Научная статья на тему 'Вера как онтологическое условие субъективности'

Вера как онтологическое условие субъективности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ФОРМА / ИСТОК / ВСЕОБЩНОСТЬ / GENERALITY (UNIVERSALITY) / FAITH / SUBJECTIVISM / FORM / SOURCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Райкова Любовь Михайловна

В статье на основе идей И.Ильина, Э.Фромма и М.Бубера вера рассматривается как модус субъективности в ее основных формах личностного проявления, истоках и интенциональной всеобщности бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Faith as an ontological condition of subjectivism

Based on ideas by Ivan A. Ilyin, Erich Fromm and Martin Buber, faith is understood as a modus of subjectivism in its principal forms of personal display, origins and intentional universality of being human.

Текст научной работы на тему «Вера как онтологическое условие субъективности»

Л. М. Райкова

ВЕРА КАК ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ

Человеку свойственно смотреть в себя, стремясь понять собственный мир. Это зеркало с удивительными свойствами, в нем отражение меняется мгновенно, мерцает, исчезает, становится нестерпимо ярким, сияющим и тут же меркнет, исчезая. Остановить, понять, описать, и даже разобраться в истоках и модусах субъективности — цель современной философской рефлексии, которая, скорее, остается потенциально зовущей, нежели актуально совершенной.

Субъективности как воплощению потенциальной бесконечности человеческого существования нельзя дать строгого определения, а потому она описывается теми модусами, какими выражается в поступке, слове, жесте, и понимается как конструктивное устроение идеального мира бытия согласно законам и правилам активно направленного и действующего субъекта.

Исходным принципом философского дискурса о субъективности полагается тезис «Operari sequitur esse» — «Действие следует за бытием», т. е. субъективность сама в себе есть чистая потенциальность, открывающаяся в актах сопричастности с другим, онтологическая необходимость которого выражена спектром природного, деятельного, социального, познавательного, оценочного, нормативного, духовного и рядом других необходимых условий.

Онтологически субъективность имманентно парадоксальна: человек универсально сотворяет себя, ориентирован на свое существование, действует ради себя, но в извечном стремлении постичь собственное Я он вынужденно оказывается агностиком. И дело не в ограниченности знания о человеке и его жизнедеятельности. Тайна человека коренится в его бесконечной универсальной возможности становления, в его возможности отрицать невозможное, в его потенциально бесконечном перевоплощении.

Субъективность как открытая система идеального бытия формируется в отношениях и связях человека, укореняющих его в действительности. В спектре потенциального множества актов субъекта, соотносящих его с миром реальных жизненных ценностей, особое значение имеет вера как общечеловеческий способ укорененности в жизненных началах путем придания им достоверности и истинности.

В массовом обыденном сознании и повседневном опыте вера часто понимается как религиозное чувство, вера в Бога и религиозные догматы в отличие от рационального и научного познания.

Стремление понять суть веры, ее истоки и формы выражения приводит мысль к пониманию ее как базисной установки, всецело пронизывающей человека и определяющей весь его жизненный уклад, ибо без веры человек теряет надежду, утрачивает смысл существования, становясь опустошенным [см.: 1, с. 154]. Человек знает о вере, потому что чувствует ее. Чувство как открытость души имеет право на существование, но оно еще не объясняет, что порождает верующее сознание, каковы истоки и первопричины веры.

В философии встречается точка зрения, что вера возникает при попытке человека найти опорные жизненные точки в отчаянии, пустоте, одиночестве, в мире бездны, где

© Л. М. Райкова, 2010

он может оказаться. Это не страх Паскаля перед бездной бесконечного пространства или ужас Августина перед бездной греха, т. е. страх помыслить бесконечность некоего нечто.

Человек впадает в экзистенциальный страх — одиночества, оставленности, заброшенности, «ничтойности». Наступает крушение устоев бытия. Вера предстает как способность души видеть в чем-то жизненно ценное, необходимое, значимое, сливаться с ним в доверии и открытости, спасая тем самым себя от потери, разрушения и забвения.

