Научная статья на тему 'ВЕРА В ЗАГОВОРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Y МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА'

ВЕРА В ЗАГОВОРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Y МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСПИРАТИВИСТСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ВЕРА В ЗАГОВОРЫ / ТИПЫ ВЕРЫ В ЗАГОВОРЫ / СТРАХИ / ЦЕННОСТИ / КОНСТРУКЦИОНИЗМ / МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ ПОЛ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пищик В. И.

В статье делается попытка дифференцировать веру в заговоры у респондентов различного пола. Актуальность исследования обусловлена непрекращающимися спорами различия психологических характеристик мужского и женского полов и большим разбросом данных по выраженности у них веры в заговоры. Вера в заговоры понимается как совокупность предубеждений - готовности человека воспринимать в качестве истинных представления о предмете заговора, находиться под влиянием негативного эмоционального состояния и принимать решения, согласно угрожающей силе заговора. Представленный небольшой обзор имеющихся исследований по проблеме показывает недостаточную степень ясности, противоречивости в обнаружении половых различий веры в заговоры, как в целом, так и по отдельным видам веры в заговоры. Исследование проведено на выборке студентов (280 чел., 60% женщины), возраста от 25 до 35 лет, идентифицирующиеся с поколением Y - «информационное поколение». Применяются методики: определения вида веры в заговоры, типов конспиративистской ментальности и определения ценностей через актуализируемые страхи. Результаты: у мужчин и женщин представлены политический, мировой, фармацевтический заговоры. У женщин выражен в большей степени продуктовый заговор, у мужчин информационный. Мужчины более готовы к принятию заговоров, им присущи страхи перед технологиями, эпидемиями. Женщины больше готовы к непринятию заговоров, но у них больше страхов, связанных с отвержением других и выше ценность Я. Выводы. Исследование демонстрирует половые различия в вере в заговоры в связи со страхами. Обнаружен некоторый негативизм во взглядах на жизнь. Полученные данные представляют интерес для психологической работы с молодежью по коррекции конспиративистской ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELIEF IN THE CONSPIRACY OF THE MALE AND FEMALE REPRESENTATIVES OF GENERATION Y

The article attempts to differentiate the belief in conspiracy among respondents of different genders. The relevance of the study is due to the incessant disputes between the sexes on psychological indicators and a large spread of data on the severity of their belief in conspiracy. Belief in conspiracy is understood as a set of prejudices - the willingness of a person to perceive as true ideas about the subject of a conspiracy, to be influenced by a negative emotional state and to make decisions according to the threatening power of the conspiracy. The presented small review of the available research on the problem shows a lack of clarity, inconsistency in the detection of sex differences of belief in conspiracy, both in general and for certain types of belief in conspiracy. The study was conducted on a sample of students (280 people, 60% women), aged 25 to 35 years, identified with generation Y - "Information generation". Methods are used: determining the type of belief in conspiracy, types of conspiracy mentality and determining values through actualized fears. Results: men and women have political, world, pharmaceutical conspiracy. Women have a more pronounced grocery conspiracy. Men have an informational one. Men are more ready to accept conspiracy, they have inherent fears of technology, epidemics. Women are more ready to reject conspiracy, but they have more fears associated with the rejection of others and a higher value of Self. Conclusions. The study demonstrates gender differences in belief in conspiracy in connection with fears. Some negativism has been found in the views on life. The data obtained are of interest for psychological work with young people on the correction of conspiracy mentality.

Текст научной работы на тему «ВЕРА В ЗАГОВОРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Y МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 1. С. 133-146.

УДК 159.962

ВЕРА В ЗАГОВОРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Y МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА1

Пищик В. И.

Донской государственный технический университет (ДГТУ), Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: vladaph@yandex.ru

В статье делается попытка дифференцировать веру в заговоры у респондентов различного пола. Актуальность исследования обусловлена непрекращающимися спорами различия психологических характеристик мужского и женского полов и большим разбросом данных по выраженности у них веры в заговоры. Вера в заговоры понимается как совокупность предубеждений - готовности человека воспринимать в качестве истинных представления о предмете заговора, находиться под влиянием негативного эмоционального состояния и принимать решения, согласно угрожающей силе заговора. Представленный небольшой обзор имеющихся исследований по проблеме показывает недостаточную степень ясности, противоречивости в обнаружении половых различий веры в заговоры, как в целом, так и по отдельным видам веры в заговоры. Исследование проведено на выборке студентов (280 чел., 60% женщины), возраста от 25 до 35 лет, идентифицирующиеся с поколением Y - «информационное поколение». Применяются методики: определения вида веры в заговоры, типов конспиративистской ментальности и определения ценностей через актуализируемые страхи. Результаты: у мужчин и женщин представлены политический, мировой, фармацевтический заговоры. У женщин выражен в большей степени продуктовый заговор, у мужчин информационный. Мужчины более готовы к принятию заговоров, им присущи страхи перед технологиями, эпидемиями. Женщины больше готовы к непринятию заговоров, но у них больше страхов, связанных с отвержением других и выше ценность Я. Выводы. Исследование демонстрирует половые различия в вере в заговоры в связи со страхами. Обнаружен некоторый негативизм во взглядах на жизнь. Полученные данные представляют интерес для психологической работы с молодежью по коррекции конспиративистской ментальности. Ключевые слова: конспиративистская ментальность, вера в заговоры, типы веры в заговоры, страхи, ценности, конструкционизм, мужской и женский пол, студенты.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы растет интерес к психологическим факторам, определяющим популярность теорий заговоров. Вера в теории заговоров входит в структуру конспиративистской ментальности населения. Веря в теории заговоров, мы предполагаем наличие некой группы или индивида, которые скрывают свои антигуманные цели и планы действий по нанесению вреда обществу, миру. Как доказать, так и опровергнуть их очень сложно. Вера в заговоры понимается как совокупность предубеждений - готовности человека воспринимать в качестве

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 22-28-00520 «Трансформация конспиративистской ментальности молодежи поколения Y и Z».

