Научная статья на тему 'Вентиляция электросварочных кабин'

Вентиляция электросварочных кабин Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вентиляция электросварочных кабин»

Из особо пыльных процессов а таблицу не включена очистка крупного литья свободной струей; запыленность воздуха при этой работе столь велика, что не представляется возможным установить предельные концентрации пыли в воздухе камеры. В большинстве случаев эта работа производится в специальных шлемах, в которые подается свежий воздух. При рациональном устройстве шлема возможно обеспечить достаточную чистоту воздуха в зоне дыхания. Мы считаем допустимой запыленность воздуха внутри шлема примерно в 100 частиц в 1 см3 (определяется прибором Оуэнса № 1).

Для других видов неядовитой пыли, не содержащей кварца (окись железа — при электросварке, различные металлы — при шоопировании и др.), вполне допустима концентрация в 5 т/и3, как это уже установлено для паров окиси цинка.

Предлагаемый нами проект норм промышленной пыли передан в соответствующие хозяйственные наркоматы* и в НКЗдрав СССР как материал для разработки обязательных нормативов, подлежащих утверждению, согласно ОСТ 90014-39. Материалы, положенные в основу этого проекта (данные о химическом составе пыли, о заболеваемости рабочих и др.), должны быть использованы санитарной инспекцией и работниками инспекции труда и предприятий для обоснования оздоровительных мероприятий.

I « » « Л /

V» Ч . гА/Ьщ , 1_ с. карачаров

Вентиляция электросварочных кабин

Из Центрального • института гигиены труда и профессиональных заболеваний

им. Обуха

За последнее время весьма широкое распространение, особенно в оборонной промышленности, получила ручная дуговая сварка электродами с качественной обмазкой. Состав обмазки и самого стержня электродов зависит от требований, предъявляемых к'качеству сварного шва. Так, одним из обязательных компонентов обмазки .является марганец, в состав стержня иногда входит хром, фтор и т. д.

Процесс сварки такими электродами (иногда их называют «толсто-обмазанными») сопровождается выделением в воздух не только пыли окиси ^железа, что характеризует сварку голыми электродами, но и пыли окиси марганца, хрома и фтористых соединений. Это имеет существенное гигиеническое значение, так как пыль окиси марганца и хрома токсична.

Отсюда, естественно, вытекает необходимость уточнения величины допустимой концентрации пыли, содержащейся в воздухе электросварочных помещений, и разработки основных принципов вентилирования при электросварке качественными электродами.

Специальным совещанием, созванным еще в 1939 г. по инициативе-Центрального комитета профсоюза транспортного машиностроения при участии ВГСИ и научно-исследовательских «»статутов, рекомендованы предельно допустимые концентрации пыли окиси железа и окиси марганца в воздухе рабочих помещений (в мг/м3), приведенные в табл. 1.

Одним из разделов' разрабатывавшейся в Институте им*. Обуха темы тю установлению основных принципов вентилирования при электросварке является вентиляция электросварочных кабин. Требования, которые

0\Л> \ и

-

Таблица 1

Характер рабочих помещений Общая запыленность

преимущественно пылью окиси железа в том числе пылью окиси марганца

Большие сварочные цехи при невозможности устройства в них местной вытяжки ■ . . . . Цехи, где возможно устройство местных отсосов . ..... 5 2 0,7 0,3

должны предъявляться при этом к вентиляции, в основном сводятся к следующему: 1) не допускать распространения пыли и газов, выделяющихся при электросварке, по всему рабочему помещению; 2) обеспечить в зоне дыхания электросварщиков минимальное содержание пыли и газов (ниже предельно допустимых концентраций).

На многих наших заводах сварка мелких и средних деталей производится в закрытых кабинах с удалением воздуха из верхней их части.

Для выполнения первого из указанных выше требований казалось бы наиболее целесообразным' устройство кабин подобного типа, полностью изолированных от остального помещения. Однако тогда условия работы сварщика внутри кабины ухудшаются, так как в зоне его дыхания запыленность воздуха возрастет, если не будут приняты специальные меры.

Для определения эффективности вентиляции в электросварочных кабинах институтом была проведена исследовательская работа в швеллерном цехе одного завода.

Всего в этом цехе 6 кабин длиной 2,5 м, шириной 2,5 м и средней высотой 2,9 м, т. е. кубатура кабины—около 18 м3. Для прохода сварщика и подноски деталей в кабину в одной из боковых стенок ее имеется проем1, закрываемый подвижной стенкой. Кабины расположены в два ряда с проходом между ними шириной 2,6 м.

