Научная статья на тему 'Вербализация концепта “mystery” в современном историческом триллере Д. Брауна «Инферно»'

Вербализация концепта “mystery” в современном историческом триллере Д. Брауна «Инферно» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
191
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / вербализация / ядерные и периферийные компоненты / concept / verbalization / nuclear and peripheral components

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лабыцина Алина Владимировна

Аннотация: в статье рассматривается концепт «mystery» и анализируются особенности его вербализации в современном историческом триллере Д. Брауна «Инферно». На основе лексикографического анализа исследуемого концепта и способов его языковой объективизации в тексте романа выделяются его ядерные и периферийные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: this article considers the concept «mystery» and analyzes its verbal representation in the modern historical thriller «Inferno» by D. Brown. Nuclear and peripheral components of the concept are outlined on the basis of the lexicographical and contextual analyses.

Текст научной работы на тему «Вербализация концепта “mystery” в современном историческом триллере Д. Брауна «Инферно»»

Лабыцина Алина Владимировна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Факультет иностранных языков (5 курс)

Научный руководитель: Игнатова И.В., канд. филологич. наук, доцент

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА "MYSTERY" В СОВРЕМЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ТРИЛЛЕРЕ Д. БРАУНА «ИНФЕРНО»

Аннотация: в статье рассматривается концепт «mystery» и анализируются особенности его вербализации в современном историческом триллере Д. Брауна «Инферно». На основе лексикографического анализа исследуемого концепта и способов его языковой объективизации в тексте романа выделяются его ядерные и периферийные компоненты.

Ключевые слова: концепт, вербализация, ядерные и периферийные компоненты.

Abstract: this article considers the concept «mystery» and analyzes its verbal representation in the modern historical thriller «Inferno» by D. Brown. Nuclear and peripheral components of the concept are outlined on the basis of the lexicographical and contextual analyses.

Keywords: concept, verbalization, nuclear and peripheral components.

Понятие концепта, его типы, структура и возможные способы в ербализации - ключевые направления в рамках когнитивной лингвистики. Огромный вклад в развитие науки внесли такие ученые-лингвисты, как С. А. Аскольдов-Алексеев, В. А. Маслова, М. В. Пименова, Е. С. Кубрякова, З. Д. Попова, С. Г. Воркачев, И. А. Стернин и другие, определившие многие понятия, методологию и приемы языкового анализа в когнитивной лингвистике [4, с. 10]. Однако существуют противоречия, касающиеся различных подходов в определении понятия «концепт», его содержания и структуры. Это связано, в первую очередь, с тем, что концепт рассматривается учеными как «категория мыслительная, ненаблюдаемая» [4, с. 21].

В исследовании по определению статуса концепта, можно выделить несколько направлений. Одно из мнений принадлежит ведущему лингви-сту-когнитологу С. Г. Воркачеву, который подробно описывает и отвечает на

ряд дискуссионных вопросов относительно сущности концепта и соотношения концептов и слов, их вербализующих:

1. В широком смысле концепт включает в себя все лексемы, «значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют «наивную картину мира» носителей языка» [3, с. 52]. При этом концептом может выступать любая лексическая единица, «в которой концентрируется культура нации» [3, с. 52].

2. В узком смысле концепт состоит из особых семантических образований, «отмеченных лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующих носителей определенной этнокультуры» [3, с. 53].

3. Концептом можно считать лишь ключевые семантические образования, которые свойственны определенной культуре и нации, которые указывают на национальный менталитет и способны внести ясность в понимании его носителей. При этом концепты «отправляют к «невидимому миру» духовных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через символ -знак, предполагающий использование своего образного предметного содержания для выражения абстрактного» [1, с. 70].