Предметом веры чаще всего становится наиболее важное, главное, то, чем дорожит человек, чему он поклоняется и чему готов служить безоглядно, служить «верой и правдой», т. е. истиной. Вера направлена на ту данность, которая нужна и желанна человеку, которую он полагает целью своих мечтаний, желаний и устремлений.

Вера начинается там и тогда, когда человек устремляется душой к тем истокам и началам, которые привлекают его, притягивают, духовно и душевно близки ему, которые становятся частью его внутреннего мира, и потому такой порыв зарождается в глубинах субъективности. Предмет веры становится и целью, и центром человеческого действия. Человек отныне начинает любить предмет веры, служить и стремиться к нему.

Даже беглый взгляд в душевные глубины открывает очевидный факт: никто не живет без веры. Не верящих ни во что нет, ибо неверие есть особая форма веры. Неверующий — это личная позиция, отрицание того, что человек не признает: от вероисповедания до тенденций массовой моды. Однако такое отрицание есть форма утверждения собственной точки зрения, личной, истинной, правильной веры, направленной на наслаждения, чувственность, деньги, власть, вещи и т. п. А потому следует признать, что вера всеобща, как универсальная интенция она абсолютна, это несущий каркас субъективного мира, творимого человеком. И потому, полностью соглашаясь с концепцией И. Ильина и в единомыслии с ним, автор считает, что «вера есть главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки » [2, с. 137].

Русский мыслитель совершенно прав, полагая, что человек может и не мыслить о своей вере, не думать о том, во что верит. Он может превращать ее в фанатизм, сделать ее всеохватывающей страстью, он может затолкать ее в самые потаенные уголки своей натуры, он может предавать веру и заблуждаться в ней, но человеку не дано жить без веры, ибо различие ситуаций и формы вероотрицания не освобождают человека от необходимости и неизбежности верить [см.: 2, с. 138-139].

Каждый человек — носитель веры. Однако необходимо различать идею веры и идею истины (И. Ильин). Люди часто склонны полагать, что верить означает «считать нечто истиной». Но вера и истина не тождественны. Вера более укоренена в человеке, это более интимное, глубинное и творческое чувство, нежели истины объективированного нейтрального знания, которые не являются ни предметом веры, ни целью устремлений, так как объекты таких истин не вступают в живую связь с человеком (поезда идут по рельсам, универсам — это торговая точка). Человек ими пользуется в сфере личностно-социального опыта, не вводя в сферу собственной субъективности и не делая их объектом веры [см.: 2, с. 138-139].

В русском языке слово «вера» употребляется двояко: как потребность верить и как способность веровать, что, в свою очередь, М. Бубер обозначает двумя глаголами «верить» и «мочь» как двумя сущностными состояниями человеческого бытия [3, с. 240]. Потребность верить есть единый для всех людей модус субъективности, такая вера всеобщна, ибо верят исходно, безусловно: осознанно — бессознательно, слабо — сильно,

с любовью — безразлично, по-доброму — зло и т.д. Потребность верить — естественное состояние со-бытия человека с миром, и потому оно не требует ни сил, ни напряжения. Другое дело — способность веровать. Верование — это усилие, напряжение, труд, созидание себя в слиянии с предметом веры. Верить может и атеист, а веровать — только духовно ориентированный человек, убежденный в истинности избранного вектора веры.

Еще одна форма веры представлена Э. Фроммом, который понимает ее как «убежденность в еще недоказанном, знание реальной возможности, осознание предстоящего». Вера приобретает рациональную форму, когда речь идет о знании реального, но еще предстоящего стать очевидным. Такая вера основывается на особом познавательном даре человека — способности понимания как проникновения за поверхность явлений и духовного усмотрения их сути. Она есть «видение настоящего, чреватого будущим» [4, с. 229], и в повседневном опыте понимается людьми как уверенность, когда подразумевается не столько предмет веры, сколько оценка реальных возможностей достижения ее результата.