Детали укладываются на стол размером 1,85X0,8 м и 'высотой 0,6 м от пола, поставленный у стенки, смежной с проемом. Сварка производится током в 145—250 А и напряжением в 60 V с помощью аппарата СТ-2. В кабине свариваются мелкие и средние детали. В зависимости от их 'величины и форм электросварщик работает или сидя на низком стуле, или стоя. Как правило, мелкие детали рабочий сваривает сидя, средние — стоя. Для сварки применяются электроды диаметром 4—5 мм с обмазкой марки ОММ-5.

Для удаления дыма и газов, поднимающихся над электросварочной дугой, в кабинах имеется вытяжка. Вытяжное отверстие диаметром 250 мм расположено в верхней части кабины. Для удаления воздуха из 6 кабин установлен центробежный вентилятор низкого давления № 5.

Эффективность вытяжной вентиляции Определялась по снижению запыленности и концентрации газов в зоне дыхания сварщика при трех режимах: 1) при извлечении воздуха в объеме 90—100-кратного воздухообмена кабины в' час, что примерно соответствовало проектным условиям; 2) при 200-кратном воздухообмене; 3) при выключении вентиляции. Во всех случаях определялось загрязнение воздушной среды пылью и газами под щитком электросварщика, в кабине сзади его на расстоянии 1 м и в проходе между кабинами на расстоянии 1 м от проема обследуемой кабины. При сварке мелких деталей сварщик работал сидя в слегка согнутом положении, а при сварке средних деталей — стоя, наклонившись над свариваемым швом.

Испытанием было установлено, что сварка в кабине мелких деталей вызывает выделение пыли под щитком сварщика при выключенной вентиляции в количестве 12,2 мг/м3, в условиях 100-кратного воздухообмена в кабине (Ь выт. 1 650 м3/час) — 3,5 мг/м3 и при 200-крат-

ном воздухообмене ,(L выт. 3 500 м3/час) — 2,1 мг/м?. Концентрация пыли позади электросварщика на расстоянии 1 м от дуги и 1,5 от пола была выше, чем под щитком', и составляла при названных режимах соответственно 15,4; 11,9 и 5,5 мг/м3.

При сварке мелких деталей током в 225—230 А запыленность под щитком и в кабине (позади сварщика) была больше, нежели при сварке током в ,150 А, примерно в IVa—2 раза.

Весьма значительно увеличивается запыленность воздуха под щитком электросварщика при сварке средних деталей, когда электросварщик работает стоя, с наклоненным вперед над свариваемой деталью' туловищем: при 100-кратном воздухообмене в кабине концентрация пыли под щитком равнялась 12,7 мг/м3, при 200-кратном — 8.5 мг/м3, т. е.,

концентрации были в 4 раза больше-чем при сварке мелких деталей в оди наковых условиях вентиляции.

Многочисленными химическими анализами, проведенными в период обследования, было установлено, что содержание в роздухе кабины {пыли окиси марганца составляло около 8% по отношению к общей запыленности.

При вытяжке в 1 650 м3/час СО в кабине не было обнаружено, а содержание окислов азота' (N20:>) оказалось весьма незначительным. При бездействующей вентиляции количества этих газов повышались и по окислам азота даже несколько превышали допустимые концентрации.

Температура воздуха в кабине при непрерывном ведении процесса сварки была выше температуры; воздуха в цехе на 3° (при 100-кратном воздухообмене). Облучение по Калитину на уровне щитка составляло 0,2 г кал при прихватке и 0,8 г кал при сварке. Выход дыма и газов из кабины через открытый проем' ее наблюдался только тогда, когда вентиляция бездействовала. Уже при вытяжке 1 650 м3/час дым и газы не выбивались.

Проверочным) расчетом было установлено, что при площади открытого проема 1,4 мг, высоте проема 2,4 ¡mi и разности температур в кабине и помещении 3° минимальный объем удаляемого из кабины воздуха должен равняться 1 700 м3/час; количество тепла, усваиваемого воздухом в кабине (при сварке 5 миллиметровым« электродам« и силе тока 230 А) составляет в среднем' 4 000 кал/час.