133

истинных представления о предмете заговора, находиться под влиянием негативного эмоционального состояния и принимать решения, согласно угрожающей силе заговора. Теории заговора распространяются на различные сферы жизни человечества (политика, культура, экономика, психология, информация и др.). Ими охвачено большое количество людей. Один вид заговора обычно способствует заражению и другим видом заговора.

Теории заговоров, как мифологемы общественного сознания [1] являются серьезной проблемой для подрастающего поколения. По мнению аналитиков, теории заговоров влияют отрицательно на адекватное восприятие молодежью мировых и государственных проблем [2]. Особо это значимо для проблем поколенческой представленности в мире, ее активности [3]. Поколение Y по нашей типологии - это «Информационное поколение» (1983-1999 годы рождения), которое довольно восприимчиво к информационному воздействию и достаточно охвачено проблемой заговоров. При этом сегодня не до конца изучены все психологические аспекты веры в теории заговоров. Остается непроработанным вопрос о влиянии половой принадлежности респондентов на их веру в теории заговоров. Часто женщины оцениваются как более чувствительные к восприятию заговоров [4], но есть и противоположные мнения [5, 6]. Вызывает недоумение, что проводимые серьезные последние метааналитические исследования [7] психологических особенностей личности в связи с конспирологическими теориями не включают предиктор пола.

В науке ведутся дебаты о том, существуют ли неустранимые гендерные различия [8]. Имеет место биологический подход (пол как данность) и конструкционизма (пол конструируется в социуме). В российских источниках принято различать пол - биологическая характеристика и гендер (социальные характеристики пола). Однако мы обнаружили, что в рассматриваемых нами иностранных статьях применялись почти с равнозначным смыслом английские слова «gender» или «sex» в обозначении пола респондентов выборки. В объяснительных частях статей говорилось о мужчинах и женщинах. В нашей статье мы будем придерживаться понятия «пол».

Исследования разницы полов в психических проявлениях довольно обширны. В контексте проводимого исследования нас интересовали различия полов в реакциях на трудные жизненные ситуации, стресс, поскольку стресс, кризисы являются сопутствующими условиями, предикторами усиления веры в заговоры. В современных условиях на китайской выборке респондентов в ситуации COVID-19 было показано [9], что из 1563 (71,1%) человек, из которых 1293 (82,7%) были женщинами распространенность симптомов депрессии, тревоги, стресса и бессонницы у участников составила 50,7%, 44,7%, 52,5% и 36,1% соответственно. Женщины имели значительно более высокие баллы по всем четырем шкалам (р < 0,001). Исследование в Великобритании [10] оценивали ухудшение психического здоровья молодых мужчин и женщин после начала пандемии COVID-19. Это снижение было более чем в два раза больше для женщин, чем для мужчин. Представленные результаты исследований дают нам право искать различия полов в отношениях к теориям заговоров.

134

Указывая в исследовании пол респондентов, мы как будто принимаем биологический детерминизм, но исследуя психологические феномены, обращаемся к тому, как они выстраиваются в обществе, вроде бы обращаемся к конструкционизму. Вопрос сложен. В данной статье мы будем придерживаться второго подхода, поскольку конспирологические убеждения все же конструируются и воспринимаются в обществе под влиянием определенных социальных, культурных и др. вызовов.

Актуальность исследования определила цель нашего исследования - это изучить взаимосвязь пола и веры в заговоры информационного поколения Y.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

В представляемом обзоре мы акцентируем только те исследования, в которых фактор пола связывался с верой в теории заговоров. Исторически сложилось так, что женщинам приписывали некоторое неравенство с мужчинами и веру в сверхестественное в большей степени.

Это согласуется с тем, что по данным ранних опросов женщины придерживались паранормальных верований с большей вероятностью, а также с наблюдением, что групповой опыт дискриминации предсказывает мышление о заговоре, например [5].

Хотя авторитетные заявления заключаются в том, что конспирология в отличие от духовной среды, остается в основном мужским анклавом политических и научных фокусов [11]. Однако более поздние, крупные исследования, например, R. Imhoff и M. Bruder (2014), J.E. Oliver и T.J. Wood (2014) не обнаружили достоверного эффекта пола на веру в заговоры [2, 12].

По данным ВЦИОМ (2019) можно утверждать, что снижается вера в колдовство и наведение порчи среди российского населения (всего 31%) в сравнении с 2015 г. (48%), однако это в большей степени женщины (URL: https: //wciom .ru/analytical -reviews/analitiche skii-obzor/vera-v-neobyasnimoe -monitoring).

По данным последних отечественных исследований: «Фактор пола оказался слабее, но все же проявился в более выраженных страхах и осторожности в условиях пандемии у женщин и более выраженном недоверии институтам политики и экономики у мужчин» [13, с. 99].