Предлагаемый С. Г. Воркачевым подход к определению сущности концепта сводится к наиболее «глобальному» направлению в лингвокогни-тивистике, называемому «лингвокультурологический подход», особенности и методологию которого ученый раскрывает в своих трудах «Культурный концепт и значение» [2], «Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании» [1, с. 71]. Как отмечает М. В. Пименова, позиция при рассмотрении понятия концепта, выдвинутая С. Г. Воркачевым, близка взглядам и других авторов, сторонников лингвокультурологического подхода, которые также рассматривают сущность концепта: А. Вежбицкая (1997, 2001), Н. Д. Арутюнова (1993, 1999), В.И. Карасик (1996, 2001), С.Е. Никитина (1991, 1999), Г. Г. Слышкин (2000), Ю. С. Степанов (2001) [3, с. 58].

В лингвокультурологическом подходе концепт представляет собой «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И с другой стороны, концепт - это то, посредством чего

человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» -сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [4, с. 40]. Следовательно, концепт, по мнению ученых, это «основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [3, с. 56], и исследования культуры становятся важной частью в изучении концепта.

В данной статье представлены результаты исследования способов вербализации концепта «mystery» в тексте современного исторического триллера Д. Брауна «Инферно».

На первом этапе анализа исследован этимологический слой концепта "mystery" на основе данных Online Etymology Dictionary [8]. Было выявлено, что первоначальное значение слова "mystery" так или иначе связано с религией и Богом и впервые использовано при переводе на греческий язык Священного писания. По мере развития языка и общества слово приобрело дополнительные значения, некоторые из которых сохранили религиозную сущность - «религиозное таинство, скрытый духовный смысл» (religious truth via divine revelation, hidden spiritual significance, mystical truth); «ремесло, торговля, мастерство» (handicraft, trade, art), встречающееся при упоминании мистерии. Последнее значение уже устарело, т.к. оно было связано с литургической драмой, популярной в средние века в Европе. Значения, не соотносящиеся с религией, появились немного позднее: «нечто скрытое, секретное, тайна, загадка» (a hidden or secret thing) и «детективный рассказ» (detective story), определяющий жанр литературных произведений. Это связано, в первую очередь, с тем, что жизнь древних людей очень сильно зависела от окружающей природы и была неразрывна с религией, которая определяла место человека в мире; поэтому значительная часть словарного состава языка, так или иначе, имела отношение к религии, обрядам и божеству. Лишь позднее, в XIV веке, ученые предприняли попытки объяснять факты окружающего мира с помощью научных методов, распространенным явлением стали внецерковные школы науки и искусства; лексический состав пополнялся новыми «светскими» значениями.

При изучении ядерных и периферийных признаков концепта на основе компонентного и семантического анализа значений слова были использованы следующие лексикографические ресурсы: Webster New World

Dictionary and Thesaurus [9], Longman Dictionary of Contemporary English [7], Cambridge Dictionary of American English [5], Collins American English Dictionary [6]. Исследование данных словарей позволило выделить ключевые слова, объективирующие сущность концепта «mystery»: mystery, mysterious, question, problem, secret, strange, hidden, unknown, murder, crime, complicated, curiosity, revelation, puzzle, interesting, clever, skill.

Кроме того, были выделены общие ядерные и периферийные компоненты концепта на основе лексикографического анализа. К ядерным относятся следующие, относительно независимые друг от друга признаки: 1) нечто секретное, странное и таинственное, с трудом поддающееся объяснению; 2) жанр литературного произведения или фильма, в центре событий которого - преступление, как правило, убийство; 3) религиозная истина или таинство, постигаемое посредством откровения с Богом.

Среди периферийных признаков были выделены следующие: "mystery" - это проблема, загадка, головоломка или вопрос, в большинстве своем мистический и сложный, вызывающий любопытство и непременно требующий решения. В эту проблему посвящено определенное количество людей, которые стараются скрыть известное им событие. Разгадать тайну удается в конце исследований лишь тому, кто обладает смекалкой, находчивостью и сноровкой, кто верит в нее.