Значительная запыленность воздуха в электросварочных кабинах даже при большом воздухообмене вынуждает искать иные способы их 'вентиляции, чем» применявшиеся ® обследованном цехе. Для изучения физических явлений, происходящих при электросварке, институтом намечено детальное исследование структуры электросварочного факела. Начальной стадией эУгого исследования явилось определение токов воздуха над сварочной дугой. Эта работа имеет большое значение для вентиляционной практики и должна помочь как при выборе принципа удаления воздуха из кабины, так и при определении объема вытяжки. Работа проводилась в электросварочной лаборатории упомянутого выше завода. <

Все эксперименты проведены в период, когда в лаборатории никаких сварочных работ не производилось (кроме экспериментального поста). На расстоянии 0,5; 1 и 1,6 м над сварочным столом замерялись температура и скорость движения воздуха в элек-

Рис. 1. Сетка для замеров температуры и 'скорости движения воздуха в электросварочном факеле

Рис. 2. Распределение скоростёй в горизонтальном сечении вертикального дымового-»

факела.

а — на высоте 0,5 м от глектросварочиой дуги гри 5 мм электродах и силе гока в 200 А: б на высоте 0,5 м при в мм электродах и силе тока в 2"5 А:в — на высоте 1 м при ь мм электродах н силе тока в 275 А; г — на высоте 1,5 при в мм электродах и силе тока в 275 А (м — 1/10)

тросварочном факеле посредством специально сконструированной термопары и дифе-ренциальиого анемометра. Замеры призводились в каждом квадратном дециметре площади горизонтального сечения над столом с помощью сетки аз тонкой проволоки, натянутой на лепкой деревянной рамке (рис. 1). Полученные результаты приведены в •габл. 2.

Таблица 2

Температура помещения Площадь, в которой , наблюдались токи воздуха больше 0,1 м/сек Участок максимальных скоростей: ядро потока скорости больше 0,3 м/сек

. СЗ л а з*г скорость потока температура

Условия эксперимента а> а. а с о ы О) а «ч ев С СЗ Я конце эксперимента се к а» ж а о с л н о о р. о ы а « * 5 с» 5-1 => г средняя температура потоки О сз са аз = к ?3 и £ Я 2 о <и «с « = СГ «с О Ч 3 "я 03 средняя в м/сек № С1 X л к ез Ж К в* й « * я к к 01 я п а л ч « 3= О X и сз Ъ

а а а Ч. о и С К ь. Ж а и £

6-м нллиметровые электроды; сила тока 275 А | 1

Уровень 0,5 м . . . . » 1,0» ... . » 3,5» ... . 20,6° 10,0° 19, Зэ 21,6° 21,5° 21,5' 21,1° ,■20,2" 20,4® ООО СКМСЯ ООО 32,2° 27,2° 21,2° 160 181 322 0,063 0,001 0,109 ООО 55 0,5т 0,52 0,45 42,0° 30,С 24,5° 45,9' 31,2° 30,9° 97,0' 89,0' 145,0"1

5-миллиметровые электроды; сила тока 200 А

Уровень 0,5 м ... . 23,0° 23,0° 21,0' 0,11 0,24 35,0° 93,7 0,029 0,33 0,45 45,7° 50,9° 40,0'

Распределение скоростей поднимающегося потока над электросварочной дугой в горизонтальной плоскости приводим в виде кривых а, б, в и г, вычерченных по принципу построения горизонталей (рис. 2). Данные табл. 2 показывают сравнительно незначительную объемную величину газов и воздуха, поднимающихся над электросэа-' рочной дугой.

Установленное нашими исследованиями значительное содержание в воздухе кабины пыли при вытяжке через отверстие в куполе объясняется, таким образом, не только недостаточными объемами отсасываемого воздуха, но в первую очередь .неудачным расположением^ самого отверстия. Несомненно, устройство отсоса в верхней же части кабины, но непосредственно над столом!, даже в виде примитивного вытяжного зонта или типа укрытия дало бы больший эффект. Однако это допустимо только при мелких деталях, когда сварщик работает сн!?я, при сварке же средних деталей подобное решение является нецелесообразным.

Надо было найти иной принцип отсоса воздуха из кабин с тем, чтобы и при сварке средних деталей, когда электросварщик ведет процесс стоя и наклонившись над деталью, запыленность воздуха в зоне дыхания (под щитком) не превышала допустимых величин.

Нами предложено было удаление воздуха посредством вытяжки через большое засасывающее отверстие, расположенное над столом по стене кабины, для того, чтобы дым и газы, попадая в зону влияние всасывающего спектра, полностью отсасывались от дуги в . сторону, противоположную рабочему месту.