В некоторых исследованиях женщины с большей вероятностью принимали конспирологические убеждения, включая исследования с использованием многонациональных выборок [14] из Турции, Иордании, Кувейта, Саудовской Аравии и Греции [15, 16]. Однако в одной большой выборке из Соединенных Штатов [17] мужчины с большей вероятностью поддерживали теории заговора против COVID-19, что было связано с более высоким уровнем выученной беспомощности и общим конспирологическим мышлением. В то же время никаких гендерных различий в убеждениях в заговоре, связанных с COVID-19, не было обнаружено в других исследованиях из Соединенных Штатов, Соединенного Королевства, Германии и Швейцарии [18].

135

A. Dyrendal, L. E. O. Kennair, M. Bendixen (2021) определили, что мужчины и женщины различаются по конспирологическому менталитету. Влияние паранормальных верований и шизотипических убеждений правого авторитаризма на теории заговора было сильнее у мужчин, влияние правого авторитаризма на теории заговора было сильнее для женщин [19].

Пол не был связан с различиями в убеждениях в теориях заговоров COVID-19, при следующих статистических показателях - t= 0,031, p = 0,969, что отражено в исследовании S. Ferreira (2022) [20].

Таким образом, на основании обзора работ, можно заключить, что статистических данных о различиях мужчин и женщин в отношении веры в заговоры довольно немного и они достаточно противоречивы.

МЕТОДЫ

В нашем исследовании выборка была представлена 280 респондентами (60 % женщины), представители поколения Y, возраст от 23 до 35 лет, студенты и работающие люди г. Ростова-на-Дону. Опрос проводился онлайн, респонденты заполняли Googl-форму.

Применялись методики: вера в заговор (В.И. Пищик, С.Ш. Муталимовой, 2014) [21]; новая авторская разработка, находится на этапе валидизации, - опросник «Типы конспиративистской ментальности»; опросник измерения ценностей через страхи (В.И. Пищик, 2019) [22].

Опишем методики. Методика веры в заговоры представляет перечисление некоторых утверждений, относимых к следующим видам заговоров: мировой, общественный, политический, государственный, продуктовый, конца света, клонов, пришельцев, фармацевтического, вакцинации, информационный, в тайную деятельности и тайные организации. Респонденты оценивают виды заговоров по предпочтению: 10 - саме предпочитаемые, 1 - самые не предпочитаемые.

Опросник, выявляющий типы конспиративистской ментальности. Респонденты выбирают утверждения, которые в последствии классифицируются по следующим типам: Устойчивый - человек, который несколько отстраненно относится к вере в заговоры; Ищущий - искатель - будет искать объяснение заговорам; Готовый -принимает заговоры и в них верит; Результативный - ему важны последствия в воздействиях заговоров на жизнь человека. Сумма баллов выбранных утверждений определяет степень представленности каждого типа.

Опросник измерения ценностей через страхи. Первоначально респонденты ранжируют ценности (Я, Других, Культуры, Технологии, Мистического, Природы). За тем респонденты ранжируют страхи, которые включены в каждый тип ценностей и приписывают им баллы от 1 до 15.

Гипотезы исследования: Н1 - у респондентов женского пола студентов, среднего возраста (М=26) вера в заговоры выражена сильнее; Н2 - можно установить взаимосвязь между видами заговоров на данной выборке респондентов; H3 - у респондентов студентов, среднего возраста (М=25,5) можно обнаружить тесную взаимосвязь между определенными типами конспиративистской ментальности и видами веры в заговоры у мужчин и женщин.

136

Статистика проводилась с помощью программного обеспечения И, применялся критерий различий и Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Представленность видов веры в заговоры в группах мужчин и женщин показана в табл. 1.

Таблица 1

Первичные статистики по видам веры в заговоры

N Мин. Мак. Ср. зн. Ст. отк.

Виды заговоров М Ж М Ж М Ж

Общественный 6,16 6,72 3,51 2,51

Политический 6,40 7,25 3,37 2,56

Конец света 4,16 2,47 3,58 2,74

Государственный 5,88 4,67 3,22 2,33

Вакцинация от СОУГО-19 4,64 4,26 3,41 3,13

Информационный 5,16 4,63 2,78 2,53

Фармацевтический 112 168 0,0 10,00 6,0 6,2 2,97 3,05

Глобальное потепление 4,28 4,36 3,58 3,07

Угроза от пришельцев 2,84 1,13 3,13 1,73

Тайная деятельность 5,08 5,06 2,43 2,71

Вера в клонов 2,52 1,96 3,09 2,22

Тайные организации 5,04 5,17 3,02 3,11

Продуктовый 4,72 6,58 2,53 2,59

В группе мужчин наиболее выражены следующие виды заговора: политический, мировой, фармацевтический, государственный, информационный. В группе женщин наиболее выражена вера в заговоры: политический, мировой, фармацевтический, продуктовый. В обеих группах наименее выражена вера в пришельцев и клонов.

Значимые различия получены по показателям между мужчинами и женщинами: вера в продуктовый заговор (И=535,5, р=0,002), выше у женщин; вера в конец света (И=140,5, р=0,002), выше у мужчин; вера в пришельцев (И=489,5, р=0,001), выше у мужчин. По представленным данным утратила свою значимость вера в заговоры, связанная с вакцинацией от СОУГО-19.

Можно полагать, что гипотеза Н1 принимается частично.

