УДК 140.8
ВЕРА, ЗНАНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРОЕКЦИЯХ
Склярова Елена Алексеевна,
Донской государственный технический университет, профессор кафедры философии и мировых религий, доктор философских наук, доцент, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация
Основной идеей статьи является раскрытие представлений о вере, убеждении и знании, сложившихся в различных мировоззренческих системах. В работе подчеркивается, что вера, убеждение и знание как иррациональное и рациональное в жизнедеятельности человека представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного миропонимания и являются предметом рассмотрения в науке, философии и религии.
Ключевые понятия: вера,
философская вера, знание, убеждение.
Вера, знание и убеждение занимают ключевые позиции в различных мировоззренческих системах. Можно выделить степени принятия человеком различных идей (по обоснованности и психологической расположенности к ним): знание, убеждение, вера, неверие, сомнение, заблуждение, где противоположностью знания является заблуждение, убеждения - сомнение, веры - неверие.
Знание - определенным методом полученная и упорядоченная информация, результат познания, признаваемый индивидом и обществом в целом. Убеждение - эмоционально окрашенное знание, идеи или система идей, принятых в силу различных оснований и подкрепленных чувствами субъекта.
Вера как принятие какого-либо суждения бездоказательно истинным, достоверным без критики и обсуждения, характеризуется очевидностью. Она близка интуиции, затрагивает не только разум, но и эмоции, не только интеллектуальную убежденность, но и психологическую расположенность. Это глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Термин «вера» происходит от латинского veritas (истина), что свидетельствует о том, что объект веры претендует на истинность.
Понятие веры по своему содержанию является значительно большим, нежели понятие религиозной веры. В широком смысле вера - это знание, принимаемое без обоснования. Можно выделить рациональную и нерациональную веру (в зависимости от способа, каким оправдывается вера). Рациональная вера предполагает некоторые основания для своего принятия. Нерациональная вера в таких основаниях не нуждается. Это вера, при которой сам факт ее существования считается достаточным для оправдания. Выдающийся немецкий гуманист XX века Эрих Фромм утверждал, что парадокс веры - это уверенность в том, что точно не известно: «Вера - это не слабая форма убежденности или знания; вера в то или это; вера - это отсутствие сомнения в реальной возможности недоказанного, творческое воображение. Вера рациональна, когда она относится к знанию о реальном, но еще не рожденном; она основана на способности знания и понимания, проникая внутрь и видя суть» [4, с. 229].
Вера присутствует и в структуре научного знания. Как правило, исследователи стремятся предельно ограничить в науке область веры, что является одним из важных требований научности (критериями научного знания являются объективность, непротиворечивость, доказательность, проверяемость). Но одновременно многие мыслители, особенно в сфере философии и культуры, признают конструктивную роль веры в познании. Ученый также может верить в традиционные идеи, свои творческие проекты. В этом смысле каждый может верить в себя, в жизненную ориентацию. Данная вера обусловлена личным опытом, чувством идентичности с самим собой.
Аргумент к вере в науке не так редок, как это иногда представляется. Он встречается особенно в периоды ее кризисов. Он неизбежен при обсуждении многих вопросов, например, вопроса о будущем человечества или вопроса о предпосылках научного мышления. В логике аргумент к вере относится к аргументации контекстуальной, убедительность которой зависит от аудитории. Такой аргумент представляется естественным и веским, как правило, лишь тем, кто разделяет соответствующую мировоззренческую систему, или склоняется к ее принятию.
Вера и знание в социально-гуманитарных науках имеют основания, но их основания различны и по природе, и по познавательному статусу. Различие в основаниях обладает фундаментальным значением, а изменения в степени и характере обоснованности противоположно направлены. Знание получает свой статус в результате логического оформления, обоснования, проверки, доказательства достоверности и истинности, и лишь в таком качестве оно обретает не только познавательную, но и социальную значимость, начинает функционировать в культуре. Вера же базируется на социокультурной санкции и общезначимости (ценности) того, во что верят.
В социально-гуманитарном познании различают веру религиозную, философскую и обыденно-практическую. Признаками религиозной веры являются: убежденность в объективном реальном существовании сверхъестественного; положительное отношение к предмету веры; представление о наличии связи между человеком и предметом его веры, между природным (естественным) и сверхъестественным, которое оказывает решаю-
щее влияние на мир; личностный характер веры, проявляющийся в способности удовлетворять конкретные потребности верующего человека; эмоционально-чувственный характер. Религиозная вера в чудо не требует его обоснования.
В монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам) вера является утверждением божественной истины. Ранние христиане использовали термин «гнозис» для обозначения персонально приобретенного знания о сверхъестественном. Апостол Павел зачастую использовал термин «гнозис» по отношению к познанию Бога, которого может достигнуть человек. Во втором послании к Коринфянам (4.6) сказано: «Потому что Бог, сказавший: свет да воссияет из тьмы, - есть Тот, Кто воссиял в сердцах наших к нашему просвещению познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» [1]. Достигнуть соприкосновения с Божественным по христианской традиции можно с помощью «умного делания» или «духовного трезвления». Таким «умным деланием», внутренней работой, требующей максимальной концентрации внимания, является Иисусова молитва. Это духовное богатство, по свидетельствам профессора Архима (Киприана), унаследовано от подвижников Египта, Синая и Афона, его корни уходят в «глубокое христианство». «Это - то внутреннее богатство, которое близко всем мистикам всех религий, то внутреннее самоуглубление, которое открывает «потаённого сердца человека», которое показывает подвижнику «ведение логосов твари», т.е. примерный смысл и художественный замысел божественного плана создания вселенной» [2, с. 10].
Откровения, прозрения, видения, несмотря на то, что передать их содержание достаточно сложно, тем не менее, трансформируются в концептуальную систему. Гнозис - знание, основанное на мистическом опыте человечества, является фундаментом построений многих религиозных систем. Гностицизм стремится не к вере, но к внутренней сущности знания, которое освобождает человека его от бессознательного состояния, имеющего преимущество по сравнению с простой верой или убеждением. В гностицизме присутствует вера в свой внутренний опыт, дающий знание. Гностическая традиция, разработанная на базе таких индивидуальных переживаний, характеризируется определенным отношением к жизни и действительности, которое определяется существованием основания
реальности, т.е. Абсолюта, неизменного и неизмеримого, выходящего за рамки какой-либо опосредованности или наложенных ограничений. По Вл. Соловьеву: «Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого целесообразного мирового процесса...» [3]. Гностики считают, что истинное спасительное знание о природе Вселенной и Человеке не может рождаться из рациональных размышлений на основе заученных фраз или обучения с помощью книг, из механического воспроизведения «чужих» истин. Проживание и переживание гностического знания претендует на более глубокое проникновение в «суть» божественного и человеческого, чем то, которое достигается посредством веры и разума.
Признаком философской веры является прежде всего то, что она существует лишь в союзе со знанием. К. Ясперс отмечает, что философская вера желает знать то, что доступно знанию, и понять самое себя. Основным элементом философствования является безграничное познание, наука. По Ясперсу: «Не должно быть ничего, не допускающего вопроса, не должно быть тайны, закрытой исследованию, ничто не должно маскироваться, отстраняясь. Критика ведет к чистоте, пониманию смысла и границ познания. Философствующий способен защититься от иллюзорного знания, от ошибок наук» [5, с. 423].
Для философской веры всякое философствование, выраженное языком, лишь подготовка или воспоминание, повод или подтверждение. Поэтому философия как творение мысли не может рационально замкнуться в себе. Созданное мыслью неполно. Оно требует дополнения тем, что не только мыслит его в качестве мысли, но делает его историческим в собственном существовании.
Философская вера не имеет прочной опоры в виде объективного конечного в мире, т.к. она пользуется своими понятиями и методами, но не подчиняется им. Ее субстанция исторична и не может быть фиксирована во всеобщем - она может только высказать себя в нем. «Поэтому философская вера не обретает покой в пребывании. Всеобщность истинной веры нельзя представить как общезначимое содержание, принять как непосредственное, объективно фиксировать как историческую данность; удостовериться в ней
можно только исторически, посредством движения во времени. А это происходит в сфере объемлющего, которое не является ни только объектом, ни только субъектом. Исторически являющееся присутствие скрывается в истоках веры» [5, с. 425].