Скорости восходящих токов над дугой, максимально достигающие, по данным наших исследований, 0,5—0,4 м/сек, давали основание предполагать, что боковой отсос может быть эффективен при сравнительно небольших объемах воздуха, но большом пространстве, охватываемом

-

спектром всасывания. Сконструированный нами по этому принципу отсос был смонтирован заводом в одной из кабин цеха (рис. 3).

Учитывая местную специфику ведения процесса сварки, мы запроектировали засасывающее отверстие размером 1,25X0,6 м с расположением' нижней кромки.его на расстоянии 0,24 м от плоскости стола. Во избежание загромождения кабины ширина отсасывающей коробки была принята в 0,25 м при такой же ширине вытяжного прямоугольного воздуховода, также расположенного по стене кабины. Для выравнивания скоростей в засасывающем отверстии было предусмотрено устройство 4 направляющих лопаток, заканчивающихся уже в воздуховоде на расстоянии 0,5 м от кромки отверстия. Для приближения спектра всасывания к дымовому факелу, поднимающемуся от дуги, были сделаны вдоль верхней и боковых кромок отверстия откидывающиеся козырьки (закрылки) шириной 0,2—0,23 м.

Гигиеническое и техническое испытание этой установки проводилось .при разных объемах отсасываемого воздуха при сварке 5- и 6-миллиметровыми электродами марки ОММ-5 и при силе тока в 200—275 А. Отбор проб (как и при первом исследовании) производился в зоне дыхания сварщика, в кабине и вне ее. Кроме того, определялись скорости воздуха по 'сечению засасывающего отверстия, а также объемы удаляемого воздуха.

Анемометрические замеры в засасывающем' отверстии показали довольно равномерное распределение скоростей, за исключением крайней ячейки (ближайшей к вытяжному воздуховоду), где наблюдались несколько повышенные скорости. При 2 400 м3/час удаляемого воздуха средние скорости в первых четырех ячейках колебались от 1 до •1,16 М'/сек, в то время \как © последней, 5-й ячейке, средняя скорость равнялась 1,6 м/сек. При объеме удаляемого воздуха 1 450 м3/час средние скорости воздуха были от 0,6 до 0,8 м/сек в 4 ячейках и 1 м/сек в 5-й ячейке.

Испытание показало полную целесообразность устройства откидывающихся козырьков с боков вытяжного отверстия. Так, при указанных выше объемах удаляемого воздуха средние скорости на расстоянии 0,25 м от всасывающего отверстия, т. е. на уровне кромки закрылки, составляли около 80—85а/о средней скорости во всасывающем отверстии. Скорость же воздуха на этом расстоянии, определяемая по спектру всасывающего насадка (Ь : а = 1:2), без закрылки составляла

лсего 40л/о

®о

Весьма показательны данные об эффективности этого отсоса по снижению запыленности как В: зоне дыхания сварщика, так и в самой кабине. Запыленность воздуха под щитком при выключенной вентиляции была в среднем 12,8 мг/м3 при 5-миллиметровых электродах и силе тока 210 А и 19,1 мг/м3 при 6-миллиметровых электродах и токе 275' А, а в кабине на расстоянии 1 м от дуги — соответственно 29 и 88 мг/м3.

Содержание пыли в воздухе внутри и около кабин резко снижается, когда включен боковой отсос. При вытяжке в 2 400 м3/час под щитком запыленность составляла в среднем' всего 1,3—1,7 мг/м3 и в кабине 1,1—2 мг/м3, в то время как при верхнем отсосе в 3 500 мР/час в куполе кабины, т. е. в 14/г раза большем, запыленность под щитком была в среднем 8,5 мг/м3, а в кабине — 11,5 мг/м3.

Для определения необходимых минимальных объемов вытяжки, при которых содержание пыли в зоне дыхания не превышало бы допустимых концентраций, были проведены испытания эффективности установки при вытяжке в 1 500, 1 270 и 1 Д 00 м3/час и сварке 5- и 6-м«лли-метровыми электродами током в 200 и 275 А. Наилучшие результаты в отношении снижения запыленности в зоне дыхания сварщиков получены при вытяжке в 1 500 м3/час: в этом случае содержание пыли под щитком не превышало в среднем' 2,14 мг/м3 с колебаниями по отдельным отборам от 0,5 до 2,8 шУм3. Примерно такие же концентрации

з* ———

получены в кабине на расстоянии 1 м позади сварщика. Минимальные концентрации наблюдались при расположении свариваемого шва на расстоянии 0,25— 0,30 м от кромки всасывающего отверстия и максимальные (в среднем 2,14 мг/'м3) — при сварке на крае стола, т. е. на расстоянии 0,45 м от вытяжного отверстия. При вытяжке в 1 270— 1 100 м3/'час запыленность увеличивалась (по усеред-ненным концентрациям) до ° 4,5 мг/м3 при минимальной § концентрации в среднем о 1,72 мг/м3 и максимальной 5 4,8 мг/м3. Зависимость за-х пыленности воздуха от расстояния между дугой и засасывающим отверстием сохранилась и в этих экспериментах.