137

Далее для подтверждения гипотезы о том, что если человек верить в 1 вид заговора, то, скорее всего, он будет верить и в другой. Для этого мы установили корреляции между видами веры в заговоры. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязи между видами заговоров

Корреляции

Вид заговора

Мировой

Политический

Значимость (двусторонняя)

Инопланетный

Вера в клонов

Тайная деятельность

Продуктовый

Конец света

Глобального потепления Фармацевтический Государственный Тайные организации N

М 1

,509* 0,022 -0,23 0,337

П И ВК ТД ПР КС ГП

Ф

Г ТО

-,454* 1 0,045 -0,29 -0,421,627**

0,208 0,064 0,003

-0,08 -0,345 ,485*

0,75 0,137 0,03

-0,07 -0,154 ,469*

0,77 0,518 0,037

-0,142 0,102

0,55 0,667

,561** 0,368

0,01 0,111

-0,023 0,382

0,924 0,097

,561** -,493*

0,01 0,027

-0,046 ,483*

0,847 0,031

280 280

0,081 0,733 -0,23 0,327 0,175 0,46 0,367 0,111 0,176 0,458 280

,540* 0,014 0,288 0,219 0,255 0,278 0,366 0,113 0,407 0,075 -0,29 0,223 0,352 0,128 280

-0,098 0,681 0,291 0,213 0,259 0,269 -0,189 0,426 -0,173 0,465 ,594** 0,006 280

0,01 0,98 0,2 0,41 568** 0,01 -,496* 0,03 -0 0,92 280

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

607** 1 0,005

-0,06 0,117

0,81 0,622

0,358 0,133

0,121 0,575

0,105 -0,12

0,661 0,613

280 280

-0,183 0,441 0,156 0,511 280

-0,24 1 0,305 280 280

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя). ** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

1

1

1

1

1

1

В таблице представлены статистически значимые корреляции между всеми видами заговоров. Например, кто верит в глобальное потепление, тот скорее всего будет верить в конец света (0,607**). Вера в продуктовый заговор обуславливает веру в фармацевтический заговор (0,568**). Вера в тайную деятельность связана с верой в тайные организации (0,594**). Гипотеза Н2 принимается.

По типам конспиративистской ментальности в обеих группах преобладает тип - «Устойчивый» (Рис. 1).

Тип «Устойчивый» наиболее выражен в группах, это значит, что студенты как мужчины, так и женщины, готовы не просто принимать на веру идею заговоров, но стремятся исследовать вопрос для его подтверждения или опровержения, или игнорируют их.

138

Рис. 1. Типы конспиративисткой ментальности в группах.

По значимости на втором месте стоит тип готового к вере в заговоры (значимость различий И=0,563, р=0,003). Данный тип, наоборот - это студенты, которые сильно верят в заговоры и готовы их поддерживать. У мужчин, как мы видим, он преобладает.

Выборка делится пополам на тех, кто устойчив к заговорам и ищет ответы на сомнительные вопросы и тех, кто принимает идею веры в заговоры и не задумывается об их последствиях.

Страхи, каким привержены респонденты, относительно ценностей, следующие Рис. 2.

В группе женщин преобладают страхи нелюбви к другим (что отражается в приниженной оценке ценности Других) (И=0,751, р=0,001), боязнь наказания от Бога (при низкой ценности мистического), телесной нечувствительности, угрозы от других, исчезновения культуры. Ценность Я была самая высокая, как у женщин, так и у мужчин.

В группе мужчин на первом месте нелюбовь к другим, страх утраты чувства телесности, божьей кары, страх нового и хаоса.

Корреляционный анализ показал, что тип «Устойчивый» связан с верой в информационный заговор (г=-0,36*), верой в пришельцев (-0,45**), верой в политический заговор (-0,41**), страхом перед темными силами (0,36**), страхи потери близких (-0,35*), страхом потери чувства тела (0,37*).

Тип «Ищущий» связан с информационным заговором (-0,36*), верой в пришельцев (-0,45**), верой в политический заговор (-0,41*), с типом «Результативный» (-0,76**), страхом - темные силы мне могут причинить вред (0,36*).

139

Рис. 2. Страхи и ценности, в наибольшей степени представленные у мужчин и женщин.

Тип «Готовый к вере в заговоры» связан с верой заговор вокруг проблемы вакцинации (0,37*), страхом перед технологиями (0,44*), страхом перед отсутствием любви (0,38*), страхом перед эпидемиями (0,52**), страхом перед отсутствием идеалов (0,37*), страхом утраты смысла во многих аспектах своей жизни (0,42*).

Тип «Результативный» связан с верой в глобальность (0,37*), верой в заговоры вокруг вакцинации (0,41*), верой в пришельцев (0,37*), верой в политический заговор (0,37*), ценностью мистического (0,42*), страхом перед мистическим опытом (0,41*).

Будем полагать, что гипотеза Н3 принимается.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Исследования заговоров, проводимые нами ранее, нашли свое подтверждение в данном исследовании в том, что представители поколения У не доверяют политикам. Это уже некоторая тенденция, что является негативным фактом, поскольку отражается и на политической активности, на психологическом принятии

140

решений, выдвигаемых правительством. R.M. Sutton, K.M. Douglas (2020) утверждают, что теории заговора имеют несомненное политическое и идеологическое значение и, вероятно, способствуют идеологической поляризации, предубеждениям и недовольству [23]. Кроме того, вера в заговоры явно представляет собой не только установочную диспозицию, но и тенденцию придерживаться нормативно слабых убеждений и является результатом, как и идеологические ориентации, когнитивных стилей и когнитивных ограничений. Убеждения в заговоре, по-видимому, связаны с идеологическими поляризациями, а не с либерализмом или консерватизмом мнений, в частности.