Любое событие может иметь несколько способов бытия, и в силу этого содержательно вера становится вариативностью возможных решений, тем, что Э. Фромм называет «парадокс веры: это определенность неопределенного». И зиждется такая вера на практике человека, на субъективном опыте изменения ситуативности, расстилающейся перед каждым из нас как жизненный путь. Вера в возможность действия, преобразования есть следствие собственного опыта возможности изменений.

Э. Фромм рассматривает различие между иррациональной и рациональной верой, видя его в том, что иррациональная вера — это вера в личность, символ, идею, знак, основанная на эмоциональном, безоговорочном подчинении выбранному иррациональному авторитету. Мотивация и принцип такой веры — «Credo quia absurdum» (Верю, потому что нелепо) [см.: 1, с. 156-159].

Рациональная вера есть твердое убеждение, основанное на продуктивной интеллектуальной или эмоциональной активности. В поле рационального мышления вера разума — существенная составляющая, так как любая мысль в актах творческого помышления первично создает идею, образ, порождаемые верой в наличие мыслимого. Творческая гипотеза — это верование, которое есть не что иное, как продление наличного опыта познающего в априорный мир.

История науки есть история веры в разум и его эвристическую силу. Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон, Кюри, Эйнштейн, Кольцов, Вавилов, Капица, Ландау — все они были одержимы непоколебимой верой во всепроникающую силу разума. Эта вера оказывалась сильнее мук смерти и изгнания (Сократ, Бруно, Спиноза).

В познании от зарождения гипотезы до ее обоснования вера поддерживает и направляет познавательный процесс. Вера в предвидение, в цель, в гипотезу как правдоподобный проект, вера в создаваемую теорию базируется как на собственном опыте наблюдения, рассуждения и продуктивного воображения, так и на уверенности в способности ума открывать искомую истину, что было образно названо «онтологическим импульсом» (В. Карпунин).

Наряду с названными формами веры в социальном континууме сложилась ее особая форма — вера в себя, людей и человечество. Такая вера инициируется в значительной степени уверенностью в надежности и неизменности основополагающих личностных установок окружающих людей.

Так же обстоит дело и с верой человека в самого себя. Неизменность личностных начал, сфокусированное в концепции Я, сохраняется на протяжении человеческой жизни,

что убеждает нас в неизменности собственной идентичности и, более того, в постоянстве собственной сути как Я. Вера в себя предопределяет веру в другого человека, ибо он, уверенный в устойчивости собственных установок, нормативов, ориентаций здесь и сейчас, полагает себя таким же неизменным и в будущем, что и оказывается онтологическим условием межличностного общения. Обещание человека быть чем-то для другого проистекает из веры в себя как проявление актов самосохранения. Великое верование в жизнь, собственное будущее человек лелеет в себе, чувствуя постоянство и неизменность души и духа.

Еще одно весьма распространенное толкование веры таково: это вера в возможность дела и поступка — самим человеком и другими. Специфика этой веры заключена в ее ориентации на прошлый позитивный опыт людей, на основании которого будущее становится рациональным продолжением прошлого. Потому Фромм и говорит о продуктивности как основании рациональной веры, так как она есть выражение внутренней активности, процесса ее воплощения в действии, поступке и др. актах субъективности.

Итак, вера может быть чертой характера или установкой, согласно которой действует человек. Вера может быть ориентацией или верованием. И в любой из форм через нее устанавливается особая, духовная, связь человека с объектом веры. А потому философская рефлексия в обращении к этому тончайшему в его потаенности акту субъективности старалась понять и объяснить истоки и основания веры.

Антропологический универсализм веры позволяет считать данное чувство глубинным импульсом становления субъективности. Кто и что генерирует этот импульс?

В повседневном опыте человека вера принимается как естественное состояние, присущее человеку a priori. Это укорененное в человеке чувство уверенности в предстоящем, убежденности в вещах незримых часто относят к «природе» человека, придавая вере трансцендентальный смысл.