В кабинах сварка некоторых деталей производится не только на столах,но и на полу, на специальном кондукторе. Чтобы проверить эффективность боковой вытяжки при всех возможных вариантах сварки в кабинах, надо было провести испытание и для этого случая.

Когда свариваемые швы находились от кромки вытяжного отверстия на расстоянии по горизонтали 0,35—0,28 м и ио вертикали 0,16—0,1 м, запыленность воздуха в кабине по^ усередненным данным равнялась 1,72 мг/'м3 (вытяжка ДЙЙ^Л;--------— 2 300 м3;час) и 2,70 мг/м3

(вытяжка 1 400 м3/час); на ^ расстоянии 1 м от сварщи-

ка концентрация пыли была еще меньше —1,25 и 1,65 мг/м3 и такой же она была в помещении цеха вне кабины (сварка велась 5-миллиметровыми электродами при токе в 220 А).

Таким образом, при сварке на кондукторе боковой отсос достаточно эффективен.

Сопоставим полученные данные по запыленности в зоне дыхания сварщика при боковой вытяжке с данными технического испытания этой установки, с одной стороны, а с друг.ой — со скоростями электро-

о

ХО

о о.

сварочного факела на уровне 0,5 м от стола, т. е. в зоне дыхания сварщика, работающего стоя в наклонном положении (табл. 3).

Сравнивая показатели табл. 3 с концентрациям« запыленности при кабинной сварке, мы видим!, что при вытяжке в 2 400 и 1 500 м3/час, когда скорости засоса в месте сварки были равны или несколько превышали скорости потока факела, содержание пыли под щитком равнялось таковому в воздухе помещения или было немного больше его. При уменьшении объемов удаляемого воздуха до 1 100 м3/час, когда скорость засоса воздушного потока у места сварки оказалась значительно ниже, чем средняя скорость в ядре дымового факела, содержание пыли в воздухе поднялось и превысило предельно допустимую концентрацию. Наблюдавшееся при этих объемах вытяжки (1 100— 1 150 м^/час) легкое задымление кабин несколько отразилось и .на увеличении содержания пыли в воздухе помещения.

Таблица! 3

Объем удаляемого воздуха Скорость в факеле на уровне 0,5 м от дуги Примечание

2 400 м3/час 1 500 м8/час 1 100 мз/час

о о о о СЗ т « Ж о ы ■2 д 12 х « ж = о -о. к X над дугой на расстоянии 0,1 м от края стола О о о о СЗ « с! К & vx на уровнг кромки закрылки Vi наи дугой на расстоянии 0,1 м от края стола & о о и ез СП 2 ¡? v, на уровне кромки закрылки vt над дугой на расстоянии 0,1 м от края стола vcp в ядре потока « эе О а> 5 о о. >, PJ = S 6 о"

1,2 1,04 0,67 1 0,79 0,61 (МО1 0,58 0,45 0,29' 0,43 0,55 0,29 Электроды

6 мм, 275 А

0,38 0,45 0,24 Электроды

5 мм, 200 А

Выводы

1. Устройство кабин закрытого типа с вытяжкой воздуха из верхней их части допустимо только при сварке мелких деталей, т. е, когда сварщик работает сидя в слегка согнутом -положении и когда дым1 и газы, поднимающиеся над дугой, минуют зону его .-дыхания.

2. Необходимый объем удаляемого воздуха из верхней части кабин подобного типа (кубатурой 17 м3) при сварке мелких деталей 4-миллиметровыми электродами должен быть не менее 1 700 м8/час, или около 100-кратного воздухообмена в час. Это обеспечивает снижение концентрации- пыли под щитком до предельно допустимых величин и предотвращает распространение пыли в помещении, в котором размещены кабины, через открытый прэемг (площадью не более 1,5 м2).

3. При сварке средних деталей (когда сварщику обычно приходится работать с наклоненным вперед туловищем) устройство кабин с отсосом воздуха й верхней части нерационально, тем более, что при такой сварке часть тела сварщика находится в потоке теплого воздуха, что особенно неблагоприятно ощущается в летнее время года.