В нашем исследовании в равной степени как у мужчин, так и у женщин проявились определенные виды заговоров, но значимые различия обнаружены только по трем из них и в большей степени только по продуктовому заговору (ГМО-продукты крайне опасны). Конечно это затрудняет однозначно отразить различия в степени веры в заговоры у мужчин и женщин. То есть они верят, но с небольшим разбросом. Речь в большей степени идет о различии в содержании веры в заговоры. Что отражено в работе А.Д. Казун, А.В. Поршнева (2021) [7].

В обеих группах наименее выражена вера в пришельцев и клонов. Это несколько расходится с опросами ВЦИОМ (2020). Каждый третий россиянин (36 %) уверен, что представители внеземных цивилизаций посещают Землю, при этом 13 % граждан РФ уверены, что власти скрывают информацию о таких контактах.

Обращаясь к обнаружению типов веры в заговоры, то интересным был результат, что среди респондентов преобладал тип «Устойчивый». При том, что они верили в заговоры. Этот тип людей, которые склонны пытливо искать объяснение теориям заговора и с ними не соглашаться или игнорировать их. Вопрос только в том, не заинтересовывает ли их при этом заговор? Может быть этот результат можно объяснить тем, что респондентами выступали люди, обучающиеся в вузе, склонные к анализу, поиску информации. J. Srol, E.B. Mikuskova, V. Cavojova (2020) демонстрируют, что люди с более низким уровнем образования, как правило, более открыты для конспиративистской теории, чем люди с более высоким уровнем образования [24].

В представленном исследовании в среднем 25% женщин и 45% мужчин отнесены к типу готовому к вере в заговоры. То есть они не всегда критически воспринимают информацию о заговорах. Именно они должны быть участниками специальных мероприятий по коррекции конспиративистских установок. Люди, которым не хватает инструментального контроля, могут получить некоторое компенсирующее чувство контроля с помощью теорий заговора. Теории заговора могут обещать заставить людей чувствовать себя в большей безопасности как форма выявления мошенников, при которой распознаются опасные и ненадежные личности, а угроза, которую они представляют, уменьшается или нейтрализуется [25].

Обнаруженные связи между видами страхов и веры в заговоры показывают, что тип «Устойчивый» отрицательно связан с отдельными типами веры в заговоры. При этом типу «Готовому» в большей степени присущи страхи перед технологиями, эпидемиями. И готовы мужчины в большей степени, чем женщины. Исследования

141

показали [26], что люди, скорее всего, обратятся к теориям заговора, когда они испытывают беспокойство (Ог2е81ак-РеЫшап, М., 2013).

Низкие данные по типу «Результативный» говорит о том, что малое количество респондентов придают значение последствиям заговора. На что необходимо обращать внимание психологам и педагогам в работе с молодежью, повышая их осознанность своей жизни. Показатели типа «Ищущий» повышается, когда уменьшаются показатели по типу «Результативный» и наоборот. Это также значимый результат, поскольку дает понимание того, что, увлекаясь поиском объяснения конспирологии, мы можем забывать о последствиях заговоров в нашей жизни.

Важным результатом является то, что у женщин выше выраженность типа «Результативный», связанного с ценностью мистического. Может быть речь идет о том, что последствия веры в заговоры приписываются какие-то мистические следствия.

Наличие страхов может раскрыть психологическое содержание веры в заговоры. Преобладание страхов нелюбви к другим, телесной нечувствительности у женщин выше. Осознание их может порождать веру в заговоры, связанную с причинением другим чего-то плохого (продуктовый заговор, фармацевтический). Страхи всего нового (у женщин) и хаоса (у мужчин) могут порождать веру в мировой заговор. Страх угрозы от другого может порождать веру в тайные организации, тайную деятельность. В исследовании V. Swami и др. (2010) показано, что люди, которые верят, что мир полон злобы, могут придерживаться конспиративиских убеждений, которые позволяют им направлять свой гнев на конкретных людей, которые, по их мнению, несут ответственность за их состояние (правительства, иммигранты, тайные группы) [4]. В данном исследовании настораживает преобладание у респондентов некоторого негативизма во взгляде на мир.

Конечно, представленное исследование еще ограниченно выборкой и ситуацией. Определенные события, которые сейчас происходят в нашей стране естественным образом повышают напряжение в обществе и это может искажать результаты исследования. В дальнейшем необходимо сравнить результаты в иных ситуациях. Дальнейшее исследование предполагает сравнение нескольких поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нам удалось доказать некоторое статистически значимое различие между мужчинами и женщинами на выборке студентов и работающих молодых людей в выраженности веры в заговоры. С некоторым преобладанием у мужчин.

Однако, это может свидетельствовать о том, что только в определенной ситуации нам удастся показать различия полов в отношении веры в заговоры. Ситуативный фактор, который не всегда учитывается в исследованиях, один из основных предикторов выраженности данной веры.

142

С изменением политической, культурной, социальной ситуаций рождаются новые виды заговоров - это влияет на ситуативный фактор, наполняя его новым содержанием. К которому у мужчин и женщин есть свое специфическое отношение.