Следует упомянуть и о другой нерелигиозной вере - обыденно-практической, которая состоит в психологической уверенности человека в правильности содержания идей на основании здравого смысла, жизненного опыта (личного и общественного). Обыденно-практическая вера обусловлена принципиальной открытостью знания: от уверенности в чем-либо (например, в том, что и завтра солнце взойдет на востоке) до жизненных убеждений в неизбежность торжества добра над злом и т.д. Подобный тип веры - неотъемлемый компонент практической деятельности (опыта).
Искренние убеждения всегда близки вере. Предположения не становятся частью научного знания до тех пор, пока их кто-нибудь не выскажет с полной уверенностью (убеждением) и не заставит в них поверить. Вера стоит не только за отдельными положениями, но и за целостными концепциями или теориями. Разные системы веры используют понятия, между которыми невозможно установить обычные логические отношения; такие системы заставляют своих сторонников видеть вещи по-разному и предполагают разные методы обоснования и оценки выдвигаемых положений. Этими чертами характеризуются и отношения между старой и приходящей ей на смену новой теорией, в силу чего переход от признания одной теории к признанию другой подобен «акту обращения» в новую веру. Как показывает история науки, этот переход происходит сразу, хотя не обязательно в один прием, или не происходит вообще при жизни современников. Определенная система верований лежит в основе не только определенных теорий, но и самой науки в целом. Эта система задает предпосылки научного теоретизирования и определяет то, что отличает научное мышление от идеологического, утопического или художественного.
Таким образом, при принятии решения в ситуации неопределенности задействована не только воля человека, но и его эмоциональная оценка окружающего мира, его чувства, настроение, оценка как приятного или неприятного, должного
или не должного, правильного или неправильного. В этих оценках мысль человека (рациональное) неотделима от эмоций, чувств человека (иррационального). Вера, убеждение и знание, иррациональное и рациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира и практической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного миропонимания, и являются предметом рассмотрения в науке, философии и религии.
1. Второе послание к Коринфянам // Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора [Электронный ресурс]. URL: http://www.gmpage.com/ library/bible/54.htm, свободный (дата обращения: 24.10.2015).
2. Киприан. Предисловие к изданию 1948 года [Текст] / Киприан // Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 2004. 224 с.
3. Соловьев, В. // Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovopedia. com/10/195/977996.html, свободный (дата обращения: 24.10.2015).
4. Фромм, Э. Революция надежды [Текст] / Э. Фромм // Психоанализ и этика. М. 1993. 415 с.
5. Ясперс, К. Философская вера [Текст] / К. Ясперс // В кн. Смысл и назначение истории. М., 1994. 527 с.
References
1. Vtoroe poslanie k Korinfjanam // Biblija. Vethij i Novyj zavety. Sinodal'nyj perevod. Biblejs-kaja jenciklopedija arh. Nikifora, avai lable at: http:// www.gmpage.com/library/bible/54.htm (accessed: 24.10.2015) [in Rus].
2. Kiprian (2004) Predislovie k izdaniju 1948 goda // Otkrovennye rasskazy strannika duhovnomu svo-emu otcu. Moscow, 224 p. [in Rus].
3. Solov'ev, V. // F.A. Brokgauz, I.A. Efron. Jenciklopedicheskij slovar', available at: http://www. slovopedia.com/10/195/977996.html (accessed: 24.10.2015) [in Rus].
4. Fromm Je. (1993) Revoljucija nadezhdy // Psi-hoanaliz i jetika. Moscow, 415 p. [in Rus].
5. Jaspers K. (1994) Filosofskaja vera // V kn.: Smysl i naznachenie istorii. Moscow, 527 p. [in Rus].
UDC 140.8
FAITH, KNOWLEDGE, CONVICTION IN DIFFERENT WORLDVIEW PROJECTIONS
Sklyarova Elena Alekseevna,
Don State Technical University,
Professor of the Department
Chair of Philosophy and World Religions,
Doctor of Philosophy, Associate Professor,
Rostov-on-Don, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
The main idea of the article is to reveal the conceptions of faith, knowledge and conviction in different worldview systems. The author underlines that faith, knowledge and conviction as something irrational and rational in human life and activities present an inseparable unity necessary for an integral worldview and are the subject matter in science, philosophy and religion.
Key concepts: faith,
philosophic faith,
knowledge,
conviction.