4. Для удаления 'пыли и газов, образующихся 'при кабинной электросварке на столах, наиболее эффективной является боковая ^вытяжка по принципу, предложенному автором.

' Осевая скорость, определенная по графику для всасывающего наса!ка : а = 1 : 2). По скорости на уровне закрылки.

5. Испытаниями эффективности боковой вытяжки при сварке электродов о качественной обмазкой марки ОММ-5, диаметром! электродов 5 и 6 мм и токе 200 и 275 А установлено, что .требуемый гигиениче-

0.45 м/сен'

О.АО и/аел' ах^т'

/ (М-5 ЩСВГ /ПОЦрек' уцящсе*

8.1 ог 05 0 4 05 В-6 а? 0,6 о9 ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. График для определения скоростей в вытяжном отверстии в зависимости от расстояния его от места аварии и от скоростей в ядре дымового факела (' средняя скорость в ядре дымового факела)

ский эффект может быть получен при сварке мелких детален (когда рабочее место фиксировано и сварщик работает сидя в слегка наклоненном положении), если объемг удаляемого' воздуха составляет 1 200м2/час, и при средних деталях (когда сварщик работает на кондукторе стоя в наклоненном положении при объеме 1500 м3/час).

6. При проектировании боковых вытяжек необходимо учитывать следующее:

а) для получения достаточного эффекта скорости потока в спектре всасывания на уровне зоны дыхания сварщиков должны быть равны или несколько выше средней скорости в ядре дымового электросварочного факела;

б) у кромок вытяжного отверстия должны быть откидывающиеся козырьки (закрылки) для приближения засасывающего отверстия к месту сварки; •

в) для определения необходимых скоростей во всасывающем по-

токе над электросварочной дугой разработаны графические изображения распределения скоростей и вспомогательный график (рис. 4) для определения скоростей в вытяжном отверстии в зависимости от расстояния его от места сварки и от скоростей в ядре дымового факела; при установке закрылок с трех сторон вытяжного отверстия можно принимать на уровне края закрылки, так как тогда скорость всасывающего потока несколько снизится; в нашем случае (при вытяжном отверстии 1,2X0,6 м и ширине закрылок 0,23 м) скорость всасывающего потока на уровне закрылок составляла около 80°/о скорости в сечении вытяжного отверстия;

г) габариты засасывающего сечения коробки зависят от размеров электросварочного стола или кондуктора, а значит, и от размеров деталей или, в конечном итоге, от длины свариваемых швов;

д) для лучшего улавливания дыма и газов, образующихся в процессе сварки, высота бокового отсоса не должна быть менее 0,5—0,6 м).

7. Кабины, в которых сварка производится попеременно на столе и на кондукторе, целесообразно оборудовать двумя боковыми отсосами с' переключением. Засасывающие отверстия могут быть расположены по противоположным стенкам (рис. 5).

8. При устройстве боковых отсосов перекрытие кабин следует делать горизонтальным!, так как тогда отпадает недобность в куполообразном оформлении.

9. Поступление свежего воздуха в кабины взамен удаляемого должно производиться из цеха через проем шириной примерно 0,5—0,6 м. Установка специального приточного патрубка в кабине нецелесообразна, так как механический приток в кабину безусловно будет способствовать большему выбиванию из нее пыли и газов. Приточный воздух для восполнения удаляемого из кабин должен подаваться на близлежащий участок цеха.

10. Для улучшения поступления чистого воздуха в зону дыхания сварщика необходимо сварочный стол и открытый проем располагать с таким расчетом, чтобы проем оказывался сбоку сварщика на расстоянии не более 1 м от него.

11. Для защиты проходящих рабочих от ультрафиолетовых лучей надо снаружи кабины перед проемом устанавливать специальный экран.

12. Во избежание проникновения дыма и газов в цех в ограждениях кабин, а также в швах не должно быть неплотностей.

Проф. с. Н. ЧЕРКИНСКИЙ

Об экономном расходовании хлора на санитарно-технические и противоэпидемические нужды

Великая отечественная воина против немецких захватчиков требует большого напряжения сил, воли и материальных средств. Интересы обороны страны обязывают не только к всемерной мобилизации народного хозяйства и всех наличных ресурсов, но и к соблюдению самого сурового, самого строгого военного режима экономии везде и во всем.

В конце 1941 г. ВГСИ обратили внимание местных органов санитарного надзора на возможные перебои в снабжении хлором и хлорной известью, в связи с чем были даны указания о необходимости прекращения хлорирования сточных вод в случаях, не связанных с прямой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.