Особенно это обусловлено тем, что как только в обществе появляется реальная угроза, ущемляются права, интересы женщин или мужчин, принадлежащих какому-либо сообществу, то могут обостряться их тревоги и расти приверженность определенным видам заговоров.

Список литературы

1. Дмитриева О.А. АПФ&ПЛ. Тематический выпуск: Личность и общество в современном цивилизационном пространстве: язык и политика / О.А. Дмитриева, Н.А. Ванюшина — 2021. — № 4. — С. 123-133. DOI: 10.29025/2079-6021-2021-4-123-133

2. Imhoff R. Speaking (un-)truth to power: Conspiracy mentality as a generalised political attitude / R. Imhoff, M. Bruder // European Journal of Personality. — 2014. — Vol. 28. — P. 25-43. DOI: 10.1002/per.1930

3. Шамионов Р.М. Роль ценностей в приверженности молодежи различным видам социальной активности / Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова, Е.В. Невский // Социальная психология и общество.

— 2022. — Том 13. — № 1. — С. 124-141. D0I:10.17759/sps.2022130108

4. Swami V. Unanswered questions: A preliminary investigation of personality and individual difference predictors of 9/11 conspiracist beliefs / V. Swami, T. Chamorro-Premuzic, A. Furnham // Applied Cognitive Psychology. — 2010. — Vol. 24. — P. 749-761. D0I:10.1002/ACP.1583

5. Thorburn Bird S. Birth control conspiracy beliefs, perceived discrimination, and contraception among African Americans: An exploratory study / S. Thorburn Bird, L. M. Bogart // Journal of Health Psychology. — 2003. — Vol. 8, No. 2. — P. 263-276. URL: https://doi.org/10.1177/1359105303008002669

6. Stasielowicz L. Who believes in conspiracy theories? A meta-analysis on personality correlates / L. Stasielowicz // Journal of Research in Personality. — 2022. — Vol. 98, No. 104229. URL: https://doi.org/10.1016/j .jrp.2022.104229

7. Казун А.Д. Кто верит в теории заговора? Факторы склонности к конспирологическому мышлению в России, Казахстане и Украине / А.Д. Казун, А.В. Поршнев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2021. — № 6. — С. 549—565. URL: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.1889

8. Воронцов Д.В. Гендер и квир: novum organum российской социальной психологии, или «приличные» термины для «неприличного» предмета / Д.В. Воронцов // Социальная психология и общество. — 2014. — Том 5. — № 4. — С. 14-28. URL: https://psyjournals.ru/social_psy/2014/n4/72828. shtml

9. Liu S. Gender differences in mental health problems of healthcare workers during the coronavirus disease 2019 outbreak / S. Liu, L. Yang, C. Zhang, Y. Xu, L. Cai, et al. // Journal of Psychiatric Research. — 2021. — Vol. 137. — P. 393-400. URL:https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2021.03.014.

10. Etheridge B. The gender gap in mental well-being at the onset of the Covid-19 pandemic: Evidence from the UK / B. Etheridge, L. Spantig // European Economic Review. — 2022. — Vol. 145, No. 104114. URL: https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2022.104114

11. Ward C.B. The Emergence of Conspirituality / C.B. Ward, D. Voas // Journal of Contemporary Religion.

— 2011. — Vol. 26. — P. 103-121. URL: https://doi.org/10.1080/13537903.2011.539846

12. Oliver J. E. Conspiracy theories and the paranoid style(s) of mass opinion / J. E. Oliver, T. J. Wood // American Journal of Political Science. — 2022. — Vol. 58, No. 4. — P. 952-966 (2014). D0I:10.1111/AJPS. 12084

13. Нестик Т.А. Социально-психологические предпосылки веры в конспирологические теории происхождения COVID-19 и вовлеченность в сетевые коммуникации / Т.А. Нестик, О.С. Дейнека, А.А. Максименко // Социальная психология и общество. — 2020. — Том 11. — № 4. — С. 87-104. D0I:10.17759/sps.2020110407

143

14. Pizarro J.J. Tell me what you are like and I will tell you what you believe in: social representations of COVID-19 in the Americas, Europe and Asia. Pap. Soc. / J.J. Pizarro, H. Cakal, L. M'endez, S. Da Costa, L.N.Zumeta, M. Gracia Leiva, et al. // Representations. — 2020. — Vol. 29, No. 2.1-2.38. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Tell-me-what-you-are-like-and-I-will-tell-you-what-Pizarro-%C3%87akal/aaff0b78d35110b7b78a9f0875305f7556ebc823

15. Alper S. Psychological correlates of COVID-19 conspiracy beliefs and preventive measures: evidence from Turkey / S. Alper, F. Bayrak, O. Yilmaz // Curr. Psychol. — 2020. — № 40. — С. 5708-5717. DOI: 10.31234/osf.io/mt3p4

16. Sallam M. COVID-19 vaccine hesitancy worldwide: a concise systematic review of vaccine acceptance rates / M. Sallam // Vaccines. — 2021. — Vol. 9. — P. 160. DOI: 10.3390/vaccines9020160

17. Cassese E.C. Gender differences in COVID-19 conspiracy theory beliefs / E.C. Cassese, C.E. Farhart, J.M. Miller // Polit. Gend. — 2020. — Vol. 16, No. 4. — P. 1009-1018. DOI:10.1017/S1743923X20000409

