его профессиональном становлении.

Но чем талантливее актер, чем содержательнее его творчество, тем труднее разобраться в его педагогических приемах, в особенностях его обучения. Педагогические приемы и методы подготовки профессиональных актеров порой сложны тем, что в них множество элементов, которые, на первый взгляд, кажутся разнородными. Одним из таковых педагогических методов М.С. Щепкина является внешний стиль актера, который восстановить у давно умершего актера невозможно! И здесь вся надежда ложится на литературные источники, являющиеся в таких случаях единственным материалом, позволяющим визуально воспроизвести стиль актера со сколько-нибудь прочной достоверностью.

Борис Алперс подчеркивает, что творчество М.С. Щепкина как актера-художника и педагога может быть понято только в связи с его общим мировоззрением, с теми педагогическими, новаторскими идеями, которыми владел он и ради которых он выходил на сцену перед зрителем. В этом отношении между М.С. Щепкиным как актером-художником и актером-педагогом нет принципиальной разницы. Вопрос может идти только о различных методах исследования его творчества и большей или меньшей достоверности выводов [11].

Акцент на вопросах внешнего стиля и метода актерского исполнения, на педагогических проблемах профессионального исполнительского мастерства, характерный для современного театроведения, не является случайностью. Он связан с общим развитием русской театральной педагогики за последние полвека. Вместе с тем в конце XIX - начале XX в. в отечественной педагогике утверждается осознанное отношение к театру как важнейшему элементу духовнонравственного и художественно-эстетического воспитания. Этому во многом способствовали педагогические, психологические, социологические, общефилософские, культурологические и многие другие работы передовых отечественных мыслителей, таких как М.С. Щепкин, придававших исключительно большое значение проблемам формирования творческой личности, исследования психологических основ творчества [12]. Именно в эти годы в театральной педагогике начинает утверждаться мысль о том, что творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией, что именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия [13].

Ссылки:

1. Злотникова Т.С. Публичное одиночество (Творческая личность в русском театре второй половины XX века: актер и режиссер). Ярославль, 1998.

2. Станиславский К.С. Из записных книжек. В 2 т. М., 1986.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000.

4. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979.

5. Добыш Г.Н. Звезды русской сцены. М., 1992.

6. Должанский Р. Театральные творения // Коммерсант. 2007. 22 сен.

7. Кухаренко С. «За правду жизни на сцене» // Бел-гор. Правда. 2000. 8 янв.

8. Станиславский К.С. Указ. соч.

9. Головашенко Ю.А. Многообразие реализма. Сборник статей. Л., 1973.

10. Там же.

11. Алперс Б.В. Указ. соч.

12. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века / под редакцией Н.С. Пивоварова. М., 2005.

13. Рождерс К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 2001.

References (transliterated):

1. Zlotnikova T.S. Publichnoe odinochestvo (Tvor-cheskaya lichnost' v russkom teatre vtoroy poloviny XX veka: akter i rezhisser). Yaroslavl', 1998.

2. Stanislavskiy K.S. Iz zapisnyh knizhek. in 2 vol. M., 1986.

3. Mudrik A.V. Sotsial'naya pedagogika. M., 2000.

4. Alpers B.V. Teatr Mochalova i Shchepkina. M., 1979.

5. Dobysh G.N. Zvezdy russkoy stseny. M., 1992.

6. Dolzhanskiy R. Teatral'ne tvoreniya // Kommersant. 2007. September 22nd.

7. Kuharenko S. «Za pravdu zhizni na stsene» // Belgor. Pravda. 2000. January 8th.

8. Stanislavskiy K.S. Op. cit.

9. Golovashenko Y.A. Mnogoobrazie realizma. Sbornik statey. L., 1973.

10. Ibid.

11. Alpers B.V. Op. cit.

12. Istoriya russkogo dramaticheskogo teatra ot ego isto-kov do kontsa XX veka / ed. by N.S. Pivovarov. M., 2005.

13. Rojers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu, stanovlenie cheloveka. M., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.