На следующем этапе был использован анализ узкого контекста (современный исторический триллер Д. Брауна «Инферно»), содержащего ключевые слова, связанные с вербализацией концепта «mystery». По итогам исследования можно отметить преимущественную вербализацию в изучаемом произведении периферийных компонентов исследуемого концепта и актуализацию новых сем. Среди признаков индивидуально-авторского слоя концепта можно выделить следующие: «масштабность, всемирность» (population problem, the problems of the world), «обыденность, частотность» (routine questions, recurring question, that same question), «способность тревожить, смущать, волновать» (unnerving question, distressing question), «гипотетический характер» (hypothetical question), «важность и ценность» (important question, critical question, burning question), «ограниченность во времени и пространстве» (long-standing mystery, ancient secrets, centuries-

old puzzle; secret passageway, secret door, secret window, secret staircase; hidden doors), «наличие устной или письменной формы» (strange letters, strange message, strange history, strange quote, strange poem, strange tale, mysterious message, mysterious poem, hidden words). Также автор широко использует глаголы умственного и чувственного восприятия с исследуемыми словами-вербализаторами (sensed the question, dares question, considered the question, knew the question), что подчеркивает значимость мышления и органов чувств для репрезентации концепта «mystery».

Кроме того, исследована частотность использования слова-репрезентанта изучаемого концепта и представленных слов-вербализаторов. Выяснилось, что слово mystery встречается в романе нечасто - 1,1% от общего количества всех найденных ключевых слов. Широко используемыми словами в романе «Инферно» являются strange, secret, hidden, problem и question, которые характеризуют ядерные семы исследуемого концепта.

Таким образом, следует отметить, что концепт «mystery» представляет собой сложное, многогранное ментальное образование. Исследуемое слово-репрезентант концепта «mystery» вошло в английский язык путем латинизации греческого слова mysterion и, по мере своего развития, приобрело новые значения. Этимологический слой концепта включает в себя такие компоненты, как «религиозное таинство, скрытый духовный смысл» (religious truth via divine revelation, hidden spiritual significance, mystical truth), «нечто скрытое, секретное, тайна, загадка» (a hidden or secret thing) и «детективный рассказ» (detective story).

Анализ лексикографических источников также позволил выделить следующие признаки концепта: 1) нечто тайное, странное, сложное и неизвестное, что связано с мистикой и вызывает любопытство, и которое не поддается объяснению или пониманию; 2) один из видов жанра литературы или фильма, связанный с преступлениями, убийствами или с трудно объяснимыми событиями, а также с постепенным раскрытием преступления; 3) религиозная истина, которую человек постигает путем Божественного откровения и принимается человеком посредством веры.

В тексте современного исторического триллера «Инферно» изучаемый концепт вербализуется с помощью слов-синонимов и слов, актуализирующих ядерные признаки исследуемого концепта: нечто странное, скрытное и секретное (strange, hidden, secret).

Литература:

1. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. №1. С. 64-72.

2. Воркачев С. Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17, вып.2., Краснодар, 2003. С. 268-276.

3. Пименова М. В., Кондратьева О. Н. Концептуальные исследования: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 176 с.

4. Попова З. Д, Стерин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.

5. Cambridge Dictionary of American English [Electronic resource]: Cambridge University Press, 2016. URL: http://dictionary.cambridge.org (дата обращения 07.02. 16).

6. Collins American English Dictionary [Electronic resource]. Collins, 2016. URL: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/american (дата обращения 07.02. 16).

7. Longman Dictionary of Contemporary English [Electronic resource]. Pearson Education Ltd., 2016. URL: http://www.ldoceonline.com/ (дата обращения 07.02. 16).

8. Online Etymology Dictionary [Electronic resource]. Douglas Harper, 2001-2016. URL: http://www.etymonline.com/index.php (дата обращения 07.02. 16).

9. Webster New World Dictionary and Thesaurus [Electronic resource]. Merriam-Webster, Incorporated, 2015. URL: http://www.merriam-webster.com/ (дата обращения 07.02. 16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.