18. Kuhn S.A.K. Coronavirus conspiracy beliefs in the German-speaking general population: endorsement rates and links to reasoning biases and paranoia / S.A.K. Kuhn, R. Lieb, D. Freeman, C. Andreou, T. Zander-Schellenberg // Psychol. Med. — 2021. — Vol. 1, No. 33. — P. 1-15. DOI:10.1017/S0033291721001124

19. Dyrendal A. Predictors of belief in conspiracy theory: The role of individual differences in schizotypal traits, paranormal beliefs, social dominance orientation, right wing authoritarianism and conspiracy mentality / A. Dyrendal, L. E. O. Kennair, M. Bendixen // Personality and Individual Differences. — 2021. — Vol. 173, No. 110645. URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110645

20. Ferreira S. What drives beliefs in COVID-19 conspiracy theories? The role of psychotic-like experiences and confinement-related factors / S. Ferreira, C. Campos, B. Marinho, S. Rocha, E. Fonseca-Pedrero, et al. // Social Science & Medicine. — 2022. — Vol. 292. — P. 114611. URL: https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2021.114611.

21. Пищик В.И. Социально-психологические объяснительные схемы конспиративистской теории / В.И. Пищик // European Social Science Journal. — 2014. — № 7-3(46). — С.73-82. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23007153&

22. Пищик В.И. Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи / В.И. Пищик // Социальная психология и общество. — 2019. — Том 10. — № 2. - С. 67-81. DOI:10.17759/sps.2019100206

23. Sutton R. M. Conspiracy theories and the conspiracy mindset: implications for political ideology / R. M. Sutton, K. M. Douglas // Current Opinion in Behavioral Sciences. — 2020. — Vol. 34. — P. 118-122. URL: https://doi.org/10.1016/jxobeha.2020.02.015

24. Srol J. When we are worried, what are we thinking? Anxiety, lack of control, and conspiracy beliefs amidst the COVID-19 pandemic / J. Srol, E.B. Mikuskova, V. Cavojova // PsyArXiv Prepr. — 2020. DOI: 10.31234/osf.io/f9e6p.

25. Bost P. R. Rationality in conspiracy beliefs: The role of perceived motive / P. R. Bost, S. G. Prunier // Psychological Reports. — 2013. — Vol. 113. — P. 118-128. DOI:10.2466/17.04.PR0.113x17z0

26. Grzesiak-Feldman M. The effect of high-anxiety situations on conspiracy thinking / M. Grzesiak-Feldman // Current Psychology. — 2013. — Vol. 32. — P. 100-118. DOI:10.1007/S12144-013-9165-6

BELIEF IN THE CONSPIRACY OF THE MALE AND FEMALE REPRESENTATIVES OF GENERATION Y1

Pishchik V. I.

Don State Technical University (DSTU), Rostov-on-Don, Russian Federation E-mail: vladaph@yandex.ru

1 The research was carried out with the financial support of the Russian Science Foundation (RNF) within the framework of the scientific project No. 22-28-00520 "Transformation of the conspiracy mentality of the youth of generation Y and Z"

144

The article attempts to differentiate the belief in conspiracy among respondents of different genders. The relevance of the study is due to the incessant disputes between the sexes on psychological indicators and a large spread of data on the severity of their belief in conspiracy. Belief in conspiracy is understood as a set of prejudices - the willingness of a person to perceive as true ideas about the subject of a conspiracy, to be influenced by a negative emotional state and to make decisions according to the threatening power of the conspiracy. The presented small review of the available research on the problem shows a lack of clarity, inconsistency in the detection of sex differences of belief in conspiracy, both in general and for certain types of belief in conspiracy. The study was conducted on a sample of students (280 people, 60% women), aged 25 to 35 years, identified with generation Y - "Information generation". Methods are used: determining the type of belief in conspiracy, types of conspiracy mentality and determining values through actualized fears. Results: men and women have political, world, pharmaceutical conspiracy. Women have a more pronounced grocery conspiracy. Men have an informational one. Men are more ready to accept conspiracy, they have inherent fears of technology, epidemics. Women are more ready to reject conspiracy, but they have more fears associated with the rejection of others and a higher value of Self. Conclusions. The study demonstrates gender differences in belief in conspiracy in connection with fears. Some negativism has been found in the views on life. The data obtained are of interest for psychological work with young people on the correction of conspiracy mentality.

Keywords: conspiratorial mentality, belief in conspiracies, types of belief in conspiracies, fears, values, constructionism, male and female, students.

References

1. Dmitrieva O.A., Vanyushina N.A., CIP&PL. Thematic issue: Personality and Society in the modern civilizational space: language and Politics, 4, 123 (2021). DOI: 10.29025/2079-6021-2021-4-123-133

2. Imhoff R., Bruder M., Speaking (un-)truth to power: Conspiracy mentality as a generalised political attitude. European Journal of Personality, 28, 25 (2014). DOI: 10.1002/per.1930

3. Shamionov R.M., Bocharova E.E., Nevsky E.V., The role of values in the commitment of youth to various types of social activity, Social psychology and society, 13, 1, 124 (2022). D0I:10.17759/sps.2022130108

4. Swami V., Chamorro-Premuzic T. and Fumham A., Unanswered questions: A preliminary investigation of personality and individual difference predictors of 9/11 conspiracist beliefs. Applied Cognitive Psychology, 24, 749 (2010). D0I:10.1002/ACP.1583