Нам представляется, что вера есть модус дихотомии человека как единства и различия психосоматического и духовного бытия. Автор согласна с экзистенциалистами в том, что человек как чистое существование есть только потенциальная возможность, а субъективность — то, что человек творит в себе, для себя, ради себя. Субъективность — процесс актуализации человека в поступках, постоянное сотворение со-бытия Я и не-Я. А поступок человека — действие, направляемое стремлением «иметь» или «быть». «Это два фундаментальных отношения человека к миру: для физического существования надо иметь, для духовного — надо быть» [5, с. 5].

Следовательно, поступок как форма выражения субъективности есть выход человека за ее пределы, и в нем неизбежно вступление в отношение с другим, в со-бытие, выход из потаенности Я в открытость миру. Отношение зиждется на выборе, а выбор — это тяжкий крест определения неопределенности, который человек несет всегда, во всем, всю жизнь через действие, когда в поступке существование становится сущностью, а выбор поступка интенционируется верой как сигналом, зовом, стимулом.

Дихотомия выбора заключена в том, что он всегда однозначен, направлен на объект, цель, акт, действие, но абсолютно неизбежен, ибо только в нем и возможно осуществиться человеку. Отсутствие выбора — это тоже выбор в конкретной ситуации, которая для человека постоянно изменчива и текуча. Гераклитовская мудрость трансформируется в экзистенциальную парадигму: одно и то же событие прожить невозможно, человек постоянно выбирает из множества одно, придавая ему конкретность и образность.

Выбор совершается осознанно и бессознательно, направленно и случайно, системно и хаотично, равно и вера оказывается и присутствующей, т. е. осознанием ее, и скрытой, но таящейся в глубинах души. Однако в любых действиях человека, в помыслах

и поступках она будет первичной силой человеческой жизни, так как поступок выбора духовно труден, неопределенность выбора «включает» сигнал веры, и она является человеку на помощь как целостный жизненный акт. А потому она, став определенностью, оказывается первичной, ведущей силой человеческой жизни, указывая человеку его жизненный путь, определяя его отношение к себе, к людям, к природе и ко всему значащему и ценному в жизни [2, с. 142].

Вера потенциально таится в динамизме природы человека как потребности задействовать собственные способности в отношении к среде, а в сс^йо человек открывает себя как индивидуальную субъективность через другого. Все другие — условия его существования, а субъективность возможна только в выходе за собственные пределы, т. е. в действии выбора. Выбор становится ценностью, порождающей стремление, которое в актах веры дает возможность человеку «снять» одиночество и заброшенность и тем самым обрести конкретность и существования, и сущности.

В диалоге человека с Другим возникает союз, скрепленный не законом убеждений, не логикой аргументации, не фактами и доводами, а порывом духа, любви, душевного притяжения. А потому И. Ильин и полагает, что глубинным источником веры может быть духовный опыт человека, открывающий ему дорогу к совести, любви, чувству долга, к правосознанию и государственности, красоте и искусству, к очевидности и науке, к молитве и религии, что, в свою очередь, выявляет главные ценности человеческой жизни, той субъективной ориентации, которая и создает целостность Я.

В органически единой структуре Я рациональность есть только часть бытия человека наряду с другими, а духовный опыт скрепляет элементы личности в гармонию целостности, которая в соприкосновении с чем-то порождает доверие; так рождается вера. Культурно-исторический опыт свидетельствует: чем выше степень общности предмета веры, тем большие предпосылки создаются для духовного единения в такой вере. Вера только в себя неизбежно ведет человека к изоляции, эгоизму, отрыву от сообщества, а вера в единое и общее включает человека в пространство других, и, как правило, вера в духовные начала ведет к творческому единению.

Духовный закон человеческой жизни, как считал И. Ильин, прост: человек постепенно уподобляется тому, во что он верует. Душа и предмет веры, проникая друг в друга, образуют новое живое единство, расширяя вселенную субъективности.

Быть, чтобы жить; жить, чтобы стать; стать, чтобы состояться как творцу самого себя и бытия. Путеводными началами на этом пути можно полагать такие модусы субъективности, как вера, свободная воля, чувствующая душа, творческий разум и универсальный дух.

Литература

1. Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.

2. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.

3. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 463 с.

4. Фромм Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.

5. Померанц Г. С. Встречи с Бубером // Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 463 с.

Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.