5. Thorburn Bird S., Bogart L. M., Birth control conspiracy beliefs, perceived discrimination, and contraception among African Americans: An exploratory study. Journal of Health Psychology, 8, 2, 263 (2003). https://doi.org/10.1177/1359105303008002669

6. Stasielowicz L., Who believes in conspiracy theories? A meta-analysis on personality correlates, Journal of Research in Personality, 98, 104229 (2022). https://doi.org/10.1016/jjrp.2022.104229

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kazun A.D., Porshnev A.V., Who believes in conspiracy theories? Factors of propensity to conspiracy thinking in Russia, Kazakhstan and Ukraine, Public opinion monitoring: economic and social changes, 6, 549 (2021). URL: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.1889

8. Vorontsov D.V., Gender and queer: novum organum of Russian social psychology, or "Decent" terms for an "Indecent" subject, Social psychology and society, 5, 4, 14 (2014). URL: https://psyjournals.ru/social_psy/2014/n4/72828. shtml

9. Liu S., Yang L., Zhang C., Xu Y., Cai L., et al., Gender differences in mental health problems of healthcare workers during the coronavirus disease 2019 outbreak, Journal of Psychiatric Research, 137, 393 (2021), https://doi.org/10.1016/jjpsychires.2021.03.014.

145

10. Etheridge B., Spantig L., The gender gap in mental well-being at the onset of the Covid-19 pandemic: Evidence from the UK, European Economic Review, 145, 104114 (2022), https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2022.104114

11. Ward C.B., Voas D., The Emergence of Conspirituality. Journal of Contemporary Religion, 26, 103 (2011). https://doi.org/10.1080/13537903.2011.539846

12. Oliver J. E., Wood T. J., Conspiracy theories and the paranoid style(s) of mass opinion. American Journal of Political Science, 58(4), 952 (2014). D0I:10.1111/AJPS. 12084

13. Nestik T.A., Deyneka O.S., Maksimenko A.A., Socio-Psychological Predictors of Belief in Conspiracy Theories of the Origin of COVID-19 and Involvement in Social Media. Social Psychology and Society, 11, 4, 87 (2020). DOI:10.17759/sps.2020110407

14. Pizarro J.J., Cakal H., M'endez L., Da Costa S., Zumeta L.N., Gracia Leiva M., et al., Tell me what you are like and I will tell you what you believe in: social representations of COVID-19 in the Americas, Europe and Asia. Pap. Soc. Representations, 29, 2.1-2.38 (2020). URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Tell-me-what-you-are-like-and-I-will-tell-you-what-Pizarro-%C3%87akal/aaff0b78d35110b7b78a9f0875305f7556ebc823

15. Alper S., Bayrak F., Yilmaz O., Psychological correlates of COVID-19 conspiracy beliefs and preventive measures: evidence from Turkey. Curr. Psychol., 40, 5708 (2020). DOI: 10.31234/osf.io/mt3p4

16. Sallam M., COVID-19 vaccine hesitancy worldwide: a concise systematic review of vaccine acceptance rates. Vaccines, 9, 160 (2021). DOI: 10.3390/vaccines9020160

17. Cassese E.C., Farhart C.E., Miller J.M., Gender differences in COVID-19 conspiracy theory beliefs. Polit. Gend. 16 4, 1009 (2020). DOI:10.1017/S1743923X20000409

18. Kuhn S.A.K., Lieb R., Freeman D., Andreou C., Zander-Schellenberg T., Coronavirus conspiracy beliefs in the German-speaking general population: endorsement rates and links to reasoning biases and paranoia. Psychol. Med. 1-15 (2021). DOI:10.1017/S0033291721001124

19. Dyrendal A., Kennair L. E. O., Bendixen M., Predictors of belief in conspiracy theory: The role of individual differences in schizotypal traits, paranormal beliefs, social dominance orientation, right wing authoritarianism and conspiracy mentality, Personality and Individual Differences, 173, 110645 (2021), https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110645

20. Ferreira S., Campos C., Marinho B., Rocha S., Fonseca-Pedrero E., et al., What drives beliefs in COVID-19 conspiracy theories? The role of psychotic-like experiences and confinement-related factors, Social Science & Medicine, 292, 114611 (2022). URL: https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2021.114611

21. Pishchik V.I. Value dimensions of generations through actualized fears, Social psychology and society, 10, 2, 67 (2019). doi: 10.17759/sps.2019100206

22. Pishchik V.I. Socio-psychological explanatory schemes of the conspiracy theory, European Social Science Journal, 7-3, 46, 73 (2014). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23007153&

23. Sutton R. M., Douglas K. M., Conspiracy theories and the conspiracy mindset: implications for political ideology, Current Opinion in Behavioral Sciences, 34, 118 (2020). https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2020.02.015

24. Srol J., Mikuskova E.B., Cavojova V. When we are worried, what are we thinking? Anxiety, lack of control, and conspiracy beliefs amidst the COVID-19 pandemic. PsyArXiv Prepr. (2020) doi:10.31234/osf.io/f9e6p.

25. Bost P. R., Prunier S. G. Rationality in conspiracy beliefs: The role of perceived motive. Psychological Reports, 113, 118 (2013). DOI:10.2466/17.04.PR0.113x17z0

26. Grzesiak-Feldman M. The effect of high-anxiety situations on conspiracy thinking. Current Psychology, 32, 100 (2013). DOI:10.1007/S12144-013-9165-6

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.